Шестерня повышенной передачи нива

Обновлено: 05.07.2024

"Нива" — четырехместный легковой автомобиль повышенной проходимости выпускался с 1977 года. Его кардинальные отличия от существующих в то время вездеходов — это несущий кузов и постоянно включенный привод всех колес (у внедорожников до "Нивы" такой был только у "Рейндж Ровера") с межосевым блокируемы дифференциалом.

Еще одной особенностью этой уникальной машины было использование узлов легковых машин. Так, ее двигатель был создан на базе 2106, коробка передач и задний мост также заимствованы от этой машины. Несмотря на это, "Нива" обладает уникальной для такой машины проходимостью.

Появившаяся позже модификация 21211 с мотором 1,3 успеха не имела. В 1994 году 2121 была заменена модернизированной машиной 21213. Временно выпускалась переходная модификация 21219 — сочетание старого кузова 2121 и двигателя с трансмиссией 21213.

Позже появились модификации 21214 (отличается моновпрыском вместо карбюратора) и 21215 (с дизелем "Пежо" 1,9 литра).

С недавнего времени в нашей мастерской предлагается произвести установку доработанного комплекта шестерён в раздаточную коробку с пониженным передаточным числом на выбор —2.94, 3.15 и 3,82. В последних двух комплектах шестерни пониженного — повышенного ряда синхронизированы, что позволяет без остановки переключать высшую или низшую передачу.

Вкратце о каждом комплекте;

1)Установка комплекта шестерён с передаточным числом 2.94

При такой переделке РК подвергается доработке промежуточный вал шестерни повышенной/пониженной (42зуба) и на Ведущем валу (первичном) шестерня пониженной передачи(21зуба). Такая переделка изменения передаточного отношения пониженной передачи раздаточной коробки с 2.135(стандарт) до 2,9375 т.е. грубо 2.94 (если раздатка нового образца – мелкомодульная), даст прирост увеличения крутящего момента автомобиля на пониженном ряду до 38 %.

Если у вас раздатка ещё старого образца (крупномодульная . авто выпуска до 2000г.)то можно добиться при переделке передаточное число на понижайке 3.0 и это соответственно даст прирост увеличения крутящего момента автомобиля на пониженном ряду уже до 40 %.

Наверное полезно для понимания этого процесса изобразить всё в виде таблицы в которой указаны шестерни по количеству зубьев ,которые подвергаются замене в сравнении со стандартными раздатками старого и нового образца;

РК стандарт(2.135) Крупномодульная Мелкомодульная

Ведущий вал: шестерни повыш./пониж. 35/26 39/29

Пром.вал: шестерни повыш./пониж. 28/37 32/43

Шестерня дифференциала 42 47

РК модиф.(доработанная) Крупномодульная Мелкомодульная

Ведущий вал: шестерни повыш./пониж. 35/ 21 39/ 21

Пром.вал: шестерни повыш/пониж. 28/ 42 32/ 42

Шестерня дифференциала 42 47

В процессе доработки РК также подвергается доработке и корпус диференциала (проточка) и сам картер в месте соприкосновения шестерни промвала и корпуса (выбирается зазор),фото:



Ниже краткий фотоотчет о проведенных работах;




2)Установка комплекта шестерён с передаточным числом 3.15 и 3.82

Используя Комплекты шестерён с ещё большим передаточным числом на низком ряду прирост увеличения крутящего момента автомобиля на пониженном ряду возрастает (грубо) для комплекта 3.15 до -45 %, для комплекта 3.82 до-67%. Как уже говорилось ранее шестерни пониженного — повышенного ряда в данных комплектах синхронизированы, что позволяет без остановки переключать высшую или низшую передачу. Соответственно в данных комплектах используются помимо доработанных шестерён ещё и большее количество доработанных деталей Например на фотографии ниже показаны шестерни 3,15 и детали, которые дорабатываются: шток переключения пониженной-повышенной передачи, корпус дифференциала, муфта, аналогично требует доработки и картер РК. (выбирается зазор)


И фото шестерён 3,82 с оригинальной масляной втулкой:


Думаю что у начинающих Нивоводов может возникнуть вопрос (..а зачем это всё нужно. ). Ответ постараюсь дать максимально понятно… (-вспомните как часто выезжая из глубокой грязи, снега или песка вы не можете двигаться на малых оборотах на низах т.к. машину трусит либо просто глохнет ,а начинаешь газовать…закапываешься. особенно это заметно установив колёса большего размера….получается не хватает здоровья у машины на малых оборотах, чтобы не сильно срывая верхний слой грунта была возможность оттолкнуться от него и выехать ,а не закопаться ниже на больших оборотах. Вот и возникает желание и необходимость увеличить крутящий момент на низах ,при стандартном двигателе и редукторах )

ВНИМАНИЕ! Для владельцев Шевроле-Нивы и Нив с дизельным двигателем или турбированным, или расточенным ,или для тех, кто просто по иным причинам ищет возможность повысить скоростные возможности раздатки на высшей передаче после значительного увеличения мощности силового агрегата(двигателя), предлагается к установке комплект шестерён с повышенной передачей, имеющей передаточное число 1, вместо 1,2 у стандартных шестерён. Передаточное число пониженного ряда стандартное — 2,13.




Кому интересно звоните ,модернизируем и вам раздатку под ваши потребности и исходя из уже существующей технической подготовки вашего авто!

Устройство и принцип действия раздатки Нива 2121

Механизм раздаточной коробки включает более 60-ти самостоятельных деталей, что подтверждает представленный чертеж. Поэтому вполне благоразумно назвать основные элементы и их предназначение.

    Корпус Корпус дифференциала Валы Муфты Сальники Сателлиты Шестерни Фланцы Рычаги


Пара шестерен плотно посажены на ведущем валу, одна из них (большая) предназначена для высшей передачи, вторая (маленькая) – отвечает за пониженную. На них выточены зубцы с прямым и косым профилем. Первые – контактируют с муфтой, вторые – с промежуточным валом. Включение того или иного ряда приводит в движение по ступице в горизонтальном направлении муфты, после чего она соединяется с шестерней на ведущем валу раздатки.

Промежуточное положение отключает коробку (редуктор разомкнут), передвижение авто в этом режиме невозможно. Для управления дифференциалом предназначена передняя косозубая шестерня на промежуточном валу. Включение блокировки, или жесткая сцепка валов приводов обоих осей, осуществляется через муфту. Конструкция характерна для модификаций 21213 и 21214, причем последняя дополнительно комплектуется приводом датчика скорости.


В действующем состоянии (при подключенной понижающей передаче раздатки) передаточное число на первой ступени изменяется с 4,4 до 7,83, второй – с 2,52 до 4,58, третьей – с 1,63 до 2,9, на четвертой – с 1,2 до 2,14, пятой – с 0,98 до 1,75, что выражается в увеличении тягового усилия на колесах.

Как пользоваться раздаткой с демультипликатором на Ниве 2121

Нормальное положение для ручек РК, обеспечивающее адекватное поведение на дороге хорошего качества:


Включение специального режима работы трансмиссии производится не за долго до того, как автомобиль начнет преодолевать препятствие (колея, грязь, брод или подъем). Переход на низший ряд необходимо выполнять, остановившись. Возвращение на высшую передачу допускается на ходу, хотя и вызывает проблемы у новичков из-за отсутствия привычного синхронизатора.
Несколько сложнее правильно обращаться с принудительной ручной блокировкой межосевого дифференциала. Она, напротив, включается при небольшом (до 20 км/ч) движении машины из-за несовпадения пазов на блокирующей муфте, сателлитах и зубчатом венце. Для упрощенного включения рычага в нужное положение, учитывая устройство раздатки нива 2121, наберите небольшую скорость, после чего, покачивая руль, потяните рукоятку на себя.


Возможные проблемы

Жесткая эксплуатация, недостаточное внимание, как пользоваться раздаткой на ниве 2121, приводят к появлению:

    Вибрации по кузову в движении Вибрации при старте Гула Шума при маневрировании Тугого включение режимов

Опыт показывает, что виной служат: недостаточный уровень масла, неправильная центровка РК, раскручивание крепления опор и повреждение резинок. Дополнительное влияние оказывает состояние кардана и самого двигателя.

В конструкции трансмиссии раздатка размещается в задней части коробки передач, а на ее хвостовике закрепляется карданный вал, соединяющий раздаточную коробку с задним мостом. Также от этого агрегата работает и передний мост, который связан с ним передним карданным валом.

• 21213 (модификации 21213-1800020-01 и 21213-1800020-02):

• 21214 (модификации 21214-1800020-01, 21214-1800020-02, 21214-1800020-10).

Основные неисправности раздаточной коробки

Все неисправности в работе раздатки сразу проявляются в наружных симптомах, исходя из которых, владелец транспортного средства может судить о сложившейся ситуации. К таким проявлениям относят следующее.

Вибрация в начале движения автомобиля

Вполне возможно, что она вызвана другими деталями ходовой. Например, плохо зафиксированы карданы, не отбалансированы колеса машины, присутствует люфт в крестовинах кардана (особенно на возникновении вибрации сказываются люфты в крестовинах заднего кардана) и вибрация, исходящая от силового агрегата.

Появлению вибрации в начале движения также способствуют разболтавшиеся крепления установочных опор раздаточной коробки или разорванная резина на самих опорах раздатки.

Вибрация на скорости

Если,набрав скорость до 80-100 км/ч, вы заметили, что в зоне передних сидений вибрирует пол, при ближайшей возможности нужно проверить работу некоторых узлов и механизмов.

Вполне возможно, что при сборке было нарушено взаимное расположение элементов промежуточного вала, произошло расслоение эластичной муфты, или неправильно собрали шарниры равных угловых скоростей (не говоря уже о том, что они могли просто износиться).

Нелишним будет проверить и наличие балансировочных шайб под болтами эластичной муфты – они нередко теряются. При обнаружении нескольких таких проблем самым оптимальным вариантом решения проблемы будет замена промежуточного вала в сборе.

Возможной причиной вибрации на скорости также является заедание шарнира равных угловых скоростей (стерлась смазка, деформированы детали элемента или проявились последствия неправильной заводской сборки), заедание карданных шарниров переднего и заднего валов, их повышенный дисбаланс или дисбаланс межосевого дифференциала вследствие заводского брака или неверного расположения деталей при сборке.

Шум при повороте

В первую очередь проверьте детали на предмет износа. Вполне возможно, что проблема кроется в стершихся зубьях сателлитов, шестерен привода, тугом вращении сателлитов на оси или износе внутренней части корпуса дифференциала. Также не редкость – заедание в корпусе дифференциала шестерен приводов мостов и наличие большого осевого зазора шестерен приводов мостов.

Устранить все неточности поможет замена изношенных деталей и установка правильного осевого зазора (0-0,10 мм).

Плохое переключение передач, или блокировка дифференциала

Кроме того, к подобному результату нередко приводит слишком высокая вязкость масла в раздаточной коробке. Шлицы можно очистить от грязи и спилить все заусеницы надфилем, а вот детали со смятыми шлицами или зубьями стоит полностью заменить.

Выключение и сброс передач

Утечка масла из коробки

В некоторых случаях из раздаточной коробки быстро уходит масло. Что же делать в такой ситуации? Вероятнее всего, это результат сильного износа сальников, забоин на поверхностях валов и штоков, по которым они работают, ослабления крепления крышек картера, либо повреждения их прокладок. Нередко основанием для утечки являются и неплотно закрученные пробки и незатянутая гайка привода спидометра. Все, что требуется, – это подтянуть резьбу, заменить прокладки и подтянуть пробки с гайками.

После успешного завершения подготовительного этапа можно переходить к снятию раздаточной коробки. Для начала, из салона автомобиля снимается пластиковая накладка на тоннеле пола (расположена возле рычагов управления блокировкой).

Демонтировать ее несложно, и все, что от вас потребуется, – это открутить четыре самореза, с помощью которых она крепится, а затем выкрутить еще три крепежных элемента, посредством которых накладка фиксируется под рычагами. Отвернув ручки рычагов,снимите накладку вместе с резинками.

Обратите внимание! Выполнив указанные действия, вы увидите два подключенных проводка (их хорошо заметно через отверстие из салона), их нужно отсоединить.

На этом работу в салоне транспортного средства можно заканчивать и переходить к действиям с внешней стороны кузова. Для этого вам понадобится либо смотровая яма, либо домкрат.

Для того чтобы достать раздаточную коробку, следует отсоединить от нее оба кардана (переднего и заднего моста), а также привод от КПП. Демонтаж карданов не должен вызвать каких-либо трудностей, поскольку они отсоединяются одинаково: нужно только открутить все крепежные гайки ключом на 13. Если болты начнут прокручиваться, просто вставьте между основанием и плоской шляпкой болта отвертку, а чтобы отвинтить все остальные гайки – проверните кардан рукой, обеспечив себе более удобный доступ к ним.

Дальше вынимается трос спидометра (отверните рукой его крепежную гайку и потяните в сторону) и отсоединяется от КПП сама раздаточная коробка (также нужно открутить несколько болтов).

Заключительным этапом всей работы будет демонтаж раздатки с подвесных каждой стороны, но перед этим не забудьте подставить что-то под коробку, чтобы после снятия она не упала.

Важно! Удобнее всего откручивать гайки подвесного механизма либо с помощью трещоточной рукоятки, либо посредством аналогичного ключа.

Как установить новую раздаточную коробку

Поместив на освободившееся место новую раздатку, не нужно полностью затягивать крепежные элементы кронштейнов ее подвески. Передвигая устройство вдоль и поперек, или даже в вертикальном направлении, постарайтесь найти наиболее подходящее положение, при котором фланцы ведущего и промежуточного валов окажутся расположенными на одном уровне, параллельно друг другу, а зазор между ними будет минимальным.

После этого нужно вернуть на прежние места все снятые ранее регулировочные прокладки, устанавливающиеся под опоры, и затянуть крепежные гайки кронштейнов подвески. Дальше подсоедините к валам раздатки передний и задний валы, а гибкий вал к приводу спидометра. Провода подключаются к датчику контрольной дампы блокировки дифференциала.

Также открутите крепежные гайки и снимите в сборе картер привода переднего моста (вместе с крышкой, рычагом, вилкой, муфтой блокировки дифференциала и валом привода переднего моста).

После этого выполняется демонтаж привода спидометра, вместе с ведомой шестерней.

Снимите стопорную шайбу, вытащите ось и снимите рычаг блокировки дифференциала. Следом демонтируйте крышку картера привода переднего моста и достаньте пружину и шарик фиксатора.

Теперь открутите стопорный болт вилки блокировки дифференциала и выньте сам шток, а также вилку и муфту блокировки.

Также необходимо снять заднюю крышку (вместе с валом привода заднего моста) и фланцы ведущего вала, а также валов привода переднего и заднего мостов.

После этого снимаем крышку переднего подшипника ведущего вала и крышку смотрового люка, следом за которым демонтируется кронштейн рычага переключения передач (вместе с самим рычагом) и изымается штопорная шайба. Сняв шайбу, вы сможете вынуть ось и снять рычаг.

Дальше следует отвернуть стопорный болт вилки муфты переключения передачи, аккуратно вынуть шток вилки и детали фиксатора (гнездо фиксатора следует закрыть пальцем). Затем, вместе с дифференциалом, снимается передняя крышка и монтируется установочное кольцо подшипника дифференциала.

Теперь следует изъять установочные кольца с задних подшипников ведущего и промежуточного валов и достать оба вала из картера раздаточной коробки.

Зажмите в тисках ведущий вал и снимите упорное кольцо и задний подшипник, используя для этого специальный съемник. Следом за ними достаньте с ведущего вала шестерню низшей передачи (вместе с втулкой), муфту переключения передач, ее ступицу и шестерню высшей передачи.

После этого можно приступать к разборке дифференциала. Из картера привода переднего моста, крышки переднего подшипника и задней крышки выпрессуйте поврежденные или изношенные сальники, отверните гайки осей подушки подвески и снимите кронштейны в сборе.

Важно! Осевой зазор каждой шестерни привода мостов должен составлять от 0 до 0,10 мм, а момент сопротивления вращению шестерен не должен превышать 14,7 Н/м. Увеличенный зазор свидетельствует о необходимости замены опорных шайб на детали большей толщины.

Ведущий и промежуточный валы должны устанавливаться в картер раздатки одновременно, а рабочие поверхности сальников перед установкой в крышки и картеры необходимо смазать смазкой Литол-24. Выполняя обжатие гаек валов, используйте оправку 67.7820.9520.

Выполнив обратную сборку раздаточной коробки, залейте в нее масло до нижней кромки заливочного отверстия.

– Chevrolet Niva I 2002-2009 г.в.

– Chevrolet Niva I рестайлинг 2009- г.в.

– ВАЗ 2123 Chevrolet Niva II 2009- г.в.

– ВАЗ 2123 Chevrolet Niva I 2002-2009 г.в.

– ВАЗ Lada 4x4 2009- г.в.

Передаточное отношение стандартного автомобиля - повышенная передача 1,205 / пониженная -2,135.

Передаточное отношение раздатки ВАЛ-РЕЙСИНГ - повышенная 1,186 / пониженная 3,152.

Передаточное отношение высшей передачи комплекта ВАЛ-РЕЙСИНГ.

28х51/43х28 =1,186

Передаточное отношение высшей передачи серийный комплект с 2000 года.

32х47/39х32 =1,205

Передаточное отношение пониженной передачи комплекта ВАЛ-РЕЙСИНГ.

45х51/26х28 =3,15

Передаточное отношение пониженной передачи серийный комплект с 2000 года.

42х47/29х32 =2,127

Количество зубьев комплекта ВАЛ-РЕЙСИНГ

Шестерни: Высшая 43; Низшая 26

Блок 28:45

Ведомая шестерня: 51

Количество зубьев серийной передачи:

Шестерни: Высшая 39; Низшая 29

Блок 32:42

Ведомая шестерня: 47.

Оптимален, как для подготовки автомобилей для спорта (ралли рейда, трофи и т.п.), так и для охотников, геологов, ремонтных служб и автомобилей специального назначения.

Комплект устанавливается взамен серийных деталей с небольшой доработкой корпуса межосевого дифференциала и возможной доработкой внутренних поверхностей картера раздатки в местах контакта шестернями комплекта. Комплект может быть установлен на любой СТО, имеющей опыт работы с коробками передач.

Обратите внимание, при установке понижающего комплекта изменяется показания спидометра на повышенном ряду на в 12-20 км.час больше фактической скорости автомобиля, при серийной главной паре и колесах.

Все детали и комплектующие, инструкция по установке и доработке корпуса дифференциала поставляются в комплекте.

При установке возможна небольшая доработка внутренних поверхностей корпуса раздатки.

Все шестерни и промежуточный вал оригинальны, изготовлены компанией ВАЛ-РЕЙСИНГ по собственной технологии.


Перед установкой приобретите комплект шестеренок привода спидометра. При демонтаже они ломаются. Они бывают 3-х видов, в зависимости от передаточного отношения установленных у Вас серийных главных пар.


СОСТАВ КОМПЛЕКТА ПОСТАВКИ:

1. Блок шестерен промежуточного вала "VAL-racing", специальный ряд" z=28х45 - 1 штука.

2. Шестерня "VAL-racing" высшей передачи ведущего вала z=43- 1 штука.

3. Шестерня "VAL-racing" низшей передачи ведущего вала z=26 - 1 штука.

4. Шестерня ведомая (дифференциала) раздаточной коробки "VAL-racing,” z=51- 1 штука.

5. Дистанционная втулка, проточенная наружный.Ф=20,5 мм -1 штука.


Обратите внимание, при установке понижающего комплекта изменяется показания спидометра на повышенном ряду на в 12-20 км.час больше фактической скорости автомобиля, при серийной главной паре и колесах.

ЗАПРЕЩЕНО ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕ НА ПОНИЖЕННУЮ ИЛИ ПОВЫШЕННУЮ ПЕРЕДАЧУ В ДВИЖЕНИИ АВТОМОБИЛЯ.

Применяются минеральные и полусинтетические трансмиссионные масла с характеристиками применимости для раздаточных коробок - GL-5.

В связи с постоянной работой по совершенствованию конструкции, применению новых материалов и основываясь на отзывах автолюбителей, конструкция и комплект поставки могут отличаться от указанного в перечне.

Читайте также: