Стенд для проверки генераторов камаз
Обновлено: 02.07.2024
С 1985 года на автомобилях КамАЗ устанавливается генераторная установка Г273-В (рис. 338), состоящая из трехфазного синхронного генератора с прямоточной вентиляцией и встроенных в генератор выпрямительного блока и интегрального регулятора напряжения Я120М. Генераторная установка предназначена для работы в однопроводной схеме электрооборудования автомобиля с присоединением отрицательного вывода к корпусу. Ошибочное подключение к корпусу положительного вывода аккумуляторной батареи приводит к выходу из строя выпрямительного блока и регулятора напряжения.
Встроенный в щеткодержатель генератора регулятор напряжения собран по интегральной схеме и служит для автоматического поддержания напряжения генератора в заданных пределах, необходимых для обеспечения зарядного режима аккумуляторной батареи и работы потребителей.
На регуляторе-напряжения установлен переключатель посезонной регулировки (см. рис. 338). Уровень регулируемого напряжения генератора в положении переключателя Л (лето) должен находиться в пределах 27. 28 V, в положении 3 (зима) — 28,8. 30,2 V.
Генератор расположен в верхней передней части двигателя и прикреплен двумя лапами к кронштейну, а третьей — к натяжной планке, приводится во вращение двумя клиновыми ремнями. Натяжение ремней осуществляется перемещением генератора. Передаточное число привода генератора 2,41.
На генераторе имеются следующие выводы:
“+” — для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки;
“-” — для подключения к массе автомобиля;
В — для соединения с выводом ВК выключателя приборов и стартера;
— штекер на корпусе для вывода фазы.
Рис. 338. Генераторная установка Г273-В: 1 - шкив; 2 -вентилятор; 3 - крышка со стороны привода; 4 - статор; 5 -ротор; 6 - вал ротора; 7 - блок выпрямительный; 8 - крышка со стороны контактных колец; 9 - кольцо контактное; 10 -крышка подшипника; 11 - резистор подпиточный; 12 -регулятор напряжения Я120М; 13 - щеткодержатель; 14 -переключатель сезонной регулировки; а - электрическая схема; b - разрез; с - регулятор напряжения
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ!
1. Не присоединяйте и не отсоединяйте штепсельные разъемы и плюсовой вывод генераторной установки при работающем двигателе и включенных аккумуляторных батареях, а также не пускайте двигатель при
отсоединенном от генератора плюсовом проводе.
2. Не проверяйте исправность генераторной установки путем замыкания выводов “+”, В, О перемычками на массу и между собой.
3. Не соединяйте вывод Ш щеткодержателя, доступ к которому открыт через окно в кожухе щеткодержателя, с выводами “+” генератора, В щеткодержателя. Это ведет к выходу из строя регулятора.
4. Не проверяйте исправность схемы электрооборудования и отдельных проводов мегомметром или лампой, питаемой напряжением выше 36 В. Если такая проверка необходима, то предварительно отсоедините
провода от генераторной установки.
5. Во избежание выхода из строя выпрямительного блока и регулятора напряжения при подзарядке аккумуляторных батарей от внешнего источника отключите батареи от сети автомобиля. При мойке автомобиля
защищайте генератор от попадания в него воды.
Техническое обслуживание
— очистите от пыли и грязи наружные поверхности;
--- проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение приводных ремней генератора. При нормальном натяжении ремней стрела прогиба должна быть в пределах 15. 22 мм при нажатии на середину большей ветви с усилием 39,2 Н (4 кгс). Для регулирования натяжения ремней ослабьте гайки крепления передней и задней лап генератора и болт крепления генератора к натяжной планке. Затем отклоните генератор в сторону натяжения ремней до требуемой величины и затяните крепежные соединения генератора
При сервисе С (осенью), сняв генератор с двигателя:
— проверьте состояние щеточного узла;
— продуйте сжатым воздухом выпрямительный блок;
— проверьте надежность крепления шкива на валу генератора, при ослаблении подтяните.
Для проверки состояния щеточно-коллекторного узла выверните два болта крепления щеткодержателя в крышке, снимите щеткодержатель и убедитесь, что щетки свободно перемещаются в направляющих.
Если щетку заедает в щеткодержателе, протрите ее и стенки направляющего отверстия ветошью, смоченной бензином. Снимите щетки, осмотрите и замерьте их высоту. Высота щетки должна быть не менее
8 мм от пружины до основания щетки. При необходимости щетки замените. Рас-комплектация щеток не допускается.
Через отверстие в крышке, в котором находится щеткодержатель, хорошо видны контактные кольца. Осмотрите состояние контактных колец и при необходимости протрите ветошью, смоченной бензином.
Если после этого будут обнаружены пригары или загрязнения, то зачистите кольца полоской стеклянной шкурки С100, прижимая ее к кольцам через отверстие в крышке для щеткодержателя и проворачивая
Проточите контактные кольца, если не удаляются пригары, кольца имеют неровную поверхность или их износ превышает 0,5 мм по диаметру. Минимально допустимый диаметр проточки контактных колец 29,3 мм.
Перед снятием крышки со стороны контактных колец снимите щетки вместе со щеткодержателем во избежание поломок щеток.
Посезонная регулировка проводится следующим образом:
— если наружная температура установилась устойчиво на уровне 0°С и выше, ППР (переключатель посезонной регулировки) должен находиться в положении ЛЕТО (Л) — левое крайнее положение
контактного винта ППР, винт вывернут;
— если наружная температура установилась устойчиво на уровне 0°С и ниже, ППР должен находиться в положении ЗИМА (3) — правое крайнее положение винта ППР, винт ввернут.
Уровень регулируемого напряжения генератора в положении ППР ЛЕТО при токе нагрузки 20 А, частоте вращения (3500+200) мин -1 , температуре окружающей среды (25+10)°C и выключенной аккумуляторной
батарее должен находиться в пределах 27. 28 В, а в положении ППР ЗИМА — 28,8. 30,2 В.
Ремонт
Для снятия генератора отключите массу аккумуляторных батарей, поднимите кабину и отсоедините выводы “+”, “—”, В. Ослабьте стяжной болт разрезной опоры кронштейна генератора, затем отверните гайку шпильки крепления генератора к кронштейну, выверните болт крепления генератора к натяжной планке и снимите генератор.
Для установки генератора на кронштейне вставьте палец генератора в разрезную опору, а шпильку кронштейна — в отверстие передней крышки генератора, наденьте пружинную шайбу и наверните от руки гайку на шпильку. Установите приводные ремни на шкив генератора, обеспечив совпадение осей ручьев шкива генератора и шкива двигателя в пределах ±1 мм. Совпадение осей обеспечьте перемещением генератора. Наденьте пружинную шайбу на болт крепления генератора к натяжной планке, совместите отверстия планки и крышки генератора и вверните болт, установив требуемое натяжение приводных ремней перемещением генератора.
Затяните болт крепления генератора к планке, заверните гайку крепления генератора к шпильке кронштейна и затяните стяжной болт разрезной опоры генератора. Для исключения поломки кронштейнов
генератора соблюдайте изложенный порядок затяжки крепежных соединений.
Присоедините выводы “—”, “+” и В.
При ремонте генератора устранять неисправности рекомендуется заменой поврежденных деталей и сборочных единиц, причем для этого не всегда необходимо полностью разбирать генератор. Допускается
ремонт отдельных деталей.
Для разборки генератора:
— выверните болты крепления щеткодержателя к крышке и снимите щеткодержатель в сборе с регулятором напряжения;
— выверните винты крепления крышки шарикоподшипника;
— выверните стяжные винты крепления крышки генератора;
— снимите крышку со стороны контактных колец вместе со статором;
— отсоедините фазные выводы обмотки статора от выводов выпрямительного блока и отделите статор;
— отверните гайку крепления шкива, предварительно закрепив ротор за один из полюсов или придерживая его гаечным ключом, и снимите шкив;
— снимите вентилятор, удалите из канавки сегментную шпонку и снимите упорную втулку;
— снимите крышку со стороны привода вместе с шарикоподшипником с вала ротора с помощью специального съемника (рис. 339), используя для этой цели резьбовые отверстия в крышке;
Рис. 339. Съемник
— снимите с вала шариковый подшипник;
— с крышки со стороны контактных колец снимите выпрямительный блок.
После разборки очистите от грязи детали и сборочные единицы генератора, металлические, кроме подшипников и сборочных единиц, содержащих обмотки, изоляционные детали и полупроводниковые приборы, обезжирьте, промойте бензином и высушите, а остальные протрите ветошью, смоченной бензином. Осмотрите и замените детали, имеющие механические повреждения. Не допускаются на шкиве трещины, проходящие через отверстие, износ отверстия более 17,02 мм и сколы кромок шкива более 2 мм. Проверьте износ канавки шкива под ремень.
Шкив допускается к установке, если при установке в канавку контрольных роликов диаметром 14 мм диаметр, замеренный по роликам, не менее 83,5 мм (см. рис. 338).
Погнутость лопастей вентилятора устраните правкой и рихтовкой.
При износе или овальности отверстия в кронштейне крепления крышки со стороны контактных колец и крышки со стороны привода более 10,3 мм рассверлите отверстие.
Изношенное посадочное отверстие под подшипник в крышке со стороны контактных колец до диаметра более 35,02 мм, а в крышке со стороны привода — более 47,05 мм обработайте до размера 38,0. 38,05 мм и 50,00. 50,05 мм соответственно и затем запрессуйте ремонтное кольцо с сохранением в нем прежнего посадочного размера под подшипник.
При сборке генератора для обеспечения соосности отверстий крепления генератора на двигателе перед сборкой вставьте в них плотно входящий стержень. После закрепления стяжных болтов удалите стержень.
После сборки проверьте от руки легкость вращения вала и техническое состояние генератора.
Проверка обмотки возбуждения ротора. Исправность обмотки проверяйте тестером (омметром), при этом следите за надежностью контакта наконечников измерительных проводов прибора с контактными кольцами ротора. Величина сопротивления должна соответствовать значению, указанному в технической характеристике генератора, если обмотка не имеет короткозамкнутых витков. Если в обмотке имеется обрыв, то стрелка омметра не отклоняется. Исправность обмотки и надежность прилегания щеток к контактным кольцам можно проверить на стенде, не разбирая генератор. Схема проверки изображена на рис. 340. При напряжении источника питания постоянного тока 28 В, подсоединенного к штекерам обмотки, величина потребляемого тока не должна превышать значения, указанного в технической характеристике генератора. Если в обмотке имеется обрыв, ÒÎ стрелка амперметра не отклонится.
Замыкание обмотки возбуждения на массу определяйте контрольной лампой или вольтметром под напряжением 220 . 250 В. Если в течение 1 мин тока не будет, то изоляция обмотки исправна.
Если в обмотке возбуждения обнаружен обрыв, осмотрите места пайки концов обмотки к контактным кольцам и в случае распайки восстановите
Рис. 340. Схема соединений при проверке технического состояния генератора
нарушенное соединение. Если обрыв внутри обмотки или обнаружено межвитковое замыкание или замыкание обмотки на массу, замените ротор.
Обмотку статора проверяйте отдельно, после разборки генератора, с отсоединенными от выпрямительного блока выводами обмотки.
Для определения обрыва в фазной обмотке статора поочередно соединяйте по две фазы обмотки к тестеру (омметру) или через контрольную лампу к источнику-тока напряжением 12 . 30 В. В случае обрыва какой-либо из обмоток при соединении ее с выводами двух других стрелка тестера (омметра) не отклоняется, а контрольная лампа не горит. При исправной обмотке фазы показания омметра должны соответствовать значениям, указанным в технической характеристике.
Межвитковое замыкание обмотки статора проверяйте портативным дефектоскопом модели ПДО-1.
Замыкание обмотки статора на массу вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки или выводов проверяйте контрольной лампой под напряжением 220. 250 В включением одного проводника на сердечник статора, а другого — на один из выводов обмотки. Если лампа не загорится, замыкание отсутствует.
Проверьте состояние изоляции проводов обмотки, изоляция не должна иметь следов перегрева.
При обрыве фазного вывода от наконечника, отмотайте один-два витка обмотки, установите изоляционную трубу и спрессуйте или припаяйте наконечник.
Проверка технического состояния генератора. Причиной отказов в работе генераторной установки могут быть неисправности генератора, регулятора напряжения или же нарушения электрического контакта в цепи системы электроснабжения. Поэтому, прежде чем приступить к проверке, убедитесь в надежности электрического контакта проводов на выводах генератора, регулятора напряжения, в соединительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбуждения генератора (см. электрофакельное устройство). Проверьте с помощью контрольной лампы наличие тока в цепи возбуждения.
Проверку технического состояния выполняйте на стенде, позволяющем изменять частоту вращения ротора генератора, токовую нагрузку и проводить измерения напряжения, тока и частоты вращения ротора генератора.
Питание обмотки возбуждения осуществляйте от источника постоянного тока. Величина напряжения питания 28 V. Схема соединений при проверке технического состояния генератора изображена на рис. 270.
Измерительные приборы подбирайте так, чтобы измеряемые значения находились в пределах 30. 95 % шкалы. Прибор для измерения величины тока должен иметь класс точности не ниже 1,5, а напряжения — 1,0.
Для проверки шоколадки понадобится цифровой вольтметр, регулируемый блок питания (20. 30В) с током нагрузки ампер на 5. Еще пригодится лампочка на 24В, мощностью несколько Вт, величина мощности непринципиальна, но лучше взять лампочку послабее (причину объясню ниже) .
Дальше нужно внимательно посмотреть на генератор и шоколадку и посмотреть куда какие контакты подключаются.
К выводам щеток подключаем лампочку.
Минус блока питания подключаем к массовому выводу шоколадки.
Плюс блока питания подключаем к тому выводу шоколадки, который соединяется с плюсовым выводом выпрямителя генератора.
Вольтметр подключаем к плюсу и минусу блока питания.
Включаем блок питания и изменяем его выходное напряжение от 20В до 30В. В какой-то момент при увеличении напряжения лампочка должна погаснуть. Обычно это напряжение указано на корпусе шоколадки. Это напряжение и есть выходное напряжение генератора. Если лампочка не гаснет при во всем диапазоне напряжений, то такой регулятор может вскипятить аккум, если лампочка не горит, то соответственно зарядка аккума не идет. При измерении напряжения выключения обмотки возбуждения (лампочки) нужно учитывать, что при погасании лампочки нагрузка на блок питания уменьшается (чем меньше мощность лампочки, тем меньше изменение нагрузки блока питания) и его выходное напряжение может увеличиваться скачком, при этом трудно уловить точное значение напряжения на вольтметре. При уменьшении напряжения лампочка должна загораться.
Роликовый стенд LPS 3000 LKW - 660 кВт для проверки характеристик автомобилей с осевой нагрузкой 15.0 т.
100%
Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками (М12хМ12, М12хМ14)
100%
100%
Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками (М12хМ12, М12хМ14)
96%
Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками (М12хМ12, М12хМ14)
90%
Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками (М12хМ12, М12хМ14)
100%
100%
Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками (М12хМ12, М12хМ14)
90%
100%
Стенд для проверки дизельных форсунок Forsage F-01M0098 с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками
Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками Rock FORCE RF-905G13
Прежде чем начать ремонтировать генератор его диагностируют. Осматривают снаружи на наличие видимых повреждений, трещин на крышке, или проверяют заедание вала при прокручивании в подшипниковом узле. Если слышен шелест или скрежет, генератор разбирают – причина явная и кроется в неисправных подшипниках. Если наружный осмотр не показал видимого дефекта – генератор проверяют на диагностическом лабораторном стенде
Рис. №1.Диагностический стенд Э240М
Что проверяет диагностический стенд
Стандартный диагностический стенд, используемый в автомастерских и на СТО, на основе, которых выполняют самодельные стенды – СКИФ-1-0,1 и стенд Э240М, прочие модели.
С помощью стенда проверяют:
- Технические параметры генератора – переменный и постоянный ток с напряжением от 12 до 24 В и мощностью до 3 кВт в режиме холостого хода или под нагрузкой до 1,2 кВт.
- Характеристики и измерение реле-регуляторов генератора.
- Параметры стартеров напряжением от 12 до 24 В и нагрузкой до 9 кВт на холостом ходу.
- Работоспособность коммутационных реле и реле-регуляторов.
- Характеристики любых других электродвигателей для вспомогательных механизмов автомобиля.
- Исправность диодов и других полупроводников.
- Измерение сопротивлений.
- Токоскоростной характеристики на соответствие паспортным данным.
- КПД по точкам токоскоростной характеристики.
- Проверяют параметры частоты самовозбуждения.
- Без нагрузки – величина напряжения, измеренная на выводах обмотки возбуждения не должна превышать величину, указанную в паспортных характеристиках. Все показатели должны отвечать нормам и условиям.
- Проверка под нагрузкой. Исправный генератор при замере напряжения на обмотке возбуждения во время максимальной нагрузки не превысит значение, указанное в паспорте устройстве.
Из чего состоит диагностический стенд
Источник питания служит для выработки напряжения постоянного тока. Электрическая схема измерения целостности изоляции построена на основе ограничительных резисторов и тиратрона.
Для измерения сопротивления постоянному току служит омметр. Частоту вращения измеряет тахометр. Измерение силы тока выполняется амперметром через шунты, предел измерения до 1000 А
Вольтметр измеряет напряжение, состоит из измерительного прибора и добавочных резисторов. Измеритель крутящего момента состоит преобразователя тормозного усилия, переключателей и измерительного прибора.
Нагрузка генераторов изменяется плавно с помощью реостатов. Переключатель измеряет ступенчатую регулировку силы тока нагрузки генераторов.
Схема подключения генератора
Генератор приводится во вращение с частотой до 3000 об/мин. Выключатель SA2 выключен, SA1 – включен. Контрольная лампа, когда генератор находится в возбужденном состоянии погаснет, а вольтметр покажет напряжение выше напряжения аккумуляторной батареи. Амперметр покажет зарядный ток. При отсутствии возбуждения проверим целостность щеток и контактных колец. В случае исправного состояния генератора рекомендуем поставить заведомо исправный реле-регулятор и снова проверить генератор на стенде. В том случае, если произойдет возбуждение и генератор заработает, значит, реле-регулятор подлежит замене.
Рис. №2. Схема подключения генератора
В процесс испытания входит измерение:
Рис. №3. Токоскоростная характеристика и КПД по точкам токоскоростной характеристики
Частота самовозбуждения зависит от частоты вращения двигателя. Характеристика КПД зависит от конструкции генератора, толщины статорных пластин, диаметра контактных колец, сопротивления обмоток, подшипников и мощности генератора. Чем мощнее генератор, тем выше КПД.
Регулируемое выходное напряжение, которое зависит от тока нагрузки, частоты вращения и температуры и коэффициента термокомпенсации. Коэффициент изменяется от напряжения и от температуры воздуха.
Перед ремонтом на стенде заранее определяем неисправности генератора, проверяем работу диодного выпрямительного моста.
Для проверки работы выпрямителя используем осциллограф.
Осциллограмму наблюдают при отключенном аккумуляторе и токе нагрузки от 5 до 15 А. При частоте вращения 2900 – 5000 об. мин.
Рис. №4. Осциллограмма: а) при рабочем диодном выпрямительном блоке; б) при не исправных диодах
Порядок проверки генератора на диагностическом стенде
Проверку выполняют в два этапа:
Если условия проверки не отвечают заданным – проверяем отдельные узлы и элементы конструкции.
Рис. №5. Схема подключения генератора переменного тока во время проверки в режиме холостого хода и под нагрузкой с обмоткой возбуждения, соединенной одним выводом с корпусом генератора
Диагностика реле-регулятора
В процессе диагностики генератора проверяем работоспособность реле-регулятора. На некоторых иномарках реле-регулятор сделан выносным, например, Додж и Крайслер могут подключаться для проверки на стенде с отечественным реле.
Проверка реле-регулятора на стенде выполняется по заданной схеме.
Рис. №6. Схема проверки реле-регулятора напряжения. Маркировка выводов может быть другой.
Рис. №7.Таблица неисправностей регулятора напряжения
Реле-регулятор на стенде подключается аналогично подключению к генератору.
Читайте также: