Схема эбу ваз 2109

Обновлено: 04.07.2024

1 – блок-фара;
2 – моторедуктор очистителя фары*;
3 – выключатель подкапотной лампы;
4 – звуковой сигнал;
5 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
6 – датчик включения электродвигателя вентилятора;
7 – генератор;
8 – электромагнитный клапан включения омыва фар*;
9 – электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла* (на ВАЗ-21099 не устанавливается);
10 – электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла;
11 – электродвигатель омывателя стекол;
12 – датчик контрольной лампы давления масла;
13 – электромагнитный клапан карбюратора;
14 – концевой выключатель карбюратора;
15 – свечи зажигания;
16 – штепсельная розетка для переносной лампы;
17 – подкапотная лампа;
18 – датчик-распределитель зажигания;
19 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора;
20 – моторедуктор очистителя ветрового стекла;
21 – коммутатор;
22 – катушка зажигания;
23 – стартер;
24 – датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра**;
25 – колодка диагностики**;
26 – реле включения стартера;
27 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
28 – выключатель света заднего хода;
29 – аккумуляторная батарея;
30 – датчик уровня тормозной жидкости;
31 – монтажный блок;
32 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
33 – выключатель стоп-сигнала;
34 – лампа освещения вещевого ящика;
35 – электродвигатель вентилятора отопителя;
36 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
37 – переключатель вентилятора отопителя;
38 – лампа подсветки рычагов отопителя;
39 – прикуриватель;
40 – выключатель обогрева заднего стекла;
41 – выключатель заднего противотуманного света;
42 – предохранитель цепи противотуманного света;
43 – выключатель аварийной сигнализации;
44 – выключатель наружного освещения;
45 – реле зажигания;
46 – выключатель зажигания;

а – монтажного блока, комбинации приборов, выключателя зажигания и очистителя ветрового стекла (у колодок с другим числом штекеров – порядок нумерации аналогичный);
б – датчика-распределителя зажигания;
в – коммутатора и блока управления электромагнитным клапаном карбюратора;
г – блок-фар, очистителей фар и заднего стекла;
ж – плафона освещения салона;
е – датчика уровня топлива;
д – задних фонарей (нумерация выводов по порядку сверху вниз)

** Устанавливались на части выпускаемых автомобилей.
** С 1995 г. не устанавливаются.

1 - блок фара;
2 - электродвигатели очистителей фар ваз 21099;
3 - противотуманные фары;
4 - выключатель подкапотной лампы;
5 - звуковой сигнал;
6 - электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя;
7 - датчик включения электродвигателя вентилятора;
8 - датчик износа колодок передних тормозов;
9 - генератор ваз 21099;
10 - электромагнитный клапан включения омыва фар ваз 21099;
11 - электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла;
12 -электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла ваз 21099;
13 - электродвигатель омывателя стекол;
14 - датчик контрольной лампы давления масла;
15 - датчик уровня масла;
16 - датчик уровня омывающей жидкости;
17 - датчик расхода топлива ваз 21099;
18 - электромагнитный клапан карбюратора ваз 21099;
19 - концевой выключатель карбюратора;
20 - реле включения стартера ваз 21099;
21 - свечи зажигания ваз 21099;
22 - датчик-распределитель зажигания;
23 - датчик скорости автомобиля;
24 - блок управления электромагнитным клапаном карбюратора ваз 21099;
25 - колодка диагностики;
26 - катушка зажигания ваз 21099;
27 - выключатель света заднего хода;
28 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
29 - стартер ваз 21099;
30 - датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра;
31 - коммутатор ваз 21099;
32 - аккумуляторная батарея;
33 - датчик уровня охлаждающей жидкости;
34 - реле включения противотуманных фар;
35 - датчик уровня тормозной жидкости;
36 - монтажный блок ваз 21099;
37 - штепсельная розетка для переносной лампы;
38 - блок управления блокировкой замков дверей;
39 - подкапотная лампа;
40 - электродвигатель очистителя ветрового стекла;
41 - лампа освещения вещевого ящика;
42 -электродвигатель вентилятора отопителя;
43 - дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
44 - переключатель вентилятора отопителя;
45 - лампа подсветки рычагов отопителя;
46 - моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей;
47 - моторедукторы блокировки замков передних дверей;
48 - моторедукторы блокировки замков задних дверей;
49 - выключатель зажигания ваз 21099;
50 - переключатель электростеклоподъемника правой двери;
51 - переключатель электростеклоподъемника левой двери;
52 - реле зажигания;
53 - подрулевой переключатель;
54 - маршрутный компьютер ваз 21099;
55 - прикуриватель;
56 - регулятор освещения приборов ваз 21099;
57 - выключатель контрольной лампы стояночного тормоза;
58 - выключатель стоп-сигнала;
59 - контрольная лампа включения обогрева заднего стекла;
60 - выключатель обогрева заднего стекла;
61 - выключатель противотуманных фар;
62 - контрольная лампа включения противотуманных фар;
63 - контрольная лампа включения заднего противотуманного света;
64 - выключатель заднего противотуманного света;
65 - боковые указатели поворота;
66 - выключатели плафона на стойках дверей (на ваз-21093 и ваз-21099);
67 - предохранитель цепи противотуманного света;
68 - выключатель наружного освещения;
69 - панель приборов ваз 21099;
70 - выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора;
71 - выключатель аварийной сигнализации;
72 - плафон;
73 - разъем для подключения к плафону индивидуального освещения;
74 - задние фонари;
75 - фонари освещения номерного знака;
76 -электродвигатель очистителя заднего стекла;
77 - элемент обогрева заднего стекла;
78 - датчик указателя уровня и резерва топлива

Схема соединений системы управления двигателем ВАЗ-2111 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности России (контроллер М1.5.4)автомобилей ВАЗ-21083, -21093, -21099

1 – форсунки;
2 – свечи зажигания;
3 – модуль зажигания;
4 – колодка диагностики;
5 – контроллер;
6 – колодка, присоединенная к жгуту проводов панели приборов;
7 – главное реле;
8 – предохранитель, защищающий цепи главного реле;
9 – реле электровентилятора;
10 – предохранитель, защищающий цепи реле электровентилятора;
11 – реле электробензонасоса;
12 – предохранитель, защищающий цепи реле электробензонасоса;
13 – датчик массового расхода воздуха;
14 – датчик положения дроссельной заслонки;
15 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
16 – регулятор холостого хода;
17 – датчик кислорода;

1 - блок фар ваз 2115;
2 - моторедукторы очистителей фар*;
3 - противотуманные фары*;
4 - датчик температуры окружающего воздуха ваз 2115;
5 - звуковые сигналы ваз 2115;
6 - выключатель лампы освещения моторного отсека;
7 - электродвигатель вентилятора системы охлаждения ваз 2115;
8 - генератор ваз 2115;
9 - датчик сигнализатора недостаточного уровня масла ваз 2115;
10 - датчик уровня омывающей жидкости;
11 - датчик износа колодок передних тормозов;
12 - наконечники проводов, подключаемые к общему насосу омывателя стекол**;
13 - насос омывателя ветрового стекла ваз 2115;
14 - насос омывателя фар*;
15 - наконечники проводов для подключения к насосу омывателя заднего стекла на автомобилях ваз 2113 и ваз 2114; 16 - датчик сигнализатора недостаточного давления масла;
17 - лампа освещения моторного отсека ваз 2115;
18 - наконечник провода для подключения к жгуту проводов системы управления двигателем или к жгуту проводов системы зажигания на карбюраторных автомобилях ваз 2115;
19 - моторедуктор очистителя ветрового стекла;
20 - стартер ваз 2115;
22 - датчик указателя температуры охлаждающей жидкости ваз 2115;
23 - выключатель фонарей заднего хода ваз 2115;
24 - датчик сигнализатора недостаточного уровня тормозной жидкости;
25 - аккумуляторная батарея;
26 - датчик сигнализатора недостаточного уровня охлаждающей жидкости;
27 - реле включения противотуманных фар ваз 2115;
28 - монтажный блок ваз 2115;
29 - выключатель стоп-сигнала;
30 - штепсельная розетка для переносной лампы;
31 - лампа подсветки шкалы гидрокорректора фар ваз 2115;
32 - выключатель лампы сигнализатора стояночного тормоза;
33 - колодка подключения лампы подсветки;
34 - выключатель ламп освещения приборов;
35 - подрулевой выключатель;
36 - выключатель аварийной сигнализации;
37 - реле элемента обогрева передних сидений ваз 2115;
38 - выключатель зажигания ваз 2115;
39 - предохранитель цепи фонарей заднего противотуманного света;
40 - предохранитель цепи элементов обогрева передних сидений ваз 2115;
41 - предохранитель цепи блокировки замков дверей;
42 - лампа подсветки передней пепельницы;
43 - реле зажигания ваз 2115;
44 - прикуриватель;
45 - лампа освещения вещевого ящика;
46 - выключатель освещения вещевого ящика;
47 - электродвигатель вентилятора отопителя ваз 2115;
48 - дополнительный резистор электродвигателя отопителя;
49 - переключатель вентилятора отопителя ваз 2115;
50 - лампа подсветки переключателя отопителя;
51 - лампа подсветки рычагов отопителя ваз 2115;
52 - моторедукторы электростеклоподъемников передних дверей;
53 - переключатель электростеклоподъемника правой передней двери ( расположен в правой двери );
54 - моторедукторы блокировки замков передних дверей;
55 - провода для подсоединения к правому переднему громкоговорителю;
56 - моторедукторы блокировки замков задних дверей ваз 2115;
57 - провода для подсоединения к правому заднему громкоговорителю;
58 - блок управления блокировкой замков дверей ваз 2115;
59 - провода для подсоединения к радиоаппаратуре;
60 - выключатель очистителей фар ваз 2115*;
61 - выключатель элемента обогрева заднего стекла ваз 2115;
62 - реле включения фонарей заднего противотуманного света;
63 - колодка для подключения к элементу обогрева правого переднего сиденья ваз 2115;
64 - выключатель фонарей заднего противотуманного света ваз 2115:
65 - выключатель элемента обогрева правого переднего сиденья ваз 2115;
66 - выключатель противотуманных фар ваз 2115*;
67 - выключатель ламп наружного освещения;
68 - выключатель элемента обогрева левого переднего сиденья ваз 2115;
69 - колодка для подключения к элементу обогрева левого переднего сиденья;
70 - провода для подсоединения к левому переднему громкоговорителю;
71 - переключатель электростеклоподъемника левой передней двери (расположен в левой двери);
72 - переключатель электростеклоподъемника левой передней двери (расположен в левой двери);
73 - провода для присоединения к левому заднему громкоговорителю;
74 - боковые указатели поворотов ваз 2115:
75 - выключатель плафона на стойках передних дверей;
76 - выключатель плафона на стойках задних дверей;
77 - плафон;
78 - плафон индивидуального освещения салона;
79 - колодка для подключения к жгуту проводов электробензонасоса ваз 2115;
80 - выключатель лампы освещения багажника;
81 - комбинация приборов ваз 2115:
82 - лампа освещения багажника;
83 - блок индикации бортовой системы контроля ваз 2115;
84 - маршрутный компьютер ваз 2115*;
85 - колодка для подключения жгута проводов системы управления двигателем;
86 - задние наружные фонари ваз 2115;
87 - задние внутренние фонари ваз 2115;
88 - колодка для подключения к элементу обогрева заднего стекла;
89 - фонари освещения номерного знака;
90 - дополнительный сигнал торможения, расположенный в спойлере ваз 2115.

Порядок условной нумерации штекеров в колодках:
А - блок фар и очистителей фар ваз 2115;
Б - прикуривателя;
В - монтажного блока ваз 2115, комбинации приборов, выключателя зажигания ваз 2115, очистителя ветрового стекла и других узлов электрооборудования ( у колодок с иным числом штекеров – порядок нумерации аналогичный );
Г - реле включения заднего противотуманного света;
Д - выключатель аварийной сигнализации;
Е - моторедукторов электростеклоподъемников и моторедукторов блокировки замков дверей;
Ж - плафона освещения салона.

* Устанавливаются на части выпускаемых автомобилей лада ваз 2115;
** На автомобилях ваз 2115 различной комплектации может устанавливаться один общий насос омывателя и электромагнитные клапаны омывателей фар и ветрового стекла ( как на автомобилях ваз-2108 и ваз-2109 ). В этом случае колодки 12 подключаются к насосу омывателя, а провода, присоединенные к насосам 13 и 14, подсоединяются к соответствующим электромагнитным клапанам.

Электростеклоподъемники передних дверей ВАЗ 2115, ВАЗ 2114 (схема включения)

1 – монтажный блок; 2 – переключатель электростеклоподъемника правой передней двери; 3 – моторедуктор электростеклоподъемника правой передней двери; 4 – моторедуктор электростеклоподъемника левой передней двери; 5 – переключатель электростеклоподъемника левой передней двери; 6 – выключатель зажигания; К5 – реле включения электростеклоподъемников; А — к источникам питания; В — к выключателю наружного освещения

Электрическая схема ЭСУД а/м ВАЗ-2115, 2114 с контроллером М 7.9.7 (Январь 7.2)

А - к клемме "плюс" аккумуляторной батареи;
В1, В2 - точки заземления жгута системы зажигания;

Провода на данной схеме имеют буквенное обозначение цвета и обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод. Через дробь указывается номер контакта колодки. Условное обозначение "S26" или "SА" означает, что провод присоединяется к элементу схемы под номером 26 или обозначенному буквой А через точку соединения, не показанную на схеме.

Принципиальные схемы инжекторных систем (Bosch 1.5.4 и Январь 5)

Вот случайно на компе наткнулся на схемы инжекторных проводок. Решил выложить их для всех.
Некоторые пояснения по названиям:

Jan5 — означает что для Января
R83 — это стандарт экологичности. означает что отсутствует ДК
E2(3) — означает стандарт экологичности Euro-2. в таких проводках присутствует ДК, адсорбер, дф и т.д.
21103 — означает модель автомобиля на котором стоит проводка


Jan5-R83-21103


1 — форсунки;
2 — свечи зажигания;
3 — модуль зажигания;
4 — колодка диагностики;
5 — контроллер;
6 — колодка, присоединяемая к жгуту панели приборов;
7 — главное реле;
8 — предохранитель главного реле;
9 — реле электровентилятора;
10 — предохранитель цепи питания контроллера;
11 — реле электробензонасоса;
12 — предохранитель цепи питания электробензонасоса;
13 — датчик массового расхода воздуха;
14 — датчик положения дроссельной заслонки;
15 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
16 — регулятор холостого хода;
17 — датчик детонации;
18 — датчик положения коленчатого вала;
19 — датчик положения распределительного вала(фаз);
20 — блок управления АПС;
21 — индикатор состояния АПС;
22 — датчик скорости;
23 — электробензонасос с датчиком уровня топлива;
24 — датчик контрольной лампы давления масла;
25 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
26 — датчик уровня масла;
27 — колодка, присоединяемая к жгуту системы зажигания;
28 — комбинация приборов;
29 — монтажный блок;
30 — электровентилятор системы охлаждения;
31 — выключатель зажигания;


Jan5-R83-21102

1 — форсунки;
2 — свечи зажигания;
3 — модуль зажигания;
4 — колодка диагностики;
5 — контроллер;
6 — колодка, присоединяемая к жгуту панели приборов;
7 — главное реле;
8 — предохранитель главного реле;
9 — реле электровентилятора;
10 — предохранитель цепи питания контроллера;
11 — реле электробензонасоса;
12 — предохранитель цепи питания электробензонасоса;
13 — датчик массового расхода воздуха;
14 — датчик положения дроссельной заслонки;
15 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
16 — регулятор холостого хода;
17 — датчик детонации;
18 — датчик положения коленчатого вала;
19 — блок управления АПС;
20 — индикатор состояния АПС;
21 — датчик скорости;
22 — электробензонасос с датчиком уровня топлива;
23 — датчик контрольной лампы давления масла;
24 — датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;
25 — датчик уровня масла;
26 — колодка, присоединяемая к жгуту системы зажигания;
27 — комбинация приборов;
28 — монтажный блок;
29 — электровентилятор системы охлаждения;
30 — выключатель зажигания;


Jan5-R83-2115

1 — форсунки;
2 — свечи зажигания;
3 — модуль зажигания;
4 — колодка диагностики;
5 — контроллер;
6 — колодка, присоединяемая к жгуту панели приборов;
7 — главное реле;
8 — предохранитель главного реле;
9 — реле электровентилятора;
10 — предохранитель цепи питания контроллера;
11 — реле электробензонасоса;
12 — предохранитель цепи питания электробензонасоса;
13 — датчик массового расхода воздуха;
14 — датчик положения дроссельной заслонки;
15 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
16 — регулятор холостого хода;
17 — датчик детонации;
18 — датчик положения коленчатого вала;
19 — блок управления АПС;
20 — индикатор состояния АПС;
21 — датчик скорости;
22 — электробензонасос с датчиком уровня топлива;
23 — колодка, присоединяемая к жгуту системы зажигания;
24 — комбинация приборов;
25 — монтажный блок;
26 — электровентилятор системы охлаждения;
27 — выключатель зажигания;

Схема ВАЗ 2109 - тема этой статьи. Здесь расположена электрическая схема подключения ваз 2109 к различным электрическим устройствам. При подключении этих устройств образуются локальные схемы. Это схема зажигания ваз 2109, схема проводки ваз 2109 и схема замка зажигания ваз 2109. В этой статье приведено определение, что такое общая электрическая схема ВАЗ 2109. К всем схемам прилагается полное описание ее составляющих элементов. Эти устройства расположены с своими внутренними схемами. Они дают возможность быстро и правильно подключить данный элемент к электрической схеме ВАЗ 2109

Версии ВАЗ 2109

Электрическая схема ВАЗ 2109

Передняя часть электрической схемы ВАЗ 2109

Задняя часть электрической схемы ВАЗ 2109

Полная электрическая схема ВАЗ 2109

* Монтируется на части легковушках.

Все схемы на автомобиле ВАЗ 2109 выполнены по однопроводному принципу. Отрицательным проводником в каждой схеме является корпус автомобиля. Положительным проводником являются почти все провода, проложенные по кузову авто ВАЗ 2109.

Схема ВАЗ 2109 карбюратор

Передняя половина

Задняя половина

монтажного блока, комбинации приборов, выключателя зажигания, дворников ветрового стекла, и блока управления блокировки замков дверей (у колодок с другим числом штекеров — порядок нумерации аналогичный)

*Не устанавливается на автомобилях , оснащенных карбюратором с полуавтоматическим пусковым устройством .

Полная схема ВАЗ 2109 карбюратор

монтажного блока, комбинации приборов, включателя зажигания, дворников ветрового стекла и БУ блокировкой замков дверей(у колодок с другим числом штекеров — порядок нумерации такой же)

*Не используется в данной конструкции авто

Схемы проверки генератора

Схема проверки дополнительных диодов генератора

Положительную клемму аккумулятора через лампочку (1-3 Вт, 12 В) подключите к контакту "61" магнето, а отрицательную клемму к одному из болтиков прикрепления выпрямительного блочка.

Когда лампочка зажжется, то гдето из добавочных диодов есть короткое замыкание. Обнаружить пробитый диод можно если снять выпрямительный блок и проверив каждый диод по отдельности. Обрыв в добавочных диодах можно найти осциллографом по искажению кривой напруги на клемме "61", и по низкой напруге, ниже 14 В, на клемме "61" при средней частоте вращения ротора магнето.

Схема проверки вентилей выпрямителей генератора

Для простоты крепежа деталей выпрямителя 3 вентиля (с красной маркировкой) содержат на корпусе "+" выпрямленного напряжения. Эти вентили "плюсовые" и они запрессованы в одну пластину выпрямительного блока, связанную с клеммой "30" магнето. Другие 3 вентиля ("-", с черной маркировкой) содержат на корпусе "минус" выпрямленного напряжения. Они запрессованы в другую пластину выпрямительного блока, связанную с "коропусом".

Рабочий вентиль пропускает электричество в одну сторону. Сломанный — может не пропускать электричество (обрыв цепи), или пропускать электричество в обе стороны (короткое замыкание).

Схема подсоединения фар и противотуманных светильников

К8 и К9 для монтажного блока 2114

На части автомобилей устанавливается гидрокорректор фар, который служит для корректировки с места водителя угла наклона света фар в зависимости от нагрузки на автомобиль.

Схема включения габаритов с фрагментом (а) схемы соединений системы стояночного света (для автомобилей выпуска до 1988 г)

До 1988 г. применялась система включения стояночного света на стоянке.

Электрическая схема подключения поворотов и аварийки на ВАЗ 2109

Схема регулировки света фар

Освещение фар считается отрегулированным, когда верхняя граница левых частей световых пятен совпадает с линией N, а вертикальные линии А и В проходят через точки С! и С2 пересечения горизонтальных и наклонных участков световых пятен.

Схема положения подрулевого переключателя

На рисунке жирными линиями показаны исходные положения, тонкими - фиксированные, пунктирными - нефиксированные положения рычагов.

Схема и номера контактов переключателя указателей поворота и света фар модели 69.3709

Схема и номера клемм переключателя стеклоочистителя и омывателя марки 70.3709

Схема подключения звукового сигнала на ВАЗ 2109

Схема зажигания ВАЗ 2109 инжекторного двигателя

Оригинальные схемы ВАЗ 2109 модификации ВАЗ -21093

Здесь представлены качественные электрические схемы дополнительной комплектации, устанавливаемых на модификации автомобиля ВАЗ-2109 модели ВАЗ-21093

Электрическая схема подключения передних противотуманок на ВАЗ 21093

Передние противотуманки подключаются переключателем 7 с помощью вспомогательной релюшки 2 марки 113.3747-10, смонтированной под капотом. Передние противотуманки можно подключить, если подключены габариты или основные фары.

Схема подключения стеклоподъемников передних дверей на ВАЗ-21093

Схема системы блокировки замков дверей ВАЗ 21093

Схема контактов в клеммном разъеме маршрутного компьютера

Дополнительные схемы ВАЗ 2109

Электрическая схема блока предохранителей ВАЗ 2109 модели 17.3722

На этой странице представлена цветная, качественная, внутренняя, электрическая схема блока предохранителей автомобиля ВАЗ 2109 модели 17.3722. На ней четко видны релюшки с своими внутренними схемами. Здесь также изображены штепсельные разъемы с обозначением их номера и номеров клеммных разъемов. Номера клеммных разъемов расположены внутри штепсельного разъема, изображенного желтым цветом. Номера штекеров изображены снаружи и имеют обозначение Ш1, Ш2 и так далее. Приведена полная расшифровка обозначений, расположенных на схеме.

Электрическая схема блока предохранителей ваз 2109 модели 2114 -3722010-60 и 2114-3722010-18

Здесь изображена цветная, добротная, электрическая схема монтажного блока авто ВАЗ 2109 марки 2114-3722010-60. На ней представлены реле с внутренними электрическими схемами. На ней также изображены штекеры с обозначением своего номера и номеров клеммника. Номера клеммных контактов находятся внутри штепсельного разъема, представленного желтым цветом. Номера штекеров нанесены снаружи и имеют обозначение Ш1, Ш2 и таму подобное. Под электрической схемой имеется полная расшифровка обозначений, находящихся на ней.

Книги и схемы по ремонту ВАЗ 2109

Здесь можно скачать следующие книги по ремонту и эксплуатации легкового автомобиля ВАЗ 2109 и его модификаций.

Обе системы имеют в комплектации датчик кислорода и катализатор. Первоначально системы были спроектированы и откалиброваны производителем (GM) для норм токсичности США- 83 , которые впоследствии были перестроены для удовлетворения требований токсичности Евро‑ 2 . Позднее появилась версия для норм России (только для 16 -ти клапанного двигателя ВАЗ- 2112 ).

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ
ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ
ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ
ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

Для автомобилей классической компоновки используется модификация Январь 5 . 1 . 3 2104 – 1411020 - 01 в комплектации Евро‑ 2 , без датчика детонации. От версии 5 . 1 отличается только не запаянными элементами канала детонации.

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

В качестве ПЗУ в данных блоках использована микросхема FLASH, емкостью 256 Kb, из которых только 32 Kb содержат калибровочные таблицы и могут быть считаны и перезаписаны. Вернее, записать можно все 256 Кб, а вот считать только 32 кб. Считывание /запись этих блоков (без вскрытия блоков) поддерживает программатор Combiloader от SMS – Software. Возможно так же программировать flash внешним программатором через переходник, подключаемый к шине ЭБУ.

В данном ЭБУ использован 16 -разрядный процессор B 58590 (внутренняя маркировка фирмы Bosch), 20 – разрядная шина и, в качестве ПЗУ, для хранения ПО и калибровок, использована flash – память 29 F 200 .

ЭБУ разных модификаций аппаратно различаются. ЭБУ под нормы Е 3 ( 1411020 – 50 ) имеет дополнительный драйвер для подогревателя 2 ‑го датчика кислорода. Так же возможны различия по каналу ДТВ.

Этот тип ЭБУ поддерживает не отключаемую драйверную диагностику. Поэтому при установке ГБО на них строго обязательно применение безразрывного отключения форсунок.

- 2111 – 1411020 - 72 с прошивкой V 5 V 13 K 03 (V 5 V 13 L 05 ). Данное ПО несовместимо с ПО и ЭБУ ранних версий (V 5 V 13 I 02 , V 5 V 13 J 02 ).
– 2111 – 1411020 - 62 с прошивкой V 5 V 03 L 25 . Данное ПО несовместимо с ПО и ЭБУ ранних версий (V 5 V 03 K 22 ).
– 2112 – 1411020 - 42 c прошивкой V 5 V 05 M 30 . Данное ПО несовместимо с ПО и ЭБУ ранних версий (V 5 V 05 K 17 , V 5 V 05 L 19 ).

По проводке блоки взаимозаменяемы, но только со своим, соответствующим блоку, ПО.

Почти все автомобили 2110 – 2112 выпуска позднее июня 2003 года выпущены с этим блоком, а модификация 2111 – 1411020 - 72 частый гость на новых 2109 – 2111 .

Эти ЭСУД сняты с производства в начале 2005 г.

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

Внутри этого семейства имеются аппаратные различия. Как видно на рисунке внизу, ЭБУ для 8 кл. модификаций ( 2111 – 1411020 - 80 и 21114 – 1411020 - 30 ) содержат два ключа управления зажиганием. Блоки для 16 -клапанных двигателей 1 , 6 ( 21124 – 1411020 - 30 ) имеют 4 встроенных ключа управлением зажигания.

Подробнее о двигателях ВАЗ 21114 и 21124 читайте здесь.

ЭСУД, применяемые на автомобилях ВАЗ

Некоторые блоки имеют непривычную идентификацию: 22 XC 052 S, 33 XC 0305 . 22 XC 052 S это копия B 122 HR 01 , 33 XC 0305 – B 120 ER 17 . На самом деле это название одной и той же прошивки, но в первом случае по классификации Bosch, а во втором случае по классификации ВАЗ.

22 XC 052 S – System Supplier ECU SoftwareNumber
B 122 HR 01 – Vehicle Manufacturer ECU SoftwareNumber

Для данного типа ЭБУ реализовано полное программное отключение ДК и регулировка содержания СО в отработанных газах, то есть, перевод на нормы токсичности Россия- 83 .

В августе 2007 г. на новых автомобилях и в продаже появились новые блоки управления Январь 7 . 2 собранные на принципиально новой элементной базе. Используется процессор SGS Tomphson с внутренним flash. Непонятно высокое предназначение этого блока, т.к буквально через несколько месяцев, в декабре 2007 г. он был сменен на М 73 для норм Евро‑ 3 .

С точки зрения диагностики, эти ЭБУ имеют точно такой же диагностический протокол, как обычные Январи‑ 7 . 2 , полностью поддерживаемый в новой версии SMS-Diagnostics 2 .

Новые контроллеры М 73 производятся двумя заводами: НПО ИТЭЛМА и АВТЭЛ.
Аппаратно контроллеры идентичны, но софт там принципиально разный.

Автэловские проекты (софт АВТЭЛ):

21124 – 1411020 - 12 854 . 3763 . 000 – 02 45 7311 XXXX М 73 Е 3
21114 – 1411020 - 12 855 . 3763 . 000 – 02 45 7311 XXXX М 73 Е 3
21114 – 1411020 - 12 855 . 3763 . 000 – 02 45 7311 XXXX М 73 Е 3

Итэлмовские проекты (софт ВАЗ):

(обратите внимание, что эти контроллеры может выпускать и АВТЭЛ, то есть, прошивка будет начинаться с A)

Проекты АВТЭЛ имеют ПО, родственное Микас- 11 . Принципиальное отличие только в алгоритме работы канала детонации (в Микас- 11 реализована модель АВТЭЛ, которую в упрощенном виде мы знаем еще со времен Микас‑ 7 . 1 , а в ПО M 73 реализована модель ВАЗ, похожая на модель ЭБУ Январь‑ 5 / 7 ). Теоретически, данное ПО может работать и с ДАД, режим работы ДМРВ/ДАД переключается флагом комплектации).

Аппаратно блок практически идентичен Январь 7 . 2 +, отличие только в резисторах, отвечающих за конфигурацию процессора. Это позволяет, с некоторыми ограничениями, произвести переделку М 7 . 3 в Январь 7 . 2 +

На этом, собственно, можно поставить точку в истории ЭСУД с механическим дроссельным узлом.

ЭБУ с поддержкой электронного дроссельного узла (с конца 2010 г.)

В конце 2015 г., вслед за автомобилями УАЗ, на Нива-Шевроле появилась очередная модификация: Bosch M(E) 17 . 9 . 71 , 21230 – 1411020 - 50 . Блок аппаратно отличается от 17 . 9 . 7 , программируется модулем Combiloader Tricore TC 17 xx (BSL) или Bosch ME 17 . 9 . 7 OBD, но, только после снятия защиты (разблокировки) ЭБУ с помощью модуля BSL Tricore TC 17 xx.

ЭБУ М 74 не совместим по проводке/разъему ни с одним ранее применявшимся ЭБУ.

Программирование М 74 возможно программатором Combiloader c соответствующим модулем (XC 27 x 5 ) в BSL режиме. Т.к производитель вывел вход разрешения программирования на колодку (есть мнение, что это временно), то возможен перевод в BSL режим без разборки ЭБУ.

Следует иметь ввиду, что данные блоки постоянно дорабатываются производителем и уже имеют различие в аппаратном и программном обеспечении. Например, прошивки для Калины I 444 CB 02 и I 444 CC 03 построены на одном аппаратном уровне и программно взаимозаменяемы, а I 444 CD 04 уже имеет различия и несовместима с предыдущими сериями.

В связи с появлением данного типа контроллера кабель М 74 для Combiloader дополнен доп. разъемом OBD, старый кабель снят с производства.

Аппаратные различия, внутри одного семейства, на этом не заканчиваются, М 74 , берущие сигнал скорости с ДС на КПП и, отличаются аппаратно от М 74 , сигнал на которые идет с АBS. Различия наглядно представлены на фото.

Фото платы М 74 8 V [v 7 . 37 ] (среднее разрешение, номиналы видно)

Блоки M 86 , помимо автомобилей ВАЗ, устанавливаются, с оригинальным программным обеспечением, так же на автомобили УАЗ.

M 74 M – рабочее заводское название и, возможно, в дальнейшем ВАЗ идентифицирует его как-нибудь по другому.

Внимание! Фото высокого разрешения предоставлены А. Михеенковым (aka ALMI). На них полностью просматривается топология плат и номиналы применяемых элементов. Фото находятся в архивах размером 3 – 25 Mb. Автором запрещено размещение данных фотографий на сторонних интернет – ресурсах без согласования и разрешения.

Читайте также: