Стартер ваз 2108 неисправности

Обновлено: 05.07.2024

Как правило, стартер является довольно сложной деталью автомобиля. Но это вовсе не значит, что его ремонт своими силами невозможен.
Напротив, часто именно он подвергается осмотру и ремонту любителями, которые довольно успешно с этим справляются.В этой пошаговой инструкции мы рассмотрим пример того, как действовать, если на Ваз 2108 ремонт стартера стал необходимостью.

Как грамотно провести ремонт стартера на Ваз 2108

По сравнению, довольно проста конструкция ваз 2108 стартера, ремонт его, если проводить своими силами, обойдется в несколько раз дешевле, чем будет стоить в автосервисе. Рассмотрим для начала принцип работы этой детали.

Принцип работы

Внимание: На ваз 2108 часто можно ремонт сдлать своими руками. Иногда подгорают силовые контакты вытягивающего реле медного типа (сюда подсоединяется плюс от аккумуляторной батареи и провод второй, ведущий на электродвигатель статора).

тяговое реле стартера

Кроме этого, ремонт может стать неизбежностью, когда в цепи наблюдается плохой контакт и вследствие этого, силовые контакты испытывают большую нагрузку. Постоянное прохождения тока большой силы оставляет на контактах следы, напоминающие небольшие шарики, похожие на сварочные.
При постоянном их скоплении, контакты выгорают до такой степени, что бывают не в состоянии пропускать напряжение.

Ремонт

Итак, начинаем непосредственный разбор стартера. Это поможет сделать видео ремонт стартера ваз 2108 вы можете в инете, ниже будет приведена инструкция.
Переходим к инструкции разбора стартера. Автомобиль желательно поднять на яму или домкрат, чтобы было удобнее снимать стартер.
Коробку передач ставим на нейтральное положение:

  • снимаем щиток;
  • вытаскиваем шланг из воздухосборника, извлекая его со своего родного места;
  • извлекаем сам стартер.

Снятый стартер следует тщательно осмотреть, перед тем, как начать его полный разбор. Перед снятием не забываем отметить провода, чтобы потом в процессе сборки, не перепутать их местами.

Прозвонка стартера

Прежде, чем проводить на ваз 2108 ремонт стартера рекомендуется его прозвонить.
Для этого ставим его на торец, обмотками вверх:

  • Берем провод и прикладываем один его конец на плюсовую клемму, другой на болты стартера. Если крутить плохо, значит проблема в стартере. Если же стартер нормально работает, значит проблема не в нем;
  • Не помешает также прозвонить реле. Впустить напряжение в 12 В на вывод реле, а минус приложить к корпусу.
    Омметр присоединить к контактным болтам. Если реле функционирует нормально, муфта будет отодвигаться в отверстие, а болты будут искрить.
    Омметр все это показывает на шкале. Если скачков напряжения не наблюдается, то скорее всего, реле следует заменить или провести ремонт.

Вообще втягивающее реле стартера имеет следующий принцип действия:

  • подается 12 В от замка зажигания;
  • из-за этого бендикс начинает свою работу, и рычаг внутри реле замыкает контакт, идущий от аккумуляторной батареи;
  • плюс передается щеткам стартера, которые начинают крутить якорь;
  • шестеренки передают крутящий момент бендиксу, который передает движение маховику.

Ремонт реле

Такую вот имеет конструкцию ваз 2108 стартер. Ремонт его рекомендуется начинать со снятия реле. Для извлечения его со стартера нужно действовать сверх-осторожно, дабы не сломать его.
Для начала нужно вооружиться следующими инструментами:

  • ключами гаечными и торцовыми;
  • удлинителем для головок торцовых;
  • отверткой;
  • торцовой головкой.
  • снимаем стартер так, как было сказано выше;
  • выворачиваем болты, соединяющие реле со стартером;
  • заменяем новым реле так, чтобы наконечник втягивающего реле зацепился с рычагом привода;
  • ставим стартер на место;
  • соединяем провода.

Разбор стартера

В данном случае речь идет о корпусе стартера с магнитами. Внутри него находится обмотка медного типа. Также следует проследить затем, чтобы щетки в процессе демонтажа и сборки легли правильно.
Обычно они не хотят умещаться в отверстии держателя, где удерживают якорь.
Поэтому выполняем все в данной последовательности:

  • отворачиваем ключом на 10 две гайки шпилек, как показано на фото ниже:

снятие гаек стяжных шпилек

  • извлекаем стартер вместе с якорем со шпилек;
  • с вала якоря снимаем центральную шестерню;
  • отворачиваем фигурной отверткой два винта задней крыки;
  • снимаем заднюю крышку.

снятие задней крышки стартера

снятие задней крышки стартера

  • извлекаем щетки в сборе;
  • затем снимаем якорь из статора;
  • на оси якоря имеется регулировочная шайба, которую нужно извлечь;
  • снять опору вала якоря;
  • видим три планетарных шестерни привода.

три шестерни привода стартера

  • извлекаем данные шестерни;
  • теперь нужно извлечь привод (для этого нажимаем пальцем на шестерню, а отверткой поддеваем опору рычага/привод должен выйти с опорой вала и рычагом);
  • отделяем опору от рычага.

снятие опоры с рычага стартера

  • коронную шестерню опираем торцевой частью на деревянный брусок;
  • берем рожковый ключ на 13 и располагаем его на ограничительном кольце, как того требует инструкция;
  • ударяем молоточком по ключу так, чтобы спрессовать стопорное кольцо;
  • извлекаем запорное кольцо, поддев отверткой;
  • теперь вынимаем ограничительное кольцо хода шестерни привода.

снятие ограничительного кольца хода шестерни привода

снятие ограничительного кольца хода шестерни привода

  • извлекаем сам привод в сборе;
  • берем щипцы и разжимаем стопорное кольцо;
  • снимаем его.

Извлекаем шайбу и опору вала привода, как показано ниже:

снятие шайбы и опоры вала привода

снятие шайбы и опоры вала привода

  • извлекаем с вала привода коронную шестерню планетарного редуктора;
  • осматриваем состояние коллектора и обмотки якоря (все должно быть чисто, без следов обугливания);
  • если на коллекторе замечаем царапины, обрабатываем мекой наждачной бумагой;
  • если наблюдается сильное обгорания или износ якоря, его нужно заменить;
  • если замечаем задиры или наволакивания материалов подшипников на шейке вала, обрабатываем все мелкой наждачной бумагой;
  • обмотку якоря проверяем омметром на замыкание;
  • если износились щетки, то нужно поменять щеткодержатель в сборе;
  • проводим сборку в обратном порядке;
  • перед установкой щеткодержателя, все пружины нужно будет снять и щетки вдвинуть в направляющие.

Данная инструкция поможет начинающим автомобилистам и бывалым шоферам неплохо сэкономить, ведь цена на новый стартер или услуги по его ремонту очень высокие сегодня.

Неисправна или полностью разряжена аккумуляторная батарея.

Зарядите батарею или замените.

Сильно окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечники.

Очистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте техническим вазелином.

Обрыв в цепи питания тягового реле стартера.

Замените контактную часть выключателя зажигания.

Заедание якоря тягового реле.

Снимите реле, проверьте легкость перемещения якоря.

Неисправно реле включения стартера.

Зачистите контакты реле. Неисправное реле замените.

Обрыв в цепи питания обмотки реле включения стартера.

При включении стартера якорь не вращается или вращается слишком медленно, тяговое реле срабатывает

Неисправна или разряжена аккумуляторная батарея.

Зарядите батарею или замените.

Окислены полюсные выводы аккумуляторной батареи и наконечники проводов; слабо затянуты наконечники.

Очистите полюсные выводы и наконечники проводов, затяните и смажьте техническим вазелином.

Ослабло крепление наконечников провода, соединяющего силовой агрегат с кузовом.

Подтяните крепления наконечников провода.

Окислены контактные болты тягового реле или ослабли гайки крепления наконечников проводов на контактных болтах.

Зачистите контактные болты, затяните гайки крепления проводов.

Подгорание коллектора, зависание щеток или их износ.

Зачистите коллектор, замените щетки.

Обрыв или замыкание в обмотках статора или якоря.

Замените статор или якорь.

Устраните замыкание или замените крышку со стороны коллектора.

При включении стартера тяговое реле многократно срабатывает и отключается

Разряжена аккумуляторная батарея.

Обрыв или замыкание в удерживающей обмотке тягового реле.

Большое падение напряжения в цепи питания тягового реле из-за сильного окисления наконечников проводов.

При включении стартера якорь вращается, маховик не вращается

Пробуксовка муфты свободного хода.

Проверьте стартер на стенде, замените муфту.

Поломка рычага включения муфты или выпадение его оси.

Замените рычаг или установите на место его ось.

Поломка поводкового кольца муфты или буферной пружины.

Необычный шум стартера при вращении якоря

Чрезмерный износ втулок подшипников или шеек вала якоря.

Замените стартер или картер сцепления.

Ослабло крепление стартера или сломана его крышка со стороны привода.

Подтяните гайки крепления или отремонтируйте стартер.

Стартер закреплен с перекосом.

Проверьте крепление стартера.

Ослабло крепление полюса статора (якорь задевает за полюс).

Затяните винт крепления полюса.

Повреждены зубья шестерни привода или венца маховика.

Замените привод или маховик.

Шестерня не выходит из зацепления с маховиком:

Заедание муфты на шлицах вала якоря.

Очистите шлицы и смажьте их моторным маслом.

Ослабли или поломаны пружины муфты или тягового реле.

Замените муфту или тяговое реле.

Соскочило стопорное кольцо со ступицы муфты.

Замените поврежденные детали.

Заедание якоря тягового реле.

Замените тяговое реле или устраните заедание.

Неисправна контактная часть выключателя зажигания: не размыкаются контакты “30” и “50”.

Проверьте правильность замыкания контактов при различных положениях ключа, неисправную контактную часть замените.

Не крутит стартер на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099


Причинами того, что стартер автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 не крутит, могут быть как неисправность самого стартера, так и неисправность его электрической цепи.

Для выявления неисправности нужно провести проверку по двум направлениям.

1. Стартер не крутит, втягивающее реле не срабатывает

2. Стартер не крутит, втягивающее реле срабатывает

Перечень основных неисправностей для стартеров автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификаций

— Стартер не крутит, втягивающее реле не срабатывает

— Соскочил наконечник провода с вывода на втягивающем реле стартера

— Полностью разряжена аккумуляторная батарея

— Сильно окислены выводы аккумуляторной батареи

— Отсоединились провода в контактной части выключателя зажигания (розовый и красный провод)

— Неисправно втягивающее реле стартера (заклинило, сгорело и т.п.)

— Стартер не крутит, втягивающее реле срабатывает (однократно, либо многократно)

— Сильно разряжена аккумуляторная батарея

— Окислены выводы аккумуляторной батареи

— Неисправно реле стартера (окислились выводы)

— Предельно изношены или подвисли щетки стартера

— Стерся коллектор на валу стартера

— Плохой контакт в выключателе зажигания

— Сгорел или заклинил сам стартер

— Заклинил двигатель, помпа или генератор

Примечания и дополнения

Неисправности стартера

Когда не работает стартер или работает с перебоями, то запуск двигателя весьма проблематичен, а порой и невозможен. Но прежде чем приступать к поискам причин, почему стартер не крутит нужно помнить, что данный узел работает в паре с другими системами автомобиля в общей пуско-зарядной цепи (АКБ-механизм управления запуском-стартер). Поэтому могут быть как механические, так и электрические поломки, имеющие свои отличительные черты. Каждая из причин неисправности определяется по характерным симптомам или в результате проверки.

Принцип работы стартера и его устройство

Стартер – это электромеханическое устройство, которое обеспечивает запуск двигателя, создавая первичный крутящий момент коленчатого вала с необходимыми оборотами, чтобы образовалась степень сжатия, для воспламенения горючей смеси.

Если по электрической части все в порядке и цепь без повреждений, то стоит демонтировать запчасть для разборки и детального осмотра с целью выявления дефектов. Но прежде чем это делать, нужно изучить устройство и принцип действия автомобильного стартера.

Устройство стартера автомобиля: 1. передняя крышка; 2. бендикс; 3. редуктор; 4. якорь; 5. корпус статора в сборе; 6. вилка; 7. втягивающее реле; 8. щеточный узел; 9. щетки; 10. задняя крышка стартера автомобиля.

При повороте ключа и запуске двигателя, происходят такие процессы:


  • Замыкаются контакты замка и через реле стартера, идет питание на обмотки (тяговую и удерживающую) втягивающего реле.
  • Магнитное поле в обмотках с усилием втягивает якорь вовнутрь корпуса (сжимая возвратную пружину).
  • Затем начинает толкать шток с контактной пластиной, которая и замыкает контакты втягивающего реле вследствие чего, мотор стартера начинает вращаться. А одновременно с этим вилкой от якоря выдвигается вперед бендикс, приводя свою шестерню в зацепление с маховиком двигателя. Что впоследствии и приводит к запуску.
  • В тот момент, когда маховик начинает вращаться быстрее, нежели шестерня бендикса, обгонная муфта предотвращает передачу крутящего момента и бендикс, рычагом отводится назад, благодаря возвратной пружине возвращается в свое положение.

Ключ в замке зажигания возвращается в первоначальное положение и напряжение на управляющей клемме исчезает. Исходя из рассмотренной схемы, можно делать предположения о возможных неполадках на соответствующих этапах.

Электрические причины неисправности

Когда стартер не крутит двигатель или же крутит медленно, с недостаточной мощностью для запуска, то в первую очередь стоит проверить электрическую цепь, начиная от аккумулятора:

На эти неисправности стоит обратить внимание, когда ключ повернут в замке зажигания, но не срабатывает втягивающее, не вращается якорь. Если произошел обрыв обмотки тягового реле, а также замыкание между витками или замкнуло на массу.

О проблемах стартера по электрической части будет говорить также при медленном прокручивании маховика.

И когда видимых причин нет, стоит демонтировать деталь для осмотра, ведь возможно подгорел коллектор или замкнули его пластины. Хотя, из возможных причин основной остается одна — износились или же подвисли щетки.

Так как типичные неисправности стартера это:

  1. Неплотно прилегающие к коллектору щетки;
  2. Тяговое реле выходит из строя;
  3. Изнашивается коллектор якоря.

Иногда, может сгореть втягивающее реле на стартер. Есть 3 причины почему это случается:

  • разрушение материалов реле;
  • подгорают контактные пластины (в простонародье — пятаки);
  • сгорает обмотка.

Часто подобные проблемы возникают при попадании воды в корпус. Поэтому придется разбирать втягивающее и проверять состояние контактных пластин и впоследствии обмотки. Однако чаще всего проблема с реле решается его заменой.

Механические неисправности

О наличии, каких либо механических неисправностей можно говорить если стартер работает, но двигатель не запускается, так как не вращается коленвал.

Детали, подлежащие проверке:

  • рычаг обгонной муфты,
  • кольцо муфты,
  • буферная пружина,
  • венец маховика.


Одна из причин, почему стартер не вращает коленвал

При крутящемся стартере запуск двигателя может не происходить если:

  • пробуксовывает муфта;
  • вышел из строя рычаг отключения или он соскочил из оси;
  • износилось поводковое кольцо муфты или буферная пружина не справляется со своей задачей.

Когда же при запуске издается скрежет, то такие симптомы могут указывать на износ зубьев венца маховика. В таком случае стоит проверить регулировку хода шестерни и состояние буферной пружины.

Если же вы услышали нетипичный шум при работе стартера, то стоит его осмотреть с ямы и подкапотного пространства, так как возможно возникла одна из таких механических неисправностей стартера:

  • износились втулки подшипников, а также шейки на валу якоря;
  • ослабли крепящие болты стартера;
  • повредились зубья;
  • внутри стартера крепления полюса ослабло, вследствие чего якорь начал его задевать.

Подгоревшие пятаки — характерная причина по которой машину не удается завести по утрам. Так как довольно часто если пятаки подгорели, то на холодном двигателе стартер не крутит. Если его снять и проверить по отдельности втягивающее реле, то все может работать, а после установки на место продолжает щелкать и не работает. Способ устранения выглядит следующим путем:

  • распаять контакты втягивающего;
  • при помощи отвертки развальцевать и вскрыть корпус;
  • почистить пятаки;
  • на штоке широкую пластину повернуть и установить обратной стороной.

Но кроме того что проблемы со стартером могут возникнуть на этапе запуска, они также случаются и после его пуска. Такая типичная ситуация когда стартер не отключился, а продолжает крутить. И виной такой проблеме стартера может быть:

  1. Заевший рычаг привода или привод на валу якоря.
  2. Заело тяговое реле.
  3. Слиплись контакты на тяговом реле.
  4. Износилась обратная пружина выключателя зажигания или пружина муфты свободного хода.

А если вы пока не столкнулись с вышерассмотренными поломками, но при запуске двигателя все же стартер стал вести себя необычно, то стоит присмотреться к симптомам, по которым можно определить скорый выход из строя:


Неисправность стартера крылась в щеточном узле

  • Стартер начинает крутить лишь после нескольких попыток включения ключа. Такой симптом говорит о подгорании контактов на втягивающем.
  • После пуска начал с опозданием выходит из зацепления. Появился износ на зубцах в шестерне бендикса либо венца маховика.
  • Стартер начал вращение с большим трудом, хотя аккумулятор заряжен. Такое срабатывание скорее всего указывает что износились щетки или же появилась выработка подшипника.

Как определить неисправность стартера

Быстро определить неисправность работы стартера можно по характерным симптомам. В таблице ниже представлены самые основные из них и указаны возможные причины поломок.

Симптом Неисправность Причина
Стартер прокручивается Вышел из строя планетарный механизм Внутрь попала вода и вымыла пластичную смазку. В итоге износились втулки и зубцы планетарной шестерни. Неправильная регулировка топливной аппаратуры дизельного двигателя может привести к обратному удару венца по приводной шестерне бендикса
Вышел из строя бендикс Просели пружины бендикса
Стартер щелкает На корпусе пропала масса Окисление или обрыв массового провода
Не хватает пускового тока для работы стартера АКБ разряжен или его замкнуло
Износились щетки Естественный механический износ, нужна замена щеток
Вышло из строя втягивающее реле Перегорела обмотка либо контактные пластины
Вышел из строя якорь Ламины ротора износились, произошло замыкание на массу якоря
Стартер крутит тяжело Износились втулки ротора Попала вода, вымылась пластичная смазка
Замкнул на массу щеточный узел Попала вода, износ щеточного узла
Замкнула на массу обмотка статора Попала вода, разрушилась изоляция обмотки статора
Замыкание обмотки якоря Попала вода, повреждена изоляция обмотки якоря
При запуске стартера слышен металлический скрежет Втулка бендикса износилась Попала вода, в результате вымылась пластичная смазка либо произошел естественный износ детали
Образовались задиры на венце маховика
Втулка на валу свободного хода бендикса износилась
Стартер на холодную работает, а на горячую щелкает Неисправность втягивающего реле Залип сердечник втягивающего реле
Пружины в щеточном узле просели Пружины нагрелись по причине долгого использования и перегрева стартера
Износились втулки Вымылась пластичная смазка
Уменьшилась площадь контакта пластин (пятаков) Подгорание пятаков
Пропадает минус на щеточном узле Окислились контакты и при нагревании ток перестает к ним поступать

Ресурс работы стартера около 70-200 тыс. км и чтобы он служил вашему автомобилю максимально долгое время, периодически нужно проводить некоторые профилактические работы.

Когда необходимо максимально правильно произвести проверку стартера и последующий его ремонт, рекомендуется изучить технические характеристики конкретной модели. Основными из них есть: номинальное напряжение и его мощность, потребляемый ток и возникающий крутящий момент, а также частота вращения вала.

Часто задаваемые вопросы по неисправностям стартера

Какие могут быть неисправности стартера?

Неисправности могут быть электрического и механического характера. Электрические причины в основном касаются разряженного аккумулятора, проблем с проводкой, плохо закрепленных или окислившихся клемм. А вот механических, самых частых, бывает 5 таких:

— стерлись щетки;
— обгорели пятаки;
— износились втулки;
— обрыв обмоток якоря или статора;
— муфта свободного хода пробуксовывает;
— заел привод винтовой нарезки вала якоря.

Как узнать, что пора менять стартер?

Стартер, в целом, поддается ремонту, но его следует менять на новый если ремонт проводился уже не раз, и у него повторно появились следующие симптомы:

— повернув ключ, якорь стартера крутит, а коленвал не вращается;
— после того как двигатель завелся, стартер продолжает работать;
— во время старта слышен громкий скрежет;
— при повторных попытках завестись, стартер “крехтит”, свистит и может даже хрустеть;
— стартер не срабатывает или только щелкает и слышен отчетливый запах гари (сгорела обмотка).

Что может быть если не крутит стартер?

В первую очередь причина может заключаться в аккумуляторе или нарушении качества контакта. Так самыми частыми причинами бывают:

— слабый заряд;
— окисление клемм акб;
— ухудшился/ослабился контакт на стартере;
— замыкание в обмотке стартера;
— не работает втягивающее.

Стерлись щетки стартера – симптомы

Понять, что щетки стерлись можно по основному признаку – стартер срабатывает не с первой попытки (слышны щелкания, а стартер не крутится, но после 5-10 попыток он таки может прокрутится). Иногда приходится даже несколько раз постучать по корпусу стартера, чтобы “разбудить” его. Но с этим нужно быть аккуратным, поскольку в статоре может стоять не обмотка возбуждения, а магниты — при таком постукивании можно отколоть полюсные магниты.

Также когда щетки стерлись, может быть слышен небольшой стук или треск. Износ проявляется также характерным запахом гари и щелчками втягивающего реле, но стартер при этом не запускается.

Как определить износ втулок стартера?

Появились следы задевания якоря за обмотку статора (появится отчетливое пятно контакта), – втулки стартера износились и их пора менять. Если втулки не поменять вовремя, стартер начнет греться и в итоге бакелит (им обрабатывают провода обмотки) расплавится. Результат – межвитковое, затем короткое замыкание и сгорание обмотки.

Почему стартер то крутит то не крутит?

Если стартер крутит через раз – причина может быть в реле (при этом слышны щелчки). Проверить этот вариант можно замкнув стартер напрямую. Начал крутить – проблема в реле или в проводке, которая подходит к нему либо в замке зажигания. Также стартер может то крутить, то нет, если стерлись щетки.

Конструкция стартеров на ВАЗ 2109 отличается достаточно неплохими показателями надежности. Но по мере эксплуатации и с течением времени они все равно выходят из строя.

Внешний вид устройства

Внешний вид устройства

Конструкция и принцип работы

Чтобы разобраться в особенностях ремонта, необходимо для начала изучить конструкцию стартера и разобраться, как оно работает на благо вашего автомобиля.

Начнем с конструкции. Она включает четыре основных узла.

Узел

Особенности

По нему через четыре щетки передается постоянный ток

Муфта свободного хода с шестеренкой

Муфта или бендикс приводит в работу маховик двигателя вашего автомобиля

Служит для выдвижения бендикса с шестеренкой при включении электроприбора

Обеспечивают легкое вращение муфты, ротора, шестерни. Одна втулка находится внутри стартера, а вторая — в картере сцепления.

Схема устройства

Схема устройства

Ознакомившись со схемой стартера, можно обсудить принцип его работы.

Принцип работы заключается в преобразовании электросигнала во вращательное движение шестерни привода. Через щетки на полюса электромотора передается ток. Одновременно с этим выдвигается муфта и шестерня соединяется с венцом маховика. Для запуска мотора нужно быстрое, но легкое вращение стартера. Когда двигатель завелся, муфта возвращается в начальное положение.

Характерные неисправности

Начинать диагностику стартера лучше еще до того, как вы его сняли.

После демонтажа некоторые признаки поломки, по которым можно определить источник проблем, определить уже не удается.

К признакам неисправности элемента относят:

  • Во время запуска двигателя возникает необычный шум;
  • Полное отсутствие или медленное вращение стартера;
  • Вращение происходит, но зацепления шестеренки с венцом бендикса нет;
  • Агрегат вращается с бендиксом, но потом сцепление разрывается;
  • Поворачивая ключ в замке зажигания, наступает тишина.

Проверка демонтированного узла

Проверка демонтированного узла

Прежде чем винить во всем стартер, не поленитесь заглянуть под капот и проверить состояние контактов клемм и разъемов. Также обратите внимание, все ли в порядке с аккумулятором. Только после этого можно приниматься за стартер.

Диагностика

Чтобы провести диагностику, вооружитесь обычным тестером с режимом вольтметра.

  1. Клеммы АКБ соедините с полюсами вашего измерительного прибора. Потребуется помощник, который будет за рулем.
  2. Присоединив клеммы к вольтметру, смотрите на показания прибора. Если аккумулятор исправен, данные составят 11-13 В.
  3. Поверните ключ зажигания, и в этот момент замерьте напряжение. Если потери составляют всего 1-2 Вольта, тогда стартер работает нормально, сопротивления не оказывает.
  4. При снижении параметров вольтметра в 2 раза и более, причина в стартере. А точнее его втулках или щетках.
  5. Снимите стартер и проверьте реле. К его выводам на корпусе подключите клеммы аккумулятора и передайте его 12 В. Если обгонная муфта при этом переместится в передней крышке, тогда реле работает отлично. Если нет, замените его.

Снятие

Что ж, проверка показала, что нужно ремонтировать стартер. Потому первым делом его демонтируем.

  1. Зафиксируйте машину в неподвижном состоянии, включив ручник и подставив стопоры под колеса.
  2. Минусовую клемму от АКБ откиньте в сторону. Так вы лишите питания свой автомобиль.
  3. Отключите разъем проводов от вывода втягивающего реле стартера.
  4. Открутите крепежную гайку с контактного болта реле, снимите провод.
  5. Если защита картера имеется, снимите ее. Тут просто откручиваются все болты.
  6. 2 гайки фиксации стартера откручиваются снизу моторного отсека. А вот третья удобнее снимается изнутри подкапотного пространства.
  7. Сняв крепежи и отключив проводку, можете смело доставать из картера сцепления ваш стартер.

Демонтажные работы

Перед началом работ обязательно зачистите устройство от скопившейся грязи, чтобы она не попала внутрь конструкции и не свела все усилия по ремонту на нет.

Ремонт

Далее вам предстоит поочередно проверить состояние и предпринять соответствующие меры по устранению проблем со следующими компонентами стартера:

  • Щетки;
  • Якорь;
  • Обгонная муфта;
  • Тяговое реле;
  • Втулки.

Теперь обо всем поочередно.

Щетки

Сначала оцените, в каком текущем состоянии находятся щетки. Именно они в большинстве случаев становятся источником проблем со стартером.

  1. Открутите пару винтов, которые удерживают защитную крышку. Теперь крышку легко снять.
  2. Отверткой снимите с вала стопорное кольцо, а также не забудьте про регулировочные шайбы.
  3. Открутите еще 2 гайки стяжных шпилек. Снимите крышку со стороны коллектора.
  4. Отожмите при помощи отвертки пружины и извлеките щетки из держателя.
  5. Замерьте щетки штангенциркулем или линейкой. Если высота составляет менее 12 миллиметров, щетки подлежат замене.
  6. Также элементы лучше заменить, если на поверхности есть сколы, трещины и прочие дефекты.

Якорь

Если со щетками все хорошо, следующим подозреваемым будет якорь.

  1. Снимите корпус со стартером.
  2. На якоре посмотрите на состояние коллектора, проверьте, цела ли обмотка.
  3. При наличии нагара на коллекторе или признаков пробоя, зачистите эти участки мелкой наждачкой.
  4. Проверьте с помощью мультиметра в режиме омметра обмотки якоря и статора.

 Якорь

Обгонная муфта

Параллельная проверка обгонной муфты с якорем позволит заодно заменить последний.

Для получения доступа к муфте вам предстоит извлечь якорь из передней крышки. Заодно поменяете его, если есть необходимость.

  1. Снимите стопорное кольцо, расположенное возле обгонной муфты.
  2. Снимите ограничительное кольцо.
  3. Демонтируйте пластиковый упор рычага, что позволит достать якорь.
  4. Достаньте промежуточную опору с вала.
  5. Проверьте, в каком состоянии находятся зубья шестерни. Если имеются дефекты, узел меняется на новенький.

Бендикс или обгонная муфта

Бендикс или обгонная муфта

Тяговое реле

Замена тягового реле необходима в том случае, если при подаче напряжения на его выводы обгонная муфта не выдвигается. Иногда ВАЗ 2109 оснащается разборными реле. Но все же лучше не ремонтировать, а заменить новой релюшкой.

  • Чтобы снять реле, открутите два винта, расположенные спереди;
  • Приподнимите реле, отсоедините от рычага якорь;
  • Достаньте релюшку из корпуса, прихватив пружину и якорь. Все элементы при необходимости меняются.

Втулки

При чрезмерном износе втулок не редко нарушается работоспособность стартера. Это обусловлено материалом, из которого они изготовлены — латунь, бронза или медь. Контакт с более прочным металлом провоцирует износ.

  1. В случае со стартером ВАЗ 2109 мы имеет одну втулку, расположенную в задней крышке, а также вторую, которую вы найдете в картере сцепления.
  2. Определить наличие дефектов можно визуально. Если на элементах есть сколы, трещины, задиры, прочие дефекты, это говорит об износе.
  3. Попробуйте перемещать поперечно вал стартера. Если ощущается заметный люфт, втулки стартера износились и им нужна замена.
  4. Планируя замену задней втулки, рекомендуется одновременно поменять и саму крышку.
  5. Передняя втулка извлекается из картера метчиком нужного размера. Закрутите метчик, как резьбу, и уперевшись им в дно отверстия, втулка постепенно начнет выходить со своего места.
  6. Прежде чем поставить новую втулку, обработайте внутреннюю поверхность гнезда посадки моторным маслом.

Собирая стартер обратно после ремонта, наиболее значимым советом будет очистка поверхностей от загрязнений. Это позволит существенно продлить срок службы отремонтированного агрегата и избежать поломок в ближайшем будущем.

Приготовьтесь к тому, что попытки отремонтировать стартер не дадут ожидаемого эффекта. В этом случае лучше заменить его полностью или обратиться на проверенный автосервис.

Стартер ВАЗ 2108

Электрооборудование

Стартер автомобиля ВАЗ 2108 - самая уязвимая и часто выходящая из строя деталь. Научитесь ремонтировать его самостоятельно. Это полезный навык сэкономит время и деньги.

Стартер автомобиля ВАЗ 2108 является самой часто ломающейся деталью. Поэтому важно уметь осуществить его ремонт и замену самостоятельно, не прибегая к услугам автосервисов, так будет значительно дешевле. Это несложное действие легко проделать следуя подробной инструкции.

Основная задача стартера состоит в том, чтобы преобразовать механическую энергию в электрическую в достаточном для запуска двигателя количестве.

Для запуска стартера достаточно нескольких секунд при условии хорошо заряженного аккумулятора.

Стартер ВАЗ 2108

Стартер ВАЗ 2108

Долгая работа стартеру противопоказана, но автолюбители очень так делают, особенно в условиях низкой температуры зимой. Такое использование является одной из самых распространенных причин поломки стартера ВАЗ 2108.

Самые часто случающиеся поломки это:

  • Реле не срабатывает и якорь не крутит;
  • Низкая скорость вращения якоря;
  • Не вращается коленвал;
  • Стартер продолжает работать, несмотря на то, что двигатель уже завелся.

Все эти неполадки требуют ремонта. Для проведения ремонтных работ потребуется снять, проверить и разобрать стартер автомобиля ВАЗ 2108.

Как снять стартер?

Снятие стартера

  1. Установить автомобиль ВАЗ 2108 на смотровую яму, эстакаду или на домкрат;
  2. Поставить коробку передач на нейтральное положение;
  3. Снять щиток;
  4. Вытащить шланг из воздухосборника;
  5. Извлечь стартер.

Как проверить стратер?

Для того чтобы проверить обмотки понадобится прибор мультиметр.

  1. Поставьте деталь на торец, выводами обмоток направьте вверх;
  2. Один щуп прибора нужно приложить к плюсовой клемме, другой на болты стартера;
  3. Проверяем, крутит стартер или нет;
  4. Если крутит плохо, значит, не работает стартер;
  5. Если стартер работает хорошо, нужно проверить реле;
  6. Чтобы проверить реле, пропустите напряжение в 12 В на вывод, минус приложите к корпусу;
  7. Если омметр не показывает скачков напряжения на шкале, значит, реле нуждается в ремонте или замене. Разбирать реле ВАЗ 2108 нужно только в том случае, если ему требуется ремонт.

Проверьте поверхность коллектора и якорь, очистите их от загрязнений смоченной в спирте тряпочкой. Не нужно для этой цели использовать ацетон или другие сильные растворители. Сердечник и обойму тоже нужно протереть насухо и обработать небольшим количеством силиконовой смазки.

Как разобрать стартер?

Подготовьте свободную рабочую поверхность и набор инструментов. Осмотрите стартер ВАЗ 2108 тщательно перед тем, как начать его разбирать. Отметьте провода, для того чтобы не перепутать их местами при сборке.

  1. Ключом на 10 отверните две гайки шпилек;
  2. Извлеките стартер и якорь со шпилек;
  3. Снимите центральную шестерню с вала якоря;
  4. Открутите два винта задней крышки;
  5. Снимите заднюю крышку;
  6. Извлеките щетки;
  7. Снимите якорь;
  8. Извлеките регулировочную шайбу из оси якоря;
  9. Снимите опору вала якоря;
  10. Извлеките планетарные шестерни привода;
  11. Извлеките привод;
  12. Отделите опору от рычага;
  13. Обоприте торцевой частью коронную шестерню на брусок из дерева;
  14. Расположите на ограничительном кольце ключ на 13 согласно инструкции;
  15. Ударами молоточка по ключу спрессуйте стопорное кольцо;
  16. Извлеките запорное кольцо;
  17. Выньте ограничительное кольцо хода шестерни привода;
  18. Извлеките привод в сборе;
  19. Разожмите стопорное кольцо щипцами;
  20. Снимите его;
  21. Извлеките шайбу и опору вала привода;
  22. Извлеките коронную шестерню планетарного редуктора с вала привода;
  23. Осмотрите коллектор и обмотки якоря (следов обугливания быть не должно);
  24. Царапины коллектора необходимо обработать мелкозернистой наждачной бумагой;
  25. Если якорь сильно обгорел или износился, его необходимо заменить на новый;
  26. Шейку вала тоже нужно обработать мелкозернистой наждачной бумагой при обнаружении задиров или наволакиваний материалов подшипников;
  27. Проведите контрольный замер обмотки якоря омметром на предмет обнаружения замыканий;
  28. Проверьте щетки на износ, при необходимости замените;
  29. Проведите сборку согласно инструкции, но в обратном порядке;
  30. Перед тем как установить щеткодержатели, нужно снять все пружины, а щетки задвинуть в направляющие.

Эта инструкция даст возможность как начинающим, так и опытным автолюбителям сэкономить деньги на услугах по ремонту и замене стартера.


Крепежный винт защитного колпака (1), защитный колпак (2), стопорное полукольцо (3), крепежная гайка задней крышки (4), задняя крышка (5), пружины щеток (6), направляющие щеток (внешняя часть) (7), щетки (8), статор (9), якорь (10), рычаг привода (11), привод (12), ограничительное кольцо (13), стопорное кольцо (14), ось рычага привода (15), крепежные винты тягового реле (16), передняя крышка (17), уплотнительное кольцо крышки (пластмассовое) (18), стяжные шпильки (19), резиновая заглушка (20), сердечник тягового реле (21), возвратная пружина (22), кольцо уплотнения тягового реле (23), тяговое реле (24), уплотнительная шайба (25), регулировочные шайбы (26).

Стартер является устройством, которое предназначено для преобразования электрической энергии в механическую с целью запуска мотора. По сути, стартер является электромотором постоянного тока.


Стартер ВАЗ 2108, признаки неисправности

Существует ряд признаков неисправности стартера на автомобиле ВАЗ 2108:

  1. Стартер не крутит мотор. Во время поворота ключа зажигания якорь не вращается, а втягивающее реле не срабатывает. После запуска силового агрегата стартер не отключается. Данные симптомы, как правило, свидетельствуют о выходе из строя обмотки тягового реле.


Разборка стартера Ваз 2109 Лада Самара

В корпусе стартера закреплены четыре обмотки возбуждения.

Разбирайте тяговое реле только при необходимости его ремонта.

изолированные щетки
2 –
неизолированные щетки

Изолированные щетки припаяны к выводам обмоток статора, а неизолированные – к щеткодержателю. При снятии щеткодержателя изолированные щетки остаются на выводах обмотки статора.

Детали привода стартера:

шестерня
2 –
рычаг привода
3 –
обгонная муфта
4 –
тарельчатая шайба

Отверните два винта крепления крышки тягового реле.

Детали тягового реле:

выводы обмоток
2 –
якорь
3 –
корпус
4 –
крышка
5 –
контактные болты

Детали крепления контактной пластины (показаны в порядке установки на шток).

Снимите демпфирующую пружину.
Обмотки тягового реле установлены в неразборном корпусе.

Почему часто ломается стартер 2108



Как свидетельствует практика, ремонт и замена стартера на ВАЗ 2108 зачастую требуется в тех случаях, когда автовладелец сильно перегружает его или запускает при слабом аккумуляторе. Помимо этого, выход стартера из строя может быть связан с теми либо другими проблемами, которые обусловлены неисправностями силового агрегата автомобиля.

Стартер ВАЗ 21099

Для запуска силового агрегата автомобиля ВАЗ 21099 служит стартер. Он задает вращающееся движение коленчатому валу двигателя внутреннего сгорания. Со временем стартер изнашивается, что приводит к поломкам.

Машина перестает нормально заводиться, что приносит ряд сложностей автовладельцу. Поэтому важно уделять должное внимание стартеру и при появлении симптомов неисправности проводить диагностику, по результатам которой выполнять ремонт или замену вышедших из строя элементов.

Проблемы со стартером на ВАЗ 21099 и их устранение

Если стартер не крутит и ВАЗ 21099 не заводится, но слышно как щелкает тяговое реле, то виновником с большой долей вероятности является севшая батарея.

Недостаточный заряд аккумулятора приводит к проседанию напряжения сети, что вызывает передергивание реле. Для устранения проблемы следует зарядить батарею до номинального уровня.

Если аккумулятор не держит заряд, то АКБ рекомендуется заменить на новый источник питания.

Слабым местом стартеров ВАЗ 21099 является втулка. Она относительно быстро изнашивается и легко повреждается. Для поиска неисправности следует разобрать узел и внимательно осмотреть контактирующую с валом якоря поверхность. При наличии повреждений втулка подлежит замене.

В электрической цепи наиболее подвержены износу щетки. При осмотре следует замерить их размер. Если он приближается к 12 мм, то щетки подлежат замене. Также недопустимо наличие на поверхности механических и термических повреждений.

Взамен постоянных магнитов в статоре используется обычная обмотка. Собрав схему, которая приведена на изображении ниже, автовладелец может проверить целостность провода и отсутствие пробоя на корпус.

Также внимание следует уделить якорю. Подключив лампочку, как на изображении ниже, можно проверить отсутствие пробоя на корпус. При повреждениях изоляции якорь подлежит замене.

Что отрицательно влияет на работоспособность стартера



Невозможно избежать подгорания контактов при эксплуатации автомобиля, поскольку через силовые цепи постоянно проходит большой по своей величине ток. Соответственно, остается только один выход — отремонтировать реле по указанной ниже схеме, осуществить зачистку контактов, тем самым восстановив работоспособность стартера.

Как прозвонить стартер, что указывает на необходимость замены стартера


Схема осуществления данного мероприятия очень простая, необходимо поставить стартер обмотками вверх, т. е. на торец, после чего производим такие действия: один конец провода присоединяем на болты механизма, второй — на плюсовую клемму, затем запускаем устройство.


Если механизм после запуска не крутит вообще либо крутит плохо, смело принимайтесь за его ремонт. Но, если устройство работает нормально, значит нет потребности его разбирать, скорее всего, причина плохого пуска заключается в другом компоненте транспортного средства.

Кроме того, нелишним будет проверить реле механизма. В данной ситуации схема проверки элементарная:


Если на болтах-контактах появились искры, а муфта движется в отверстие, значит реле исправно. Отсутствие же указанных явлений и скачков напряжения на устройстве будут свидетельствовать о том, что необходимо заменить реле, поскольку стартер не крутит из-за него.

Как проверить стратер?

Для того чтобы проверить обмотки понадобится прибор мультиметр.

  1. Поставьте деталь на торец, выводами обмоток направьте вверх;
  2. Один щуп прибора нужно приложить к плюсовой клемме, другой на болты стартера;
  3. Проверяем, крутит стартер или нет;
  4. Если крутит плохо, значит, не работает стартер;
  5. Если стартер работает хорошо, нужно проверить реле;
  6. Чтобы проверить реле, пропустите напряжение в 12 В на вывод, минус приложите к корпусу;
  7. Если омметр не показывает скачков напряжения на шкале, значит, реле нуждается в ремонте или замене. Разбирать реле ВАЗ 2108 нужно только в том случае, если ему требуется ремонт.

Проверьте поверхность коллектора и якорь, очистите их от загрязнений смоченной в спирте тряпочкой. Не нужно для этой цели использовать ацетон или другие сильные растворители. Сердечник и обойму тоже нужно протереть насухо и обработать небольшим количеством силиконовой смазки.

Стартер 2108, как его заменить, пошаговая инструкция

  1. В первую очередь отсоединяем от стартера клеммы.







Инструкция по замене стартера

Стартер на автомобиле ВАЗ 2109-2108 может прослужить довольно долгое время даже без элементарного ремонта и есть немало случаев, когда он отхаживал более 200 000 км без единой проблемы.

Конечно, сейчас не так много качественных запчастей и о таком ресурсе приходится мечтать.

Если вы впервые будете производить замену стартера своими силами, то приведенная ниже инструкция поможет сделать максимально быстро и удобно.

Итак, прежде всего стоит сказать о необходимом инструменте для выполнения этого ремонта:

  • Ключ на 13 рожковый или накидной
  • Головка на 13
  • Трещоточная рукоятка

И отводим после этого провод в сторону:

Также необходимо сдернуть еще один плюсовой провод — который потоньше, красного цвета:

Теперь остается открутить три или две гайки крепления стартера. Две находятся сверху по обе стороны, как видно на приведенной ниже фотографии:

А третья внизу и удобнее всего до нее добраться из под низа (при снятой защите двигателя):

Далее можно аккуратно без резких движений снимать стартер со шпилек и отводить в сторону:

И окончательно снимать его с автомобиля, так как больше его ничего не держит:

В случае необходимости замены, покупаем новый стартер по цене от 2000 до 3500 рублей. Они отличаются в первую очередь по своей конструкции: более дорогой как правило редукторный конечно превосходит по всем показателям обычные устройства, но придется заплатить почти в два раза дороже за него! Установку проводим в обратном порядке.

Как разобрать стартер ВАЗ 2108, как произвести замену щеток, втулок, якоря

Чтобы разобрать стартер, делаем следующее:



Теперь разбираем шестерни привода и сам привод, после чего отделяем от рычага опору для получения доступа ко всем внутренним деталям стартера (обмотка якоря, щетки и щеткодержатель, втулки и так далее). На элементах механизма не должно быть следов обугливания, а работоспособный коллектор и обмотки всегда должны быть чистыми без различных загрязнений.


Читайте также: