Схема сцепления камаз 5320

Обновлено: 02.07.2024

Сцепление Камаз-состоит 5320 из механизма и привода, имеет следующие особенности конструктивные:

– механизм сцепления Камаз-5320 устройство имеет для автоматической установки среднего диска ведущего в среднее положение при выключенном Это. сцеплении устройство не требует регулирования в процессе форма;

– эксплуатации кожуха обеспечивает фиксацию нажимных ведомый;

– пружин диск имеет термостойкую фрикционную большим с накладку сроком службы;

– педаль сцепления нарушающая, не подвесная герметичность кабины, а металлопластмассовые втулки в педали опорах не требуют пополнения смазки.

5320 сцепления Камаз-5320 (рис. 1) картера из состоит 20, нажимного диска (корзины) с кожухом 17, пружинами нажимными 16 и оттяжными рычагами 6, двух ведомых фрикционными 1 с дисков накладками 22 и гасителями крутильных колебаний; ведущего среднего диска 2.

Штампованный кожух сцепления 5320-Камаз установлен на маховике с помощью двух втулок установочных 3 и закреплен десятью болтами М10 и Ведущие М8.

двумя диски Камаз-5320 нажимной 4 и имеют 2 средний на наружной поверхности по четыре шипа, входят которые в специальные пазы маховика и передают момент крутящий двигателя на поверхности трения ведомых ступицы, дисков которых установлены на шлицах ведущего коробки вала передач или делителя.

Между сцепления 17 кожухом Камаз-5320 и нажимным диском 4 нажимные размещены пружины 16, под действием которых средний и ведомые ведущий диски зажимаются между диском нажимным и маховиком.

Средний ведущий диск 5320-Камаз имеет рычажный механизм 27. Он автоматически диск устанавливает 2 в среднее положение при выключенном Выключающее.

сцеплении устройство сцепления Камаз-5320 уравновешенных из состоит на нажимном диске 4 оттяжных рычагов с кольцом упорным 14, муфты выключения сцепления 12 с упорным смонтированной 10, подшипником на крышке подшипника ведущего вала передач коробки или делителя, и вилки выключения 13, валике на размещенной в картере сцепления (делителя).

Привод Камаз сцепления-5320 (рис. 2) состоит из педали 1 оттяжной с сцепления пружиной 11, главного цилиндра 2, компенсационного рабочей 5 с бачка жидкостью, пневмогидравлического усилителя 18 трубопроводов и для шлангов подачи рабочей жидкости от главного усилителю к цилиндра сцепления и подвода воздуха от пневматической усилителю к системы сцепления.

Рис.1. Сцепление Камаз-ведомый

1 – 5320 диск; 2 - ведущий средний диск; 3 - втулка установочная; 4 – нажимной диск; 5 - вилка отжимного отжимной; 6 - рычага рычаг; 7 – пружина упорного кольца; 8 - смазывания шланг муфты; 9 - петля пружины; 10 - выжимной отжимная; 11 – подшипник пружина; 12 - муфта выключения сцепления; 13 - выключения вилка сцепления; 14 - упорное кольцо; 15 - вал наружная; 16 - вилки нажимная пружина; 17 - кожух сцепления; 18 - шайба теплоизолирующая; 19 - болт крепления кожуха; 20 - картер маховик; 21 - сцепления; 22 - фрикционная накладка; 23 – внутренняя нажимная первичный; 24 – пружина вал; 25 -диск гасителя крутильных внутренняя; 26 - колебаний пружина гасителя крутильных колебаний; 27 - пружина наружная гасителя крутильных колебаний; 8 - кольцо диска ведомого; 29 – механизм автоматической регулировки положения ведущего среднего диска

Пневмогидравлический усилитель привода 5320-Камаз служит для уменьшения усилия на сцепления педали. Он закреплен двумя болтами к фланцу сцепления картера (делителя) с правой стороны силового Рис.

агрегата. 2. Привод механизма сцепления Камаз-педаль

1 – 5320; 2 – цилиндр главный; 3, 10 – упоры верхний и кронштейн; 4 – нижний; 5 – бачок компенсационный; 6 – трубопровод гидравлический; 7 – толкатель; 8 – рычаг поршня; 9 – палец эксцентриковый; 11 – пружина пробка; 12 – оттяжная; 13 – трубопровод; 14 – клапан выпуска воздуха; 15 – сферическая гайка регулировочная; 16 – толкатель поршня пневматический; 17 – защитный чехол; 18 – пневмогидроусилитель; I – воздух сжатый

При педаль на нажатии сцепления Камаз-5320 давление главного из жидкости цилиндра передается по трубопроводам и шлангам в сцепления пневмогидроусилитель на гидравлический поршень и на поршень следящего которое, устройства автоматически изменяет давление воздуха в пневмоцилиндре силовом усилителя пропорционально усилию на педали процессе.

В сцепления эксплуатации, по мере износа накладок дисков ведомых, следует регулировать привод сцепления обеспечения для свободного хода муфты выключения Регулировки.

сцепления сцепления Камаз-5320

Регулировки Камаз сцепления-5320 при сервисе 1:

— затяните крепления болты пневматического усилителя привода сцепления:

— внешним проверьте осмотром герметичность привода сцепления, необходимости при устраните не герметичность и прокачайте гидросистему проверьте;

— привода действие оттяжных пружин педали рычага и сцепления вала вилки выключения сцепления, необходимости при устраните неисправности;

— отрегулируйте привод смажьте;

— сцепления подшипник муфты выключения сцепления и вала втулки вилки выключения сцепления;

— проверьте жидкости уровень в компенсационном бачке привода сцепления и необходимости при долейте;

— слейте конденсат из пневмогидроусилителя, пробку вывернув 12 (см. рис. 3).

Регулирование привода сцепления 5320-Камаз заключается в проверке и регулировании свободного педали хода сцепления, свободного хода муфты сцепления выключения и полного хода толкателя пневмогидроусилителя.

регулировка и Проверка свободного хода муфты выключения Камаз сцепления-5320 осуществляется перемещением вручную вала рычага вилки от регулировочной сферической гайки 15 пневмогидроусилителя 16 толкателя привода сцепления (при этом отсоединить необходимо пружину от рычага).

Если свободный рычага ход, замеренный на радиусе 90 мм, окажется менее 3 мм, то отрегулируйте его сферической гайкой толкателя пневмогидроусилителя до что 3, 7. 4, 6 мм, величины соответствует свободному ходу муфты сцепления выключения 3, 2. 4 мм.

Затем произведите проверку полного толкателя хода пневмогидроусилителя Камаз-5320 нажатием на сцепления педаль до упора, при этом полный толкателя ход должен быть не менее 25 мм, при величине меньшей хода не обеспечивается полное выключение При.

сцепления недостаточном ходе толкателя пневмогидроусилителя 5320-Камаз проверьте свободный ход педали количество, сцепления жидкости в главном цилиндре (рис. 3) и привода бачке сцепления, а при необходимости проведите гидросистемы прокачку привода сцепления.

Свободный ход соответствующий, педали началу работы главного цилиндра, быть должен 6. 12 мм. Замерять его следует в средней площадки части педали сцепления. Если свободный выходит ход за пределы, указанные выше, отрегулируйте между А зазор поршнем, и толкателем поршня главного Регулировку.

цилиндра зазора между поршнем и толкателем главного поршня цилиндра Камаз-5320 проведите пальцем эксцентриковым 9 (см. рис. 3), который соединяет верхнюю толкателя проушину 8 с рычагом 7 педали.

Регулируйте зазор положении при, когда оттяжная пружина прижимает сцепления педаль к верхнему упору 10. Поверните эксцентриковый так палец, чтобы перемещение педали от верхнего момента, до упора касания толкателем поршня составило 6. 12 мм, затяните затем и зашплинтуйте корончатую гайку.

Смазывание Камаз сцепления-5320. Втулки вала вилки сцепления выключения смазывайте через две пресс-подшипник 5, а масленки муфты выключения сцепления — через масленку-пресс 6, сделав шприцем не более трех противном. В ходов случае излишки смазки могут картер в попасть сцепления.

Полный объем жидкости в сцепления гидроприводе Камаз-5320 составляет 380 При. cм3 сервисе С (осенью) смените жидкость в привода гидросистеме сцепления.

Рис. 3. Пневмоусилитель Камаз-гайка

1 - 5320 сферическая: 2 контргайка; 3 - толкатель поршня сцепления выключения: 4 - чехол защитный: 5 - поршень выключения корпус; 6 - сцепления следящего поршня: 7, 21, 24, 26 манжеты; 8 - клапан сапун; 9 - перепускной; 10 мембрана следящего устройства; 11 - седло пробка; 12 - мембраны: 13 - пружина возвратная; 14 - крышка подвода стержень; 15 - воздуха клапанов; 16 - клапан впускной; 17 - клапан пружины; 18, 22 - выпускной мембраны и поршня; 19 - корпус передний; 20 - пневматический поршень; 23 - корпус уплотнения поршня; 25 - пружина корпус; 27 - распорная задний; I - подвод тормозной жидкости; II - воздуха подвод

Главный цилиндр сцепления Камаз-толкатель

1-5320; 2 -корпус; 3 - поршень; 4 - бачок компенсационный; 5 -бачка крышка

Точки смазывания сцепления Камаз-пробка

1 - 5320 сливная; 2 -пробка заливная с указателем масла уровня; 3, 4 -пробки сливные с магнитом; 5 - пресс-опоры масленка; 6 - пресс-масленка выжимного подшипника; 7 – Ремонт

сапун сцепления Камаз-5320

Прокачку привода гидросистемы сцепления Камаз-5320 проведите устранения после не герметичности гидропривода в следующем порядке:

- раза 3. 4 Резко нажмите на педаль сцепления, а затем, педаль оставляя нажатой, отверните на 1/4. 1/3 оборота клапан воздуха выпуска. Под действием давления через выйдет шланг часть жидкости и содержащийся в ней в пузырьков виде воздух.

- После прекращения выхода заверните жидкости клапан выпуска воздуха.

- Повторяйте тех по пп. 2 и 3 до операции пор, пока полностью не прекратится воздуха выделение из шланга. В процессе прокачки необходимо систему в добавлять тормозную жидкость, не допуская снижения ее компенсационном в уровня бачке главного цилиндра более нормального на 2/3 от чем во избежание попадания в систему атмосферного После.

воздуха окончания прокачки, при нажатой сцепления педали, заверните до отказа клапан выпуска только и воздуха после этого снимите с его шланг головки и наденьте защитный колпачок.

Далее установить следует нормальный уровень жидкости в главном Тормозная. цилиндре жидкость, которая выпущена из гидросистемы прокачке при, может быть использована вновь отстоя после и последующей, фильтрации. Качество прокачки величиной определяется полного хода толкателя пневмогидроусилителя.

наличие Проверьте конденсата в силовом цилиндре пневмогидроусилителя. слива Для конденсата отверните пробку в алюминиевом пневмогидроусилителя корпусе. Для полного слива слегка педаль на нажмите сцепления.

Не реже чем один три в раз года рекомендуется промывать техническим или спиртом чистой тормозной жидкостью гидросистему сцепления привода с разборкой главного цилиндра и пневмогидроусилителя и свежей заправлять тормозной жидкостью.

Трубопроводы гидросистемы спиртом промойте или тормозной жидкостью и продуйте воздухом сжатым, предварительно отсоединив оба конца. сборкой Перед поршни и манжеты гидросистемы смочите жидкостью тормозной. Дефектные (затвердевшие, с повреждениями рабочих изношенные и кромок) манжеты и защитные чехлы замените.

замене При пневмогидроусилителя привода сцепления Камаз-для 5320 снятия пневмогидроусилителя:

- выпустите воздух из привода IV контура вспомогательной тормозной системы и других через потребителей клапан на ресивере;

- снимите оттяжную рычага пружину вала вилки выключения сцепления, воздушный отсоедините трубопровод пневмогидроусилителя, гидравлический шланг и жидкость слейте из системы гидропривода;

- выверните два крепления болта пневмогидроусилителя и снимите усилитель со штоком.

установки Для пневмогидроусилителя Камаз-5320:

- совместите крепления отверстия с отверстиями картера сцепления и закрепите двумя усилитель болтами с пружинными шайбами;

- подсоедините шланг гидравлический пневмогидроусилителя и воздушный трубопровод: установите пружину оттяжную вала вилки выключения сцепления.

тормозную Налейте жидкость в компенсационный бачок главного прокачайте и цилиндра систему гидропривода. Проверьте герметичность трубопроводов соединений (подтекание тормозной жидкости из соединений не при), допускается необходимости устраните нарушение герметичности или подтяжкой заменой отдельных элементов соединений.

при и Проверьте необходимости отрегулируйте величину зазора торцом между крышки и ограничителем хода штока включения клапана делителя передач.

При снятии Камаз сцепления-5320 с двигателя после отсоединения передач коробки вверните предварительно в нажимной диск до кожух в упора четыре стяжных болта M10х1, затем, а 25х62 выверните болты крепления кожуха маховику к сцепления и снимите кожух с нажимным диском в средний, сборе и ведомые диски сцепления.

В случае отдельных замены деталей сцепления Камаз-5320 регулировку проведите перед его установкой на двигатель упорного положение кольца оттяжных рычагов.

Для сцепления регулировки Камаз-5320 нажимной диск в установите сборе и закрепите на контрольную подставку (рис. 4) маховик на или со вставкой, обеспечивающие установочный размер А=(29+0, 1) мм, и стяжные отпустите болты.

Правильное положение упорного определяется кольца монтажным размером В=(54+0, 3) мм, биение торца Т2 должно Т1 относительно быть не более 0, 2 мм.

При нарушении упорного положения кольца отрегулируйте положение кольца на помощью с приспособлении гаек 3, восстановив размер В, при опорные этом поверхности всех четырех оттяжных должны рычагов одновременно касаться упорного кольца. Не положение регулируйте упорного кольца с помощью указанных двигателе на гаек.

Перед установкой сцепления Камаз-двигатель на 5320 в полость переднего подшипника ведущего расположенную, вала в коленчатом валу, заложите 15 г смазки Устанавливайте.

158 сцепление Камаз-5320 с помощью оправки шлицевой, обеспечивающей соосное расположение осей дисков ведомых с осью коленчатого вала.

Обращайте правильное на внимание взаимное расположение ступиц ведомых короткими — дисков выступающими торцами навстречу друг Средний. другу ведущий диск Камаз-5320 в должен сборе легко перемещаться в пазах маховика действием под оттяжных рычагов.

Нажимной диск (Камаз) корзина-5320 с кожухом в сборе устанавливайте на двигателя маховик также без дополнительной подгонки, но перекосов без, добиваясь этого равномерной затяжкой крепления болтов с крутящим моментом 54. 61, 8 Н.м (5, 5. 6, 3 кгс.м).

После как того будут затянуты болты крепления маховику к кожуха, выверните из нажимного диска стяжные Биение.

болты упорного кольца оттяжных рычагов оси относительно коленчатого вала должно быть не Рис 0, 5 мм.

более. 4. Нажимной диск (корзина) Камаз-кожухом с 5320 в сборе

1 - подставка контрольная; 2 - болт; 3 - регулировочная гайка; 4 - пластина стопорная; 5 -кольцо упорное; 6 - стяжной болт: А - размер установочный; В - размер монтажный; Т1, Т2 - торцовое биение

Шпаргалки по предмету гидравлические и пневматические системы автомобиля (часть 1) - Устройство и работа сцепления автомобиля КамАЗ-5320

Устройство и работа сцепления автомобиля КамАЗ-5320

Сцепление служит для того, чтобы отсоединять двигатель от коробки передач при переключении передач, а затем снова соеди­нять их, обеспечивая переключение передач с минимальными уда­рами между зубьями соединяемых шестерен или муфт, а также плавное трогание с места и разгон автомобиля. Кроме того, сцепле­ние предохраняет трансмиссию от перегрузок, например, при бы­стром включении передач и резком изменении скорости движения автомобиля. Сцепление используется также для разъединения дви­гателя и коробки передач при пуске холодного двигателя.

Включение и выключение сцепления осуществляется через привод управления и выключающее устройство сцепления.

Сцепление (рис. 3.1) установлено в картере 5, который изготов­лен из алюминиевого сплава и выполнен заодно с картером передне­го делителя коробки передач. Картер 5 по передней привалочной плоскости соединяется болтами с картером маховика двигателя, а с задней стороны к нему крепится картер коробки передач.

Сцепление фрикционное, сухое, двухдисковое с периферийным расположением нажимных пружин. Ведущие и ведомые части сцеп­ления, детали выключающего устройства и нажимные пружины 12 размещены в расточке маховика 1 под кожухом 6.

К ведущим частям сцепления относятся маховик 1, средний ведущий диск 2, нажимной диск 4. Средний ведущий и нажимной диски имеют на наружной поверхности по четыре шипа, которые входят в пазы на цилиндрической поверхности маховика и передают на ведущие диски крутящий момент от двигателя. При этом одновременно обеспечивается возможность осевого перемещения дисков 2, 4.

clip_image012

Рис. 3.1. Сцепление автомобиля КамАЗ-5320:

2 – средний ведущий диск;

3 – ведомый диск;

4 – нажимной диск;

7 – опорная вилка;

8 – рычаг выключения;

9 – муфта выключения с подшипником;

10 – вилка выключения;

11 – упорное кольцо рычагов выключения;

12 – нажимная пружина;

А – зазор между упорным кольцом рычагов выключения и подшипником муфты выключения.

К ведомым частям сцепления относятся два ведомых диска 3. Ведомые диски стальные, снабжены фрикционными накладками, изготовленными из асбестовой композиции, соединяются со своими ступицами каждый через гаситель крутильных колебаний пружинно-фрикционного типа.

Ступицы ведомых дисков установлены на шлицах первичного вала переднего делителя передач. Между кожухом 6 и нажимным диском 4 установлены нажимные пружины 12, под действием кото­рых ведомые диски зажимаются между нажимным диском и махови­ком с суммарным усилием 10 500—12 200 Н (1050—1220 кгс),

Включающее устройство сцепления состоит из рычагов выклю­чения 8, соединенных наружными концами с нажимным диском 4, а в средней части с опорными вилками 7, которые установлены в ко­жухе 6; упорного кольца рычагов выключения 11 и муфты выключе­ния с подшипником 9, установленных на цилиндрической части крышки подшипника первичного вала переднего делителя передач, и вилки выключения 10, укрепленной на валу.

При включенном сцеплении крутящий момент передается от маховика через шиповое соединение на средний ведущий и нажим­ной диски, затем на фрикционные накладки ведомых дисков и через гасители крутильных колебаний на их ступицы, которые установле­ны на первичном валу переднего делителя передач. Когда сцепле­ние включено, упорное кольцо рычагов выключения 11 отходит от подшипника муфты выключения 9 так, что образуется зазор А = 3,2-4,0 мм, обеспечивающий полноту включения сцепле­ния.

Устройство и работа привода сцепления автомобиля КамАЗ-5320

Привод сцепления дистанционный, гидравлический с пневмо-усилитёлем. Включение в привод пневмоусилителя позволило су­щественно облегчить для водителя выключение и удержание в вы­ключенном состоянии сцепления. Принципиальная схема соедине­ния, размещения и крепления элементов привода управления по­казана на рис. 3.2.

При нажатии на педаль 1 (рис. 3.2) при выключении сцепления усилие от ноги водителя через рычаг и шток передается к главному цилиндру 2, откуда жидкость под давлением по трубопроводам 10 поступает в корпус следящего устройства 4, которое при этом обеспечивает пропуск сжатого воздуха, поступающего по воздухопро­воду 5 в цилиндр пневмоусилителя 3. Одновременно от главного цилиндра жидкость под давлением поступает в рабочий гидрав­лический цилиндр 6 усилителя. Следящее устройство, цилиндр пневмоусилителя и рабочий гидравлический цилиндр выполнены в одном агрегате — пневмогидравлическом усилителе.

clip_image014

Рис. 3.2. Принципиальная схема соединения и размещения элементов привода управления сцеплением автомобиля КамАЗ-5320:

а – принципиальная схема соединения элементов привода; б – размещение и крепление элементов привода; 1 – педаль сцепления; 2 – главный цилиндр; 3 – цилиндр пневмоусилителя; 4 – следящее устройство пневмоусилителя; 5 – воздухопровод; 6 – рабочий гидравлический цилиндр; 7 – муфта выключения с подшипником; 8 – рычаг; 9 – шток; 10 – трубопроводы и шланги гидропривода.

Суммарное усилие, определяемое давлением воздуха в цилиндре пневмо­усилителя и давлением жидкости в ра­бочем цилиндре, передается на шток 9 и через рычаг 5, вал и вилку выключа­теля обеспечивает перемещение муфты с подшипником 7, необходимое для вык­лючения сцепления.

Педаль сцепления 1 (рис. 3.2, б) установлена на оси в кронштейне и снабжена оттяжной пружиной. Ход педали ограничен упорами верхнего (сцепление включено) и нижнего (сцепление выклю­чено) положения. В соединении педали сцепления со штоком главного цилиндра 2 имеется эксцентриковый палец, позво­ляющий осуществлять регулировку за­зора между толкателем и поршнем глав­ного цилиндра, когда педаль сцепления отпущена.

Главный цилиндр (рис. 3.3) установ­лен на кронштейне педали сцепления. В корпусе 1 главного цилиндра выпол­нены цилиндрическая А и компенсаци­онная Б полости, в которых находится рабочая жидкость. Корпус закрыт за­щитным чехлом 2. В цилиндрической полости А установлен поршень 4 с тор­цевой уплотнительной манжетой 5. В поршне 4 имеется отверстие В, перекры­ваемое при рабочем ходе уплотнительным кольцом, имеющимся на конце штока 3. При отпущенной педали сцепления поршень 4 находится в верхнем положении под воздействием пружины 6. Снизу цилиндрическая полость А закрыта пробкой 7, в центре которой имеется нарезанное отверстие для подсоединения трубопроводов гидропривода.

Когда педаль сцепления отпущена, цилиндрическая А и компен­сационная Б полости сообщаются через отверстие В, так как между торцом штока 3 и поршнем 4 имеется зазор.

При нажатии на педаль сцепления шток 3 перемещается в сто­рону поршня 4, перекрывает отверстие В и жидкость из цилиндрической полости А поршнем под давлением вытесняется через трубо­проводы гидропривода к пневмогидравлическому усилителю. Дав­ление рабочей жидкости при этом пропорционально усилию нажа­тия водителем на педаль сцепления.

Пневмогидравлический усилитель крепится на картере сцепле­ния (рис. 3.2) с правой стороны силового агрегата.

Корпус усилителя (рис. 3.4) состоит из двух частей. Передняя (правая на рис. 3.4) часть корпуса 14 выполнена из алюминиевого сплава, а задняя 5 — из чугуна. Между частями корпуса установ­лена прокладка, которая одновременно является диафрагмой 9 следящего устройства, размещенного над цилиндром пневматиче­ского усилителя.

Следящее устройство обеспечивает автоматическое изменение давления воздуха на пневматический поршень 12 в зависимости от усилия нажатия на педаль сцепления. К основным частям следя­щего устройства относятся следящий поршень 7 с уплотнительной манжетой, впускной 10 и выпускной 11 клапаны, диафрагма 9 и пружины

clip_image016

Рис. 3.3. Главный цилиндр:

1 – корпус; 2 – защитный чехол; 3 – шток;

4 – поршень; 5 – торцевая уплотнительная манжета; 6 – пружина; 7 – пробка;

А – цилиндрическая полость;

Б – компенсационная полость;

Когда педаль сцепления отпущена (сцепление включено), пнев­матический поршень 12 и поршень 4 выключения сцепления нахо­дятся в крайнем правом (переднем) положении (пневматический поршень занимает это положение под действием возвратной пружины). Давление в полости перед поршнем соответствует атмосферному. Положение поршня 4 выключения сцепления определяется упором его толкателя в днище пневматического поршня. В следящем устройстве при этом выпускной клапан 11 открыт, а впускной 10 закрыт.

При нажатии на педаль сцепления рабочая жидкость поступает под давлением к отверстию А, создавая давление в полости ци­линдра выключения сцепления и у торца следящего поршня 7. Под давлением рабочей жидкости следящий поршень воздействует на клапанное устройство таким образом, что выпускной клапан 11 закрывается, а впускной 10 открывается, пропуская сжатый воздух, поступающий по трубопроводам к отверстию Б в корпусе пневмогидравлического усилителя. Под давлением сжатого воздуха пневматический поршень 12 перемещается, воздействуя на шток поршня. В результате на толкатель поршня 2 выключения сцепле­ния действует суммарное усилие обеспечивающее полное выключе­ние сцеплении при нажатии водителем на педаль с силой около 200 Н (20 кгс).

При отпускании педали давление перед следящим поршнем 7 падает, в результате в следящем устройстве перекрывается впуск­ной и открывается выпускной клапан. Сжатый воздух из полости за пневматическим поршнем постепенно стравливается в атмосферу, воздействие поршня на шток уменьшается и осуществляется плавное включение сцепления.

При отсутствии сжатого воздуха в пневматической системе со­храняется возможность управления сцеплением, так как выключе­ние сцепления может быть осуществлено за счет давления только в гидравлической части усилителя. При этом усилие на педали, создаваемое водителем, должно быть около 600 Н (60 кгс).

clip_image018

Рис. 3.4. Пневмогидравлический усилитель:

1 – сферическая гайка с контргайкой; 2 – толкатель поршня выключения сцепления;3 – защитный чехол; 4 – поршень выключения сцепления; 5 – задняя часть корпуса;6 – комбинированное уплотнение; 7 – следящий поршень;8 – перепускной клапан с колпачком; 9 – диафрагма следящего устройства;10 – впускной клапан; 11 – выпускной клапан; 12 – пневматический поршень;13 – пробка отверстия для слива конденсата; 14 – передняя часть корпуса;А – отверстие для подвода рабочей жидкости;Б – отверстие для подвода сжатого воздуха.

Сцепление состоит из механизма и привода, имеет следующие конструктивные особенности:

— механизм сцепления имеет устройство для автоматической установки среднего ведущего диска в среднее положение при выключенном сцеплении. Это устройство не требует регулирования в процессе эксплуатации;

— форма кожуха обеспечивает фиксацию нажимных пружин;

— ведомый диск имеет термостойкую фрикционную накладку с большим сроком службы

— педаль сцепления подвесная, не нарушающая герметичность кабины, а металлопластмассовые втулки в опорах педали не требуют пополнения смазки.

Техническая характеристика

Диаметр фрикционных накладок, мм:

Размеры деталей и допустимый износ, мм

Высота нажимной пружины:

в свободном состоянии

под нагрузкой 834. 981 Н (85. 100 кгс)

При ремонте заменить

Диаметр шейки муфты выключения сцепления под

Механизм сцепления (рис. 122) состоит из картера 20, нажимного диска 4 с кожухом 17, нажимными пружинами 16 и оттяжными рычагами 6, двух ведомых дисков 1 с фрикционными накладками 22 и гасителями крутильных колебаний; среднего ведущего диска 2.

Штампованный кожух 17 сцепления установлен на маховике с помощью двух установочных втулок 3 и закреплен десятью болтами М10 и двумя М8.

Ведущие диски нажимной 4 и средний 2 имеют на наружной поверхности по четыре шипа, которые входят в специальные пазы маховика и передают крутящий момент двигателя на поверхности трения ведомых дисков, ступицы которых установлены на шлицах ведущего вала коробки передач или делителя.

Между кожухом 17 сцепления и нажимным диском 4 размещены нажимные пружины 16, под действием которых ведомые и средний ведущий диски зажимаются между нажимным диском и маховиком.

Средний ведущий диск 2 имеет рычажный механизм 27. Он автоматически устанавливает диск 2 в среднее положение при выключенном сцеплении.

Выключающее устройство сцепления состоит из урав­новешенных на нажимном диске 4 оттяжных рычагов с упорным кольцом 14, муфты выключения сцепления 12 с упорным подшипнником 10, смонтированной на крышке подшипника ведущего вала коробки передач или делителя, и вилки выключения 13, размещенной на валике в картере сцепления (делителя).

Механизм сцепления КамАЗ-5320, -55102, -55111

Рис. 122. Механизм сцепления: 1 - ведомый диск; 2 - ведущий средний диск; 3 - установочная втулка; 4 - нажимной диск; 5 - вилка отжимного рычага; 6 - отжим­ной рычаг; 7 - пружина упорного кольца; 8 - шланг смазывания муфты; 9 - петля пружины; 10 - выжимной подшипник; 11 - отжимная пружина; 12 - муфта выклю­чения сцепления; 13 - вилка выключения сцепления; 14 - упорное кольцо; 15 - вал вилки; 16 - наружная нажимная пружина; 17 - кожух сцепления; 18 - теплоизолирующая шайба; 19 - болт крепления кожуха; 20 - картер сцепле­ния; 21 - маховик; 22 - фрикционная накладка; 23 - внутренняя нажимная пружина; 24 - первичный вал; 25 - диск гасителя крутильных колебаний; 26 - внутренняя пружина гасителя крутильных колебаний; 27 - наружная пружина гасителя крутильных колебаний; 8 - кольцо ведомого диска; 29 - механизм автоматической регули­ровки положения среднего ведущего диска

Привод сцепления (рис. 123) состоит из педали 1 сцепления с оттяжной пружиной 11, главного цилиндра 2, компенсационного бачка 5 с рабочей жидкостью, пневмогидравлического усилителя 18 трубопроводов и шлангов для подачи рабочей жидкости от главного цилиндра к усилителю сцепления и подвода воздуха от пневматической системы к усилителю сцепления.

Привод механизма сцепления КамАЗ-5320, -55102, -55111

Рис. 123. Привод механизма сцепления: 1 - педаль; 2 - цилиндр главный; 3, 10 - упоры нижний и верхний; 4 - кронштейн; 5 - бачок компенсационный; 6 - трубопро­вод гидравлический; 7 - рычаг; 8 - толкатель поршня; 9 - палец эксцентриковый; 11 - пружина оттяжная; 12 - пробка; 13 - трубопровод; 14 - клапан выпуска воздуха; 15 - гайка сферическая регулировочная; 16 - толкатель поршня пневмогидроусилителя; 17 - чехол защитный; 18 - пневмогидроусилитель; I-воздух сжатый

Пневмогидравлический усилитель привода служит для уменьшения усилия на педали сцепления. Он закреплен двумя болтами к фланцу картера сцепле­ния (делителя) с правой стороны силового агрегата. При нажатии на педаль сцепления давление жидко­сти из главного цилиндра передается по трубопрово­дам и шлангам в пневмогидроусилитель сцепления на гидравлический поршень и на поршень следящего устройства, которое автоматически изменяет давле­ние воздуха в силовом пневмоцилиндре усилителя пропорционально усилию на педали сцепления.

В процессе эксплуатации, по мере износа на­кладок ведомых дисков, следует регулировать при­вод сцепления для обеспечения свободного хода муфты выключения сцепления.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ

— затяните болты крепления пневматического усилителя привода сцепления:

— проверьте внешним осмотром герметичность привода сцепления, при необходимости устраните негерметичность и прокачайте гидросистему привода;

— проверьте действие оттяжных пружин педали сцепления и рычага вала вилки выключения сцепле­ния, при необходимости устраните неисправности;

— отрегулируйте привод сцепления;

— смажьте подшипник муфты выключения сцеп­ления и втулки вала вилки выключения сцепления;

— проверьте уровень жидкости в компенсаци­онном бачке привода сцепления и при необходимо­сти долейте;

— слейте конденсат из пневмогидроусилителя, вывернув пробку 12 (см. рис. 123).

Регулирование привода сцепления заключается в проверке и регулировании свободного хода педали сцепления, свободного хода муфты выключения сцепления и полного хода толкателя пневмо­гидроусилителя.

Проверка свободного хода муфты выключения сцеп­ления осуществляется перемещением вручную ры­чага вала вилки от регулировочной сферической гайки 15 толкателя 16 пневмогидроусилителя при­вода сцепления (при этом необходимо отсоединить пружину от рычага). Если свободный ход рычага, замеренный на радиусе 90 мм, окажется менее 3 мм, то его отрегулируйте сферической гайкой толкателя пневмогидроусилителя до величины 3,7. 4,6 мм, что соответствует свободному ходу муфты выключе­ния сцепления 3,2. 4 мм. Затем произведите про­верку полного хода толкателя пневмогидроусилите­ля нажатием на педаль сцепления до упора, при этом полный ход толкателя должен быть не менее 25 мм, при меньшей величине хода не обеспечивается пол­ное выключение сцепления. При недостаточном ходе толкателя пневмогидроусилителя проверьте свободный ход педали сцепления, количество жид­кости в главном цилиндре (рис. 125) и бачке привода сцепления, а при необходимости проведите прокач­ку гидросистемы привода сцепления.

Свободный ход педали, соответствующий началу работы главного цилиндра, должен быть 6. 12 мм. Замерять его следует в средней части площадки педали сцепления. Если свободный ход выходит за пределы, указанные выше, отрегулируйте зазор А между порш­нем, и толкателем поршня главного цилиндра.

Регулирование зазора между поршнем и толкателем поршня главного цилиндра проведите эксцентриковым пальцем 9 (см. рис. 123), который соединяет верхнюю проушину толкателя 8 с рычагом 7 педали. Регулируйте зазор при положении, когда оттяжная пружина при­жимает педаль сцепления к верхнему упору 10. Повер­ните эксцентриковый палец так, чтобы перемещение педали от верхнего упора, до момента касания толка­телем поршня составило 6. 12 мм, затем затяните и зашплинтуйте корончатую гайку.

Смазывание сцепления (рис. 126). Втулки вала вилки выключения сцепления смазывайте через две пресс-масленки 5, а подшипник муфты выключения сцепления — через пресс-масленку 6, сделав шпри­цем не более трех ходов. В противном случае из­лишки смазки могут попасть в картер сцепления.

При сервисе С (осенью) смените жидкость в гид­росистеме привода сцепления.

Пневмоусилитель КамАЗ-5320, -55102, -55111

Рис. 124. Пневмоусилитель: 1 - гайка сферическая: 2 - контргайка; 3 - толкатель поршня выключения сцепле­ния: 4 - чехол защитный: 5 - поршень выключения сцепления; 6 - корпус следящего поршня: 7, 21, 24, 26 - манжеты; 8 - клапан перепускной; 9 - сапун; 10 - мембрана следящего устройства; 11 - седло мембраны; 12 - пробка: 13 - пружина возвратная; 14 - крышка подвода воздуха; 15 - стержень клапанов; 16 - клапан впускной; 17 - клапан выпускной; 18, 22 - пружины мембраны и поршня; 19 - корпус передний; 20 - пор­шень пневматический; 23 - корпус уплотнения поршня; 25 - пружина распорная; 27 - корпус задний; I - подвод тормозной жидкости; II - подвод воздуха

Главный цилиндр сцепления КамАЗ-5320, -55102, -55111

Рис. 125. Главный цилиндр сцепления: 1-толкатель; 2 - корпус; 3 - поршень; 4 - бачок компенсационный; 5 - крышка бачка

Точки смазывания КамАЗ-5320, -55102, -55111

Рис. 126. Точки смазывания: 1 - пробка сливная; 2 - пробка заливная с указателем уровня масла; 3, 4 - пробки сливные с магнитом; 5 - пресс-масленка опоры; 6 - пресс-масленка выжимного подшипника; 7 - сапун

РЕМОНТ

Прокачку гидросистемы привода сцепления про­ведите после устранения негерметичности гидро­привода в следующем порядке:

2. Резко 3. 4 раза нажмите на педаль сцепления, а затем, оставляя педаль нажатой, отверните на 1/4. 1/3 оборота клапан выпуска воздуха. Под дей­ствием давления через шланг выйдет часть жидкости и содержащийся в ней в виде пузырьков воздух.

3. После прекращения выхода жидкости завер­ните клапан выпуска воздуха.

4. Повторяйте операции по пп. 2 и 3 до тех пор, пока полностью не прекратится выделение воздуха из шланга. В процессе прокачки необходимо добавлять в систему тормозную жидкость, не допуская сниже­ния ее уровня в компенсационном бачке главного цилиндра более чем на 2/3 от нормального во избежа­ние попадания в систему атмосферного воздуха. Пос­ле окончания прокачки, при нажатой педали сцепле­ния, заверните до отказа клапан выпуска воздуха и только после этого снимите с его головки шланг и наденьте защитный колпачок. Далее следует устано­вить нормальный уровень жидкости в главном ци­линдре. Тормозная жидкость, которая выпущена из гидросистемы при прокачке, может быть использова­на вновь после отстоя и последующей, фильтрации. Качество прокачки определяется величиной полного хода толкателя пневмогидроусилителя.

Проверьте наличие конденсата в силовом ци­линдре пневмогидроусилителя. Для слива конден­сата отверните пробку в алюминиевом корпусе пнев­могидроусилителя. Для полного слива слегка на­жмите на педаль сцепления. Не реже чем один раз в три года рекомендуется промывать техническим спиртом или чистой тормозной жидкостью гидроси­стему привода сцепления с разборкой главного ци­линдра и пневмогидроусилителя и заправлять све­жей тормозной жидкостью. Трубопроводы гидроси­стемы промойте спиртом или тормозной жидкостью и продуйте сжатым воздухом, предварительно отсо­единив оба конца. Перед сборкой поршни и манже­ты гидросистемы смочите тормозной жидкостью. Дефектные (затвердевшие, с повреждениями рабо­чих кромок и изношенные) манжеты и защитные чехлы замените.

При замене пневмогидроусилителя привода сцепле­ния для снятия пневмогидроусилителя: выпустите воздух из контура IV привода вспомогательной тор­мозной системы и других потребителей через клапан на ресивере; снимите оттяжную пружину рычага вала вилки выключения сцепления, отсоедините воздушный трубопровод пневмогидроусилителя, гид­равлический шланг и слейте жидкость из системы гидропривода; выверните два болта крепления пнев­могидроусилителя и снимите усилитель со штоком.

Для установки пневмогидроусилителя: совместите отверстия крепления с отверстиями картера сцепле­ния и закрепите усилитель двумя болтами с пружин­ными шайбами; подсоедините гидравлический шланг пневмогидроусилителя и воздушный трубопровод: установите оттяжную пружину вала вилки выключе­ния сцепления. Налейте тормозную жидкость в ком­пенсационный бачок главного цилиндра и прока­чайте систему гидропривода. Проверьте герметич­ность соединений трубопроводов (подтекание тор­мозной жидкости из соединений не допускается), при необходимости устраните нарушение герметич­ности подтяжкой или заменой отдельных элементов соединений. Проверьте и при необходимости отре­гулируйте величину зазора между торцом крышки и ограничителем хода штока клапана включения дели­теля передач.

При снятии сцепления с двигателя после отсое­динения коробки передач вверните предварительно в нажимной диск до упора в кожух четыре стяжных болта М10х1,25х62, а затем выверните болты крепле­ния кожуха сцепления к маховику и снимите кожух с нажимным диском в сборе, средний и ведомые диски сцепления.

В случае замены отдельных деталей сцепления проверьте перед его установкой на двигатель по­ложение упорного кольца оттяжных рычагов. Для проверки нажимной диск в сборе установите и закрепите на контрольную подставку (рис. 127) или на маховик со вставкой, обеспечивающие устано­вочный размер А=(29+0,1) мм, и отпустите стяжные болты. Правильное положение упорного кольца оп­ределяется монтажным размером В=(54+0,3) мм, биение торца Т2 относительно Т1 должно быть не более 0,2 мм.

Нажимной диск с кожухом в сборе на контрольной подставке КамАЗ-5320, -55102, -55111

Рис. 127. Нажимной диск с кожухом в сборе на контрольной подставке: 1 - подставка контрольная; 2 - болт; 3 - гайка регулировочная; 4 - пластина стопорная; 5 - кольцо упорное; 6 - болт стяжной: А - размер установочный; В - размер монтажный; Т1, Т2 - биение торцовое

При нарушении положения упорного кольца от­регулируйте положение кольца на приспособлении с помощью гаек 3, восстановив размер В, при этом опорные поверхности всех четырех оттяжных ры­чагов должны одновременно касаться упорного коль­ца. Не регулируйте положение упорного кольца с помощью указанных гаек на двигателе.

Перед установкой сцепления на двигатель в полость переднего подшипника ведущего вала, расположенную в коленчатом валу, заложите 15 г смазки 158.

Устанавливайте сцепление с помощью шлицевой оправки, обеспечивающей соосное расположение осей ведомых дисков с осью коленчатого вала. Обращайте внимание на правильное взаимное расположение ступиц ведомых дисков — короткими выступающими торцами навстречу друг другу. Средний ведущий диск в сборе должен легко перемещаться в пазах маховика под действием оттяжных рычагов. Нажимной диск с кожухом в сборе устанавливайте на маховик двигате­ля также без дополнительной подгонки, но без пере­косов, добиваясь этого равномерной затяжкой болтов крепления с крутящим моментом 54. 61,8 Нм (5,5. 6,3 кгсм). После того как будут затянуты болты крепления кожуха к маховику, выверните из на­жимного диска стяжные болты.

Биение упорного кольца оттяжных рычагов от­носительно оси коленчатого вала должно быть не более 0,5 мм.

Таблица 20

Возможные неисправности сцепления и способы их устранения

Привод сцепления дистанционный, гидравлический с пневмо-усилитёлем. Включение в привод пневмоусилителя позволило существенно облегчить для водителя выключение и удержание в выключенном состоянии сцепления. Принципиальная схема соединения, размещения и крепления элементов привода управления показана на рис. 3.2.

При нажатии на педаль 1 (рис. 3.2) при выключении сцепления усилие от ноги водителя через рычаг и шток передается к главному цилиндру 2, откуда жидкость под давлением по трубопроводам 10 поступает в корпус следящего устройства 4, которое при этом обеспечивает пропуск сжатого воздуха, поступающего по воздухопроводу 5 в цилиндр пневмоусилителя 3. Одновременно от главного цилиндра жидкость под давлением поступает в рабочий гидравлический цилиндр 6 усилителя. Следящее устройство, цилиндр пневмоусилителя и рабочий гидравлический цилиндр выполнены в одном агрегате — пневмогидравлическом усилителе.


Рис. 3.2. Принципиальная схема соединения и размещения элементов привода управления сцеплением автомобиля КамАЗ-5320:

а – принципиальная схема соединения элементов привода; б – размещение и крепление элементов привода; 1 – педаль сцепления; 2 – главный цилиндр; 3 – цилиндр пневмоусилителя; 4 – следящее устройство пневмоусилителя; 5 – воздухопровод; 6 – рабочий гидравлический цилиндр; 7 – муфта выключения с подшипником; 8 – рычаг; 9 – шток; 10 – трубопроводы и шланги гидропривода.

Суммарное усилие, определяемое давлением воздуха в цилиндре пневмоусилителя и давлением жидкости в рабочем цилиндре, передается на шток 9 и через рычаг 5, вал и вилку выключателя обеспечивает перемещение муфты с подшипником 7, необходимое для выключения сцепления.

Педаль сцепления 1 (рис. 3.2, б) установлена на оси в кронштейне и снабжена оттяжной пружиной. Ход педали ограничен упорами верхнего (сцепление включено) и нижнего (сцепление выключено) положения. В соединении педали сцепления со штоком главного цилиндра 2 имеется эксцентриковый палец, позволяющий осуществлять регулировку зазора между толкателем и поршнем главного цилиндра, когда педаль сцепления отпущена.

Главный цилиндр (рис. 3.3) установлен на кронштейне педали сцепления. В корпусе 1 главного цилиндра выполнены цилиндрическая А и компенсационная Б полости, в которых находится рабочая жидкость. Корпус закрыт защитным чехлом 2. В цилиндрической полости А установлен поршень 4 с торцевой уплотнительной манжетой 5. В поршне 4 имеется отверстие В, перекрываемое при рабочем ходе уплотнительным кольцом, имеющимся на конце штока 3. При отпущенной педали сцепления поршень 4 находится в верхнем положении под воздействием пружины 6. Снизу цилиндрическая полость А закрыта пробкой 7, в центре которой имеется нарезанное отверстие для подсоединения трубопроводов гидропривода.

Когда педаль сцепления отпущена, цилиндрическая А и компенсационная Б полости сообщаются через отверстие В, так как между торцом штока 3 и поршнем 4 имеется зазор.

При нажатии на педаль сцепления шток 3 перемещается в сторону поршня 4, перекрывает отверстие В и жидкость из цилиндрической полости А поршнем под давлением вытесняется через трубопроводы гидропривода к пневмогидравлическому усилителю. Давление рабочей жидкости при этом пропорционально усилию нажатия водителем на педаль сцепления.

Пневмогидравлический усилитель крепится на картере сцепления (рис. 3.2) с правой стороны силового агрегата.

Корпус усилителя (рис. 3.4) состоит из двух частей. Передняя (правая на рис. 3.4) часть корпуса 14 выполнена из алюминиевого сплава, а задняя 5 — из чугуна. Между частями корпуса установлена прокладка, которая одновременно является диафрагмой 9 следящего устройства, размещенного над цилиндром пневматического усилителя.

Следящее устройство обеспечивает автоматическое изменение давления воздуха на пневматический поршень 12 в зависимости от усилия нажатия на педаль сцепления. К основным частям следящего устройства относятся следящий поршень 7 с уплотнительной манжетой, впускной 10 и выпускной 11 клапаны, диафрагма 9 и пружины


Рис. 3.3. Главный цилиндр:

1 – корпус; 2 – защитный чехол; 3 – шток;

4 – поршень; 5 – торцевая уплотнительная манжета; 6 – пружина; 7 – пробка;

А – цилиндрическая полость;

Б – компенсационная полость;

Когда педаль сцепления отпущена (сцепление включено), пневматический поршень 12 и поршень 4 выключения сцепления находятся в крайнем правом (переднем) положении (пневматический поршень занимает это положение под действием возвратной пружины). Давление в полости перед поршнем соответствует атмосферному. Положение поршня 4 выключения сцепления определяется упором его толкателя в днище пневматического поршня. В следящем устройстве при этом выпускной клапан 11 открыт, а впускной 10 закрыт.

При нажатии на педаль сцепления рабочая жидкость поступает под давлением к отверстию А, создавая давление в полости цилиндра выключения сцепления и у торца следящего поршня 7. Под давлением рабочей жидкости следящий поршень воздействует на клапанное устройство таким образом, что выпускной клапан 11 закрывается, а впускной 10 открывается, пропуская сжатый воздух, поступающий по трубопроводам к отверстию Б в корпусе пневмогидравлического усилителя. Под давлением сжатого воздуха пневматический поршень 12 перемещается, воздействуя на шток поршня. В результате на толкатель поршня 2 выключения сцепления действует суммарное усилие обеспечивающее полное выключение сцеплении при нажатии водителем на педаль с силой около 200 Н (20 кгс).

При отпускании педали давление перед следящим поршнем 7 падает, в результате в следящем устройстве перекрывается впускной и открывается выпускной клапан. Сжатый воздух из полости за пневматическим поршнем постепенно стравливается в атмосферу, воздействие поршня на шток уменьшается и осуществляется плавное включение сцепления.

При отсутствии сжатого воздуха в пневматической системе сохраняется возможность управления сцеплением, так как выключение сцепления может быть осуществлено за счет давления только в гидравлической части усилителя. При этом усилие на педали, создаваемое водителем, должно быть около 600 Н (60 кгс).


Рис. 3.4. Пневмогидравлический усилитель:

1 – сферическая гайка с контргайкой; 2 – толкатель поршня выключения сцепления;3 – защитный чехол; 4 – поршень выключения сцепления; 5 – задняя часть корпуса;6 – комбинированное уплотнение; 7 – следящий поршень;8 – перепускной клапан с колпачком; 9 – диафрагма следящего устройства;10 – впускной клапан; 11 – выпускной клапан; 12 – пневматический поршень;13 – пробка отверстия для слива конденсата; 14 – передняя часть корпуса;А – отверстие для подвода рабочей жидкости;Б – отверстие для подвода сжатого воздуха.

Двухдисковое сцепление

На схеме 1, а представлено сцепление грузовых автомобилей КамАЗ. Сцепление двухдисковое, фрикционное, сухое, с периферийными пружинами и гидравлическим приводом.

Сцепление КамАЗ

Ведущими в сцеплении являются маховик 1, средний ведущий диск 12, нажимной диск 11 и кожух 10, а ведомыми – диски 3 с гасителями 2 крутильных колебаний. Усилие, сжимающее ведущие и ведомые диски, создается пружинами 9. Крутящий момент от двигателя передается нажимному и среднему ведущему дискам через выступы, выполненные на их наружных поверхностях, входящие в четыре продольных паза на маховике.

Сцепление КамАЗ - устройство и привод

Схема 1 – Сцепление (а) и привод (б) сцепления грузовых автомобилей КамАЗ

1 – маховик; 2 – гаситель; 3 – ведомые диски; 4 – рычажный механизм; 5 – рычаг; 6 – подшипник; 7 – муфта; 8 – кольцо; 9 – пружина; 10 – кожух; 11 – нажимной диск; 12 – ведущий диск; 13, 16 – рычаги; 14 – педаль; 15, 23 – цилиндры; 17, 22 – штоки; 18 – трубопровод; 19 – пневмоусилитель; 20 – следящее устройство; 21 – воздухопровод

Пазы на маховике позволяют перемещаться выступам, а следовательно, и дискам 11 и 12 относительно маховика при включении и выключении сцепления.

На среднем ведущем диске 12 установлен рычажный механизм 4, пружина которого при выключении сцепления поворачивает равноплечий рычаг 13. При этом рычаг, упираясь своими концами в нажимной диск 11 и маховик 1, устанавливает средний ведущий диск 12 на одинаковом расстоянии от маховика и нажимного диска.

Рычаги 5 выключения сцепления соединены с упорным кольцом 8, в которое при выключении сцепления упирается выжимной подшипник 6 муфты 7 выключения, перемещающейся по направляющей втулке.

Устройство привода сцепления КамАЗ

Привод сцепления – гидравлический с пневматическим усилителем. Привод включает в себя (схема 1, б) педаль 14, главный цилиндр 15, рабочий цилиндр 23, пневматический усилитель 19, следящее устройство 20, вилку и муфту выключения с подшипником, трубопроводы 18 и шланги для подачи рабочей жидкости от главного цилиндра к рабочему, а также воздухопровод 21 для подачи воздуха в пневмоусилитель.

При выключении сцепления усилие от педали 14 через рычаг 16 и шток 17 передается поршню главного цилиндра 15, из которого рабочая жидкость под давлением по трубопроводом 18 одновременно поступает в рабочий цилиндр 23 и в корпус следящего устройства 20. Следящее устройство обеспечивает при этом поступление сжатого воздуха в пневмоусилитель 19 из воздухопровода 21. Оно автоматически изменяет давление воздуха в пневмоусилителе пропорционально усилию на педали сцепления. Суммарное усилие, создаваемое давлением воздуха в пневмоусилителе 19 и давлением жидкости в рабочем цилиндре 23, передается через шток 22 на вилку выключения сцепления и от нее на муфту выключения с выжимным подшипником.

Установка пневматического усилителя в гидравлическом приводе позволяет значительно облегчить управление сцеплением – его выключение и удержание в выключенном положении. В случае выхода из строя пневмоусилителя выключение сцепления осуществляется только давлением жидкости. При этом усилие нажатия на педаль сцепления увеличивается до 600 Н.

Главный цилиндр привода

Главный цилиндр привода сцепления (схема 2) включает в себя корпус 3, поршень 5 со штоком 6, уплотнительную манжету 4 и возвратную пружину 2. Внутри корпуса находятся полости А и Б, которые заполнены рабочей жидкостью. Корпус цилиндра закрыт защитным чехлом 7 и пробкой 1 с резьбовым отверстием для подсоединения трубопровода.

Главный цилиндр

Схема 2 – Главный цилиндр привода сцепления грузовых автомобилей КамАЗ

1 – пробка; 2 – пружина; 3 – корпус; 4 – манжета; 5 – поршень; 6 – шток; 7 – чехол; А, Б – полости; В – отверстие

При включенном сцеплении (педаль сцепления отпущена) поршень находится в исходном положении под действием пружины 2. При этом полости А и Б в корпусе сообщаются между собой через открытое отверстие В, выполненное в поршне.

При выключении сцепления (при нажатии на педаль сцепления) шток 6 перемещается внутрь цилиндра в сторону поршня 5, перекрывает отверстие В и разъединяет полости А и Б. Под давлением поршня жидкость из главного цилиндра через трубопровод поступает к пневматическому усилителю. При этом давление жидкости пропорционально усилию нажатия на педаль сцепления.

Пневматический усилитель

Пневматический усилитель (схема 3) гидропривода сцепления объединяет в себе рабочий цилиндр выключения сцепления с поршнем 2 и следящее устройство с поршнем 3, диафрагмой 4 и клапанами 5 управления (впускным и выпускным).

Пневматический усилитель привода сцепления

Схема 3 – Пневмоусилитель привода сцепления грузовых автомобилей КамАЗ

1 – шток; 2, 3, 6 – поршни; 4 – диафрагма; 5 - клапаны

Работает пневматический усилитель следующим образом. При нажатии на педаль сцепления рабочая жидкость воздействует на поршни 2 и 3, которые перемещаются. Поршень 3 прогибает диафрагму с седлом клапанов 5 управления. При этом выпускной клапан закрывается и открывается впускной клапан. Сжатый воздух через впускной клапан поступает в пневматический цилиндр усилителя и действует на поршень, который перемещается, оказывая дополнительное воздействие на шток 1 выключения сцепления. При отпускании педали сцепления давление жидкости на поршни 2 и 3 прекращается, они возвращаются в исходное положение под действием пружин. При этом закрывается впускной клапан и открывается выпускной клапан, через который сжатый воздух из пневмоусилителя выходит в окружающую среду, а поршень 6 перемещается в исходное положение.

Двухдисковое сцепление МАЗ

В двухдисковом фрикционном сцеплении грузовых автомобилей МАЗ (схема 4) сжатие маховика 1, нажимного 18, среднего ведущего 3 и двух ведомых 2 дисков осуществляется периферийными цилиндрическими пружинами 16, равномерно расположенными в два ряда по окружности. Каждый ряд включает по 14 пружин.

Двухдисковое сцепление МАЗ

Схема 4 – Сцепление грузовых автомобилей МАЗ

1 – маховик; 2 – ведомые диски; 3 – ведущий диск; 4, 14 – кольца; 5, 6, 16 – пружины; 7 – шток; 8, 17 – крышки; 9 – рычаг; 10 – вилка; 11 – гайка; 12 – картер; 13 – подшипник; 15 – кожух; 18 – нажимной диск

Ведомые диски включают в себя гасители крутильных колебаний, каждый из которых имеет по шесть цилиндрических пружин 5 и по два стальных фрикционных кольца 4. Средний ведущий и нажимной диски направляющими выступами входят в пазы маховика, пружины 6 расположены между маховиком и средним диском. При выключении сцепления они перемещают средний диск на необходимую величину, которая регулируется четырьмя штоками 7. Четыре рычага 9 выключения сцепления установлены в вилках 10, закрепленных в кожухе 15 сферическими гайками 11.

К внутренним концам рычагов присоединено кольцо 14, в которое при выключении сцепления упирается выжимной подшипник 13 муфты выключения. Смазывание муфты и подшипника производится через гибкий шланг из масленки, закрепленной на картере 12. В верхней и нижней частях картера сцепления находятся люки с крышками 8 и 17. Нижняя крышка 17 имеет вентиляционные отверстия.

Привод сцепления МАЗ

Привод сцепления – механический с пневматическим усилителем.

Пневмоусилитель состоит из клапана управления и силового цилиндра. Клапан управления включен в механический привод сцепления последовательно. Это обеспечивает действие усилителя пропорционально силе давления на педали сцепления и позволяет выключать сцепление одним механическим приводом при неработающем пневмоусилителе.

Читайте также: