Схема смазки двигателя камаз 5320

Обновлено: 02.07.2024

Для отвода избытков тепла, силовые агрегаты Камского Автозавода имеют жидкостное охлаждение. Рассчитана система охлаждения двигателя КамАЗ 740 на использование жидкостей с пониженной точкой замерзания. Ёмкость системы – 35л. Центробежный насос, предназначенный для обеспечения непрерывной циркуляции жидкости, расположен в передней части мотора. Крутящий момент от коленвала передаётся на него посредством приводного ремня.

Вентиляция двигателя КамАЗ осуществляется 5-ти лопастным вентилятором, закреплённым на вале гидромуфты. Последняя, располагается соосно переднему концу коленвала. Гидромуфта имеет выключатель, что обеспечивает её работу в оптимальном режиме. Перед вентилятором размещён 3-х рядный, трубчато-ленточный радиатор, снабжённый жалюзи для регулирования воздушного потока.

Система охлаждения двигателя КамАЗ Евро 2 дополнительно оснащена интеркулером с теплообменником, что позволило существенно снизить температуру подаваемого в цилиндры воздуха.

Система смазки двигателя КамАЗ

В нижней части картера двигателя, через прокладку, закреплён масляный поддон. Он разделён на 2 секции перегородкой. В более глубокую часть поддона спускается маслозаборник с сетчатым фильтром. Также масляная система двигателя КамАЗ включает масляный насос, находящийся в нижней передней части блока цилиндров. К нему с помощью фланца крепится маслозаборник. В правой части блока цилиндров установлен фильтр, препятствующий попаданию в мотор посторонних примесей.

Кроме этого, система смазки двигателя КамАЗ 740 снабжена центробежным фильтром, закреплённым в правой части мотора. Данный фильтр осуществляет очистку масла перед поступлением его в радиатор. Для бесперебойной подачи масла при загрязнённом центробежном фильтре, предусмотрен перепускной клапан. Снаружи на радиаторе охлаждения расположен масляный радиатор, охлаждая масло и предотвращая падение его давления.

Система смазки двигателя КамАЗ Евро-класса идентична другим моторам этого производителя.

Автомобили Камаз Урал

Устройство и работа системы смазки двигателя КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320

Техническое обслуживание системы смазки КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320

Устройство и работа системы смазки двигателя КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320

Система смазки включает поддон двигателя, маслозаборник, насос, полнопоточный и центробежный фильтры очистки масла, радиатор, заливной патрубок, указатель уровня масла, сапун, контрольно-измерительные приборы, магистрали и трубопроводы.

Поддон двигателя корытообразной формы является основным резервуаром масла и крепится через уплотнительную резинопроб-ковую прокладку к фланцу картера двигателя болтами. Находящееся в нем масло охлаждается благодаря теплообмену с окружающей средой через стенки поддона. Для обеспечения бесперебойной подачи масла при движении на подъемах, спусках и косогорах, уменьшения его расплескивания в поддоне установлена перегородка. По условиям компоновки на автомобиле КамАЗ-5320 глубокая часть поддона находится в задней части двигателя, на автомобилях КамАЗ-4310 и Урал-4320 — в передней части двигателя. Слив масла осуществляется из нижней части поддона через сливное отверстие, закрытое пробкой. На двигателях модели 740 более раннего выпуска масляный поддон снабжен двумя сливными отверстиями.

Масло-аборник обеспечивает первичную очистку масла и подану его к насосу. Он состоит из корпуса с сетчатым фильтром, всасывающей трубки с фланцем и деталей крепления. Маслозаборник крепится фланцем всасывающей трубки к корпусу масляного насоса. Конструкция маслозаборника двигателей автомобилей КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320 отличается длиной всасывающей трубки. На двигателе автомобиля КамАЗ-5320 всасывающая трубка более длинная и изогнутой формы, вследствие чего она имеет дополнительную точку крепления посредством кронштейна к крышке коренного подшипника коленчатого вала.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 2.13. Маслозаборник двигателя! КамАЗ 5320 1 — защелка крепления сетки заборника; 2 — сетчатый фильтр; 3 — корпус; 4 — всасывав ющая трубка; 5 — кронштейн; 6 — фланец

Масляный насос создает необходимое давление в системе смазки и подает масло под давлением к трущимся поверхностям деталей двигателя. Насос шестеренчатый, двухсекционный, с приводом от шестерни носка коленчатого вала.

Насос состоит из двух секций, разделенных проставкой. В проставке выполнено отверстие, соединяющее всасывающие полости обеих секций, что обеспечивает питание их от одного масло-заборника. Каждая секция состоит из пары цилиндрических шестерен. Корпуса 1, 5 секций и проставка соединены болтами. Ведущие шестерни напрессованы на валик и фиксируются сегментными шпонками. На наружном конце этого валика на шпонке установлена шестерня 6 привода насоса. Ведомые шестерни свободно вращаются на оси на бронзовых втулках. Каждая пара шестерен работает в специальных расточках, выполненных в корпусах. При вращении шестерен их зубья захватывают масло у входного отверстия проставки, проносят у стенок корпуса и выдавливают его в выходные отверстия.

Передняя секция масляного насоса с удлиненными зубьями шестерен имеет большую производительность и нагнетает масло в главную магистраль (нагнетающая секция).

Обе секции насоса снабжены предохранительными клапанами, которые установлены в корпусах и отрегулированы на давление открытия 850…950 кПа (8,5…9,5 кгс/см2) с целью ограничения максимального давления на выходе секций насоса. Нагнетающая секция снабжена дифференциальным клапаном, расположенным в корпусе нагнетающей секции, который поддерживает давление масла в пределах 400…550 кПа (4,0…5,5 кгс/см2) в главной магистрали двигателя.


Рис. 2.14. Масляный насос: 1,5 — корпуса секций; 2,4 — ведущие шестерни; 3 — проставка; 6 — шестерня привода насоса; 7,8 — ведомые шестерни; 9, 11 — предохранительные клапаны секций; 10 — дифференциальный клапан

Масляный фильтр обеспечивает очистку масла, подаваемого нагнетающей секцией масляного насоса в главную масляную магистраль. Фильтр полнопоточный, с двумя сменными фильтрующими элементами, установлен на правой стороне блока цилиндров. Он состоит (рис. 2.15) из. корпуса, двух колпаков, двух фильтрующих элементов и перепускного клапана.

К корпусу фильтра винтами крепятся фильтрующие элементы и колпаки. В корпусе фильтра установлен перепускной клапан, обеспечивающий подачу неочищенного масла в главную магистраль при чрезмерном загрязнении фильтра или повышенной вязкости масла. Клапан открывается, когда разность давлений до и после фильтрующих элементов достигает 250…300 кПа (2,5…3,0 кгс/см2). При срабатывании перепускного клапана одновременно замыкаются контакты сигнализатора и на щитке приборов в кабине водителя загорается лампа, сигнализирующая о работе двигателя на неочищенном масле.


Рис. 2.16. Центробежный фильтр очистки масла: 1 — корпус; 2 — колпак ротора; 3 — ротор; j колпак фильтра; 5, 8, 9 — гайки крел-гения колпака ротора, ротора, колпака ФУльтра; 6 — упорный шарикоподшипник; упорная шайба; 10, 13 верхняя и нижняя втулки ротора; 11 — ось ротора; 12 — турбинка ротора; 14, 15, 16 — палец, пластина, пружина стопора; 17 — трубка отвода масла; /в, 19, 20 — плунжер, пружина, пробка перепускного клапана

Подача неочищенного масла в главную масляную магистраль через перепускной клапан предохраняет подшипники двигателя и другие трущиеся детали от повышенных износов и возможного выхода из строя. Однако даже кратковременная работа двигателя на неочищенном масле недопустима, так как вызывает задиры трущихся деталей и в конечном итоге выводит двигатель из строя. Свечение сигнализирующей лампы допустимо только при пуске двигателя и его прогреве с холодным маслом в системе смазки.

Степень засоренности фильтрующих элементов определяется на прогретом двигателе при частоте вращения 260 рад/с (2600 об/мин). Свечение лампы в кабине водителя указывает на необходимость замены фильтрующих элементов.

С 1979 г. в масляный фильтр устанавливаются бумажные фильтрующие элементы с повышенной пропускной способностью. В летнее время в случае необходимости применяются фильтрующие элементы с композицией из древесной муки и связующих материалов.

Для слива масла из .фильтра используется пробка.

Центробежный масляный фильтр обеспечивает дополнительную очистку масла от технических примесей. Фильтр с активно-реактивным приводом ротора установлен в передней части двигателя, справа. Основными частями центробежного фильтра (рис. 2.16) являются: корпус с перепускным клапаном фильтра и сливным клапаном масляного радиатора, ротор с верхней и нижней втулками в сборе, турбинка ротора, ось ротора и колпак ротора. Ротор в сборе с колпаком установлен на упорном шарикоподшипнике на оси ротора, ввернутой в корпус фильтра, и закреплен гайками. Турбинка ротора 12 из цинкового сплава закреплена а нижней части ротора винтами. Сверху колпак ротора закрыт неподвижным колпаком фильтра. В нижней части корпуса установлен стопор, обеспечивающий фиксацию ротора при разбсрке фильтра. Стыки соединяемых деталей уплотнены прокладками и кольцами.

Рис. 2.17. Установка масляного радиатора и радиатора усилителя рулевого управления: 1 — масляный радиатор; 2, 5 — кронштейны крепления масляного радиатора; 3 — трубка подвода масла; 4 — радиатор системы охлаждения; 6 — трубка отвода масла; 7—масляный радиатор усилителя руля

Ротор в сборе с колпаком приводится во вращение активной силой струи масла, вытекающей из щели — сопла в оси ротора и воздействующей на лопатки турбинки 12, а также реактивными силами, возникающими при выходе масла из ротора в канал оси через тангенциальные сопла. Благодаря этому ротор с колпаком и находящимся в нем маслом вращается с частотой до 500 рад/с (5000об/мин).

При работе двигателя масло из радиаторной секции масляного насоса подается в фильтр, обеспечивая вращение ротора. Возникающие при этом центробежные силы отбрасывают и удерживают механические примеси на внутренней стенке колпака, а очищенное масло через отверстие в оси ротора, трубку и сливной клапан в корпусе фильтра поступает в поддон двигателя или в масляный радиатор при его включении и далее в поддон двигателя.

Перепускной и сливной клапаны, установленные в корпусе фильтра, плунжерного типа. Перепускной клапан обеспечивает подачу масла в масляный радиатор, минуя фильтр центробежной очистки при его загрязнении. Начало открытия перепускного клапана происходит при давлении масла во входной полости центробежного фильтра 600….650 кПа (6…6,5 кгс/см2). Сливной клапан обеспечивает подачу масла в поддон двигателя при выключенном радиаторе или при повышении давления масла в последнем. Начало открытия сливного клапана происходит при давлении 110…120 кПа (1,1… 1,2 кгс/см2).

Во избежание нарушения балансировки ротора с колпаком в сборе при обслуживании фильтра на роторе и колпаке нанесены метки, которые необходимо совместить при его сборке.

Масляный радиатор обеспечивает охлаждение масла при эксплуатации автомобилей при температуре окружающего воздуха выше 0 °С и в тяжелых дорожных условиях с целью предотвращения разжижения масла и падения в связи с этим давления в системе смазки.

Радиатор трубчато-пластинчатого типа, двухрядный, воздушного охлаждения установлен на радиаторе системы охлаждения двигателя с наружной стороны (рис. 2.17) и состоит из остова, включающего два ряда горизонтальных трубок с охлаждающими пластинами, и двух бачков.

Масляный радиатор отключается с помощью крана, установленного на корпусе центробежного фильтра очистки масла, при температуре окружающего воздуха ниже 0 °С.

Заливной патрубок предназначен для заправки и предварительной очистки масла. Крепится двумя болтами к картеру маховика справа. В нижней части патрубка установлен сетчатый фильтр. Отверстие патрубка герметично закрывается резьбовой пробкой, снабженной резиновой прокладкой.

Сапун обеспечивает естественную вентиляцию картера двигателя с целью удаления паров топлива и отработаЕШих газов, проникающих в картер через зазоры между зеркалом цилиндра и кольцами, и вследствие этого предотвращения разжижения масла и ухудшения его смазывающих сеойств. Сапун лабиринтного типа установлен в гнезде картера маховика с правой стороны двигателя. Он состоит (рис. 2.18) из Еерхнего, среднего и тнутренкего стаканов и газеот-водящей трубы.

Выход отработавших газов из картера двигателя в атмосферу и паров топлива через сапун и газ00ТЕ0дящую трубу происходит благодаря разрежению, возникающему у конца газоотЕодящей трубы при движении автомобиля. Лабиринтный сапун препятствует уносу масла через газоотводящую трубу, так как при резкой смене направления движения потока газов частицы масла отделяются и стекают в поддон.

Контрольно-измерительные приборы информируют водителя о давлении масла в системе смазки двигателя, об аварийном падении давления масла и о засорении полнопоточного фильтра очистки масла. Указатель давления масла (рис. 2.19), лампы сигнализаторов засорения фильтра и аварийного падения давления масла установлены на щитке приборов: датчики этих приборов — в корпусе полнопоточного масляного фильтра. Датчик сигнальной лампы засорения фильтра встроен в канале перепускного клапана.


Рис. 2.19. Схема системы смазки двигателя: 1 — сливной клапан масляного радиатора; 2— перепускной клапан центробежного фильт* рэ; 3 — кран выключения масляного радиатора; 1 —центробежный фильтр очистки масла; 5 — указатель уровня масла; в — сапун; 7 — лампа сигнализатора засорения полнопоточного фильтра; 8 —лампа сигнализатора аварийного падения давления масла; 9 —указатель давления масла; /0компрессор; 11— топливный насос высокого давления; 12 — регулятор-выключатель гидромуфты (термосиловой датчик); 13 — гидромуфта; 14 — поддон двигателя; 15, 18 — предохранительные клапаны радиаторной и нагнетающей секций масляного насоса; 16 — масляный радиатор; 17 — маслоприемник; 19, 20 — радиаторная и нагнетающая секции масляного насоса; 21 — дифференциальный клапан; 22— фильтр полнопоточный очистки масла; 23 — глаЬная масляная магистраль; 24 — перепускной клапан полнопоточного фильтра очистки масла с датчиком сигнализатора засорения фильтра

При работе двигателя масло из поддона через маслоприемник поступает в секции масляного нассса.

Нагнетательная секция через канал в правой стенке блока под давлением подает масло в полнопоточный фильтр, где оно очищается в двух фильтрующих элементах и поступает в главную масляную магистраль. Затем по каналам в блоке и головках цилиндров масло подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, распределительного вала, втулкам коромысел и верхним наконечникам штанг толкателей, регулятору-выключателю и подшипникам гидромуфты, подшипникам компрессора и топливного насоса. К сферическим опорам штанг и толкателей масло подается пульсирующей струей. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, отводится в поршень и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках и подшипник верхней головки шатуна.

Остальные детали и узлы двигателя смазываются разбрызгиванием и масляным туманом. Излишнее масло по каналам и трубкам стекает в поддон двигателя.

Максимальное давление масла в главной масляной магистрали в прогретом двигателе, равное 400…550 кПа (4,0…,5,5 кгс/см2), поддерживается дифференциальным клапаном масляного насоса. При работе с холодным вязким маслом при давлении 850…950 кПа (8,5…9,5 кгс/см2) срабатывают перепускные клапаны секций масляного насоса.

Из радиаторной секции масляного насоса масло поступает в фильтр центробежной очистки и приводит во вращение его ротор, обеспечивая очистку масла от механических примесей. Давление масла в фильтре ограничивается до 600…650 кПа (6,0…6,5 кгс/см2) перепускным клапаном. Очищенное в центробежном фильтре масло через кран поступает в радиатор и затем сливается в поддон двигателя. При закрытом кране или повышении давления масла в радиаторе более 110… 120 кПа (1,1… 1,2 кгс/см2) масло из центробежного фильтра через сливной клапан сливается в поддон двигателя, минуя радиатор.

Рекламные предложения:

Читать далее: Техническое обслуживание системы смазки КамАЗ-5320, КамАЗ-4310 и Урал-4320

Система включает масляный насос, фильтр очистки масла, водомасляный теплообменник, картер масляный, маслоналивную горловину, трубку указателя и указатель уровня масла.

Особенности масляной системы двигателей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300

Схема смазочной системы показана на рис. 1

Из картера 13 масляный насос 1 подает масло в фильтр очистки масла 3 и через водомасляный теплообменник 6 в главную магистраль, далее к потребителям.

В смазочную систему также включены клапан системы 2, обеспечивающий давление в главной масляной магистрали 400-550 кПа (4,0-5,5 кгс/см 2 ) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя, предохранительный клапан 14, отрегулированный на давление 931-1127 кПа (9.5-11,5 кгс/см 2 ), перепускной клапан 4, отрегулированный на срабатывание при перепаде давления на фильтре 150-220 кПа (1,5-2,2 кгс/см 2 ) и термоклапан 11 включения водомасляного теплообменника.

При температуре масла ниже 95 °С, клапан открыт и основной поток масла поступает в двигатель минуя теплообменник.

При температуре масла более 110° С, термоклапан закрыт и весь поток масла проходит через теплообменник, где охлаждается водой.

Тем самым обеспечивается быстрый прогрев двигателя после запуска и поддержание оптимального температурного режима в процессе эксплуатации.

Конструктивно термоклапан расположен в корпусе масляного фильтра.

Особенности масляной системы двигателей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300

Масляный насос (см. рисунок) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров.

Ведущее зубчатое колесо напрессовано на передний конец коленчатого вала и имеет 64 зуба, ведомое 52, то есть передаточное отношение 0.8125.

Зазор в зацеплении приводных зубчатых колес регулируется прокладками, устанавливаемыми между привалочными плоскостями насоса и блока, который должен быть 0,15-0,35 мм, момент затяжки болтов крепления масляного насоса к блоку должен быть 49-68.6 Н.м (5-7 кгс.м).

Масляный насос шестеренчатый, односекционный. Содержит корпус 2, крышку 1 и шестерни.

В крышке расположен клапан смазочной системы 13, с пружиной 11. В нагнетающем канале установлен предохранительный клапан, состоящий из шарика, пружины и регулировочных шайб.

Особенности масляной системы двигателей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300

Масляный фильтр (см. рисунок) закреплен на правой стороне блока цилиндров и состоит из корпуса 1, двух колпаков 9 и 11, в которых установлены полнопоточный 8 и частично-поточный 4 фильтроэлементы.

Колпаки на резьбе вворачиваются в корпус. Уплотнение колпаков в корпусе осуществляются кольцами 2 и 3.

В корпусе фильтра также расположен перепускной клапан 15 и термоклапан включения водомасляного теплообменника.

Очистка масла в фильтре комбинированная.

Через полнопоточный фильтроэлемент 8 проходит основной поток масла перед поступлением к потребителям, тонкость очистки масла от примесей при этом составляет 40 мкм.

Через частично - поточный фильтроэлемент 4 проходит 3-5 л/мин. где удаляются примеси размерами более 5 мкм.

Из частично-паточного элемента масло сливается в картер. При такой схеме достигается высокая степень очистки масла от примесей.

Масляный картер штампованный, крепится к блоку цилиндров через резинопробковую прокладку. Момент затяжки болтов крепления картера 8 - 17,8 Нм (0,8 - 1,8 кгс.м).

Термоклапан включения водомасляного теплообменника состоит из подпружиненного поршня 13 с термосиловым датчиком 6.

При температуре ниже 93 °С поршень 13 находится в верхнем положении и основная часть потока масла, минуя теплообменник, поступает в двигатель.

При достижении температуры масла (95+2) °С омывающего термосиловой датчик 6, активная масса, находящаяся в баллоне, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и поршень 13.

При температуре масла (110+2) °С поршень 13 разобщает полости в фильтре до и после теплообменника и весь поток масла идет через теплообменник.

При превышении температуры масла выше 115 °С срабатывает датчик температуры и на щитке приборов загорается сигнальная лампочка.

Водомасляный теплообменник (рис. Фильтр масляный с теплообменником) установлен на масляном фильтре, кожухотрубного типа, сборный.

Внутри трубок проходит охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя, снаружи - масло.

Со стороны масла трубки имеют оребрение в виде охлаждающих пластин.

Поток масла в теплообменнике четыре раза пересекает трубки с водой, чем достигается высокая эффективность охлаждения масла.

На двигатели 740.11-240, 740.13-260 и 740.14-300 устанавливаются два типа теплообменников:

Особенности масляной системы двигателей КАМАЗ 740.11-240, 740.13-260, 740.14-300

- 740.11-1013200 на двигатель 740.11-240,

- 740.20-1013200 на двигатели 740.13-260 и 740.14-300, которые отличаются длиной.

система вентиляции картера камаз

Система вентиляции картера (см. рисунок) открытая, циклонного типа. Картерные газы отводятся из штанговой полости второго цилиндра, через угольник 1, в котором установлен завихритель 2.

При работе двигателя картерные газы, проходя через завихритель 2, получают винтовое движение.

За счет действия центробежных сил капли масла, содержащиеся в газах, отбрасываются к стенке трубы 4 и через трубку 6 сливаются обратно в картер.

Очищенные картерные газы удаляются в атмосферу.

Возможные неисправности системы смазки дизеля и способы устранения

Неисправность

Повышенный расход масла

- Длительная работа двигателя на оборотах холостого хода.

Без необходимости не работать на оборотах холостого хода двигателя.

- Утечка масла через соединения в смазочной системе турбокомпрессора.

Подтянуть соединения, при необходимости заменить прокладки и резиновые рукава.

- Износ сопряжения клапан-втулка в головке цилиндров, старение резиновой манжеты клапана.

Проверить и заменить изношенные детали.

- Засорение воздухоочистителя или колпака воздухозаборника.

Провести обслуживание воздухоочистителя и очистить сетку колпака.

Понижение давления масла в смазочной системе

- Низкий уровень масла в масляном картере.

- Неисправность приборов контроля давления

Убедиться в исправности приборов

- Применение масла не соответствующей вязкости

Заменить масло на соответствующее химмотологической карте.

- Загрязнение фильтрующих элементов масляного фильтра

Заменить фильтрующие элементы.

- Нарушение регулировки или заедание предохранительного клапана или клапана смазочной системы

Проверить клапаны и устранить заедание, при необходимости отрегулировать или заменить неисправные детали.

- Засорение заборника масляного насоса

- Попадание охлаждающей жидкости в масло

Проверить герметичность водяной полости, уплотнение гильз цилиндров, герметичность водомасляного теплообменника, неисправные детали заменить.

- Утечки масла в местах соединений и масляных магистралях смазочной системы

Проверить состояние технологических заглушек, пробок, затяжку крепежных деталей в местах соединений, состояние уплотнительных колец и прокладок

- Нарушение работоспособности масляного насоса

Снять насос и на специальном стенде проверить работоспособность.

- Недопустимое возрастание зазора в подшипниках коленвала и распредвала

Произвести ремонт двигателя.

Загорание сигнализатора аварийной температуры масла

- Неисправность датчика аварийной температуры масла

Убедиться в исправности датчика, при необходимости заменить.

- Заедание термоклапана включения теплообменника, неисправность термосилового датчика

Проверить работу термоклапана включения теплообменника, при необходимости устранить заедания или заменить датчик.

- Засорение трубок или загрязнение охлаждающих пластин

Проверить водомасляный теплообменник на предмет засорения трубок и загрязнения охлаждающих пластин, при необходимости промыть или заменить теплообменник.

Повышение давления масла в смазочной системе

- Высокая вязкость масла

Заменить масло на соответствующее химмотологической карте

- Нарушение герметичности линии управляющего сигнала соединяющей главную масляную магистраль с насосом или ее засорение

Проверить трубу подвода масла к насосу, затяжку болтов крепления, наличие отверстия в крышке

- Заедание или нарушение регулировки клапана смазочной системы.

Проверить клапан и устранить заедание, при необходимости заменить неисправные детали.

Ремонт элементов масляной системы

Для разборки, сборки и проверки масляного насоса:

Снятие и установка картера

— слейте масло из картера, выверните болты крепления и снимите картер;

Снятие и установка масляного насоса Камаз

— снимите всасывающую трубку 4 (рис.) с фланцем, кронштейном и чашкой в сборе и трубку подводящую клапана системы смазывания;

— выверните болты крепления масляного насоса 1, снимите насос;

Снятие ведомой шестерни маслонасоса Камаз

— снимите шестерню масляного насоса съемником И80 1.02.000 (рис.), для этого болты 3 вверните до упора их в шестерню 5, винт 1 уприте в торец вала.

Вращая рукоятку, вверните винт в траверсу до полного снятия шестерни;

— выверните болты крепления нагнетающей и радиаторной секций масляного насоса и разберите его;

— замерьте радиальный и торцовый зазоры нагнетающей и радиаторной секций, зазоры в зацеплении зубьев шестерен в радиаторной и нагнетающей секциях, между ведущим валом и отверстием в корпусе, между осью и шестерней. При необходимости замените изношенные детали;

— при сборке насоса не допускайте повторное использование отгибных шайб.

Детали масляного насоса дизеля Камаз

После сборки насоса валик должен проворачиваться от руки плавно, без заеданий;

- испытайте насос на стенде с использованием масла М10Г2К или М10ДМ.

При частоте вращения валика 2800 - 60 мин -1 и разрежении на всасывании 12-15 кПа подача насосом должна быть не менее 130 л/мин при давлении на выходе 0,35 - 0,40 МПа;

- отрегулируйте давление срабатывания клапана смазочной системы, которое должно быть 0,40 - 0,45 МПа.

Для регулирования допускается использование не более 3-х шайб, устанавливаемых под пружину.

При несоответствии давления-начала открытия клапана, замените пружину. Повторное использование шплинта пробки не допускается.

Моменты затяжки резьбовых соединений, Н.м (кгс.м)

Болты крепления масляного насоса 49,0 - 68,6 (5 - 7)

Болты крепления крышки 39,2 - 54,9 (4 - 5,6)

Болты крепления трубки к насосу 19,6-24,5 (2-2,5)

Колпаки масляного фильтра 49,0- 58,8 (5 - 6)

Пробка термоклапана фильтра 47,0- 58,8 (4,8 - 6)

Сливные пробки колпаков 24,5-39,2 (2,5-4,0)

Болты крепления масляного фильтра 88,2-112,6 (9,0-12,5)

Гайка крепления ведомой шестерни привода масляного насоса 98,1-117,6 (10-12)

Размеры деталей и допустимый износ, мм

Диаметр шестерен 55,44 - 55,47

Допустимый диаметр шестерен 55,4

Радиальный зазор между зубьями шестерен и стенкой корпуса 0,130-0,206

Допустимый радиальный зазор 0,25

Высота шестерен 34,913 -34,975

Допустимая высота шестерен 34,900

Глубина колодца 35,050-35,089

Торцовой зазор 0,075-0,176

Допустимый торцевой зазор 0,2

Диаметр шеек валика 19,920 - 19,899

Допустимый диаметр шеек 19,85

Допустимый диаметр втулок 20,10

Диаметр оси 19,987 - 20.000

Допустимый диаметр оси 19,85

Диаметр втулок ведомой шестерни 20,040-20,073

Допустимый диаметр втулок 20,080

Допустимый диаметр плунжера 15,92

Диаметр отверстия в крышке под клапан 16,000-16,027

Усилие пружины клапана сжатой до размера 44 мм, Н 60-74

Для разборки, сборки и проверки фильтра масляного:

- слейте охлаждающую жидкость из системы охлаждения двигателя;

- выверните сливные пробки с колпаков и слейте масло из фильтра;

- отсоедините патрубки подвода и отвода охлаждающей жидкости к теплообменнику;

- выверните пять болтов крепления и снимите фильтр с теплообменником;

- отверните гайки и отсоедините теплообменник от фильтра;

- выверните колпаки из корпуса, промойте внутреннюю полость дизельным топливом, проверьте целостность уплотнительных колец, упорных пружин, при повреждении замените;

- собранный фильтр проверьте на герметичность сжатым воздухом 490 кПа в воде;

- проверьте давление начала открытия перепускного клапана, которое должно быть 0,147-0,216 МПа;

- проверьте работоспособность термоклапана включения теплообменника.

При температуре масла (50-70) °С расход через клапан должен быть не менее 70 л/мин при давлении 0,147 кПа и не более 5 л/мин при температуре 100-110 °С.

При необходимости замените термосиловой датчик ТС 103-1306090-30.

Для разборки, сборки и проверки работы водомасляного теплообменника:

- установите заглушки на фланцы подвода масла и опрессуйте масляную полость давлением 0,79-0,83 МПа в воде, при обнаружении негерметичности снимите подводящий и отводящий коллекторы теплообменника и выньте сердцевину из корпуса, замените уплотнительные кольца или, при повреждении трубок сердцевину.

Масло под давлением подается к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распре­делительного вала, к втулкам коромысел, подшипникам ТНВД и компрессора. К верхним сферическим опорам штанг механизма газораспределения масло подается пуль­сирующей струей, а к остальным деталям — разбрызги­ванием или самотеком.

Из поддона 14 масло через маслоприемник засасы­вается в секции 9 и 10 масляного насоса. Через канал в правой стенке блока масло из секции 9 подается в кор­пус полнопоточного фильтра 7, где оно очищается, про­ходя через два фильтрующих элемента, и поступает в главную масляную магистраль 6. Из главной масляной магистрали масло по каналам в перегородках блока под­водится к коренным подшипникам коленчатого вала, подшипникам распределительного вала, втулкам коро­мысел. К шатунным подшипникам коленчатого вала масло подается по каналам в коленчатом валу от ближай­шей коренной шейки. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке кольца и поршня отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и верхней го­ловке шатуна.

По каналу в задней стенке блока и по трубке масло под давлением поступает к подшипникам компрессора 19. Из канала в передней стенке блока предусмотрен отбор масла для смазки подшипников топливного насоса 18 высокого давления. Из главной масляной магистрали масло под давлением подается к расположенному в перед­нем торце блока термосиловому датчику 16 и далее, когда включен кран 17, в гидромуфту 15. Масло из радиатор­ной секции 10 насоса поступает к фильтру 1 центробежной очистки, затем в радиатор 12, а из него в поддон 14. Когда кран 2 закрыт, масло из центробежного фильтра сли­вается в поддон двигателя через сливной клапан 4.


Масляный насос КамАЗ

Масляный насос КамАЗ двухсекционный, шесте­ренчатый. Передняя нагнетающая секция масляного на­соса подает масло в систему смазки двигателя, а задняя (радиаторная) — в фильтр центробежной очистки и ра­диатор.

Предохранительный клапан 12, размещенный в кор­пусе 6 радиаторной секции, отрегулирован на давление 8,5—9,5 кгс/см2 и перепускает масло из нагнетающей полости во всасывающую. Предохранительный клапан 9, расположенный одновременно в корпусах 6 и 2 радиатор­ной и нагнетающей секции, отрегулирован на давление 8—8,5 кгс/см2.


Клапан системы смазки 11, размещенный в корпусе 2 нагнетающей секции, предназначен для ограничения дав­ления в главной магистрали и отрегулирован на давле­ние начала открытия 4—4,5 кгс/см2.

Масляный поддон стальной, штампованный, прикреп­лен к блоку цилиндров болтами с пружинными шайбами. Между поддоном и блоком установлена герметизирующая резинопробковая прокладка толщиной 3,0 мм.

Масляный радиатор КамАЗ

Масляный радиатор КамАЗ трубчато-пластинчатый, двухряд­ный, воздушного охлаждения. При температуре выше 0°С, а также при работе автомобиля в тяжелых дорож­ных условиях необходимо включать масляный ра­диатор, открывая кран, находящийся на корпусе фильтра центробежной очистки масла. При температуре ниже 0 °С рекомендуется выключать масляный ра­диатор.

Полнопоточный фильтр очистки масла КамАЗ

Полнопоточный фильтр очистки масла (рис. 28) прикреплен тремя болтами к правой стенке блока цилинд­ров.

При увеличении со­противления фильтра (при низкой температу­ре масла или засорении фильтрующих элемен­тов 2) масло, минуя фильтрующие элемен­ты, поступает через пе­репускной клапан в главную магистраль.

Клапан открывается, когда разность давлений до и после фильтрую­щих элементов дости­гает 2,5—3 кгс/см2.


Система вентиляции картера КамАЗ

Система вентиляции картера открытая, без отсоса газов, Картерные газы проходят через сапун-уловитель 1, отделяющий частицы масла от вытесняемых газов.


Фильтр центробежной очистки масла КамАЗ

Фильтр центробежной очистки масла с актив­но-реактивным приводом ротора установлен на перед­ней крышке блока цилиндров с правой стороны двига­теля.

Ротор 3 в сборе с колпаком 2 приводится во вращение под действием струи масла, вытекающей из щели-сопла в оси 10 ротора, а также реактивных сил, возникающих на выходе масла из ротора в канал оси через тангенци­альные сопла в роторе.

При работе двигателя масло из радиаторной секции насоса под давлением подается в фильтр, обеспечивая вращение ротора. Под действием центробежных сил ме­ханические частицы отбрасываются к стенкам колпака ротора и задерживаются, а очищенное масло через отвер­стие в оси ротора и трубку 14 поступает в воздушно-масляный радиатор или через сливной клапан в корпусе фильтра, отрегулированный на давление 0,5—0,7 кгс/см2, в поддон блока цилиндров. Перепускной клапан, уста­новленный в корпусе фильтра, отрегулирован на давле­ние 6,0—6,5 кгс/см2 и ограничивает максимальное давле­ние перед центрифугой.

Во избежание нарушения балансировки ротора при обслуживании фильтра на роторе и колпаке ротора выполнены метки, которые необходимо совмещать при его сборке.

Смазочная система двигателя автомо­биля КамАЗ-5320.Смазочная система дви­гателя этого автомобиля (рис. 6.3) ана­логична другим- смазочным системам V-образных двигателей. Однако есть и некоторые отличия. Масляный насос имеет две секции —нагнетающую 10 (перед­нюю) и радиаторную 9 (заднюю), от на­соса смазочной системы приводится в работу гидромуфта 27 привода вентилято­ра. В смазочной системе есть шесть клапанов, три у масляного насоса: 29 и 8— предохранительные клапаны соответ­ственно радиаторной и нагнетающей сек­ций и 11— клапан смазочной системы; два у центробежного очистителя: 4— сливной и 5— перепускной клапаны; один уфильтра гонкой очистки 14 - перепускной. Масло наливают в поддон 28 через патрубок, установленный на карте­ре маховика с правой стороны двигателя.

При работе двигателя масляный насос через маслоприемник засасывает масло двумя секциями. Нагнетающая секция 10 подает масло по каналам блока цилинд­ров в полнопоточный фильтр 12 тонкой очистки, где оно очищается, проходя че­рез два фильтрующих элемента. Из главной масляной магистрали по каналам в перегородках блока цилиндров масло подаётся к коренным и шатунным подшипникам коленчатого вала.

Посту­пающее к шатунным подшипникам масло проходит дополнительную центробежную очистку в грязеуловительных полостях коленчатого вала. По отверстиям в блоке масло поступает к подшипникам распре­делительного вала.

Радиаторная секция 9 насоса по маслопроводу 3 подает масло к центро­бежному очистителю, из которого оно постоянно сливается в поддон или прохо­дит по маслопроводу 2 в радиатор 1, если открыт кран 6.

Фильтр гонкой очистки имеет два сменных фильтрующих элемента. При засорении фильтрующих элементов или при повышенной вязкости масла оно поступает в главную магистраль неочищенным через перепускной клапан 14, открываю­щейся при давлении 0,7. 0,8 МПа. При срабатывании перепускного клапана на щитке приборов загорается сигнальная лампа, предупреждающая водителя о засорении фильтра тонкой очистки и о поступлении в магистраль неочищенного масла.


Рис. 6.3. Схема смазочной системы двигателя КамАЗ-740.10:

1— масляный радиатор; 2, 3, 18, 19, 21, 23 и 24- маслопроводы; 4—сливной клапан центробежного очистителя; 5—перепускной клапан центробежного очистителя; 6—кран включения масляного радиатора; 7—центробежный очиститель; 8 - предохранительный клапан нагнетающей секции; 9- радиаторная секция масляного насоса; 10 - нагнетающая секция масляного насоса; 11—клапан смазочной системы; 12—полнопоточный фильтр тонкой очистки масла; 13—главная масляная магистраль; 14—перепускной клапан фильтра тонкой очистки масла; 15—манометр; 16—указатель уровни масли; 17—сапун; 20— компрессор; 22— топливный насос высокого давления; 25—кран включении гидро­муфты; 26—термосиловой датчик; 27 - гидромуфт привода вентилятора; 28— поддон; 29- предохрани­тельный клапан радиаторной секции

Тема № 7

Система питания.

Назначение и общее устройство. Применяемое топливо.

Назначение: предназначена для приготовления горючей смеси из паров топлива и воздуха, подачи её в цилиндры двигателя и отвода отработавших газов.

В систему подачи топлива карбюратор­ного двигателя (рис. 7.1) входят: топлив­ный бак 10, фильтр-отстойник 13, топливный насос 17, фильтр тонкой очистки 16. Эти элементы соединены между собой топливопроводами 7 и предназна­чены для подачи топлива к карбюрато­ру 3, установленному на впускном трубопроводе. Воздух к карбюратору по­дается через канал подвода воздуха 1 и воздушный фильтр 2. При такте впуска в цилиндре двигателя создается разреже­ние и воздух, пройдя через воздухоочисти­тель, поступает в карбюратор, где сме­шивается с мелкораспыленным топливом и в виде горючей смеси подается в цилиндр. После совершения рабочего хода отработавшие газы выталкиваются поршнем в выпускной трубопровод 15 и через глушитель шума 14 в окружаю­щую среду.


Рис. 7.1. Схема системы питания двигатели ЗИЛ-508.10:

1—канал подвода воздуха; 2—воздухоочиститель: 3—карбюратор; 4 и 5—рукоятки управлений воз­душной и дроссельными заслонками; 6 — педаль подачи топлива; 7—топливопровод; 8—указатель уровня топлива; 9—датчик указателя; 10— топлив­ный бак; 11 — крышка горловины бака; 12— топливный кран; 13—фильтр-отстойник грубой очистки; 14— глушитель; 15—выпускной трубопро­вод; 16- фильтр тонкой очистки; 17—топливный насос




В качестве топлива используют бензин. Он подразделяется по октановому числу. Чем октановое число больше, тем бензин лучше и качественней. В нашей стране выпускают следующие виды бензинов: А-76, А-80, А-92, АИ-93, А-95, А-96, АИ-98 (экстра). Буквы А и И обозначают, что октановое число было определено моторным или исследовательским способами.

Для повышения октанового числа в бензины добавляют антидетонаторы – тетраэтилсвинец. Каждый бензин имеет свой цвет: А-76 – жёлтый; А-80 – зелёно-жёлтый; АИ-93 – оранжево-красный; АИ-98 – синий.

К бензинам предъявляются следующие требования:

· быстрое образование топливовоздушной смеси;

· скорость сгорания должна быть не менее 40 м/с (максимум 65 м/с);

· должен иметь минимальные кородирующие действия на детали;

· иметь минимальное количество смолистых веществ;

· должен иметь минимальные отравляющее воздействие на организм человека.

Горючая смесь – это смешивание в карбюраторе паров бензина и воздуха. Горючая смесь определяется коэффициентом избытка воздуха α.

α=Lф/Lо, где

Lф – количество воздуха зашедшего в цилиндр;

Lо – теоретическое количество воздуха необходимого для сгорания 1 кг. топлива (для сгорания 1 кг. топлива необходимо 14,96 кг. воздуха).

Читайте также: