Стук клапанов приора 16 клапанов

Обновлено: 05.07.2024


Гидрокомпенсаторы – это важные элементы двигателя Приоры, которые осуществляют автоматическую регулировку клапанов. При их отсутствии клапана нуждались бы в регулировке после каждых 30 тысяч пробега (зависит от стиля езды и прочих условий). Если они начали стучать, то это далеко не всегда свидетельствует о неисправности.

Основы устройства и функционирования гидравлического компенсатора


Конфигурация

Идея автоматического регулирования тепловых зазоров может быть реализована в двух вариантах: обычный гидротолкатель и гидроопора. Последняя применяется в модулях газораспределения с коромыслами. На Lada Priora в шестнадцатиклапанной версии впуск и выпуск оснащены индивидуальными распредвалами. Оптимальным решением для такой компоновки является применение гидравлического толкателя.

Приоровский гидрокомпенсатор на 126 двигателе состоит из таких частей:

  • Плунжерная пара, включающая цилиндрическую обойму и поршень с шариковым клапаном.
  • Наружный корпус – толкатель.
  • Система пазов и отверстий для маслоснабжения.

Принцип работы

Маслосостав поступает во внутреннюю полость поршня и, преодолевая сопротивление пружины, отталкивает шарик для заполнения замкнутого цилиндра. Заполняя гильзу, масло выдавливает поршенек наружу и гидротолкатель упирается в кулачок. Далее происходит запирание шарикового клапана и сборочная единица работает как обычный толкатель на моторах с регулируемым клапанным механизмом.


Шумы на горячую

Постукивание на горячую носит более системный характер. Оно наблюдается уже при работе уже прогретого двигателя. Причина возникновения таких периодических звуков – увеличившийся зазор между гильзой гидрокомпенсатора и плунжером. Он возникает онпо следующим причинам:

В этих случаях может потребоваться замена самого гидрокомпенсатора, масляного фильтра, масла или очистка масляных каналов.

В отличие от постукивания на холодную, в данной ситуации игнорировать эту неисправность не рекомендуется.

Причины неполадок

Четко различаются стуки на холодном агрегате, и когда мотор уже разогретый. Причины стука холодного такие:

  1. Он может быть вызван чересчур густым маслом, которое не разогрето, поэтому плохо закачивается в полость компенсатора. Это происходит слишком медленно на холодную, и возникает стук.
  2. Если забился грязью клапан или магистраль компенсатора. Такое загрязнение получается обычно когда масло имеет низкое качество, либо когда пропущена своевременная смена масла. Засор может возникнуть из-за появления стружки и прочих продуктов износа элементов мотора.
  3. Заклинивший плунжер компенсатора. Случается такое по причине попадания абразивного мусора в масло, либо естественный износ детали.
  4. Недостаток масла в моторе, его просто не хватает для нормальной работы.


Теперь рассмотрим причины стуков на горячую приора:

  1. Заклинившая пара гидрокомпенсатора, по причине загрязнения либо износа. Появившиеся задиры блокируют движение плунжера. Зазор не компенсируется при этом и появляются стуки. Такой стук будет слышен и при холодном и при горячем движке.
  2. Низкая вязкость разогретого масла. Когда смазка слишком жидкая, она успевает вытекать быстрее, чем её в компенсатор нагнетает насос. Вытекающее масло не дает раздвижения цилиндру и зазоры не компенсируются. Причина – некачественное масло, или ошибка самого хозяина с вязкостью смазки.
  3. Произошло вспенивание масла по причине его слишком большого количества, попадания в него воды, либо плохого качества.
  4. Проблемы с распределительным валом.


Услышали такие звуки, сразу проверяйте уровень и цвет масла. Высокий или низкий уровень подгоните до нормального, это может решить проблему. По цвету масла можно понять степень загрязненности, и вспомнить, что пропустили его замену. Масло смешанное с водой становится серым или ржавым, это будет заметно на щупе.

Подробная диагностика гидравлических компенсаторов на Lada Priora

Порой для фиксации причин стучащих гидрокомпенсаторов на 16 клапанном двигателе Лада Приора одного теплового состояния мотора недостаточно. Комплекс же испытаний позволяет более точно установить фактор, из-за которого возникает посторонний шум.

Диагностируем состояние

Одной из частых жалоб является стук и на холодную, и на горячую. Однако с повышением оборотов симптом пропадает. Актуален один из вариантов:

  1. Износ или повреждение шарикового клапана. Без замены гидрокомпенсатора не обойтись.
  2. Загрязнение внутренностей ГК продуктами износа вследствие выбора неправильной смазки или несвоевременной ее замены. Промывка внутренностей и смена маслосостава на кондиционный устраняет неисправность.

Если цокот проявляется только на горячей силовой установке и пропадает на высоких оборотах, а на остывшем агрегате посторонних звуков не наблюдается в любом режиме – износилась плунжерная пара. Гидрокомпенсатор подлежит замене в сборе.

Стук наблюдается только на высоких оборотах при любом тепловом состоянии, а на холостых – тишина, проблема с уровнем масла или в системе засасывания малоэмульсии. Выходить за пределы крайних меток на щупе не рекомендуется, ездить с поврежденным маслоприемником – тоже. Восстановление допустимого уровня разрешает задачу.

Определяем источник стука

Бывает так, что из подкапотного пространства доносится стук. Только водитель не сразу может понять, в чем именно причина и кто является источником этого шума. Не стоит сразу же винить клапана, поскольку не одни они способны издавать стуки.

Начинающему автомобилисту довольно сложно при отсутствии опыта эксплуатации и ремонта авто тут же определить, какая именно поломка или неисправность спровоцировала возникновение шумов и стуков. Нехарактерные для исправного двигателя звуки могут издавать подшипники, ремень, коленвал и непосредственно сами клапана. Причем в последнем случае мы слышим достаточно четкий и легко уловимый на слух звук, сопровождающийся металлическим стуком. И доносится он со стороны газораспределительного механизма.

Еще одной характерной особенностью клапанного стука является то, что он не прекращается, в зависимости от оборотов. То есть стук сохранятся, когда двигатель работает на малых оборотах, а также когда водитель, путем нажатия на педаль газа, увеличивает обороты ДВС.


Обычный водитель вряд ли сумеет просто на слух определить, что вышел из строя клапан.

Но все же самостоятельная диагностика является вполне возможной. Для этого нужно сделать следующее:

  • открыть капот;
  • открутить заглушку, через которую заливается моторное масла;
  • оставить двигатель в рабочем состоянии;
  • прислушаться;
  • если шум нарастает, вина в клапанах;
  • либо взять стетоскоп;
  • приложить инструмент к зоне, откуда исходит шум;
  • прислушаться;
  • сделать соответствующие выводы.

Это лишь примерная схема, как определить поломку и поставить диагноз практически в полевых условиях. Разумеется, зачастую правильнее всего будет обратиться в автосервис и пройти комплексную диагностику. Шутить с неисправными клапанами нельзя.


В качестве последствий вы можете столкнуться с поломкой самих клапанов, нарушением работы ГРМ, повышенным расходом топлива и масла, потерей мощности и даже выходом из строя самого двигателя.

Чем дольше вы игнорируете проблему, тем тяжелее и дороже могут в итоге оказаться последствия. Если при прогреве или при разгоне авто услышали металлический стук, отправляйтесь в гараж или СТО. Не затягивайте с диагностикой.

Из-за чего сыр-бор

Для начала распишем возможные причины, из-за которых обычно стучат гидрокомпенсаторы. Все они бывают двух видов: связанные с устройством самого узла, либо зависящие от подачи масла из остальной части мотора. Итак, перечислим сначала первые, затем вторые. Неисправности плунжерного механизма:

  • износ, дефект поверхностей деталей узла;
  • заклинивание клапана подачи масла;
  • загрязнение, либо налет на деталях.


Также узнайте почему стучат клапана и про замену передних амортизаторов.

Далее, перебои второго типа, когда стучат клапанные гидрокомпенсаторы из-за плохой подачи масла из мотора:

  • попадание воздуха или грязи в масляный канал;
  • засор масляного фильтра;
  • плохая работа масляного насоса;
  • нарушение свойств масла.

Следствием всего этого является стук, подобный известному клапанному постукиванию. Это четкий металлический звук средней частоты. Как стучат в автомобиле гидрокомпенсаторы, можно также понять по видео из интернета.

Также автолюбители часто сталкиваются с появлением пресловутого стука либо только у горячего двигателя, либо только у холодного. Попробуем дифференцировать предпосылки звуков по этим двум типам.

Если гидрокомпенсаторы (ГК) стучат, что называется, на холодную – корни этого явления таковы.

  1. Клапан у одного или у нескольких узлов не держит, масло вытекает, ГК завоздушен. Но при прогреве масло вытесняет воздух, звук пропадает.
  2. Канал подачи масла к узлу забился. По мере прогрева засор растворился в масле.
  3. На улице мороз, масло мотора замерзло. Это одна из главных безопасных причин, при которых на холодном двигателе порой возникает проблема.
  4. Засорился масляный фильтр. На горячем двигателе все-таки ситуация улучшилась.

Таковы причины, почему стучат, но недолго, гидрокомпенсаторы сразу после запуска мотора.

Если же гидрокомпенсаторы стучат потом на горячую, предпосылки этого явления следующие.

  1. Некачественное масло.
  2. Частички грязи при прогреве сдвинулись и закупорили каналы для масляной среды.
  3. Слишком засорен фильтр двигателя.
  4. Масло переполнено примесью воздуха, горячий мотор это усугубляет.
  5. Износ узла или его гнезда.
  6. Иные проблемы внутри узла.

Как видим, здесь все сложнее.

Как поступить

Главное, не паниковать, когда стучит гидрокомпенсатор, а что делать – неясно. Нужно искать истину, анализировать все варианты. Для наглядности разберем типичный пример: автолюбитель жалуется, что шумят гидрокомпенсаторы у ВАЗ 2112 с 16-ю клапанами. Первоначально стоит попробовать произвести замену масла двигателя. Если не помогло, двигаемся дальше. Посмотрим, что еще можно сделать.



Под рукой надо иметь:

  • специальный масляный штуцер;
  • набор головок с воротком.

Если есть уверенность, что масляный фильтр новый, что маслоприемник чистый, что марка (вязкость) масла при его замене не менялась, что сама масляная среда свежая, тогда необходимо добраться до беспокоящих нас узлов.

  1. Снимаем крышку головки блока цилиндров, откручивая болты.
  2. Проверяем, почему стучат в авто гидрокомпенсаторы, как на холодную, так и на горячую. А именно – щупаем, может, часть из них сухие? Если да, то нужно прочистить каналы.
  3. Для этого вместо датчика масла вставляем штуцер.
  4. Подаем под давлением жидкое инструментальное масло.
  5. После этого меняем масляную среду в системе.

Подобным образом можно действовать, когда, скажем, на другом похожем авто – Приоре – также идет стук из гидрокомпенсаторов.

Но, предположим, описанные манипуляции оказались бесполезными. Почему тогда стучат в автомобиле гидрокомпенсаторы на той же Приоре? Что делать? Выходит, проблема глубже – есть дефекты у самих изделий. Необходима их замена, либо тщательная промывка со снятием каждого. Как это сделать на примере Приоры, распишем ниже.

  • ключи, головки;
  • отвертки;
  • герметик автомобильный;
  • магнит.
  1. Отсоединяем клеммы аккумулятора, провода форсунок, а также свечей.
  2. Демонтируем впускной коллектор, кроме того, демонтируем кронштейн масляного щупа вместе со щупом.
  3. Снимаем кожухи ремня ГРМ, сам ремень, а также шестерни валов.
  4. Демонтируем крышку распредвалов, кроме того, снимаем корпус подшипников.
  5. Пометив, извлекаем распределительные валы.
  6. Нам открылся доступ к нашим изделиям. Стучит именно тот неисправный узел, который при легком нажатии пальцами будет легко перемещаться.
  7. Магнитом достаем каждый компенсирующий узел, при необходимости устанавливаем новый, либо перебираем с промывкой старый.
  8. Сборку производим по пути назад. Устанавливая крышку головки блока, промазываем автомобильным герметиком поверхности стыковки, а также обязательно прилаживаем новую прокладку.


Подобным образом можно поступить, если проблема с гидрокомпенсаторами на другом авто – Шевроле Нива. Только там их придется откручивать, а новые заворачивать исключительно специальным динамометрическим ключом, иначе не избежать неправильной затяжки и новых проблем! К тому же, у клапанного механизма этого авто необходимо будет демонтировать так называемые рокеры, передающие усилия клапанам.

Сколько придется заплатить

Ну а сколько придется заплатить за эту операцию мастерам СТО? Для ответа мы приводим здесь таблицу примерной стоимости процедуры по крупным городам РФ.

ГородСтоимость
Москва3200 руб.
С-Петербург2500 руб.
Екатеринбург2200 руб.
Самара1900 руб.
Новосибирск2100 руб.

Можно видеть, что операция не из дешевых. Правда, здесь указаны ценники для иномарок, у ВАЗ получится процентов на двадцать меньше.


Выше мы разобрали несколько нюансов, связанных с клапанным механизмом автомобиля, где зазоры регулируются специальными изделиями, которым, собственно, посвящалась статья. Теперь, если автолюбителя побеспокоит вопрос, почему стучат в машине гидрокомпенсаторы на холодную, скажем, на Приоре – он уже примерно будет знать, какой избрать путь поиска неполадок.

Читать еще: 4. Электродвигатель омывателя лобового стекла. Проверка технического состояния, Снятие, Установка

Сколько стоят гидрокомпенсаторы на Приору



Работа по замене ГК стоит около 4000 р. При этом в Москве и других городах сумма ремонта может отличаться. Также опытные автомобилисты рекомендуют предварительно купить запчасти в проверенном магазине и принести их мастеру.

Заменить гидрокомпенсаторы Лада Приора можно и самостоятельно. Для этого не потребуется сложных инструментов или углубленных познаний машиностроения. При неуверенности в собственных силах также можно обратиться за квалифицированной помощью на СТО.

Проверка гидрокомпенсаторов

Проверьте состояние пружины и измерьте зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками. При необходимости устраните увеличенные зазоры. Затем:

  1. Проверните коленвал так, чтобы клапан, который стучит начал приоткрываться.
  2. Немного поверните пружину, вместе с ней повернется клапан.
  3. Запустите двигатель. Если стук не исчезнет, повторите операции 1 и 2.
  4. Если стук клапанов остался, значит гидрокомпенсатор неисправен.

Замена гидрокомпенсаторов на ВАЗ-2110, 2111, 2112

Гидрокомпенсаторы (гидротолкатели) клапанов служат для автоматической регулировки тепловых клапанных зазоров. По сути, они являются своеобразными прокладками между кулачками распредвала и клапанами, способными изменять свою толщину.

Их применение в двигателе позволяет не производить систематическую настройку тепловых зазоров.

Конструкция гидрокомпенсатора состоит из корпуса в форме цилиндра и плунжера, включающего втулку, шариковый клапан и пружину.

Принцип его работы следующий. Когда кулачок поворачивается тупой стороной к толкателю, между ними возникает зазор. В это время подпружиненный плунжер поднимается вверх, перекрывая его, а масло через канал, с шариковым клапаном поступает в полость плунжера.

Поворачиваясь другой стороной, кулачок нажимает на толкатель, направляя его вниз. Клапан при этом закрывается шариком. Таким образом плунжер передает усилие кулачка непосредственно на клапан.

Неисправности гидрокомпенсаторов

Основным показателем выхода гидрокомпенсаторов из строя является их характерный стук. Именно он сигнализирует о том, что пришло время для замены. Причин этому может быть несколько:

Если гидротолкатели пришли в негодность, отработав положенный срок, значит, автовладелец уделил максимум внимания двигателю.

Но два других случая – это следствие использования некачественного, несоответствующего масла, его несвоевременной замены, неисправностей масляного насоса или других элементов системы смазки.

Гидрокомпенсатор будет работать идеально, лишь, когда его внутреннее пространство будет полностью заполнено маслом. В противном случае динамические нагрузки постепенно его разрушат и они начинают стучать.

Стоимость комплекта гидрокомпенсаторов и работы по их замене

Гидрокомпенсаторы целесообразно покупать и менять не по одному, а комплектом. Цена комплекта для шестнадцатиклапанных двигателей ВАЗ 2112 составляет примерно 2200 рублей, чтобы не нарваться на брак, проверйте каждый гидрокомпенсатор.

Диагностика свечей по налету

Читайте также: