Схема зажигания ваз 2108

Обновлено: 07.07.2024

Распределитель зажигания, он же трамблер:

1. Для начала давайте разберем что же входит в основной состав распределителя. Во-первых в него входит датчик холла, а во-вторых центробежный и вакуумным регулятор опережения зажигания, и многое что другое.

3. Распределитель зажигания нужен для того, что бы выполнять две основные функции:

  • Первую функцию которую он делает, так это он задаёт момент искрообразования, который осуществляется в зависимости от оборотов двигателя автомобиля.
  • Следующая его функция состоит в том, то что он в нужный момент даёт импульс высокого напряжения, проще говоря искру в цилиндры, в зависимости от порядка их работы.

Примечание!
Распределитель зажигания подаёт искру в цилиндр при помощи бегунка, который установлен в самом распределителе, и надет он там на валик распределителя!

Свечи зажигания:

1. Для многих уже известно зачем присутствуют свечи зажигания в автомобиле, но все же давайте разберём по подробнее.

2. Свечи зажигания нужны каждому бензиновому автомобилю, а их работа заключается в том, что с их помощью частички топлива в цилиндрах своевременно сгорают, за счет того что свеча даёт в нужный момент искру, а от чего же поступает искра на эту свечу? Да всё от той же катушки зажигания, с чьей помощью двигатель у автомобиля и работает.

4. Иногда приходит момент когда свечи зажигания так скажем своё отживают, и поэтому их необходимо переодически в 30.000 км. заменять на новые. Если вам всё же придётся их заменить, то в таком случае для вас мы подготовили статью, в которой вы найдёте подробную инструкцию по их замене. (см. Замене свечей)

Катушка зажигания:

1. Катушка как принято её называть в народе, выполняет функция преобразования тока низкого напряжения, в ток высокого напряжения, ниже всё это мы разберём подробно.

2. Сперва поймите раз и навсегда, то что катушка зажигания это по сути некий элемент, который работает за счет аккумуляторной батареи, и еще нескольких факторов. Принцип работы катушки заключается в следующем:

  • Сперва ток на катушку подаётся от аккумуляторной батареи.
  • После того как катушка приняла ток, она его преобразовывает в ток высокого напряжения, напряжение которого доходит порядка до 25.000 — 35.000 вольт.
  • Затем после преобразования тока высокого напряжения, она направляет этот ток к свечам зажигания, через высоковольтные провода.
  • А после того как свечи получили ток, далее они его уже используют для того, что бы выдать искру когда поршень будет подходить к верхней мертвой точке (ВМТ).

Коммутатор:

1. Он представляет из себя некий модуль небольших размеров, за счет которого осуществляется:

3. При выходе коммутатора из строя, он не подлежит ремонту. Если вы начали замечать то что коммутатор приходит в негодность, его рекомендуется заменять на новый.

4. Запрещается отсоединять колодку проводов которая подсоединена к коммутатор, при включенном зажигании у автомобиля, потому что это его может повредить, а так же возможно произойдет повреждение еще и других деталей системы зажигания.

Выключатель зажигания:

1. Выключатель представляет из себя замок, который вы все уже видели в каждом автомобиле. Благодаря этому выключателю, вы можете включать и отключать приборы системы зажигания.

2. В состав выключателя входит индивидуально подобранным ключ, при помощи которого мы можем проворачивать этот выключатель. А в корпусе выключателя установлен неподвижный диск с клемами и контактами, а к этому диску подсоединены провода которые идут от катушки зажигания.

3. Когда ключ извлечен из замка, в последующим происходит размыкание всёх контактов. А когда ключ вставлен в личинку и после чего повернут, в таком случае происходит замыкание всех контактов, в связи с чем зажигание в автомобиле и включается.

Провода низкого и высокого напряжения:

Провода высокого напряжения:

1. Высоковольтные провода служат для передачи тока высокого напряжения, от самой катушки зажигания и на каждую свечу цилиндров.

3. Ни в коем случае не пробуйте заводить автомобиль, с разорванной высоковольтной цепью напряжения, то есть проще говоря: Двигатель у автомобиля не нужно заводить при снятых проводах высокого напряжения, а так же при снятой крышки распределителя зажигания. Такие действия могут привести к выходу из строя элементов системы зажигания, а так же к пробою изоляции, поэтому будьте осторожны.

4. А так же не рекомендуется браться руками, как либо прикасаться к проводам высокого напряжения, когда двигатель у автомобиля будет находится в рабочем состоянии, потому что это может привести к электротравме.

Примечание!
При проверки высоковольтных проводов на наличие искры, рекомендуется отсоединять провода на заглушенном двигателе, а в случае заведения двигателя провода должны быть закреплены на расстоянии 5-10 мм, от массы автомобиля, а так же эти провода не должны находится у вас в руках, даже в том случае если их вы удерживаете при помощи инструмента!

Провода низкого напряжения:

1. Каждый человек с такими проводами встречался в своей жизни, они чаще всего бывают небольшой толщины, и имеют очень гибкую форму, в отличие от проводов высокого напряжения.

2. А так же чаще всего провода низкого напряжения имею комбинированную расцветку, то есть они бывают как красные, так и синие, и имеют множество других цветов.

Схема зажигания Ваз 2109

Схему зажигания Ваз 2109 должен знать каждый его владелец. Не зная этой схему, Вы не сможете завести автомобиль в случае проблем с зажиганием. Тем более, что схем эта элементарно простая.
На Ваз 2109 установлена бесконтактная система зажигания. Состоит он из следующих узлов: коммутатор, катушка зажигания, трамблер, датчик Холла, высоковольтные провода и свечи. Задача системы зажигания — своевременная, циклическая подача искры в цилиндры двигателя.
Рассмотрим подробно как работает схема заж

Схема зажигания Ваз 2109

игания Ваз 2109: подача питания на систему зажигания осуществляется через реле. Пока ключ не будет в положении зажигания, реле не включится и не подаст питание на схему. Как только ключ повернут система зажигания запитывается. Питание +12В с аккумулятора подается на контакт Б катушки зажигания, 4-й контакт коммутатора. Датчик Холла запитывает сам коммутатор.
Обратите внимание, что реле зажигания питается через монтажный блок, и если будет плохой контакт в разъемах Ш1,Ш8 или по какой-то причине окиснет или сгорит дорожка, система зажигания не будет запитана и Ваз 2109 не будет заводиться.
Чтобы искра начала формироваться необходимо провернуть коленчатый вал двигателя. Вместе с ним провернется и распределительный вал и датчик Холла подаст импульс на коммутатор. Коммутатор в свою очередь соединит контакт К катушки зажигания с массой, в результате чего на центральном проводе появится искра. Когда бегунок трамблера соединит центральный провод и провод ведущий на конкретный цилиндр двигателя искра проскочит на свече, воспламеняя горючую смесь. Двигатель заведется.
Когда необходимо заглушить двигатель, водитель с помощью поворота ключа в замке зажигания выключает реле, которое в свою очередь разбирает питание системы. Коммутатор, катушка зажигани становятся обесточены и перестают работать.
Наиболее частые неисправности системы зажигания Ваз 2109:
1) Выход из строя коммутатора.
2) Выход из строя датчика Холла.
3) Плохой контакт бегунка в трамблере.
4) Отсутствие питания системы зажигания Ваз 2109.
На Главную.

Лада 2109 › Бортжурнал › Двухконтурное зажигание на ваз 2109

Несколько раз мучался зимой с запуском движки.Даже не в морозы а в 0 градусов приходишь заводить а машина молчит.выкручиваешь свечи сырые и аккумулятор в итоге сел!С хорошим аккумом заводится нормально.Как оказалось в итоге у меня стояла катушка от контактного зажигания Б-117 от классики.Сразу поменял на катушку от БСЗ.И машина стала заводиться и ехать гораздо лучше но на этом я не остановился и решил сделать Двухконтурное зажигание с 2-мя датчиками холла,2-мя коммутаторами и 2-мя катушками от волги змз-406

Для начала я стал собирать трамблёр т.к это самая основная и тонкая деталь системы.
Взял за основу трамблёр от ОКИ, можно и обычный девятошный.Просто он у меня был от окушки лежал в гараже.Разобрал его полностью и приступил к монтажу 2-го датчика холла прямо на штатную площадку по углом 90 гр.Разметил примерно положение 2-го датчика.
На площадке имеются риски примерного положения середины датчика:

просверлил и нарезал метчиком резьбу для болтиков:

Потом аккуратно подрезал полотном по металлу сами датчики холла чтобы они не мешали друг другу.Примерно так это выглядит:

далее доработал вал, заменил грузики опережения угла зажигания на девятошные.Они меньше и легче
чем у оки, на фото показаны окушинские грузики!И соответственно пружинки тоже заменил.Шторка осталась штатная окушенская я её не трогал.если делать из девятошного вала то шторку надо тоже доработать отпилив две противоположные.чтобы была как на фото:

на этом с валом всё!Далее из самого корпуса трамблёра выпилил небольшой кусочек для крепления вилки 2-го датчика холла, просверлил отверстие и нарезал резьбу для болтика

Далее всё это дело собрал.Вот что получилось:

Подключал проводку по схеме:

Примечание:подключая по схеме 1 тахометр будет показывать в два раза меньше оборотов.Если же вы хотите сделать тахометр нормальный то есть ещё схема 2,
там надо будет впаять 2-а диода КД213А.но я этого делать не стал и сделал по схеме 1.
И ещё не пытайтесь подключать провода без диодов по схеме 2 тем самым вы параллелите обе катушки и получается что искрят все 4-е свечи одновременно при
срабатывании обоих датчиков холла!Испытанно самим лично)

Для катушек сделал металлическое крепление, но получилось неочень:

И теперь о самом главном:чтобы система работала хорошо надо настроить синхронность
датчиков холла чтобы искра на всех цилиндрах была с одинаковым опережением.Для этого надо сделать
противоположную метку на маховике это будет ВМТ 2-го цилиндра.Нужно отсчитать от штатной метки 64 зуба по венцу.И с помощью стробоскопа совмещать обе метки с 1-го и 2-го цилиндра, двигая 2-й датчик холла вверх вниз или обоими датчиками по направлению белых стрелок.для этого я рассверлил отверстия тонким сверлом в датчиках чтобы двигать.

Схема системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Схема бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Элементы системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Обеспечивает подачу электрического тока при запуске двигателя.

Обеспечивает подачу электрического тока при работе двигателя автомобиля. В частности запитывает систему зажигания.

  1. Монтажный блок предохранителей и реле.

Служит для коммутации проводов низкого напряжения, в частности системы зажигания.

Выдает ток высокого напряжения на распределитель зажигания.

Выдает импульс для искрообразования (размыкая цепь питания первичной обмотки катушки зажигания) в том или ином цилиндре по сигналу с датчика Холла.

Формирует управляющий импульс (снижая напряжение) для коммутатора, сигнализирующий о необходимости искрообразования в том или ином цилиндре двигателя.

  1. Распределитель зажигания (трамблер) с вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.
  1. Высоковольтные провода (бронепровода).

Служат для передачи тока высокого напряжения от катушки зажигания на крышку трамблера и далее к свечам зажигания.

Служит для замыкания цепи системы зажигания. Через него поступает электрический ток в систему зажигания.

Служит для разгрузки контактов выключателя зажигания (замка) и подачи напряжения на катушку и коммутатор.

Служат для образования искры в цилиндрах двигателя.

Примечания и дополнения

Еще статьи по системе зажигания

Как выглядит система зажигания на ВАЗ 2109?

Особенности работы разных систем зажигания

Зажигание на ВАЗ 2109 необходимо для воспламенения воздушно-топливной смеси при запуске двигателя. Если зажигание работает некорректно, то двигатель будет заводиться и работать с перебоями, а его мощность при старте и разгоне заметно снизится. Кроме того, будет заметно увеличен расход топлива. Из этого вывод — за правильной работой системы зажигания следует постоянно следить.

Второе отличие — настройка работы системы. В автомобилях с инжектором она не требуется, а в ВАЗах с карбюратором приходится проводить ее вручную.

В девятках применяют два типа системы зажигания:

  • контактный;
  • бесконтактный с транзисторами.
  1. Работа с датчиком Холла, что позволяет сделать работу системы более стабильной и повысить ее общий КПД.
  2. Отсутствие контакта с рабочими органами и элементами системы — повышает эксплуатационный ресурс элементов, делает уход за компонентами схемы более простым.
  3. Отличное распределение искры между свечами.
  4. Выработка мощной искры, что не допускает сбоев в работе систем.
  5. Экономия топлива.
  6. Работа даже при низком заряде АКБ.

Со временем контактный тип СЗ практически перестал использоваться, поэтому далее будем делать упор на бесконтактный аналог.

Как работает схема?

Бесконтактная система зажигания ВАЗ 2109 имеет довольно простой принцип работы, основанный на последовательном включении различных элементов в конструкцию. Электронные компоненты схемы регулируют образование и подачу искры к рабочим органам. Все это работает по следующему принципу:

  1. Вращение стартера приводит в движение распредвал, который, в свою очередь, запускает трамблер.
  2. В трамблере размещен датчик Холла, возле которого находится устройство с отверстием. Оно служит для создания сигнала под воздействием магнитного поля.
  3. Электрический сигнал от трамблера переходит на коммутатор.
  4. Из коммутатора энергия поступает на катушку из двух обмоток. Происходит многократное увеличение заряда, после чего тот поступает на распределитель зажигания.
  5. Ток распределяется по свечам, происходит воспламенение воздушно-топливной смеси.

Для правильного распределения искры происходит следующее:

  1. Датчик, размещенный возле коленвала, передает сигнал на устройства контроля системы.
  2. Контроллеры, в свою очередь, обрабатывают полученную информацию, и создают порядок подачи тока от катушек к свечам.
  3. Катушки создают искры — одну для поджигания воздушно-топливной смеси, вторую — холостую.

Вернуться к оглавлению

Параметры схемы, ее компоненты

Схема системы зажигания состоит из:

  • свечей;
  • коммутатора;
  • трамблера;
  • реле зажигания ВАЗ 2109;
  • катушек;
  • выключателя;
  • устройства блокировки (не позволяет запустить повторный цикл, пока предыдущий не окончен);
  • противоугонного механизма;
  • датчика Холла;
  • механизма датчика-распределителя (получает вращение от распредвала);
  • устройства автоматического отключения схемы, срабатывает в течение 8 секунд;
  • выпрямителя тока;
  • системы регулировки количества энергии в коммутаторе.

Что называют модулем зажигания? Модуль зажигания на ВАЗ — это катушка, коммутаторы, ЭБУ, заключенные в один пластиковый корпус. Где находится этот модуль? Откройте капот авто, отыщите высоковольтные провода — на одном из концов проводников размещены свечи, а на другом — модуль.

Настройка СЗ

Если у вас ВАЗ 2109 карбюратор, вам время от времени придется настраивать систему зажигания. Процедура эта не самая простая, она требует выполнения четких указаний. Порядок работы следующий:

В СТО мастера также могут провести настройку, поэтому если у вас не выходит ее выполнить самостоятельно, обратитесь туда.

Заключение по теме

128953 original raszaj29

9.7.1 Система зажигания
Элементы системы зажигания: 1 - радиатор коммутатора 2 - коммутатор 3 - катушка зажигания 4 - распределитель зажигания Перед началом: отсоедините провод от клеммы “–” аккумуляторной батареи.

129026 original raspzaj41

9.7.2 Распределитель зажигания
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отожмите отверткой пружинную скобу на колодке и отсоедините колодку с проводами от низковольтной клеммы распределителя зажигания. 2. Отверните два винта крепления. 3. . снимите крышку распределителя, оставив ее на проводах. .

129225 original raspzaj24

9.7.3 Разборка распределителя зажигания
Распределитель зажигания: 1 - уплотнительное кольцо 2 - муфта 3 - регулировочные шайб 4 - валик с центробежным регулятором 5 - опорная пластина 6 - пылезащитный экран 7 - бегунок 8 - датчик Холла 9 - стопорная шайба 10 - упорная шайба 11 - корпус 12 - вакуум-корректор ПОРЯДОК.

129530 original raspzaj30

9.7.4 Дефектовка распределителя зажигания
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Протрите снаружи и изнутри крышку распределителя. Замените крышку с трещинами, следами пробоя (очень тонкие трещины), сколами или сильно изношенными контактами. Контактный уголек должен свободно перемещаться внутри крышки. 2. Если контактный.

129647 original raspzaj27

9.7.5 Сборка распределителя зажигания
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Смажьте втулки. 2. . и валик распределителя тонким слоем моторного масла. 3. Перед установкой муфты установите бегунок наружным контактом в сторону контакта первого цилиндра в крышке. 4. Установите муфту на вал так, чт.

129707 original katzaj00

9.7.6 Катушка зажигания
Перед началом: отсоедините провод от клеммы “–” аккумуляторной батареи. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоедините высоковольтный провод от катушки зажигания. 2. Отверните две гайки крепления кронштейна катушки (вторая гайка находится под площадкой аккумуляторной батареи).

129787 original katzaj06

9.7.7 Проверка катушки зажигания
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Осмотрите катушку. Если на пластмассовой крышке есть сколы, трещины, следы перегрева или вытекания масла, катушку надо заменить. 2. Проверьте сопротивление первичной обмотки катушки. Для этого подсоедините омметр к низковольтным клеммам кату.

129946 original katzaj01b

9.7.8 Проверка и замена коммутатора
Предупреждение При работе коммутатора выделяется большое количество тепла. Кроме того, “масса” коммутатора подсоединяется через его радиатор. Поэтому периодически очищайте радиатор коммутатора от пыли и грязи для улучшения теплоотдачи. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ 1. Отсоеди.

130004 original zzaj00

9.7.9 Выключатель (замок) зажигания
Примечания Для проверки выключателя зажигания последовательно устанавливайте ключ в положения, при которых должны замыкаться цепи, указанные в таблице. При установке ключа в положение “III” должно включаться противоугонное устройство. При повороте ключа из положения “III” в положение “0” против.

Системы зажигания для бензиновых двигателей отечественных легковых автомобилей ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ЗАЗ-1102 содержат в своем составе электронный коммутатор. Он предназначен для формирования импульсов тока в цепи первичной обмотки катушки зажигания.

В электронных коммутаторах отечественного производства (серии 3620.3734; 36.3734; 78.3734) функции выходного токового ключа выполняет мощный транзистор, а функции управления параметрами токовых импульсов (нормирование скважности запускающих импульсов, программное регулирование времени накопления энергии в катушке зажигания, ограничение уровня тока в ее первичной обмотке и амплитуды импульсов первичного напряжения) выполняет слаботочная электронная схема, чаще в интегральном исполнении.

Первый отечественный электронный коммутатор с управляемыми параметрами импульсов зажигания (серия 36.3734) был разработан для автомобиля ВАЗ-2108. В коммутаторе использовались микросхема К1401УД1, мощный ключевой транзистор КТ848А и другие элементы отечественного производства.

Коммутатор явился прототипом для разработки последующих серий, которые имеют не сколько вариантов конструктивного и схемотехнического исполнения. Однако общим для отечественных коммутаторов по-прежнему служит комбинированная интегрально-дискретная технология сборки, делающая их ремонтопригодными.


В современных отечественных коммутаторах используются специализированные выходные ключевые транзисторы типов КТ890А, КТ898А1, BU931 (зарубежный) в нескольких конструктивных исполнениях: ТО-220, ТО-3, бескорпусном. В некоторых коммутаторах, например 78.3734 (рис. 4), в качестве управляющей микросхемы приме нен четырехканальный операционный усилитель типа К1401УД2Б.

В коммутаторах также широко применяется управляющая микросхема L497B фирмы SGS-TOMSON (отечественный аналог Р1055ХП1). Структурная схема и рекомендованный вариант ее включения приведены на рис. 1, а назначение выводов -в табл. 1.


Признаки, по которым проявляются неисправности электронных коммутаторов, наиболее вероятные причины этих неисправностей и способы их устранения сведены в табл. 2.


Принципиальные электрические схемы коммутаторов зажигания приведены на рис. 2 (коммутатор 3620.3734 – I), рис. 3 (коммутатор 3620.3734 – II) и рис. 4 (коммутатор 78.3734).



В заключение следует отметить следующее:

1. Близким аналогом зарубежного транзистора BU931 (см. схемы на рис. 2 и 3) является отечественный КТ898А1. Эти транзисторы имеют большой разброс параметров, что приводит к необходимости подбора номиналов радиоэлементов в его базовой и эмиттерной цепях, для каждого экземпляра транзистора в отдельности.

2. Резисторы R7 (см. рис. 2) и R6 (см. рис. 3) служат для задания требуемого значения тока через мощные ключевые транзисторы описанных коммутаторов.

Увеличение номинала резисторов приводит к уменьшению тока и наоборот.
Таким образом изменением номиналов этих резисторов можно подобрать оптимальный токовый и тепловой режимы работы выходных ключевых транзисторов.

3. При замене мощного ключевого транзистора следует обратить внимание на качество крепления транзистора к радиатору (корпусу) коммутатора. Также проверяют наличие теплопроводящей пасты между транзистором и радиатором (корпусом коммутатора).

4. Аналогом зарубежного стабилитрона 1N3029 (см. рис. 3) является отечественный КС524.

5. Аналогом зарубежной микросхемы L497В (см. рис. 1, 2, 3) является отечественная КР1055ХП1.

Коммутатор – это электронный компонент для обеспечения работы бесконтактной системы зажигания. Она является переходной между контактной и микропроцессорной. Последняя, наиболее совершенная, позволяет управлять моментом при помощи данных, считываемых с датчиков – кислорода, скорости, оборотов двигателя и других. Но на дорогах все еще немало автомобилей, в которых установлены и контактные прерыватели, и бесконтактные. Поэтому для обслуживания и диагностики нужно знать назначение всех элементов, а также методы поиска неисправностей и их основные признаки. Перед тем как проверить коммутатор, внимательно изучите все детали.

Бесконтактная система зажигания


Всего существует три огромные группы систем – контактная, бесконтактная, микропроцессорная. Первая делится на две подгруппы – контактная и с применением транзистора, работающего в режиме ключа. В конструкции бесконтактной системы зажигания тоже применяются транзисторы. Использоваться активно такая схема стала в начале 80-х годов прошлого века. И она имеет ряд преимуществ, о которых будет рассказано несколько ниже. Схема коммутатора несложная, она может быть реализована как на транзисторах, так и на контроллере.

Но у бесконтактной системы зажигания имеется и много недостатков, если сравнивать ее с микропроцессорной. Последняя позволяет контролировать практически все параметры двигателя. БСЗ делать это не позволяет, также не может она нормально использоваться на инжекторных моторах. Причина устаревания бесконтактной системы заключается не только в развитии электроники и автомобилестроения, но и в принятии жестких мер по обеспечению экологичности двигателей внутреннего сгорания. К сожалению, уменьшить количество вредных веществ в выхлопе позволяет только микропроцессорное управление.

Основные элементы системы


Конечно, первыми стоит указать свечи зажигания. Они установлены в головке блока цилиндров, электроды выходят с внутренней части. Это те элементы, которые позволяют воспламенить топливовоздушную смесь. Но с помощью одних только свечей двигатель работать не сможет. Необходимо контролировать положение коленчатого вала, чтобы знать, в каком положении находятся поршни в цилиндрах.

Для этой цели используется индуктивный датчик, работающий на эффекте Холла. Он входит в конструкцию другого элемента – распределителя зажигания. Датчик выдает импульс, который поступает на коммутатор. Это устройство позволяет слабый сигнал усилить до напряжения в 12 Вольт, чтобы затем подать его на катушку. Катушка – не что иное, как простой трансформатор (повышающий). У него вторичная обмотка имеет большее число витков, нежели первичная. За счет этого происходит повышение напряжения и уменьшение силы тока. Напряжение в БСЗ на свечи подается при значении 30-35 кВ (в зависимости от модели автомобиля).

Чем БСЗ лучше контактной?


Внимательно прочитав предыдущий раздел, можно увидеть, что в системе применен индуктивный бесконтактный датчик Холла. Преимущество очевидно – нет трения и коммутации. Для сравнения обратите внимание на контактную систему. В ней прерыватель коммутирует напряжение, величина которого равна 12 Вольт. Как ни крути, но металлические контакты все время соприкасаются друг с другом, постепенно стираются, покрываются нагаром.

По этим причинам необходимо постоянно следить за прерывателем, регулировать зазор, проводить своевременную замену. БСЗ лишена этих недостатков, поэтому без стороннего вмешательства система работает значительно дольше. Датчик Холла выходит из строя очень редко, как и коммутатор. Это повышает надежность системы, но требуется и соблюдать меры предосторожности, в частности, соединение коммутатора с кузовом должно быть максимально плотным, чтобы обеспечить эффективный теплообмен. Кроме того, БСЗ позволяет улучшить работу двигателя, увеличить, хоть и незначительно, его мощность, наряду с повышением надежности.

Как работает коммутатор


По сути, коммутатор – это простой усилитель сигнала. Можно сравнить даже со сборкой Дарлингтона, которая используется в микроконтроллерной технике для преобразования слабого сигнала с порта выхода до необходимого уровня. Основа этой сборки – полевые транзисторы, работающие в режиме ключа. На них подается рабочее напряжение, на управляющий вывод поступает сигнал, который усиливается и снимается с коллектора.

Коммутатор зажигания имеет практически аналогичную схему работы. Только используется сигнал с датчика Холла. Он имеет три вывода – управление, общий, плюс питания. При появлении в области датчика металлической пластины происходит генерация тока, который подается на вход коммутатора. Далее происходит усиление сигнала, а также подача его на первичную обмотку катушки. Питание всей системы происходит только лишь после включения зажигания (после поворота ключа).

Основные элементы коммутатора


Схема коммутатора достаточно простая, но самостоятельное изготовление этого блока бессмысленно, так как готовый вариант купить окажется намного проще. Монтаж должен выполняться максимально грамотно, иначе работа устройства окажется неправильной. Кроме того, при использовании транзисторов нужно тщательно выбирать их по параметрам, а для этого необходимо иметь качественную измерительную аппаратуру. К сожалению, у двух одинаковых полупроводников разброс характеристик может быть очень большим. А это влияет на работу устройства.

Коммутатор ВАЗ, имеющий обозначение 76.3734, состоит из одного основного элемента – контроллера L497. Он создан специально для использования в бесконтактных системах зажигания. Отечественный аналог этого контроллера – КР1055ХП2. Параметры у них практически идентичные, что позволяет использовать любой из контроллеров. Кроме того, эта микросхема позволяет провести подключение тахометра, расположенного на приборной панели автомобиля. Но можно применить и более простую схему, которая представляет собой усилительный блок из двух каскадов. Правда, надежность такого устройства на порядок ниже.

Подключение коммутатора

Все три провода от датчика Холла идут на коммутатор ВАЗ. Причем сигнальный провод соединяется с шестым выводом коммутатора. Пятый – это вывод для питания (на нем напряжение стабильно 12 Вольт). Третий вывод коммутатора – масса (минус питания). Третий соединен внутри блока со вторым. А вот между четвертым, на который подается питание от АКБ, и пятым имеется постоянное сопротивление и стабилизатор напряжения.

Как осуществить проверку


Ничего сложного нет в этой процедуре. Самый простой способ – это использовать заведомо исправный узел, так как проверить коммутатор таким образом можно буквально за считанные минуты. Но если такового нет, а нужно определить точно, неисправность в катушке либо же в коммутаторе, разумнее использовать другие способы. Потребуется простая лампа накаливания. Если не знаете, где взять ее, то выкрутите из плафона освещения салона либо же из габаритных огней.

Настройка зажигания


Выводы

Много преимуществ дает такой простой узел в бесконтактной системе зажигания, как коммутатор. Это и повышение мощности, пусть даже незначительное, и уменьшение расхода топлива, и значительное улучшение двигателя с точки зрения надежности. А главное – отпадает необходимость в постоянном контроле и своевременной настройке системы. Современному водителю не хочется заниматься ремонтом автомобиля, ему нужно средство передвижения. Причем надежное, которое не подведет в самый ответственный момент. Независимо от того, какой коммутатор используется в БСЗ, эффективность у него намного выше, нежели у контактного прерывателя.


Коммутатор ВАЗ 2108 обеспечивает формирование управляющих импульсов, подающихся на катушку зажигания. Этот элемент электрического оборудования автомобиля представляет собой электронное устройство, обеспечивающее нормальное функционирование бесконтактной системы зажигания транспортного средства.

Этот компонент электронной системы зажигания автомобиля закрепляется на поверхности, является достаточно прочным, чтобы выдерживать высокие вибрационные и ударные нагрузки, которые могут возникать в процессе эксплуатации машины. В устройстве реализованы максимально возможные варианты защиты электронных компонентов.

Характеристики коммутатора

Схема коммутатора ВАЗ построена на основе микросхемы L497, которая управляет выходным N-P-N-транзистором. Особенностью микросхемы является возможность программирования времени восстановления коэффициента задержки, что является важным для беспроблемного пуска холодного силового агрегата автомобиля. Такая особенность этого электронного компонента коммутатора позволяет осуществлять быстрое ускорение частоты вращения коленвала без провалов в работе, что обеспечивает постоянное тяговое усилие двигателя.

Аналогами, которые иногда используются в конструкции коммутатора ВАЗ 2108, являются микросхемы КР1055ХП1, КР1055ХП2, КР1055ХП4. Однако эти электронные компоненты встречаются в конструкции прибора достаточно редко. Основные технические параметры устройства:

  • оптимальное рабочее напряжение 13,5 В;
  • диапазон напряжений для нормальной работы 6-16 В;
  • коммутационный ток 7,5-8,5 А;
  • диапазон обеспечения бесперебойного искрообразования от 20 до 7000 оборотов коленвала.

Конструкция устройства разработана для использования в однопроводных схемах питания на автомобилях, у которых кузов играет роль отрицательной клеммы. Установка устройства, смонтированного на базе микросхемы L497, осуществляется на специально предназначенном месте с помощью штатных крепежных элементов.

Как отличить неисправности коммутатора

Неполадки зажигания всегда сопровождаются характерными симптомами, о которых должен знать каждый автовладелец. Одна из таких неисправностей связана с коммутатором.

Вот лишь самые распространенные признаки, указывающие на проблемы с работой коммутатора ВАЗ 2108.

  1. Невозможно запустить двигатель.
  2. Стартер активно крутит маховик двигателя, но искра отсутствует.
  3. Двигатель можно запустить, он работает на холостых оборотах, можно поднять до средних значений, но повысить обороты до максимальных невозможно.
  4. Мотор не работает на полную мощность.
  5. На холостых мотор работает исправно, но начинает глохнуть при попытке тронуться.
  6. Двигатель можно запустить, но он глохнет через непродолжительное время.
  7. Отказывается работать один из цилиндров на определённых оборотах (троит).
  8. Двигатель глохнет на горячую и продолжает нормально работать, когда остынет.
  9. Горит лампа разряда аккумулятора.
  10. Тахометр показывает резкие скачки оборотов двигателя.

Это лишь самые распространенные, но не единственные черты неисправного коммутатора. Существует также ряд косвенных признаков. Иногда даже опытные мастера не сразу могут определить симптомы неправильной работы этого узла системы зажигания ВАЗ 2108.

Как проверить коммутатор

В среднем стоимость этой детали не слишком высока, но многие автовладельцы по разным причинам не стремятся ее заменить. К тому же если поменять заведомо исправный коммутатор, неполадки с двигателем останутся, ведь причина сбоев в работе силовой установки может быть совершенно в другом. Поэтому оптимальным решением будет проверка детали на работоспособность.

Для точной диагностики потребуется специальное профессиональное оборудование, которое есть на любой СТО. На специальном стенде можно проверить импульс на катушке зажигания, его стабильность и цикличность. Однако возможность обратиться к специалистам есть не всегда, существует и более простой народный метод диагностики. Для проверки следует взять ключ на 8 и 12-вольтовую лампочку мощностью 3 Вт. Алгоритм действий выглядит следующим образом.

  1. Обесточить сеть, скинув клеммы с аккумулятора.
  2. Воспользовавшись ключом на 8, нужно отсоединить провод коричневого цвета, который идёт от клеммы К на катушке зажигания к клемме 1 на коммутаторе.
  3. Один контакт контрольной лампочки подключается к клемме на катушке зажигания, а другой – на коммутаторе. В результате контрольная лампа оказывается составной частью цепи между катушкой и коммутатором.
  4. Подсоединить клеммы к аккумулятору и попробовать завести двигатель (во время вращения стартером лампа должна загораться).

Загорающаяся лампочка свидетельствует об исправности коммутатора. Если этого не происходит, узел неисправен и требуется его заменить. При отключении лампочки надо обязательно отсоединить минусовую клемму от аккумулятора, тем самым предотвращается возможность случайного замыкания.

Местом установки прибора является перегородка, отделяющая моторный отсек авто от его салона. Устройство монтируется в подкапотном пространстве. Схема подключения коммутатора должна обеспечивать надежный контакт между основанием прибора и кузовом автомобиля. Устройство способно нормально работать до температуры нагрева в 115 °С.

Проверка и замена устройства

Осуществляя проверку и ремонт бесконтактной системы зажигания автомобиля, требуется обязательно проверить работоспособность коммутатора. Для тестирования этого прибора нужно под рукой иметь стандартный набор инструментов. Помимо этого понадобится контрольная лампочка с напряжением 12 В.

Полная проверка элемента осуществляется на специализированном стенде, который позволяет не только определять наличие импульса, но и его длительность. Использование контрольной лампы дает возможность определить наличие только импульса при тестировании прибора в домашних условиях. Для осуществления проверки работы коммутатора нужно проделать следующие операции.

При эксплуатации авто во избежание выхода из строя коммутатора требуется проводить периодическую очистку поверхности охлаждающего радиатора.



1 – муфта; 2 – корпус; 3 – вакуумный регулятор; 4 – тяга вакуумного регулятора; 5, 7 – крышки вакуумного регулятора; 6, 12 – пружины; 8 – штуцер для подвода разряжения; 9 – диафрагма; 10 – центробежный регулятор; 11 – бесконтактный датчик; 13 – ведомая пластина центробежного регулятора с экраном; 14 – валик; 15 – грузики; 16 – сальник; 17 – крышка; 18 – ротор; 19 – защитный экран; 20 – держатель переднего подшипника валика в сборе с опорной пластиной датчика; 21 – шайба крепления проводов; 22 – опорная пластина датчика с подшипником.

Электрическая схема автомобилей ВАЗ-2108 — второй вариант


1 – блок-фара авто; 2 – электродвигатель очистителя фар (устанавливается на части выпускаемых автомобилей); 3 – выключатель подкапотной лампы; 4 – звуковой сигнал; 5 – электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя; 6 – датчик включения электродвигателя вентилятора; 7 – генератор; 8 – электромагнитный клапан включения омыва фар (устанавливается на части выпускаемых автомобилей); 9 – электромагнитный клапан включения омыва заднего стекла (устанавливается на части выпускаемых автомобилей); 10 – электромагнитный клапан включения омыва ветрового стекла; 11 – свечи зажигания; 12 – датчик–распределитель зажигания; 13 – катушка зажигания; 14 – выключатель света заднего хода; 15 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 16 – стартер ваз-2108; 17 – аккумуляторная батарея; 18 – датчик уровня тормозной жидкости; 19 – коммутатор; 20 – датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра; 21 – колодка диагностики; 22 – блок управления электромагнитным клапаном карбюратора; 23 – реле включения стартера; 24 – концевой выключатель карбюратора; 25 – электромагнитный клапан карбюратора; 26 – датчик контрольной лампы аварийного давления масла; 27 – электродвигатель омывателя стекол; 28 – электродвигатель вентилятора отопителя; 29 – дополнительный резистор электродвигателя отопителя; 30 – переключатель вентилятора отопителя; 31 – электродвигатель очистителя ветрового стекла; 32 – прикуриватель; 33 – лампа подсветки рычагов отопителя; 34 – штепсельная розетка для переносной лампы; 35 – подкапотная лампа; 36 – лампа освещения вещевого ящика; 37 – монтажный блок; 38 – выключатель освещения приборов; 39 – выключатель контрольной лампы стояночного тормоза; 40 – выключатель стоп-сигнала; 41 – подрулевой переключатель; 42 – выключатель наружного освещения; 43 – выключатель аварийной сигнализации; 44 – выключатель заднего противотуманного света; 45 – предохранитель цепи противотуманного света; 46 – выключатель обогрева заднего стекла; 47 – боковые указатели поворота; 48 – плафон ваз-2108; 49 – разъем для подключения к плафону индивидуального освещения; 50 – выключатели плафона на стойках дверей; 51 – реле зажигания; 52 – выключатель зажигания; 53 – комбинация приборов; 54 – выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора; 55 – задние фонари; 56 – датчик указателя уровня и резерва топлива; 57 – элемент обогрева заднего стекла; 58 – электродвигатель очистителя заднего стекла; 59 – фонари освещения номерного знака.

Вся информация о системе зажигания на ВАЗ 2108, ВАЗ 2109, ВАЗ 21099

1. Распределителя зажигания, он же трамблер.

2. Из свечей зажигания.

3. Катушки зажигания.

4. А так же из коммутатора.

5. Выключателя зажигания.

6. И соответственно из проводов низкого и высокого напряжения.

7. Дополнительные материалы.

Распределитель зажигания, он же трамблер:

На фото изображен распределитель зажигания, он же трамблер

1. Для начала давайте разберем что же входит в основной состав распределителя. Во-первых в него входит датчик холла, а во-вторых центробежный и вакуумным регулятор опережения зажигания, и многое что другое.

3. Распределитель зажигания нужен для того, что бы выполнять две основные функции:

  • Первую функцию которую он делает, так это он задаёт момент искрообразования, который осуществляется в зависимости от оборотов двигателя автомобиля.
  • Следующая его функция состоит в том, то что он в нужный момент даёт импульс высокого напряжения, проще говоря искру в цилиндры, в зависимости от порядка их работы.

Примечание! Распределитель зажигания подаёт искру в цилиндр при помощи бегунка, который установлен в самом распределителе, и надет он там на валик распределителя!

Свечи зажигания:

1. Для многих уже известно зачем присутствуют свечи зажигания в автомобиле, но все же давайте разберём по подробнее.

2. Свечи зажигания нужны каждому бензиновому автомобилю, а их работа заключается в том, что с их помощью частички топлива в цилиндрах своевременно сгорают, за счет того что свеча даёт в нужный момент искру, а от чего же поступает искра на эту свечу? Да всё от той же катушки зажигания, с чьей помощью двигатель у автомобиля и работает.

4. Иногда приходит момент когда свечи зажигания так скажем своё отживают, и поэтому их необходимо переодически в 30.000 км. заменять на новые. Если вам всё же придётся их заменить, то в таком случае для вас мы подготовили статью, в которой вы найдёте подробную инструкцию по их замене. (см. Замене свечей)

Катушка зажигания:

На фото катушка зажигания

1. Катушка как принято её называть в народе, выполняет функция преобразования тока низкого напряжения, в ток высокого напряжения, ниже всё это мы разберём подробно.

2. Сперва поймите раз и навсегда, то что катушка зажигания это по сути некий элемент, который работает за счет аккумуляторной батареи, и еще нескольких факторов. Принцип работы катушки заключается в следующем:

  • Сперва ток на катушку подаётся от аккумуляторной батареи.
  • После того как катушка приняла ток, она его преобразовывает в ток высокого напряжения, напряжение которого доходит порядка до 25.000 – 35.000 вольт.
  • Затем после преобразования тока высокого напряжения, она направляет этот ток к свечам зажигания, через высоковольтные провода.
  • А после того как свечи получили ток, далее они его уже используют для того, что бы выдать искру когда поршень будет подходить к верхней мертвой точке (ВМТ).

Коммутатор:

Автомобильный коммутатор

1. Он представляет из себя некий модуль небольших размеров, за счет которого осуществляется:

3. При выходе коммутатора из строя, он не подлежит ремонту. Если вы начали замечать то что коммутатор приходит в негодность, его рекомендуется заменять на новый.

4. Запрещается отсоединять колодку проводов которая подсоединена к коммутатор, при включенном зажигании у автомобиля, потому что это его может повредить, а так же возможно произойдет повреждение еще и других деталей системы зажигания.

Выключатель зажигания:

На фото показан выключатель зажигания

1. Выключатель представляет из себя замок, который вы все уже видели в каждом автомобиле. Благодаря этому выключателю, вы можете включать и отключать приборы системы зажигания.

2. В состав выключателя входит индивидуально подобранным ключ, при помощи которого мы можем проворачивать этот выключатель. А в корпусе выключателя установлен неподвижный диск с клемами и контактами, а к этому диску подсоединены провода которые идут от катушки зажигания.

3. Когда ключ извлечен из замка, в последующим происходит размыкание всёх контактов. А когда ключ вставлен в личинку и после чего повернут, в таком случае происходит замыкание всех контактов, в связи с чем зажигание в автомобиле и включается.

Провода низкого и высокого напряжения:

Провода высокого напряжения:

Фотография проводов высокого напряжения

1. Высоковольтные провода служат для передачи тока высокого напряжения, от самой катушки зажигания и на каждую свечу цилиндров.

3. Ни в коем случае не пробуйте заводить автомобиль, с разорванной высоковольтной цепью напряжения, то есть проще говоря: Двигатель у автомобиля не нужно заводить при снятых проводах высокого напряжения, а так же при снятой крышки распределителя зажигания. Такие действия могут привести к выходу из строя элементов системы зажигания, а так же к пробою изоляции, поэтому будьте осторожны.

4. А так же не рекомендуется браться руками, как либо прикасаться к проводам высокого напряжения, когда двигатель у автомобиля будет находится в рабочем состоянии, потому что это может привести к электротравме.

Примечание! При проверки высоковольтных проводов на наличие искры, рекомендуется отсоединять провода на заглушенном двигателе, а в случае заведения двигателя провода должны быть закреплены на расстоянии 5-10 мм, от массы автомобиля, а так же эти провода не должны находится у вас в руках, даже в том случае если их вы удерживаете при помощи инструмента!

Провода низкого напряжения:

Фотография установленных проводов низкого напряжения, на катушку зажигания

1. Каждый человек с такими проводами встречался в своей жизни, они чаще всего бывают небольшой толщины, и имеют очень гибкую форму, в отличие от проводов высокого напряжения.

2. А так же чаще всего провода низкого напряжения имею комбинированную расцветку, то есть они бывают как красные, так и синие, и имеют множество других цветов.

Принцип работы БСЗ ВАЗ 2108

При запуске двигателя автомобиля и в процессе дальнейшей его работы датчик Холла в нужные моменты времени вырабатывает электрические импульсы, необходимые для образования искры в определенные моменты времени. Затем эти импульсы поступают на электронный коммутатор, который усиливает их и передает на высоковольтную катушку.

Катушка высокого напряжения преобразует полученные импульсы в импульсы высокого напряжения (до 25 000 В.) и возвращает их трамблеру. Постоянно вращающийся бегунок распределителя направляет высоковольтные импульсы к строго определенным свечами, обеспечивая таким образом образование искры в нужном цилиндре. Очередность искрообразования в цилиндрах двигателя автомобиля определена схемой их работы (1-3-4-2).

В случае, когда датчик Холла выходит из строя, мотор автомобиля ВАЗ 2108:

Читайте также: