Стенд для проверки генераторов камаз

Обновлено: 02.07.2024

С 1985 года на автомобилях КамАЗ устанавлива­ется генераторная установка Г273-В (рис. 338), со­стоящая из трехфазного синхронного генератора с прямоточной вентиляцией и встроенных в генератор выпрямительного блока и интегрального регулятора напряжения Я120М. Генераторная установка пред­назначена для работы в однопроводной схеме элек­трооборудования автомобиля с присоединением от­рицательного вывода к корпусу. Ошибочное под­ключение к корпусу положительного вывода акку­муляторной батареи приводит к выходу из строя выпрямительного блока и регулятора напряжения.

Встроенный в щеткодержатель генератора ре­гулятор напряжения собран по интегральной схеме и служит для автоматического поддержания на­пряжения генератора в заданных пределах, необ­ходимых для обеспечения зарядного режима акку­муляторной батареи и работы потребителей.

На регуляторе-напряжения установлен пере­ключатель посезонной регулировки (см. рис. 338). Уровень регулируемого напряжения генератора в положении переключателя Л (лето) должен нахо­диться в пределах 27. 28 V, в положении 3 (зима) — 28,8. 30,2 V.

Генератор расположен в верхней передней части двигателя и прикреплен двумя лапами к кронштейну, а третьей — к натяжной планке, приводится во вращение двумя клиновыми ремнями. Натяжение ремней осуществляется перемещением генератора. Передаточное число привода генератора 2,41.

На генераторе имеются следующие выводы:

“+” — для подключения аккумуляторной батареи и нагрузки;

“-” — для подключения к массе автомобиля;

В — для соединения с выводом ВК выключателя приборов и стартера;

— штекер на корпусе для вывода фазы.


Рис. 338. Генераторная установка Г273-В: 1 - шкив; 2 -вентилятор; 3 - крышка со стороны привода; 4 - статор; 5 -ротор; 6 - вал ротора; 7 - блок выпрямительный; 8 - крышка со стороны контактных колец; 9 - кольцо контактное; 10 -крышка подшипника; 11 - резистор подпиточный; 12 -регулятор напряжения Я120М; 13 - щеткодержатель; 14 -переключатель сезонной регулировки; а - электрическая схема; b - разрез; с - регулятор напряжения

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ!

1. Не присоединяйте и не отсоединяйте штепсель­ные разъемы и плюсовой вывод генераторной установ­ки при работающем двигателе и включенных аккуму­ляторных батареях, а также не пускайте двигатель при

отсоединенном от генератора плюсовом проводе.

2. Не проверяйте исправность генераторной ус­тановки путем замыкания выводов “+”, В, О пе­ремычками на массу и между собой.

3. Не соединяйте вывод Ш щеткодержателя, до­ступ к которому открыт через окно в кожухе щет­кодержателя, с выводами “+” генератора, В щет­кодержателя. Это ведет к выходу из строя регулятора.

4. Не проверяйте исправность схемы электро­оборудования и отдельных проводов мегомметром или лампой, питаемой напряжением выше 36 В. Если такая проверка необходима, то предварительно отсо­едините

провода от генераторной установки.

5. Во избежание выхода из строя выпрямительного блока и регулятора напряжения при подзарядке акку­муляторных батарей от внешнего источника отключи­те батареи от сети автомобиля. При мойке автомобиля

защищайте генератор от попадания в него воды.

Техническое обслуживание

— очистите от пыли и грязи наружные поверх­ности;

--- проверьте и при необходимости отрегулируйте натяжение приводных ремней генератора. При нор­мальном натяжении ремней стрела прогиба должна быть в пределах 15. 22 мм при нажатии на середину большей ветви с усилием 39,2 Н (4 кгс). Для регулиро­вания натяжения ремней ослабьте гайки крепления передней и задней лап генератора и болт крепления генератора к натяжной планке. Затем отклоните генера­тор в сторону натяжения ремней до требуемой величи­ны и затяните крепежные соединения генератора

При сервисе С (осенью), сняв генератор с дви­гателя:

— проверьте состояние щеточного узла;

— продуйте сжатым воздухом выпрямительный блок;

— проверьте надежность крепления шкива на валу генератора, при ослаблении подтяните.

Для проверки состояния щеточно-коллекторного узла выверните два болта крепления щеткодержа­теля в крышке, снимите щеткодержатель и убе­дитесь, что щетки свободно перемещаются в на­правляющих.

Если щетку заедает в щеткодержателе, протрите ее и стенки направляющего отверстия ветошью, смоченной бензином. Снимите щетки, осмотрите и замерьте их высоту. Высота щетки должна быть не менее

8 мм от пружины до основания щетки. При необходимости щетки замените. Рас-комплектация щеток не допускается.

Через отверстие в крышке, в котором находится щеткодержатель, хорошо видны контактные кольца. Осмотрите состояние контактных колец и при необ­ходимости протрите ветошью, смоченной бензином.

Если после этого будут обнаружены пригары или загрязнения, то зачистите кольца полоской стеклян­ной шкурки С100, прижимая ее к кольцам через отверстие в крышке для щеткодержателя и провора­чивая

Проточите контактные кольца, если не удаляются пригары, кольца имеют неровную поверхность или их износ превышает 0,5 мм по диаметру. Минималь­но допустимый диаметр проточки контактных колец 29,3 мм.

Перед снятием крышки со стороны контактных колец снимите щетки вместе со щеткодержателем во избежание поломок щеток.

Посезонная регулировка проводится следующим образом:

— если наружная температура установилась ус­тойчиво на уровне 0°С и выше, ППР (переключатель посезонной регулировки) должен находиться в по­ложении ЛЕТО (Л) — левое крайнее положение

контактного винта ППР, винт вывернут;

— если наружная температура установилась ус­тойчиво на уровне 0°С и ниже, ППР должен на­ходиться в положении ЗИМА (3) — правое крайнее положение винта ППР, винт ввернут.

Уровень регулируемого напряжения генератора в положении ППР ЛЕТО при токе нагрузки 20 А, частоте вращения (3500+200) мин -1 , температуре ок­ружающей среды (25+10)°C и выключенной аккуму­ляторной

батарее должен находиться в пределах 27. 28 В, а в положении ППР ЗИМА — 28,8. 30,2 В.

Ремонт

Для снятия генератора отключите массу акку­муляторных батарей, поднимите кабину и отсое­дините выводы “+”, “—”, В. Ослабьте стяжной болт разрезной опоры кронштейна генератора, затем от­верните гайку шпильки крепления генератора к кронштейну, выверните болт крепления генератора к натяжной планке и снимите генератор.

Для установки генератора на кронштейне вставьте палец генератора в разрезную опору, а шпильку кронштейна — в отверстие передней крышки гене­ратора, наденьте пружинную шайбу и наверните от руки гайку на шпильку. Установите приводные рем­ни на шкив генератора, обеспечив совпадение осей ручьев шкива генератора и шкива двигателя в преде­лах ±1 мм. Совпадение осей обеспечьте перемеще­нием генератора. Наденьте пружинную шайбу на болт крепления генератора к натяжной планке, со­вместите отверстия планки и крышки генератора и вверните болт, установив требуемое натяжение при­водных ремней перемещением генератора.

Затяните болт крепления генератора к планке, заверните гайку крепления генератора к шпильке кронштейна и затяните стяжной болт разрезной опоры генератора. Для исключения поломки крон­штейнов

генератора соблюдайте изложенный поря­док затяжки крепежных соединений.

Присоедините выводы “—”, “+” и В.

При ремонте генератора устранять неисправности рекомендуется заменой поврежденных деталей и сборочных единиц, причем для этого не всегда необходимо полностью разбирать генератор. До­пускается

ремонт отдельных деталей.

Для разборки генератора:

— выверните болты крепления щеткодержателя к крышке и снимите щеткодержатель в сборе с регуля­тором напряжения;

— выверните винты крепления крышки шари­коподшипника;

— выверните стяжные винты крепления крышки генератора;

— снимите крышку со стороны контактных колец вместе со статором;

— отсоедините фазные выводы обмотки статора от выводов выпрямительного блока и отделите статор;

— отверните гайку крепления шкива, предва­рительно закрепив ротор за один из полюсов или придерживая его гаечным ключом, и снимите шкив;

— снимите вентилятор, удалите из канавки сег­ментную шпонку и снимите упорную втулку;

— снимите крышку со стороны привода вместе с шарикоподшипником с вала ротора с помощью специального съемника (рис. 339), используя для этой цели резьбовые отверстия в крышке;


Рис. 339. Съемник

— снимите с вала шариковый подшипник;

— с крышки со стороны контактных колец сни­мите выпрямительный блок.

После разборки очистите от грязи детали и сбо­рочные единицы генератора, металлические, кроме подшипников и сборочных единиц, содержащих обмотки, изоляционные детали и полупроводнико­вые приборы, обезжирьте, промойте бензином и высушите, а остальные протрите ветошью, смочен­ной бензином. Осмотрите и замените детали, имею­щие механические повреждения. Не допускаются на шкиве трещины, проходящие через отверстие, износ отверстия более 17,02 мм и сколы кромок шкива более 2 мм. Проверьте износ канавки шкива под ремень.

Шкив допускается к установке, если при уста­новке в канавку контрольных роликов диаметром 14 мм диаметр, замеренный по роликам, не менее 83,5 мм (см. рис. 338).

Погнутость лопастей вентилятора устраните прав­кой и рихтовкой.

При износе или овальности отверстия в крон­штейне крепления крышки со стороны контактных колец и крышки со стороны привода более 10,3 мм рассверлите отверстие.

Изношенное посадочное отверстие под подшипник в крышке со стороны контактных колец до диаметра более 35,02 мм, а в крышке со стороны привода — более 47,05 мм обработайте до размера 38,0. 38,05 мм и 50,00. 50,05 мм соответственно и затем запрессуйте ремонтное кольцо с сохранением в нем прежнего посадочного размера под подшипник.

При сборке генератора для обеспечения сооснос­ти отверстий крепления генератора на двигателе перед сборкой вставьте в них плотно входящий стержень. После закрепления стяжных болтов уда­лите стержень.

После сборки проверьте от руки легкость вра­щения вала и техническое состояние генератора.

Проверка обмотки возбуждения ротора. Исправность обмотки проверяйте тестером (омметром), при этом следите за надежностью контакта наконечников из­мерительных проводов прибора с контактными коль­цами ротора. Величина сопротивления должна соот­ветствовать значению, указанному в технической характеристике генератора, если обмотка не имеет короткозамкнутых витков. Если в обмотке имеется обрыв, то стрелка омметра не отклоняется. Исправ­ность обмотки и надежность прилегания щеток к контактным кольцам можно проверить на стенде, не разбирая генератор. Схема проверки изображена на рис. 340. При напряжении источника питания по­стоянного тока 28 В, подсоединенного к штекерам обмотки, величина потребляемого тока не должна превышать значения, указанного в технической ха­рактеристике генератора. Если в обмотке имеется обрыв, ÒÎ стрелка амперметра не отклонится.

Замыкание обмотки возбуждения на массу оп­ределяйте контрольной лампой или вольтметром под напряжением 220 . 250 В. Если в течение 1 мин тока не будет, то изоляция обмотки исправна.

Если в обмотке возбуждения обнаружен обрыв, осмотрите места пайки концов обмотки к контакт­ным кольцам и в случае распайки восстановите


Рис. 340. Схема соединений при проверке технического состояния генератора

нарушенное соединение. Если обрыв внутри обмот­ки или обнаружено межвитковое замыкание или замыкание обмотки на массу, замените ротор.

Обмотку статора проверяйте отдельно, после раз­борки генератора, с отсоединенными от выпря­мительного блока выводами обмотки.

Для определения обрыва в фазной обмотке ста­тора поочередно соединяйте по две фазы обмотки к тестеру (омметру) или через контрольную лампу к источнику-тока напряжением 12 . 30 В. В случае обрыва какой-либо из обмоток при соединении ее с выводами двух других стрелка тестера (омметра) не отклоняется, а контрольная лампа не горит. При исправной обмотке фазы показания омметра долж­ны соответствовать значениям, указанным в техни­ческой характеристике.

Межвитковое замыкание обмотки статора про­веряйте портативным дефектоскопом модели ПДО-1.

Замыкание обмотки статора на массу вследствие механического или теплового повреждения изоляции обмотки или выводов проверяйте контрольной лам­пой под напряжением 220. 250 В включением одного проводника на сердечник статора, а другого — на один из выводов обмотки. Если лампа не загорится, замыкание отсутствует.

Проверьте состояние изоляции проводов обмот­ки, изоляция не должна иметь следов перегрева.

При обрыве фазного вывода от наконечника, отмотайте один-два витка обмотки, установите изо­ляционную трубу и спрессуйте или припаяйте на­конечник.

Проверка технического состояния генератора. При­чиной отказов в работе генераторной установки могут быть неисправности генератора, регулятора напряжения или же нарушения электрического кон­такта в цепи системы электроснабжения. Поэтому, прежде чем приступить к проверке, убедитесь в надежности электрического контакта проводов на выводах генератора, регулятора напряжения, в со­единительных колодках между пучками проводов и в исправности реле отключения обмотки возбужде­ния генератора (см. электрофакельное устройство). Проверьте с помощью контрольной лампы наличие тока в цепи возбуждения.

Проверку технического состояния выполняйте на стенде, позволяющем изменять частоту вращения ротора генератора, токовую нагрузку и проводить измерения напряжения, тока и частоты вращения ротора генератора.

Питание обмотки возбуждения осуществляйте от источника постоянного тока. Ве­личина напряжения питания 28 V. Схема соедине­ний при проверке технического состояния генерато­ра изображена на рис. 270.

Измерительные приборы подбирайте так, чтобы измеряемые значения находились в пределах 30. 95 % шкалы. Прибор для измерения величины тока дол­жен иметь класс точности не ниже 1,5, а напряже­ния — 1,0.

Для проверки шоколадки понадобится цифровой вольтметр, регулируемый блок питания (20. 30В) с током нагрузки ампер на 5. Еще пригодится лампочка на 24В, мощностью несколько Вт, величина мощности непринципиальна, но лучше взять лампочку послабее (причину объясню ниже) .
Дальше нужно внимательно посмотреть на генератор и шоколадку и посмотреть куда какие контакты подключаются.
К выводам щеток подключаем лампочку.
Минус блока питания подключаем к массовому выводу шоколадки.
Плюс блока питания подключаем к тому выводу шоколадки, который соединяется с плюсовым выводом выпрямителя генератора.
Вольтметр подключаем к плюсу и минусу блока питания.
Включаем блок питания и изменяем его выходное напряжение от 20В до 30В. В какой-то момент при увеличении напряжения лампочка должна погаснуть. Обычно это напряжение указано на корпусе шоколадки. Это напряжение и есть выходное напряжение генератора. Если лампочка не гаснет при во всем диапазоне напряжений, то такой регулятор может вскипятить аккум, если лампочка не горит, то соответственно зарядка аккума не идет. При измерении напряжения выключения обмотки возбуждения (лампочки) нужно учитывать, что при погасании лампочки нагрузка на блок питания уменьшается (чем меньше мощность лампочки, тем меньше изменение нагрузки блока питания) и его выходное напряжение может увеличиваться скачком, при этом трудно уловить точное значение напряжения на вольтметре. При уменьшении напряжения лампочка должна загораться.

Стенд для проверки генераторов СКИФ-1-04/220

Роликовый стенд LPS 3000 LKW - 660 кВт для проверки характеристик автомобилей с осевой нагрузкой 15.0 т.

100%

Стенд проверки генераторов и стартеров Скиф-1-05

Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками (М12хМ12, М12хМ14)

Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками (М12хМ12, М12хМ14)

100%

Стенд для проверки электрооборудования легковых автомобилей BANCHETTO JUNIOR INVERTER

100%

Стенд К245М для проверки пневмооборудования

Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками (М12хМ12, М12хМ14)

Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками (М12хМ12, М12хМ14)

96%

Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками (М12хМ12, М12хМ14)

Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками (М12хМ12, М12хМ14)

90%

Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками (М12хМ12, М12хМ14)

Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками (М12хМ12, М12хМ14)

Стенд проверки генераторов и стартеров Скиф-1-05А

Стенд проверки генераторов Скиф-1-04А

Компьютерный тормозной стенд для проверки полноприводных авто макс. до 8т MAHA MBT 3250

100%

Стенд для проверки электрооборудования легковых автомобилей BANCHETTO PROFI INVERTER

100%

Стенд для проверки автомобильных жгутов Sovtest STC-1000

Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками (М12хМ12, М12хМ14)

Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками (М12хМ12, М12хМ14)

90%

Компьютерный тормозной стенд для проверки полноприводных авто макс. до 8т MAHA MBT 3250

100%

Стенд проверки генераторов Скиф-1-04

Стенд для проверки ТНВД 7,5-11kw Длинная база

Стенд проверки генераторов и стартеров Скиф-1-05

Стенд для проверки дизельных форсунок Forsage F-01M0098 с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками

Стенд для проверки дизельных форсунок Forsage F-01M0098 с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками

Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками Rock FORCE RF-905G13

Стенд для проверки дизельных форсунок с манометром и резьбовыми адаптерами-переходниками Rock FORCE RF-905G13

Прежде чем начать ремонтировать генератор его диагностируют. Осматривают снаружи на наличие видимых повреждений, трещин на крышке, или проверяют заедание вала при прокручивании в подшипниковом узле. Если слышен шелест или скрежет, генератор разбирают – причина явная и кроется в неисправных подшипниках. Если наружный осмотр не показал видимого дефекта – генератор проверяют на диагностическом лабораторном стенде

Диагностический стенда Э250М.jpg

Рис. №1.Диагностический стенд Э240М

Что проверяет диагностический стенд

Стандартный диагностический стенд, используемый в автомастерских и на СТО, на основе, которых выполняют самодельные стенды – СКИФ-1-0,1 и стенд Э240М, прочие модели.

С помощью стенда проверяют:

    1. Технические параметры генератора – переменный и постоянный ток с напряжением от 12 до 24 В и мощностью до 3 кВт в режиме холостого хода или под нагрузкой до 1,2 кВт.
    2. Характеристики и измерение реле-регуляторов генератора.
    3. Параметры стартеров напряжением от 12 до 24 В и нагрузкой до 9 кВт на холостом ходу.
    4. Работоспособность коммутационных реле и реле-регуляторов.
    5. Характеристики любых других электродвигателей для вспомогательных механизмов автомобиля.
    6. Исправность диодов и других полупроводников.
    7. Измерение сопротивлений.

    Из чего состоит диагностический стенд

    Источник питания служит для выработки напряжения постоянного тока. Электрическая схема измерения целостности изоляции построена на основе ограничительных резисторов и тиратрона.

    Для измерения сопротивления постоянному току служит омметр. Частоту вращения измеряет тахометр. Измерение силы тока выполняется амперметром через шунты, предел измерения до 1000 А

    Вольтметр измеряет напряжение, состоит из измерительного прибора и добавочных резисторов. Измеритель крутящего момента состоит преобразователя тормозного усилия, переключателей и измерительного прибора.

    Нагрузка генераторов изменяется плавно с помощью реостатов. Переключатель измеряет ступенчатую регулировку силы тока нагрузки генераторов.

    Схема подключения генератора

    Генератор приводится во вращение с частотой до 3000 об/мин. Выключатель SA2 выключен, SA1 – включен. Контрольная лампа, когда генератор находится в возбужденном состоянии погаснет, а вольтметр покажет напряжение выше напряжения аккумуляторной батареи. Амперметр покажет зарядный ток. При отсутствии возбуждения проверим целостность щеток и контактных колец. В случае исправного состояния генератора рекомендуем поставить заведомо исправный реле-регулятор и снова проверить генератор на стенде. В том случае, если произойдет возбуждение и генератор заработает, значит, реле-регулятор подлежит замене.

    схема диагностики генератора на стенде.jpg

    Рис. №2. Схема подключения генератора

    В процесс испытания входит измерение:

    • Токоскоростной характеристики на соответствие паспортным данным.
    • КПД по точкам токоскоростной характеристики.
    • Проверяют параметры частоты самовозбуждения.

    токоскоростная характеристика.jpg

    Рис. №3. Токоскоростная характеристика и КПД по точкам токоскоростной характеристики

    Частота самовозбуждения зависит от частоты вращения двигателя. Характеристика КПД зависит от конструкции генератора, толщины статорных пластин, диаметра контактных колец, сопротивления обмоток, подшипников и мощности генератора. Чем мощнее генератор, тем выше КПД.

    Регулируемое выходное напряжение, которое зависит от тока нагрузки, частоты вращения и температуры и коэффициента термокомпенсации. Коэффициент изменяется от напряжения и от температуры воздуха.

    Перед ремонтом на стенде заранее определяем неисправности генератора, проверяем работу диодного выпрямительного моста.

    Для проверки работы выпрямителя используем осциллограф.

    Осциллограмму наблюдают при отключенном аккумуляторе и токе нагрузки от 5 до 15 А. При частоте вращения 2900 – 5000 об. мин.

    осциллограмма генератора.jpg


    Рис. №4. Осциллограмма: а) при рабочем диодном выпрямительном блоке; б) при не исправных диодах

    Порядок проверки генератора на диагностическом стенде

    Проверку выполняют в два этапа:

      1. Без нагрузки – величина напряжения, измеренная на выводах обмотки возбуждения не должна превышать величину, указанную в паспортных характеристиках. Все показатели должны отвечать нормам и условиям.
      2. Проверка под нагрузкой. Исправный генератор при замере напряжения на обмотке возбуждения во время максимальной нагрузки не превысит значение, указанное в паспорте устройстве.

      Если условия проверки не отвечают заданным – проверяем отдельные узлы и элементы конструкции.

      схема подключения генератора к испытателоьному стенду.jpg

      Рис. №5. Схема подключения генератора переменного тока во время проверки в режиме холостого хода и под нагрузкой с обмоткой возбуждения, соединенной одним выводом с корпусом генератора

      Диагностика реле-регулятора

      В процессе диагностики генератора проверяем работоспособность реле-регулятора. На некоторых иномарках реле-регулятор сделан выносным, например, Додж и Крайслер могут подключаться для проверки на стенде с отечественным реле.

      Проверка реле-регулятора на стенде выполняется по заданной схеме.

      схема проверки реле-регулятора.jpg

      Рис. №6. Схема проверки реле-регулятора напряжения. Маркировка выводов может быть другой.

      определение неисправностей реле регулятора.jpg

      Рис. №7.Таблица неисправностей регулятора напряжения

      Реле-регулятор на стенде подключается аналогично подключению к генератору.

      Читайте также: