Срок службы модуля зажигания ваз

Обновлено: 05.07.2024

В нашем сегодняшнем материале мы поговорим о том, как проверяется модуль зажигания на ВАЗ 2114, каким образом он работает и почему от его функционального состояния зависит так много в автомобиле.

Модуль зажигания

Модуль зажигания

Конструкция

Устроен модуль зажигания достаточно сложно, поскольку в нем объединяется техника и электрика. Девайс служит для создания высокого напряжения, передаваемого на свечи зажигания. Именно этот подаваемый ток является основой для осуществления зажигания.

Работа модуля обеспечивает сгорание топлива и, соответственно, работу двигателя. Говоря совсем простым языком, без модуля машина никуда не поедет.

Для моделей ВАЗ предусматривается использование двух типов модулей зажигания:

Катушка раздает иску сразу на две свечи, а ее конструкция включает следующие элементы:

  • Высоковольтные провода;
  • Клеммы с низким напряжением;
  • Вторичная и начальная обмотка;
  • Сердечник.

Раздельные модули, где катушки подают на каждую из 4 сечей отдельную иску, отличаются выходом высоковольтных проводов через контакт пружину. Блочные проще поддаются проверке, их легко снять и вернуть на место.

Примечательно, что при размере 11х11х7 сантиметров, этот блок весит около 1,5 килограмма.

Признаки поломки

В разобранном виде

В разобранном виде

На самом деле признаки неисправности у модуля зажигания ВАЗ 2114 во многом похожи на поломку других агрегатов. К примеру, вы можете наблюдать следующие явления:

  • Двигатель троит;
  • Автомобиль глохнет на холостом ходу;
  • Наблюдаются проблемы при попытке завести машину и пр.

То есть по факту это может быть и не модуль вовсе. Потому единственно верное решение — это проверка модуля зажигания на вашем ВАЗ 2114.

Проверка

Ошибочно считать, что повреждение высоковольтных проводов никак не влияет на состояние самого модуля. Многие думают обойтись простой заменой высоковольтников, а на деле все равно придется менять модуль.

Проверка на работоспособность

Объясняется это тем, что поврежденные или дефектные провода направляют неправильный ток, конфигурация которого не соответствует необходимым параметрам. От этого искра попадает неточно или неэффективно, модуль перегорает и приходит в негодность.

Вообще лучший вариант проверки модуля зажигания на ВАЗ 2114 — это применение осциллограф а. Но, во-первых, он имеется далеко не у каждого водителя, а во-вторых, пользоваться ими могут мало кто. Потому проверку будем осуществляться при помощи подручных средств:

  • 12-вольтной лампочки;
  • Тестера (доступен за небольшие деньги в любом магазине автозапчастей).

Начнем с предварительных манипуляций с сопутствующими элементами модуля зажигания.

  1. Проверьте колодку проводов. Она отсоединяется и проверяется показатель напряжения.
  2. Для этого зафиксируйте тестер на контакте А, а другую клемму киньте на массу двигателя.
  3. В нормальном состоянии показатель напряжения будет составлять 12В.
  4. Если напряжение отсутствие, вероятнее всего, сгорел предохранитель.
  5. Если все хорошо, перекиньте клеммы вашего тестера на А и В контакты, заведите машину. При этом стартер должен крутить, а 12-вольтная лампочка мигать.
  6. При отсутствии данных явлений, можно говорить о наличии обрыва в цепи А контактов.

Далее идем уже к самому модулю зажигания.

Есть несколько способов проверить состояние вашего агрегата. Потому рассмотрим каждый из них.

  1. Выставите тестер в режим омметра. Замерьте им сопротивление на высоковольтниках, проходящих на цилиндры 1 и 4, а потом по аналогии на проводку 2 и 3 цилиндров. В нормальном состоянии прибор выдаст вам показатели от 5,2 до 5,5 Ом.
  2. Подергайте слегка устройство. Тем самым вы пошатаете колодку проводов, модуль. Причем делать это нужно в режиме работающего силового агрегата. Если при расшатывании устройство работает без препятствий, все хорошо, вам повезло. Если же нет, опять предстоит изучать состояние проводки.

Третий способ

Третий способ считается наиболее простым, поскольку предусматривает замену вашего устройства на аналогичное, которое точно работает. Но для этого предстоит отыскать полноценного близнеца. Речь идет о модуле зажигания с автомобиля, аналогичного вашему по году выпуска и используемому силовому агрегату. Просто на двигателях объемом 1,5 литра стоят модули, а на 1,6-литровых моторах — катушки.

Проверка первичной цепи зажигания

Но чтобы заменить модуль на модуль, вам придется сначала демонтировать свой. Делается это следующим образом:

  • Снимите минусовую клемму с аккумулятора, что позволит обесточить автомобиль;
  • Отключите от модуля зажигания четыре высоковольтника;
  • Отсоедините колодку проводов. Для этого нужно отжать специальный фиксатор, удерживающий колодку на модуле;
  • Далее откручиваются три гайки. С их помощью модуль удерживается на кронштейне;
  • На кронштейне расположены три длинные шпильки, с которых модуль останется просто стащить.

Демонтировав свой модуль, вы можете поставить на его место другой агрегат, тем самым удостовериться в работоспособности того и неисправности вашего.

Ремонт или замена?

Как показывает практика и опыт мастеров по ремонту автомобилей, чаще всего отремонтировать данное устройство не представляется возможным. Модуль только подлежит замене. Если пойти на принцип, выполнить ремонт можно, но на это уйдет куча времени, сил и даже средств.

Установка модуля

Установка модуля

Оптимальный вариант — приобрести новое устройство. Стоит оно в районе 2-4 тысяч рублей. Все зависит от производителя и состояния. Можно купить совершенное новое, хотя многие отдают предпочтение б/у девайсам. Тут уже выбор за вами.

Установка

Расположение высоковольтных проводов

Устанавливается модуль строго в обратном порядке демонтажа. При этом важно учесть три правила.

  1. После установки модуля посмотрите на поверхность устройства. На нем указаны цифры от 1 до 4. Это обозначения номеров цилиндров.
  2. На концах высоковольтников расположены аналогичные цифры — от 1 до 4. Они служат ориентиром для того, чтобы определить, какой высоковольтник к какому гнезду на модуле подключается.
  3. Никаких экспериментов. Все подключается строго в соответствии с отметками — 1 к 1, 2 ко 2 и так далее.

На деле замена модуля зажигания на ВАЗ 2114 реализуется достаточно легко. Для этого не нужно быть профессиональным автомехаником. Просто соблюдайте основные правила демонтажа и установки, выполняйте проверку устройства прежде чем тратить деньги и менять его на новое. Не факт, что виновником проблем с вашим авто будет именно модуль, на который вы грешите.

Данная таблица позволит вам проверить, правильно ли подключены провода от модуля зажигания к цилиндрам.

Признаки неисправности модуля зажигания

На примере модуля зажигания 2111-3705010-02 (54.37005) системы зажигания инжекторного двигателя 11183 (1,6 л) автомобилей ВАЗ 2113, 2114, 2115 перечислим признаки по которым можно самостоятельно определить его неисправность.

Признаки (симптомы) неисправности модуля зажигания

— Двигатель автомобиля вообще не запускается
— Не запускается только холодный двигатель

Либо запускается, но с нескольких попыток. После запуска холостой ход может быть нормальный, либо неустойчивый, но стабилизируется по мере прогрева модуля. Горячий (прогретый) двигатель автомобиля в ряде случаев так же может иметь проблемы с запуском, но чаще — заводится как обычно.

— Двигатель пытается работать на двух цилиндрах и глохнет
— Провалы при попытке резкого ускорения

Появляются чаще всего при попытке ускорится на мощностном режиме работы двигателя из-за периодического отказа цилиндров. Либо при разгоне с низкой передачи после движения накатом.

— Снижение мощности и приемистости

Нарушение в искрообразовании всегда сказывается мощности и приемистости двигателя в худшую сторону. Так как сильная и своевременная искра одно из четырех условий эффективного горения топливной смеси.

— Пропуски зажигания

Выхлопные газы выходят с периодическими хлопками так как время от времени отключаются цилиндры (искра не проскакивает). В память ЭБУ будет занесена ошибка о пропусках зажигания в определенных цилиндрах. При определенных условиях загорится лампа Check Engine.

В такой ситуации стоит начать беспокоится, так как из-за пропусков зажигания, несгоревшее топливо выбрасывается в выпускную систему и догорает в катализаторе, оплавляя его начинку.

Примечания и дополнения

— Аналогичные симптомы (признаки) могут иметь место так же при неисправности высоковольтных проводов и свечей зажигания. Например, если нарушена их изоляция и искра уходит на массу.

— Для проверки исправности модуля зажигания необходимо измерить сопротивление на его выводах или заменить заведомо исправным.

Для работы двигателей внутреннего сгорания необходимо горючее и воспламенитель. В этой роли на инжекторных автомобилях выступает модуль зажигания.

ВАЗ-2114 внешний вид

В статье будет описана проверка модуля зажигания ВАЗ-2114 мультиметром.

Модуль зажигания ВАЗ-2114

Также будет подробно описано назначение модуля зажигания (МЗ), принцип работы, основные неисправности.

Назначение и принцип работы

Модуль зажигания автомобиля ВАЗ-2114 с инжекторным 8 клапанным силовым агрегатом располагается прямо напротив блока двигателя со стороны свечей. Такое расположение наиболее эффективно для подвода высоковольтных проводов к свечам зажигания. Крепится устройство на стену подкапотного пространства. Это положение выбрано не случайно. Так МЗ меньше взаимодействует с вибрирующими частями автомобиля.

Устройство, которым комплектуется описываемая модель автомобиля, относится к блочному типу. В одном корпусе располагаются 2 катушки индуктивности и 2 регулятора разрядного напряжения. Работает прибор по следующему принципу:

  1. От контролера положения коленчатого вала проходит импульсный сигнал на бортовой компьютер.
  2. Сигнал подтверждается импульсным сигналом с датчика Холла системы зажигания.
  3. Оба сигнала проходят расчет в бортовом компьютере и передаются в виде тока на модуль.
  4. В модуле происходит преобразование напряжение 12 вольт в ток высокой силы.
  5. С катушки напряжение поступает на разрядник, который образует импульсное напряжение.
  6. Напряжение проходит по высоковольтному проводу 1 и 4 цилиндра на свечу зажигания.
  7. Свеча разряжается искрой, воспламеняя горючее в цилиндре.
  8. Во время разряда, свечи 2–3 также получают напряжение, но его мощность корректируется разрядником.

Принцип работы

Все компоненты укомплектованы в высокопрочный пластик с алюминиевой пластиной для крепления к двигателю. Дополнительно обе катушки залиты изоляционным раствором. На корпусе устройства расположены лишь 4 контактных гнезда для высоковольтных проводов и гнездо электрического питания.

При соблюдении всех правил эксплуатации, модуль зажигания очень надежный электронный прибор, но он достаточно хрупкий. Если электрическая цепь имеет ряд повреждений и часто находится под воздействием коротких замыканий, то катушки или разрядники выходят из строя.

Любая неисправность МЗ приводит к перебоям в работе двигателя. Далее будут описаны основные симптомы неисправности этого устройства.

Неисправности

Во время эксплуатации автомобиля, возникают проблемы в работе двигателя. Часто они связаны с перебоями системы зажигания. Основные симптомы следующие:

  1. Появление кода Р0351 свидетельствует об отсутствии искры на свечах первого такта.
  2. Ошибка Р0352 указывает на отсутствие искры на свечах второго такта.
  3. Коды Р3000, 3001, 3002, 3003, 3004 свидетельствуют о пропусках разряда на свечи.

В этих случаях силовой агрегат работает с потерей мощности, теряется устойчивость в работе на холостых оборотах. Мотор глохнет во время резкого старта, или при включении любой из передач. Также усиливается нагрев и значительный расход горючего. При отсутствии воспламенения, появляется запах несгоревшего бензина. Завести такой двигатель становится практически невозможно. Подобные симптомы требуют немедленного вмешательства и проверки катушки зажигания ВАЗ-2114.

Проверка

Часто проблемы с МЗ начинаются после замены силовых высоковольтных проводов. Многие могут просто ошибиться, перепутав места подключения к свечам. Схема нумерации контактов представлена ниже.

Порядок подключения высоковольтных проводов

Также владельцы ВАЗ-2114 инжекторного типа, часто меняют штатные провода на современные силиконовые аналоги. Этого делать категорически нельзя. Силиконовые высоковольтные провода имеют значительно большее сопротивление. При замене также важно учитывать длину каждого провода. Штатная проводка имеет следующие параметры:

  1. Провод 1 цилиндра имеет длину 56 см и рабочее сопротивление от 2.5 до 3.8 Ом.
  2. На второй цилиндр идет провод длиной 44 см, с рабочим сопротивлением от 2 до 3 Ом.
  3. 3 провод длиной 36 см, сопротивлением от 1.6 до 2.6 Ом.
  4. 4 провод длиной 32 см, сопротивлением от 1.4 до 2.1 Ом.

Это стоит учитывать, так как высокое сопротивление значительно снижает силу тока искрового разряда.

Также проблема с модулем зажигания может возникнуть по причине проблем с предохранителем, отвечающим за его защиту. Предохранитель находится за кожухом под панелью, на стороне переднего пассажира. Это самый первый предохранитель находится между 1 и 2 реле. Элемент стоит проверить на наличие исправной перемычки внутри корпуса. Проверку можно провести визуально, или используя тестер в режиме прозвонки. Обязательно заменить перегоревший защитный элемент полным аналогом, номиналом 15 ампер. Также стоит проверить поступающее напряжение. Для этого требуется:

Вольтметр должен выдать данные, равные заряду аккумуляторной батареи. Если напряжение есть, то значит оно доходит до модуля зажигания.

Модуль

Многие владельцы описываемого автомобиля не знают, как проверить модуль зажигания ВАЗ-2114 при помощи мультиметра. Для начала необходимо провести тест устройства на работающем двигателе. Для этого требуется:

  1. Завести силовой агрегат.
  2. Попросить помощника держать обороты в пределах холостых.
  3. Надеть перчатку или взять сухую ветошь.
  4. Поочередно снимать силовые провода из гнезд модуля.

Каждый снятый провод необходимо подносить к блоку силового агрегата. Без прикосновения из наконечника должна разряжаться искра. Искра синего цвета и разряд, сопровождающийся треском, укажут на необходимое поступление разрядного тока. При этом двигатель должен отреагировать на вынутый исправный провод снижением оборотов. При обнаружении провода, с которого искра не поступает или она довольно слабая, частота оборотов двигателя не изменится.

Проверка искры

В поиске провода, с не поступающей искрой, могут также помочь описанные ранее коды ошибок от бортового компьютера.

Для более эффективного тестирования необходимо демонтировать устройство распределения зажигания, и провести проверку тестером. Сделать это просто, если руководствоваться данной инструкцией.

Для начала необходимо демонтировать устройство. Делается это следующим образом:

Демонтаж

Далее проводится обязательный визуальный осмотр устройства. Модуль зажигания достаточно хрупкое устройство. Наличие дефектов на корпусе, трещины и вмятины, могут стать причиной внутреннего короткого замыкания. Также нужно уделить внимание гнездам для силовых кабелей. На клеммах не должно быть окислений, грязи. Любые неисправности стоит устранить чисткой растворителем. Далее нужно проверить соединительный штекер. Его контакты также необходимо почистить. Далее пошаговое руководство, как проверить модуль зажигания ВАЗ-2114 мультиметром.

Проверка соединительного штекера

Для начала необходимо осуществить проверку приходящего напряжения на модуль. Делается это следующим образом:

Тестер должен показать напряжение 11.5–14 вольт, равное заряду аккумулятора.

Далее проводится проверка приходящего сигнала. Вольтметр остается в том же положении.

Проверка штекера

Штекер модуля

Для этой проверки требуется перевести мультиметр в режим замера сопротивления. Далее необходимо:

Таким образом проверяются обе вторичные обмотки катушек зажигания. Любые отклонения сопротивления укажут на внутреннее нарушение целостности обмотки.

Проверка гнезда модуля

При помощи следующего теста, проверяется наличие или отсутствие короткого замыкания.

  1. Мультиметр остается в режиме замера сопротивления.
  2. Красный контрольный щуп соединить с центральным контактом штекера.
  3. Черный контрольный щуп соединить с корпусом устройства.
  4. Тестер не должен показать результатов. Это укажет на отсутствие внутреннего замыкания. Любое минимальное сопротивление в ходе этого теста, является причиной для замены модуля.

Следующая проверка нужна для тестирования первичных обмоток. Проводится проверка следующим образом:

Проверка обмотки

Прочие причины

Если после проверки модуля зажигания автомобиля ВАЗ-2114 инжекторного типа не было выявлено неисправности, то стоит обратить внимание на поломки или неправильную работу смежных устройств.

Неисправный модуль

Система, в которую входит датчик Холла, ДПКВ и модуль зажигания, работает за счет подсчета положения коленчатого вала. Именно так достигается точный порядок такта искры на цилиндрах.

Важно! Очень часто, на работоспособность МЗ, влияет небрежная эксплуатация этого устройства. Причиной выхода из строя может стать:

Многие автолюбители пытаются разбирать и самостоятельно ремонтировать модули зажигания. При должных знаниях в электронике, отремонтировать можно только регулятор разряда. Катушки придется перематывать. Но основная сложность, заключается в последующей герметизации и изоляции катушек индуктивности. Любые оставшиеся трещины станут причиной пробоя и выхода из строя. Лучше приобрести и заменить МЗ точным аналогом.

Заключение

Описанные в сегодняшней статье методы проверки модуля зажигания, помогут выявить проблему с этим устройством. Чтобы продлить срок службы этой детали, необходимо следить за чистотой контактов силовых проводов, целостностью их изоляции, а так же за достаточной затяжкой всех креплений и соединений.

На любом автомобиле, в том числе ВАЗ 2114, такое устройство, как модуль зажигания представляет собой узел, необходимый для передачи искры на свечи и запуска мотора. Отказ в работе системы приведет к необходимости ее ремонта. Поэтому каждый автовладелец должен разбираться в устройстве и принципе работы МЗ, а также возможных неполадках. Об этом мы расскажем ниже.

Описание модуля зажигания

Принцип работы и устройство

Модуль зажигания на ВАЗ 2114 являет собой модернизированную систему запуска двигателя, принцип функционирования которой особо не отличается от более старых систем. В более старых версиях отечественных ВАЗов напряжение для воспламенения горючей смеси генерировалось в результате размыкания контактов на трамблере. В данном же случае функцию образования импульсов выполняют сигналы от блока управления.

Основной элемент системы - блок

Основной элемент системы — блок

Этот блок осуществляет сбор импульсов от регуляторов мотора и впоследствии формирует управляющий сигнал, который передается на сам модуль. В этом модуле из напряжения электроцепи формируется высоковольтный импульс, передающийся на свечи.

Что касается устройства, то на двигателе 16 или 8 клапанов МЗ включает в себя две катушки, предназначение которых заключается в выработке высоковольтного импульса. Для создания сигнала также используется двухканальный коммутатор. Эти элементы заключены в корпус, который обычно изготовляется ил пластмассы.

На корпусе расположен специальный разъем для подключения питания и передачи сигналов, а также выводы для соединения с высоковольтными проводами. Неотъемлемой частью любого блока является катушка и замок, без которых его нормальная работа невозможна. Модуль зажигания ВАЗ 2114 фото приведено выше.

Где располагается?

Если вы решите осуществить ремонт или, к примеру, перенос модуля зажигания ВАЗ 2114, то в первую очередь вам нужно узнать, где расположено устройство. Найти МЗ не так сложно, для этого требуется взять один из высоковольтных кабелей и провести по нему рукой до пластикового корпуса. Это и есть сам МЗ.

Распространенные неисправности

Любой опытный автолюбитель ответит, что к основным симптомам выхода из строя МЗ относится отсутствие искры на свечах. Отчасти это правильно, но есть еще несколько симптомов.

Основные признаки неисправности МЗ на двигателе инжектор 8 клапанов такие:

  • при наборе скорости ухудшилась динамика авто;
  • в работе ДВС стали проявляться провалы, особенно это чувствуется при резком нажатии на газ;
  • еще один симптом — падение мощности силового агрегата, ухудшение его тяги;
  • плавающие холостые обороты;
  • на одной из свече нет искры.

К тому же, когда модуль начинает плоxо работать, то на приборной панели появляется ошибка — пропуск зажигания в цилиндраx.

Диагностика системы

В случае обнаружения признаков поломок не нужно сразу снимать и ремонтировать МЗ. Сначала должны проверяться свечи, чтобы сделать это, они извлекаются из гнезд, предварительно от свечей отсоединяются высоковольтные провода. Свечки следует внимательно осмотреть, очистить от нагара и отложений, после чего заново проверить.

На этих устройствах допускается коричневый цвет, но копоть и нагар — нежелательны. Если есть необходимость, нужно также отрегулировать зазор между самим элементом и электродами. Более подробная инструкция по диагностике модуля своими руками приведена на видео ниже (автор видео — Алексей Романов).

Как быстро в домашних условиях проверить работоспособность катушки:

  1. Разумеется, быстрее и проще всего будет установить заведомо рабочий блок, но вряд ли кто-то будет возить с собой рабочий запасной прибор.
  2. Когда двигатель работает, попробуйте постучать по катушке. В том случае, если вы заметили изменения в работе мотора, это говорит о том, что внутри устройства плохой контакт.
  3. Наиболее точные результаты может дать диагностика мультиметром. Вам необходимо произвести замер сопротивления парных выводов катушек, в частности, первой и четвертой, а также второй и третьей. Параметр должен составлять 5.4 кОм, если значения отличаются, устройство нужно ремонтировать или менять.

Замена системы

В том случае, если путем ремонта восстановить работоспособность устройства не вышло, нужно будет произвести замену модуля на новый. На этом же этапе можно перенести модуль в другое место, но мы не рекомендуем делать это. Обычно специалисты при замене советуют использовать устройства GM — эти модули зарекомендовали себя в качестве надежных девайсов. Что касается цены, то она может отличаться в зависимости от страны и региона проживания, но в среднем она варьируется в районе 30-35 долларов или около двух тысяч рублей. Более подробная и наглядная инструкция по замене катушки зажигания вместе с высоковольтными проводами приведена на видео ниже (автор видео — канал STO TONN).

Процедуру замены можно произвести своими руками, обычно эта задача не вызывает трудностей у автомобилистов, причем никакой специфический инструмент для этого не нужен. Вам понадобится только новый блок, набор гаечных ключей и тряпки. В целом процедура замены может быть проведена в гараже или прямо на улице.

Если вы не знаете, как снять модуль зажигания и поменять его с учетом распиновки контактов, то выполните следующие действия:

  1. Сначала нужно открыть капот и обесточить бортовую сеть, для этого отключите аккумулятор. Не обязательно его снимать, можно просто отсоединить отрицательную клемму.
  2. Далее, произведите демонтаж высоковольтных кабелей из места установки, при этом отметьте отдельно на листе их расположение, чтобы потом не спутать, или проставьте метки. Следует учитывать, что менять провода места нельзя, поскольку это может привести к поломке нового модуля, который будет установлен вместо старого.
  3. Затем отключите разъем с проводкой от самого блока, для этого вам потребуется гаечный ключ на 13. С помощью ключа нужно открутить гайки фиксации устройства к двигателю.
  4. После откручивания гаек модуль можно демонтировать. Используя тряпку, протрите место для установки и пространство вокруг него. Проверьте новый блок на предмет отсутствия повреждений, после чего можно произвести его монтаж. Процедура установки в целом аналогична процессу снятия, только производится в обратной последовательности. При монтаже не забудьте правильно подсоединить высоковольтные кабеля. Если у вас возникли сложности на этом этапе, посмотрите на крышку модуля — на ней должны быть отмечены номера проводов.

Как в домашних условиях произвести замену модуля зажигания на автомобиле — смотрите наглядную инструкцию на видео ниже (автор ролика — канал PROавто161).

Читайте также: