Схема эсуд м74 ваз 2114

Обновлено: 07.07.2024

Данное назначение контактов подходит для Электронных Блоков Управления BOSCH M 7 . 9 . 7 / Январь 7 . 2, используемых на автомобилях LADA (ВАЗ) 2111, 2114, 2109 и прочие, на которые устанавливались двигатели 21114 и 21124.


Схема 21114


Электрическая схема ЭСУД а/м ВАЗ-2115, 2114 с контроллером М 7.9.7 (Январь 7.2)

  1. - контроллер;
  2. - колодка жгута системы зажигания к жгуту салонной группы АБС;
  3. - колодка диагностики;
  4. - индикатор состояния АПС;
  5. - автомобильная противоугонная система (АПС);
  6. - катушка зажигания;
  7. - свечи зажигания;
  8. - форсунки;
  9. - электробензонасос;
  10. - колодка жгута системы зажигания к жгуту электробензонасоса;
  11. - колодка жгута электробензонасоса к жгуту системы зажигания;
  12. - колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;
  13. - колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания;
  14. - датчик скорости автомобиля;
  15. - регулятор холостого хода;
  16. - датчик положения дроссельной заслонки;
  17. - датчик температуры охлаждающей жидкости;
  18. - датчик массового расхода воздуха;
  19. - датчик фаз;
  20. - датчик кислорода;
  21. - датчик положения коленчатого вала;
  22. - датчик детонации;
  23. - электромагнитный клапан продувки адсорбера;
  24. - колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;
  25. - предохранитель цепи питания контроллера;
  26. - реле зажигания;
  27. - предохранитель реле зажигания;
  28. - предохранитель цепи питания электробензонасоса;
  29. - реле электробензонасоса;
  30. - реле электровентилятора;
  31. - колодка жгута системы зажигания к жгуту кондиционера;
  32. - колодки жгута системы зажигания и жгута переднего;
  33. - электровентилятор системы охлаждения;
  34. - колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;
  35. - выключатель зажигания;
  36. - комбинация приборов;
  37. - блок бортовой системы контроля;
  38. - реле стартера;
  39. - монтажный блок;

А - к клемме "плюс" аккумуляторной батареи;
В1, В2 - точки заземления жгута системы зажигания;

Провода на данной схеме имеют буквенное обозначение цвета и обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод. Через дробь указывается номер контакта колодки. Условное обозначение "S26" или "SА" означает, что провод присоединяется к элементу схемы под номером 26 или обозначенному буквой А через точку соединения, не показанную на схеме.

Схема 21124


Перечень элементов схемы электрических соединений ЭСУД ЕВРО-2 М7.9.7 а/м 21104:

1 – колодка жгута проводов катушек зажигания к жгуту системы зажигания;

2 – колодка жгута системы зажигания к жгуту проводов катушек зажигания;

3 – катушки зажигания;

4 – датчик сигнализатор иммобилизатора;

5 – блок управления иммобилизатора;

6 – свечи зажигания; 7 – форсунки; 8 – колодка диагностики;

9 – колодка жгута системы зажигания к жгуту салонной группы АБС;

10 – контроллер; 11 – электробензонасос;

12 – колодка жгута системы зажигания к жгуту датчика уровня топлива;

13 – колодка жгута датчика уровня топлива к жгуту системы зажигания;

14 – колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;

15 – колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания;

16 – колодка жгута системы зажигания к жгуту боковых дверей;

17 – датчик скорости;

18 – регулятор холостого хода;

19 – датчик положения дроссельной заслонки;

20 – датчик температуры охлаждающей жидкости;

21 – датчик массового расхода воздуха;

22 – датчик контрольной лампы давления масла;

24 – датчик кислорода;

25 – датчик положения коленчатого вала;

26 - датчик детонации;

27 – электромагнитный клапан продувки адсорбера;

28 – датчик уровня масла;

29 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости;

30 – колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;

31 – колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;

32 – реле зажигания;

33 – предохранитель реле зажигания;

34 – предохранитель цепи питания электробензонасоса;

35 – реле электробензонасоса;

36 – реле электровентилятора;

37 – предохранитель цепи питания контроллера;

38 – колодка жгута системы зажигания к соединителю кондиционера;

39 – комбинация приборов;

40 – выключатель зажигания;

41 – электровентилятор системы охлаждения;

42 – блок бортовой системы контроля;

43 – реле стартера;

45 – контакты 21-клеммных колодок жгута панели приборов и жгута заднего;

46 – маршрутный компьютер;

47 – диагностический разъем.

A – к клемме "плюс" аккумуляторной батареи; В1 – точка заземления жгута проводов катушек зажигания; В2 – точка заземления жгута датчика уровня топлива; В3, В4 – точки заземления жгута системы зажигания; С – к стартеру; D – к выключателю плафона освещения салона двери водителя.

Провода на данной схеме имеют буквенное обозначение цвета и обозначение номера элемента схемы, к которому присоединяется данный провод. Через дробь указывается номер контакта колодки

Есть вопросы? Вы так и не решили проблему?

Приглашаю к обсуждению вашей проблемы в комментариях. Мы поможем вам решить вашу проблему с ремонтом автомобиля.

ЭБУ

Где находится эбу (контролёр, мозги)?

Электронная система управления двигателем (ЭБУ,ЭСУД) крепится под центральной торпедой панели приборов вашего автомобиля. Чтобы получить доступ к нему, нужно открутить крепления бокового каркаса торпеды крестовой отвёрткой.

Принцип работы контролёра (ЭБУ)

Электронный блок управления двигателем в течении всей работы двигателя получает, обрабатывает, управляет системами и датчиками, влияющими как на работу двигателя, так и на второстепенные элементы двигателя (система выхлопа).
Контролёр пользуется данными следующих датчиков:

    (Датчик положения коленчатого вала). . (Датчик моментального расхода воздуха). (Датчик температуры охлаждающей жидкости). (Датчик положения дроссельной заслонки). (Датчик кислорода). (Датчик детонации). (Датчик скорости).
  • И другие датчики.

Получая данный от источников, перечисленных выше, ЭБУ контролирует работу следующих датчиков и систем:

    (Топливный насос, регулятор давления, форсунки).
  • Система зажигания. (ДХХ,РХХ).
  • Адсорбер.
  • Вентилятор радиатора.
  • Система само диагностирования.

Так же, ЭСУД (эбу) имеет три вида памяти:

  1. Программируемое постоянное запоминающее устройство (ППЗУ); Содержит в себе так называемую прошивку, т.е. программу, в которую забиты основные показания калибровок, алгоритм управления двигателем. Данная память не стирается при отключении питании и является постоянной. Поддаются перепрограммированию, чип-тюнингу.
  2. Оперативное запоминающее устройство (ОЗУ); Представляет собой временную память, в которой хранятся ошибки системы, измеряемые параметры. Данная память стирается при отключении питания.
  3. Электрически репрограммируемое запоминающее устройство (ЭРПЗУ). Данный тип памяти, можно сказать, является охраной автомобиля. В ней временно хранятся коды и пароли противоугонной системы автомобиля. Иммобилайзер и ЭРПЗУ сравниваются данными, после чего возможен пуск двигателя.

Виды ЭБУ (эсуд, контролёр). Какие ЭБУ устанавливаются на ВАЗ?

“Январь-4”, “GM-09”

Самые первые контролёры на SAMARA были Январь-4, GM – 09. Они устанавливались на первые модели до 2000 года выпуска. Данные модели выпускались как с резонансным датчиком детонации так и без него.

2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо (резистор), 1-я сер. версия
2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 2-я сер. версия
2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 3-я сер. версия
2111-1411020-22 Январь-4,без дк, рсо, 4-я сер. версия
2111-1411020-20 GM,GM EFI-4 ,2111,с дк, США-83
2111-1411020-21 GM, GM EFI-4, 2111, с дк, ЕВРО-2
2111-1411020-10 GM,GM EFI-4 2111,с дк
2111-1411020-20 ч GM, рсо

Ваз 2113-2115 с 2003г. оснащаются следующими типами ЭБУ:

“Январь 5.1.х”

Различаются следующие виды аппаратной реализации:

  • одновременный впрыск;
  • попарно – параллельный впрыск;
  • фазированный впрыск.

Взаимозаменяема с “VS (Ителма) 5.1”, “Bosch M1.5.4”

2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
2111-1411020-71 Январь-5.1.1,без дк, со
2111-1411020-72 Ителма,без дк,со
2111-1411020-72 Ителма,без дк,со
2111-1411020-72 Ителма,без дк,со
2111-1411020-72 Ителма,без дк,со

“Bosch M1.5.4”

Различаются следующие виды аппаратной реализации:

  • одновременный впрыск;
  • попарно – параллельный впрыск;
  • фазированный впрыск.

Взаимозаменяема с “VS 5.1”, “Январь 5.1.х”.

2111-1411020 без дк, рсо
2111-1411020 без дк, со (регулируется СО сканером)
2111-1411020-70 BOSCH, без дк,со
2111-1411020-70 BOSCH, без дк,со

“Bosch MP7.0”

Как правило данный тип контролёра выпускается на рынок, на заводе устанавливается в единичном объёме. Имеет стандартный 55-ти контактный разъём. Способен работать с перекроссировкой на других типах ЭСУД.

“Bosch M7.9.7”

Данные мозги начали входить в состав автомобиля с конца 2003г. Данный контролёр имеет собственный разъём, несовместимый с разъёмами, выпускавшимися до этой модели. Данный тип ЭБУ ставится на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-2 и ЕВРО-3. Данный ЭСУД имеет более лёгкий вес и меньшие габариты, чем предыдущие модели. Так же имеется более надёжный разъём с повышенной надежностью. Имеют в своём составе коммутатор, что в целом повысит надёжность контролёра.

Данный ЭБУ никак не совместим с предыдущими контролёрами.

“VS 5.1”

Различаются следующие виды аппаратной реализации:

  • одновременный впрыск;
  • попарно – параллельный впрыск;
  • фазированный впрыск.

“VS 5.1” взаимозаменяема с “Bosch M1.5.4”, “Январь 5.1.х”.

“Январь 7.2.”

Данный вид ЭБУ выполнен на другой вид проводки (81 контактный) и аналогичен Бошевским 7.9.7+. Данный вид ЭБУ выпускается как на производстве Ителмы, так и на Автэл. Взаимозаменяемы с Бош M.7.9.7. Что касается программного обеспечения, то 7.2 является продолжением 5-го Января.

В данной таблицы представлены вариации ЭБУ BOSCH, 7.9.7, Январь 7,2, Ителма, устанавливаемых исключительно на ВАЗ 2109-2115 с двигателем 1,5л 8кл.

2111-1411020-80 BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, 1-я сер. версия
2111-1411020-80ч BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,5 л, тюнинг версия
2111-1411020-80 BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л
2111-1411020-80 BOSCH,7.9.7+, Е-2, 1,5 л
2111-1411020-30 BOSCH,7.9.7, Е-3, 1,5 л, 1- сер. версия
2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 1-я версия, неудачная, заменить A203EL36
2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 2-я версия, неудачная, заменить A203EL36
2111-1411020-81 Январь 7,2, Е-2, 1,5 л, 3-я версия
2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 1-я версия
2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 2-я версия
2111-1411020-82 Ителма, дк, Е-2, 1,5 л, 3-я версия
2111-1411020-80 ч BOSCH, 7.9.7, без ДК, Е-2, дин,1,5 л
2111-1411020-81 ч Январь 7.2, без дк, со, 1,5 л
2111-1411020-82 ч Ителма, без дк, со, 1,5 л

Ниже представлена таблица с теми же ЭБУ, но на двигатели объёмом 1,6л 8кл.

21114-1411020-30 BOSCH,7.9.7, Е-2, 1,6 л, 1-я сер, (глючное ПО).
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7, Е-2, 1,6 л, 2-я сер
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 1-я сер
21114-1411020-30 BOSCH, 7.9.7+, Е-2, 1,6 л, 2-я сер
21114-1411020-20 BOSCH, 7.9.7+, Е-3, 1,6 л, 1-я сер
21114-1411020-10 BOSCH, 7.9.7, Е-3, 1,6 л, 1-я сер
21114-1411020-40 BOSCH, 7.9.7, Е-4, 1,6 л
21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 1-я серия – неудачная
21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 2-я серия
21114-1411020-31 Январь 7.2, Е-2, 1,6 л, 3-я серия
21114-1411020-31 Январь 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая аппаратная версия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 1-я серия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 2-я серия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2, Е-2, 1,6 л, 3-я серия
21114-1411020-32 Итэлма 7.2+, Е-2, 1,6 л, 1-я серия, новая аппаратная версия
21114-1411020-30 ч BOSCH, дк, Е-2, дин, 1,6 л
21114-1411020-31 ч Январь 7.2, без дк, со, 1,6 л

“Январь 5.1”

Все виды контролёра своего типа построены на одинаковой платформе и имеют отличия чаще всего в коммутации форсунок и подогревателя ДК.

Давайте рассмотрим следующий пример прошивок ЭБУ Январь 5.1: 2112-1411020-41 и 2111-1411020-61. Первая версия имеет фазированный впрыск и датчик кислорода, вторая версия отличается лишь тем, что у ней параллельный впрыск. Вывод – отличие данных эбу находится только в прошивках, поэтому их можно взаимозаменять.

2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-61 Январь5.1, дк, Е-2
2111-1411020-62 Ителма, дк, Е-2
2111-1411020-62 Ителма, дк, Е-2
2111-1411020-60 ч BOSCH,без дк, рег.СО
2111-1411020-61 ч Январь5.1,без дк, со
2111-1411020-62 ч Ителма,без дк, со

Ошибочное название – Январь 7.3. Это последний тип контролёров, который по настоящее время устанавливается на АвтоВАЗе. Данный тип ЭБУ устанавливается с 2007г. на ВАЗ с нормой токсичности ЕВРО-3.

Производителями данного ЭБУ являются две российские фирмы: Итэлма и Автэл.
Ниже, в таблице представлены ЭБУ для двигателей с нормой токсичности ЕВРО-3 И Евро-4.

Euro-3 двиг 1.6, 8 кл

Euro-4 двиг 1.6, 8 кл

Как определить ЭБУ?

Чтобы узнать, как определить свой контролёр, вам придётся снять боковой каркас торпеды. Запомните номер вашего ЭБУ и найдите его среди наших таблиц.
Так же, некоторые Бортовые компьютеры показывают тип ЭБУ и номер прошивки.

Диагностика ЭБУ

Диагностика ЭБУ представляет собой чтение ошибок, записанных в памяти контролёра. Чтение выполняется с помощью спец оборудования: ПК, шлейф и т.д. через диагностическую К-линию. Так же можно обойтись и бортовым компьютером, который имеет функции чтения ошибок ЭСУД.

Хочется сразу передать отдельный привет конструктору АвтоВаза, кто придумал такое расположение данного блока. По-моему мнению, хуже места не придумать. Смотрите сами.


ЭБУ находится под бардачком под ногами у пассажира и спрятан под обивкой. Обивка крепится справа саморезом к кузову.

  • Если у Вас потечёт отопитель (радиатор) салона, то антифриз попадёт прямиком на блок управления, практически 100% поломка. Даже не смотря на то, что изначально в Ладу Гранту устанавливают импортный радиатор хорошего качества Visteon.
  • Как вы верно подметили, вода может попасть из под капота. Резиновые заглушки на Лада Гранта не очень хорошего качества, поэтому, когда они рассохнутся, вода потечёт на контроллер. Чтобы этого не произошло, проверяйте состояние резиновой заглушки.
  • Если забьётся дренажное отверстие (которое на видео ниже), то вода может потечь в салон.

Какими преференциями наделена данная прошивка? После выполнения определенного перечня манипуляций и возврата ЭБУ на законное место, наблюдается оптимизация параметров топливоподачи и распределения зажигания. Также одной из целей прошивки служит обеспечение корректировки настроек дроссельного узла.

Как узнать какой ЭБУ установлен на Ладе Гранта

Процесс, связанный с обработкой потоковой информации, позволяет впоследствии осуществлять блоку управления корректирующие действия в отношении функционирования таковых систем:

2. катушки системы зажигания;

3. дроссельного механизма;

4. датчика-регулятора режимов холостого хода и пр.

Для возможности идентифицировать тип устройства в авто LADA Granta и прошивочную версию его ПО на корпусе нанесен специальный маркировочный код, позволяющий осуществить корректный подбор аналога при возникновении необходимости в замене, и в некоторых случаях требуется распиновка ЭБУ.

Поиск по этому блогу

Доработка блоков Январь 7.2 (+), М 73

Серийные ЭБУ нередко в целях “экономии” не содержат каких-либо цепей, неименование которых никак не сказывается на работоспособности блока, но жизненно важных для тюнинговых нужд. Ниже описаны способы доработки ЭБУ.

Январь 7.2

При установке в Январь 7.2 двухрежимной прошивки для работы с ГБО возникает проблема управления переключением (газовый клапан управляется +12V, а прошивка – замыканием на массу, приходится ставить реле для “инвертирования” сигнала) и может возникнуть проблема при снятии ГБО с авто – на входе переключения постоянно присутствует +12V и при неподключеной системе ГБО будет включена вторая (газовая) половина, в которой, как правило, отключены форсунки и бензонасос. Избежать этого возможно с помощью небольшой переделки – нужно переставить один резистор как указано на фото, т.е отпаять резистор и перенести его на место, указанное стрелкой. В результате этой переделки, вход переключения прошивок подтягивается к массе, а управлять переключением прошивок можно плюсом, т.е подавать сигнал непосредственно с газового клапана. Естественно, расположение прошивок в блоке должно быть “наоборот” – первой в наборе должна стоять прошивка под ГБО, второй – бензиновая.

Январь 7.2+

Методика переделки 8V блока Январь 7.2 для работы на двигателе 16V

Переделка ЭБУ M73 в Январь-7.2+

Переделка ЭБУ M73 с незакрытыми процессорами.

После того, как вы перепаяли резисторы, убедитесь, что процессор не закрыт. Для этого выполните чтение прошивки через бутлоадер с помощью модуля BSL ST10F27x (с замыканием 104-й ноги процессора на землю через резистор, более подробно это описано в справке к CombiLoader). Проверьте считанную прошивку: если после считывания FLASH буфер будет заполнен повторяющимися значениями 9B 00 9B 00 9B 00, то процессор закрыт и необходимо воспользоваться методом, описанным ниже. После проверки запишите в блок прошивку от Января-7.2+ с помощью модуля BSL ST10F27x (с замыканием 104-й ноги процессора на землю через резистор). На этом переделку можно считать законченной.

Переделка ЭБУ M73 с закрытыми процессорами.

Особенности “классических” блоков

Отличия в аппаратных реализациях.

В 2010 г. появились новые версии аппаратной реализации ЭБУ M73. С целью удешевления из схемы была удалена микросхема TDA3664, которая обеспечивала питание процессора (и, соответсвенно, ОЗУ) во время отключения зажигания. Разумеется, при этом данные всех адаптаций терялись бы, но в новых прошивках I(А)303CF06 и I(А)327RD08 перед отключением питания процессора данные адаптаций записываются в EEPROM. При включении зажигания содержимое из EEPROM записывается в ОЗУ, таким образом, ЭБУ ведет себя точно также, как если бы питание не отключалось. Такие ЭБУ не допускается переделывать в Январь-7.2+, так как отсутствие микросхемы TDA3664 приведет к неправильной работе блока в качестве Января-7.2+. В крайнем случае, можно установить вместо TDA3664 обычный стабилизатор 78L05.

Как снять ЭБУ Лада Гранта пошаговая инструкция

Для того чтобы снять ЭБУ Лады Гранта на потребуется выполнить следующий порядок действий:

  1. Обесточиваем систему сняв клеммы с аккумуляторной батареи автомобиля
  2. Контроллер ЭБУ находиться под бардачком под ногами у пассажира и спрятан под обивкой. Обивка крепится справа саморезом к кузову. Выворачсиваем этот винт.
  3. Далее отводим обшивку от пола руками как показано на рисунке
  4. Теперь отгибаем шумоизоляционный материал в сторону
  5. Выкрутив гайки, отодвигаем ЭБУ от кузова.
  6. Теперь сжимаем фиксатор скобы крепления жгута проводов и откидываем скобу.
  7. Отсоединяем разъем от блока и аналогично отсоединяем второй жгут с проводами, после чего снимаем ЭБУ с автомобиля. Выполните необходимый ремонт, после чего установку проведите в обратной последовательности.

Как самостоятельно заменить электронный блок управления двигателем (ЭБУ, ЭСУД, контролёр)

Электронная система управления двигателем фиксирует отказы связанные с обрывом проводов, замыканием их между собой или на массу. С плохим качеством контакта в соединительных разъёмах. А также с неисправностью самих датчиков. Однако в системах питания и зажигания есть неисправности, которые имеют внешние признаки (которые замечаются водителем), но в памяти электронного блока ни какие коды неисправностей не фиксируются.

Основные признаки неисправностей:

затруднённый пуск двигателя.

Нормальным считается пуск, когда двигатель заводится с одной — трёх попыток. При этом стартер должен быть включен по 10 — 15 секунд, с перерывом между попытками в одну минуту. При этом, минимальная частота вращения коленчатого вала должна быть 60 — 80 оборотов в минуту или один оборот в секунду.

Если при пуске двигателя напряжение батареи падает до восьми вольт ( определяется по вольтметру на щитке приборов ), то это плохие условия пуска ( низкая температура окружающего воздуха ) или ёмкость батареи меньше номинальной. Довольно часто падение напряжения связано с окислением выводов батареи. Также пуск двигателя будет затруднён при низкой температуре и высокой вязкости масла.

С появлением данного признака могут быть связаны следующие элементы электронной системы : датчик массового расхода воздуха, датчик положения дроссельной заслонки, датчик положения коленчатого вала, датчик температуры охлаждающей жидкости, регулятор холостого хода, герметичность форсунок, засорение форсунок, неисправности в модуле зажигания (пробивают высоковольтные провода, наконечники свечей, неисправны сами свечи, сильно окислены высоковольтные выводы катушек зажигания). Отсутствие необходимого давления топлива, в следствие неисправности топливного насоса или регулятора давления.

— рывки или провалы в работе двигателя.

С появлением этого признака могут быть связаны следующие элементы электронной системы : датчик массового расхода воздуха, датчик кислорода, засорение форсунок. Также данный признак может проявляться при разбалансировке форсунок, неисправностях в модуле зажигания (пробивают высоковольтные провода, наконечники свечей, неисправны сами свечи, сильно окислены высоковольтные выводы катушек зажигания. Отсутствие необходимого давления топлива, в следствии неисправности топливного насоса или регулятора давления.

— недостаточная приёмистость (мощность).

С появлением этого признака могут быть связаны следующие элементы электронной системы : датчик массового расхода воздуха, датчик кислорода, засорение форсунок, разбалансировка форсунок, отсутствие необходимого давления топлива, в следствии неисправности топливного насоса или регулятора давления. Следует проверить, полностью ли открывается дроссельная заслонка, и не забита ли система выпуска газов.

— частая детонация.

Слышен резкий металлический стук, изменяющийся при открытии дроссельной заслонки. Основные факторы способствующие возникновению детонации это температура и давление в камере сгорания. А также угол опережения зажигания.

С появлением этого признака могут быть связаны следующие элементы электронной системы : датчик массового расхода воздуха, датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик кислорода, датчик детонации, отсутствие необходимого давления топлива, вследствие неисправности топливного насоса или регулятора давления.

Температура в камере сгорания зависит от исправности системы охлаждения. В случае перегрева двигателя надо проверить уровень охлаждающей жидкости, ремень привода насоса охлаждающей жидкости, работу электровентилятора системы охлаждения, загрязнение радиатора, отсутствие паровых пробок в системе охлаждения, работу термостата.

задержки, подёргивания, провалы.

Наиболее заметно это проявляется при трогании с места.

С появлением этого признака могут быть связаны следующие элементы электронной системы : датчик массового расхода воздуха, датчик положения дроссельной заслонки, дисбаланс форсунок, отсутствие необходимого давления топлива, вследствие неисправности топливного насоса или регулятора давления, неисправностях в модуле зажигания (пробивают высоковольтные провода, наконечники свечей, неисправны сами свечи, сильно окислены высоковольтные выводы катушек зажигания).

перебои в работе двигателя.

Неравномерная работа двигателя. При изменении частоты вращения коленвала начинаются рывки особенно при увеличении нагрузки. В глушителе происходят постоянные хлопки на холостом ходу.

Для начала необходимо проверить систему зажигания (высоковольтные провода, наконечники свечей зажигания и т.д.). Сопротивление высоковольтных проводов первого и четвёртого цилиндров должно быть не более 1 килоома (1000 ом), а проводов третьего и второго цилиндра не более 0,9 килоома (900 ом). Сопротивление свечных наконечников — в пределах 7-8 килоом (7000-8000 ом). При большем сопротивлении снижается надёжность работы системы зажигания, при меньшем — возникют электромагнитные помехи, влияющих на работу датчика положения коленвала, вследствии чего возможны пропуски зажигания.

Нарушить правильную работу этого же датчика может намагничивание зубчатого диска синхронизации (проверяется тонкой стальной пластинкой).

С появлением этого признака могут быть связаны следующие элементы электронной системы : расбалансировка форсунок, отсутствие необходимого давления топлива, в следствии неисправности топливного насоса или регулятора давления.

— повышенный расход топлива.

Давление в шинах ниже нормы, неисправность тормозной системы (подтормаживание одного или нескольких колёс), агрессивный стиль вождения, все неисправности в двигателе, системах питания и зажигания, неисправности в системе охлаждения.

С появлением этого признака могут быть связаны следующие элементы электронной системы : датчик массового расхода воздуха, датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик кислорода, нарушена герметичность форсунок, отсутствие необходимого давления топлива, в следствии неисправности топливного насоса или регулятора давления.

неустойчивая работа двигателя, остановка на холостом ходу.

Подсос воздуха за датчиком массового расхода воздуха, неправильная работа регулятора холостого хода.

С появлением этого признака могут быть связаны следующие элементы электронной системы : датчик положения коленвала, датчик температуры охлаждающей жидкости, датчик массового расхода воздуха, датчик положения дроссельной заслонки, дисбаланс форсунок, отсутствие необходимого давления топлива, в следствии неисправности топливного насоса или регулятора давления, неисправностях в модуле зажигания (пробивают высоковольтные провода, наконечники свечей, неисправны сами свечи, сильно окислены высоковольтные выводы катушек зажигания), нарушена герметичность форсунок.

резкий запах бензина в системе выпуска газов.

Такое явление обычно происходит при сильном обогащении рабочей смеси, а обогащение связано с пропуском зажигания. Также не рекомендуется длительная работа двигателя на холостом ходу.

С появлением этого признака могут быть связаны следующие элементы электронной системы : датчик массового расхода воздуха, датчик положения коленвала, датчик температуры охлаждающей жидкости (Датчик температуры охлаждающей жидкости), датчик кислорода, разбалансировка форсунок, отсутствие необходимого давления топлива, в следствии неисправности топливного насоса или регулятора давления, неисправностях в модуле зажигания (пробивают высоковольтные провода, наконечники свечей, неисправны сами свечи, сильно окислены высоковольтные выводы катушек зажигания).

— самовоспламенение топливной смеси.

После выключения зажигания, двигатель продолжает неравномерно работать. Такая работа двигателя связана с повышенной температурой в камере сгорания и наличием в ней топлива. При появлении этого признака следует проверить герметичность форсунок.

хлопки в глушителе или во впускном трубопроводе.

Хлопки во впускном трубопроводе свидетельствуют о бедной смеси. А хлопки в глушителе — смесь богатая и остатки её воспламеняются в нагретом глушителе.

С появлением этого признака могут быть связаны следующие элементы электронной системы : датчик массового расхода воздуха, датчик положения дроссельной заслонки, разбалансировка форсунок, отсутствие необходимого давления топлива, в следствии неисправности топливного насоса или регулятора давления.

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ, ЭСУД, контролёр) Вы можете приобрести у нас !

НЕ ТОРМОЗИ — ПОКУПАЙ ДЕШЕВЛЕ ! ! !

Чтобы добраться до электронного блока управления двигателем (ЭБУ, ЭСУД, контролёр), Вам необходимо выполнить следующие действия:

— Открываете переднюю пассажирскую дверь.

— Откручиваете крепления боковое от консоли панели приборов автомобиля, крестовой отверткой.

— Получаете прямой доступ к блоку управления двигателем.

— Откручиваете 2 самореза, удерживающие контролер.

— Одной рукой берете блок и аккуратно тяните его в сторону двери переднего пассажира. При этом второй рукой удерживаете провода, чтобы те не упирались в ковролин.

— Отсоединяете блок от проводов. Для этого ищете, где находится фиксатор разъема в виде скобы, и оттягиваете его в сторону.

— Получаете автомобиль без ЭБУ, готовый к установке нового оборудования.

Электронный блок управления двигателем (ЭБУ, ЭСУД, контролёр) Вы можете приобрести у нас !

НЕ ТОРМОЗИ — ПОКУПАЙ ДЕШЕВЛЕ ! ! !

Прежде, чем установить новый блок управления двигателем на ВАЗ

, стоит помнить, что для этого подходят далеко не все модели ЭСУД.

Советуем устанавливать на ВАЗ ЭБУ от компаний Ителма и Автел.

Среди достоинств таких блоков стоит выделить:

— простоту в установке;

— совместимость почти со всеми моделями отечественных автомобилей, независимо от комплектации;

— блоки управления двигателями от этих производителей уже при покупке имеют штатные прошивки с последними обновлениями.

У ВАС все ПОЛУЧИТСЯ

С интернет — Магазином Дискаунтер AvtoAzbuka затраты на ремонт будут минимальными.

Просто СРАВНИ и УБЕДИСЬ .

Вам, так же будет полезна информация : Разновидности электронных систем управления двигателем ЭСУД (ЭБУ, контролёров), которые устанавливаются на разные модели автомобиля семейства ВАЗ.

Вам так же будет полезна информация : Как проявляется неполадка электронного блока управления двигателем (ЭБУ, ЭСУД, контролёр) у автомобиля семейства ВАЗ.

Если не нашли интересующий Вас ответ, то задайте свой вопрос! Мы ответим в ближайшее время.

Не забудьте поделиться со своими друзьями и знакомыми найденной информацией, т. к. она им тоже может понадобится — просто нажмите одну из кнопок социальных сетей.


Любой современный автомобиль оборудуется управляющим модулем — электронным блоком, который позволяет обеспечить наиболее оптимальную работу мотора. В результате некорректной работы ЭБУ могут возникнуть проблемы в эксплуатации автомобиля. Что представляет собой ЭБУ ВАЗ 2114, где он находится и как его самостоятельно заменить — узнайте из этого материала.

ЭБУ ВАЗ 2114 представляет собой бортовой компьютер транспортного средства, предназначенный для управления основными системами авто. Параметры управляющего модуля влияют как на функциональность тех или иных регуляторов, так и на работу двигателя в целом. То есть важность данной системы отрицать нельзя.

Местоположение контроллера

В автомобилях ВАЗ 2114 и ВАЗ 2115 управляющий модуль устанавливается под центральной консолью авто, в частности, посредине, за панелью с магнитолой. Чтобы добраться до контроллера, необходимо выкрутить фиксаторы бокового каркаса консоли. Что касается подключения, то в модификациях Самар с полтора литровым двигателем масса ЭБУ берется с корпуса силового агрегата, с крепления заглушек, расположенных справа от ГБЦ.

В автомобилях, оборудованных 1.6- и 1.5- литровыми моторами с ЭБУ нового образца масса берется с приваренной шпильки. Сама шпилька фиксируется на металлическом корпусе контрольного щитка у тоннеля пола, неподалеку от пепельницы. Во время производства инженеры ВАЗ, как правило, ненадежно фиксируют эту шпильку, так что со временем она может разболтаться, соответственно, это приведет к неработоспособности некоторых устройств.

Устройство и принцип работы

Управляющий блок электронной системы работает в соответствии с показателями, полученными от датчиков:

  • скорости;
  • детонации;
  • лямбда-зонда;
  • фаз впрыска горючего;
  • положения коленчатого вала;
  • положения дросселя;
  • расходомера воздуха;
  • температуры антифриза.

В соответствии с данными, полученными от этих контроллеров, управляющий модуль осуществляет управления следующими системами:

  • зажигания;
  • адсорбером;
  • форсунками, а также бензонасосом;
  • системой вентиляции и отопления;
  • программами для диагностики работоспособности авто;
  • регулятором холостых оборотов (автор видео — Евгений Вехтер).

Что касается устройства, то конструктивно управляющий модуль состоит из следующих компонентов:

Характерные неисправности: их признаки и причины

По каким признакам можно определить неисправность ЭБУ:

  • нет сигналов управления, поступающих от исполнительных устройств (РХХ, расходомера, различных датчиков и т.д.);
  • нет сигнала взаимодействия с системой зажигания, топливным насосом, форсунками и прочими элементами;
  • при подключении диагностического тестера связь с электронной системой также будет отсутствовать;
  • также признаком могут служить перегоревшие контакты и механические повреждения устройства.

Какие причины способствуют выходу из строя управляющего устройства:

  • замыкание электроцепи или ее обрыв;
  • неправильный ремонт электрики, в ходе которого были допущены ошибки, в частности, речь идет об установке или ремонте противоугонной системы;
  • подкуривание севшего АКБ от автомобиля с заведенным мотором;
  • поломку блока может спровоцировать неверное подключение клемм аккумулятора — плюс вместо минуса и наоборот;
  • отключение контактов АКБ при заведенном двигателе;
  • попадание влаги на плату модуля электронной системы;
  • механические повреждения девайса в результате аварии (автор видео о ремонте управляющего модуля в гаражных условиях — канал Авто Практика).

Диагностика ЭБУ

Блок управления двигателем ВАЗ — это устройство, которое может проработать долгое время без поломок, тем не менее, ни одно оборудование не может быть защищено от неисправностей. При обнаружении первых симптомов поломок устройство подлежит диагностике, поскольку несвоевременная проверка и ремонт могут привести к более серьезным последствиям. Диагностика устройства подразумевает считывание кодов ошибок, сохраненных в памяти девайса, для их дальнейшей расшифровки.

Лучше всего проверять ЭБУ в специализированных центрах, поскольку диагностическое оборудование должно быть настроено под определенную модель ЭБУ. Разумеется, процедура диагностики может быть осуществлена и своими силами — с помощью компьютера, диагностического адаптера и программного обеспечения.

В том случае, если ЭБУ не отвечает на проверку, но следует проверить его работоспособность, в частности:

  • произвести диагностику девайса на предмет перегрева;
  • убедиться в том, что устройство подключено к цепи питания и что его контакт с бортовой сетью хороший;
  • произвести диагностику механической целостности девайса — вполне возможно, что на корпусе устройства имеются повреждения, также причина может заключаться в образовании коррозии.

Помните о том, что качественный ремонт блока управления в домашних условиях выполнить невозможно. Процедуру ремонта лучше доверить специалистам, причем не с любого СТО, а именно из сертифицированных центров.

Если вы решили заменить ЭБУ, то эту задачу можно осуществить в домашних условиях — подробная инструкция по самостоятельной замене устройства представлена в ролике ниже (автор видео — канал AVTO CLASS).

Схема системы управления двигателем (ЭСУД) Евро-2
Bosch 7.9.7, Январь 7.2 ВАЗ-2113, 2114 и 2115 (2111-1411020-80, 81,82).
Мотор 1.5 литра 8 клапанный.


    1. — контроллер;
    2. — колодка жгута системы зажигания к жгуту салонной группы АБС;
    3. — колодка диагностики;
    4. — датчик-сигнализатор иммобилизатора(АПС);
    5. — блок управления иммобилизатором(АПС);
    6. — катушка зажигания;
    7. — свечи зажигания;
    8. — форсунки;
    9. — электробензонасос;
    10. — колодка жгута системы зажигания к жгуту электробензонасоса;
    11. — колодка жгута датчика уровня топлива к жгуту системы зажигания;
    12. — колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;
    13. — колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания;
    14. — датчик скорости;
    15. — регулятор холостого хода;
    16. — датчик положения дроссельной заслонки;
    17. — датчик температуры охлаждающей жидкости;
    18. — датчик массового расхода воздуха;
    19. — датчик положения распределительного вала(фаз);
    20. — датчик кислорода;
    21. — датчик положения коленчатого вала;
    22. — датчик детонации;
    23. — электромагнитный клапан продувки адсорбера;
    24. — колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;
    25. — предохранитель цепи питания контроллера;
    26. — реле зажигания;
    27. — предохранитель реле зажигания;
    28. — предохранитель цепи питания электробензонасоса;
    29. — реле электробензонасоса;
    30. — реле электровентилятора;
    31. — колодка жгута системы зажигания к жгуту кондиционера;
    32. — колодки жгута системы зажигания к жгута переднего;
    33. — электровентилятор системы охлаждения;
    34. — колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;
    35. — выключатель зажигания;
    36. — комбинация приборов;
    37. — блок бортовой системы контроля;
    38. — реле стартёра;
    39. — монтажный блок;
    А — к клемме "плюс" аккумуляторной батареи; В1,В2 — точки заземления жгута системы зажигания;

2115-3724026-11 — Жгут системы зажигания;

Схема системы управления двигателем (ЭСУД) Евро-2
Bosch 7.9.7, Январь 7.2 ВАЗ-2113, 2114 и 2115 (21124-1411020-30 , 21124-1411020-31,32).
Мотор 1.6 литра 16 клапанный с индивидуальными катушками зажигания.


Схема системы управления двигателем (ЭСУД) Евро-3
Bosch 7.9.7+, М73 ВАЗ-2113, 2114 и 2115 (2111-1411020-30).
Мотор 1.6 литра 8 клапанный.


1 — контроллер;
2 — колодка жгута системы зажигания к жгуту салонной группы АБС;
3 — колодка диагностики;
4 — датчик-сигнализатор иммобилизатора(АПС);
5 — блок управления иммобилизатором(АПС);
6 — катушка зажигания;
7 — свечи зажигания;
8 — форсунки;
9 — электробензонасос;
10 — колодка жгута системы зажигания к жгуту датчика уровня топлива;
11 — колодка жгута датчика уровня топлива к жгуту системы зажигания;
12 — колодка жгута системы зажигания к жгуту форсунок;
13 — колодка жгута форсунок к жгуту системы зажигания;
14 — датчик скорости;
15 — регулятор холостого хода;
16 — датчик положения дроссельной заслонки;
17 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
18 — датчик массового расхода воздуха;
19 — датчик положения распределительного вала(фаз);
20 — датчик кислорода управляющий;
21 — датчик положения коленчатого вала;
22 — датчик детонации;
23 — электромагнитный клапан продувки адсорбера;
24 — датчик неровной дороги;
25 — датчик кислорода диагностический;
26 — колодка жгута системы зажигания к жгуту панели приборов;
27 — предохранитель цепи питания контроллера;
28 — реле зажигания;
29 — предохранитель реле зажигания;
30 — предохранитель цепи питания электробензонасоса;
31 — реле электробензонасоса;
32 — реле электровентилятора;
33 — колодка жгута системы зажигания к жгуту кондиционера;
34 — колодки жгута системы зажигания к жгута переднего;
35 — электровентилятор системы охлаждения;
36 — колодка жгута панели приборов к жгуту системы зажигания;
37 — выключатель зажигания;
38 — комбинация приборов;
39 — блок бортовой системы контроля;
40 — реле стартёра;
41 — монтажный блок;

А — к клемме "плюс" аккумуляторной батареи;
В1 — точка заземления жгута датчика уровня топлива;
В2,В3 — точки заземления жгута системы зажигания;

Схема системы управления двигателем (ЭСУД) Евро-3
Bosch 7.9.7+, М73 ВАЗ-2113, 2114 и 2115 (21124-1411020-10).
Мотор 1.6 литра 16 клапанный с индивидуальными катушками зажигания и двумя датчиками кислорода.


А,Е — к клемме "плюс" аккумуляторной батареи;
В1 — точка заземления жгута проводов катушек зажигания;
В2,В3 — точки заземления жгута системы зажигания;
В4 — точка заземления жгута датчика уровня топлива;
С — к стартёру;
D — к выключателю плафона освещения салона двери водителя;

Система управления двигателем

Двигатель ВАЗ-2111 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности R83-02 с контроллером 2111-1411020-61 (Январь-5.1) или 2111-1411020-60 (М1.5.4N) на автомобилях ВАЗ-2113, -2114, -2115


1 — фрагмент монтажного блока;
2 — электровентилятор системы охлаждения двигателя;
3 — индикатор состояния автомобильной противоугонной системы;
4 — блок управления автомобильной противоугонной системы;
5 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
6 — датчик расхода воздуха;
7 — дроссельный патрубок;
8 — колодка, присоединяемая к датчику положения дроссельной заслонки;
9 — колодка, присоединяемая к регулятору холостого хода;
10 — контроллер;
11 — колодка, присоединяемая к жгуту проводов кондиционера;
12 — датчик кислорода;
13 — датчик детонации;
14 — датчик положения коленчатого вала;
15 — датчик скорости;
16 — адсорбер;
17 — аккумуляторная батарея;
18 — главное реле;
19 — колодка, присоединяемая к жгуту проводов антиблокировочной системы тормозов;
20 — колодка диагностики;
21 — плавкий предохранитель защиты цепей главного реле;
22 — плавкий предохранитель защиты контроллера; 23 — плавкий предохранитель защиты электробензонасоса и его реле;
24 — реле включения электробензонасоса;
25 — реле включения электровентилятора;
26, 27 — колодки, присоединяемые к жгуту проводов панели приборов;
28 — модуль зажигания;
29 — электробензонасос с датчиком уровня топлива;
30 — свечи зажигания;
31 — форсунки;
F — провод переднего жгута, идущий к клемме "В+" генератора;
G — провода переднего жгута проводов.
Порядок условной нумерации штекеров в колодках:
А — контроллера;
Б — блока управления автомобильной противоугонной системы;
В — индикатора состояния автомобильной противоугонной системы;
Г — колодки 26;
Д — дроссельного патрубка;
Е — датчика расхода воздуха;
Ж — электробензонасоса и датчика кислорода;
З — датчика скорости;
И — модуля зажигания.
Назначение штекеров в колодке 26:
1 — к низковольтному входу тахометра в комбинации приборов;
3 — к лампе контроля системы управления двигателем в комбинации приборов (от контроллера);
4 — к выключателю плафона, расположенному на стойке двери водителя;
5 — к лампе контроля системы управления двигателем в комбинации приборов (подача "+" питания);
6 — к маршрутному компьютеру (сигнал расхода топлива);
7 — к комбинации приборов (сигнал скорости автомобиля);
8 — к выводу "15" выключателя зажигания (штекер 4 колодки выключателя).

Двигатель ВАЗ-2111 с распределенным впрыском топлива под нормы токсичности Евро-2 с контроллером 2111-1411020-40 (МР7.0) на автомобилях ВАЗ-2113, -2114, -2115


1 — фрагмент монтажного блока;
2 — электровентилятор системы охлаждения двигателя;
3 — индикатор состояния автомобильной противоугонной системы;
4 — блок управления автомобильной противоугонной системы;
5 — датчик температуры охлаждающей жидкости;
6 — датчик расхода воздуха;
7 — дроссельный патрубок;
8 — колодка, присоединяемая к датчику положения дроссельной заслонки;
9 — колодка, присоединяемая к регулятору холостого хода;
10 — контроллер;
11 — колодка, присоединяемая к жгуту проводов кондиционера;
12 — датчик кислорода;
13 — датчик детонации;
14 — датчик положения коленчатого вала;
15 — датчик скорости;
16 — адсорбер;
17 — аккумуляторная батарея;
18 — главное реле;
19 — колодка, присоединяемая к жгуту проводов антиблокировочной системы тормозов;
20 — колодка диагностики;
21 — плавкий предохранитель защиты цепей главного реле;
22 — плавкий предохранитель защиты контроллера; 23 — плавкий предохранитель защиты электробензонасоса и его реле;
24 — реле включения электробензонасоса;
25 — реле включения электровентилятора;
26, 27 — колодки, присоединяемые к жгуту проводов панели приборов;
28 — модуль зажигания;
29 — электробензонасос с датчиком уровня топлива;
30 — свечи зажигания;
31 — форсунки;
F — провод переднего жгута, идущий к клемме "В+" генератора;
G — провода переднего жгута проводов.

Порядок условной нумерации штекеров в колодках:

А — контроллера;
Б — блока управления автомобильной противоугонной системы;
В — индикатора состояния автомобильной противоугонной системы;
Г — колодки 26;
Д — дроссельного патрубка;
Е — датчика расхода воздуха;
Ж — электробензонасоса и датчика кислорода;
З — датчика скорости;
И — модуля зажигания.

Назначение штекеров в колодке 26:

1 — к низковольтному входу тахометра в комбинации приборов;
3 — к лампе контроля системы управления двигателем в комбинации приборов (от контроллера);
4 — к выключателю плафона, расположенному на стойке двери водителя;
5 — к лампе контроля системы управления двигателем в комбинации приборов (подача "+" питания);
6 — к маршрутному компьютеру (сигнал расхода топлива);
7 — к комбинации приборов (сигнал скорости автомобиля);
8 — к выводу "15" выключателя зажигания (штекер 4 колодки выключателя).

Читайте также: