Стук в двигателе на холостых на ваз

Обновлено: 05.07.2024

Стук в двигателе – страшный сон многих автовладельцев. К счастью, он не всегда означает капитальный ремонт двс.

Мотор автомобиля достаточно сложный по своему строению элемент, который включает в себя множество различных систем.

Двс современных автомобилей технологичны и обладают высокими КПД. Каждый производитель внедряет туда свои идеи и технологии, которые направлены на большую экологичность, меньший расход топлива, улучшенную динамику. Не всегда эти технологии могут быть во благо. Иногда они могут доставить владельцу данного агрегата очень много головной боли, и денежных затрат, не говоря уж про потраченное время и нервы.

Современные моторы очень сложные, и их не так-то просто отремонтировать в случае поломки. Практически все поломки имеют свои предпосылки, по которым можно определить, что скоро выйдет из строя та или иная деталь. Данные предпосылки мы и попробуем исследовать.

Одной из основных предпосылок, которая говорит что ДВС нужно ремонтировать, явлется стук двс.

Стук может проявляться в различных ситуациях по разному. Чаще всего это выражается на прогретом автомобиле, на холостом ходу, при увеличении рабочих оборотов, при поднятии нагрузки и при работе на холодную.

Причины стука в двигателе на горячую

Низкое давление масла.

При работе на холостом ходу, прогретый двигатель может издавать стук. Чаще всего это стук поршня. Данный стук чаще всего связан с низким давлением масла. Давление масла может быть низкое по двум причинам.

  1. Стучит поршень из-за неисправного или забитого масляного насоса.
  2. Увеличен тепловой зазор в шатунных либо коренных вкладышах.

Что касается масляного насоса, то иногда помогает промывка двигателя, но чаще всего спасает только замена или ремонт.

Если у Вас появляется стук в двигателе на горячую, и мигает лампочка давление масла на холостых оборотах, то рекомендуется не затягивать с выявлением и ремонтом данной проблемы, потому что низкое давление чревато масляным голоданием двигателя.

Низкое давление масла

Стук на высоких оборотах.

Причиной при которой появляется стук в моторе на повышенных оборотах является детонация. Детонация это процесс сгорания топливной смеси в цилиндре раньше положенного. Как заложено в принципах работы любого автомобильного ДВС, вся работа основана на 4-х тактах. Воспламенение топливо должно происходить, строго в определенный момент времени. Иногда, воспламенение происходит раньше времени, то есть до того момента когда на свече появится искра. В этот момент возникает детонация и как следствие стучит мотор на повышенных оборотах при нагрузке.

Детонация, может возникать по нескольким причинам

  • низкое октановое число топлива
  • раннее зажигание
  • неподходящие свечи зажигания
  • сильный нагар в цилиндрах

Детанция это главный враг двигателя, а в особенности двигателя с турбиной.

Как определить детонацию?

Если у вас появился стук в двигателе который выражается звонким и звенящем звуком при наборе оборотов, то это детонация. Появляется он при раскручивании мотора, и при больших нагрузках на него. Случаи когда возникает детонация:

  • При разгоне(на повышенных оборотах)
  • При подъеме в гору или при движении с большим грузом
  • Когда включена слишком высокая передача, не соответствующая текущей скорости

Стук в двигателе на холодную.

Если данный симптом наблюдается на автомобиле, значит какие-либо тепловые зазоры нарушены.

Стучит распредвал

Стук в двигателе на холодную будет появляться на первых секундах работы при значительной выработке на распределительном валу.

С попаданием масла на распределительный вал, стук будет становиться меньше и в конечном итоге вовсе исчезнет. При сильном износе, стук может продолжаться довольно длительное время, и прекратится лишь после прогрева. Локально его можно будет услышать в верхней части мотора.

Выработка распредвала

Основные причины появления стуков в двигателя из-за износа распределительного вала:

  • Некачественное масло
  • Несвоевременная замена масла
  • Маслянное голодание
  • Наличие вредных присадок

При изношенном распредвале, велика вероятность снижения компрессии в двигателе, особенно это актуально для моторов оснащенными гидрокомпенсаторами.

По признакам описанном выше, можно лишь косвенно предположить, что распредвал не в порядке. Для того чтобы более точно это узнать, нужно снимать верхнюю крышку двигателя и визуально осматривать и проверять наличие выработки на распределительном валу.

Неисправен коленвал

Данный симптом, уже не такой радостный. Если распредвал можно без проблем заменить, не снимая мотор, то тут скорее всего нужно будет делать капитальный ремонт.

Дело в том что глухой стук двигателя на холодную, чаще всего говорит о том, что это стук коленвала и вероятно у него есть износ. Стучать могут подшипники коленвала, а может и сам коленвал из-за увеличения тепловых зазоров в коренных и шатунных вкладышах. Возможен так же стук шатуна у которого провернуло вкладыши.

Если в первом случае можно будет заменить подшипники, то в случае если стучит шатун последствия могут быть более серьезными, и если запустить можно попасть на расточку или замену коленвала.

Важно отметить, что при появлении любого стука в двс, нужно обязательно провести комплексную диагностику и выяснить причину. В противном случае, можно попасть на большую сумму денег за ремонт ДВС или же его замену.

Другие причины стука в двигателе

  • Неисправные гидрокомпенсаторы. Данное устройство предназначено для регулировки теплового зазора между кулачком распредвала и толкателем клапана засчет давления масла. Нередко гидрокомпенсаторы выходят из строя, и начинают стучать. Стучать они могут в двигателе на холодную или на горячую.
  • Неисправность системы изменения фаз газораспределения. На различных автомобиля, данная система очень часто выносит мозг своим владельцам(например легендарные ваносы БМВ).
  • Стук навесного оборудования. Возможен будет стук или даже свист какого-либо узла навесного оборудования двигателя. Например помпы, или компрессора кондиционера, либо роликовый натяжитель.
  • Клапан ЕГР. На некоторых автомобилях, на холодную можно услышать стрекот клапана ЕГР. Как правило это не критично.
  • Растянутая цепь. Стук двигателя на холостых оборотах будет проявляться при растянутой цепи. Основное преимущество цепи перед ремнем ГРМ это ее долговечность. Но это не значит, что она может ходить вечно. На некоторых брендовых иномарках (преимущественно немецких), цепь может растягиваться к 50-60 т.км пробега. Если цепь растянута, она так же будет издавать металлический стук, если двигатель бензиновый, то с растянутой цепью, его работа будет похожа на работу дизельного двигателя.

Это далеко не все причины стука двигателя, Потому что сейчас каждый производитель делает двигатель по своей технологии, которые не лишены недостатков и если их не учитывать, то они могут добавить владельцу много головной боли.

В целом, можно сделать вывод. Любой зазор у которого нарушилась геометрия в связи с выработкой, может стать причиной того или иного стука в двигателе при его работе.

Стук двигателя

Двигатель

Стук в двигателе — распространенная проблема для автомобилей, которые эксплуатируются без должного ухода более 10 лет. Часто они сопровождаются другими шумами и вибрацией двигателя. Также это актуально для машин с пробегом более 100 тыс. км. Бензиновый двигатель или дизельный – не принципиально. Если не проходить диагностику хотя бы раз в год, то есть вероятность столкнуться с этими проблемами и в новом авто или мотоцикле. Поскольку двигатель состоит из множества сложных устройств, возможной причиной таких проблем могут быть разные факторы. Каждая из этих проблем сигнализирует о конкретной угрозе и требует своего способа устранения.

Две основные причины стука

Зная, почему стучит двигатель, можно дальше уже действовать в соответствии с причиной. Как утверждают специалисты, стук в моторе при запуске бывает лишь по 2-м общим причинам.

  • Это либо износились элементы внутри силового агрегата;
  • Либо, если начал стучать мотор, произошла детонация.

Детонация

Начнем с детонации, так как она может создавать непоправимые проблемы. Детонация – это уже тревожный сигнал водителю, который обязан знать, что это такое и в чем заключаются причины такого явления при запуске или работе двигателя.

Возникает детонация по причине неправильного распределения внутри цилиндров смеси воздух/топливо. Это, в свою очередь, дает неравномерное горение. Топливо, бензин или солярка, сгорает в цилиндрах силовых агрегатов автомобиля, если обеспечиваются нормальные условия, в процессе смешивания с воздухом. Это должны знать все автомобилисты, даже новички.

Когда происходит детонация, внутри цилиндров происходит взрыв, смесь сгорает неравномерно, что может привести к повреждениям стенок или самого поршня.

Явление это известно давно, с тех пор, как создали ДВС. Описывается практически во всех источниках, как автоматическое зажигание газа. Раньше не было возможности досконально проверить это явление. По этой самой причине в те времена думали, что детонация связана с зажиганием, но это не так.

Датчик детонации был специально придуман и им оснастили практически большинство современных авто. Регулятор этот воспринимает механическую энергию колебаний, происходящих в цилиндрах, а затем передает электрический импульс в ЭБУ.

Датчик детонации

Датчик детонации

Примечательно, что при детонации происходит явный стук, более звонкий. Любой специалист или опытный водитель со стажем умеет распознать детонацию на слух. Стук появляется в этом случая из-за различных дополнительных нагрузок на мотор машины.

  • Это может быть резкое ускорение;
  • Медленное движение, к примеру, на подъемах;
  • Движение на несоответствующей скоростной передаче и многое другое.

Итак, причины, по которым возникает детонация при запуске.

  • Очень высокая температура цилиндров или поршня на различных участках;
  • Слишком большая степень сжатия, которая возникает из-за чрезмерного слоя нагара, остающегося на днище поршня;
  • Большая нагрузка на мотор, происходящая при низкой частоте вращения коленвала;
  • Плохое качество топлива (бензин/дизель), заливаемого на российских АЗС;
  • Раскаленный нагар, остающийся в камере сгорания;
  • Свечи зажигания, которые тоже могут стать причиной, если неисправны или не соответствуют тепловому режиму.

Износ компонентов двигателя

Шатун

Шатун

Стук двигателя

ВАЖНО! При этом, звук может идти не только от движка. Не считая попавших в автомобиль мелких камней, стучать может кондиционер, подвеска и т. д. Проблема шумов актуальна для любых ДВС, будь то 22сди или 3sz.

Другие причины появления шумов в двигателе

Причины появления шумов в двигателе


Список причин скрипа или стука в моторах обширен – специалисты по автотехнике называют 120-130 неисправностей разной степени тяжести, которые ведут к появлению шумов. Наиболее частные из них:

  • Произвольное расширение зазоров в клапанах.
  • Трещина в клапанной пружине.
  • Поломка кулачков или клапанов распредвала.
  • Поломка шатунных подшипников коленвала.
  • Поломка поршней.
  • Низкое давление масла (надо обратить внимание на датчик).
  • Самопроизвольное воспламенение горючей смеси (детонация).
  • Произвольное расширение зазоров между клапанами и вкладышами.
  • Удары цепи об успокоитель.

Каждая из проблем требует своего способа решения. Заниматься поиском такого решения лучше вместе со специалистами станции технического обслуживания, но не лишним будет хотя бы примерно понимать – что, где и почему стучит в двигателе. Как минимум, это позволит запланировать расходы на ремонт. Часть проблем можно устранить и своими силами.

Стук в двигателе на холостых оборотах

Считается, что причина такого шума – неисправность клапанов. Это не всегда так. Чтобы попытаться самостоятельно определить источник шума, можно использовать автомобильный стетоскоп.

Стук в двигателе на холостых оборотах действительно чаще связан с клапанами. Если звуки исчезают при наборе оборотов – причина наверняка в них. Зачастую проблема не снимается, просто звук неисправных клапанов заглушается работающим двигателем. Затягивать с отладкой клапанов не стоит, поскольку их некорректное функционирование ведет к ускоренному износу частей газораспределительной системы.

Самый простой вариант отрегулировать люфт клапанов – поджать рокеры или заменить шайбы. Стук в двигателе ВАЗ 2109 часто говорит об износе ГБЦ. На ходовые качества влияния это не оказывает, но решить вопрос не получится.

Неисправность в гидрокомпенсаторах также частный источник стука. Если он не исчезает после прогрева, причина обычно в масле. Надо проверить уровень смазки в картере и в случае необходимости долить смазки. Если не помогло – стоит проверить или сменить топливный насос. Если проблему не решить – срок службы головки блока цилиндров значительно сократится.

Изношенный поршень также громко стучит. Если с помощью стетоскопа определено, что звук идет из средней части цилиндра, скорее всего, поршень. Если стук пропадает при оборотах 2 тыс и выше, то вероятность проблем с поршнем – 90%. Самое разумное – обратиться к специалистам, поскольку возможен капитальный ремонт движка. Можно попробовать сменить поршни и вкладыши коленвала, отшлифовав его.

Среди других распространенных причин – неисправность втулки шатуна. Глухой стук издают изношенные подшипники распредвала или помпы.

Стук в двигателе при запуске на холодную

Среди причин шума, когда стучит двигатель на холодную, опытные автомеханики выделяют пять основных.

Стук клапанов

Появление посторонних звуков обычно сообщает об износе двигателя, особенно если он начинает троить. В этой ситуации необходимо провести полную диагностику, ремонт или замену деталей.

Устройство клапана ДВС

ВАЖНО! Между стуками в холодном и разогретом двигателе может быть разница. Но часто включение движка на высокие обороты просто заглушает клапана и поршни.

Поскольку моторы отличаются конструктивно, причины шума бывают у каждого свои. Например, у Приоры седан может стучать натяжной ролик ремня генератора.

Стук клапанов на холодном двигателе

Частая причина – неправильные зазоры между рычагами и кулачками распредвала. Из-за слишком большого расстояния, кулачок ударяется о рокер, издавая звонкий металлический стук. Чем больше зазор – тем громче звук.

Так же часто встречается проблема слишком узкого клапанного зазора. С течением времени зажатые клапаны перестают корректно закрываться, двигатель начнет перегреваться, компрессия падать. Помимо очевидных проблем это ведет к перерасходу топлива. Избежать проблемы можно, регулируя клапаны через 10-15 тыс километров.

Третья основная причина – детонация (на коробке-автомат это можно заметить по произвольному переключению передач). В результате микровзрывов клапаны начинают стучать. Но проблема связана не с ними. Основные признаки детонации – изменение дыма из выхлопной трубы, вибрация и снижение мощности мотора.

Также водители сталкиваются со стуком в холодном двигателе при износе толкателя.

Стук клапанов на горячем двигателе

На разогретом двигателе клапана могут стучать из-за низкого давления масла. Сначала надо убедиться, что состояние (загрязненность) масла нормально, а его технические характеристики (вязкость и т.д.) соответствуют двигателю. Если после замены измерение давления не показало улучшения – дело в износе или дефектах деталей.

Стук шатуна

Стук шатуна – самый опасный сигнал из всех посторонних шумов. Он говорит, что мотор сломается в любой момент. На слух он звучит как металлический, немного приглушенный стук. Но акустическая диагностика затруднена из-за разницы конструкций двигателей. Один из простых способов определить, что стучит шатун – отключить свечу в цилиндре, на который падает подозрение.

Стук форсунки

В дизельном двигателе стук часто идет от форсунок. Обычно это случается из-за увеличенного объема подачи топлива. К этому приводит разрегулировка топливной аппаратуры. На слух это характерное цокание, иногда напоминающее на стрекот. Звук идет из верхней части двигателя. Если подержаться за топливопровод форсунки, будет ощутима вибрация.

Стук пальцев

Поршневые пальцы могут стучать по двум основным причинам: неисправность или детонация (проблема связана с неподходящим топливом).

Что если слышен стук потом пропадает

Частая причина стуков, слышимых при холодном двигателе и пропадающих при прогретом, — а износ гильз цилиндров, то есть расширение зазора между поршнем и стенкой цилиндра. При разогревании поршни расширяются, зазор сокращается, стук исчезает.

Разобранный двигатель

Если посторонний стук начинается, когда происходит набирание оборотов, это говорит о предельном износе коленвала (в салоне стук слышен с левой стороны) или деталей ЦПГ. При холодном движке масло более вязкое и заполняет пространство в зазорах. Во время работы двигателя оно разжижается, как последствие возникает стук. При охлаждении мотора он исчезает. Также частой причиной шума могут быть поврежденный палец или трещина в юбке поршня.

Металлический стук

Звук такого типа говорит, что стукаются друг о друга металлические детали. Если звук напоминает металлический звон – в двигателе идет детонация. Часто он сопровождается выхлопом из глушителя густого черного дыма. Может звучать ослабшая цепь – такой стук отчетливо слышен и напоминает щелчок. Он исчезает или становится тише, если дать газ. Металлический стук, сопровождаемый негромким рокотанием часто дает коробка передач. Если при заведенном двигателе выжать сцепление и стук уйдет – дело в ней.

Звонкий стук

Ритмичный, звонкий стук говорит об необходимости замены шатунных подшипников. Если он уходит при выключении зажигания, вероятность такого варианта – 90%. Но эти звуки могут появляться по множеству причин: от некачественного или засоренного примесями масла до некачественного коленвала. Звонко стучит (скорее, щелкает) изношенный рокера клапана.

Звонкий металлический стук говорит о том, что между соприкасающимися деталями нет масляной смазки.

Глухой стук

Глухой низкий стук в нижней части картера говорит о необходимости замены коренных подшипников. Если он значительно усиливается при усилении вращения коленвала, проблема на 90% связана с ними. Еще один признак такого износа – падение давления масла. Издавать похожие звуки может и сам коленвал (его коренные шейки) – при работе прогретого двигателя они слышны в салоне слева.

Глухой характер звук стука говорит, что ударяются детали, одна из которых сделана из мягкого металла, и между ними есть прослойка смазки.

Стук в двигателе при нажатии на газ

Стук в двигателе при смене количества оборотов (нажатии или отпускании педали акселератора) возникает по ряду причин. Это может быть глухой или звонкий стук, одиночный или ритмичный. Все варианты объединяет то, что ничего не шумит на высоких оборотах, только когда автомобиль должен запускаться или набирать скорость. Стук в двигателе при наборе оборотов также может появляться вследствие износа подушки двигателя. Но в 90% случаев, если звук возникает только когда водитель начинает нажимать газ, исчезая потом (и не сказывается на мощности движка), причина – плохой бензин и детонация.

Стук двигателя в ВАЗ 2114


Автовладельцы, особенно не обладающие большим опытом, часто жалуются на стук холодного двигателя в ВАЗ 2114. В том числе на новых авто, не отъездивших и 50 тыс км. Этого можно не бояться, он связан с техническими особенностями модели. Конструкция зазоров в поршневой проектировалась много лет назад (тогда стояла задача предельно увеличить ход поршня) и практически не изменялась. Высокий уровень шума объясняется высотой колена. Если на авто ее действует гарантия, можно обратиться к официальному представителю АвтоВАЗ.

Стук в Лада Веста

Частая причина стука в Ладе Веста, в правой передней части автомобиля – особенность конструкции правой опоры двигателя. На ходовые качества это не влияет, избавиться от постороннего звука можно, смазав опору двигателя силиконовой смазкой (кроме WD-40). Она наносится там, металл соприкасается с резиной. Можно установить в опору пластины толщиной 1-2 мм.

Стук подушки
Подушка (опора) двигателя – деталь, фиксирующая его. Она предотвращает смещение и гасит вибрации от мотора. Количество таких опор разное, зависит от модели. В российских автомобилях проблемы с такими прокладками достаточно часты. Это не влияет на ходовые качества, но раздражает водителя. В силу ряда причин это актуально для Лада Веста.

Основные признаки неисправностей опор:

  • Повышенная вибрация руля при работающем двигателе.
  • Стук в районе коробки передач при езде по некачественной дороге.
  • Чрезмерные рывки в трансмиссии при езде или переключении передач на высокой скорости.
  • Стук под капотом при езде по некачественной дороге и на холостом ходу.

Чтобы уточнить, что стучит подушка, достаточно тронуться с открытым капотом. Если двигатель сместится и будет слышен характерный звук, похожий на стук неисправного амортизатора – подушку надо менять. При выключенном двигателе можно попытаться сдвинуть его с места, вставив монтировку между мотором и корпусом.

Состояние нижних подушек надо определять, загнав машину на смотровую яму.

Стук двигателя в Hyundai ix35


Самая частая проблема двигателя G4KD 2.0 (он стоит на Хендай IX35) связана с задирами поршневой системы. Это связано с тем, что двигатель оснащен нейтрализатором – сетки с керамическим напылением, сжигающей несгоревшее топливо. Для повышения эффективности инженеры разместили его так близко к движку, что катализатор быстро разрушается. Образующаяся пыль попадает в цилиндр, что приводит к появлению стука. Поможет регулярная смена нейтрализатора.

Стук двигателя в ВАЗ 2110


В 2010 (как и в ряде других моделей ВАЗ – 2106, 2112, 21127 или 2121) стук часто связан с клапанами, компенсаторами, регулировочной шайбой или качеством масла. Своих особенностей у таких движков нет.

Стук двигателя в Киа Спортейдж 3


Как в IX35, в Sportage 3 стоит двигатель G4KD. Помимо вышеописанных проблем, этот двигатель обладает повышенной требовательностью к маслу. В силу экономии на материалах, которой славится производитель (в данном движке завод сэкономил на форсунках охлаждения), поршни испытывают чрезмерную температурную нагрузку. Чтобы максимально отдалить момент появления шумов, надо чаще менять масло, заливать только сертифицированное (можно с добавками и присадками). Избавиться от стука полностью можно только через капитальный ремонт.


У знакомого появился стук как на этом видео,в районе выпускного коллектора,что это гидрики?или тук тук колено?


У знакомого появился стук как на этом видео,в районе выпускного коллектора,что это гидрики?или тук тук колено?

Стук мягкий- в одной поре, с оборотами не меняется. скорее всего- гидрики.
Поршень стучит намного глуше- и с оборотами стук меняется.

С оборотами стук становится быстрее но его звук не меняется,на холостых звук может пропасть.но стоит газануть и появляется,ещё я заметил что "мигала" лампа давления масла,хотя уровень был чуть ниже максимума,добили,лампа больше не горела,но стук есть

С оборотами стук становится быстрее но его звук не меняется,на холостых звук может пропасть.но стоит газануть и появляется,ещё я заметил что "мигала" лампа давления масла,хотя уровень был чуть ниже максимума,добили,лампа больше не горела,но стук есть

В смысле- долили. - это нормально- масло свежее, и поэтому лампочка погасла. но это не выход.
Масло давно менял. - двиг сколько прошёл.

С оборотами стук становится быстрее но его звук не меняется,на холостых звук может пропасть.но стоит газануть и появляется,ещё я заметил что "мигала" лампа давления масла,хотя уровень был чуть ниже максимума,добили,лампа больше не горела,но стук есть

В смысле- долили. - это нормально- масло свежее, и поэтому лампочка погасла. но это не выход.
Масло давно менял. - двиг сколько прошёл.

Я не знаю,знакомый недавно тачку взял,как говорил продаван мол двиг капремонт прошёл,сколько времени там масло плавает неизвестно т.к он его ещё не менял

Я не знаю,знакомый недавно тачку взял,как говорил продаван мол двиг капремонт прошёл,сколько времени там масло плавает неизвестно т.к он его ещё не менял

Тогда чего париться. Снял поддон, глянул вкладыши. Если там норм то подвергать поршни на предмет износа пальцев, замер компрессии и понятно станет

В смысле- долили. - это нормально- масло свежее, и поэтому лампочка погасла. но это не выход.
Масло давно менял. - двиг сколько прошёл.

Я не знаю,знакомый недавно тачку взял,как говорил продаван мол двиг капремонт прошёл,сколько времени там масло плавает неизвестно т.к он его ещё не менял

С оборотами стук становится быстрее но его звук не меняется,на холостых звук может пропасть.но стоит газануть и появляется,ещё я заметил что "мигала" лампа давления масла,хотя уровень был чуть ниже максимума,долили,лампа больше не горела,но стук есть

Лично моё мнение. дай Бог, что бы оно не оправдалось . дак вот моё мнение- никакого капремонта не было, перед продажей продаван просто ливнул присадку для давления, действие этой присадки закончилось, и у вас стала моргать лампочка. вы долили свежего масла- она перестала моргать, это ожидаемо.
Сейчас просто замените масло и фильтр- - а потом дальше видно будет .

Звук правильно работающего мотора настолько привычен, что мы четко можем различить стук в двигателе, который стал резко выделяться от других шумов.

Что ожидать

Простой пример. Автомобиль проехал небольшое расстояние после замены помпы. Через некоторое время при сбросе газа или наборе оборотов под нагрузкой, а также при глушении мотора возникли стуки около помпы. Оказалось, что новая помпа задевала крыльчаткой корпус. Двигатель подвергся перереву и после перегрева возникли дополнительные проблемы связанные с расходом масла и износом направляющих клапанов.

На холостых оборотах

Обычно на холостом ходу при малых оборотах прослушиваются легкие стуки работы клапанов. На восьми клапанных двигателях более выражен, чем на шестнадцати клапанных, несмотря на их увеличенное количество в два раза. Это объясняется двумя причинами: во-первых, тепловые зазоры регулируются гидрокомпенсаторами, во-вторых, с увеличением количества клапанов, число колебаний амплитуд также увеличивается и в совокупности звуковые волны смешиваясь образуют шумовой эффект, а не отдельные звуки.

В случае работы двигателя на холостом ходу без прослушиваемых легких стуков, можно сделать безошибочный вывод о сильно уменьшенные тепловые зазоры клапанов. При таких зазорах падает динамическая компрессия двигателя, возникают неплотности в паре седло-клапан и возможен прогар кромок тарелок клапанов. При этом, снижается динамическая характеристика двигателя и повышается расход топлива.

вылетел шатун

На форсунках, в режиме холостого хода прослушиваются звуки от работы клапанного механизма, в виде стержня-иглы, запирающая и открывающая путь впрыску топлива. Стуки форсунок своеобразны и в зависимости от частоты срабатывания иглы напоминают больше треск. На больших оборотах коленчатого вала, частота следования импульсов увеличивается и звук практически уже не слышен на общем фоне.

При запуске на холодную

Если при запуске мотора на холодную температуру начинается стук, это связано с вязкостью масла на холодном двигателе, особенно по этой причине происходит шум компенсаторов.

Если водитель поменял масло, то при запуске услышал стуки в моторе. Это нормальное явление, так как масло при замене было слито, а новое масло еще не успело поступить полностью в систему смазки. Некоторое время двигатель работает с масляным голоданием, вследствие чего. Чтобы ускорить процесс заполнения масла все системы смазки двигателя, перед тем как поменять новый масляный фильтр, его заполняют маслом.

При снижении уровня масла в картере также появляется непонятный шум в двигателе, постепенно усиливающийся по мере прогрева внизу. На горячую усиливается с повышением оборотов и это признаки масляного голодания шатунов и поршневых пальцев.

Причины стука пальцев

Большая часть водителей стакивалась с своеобразным металлическим лязгом во время резкого нажатия на педаль газа. До капремонта или замены прокладки ГБЦ такое явление не происходило, а после капиталки стал постоянным при разгоне. Звук не постоянный и исчезает с уменьшением нагрузки. Часто путают со стуком клапанов, но на самом деле стучат поршневые пальцы.

Частным причиной стука поршневых пальцев может быть не корректно установленная метка на распределительном вале двигателя после замены ремня ГРМ.

Почему стучат клапана

Работа двигателя сопровождается стуком клапанов. Цокающий звук клапанов, но не очень громкий является признаком их правильной регулировки, хотя не является фактом, подтверждающим этот признак. При пуске на холодную двигатель застучал громко и потом пропадает громкий стук по мере нагрева. Симптомы неправильной регулировки тепловых зазоров – это или отсутствие цоканья, или, наоборот, очень громкий стук. Есть ряд двигателей, которые стучат достаточно весело и на горячей температуре, например, восьми клапанный мотор ульяновского моторостроительного завода (УМЗ), дизельный Cummins, Steyr-560.

Звонкая работа клапанов на двигателе УМЗ объясняется нижним расположением распределительного вала и применяя для передачи к коромыслам специальные штанги, общее количество зазоров между элементами, контактирующими между собой увеличивается и в итоге стук клапанов контрастно выделяется на общем фоне шумов. Шумно работает дизель из-за больших тепловых зазоров клапанов и к этому звуку прибавляется стук плунжерной пары.

На горячую

Бывают ситуации, когда двигатель при заводке на горячую начинает стучать и стечением времени прекращается. Часто такое происходит на двигателях с гидрокомпенсаторами. Если залито не качественное масло, на горячем двигателе оно теряет свои свойства вязкости, напоминая обычную воду. В результате, плунжеры компенсаторов не могут выполнить свои функции и начинается их шум. Что делать в такой ситуации? Заменить масло с более вязким параметром.

Датчик контроля стука

Узнать стучит ли сильно двигатель можно посредством датчика детонации установленного на блоке цилиндров. Датчик представляет собой пьезокристалл, который сжимаясь от ударной волны вырабатывает напряжение, которое поступает на логический элемент блока управления. Если при проверке сканером в параметрах напряжение датчика детонации показывает выше 3 Вольт это означает, что появились посторонние стуки, вызванные, износом направляющих клапанов или свободно перемещается поршень в цилиндре.

датчик детонации ваз

Главное назначение датчика детонации заключается в моментальном изменении угла опережения зажигания. Неправильно поджигаемая смесь со взрывом вызывает стуки внутри двигателя, что приводит к поломке поршней и шатунов.

гнутый шатун

Поэтому датчик является важным при работе мотора, защищая его от детонационных стуков.

При неисправности датчика детонации возможны пропуски воспламенения смеси, так как угол опережения зажигания становится не контролируемым. Пропуски зажигания (правильнее – воспламенения), возникшие в двигателе, контролирует программа драйверной диагностики отключая неисправный цилиндр. После отключения цилиндра блокированием работы форсунки, включить ее вновь возможно переключением замка зажигания.

Таким образом, мы частично рассмотрели вопросы, связанные со стуками на автомобиле, их причины и возможные места. Природа стуков при эксплуатации автомобиля очень разнообразна. Стучать может установленная защита, пластмассовая декоративная крышка на двигателе, акпп или крестовина карданной передачи. При возникновении любого постороннего стука необходимо выяснять причину его возникновения и незамедлительно устранять, так как растет вероятность сложной и дорогостоящей поломки.

Читайте также: