Течет расширительный бачок на калине

Обновлено: 05.07.2024

Автомобиль: Лада Калина. Спрашивает: Анастасия. Суть вопроса: за неделю уходит половина бачка тосола, куда?

Замучилась подливать тосол в систему охлаждения. Вернее антифриз, розовый, FELIX, который ещё был залит с завода. За неделю уходит ниже отметки MIN. Еду утром на работу, вечером с работы. Не больше 20 км получается. Не могу понять куда он уходит. Дым у машины белый, нормальный.

Причины уменьшения жидкости

Оснований, из-за которых охлаждайки может стать меньше даже при отсутствии подтёков может быть несколько.

  1. Падение уровня жидкости, связанное с сезонностью. Это явление принято считать нормальным, потому что по общим физическим законам, когда наступает зима или холодная осень, объём жидкости снижается. Соответственно, водитель видит снижение антифриза в системе.
  2. Вторая причина уменьшения количества антифриза связана с неосмотрительностью или невнимательностью автовладельца. После долива жидкости многие неплотно закручивают крышку на расширительном баке. За счёт доступа воздуха происходит увеличение значения давления, и охлаждайка сочится сквозь неплотно закрытую горловину. Обнаружить такую неисправность легче всего зимой, так как во время работы мотора антифриз становится белым дымом, сочащимся в районе радиатора. Чтобы устранить проблему достаточно плотно зажать крышку на расширительном бачке.


  1. Третьей и самой неприятной причиной утечки жидкости является разгерметизация внутри системы охлаждения. В случае появления такой неисправности охлаждающая жидкость попадает в цилиндры и перерабатывается вместе с горючим. Определить проблему можно по появлению из выхлопной трубы белого дыма и сладковатого запаха. Кроме того, на щупе для проверки уровня масла может появиться белый налёт.

При нарушении герметичности в системы охлаждения автомобиля происходит нарушение циркуляции антифриза. Итогом может стать попадание жидкости в цилиндры через прогоревшие или треснувшие участки в прокладке ГБЦ. Появление подобной проблемы чревато не только визуальным и очень быстрым снижением уровня антифриза в расширительном баке, но и тем, что при утечке охлаждающая жидкость может попасть в масло, разбавив его до консистенции непригодной к дальнейшей эксплуатации транспортного средства. Также, наличие жидкости для охлаждения в цилиндрах способно стать причиной образования различного рода отложений и нагара, ведущих к снижению общей работоспособности силового агрегата.


Ситуация, когда из расширительного бачка уходит антифриз, знакома многим автолюбителям. В некоторых случаях причину поломки удается определить невооруженным взглядом. Треснувший бачок, серьезные подтеки под днищем автомобиля не оставят ее незамеченной. Но ряд поломок едва ли возможно определить без квалифицированной помощи. В таких случаях охлаждающая жидкость постепенно уходит из бачка, владелец не находит никаких дефектов и просто доливает ее.

Скрытые протечки охлаждающей жидкости

К таковым относятся все течи антифриза, которые не оставляют заметных следов и диагностируются путём тщательной проверки либо после частичной разборки. К поискам скрытых дефектов нужно приступать, когда явные причины потерь тосола не обнаружены.

Причины, по которым жидкость уходит из системы незаметно, выглядят так:

  • неисправность крышки расширительного бачка, чей клапан заклинил в открытом положении;
  • протечки патрубков и радиатора салонного отопителя;
  • пробитая прокладка под головкой цилиндров.


Уровень охлаждающей жидкости падает из-за испарения через неисправную крышку

Когда клапан в пробке расширительной ёмкости постоянно открыт, система сообщается с атмосферой и давление в ней отсутствует. По этой причине тосол медленно испаряется через отверстие. Ситуация ухудшается в режиме работы двигателя, близком к максимальному: без давления антифриз закипает при меньшей температуре и испаряется гораздо интенсивнее. При том что утечек нигде не наблюдается.

Усугубить ситуацию может неисправный термостат, не направляющий нагретую жидкость на охлаждение в основной радиатор. Тосол, циркулирующий по малому кругу, тогда закипает и начинает выдавливать пар через крышку. Процесс характеризуется критическим повышением температуры двигателя.


При потере охлаждающей жидкости температура двигателя поднимается до критического уровня

Течь внутри салона

Эта причина считается скрытой, поскольку обнаружить подобную протечку без разборки не удастся — медленно уходящий через неплотность антифриз впитывается салонным напольным покрытием. Но кроме понижения уровня в бачке, есть несколько косвенных признаков:

  • если тщательно прощупать ковролин под радиатором печки и патрубками, можно почувствовать влагу;
  • изнутри стекло покрывается испарениями тосола — жирным туманным налётом, который не оттирается без моющего средства;
  • в салоне постоянно ощущается сладковатый запах охлаждающей жидкости.


Для обнаружения места протечки нужно проверить патрубки и радиатор печки

Чтобы выявить виновника — патрубки либо сам радиатор, нужно сделать частичную разборку и добраться до этих элементов. В одних марках машин это просто — надо снять декоративные накладки и бардачок, в других — разобрать центральную панель. Если на шлангах и стыках потёков не обнаружено, придётся демонтировать печку и проверять её целостность путём наполнения дистиллированной водой.

Пробой прокладки ГБЦ

Поскольку из блока цилиндров в ГБЦ ведут масляные и жидкостные каналы, симптомы пробоя прокладки могут быть разными:

  • когда разгерметизируется наружный ободок прокладки, тосол попадает наружу и стекает по стенке блока, что хорошо заметно;
  • при внутреннем повреждении антифриз затекает в работающие цилиндры, где испаряется и выбрасывается наружу через выхлопной тракт в виде белого дыма.

Внешний пробой прокладки — поломка довольно редкая. Гораздо чаще встречается разрушение внутренних перегородок элемента и попадание жидкости в цилиндры.


Вытекающий из-под ГБЦ тосол заливает пыльники вокруг двигателя

Затекание антифриза в действующие цилиндры весьма опасно для двигателя. Силовой агрегат может перегреться и заклинить, а ГБЦ — получить трещину от гидроудара. Если вы не понимаете в цветах выхлопных газов, диагностируйте поломку по дополнительным признакам:


Из-за прогоревшей прокладки ГБЦ эмульсия может попасть в расширительную ёмкость

Хотя при подобной утечке явственные следы антифриза на земле отсутствуют, множество серьёзных косвенных признаков дадут понять хозяину авто, что с мотором не всё в порядке.

Видео: антифриз уходит из-под головки цилиндров

Естественные причины

Когда владелец автомобиля обнаруживает утечку и внимательно проверяет всю систему на предмет повреждений, то отсутствие серьезных проблем с радиатором, патрубками, трубками и бочонком может показаться хорошим знаком. Но это не совсем так, ведь антифриз участвует во множестве процессов, и целостность основных элементов может указывать на более серьезные проблемы с двигателем. Но прежде чем отправляться на станцию технического обслуживания, стоит принять во внимание естественные факторы того, почему может убывать тосол из системы:

  1. Временной фактор. Добиться идеальной герметичности системы невозможно. Кроме того, перепады температур на разных участках приводят к постепенному испарению антифриза. Для каждой модели автомобиля, в зависимости от условий эксплуатации, существуют установленные нормы расхода.
  2. Сезонный фактор. Большинство жалоб на резкое понижение уровня антифриза от владельцев поступает в зимнюю пору. Расход антифриза увеличивается по вполне объяснимым физическим причинам. Отрицательная температура заставляет жидкость сужаться в объеме, при работе двигателя происходит обратный процесс. Понижение уровня в таких случаях является нормальным состоянием, и причин для беспокойства быть не должно.

Важно понимать, что естественные причины понижения уровня охлаждающего материала приводят к очень медленному расходу. Если автолюбителю в зимнее время приходится изредка доливать небольшое количество тосола в бочонок, то ничего страшного в этом нет.

Немного об устройстве


Явные поломки

Антифриз предназначен для охлаждения двигателя автомобиля. Жидкость со множеством присадок используется в теплое и холодное время года. Большинство составов позволяют эксплуатировать машину при температуре ниже — 60 градусов. Полное отсутствие охлаждающего средства в системе приведет к быстрому перегреву двигателя, его заклинит, и автомобиль выйдет из строя. Делать капитальный ремонт самого дорого элемента в машине очень дорого, поэтому необходимо внимательно следить за техническим состоянием всех элементов. Наиболее распространенными поломками, которые могут привести к быстрой ощутимой потере уровня антифриза, являются:

Трудности при диагностике

Несмотря на то что все подобные причины относятся к явным, самостоятельно установить, куда уходит антифриз из расширительного бачка, удается не всегда. Например, очень часто повреждение патрубков остается незаметным для невооруженного глаза. В таких случаях опытные автолюбители советуют дать двигателю полностью остыть, тщательно высушить руки и внимательно прощупать каждый соединительный элемент. Микротрещины обязательно дадут о себе знать, и на шланге будут образовываться подтеки охлаждающей жидкости.

Скрытые утечки

Нередко владельцы машин жалуются на то, что антифриз уходит, а причины установить не удается, ведь все соединительные трубки и шланги — в исправном состоянии. Подтеки под днищем обнаружить также не удается, характерный запах в салоне отсутствует, но пополнять уровень охлаждающей жидкости приходится постоянно. В таком случае это может означать, что причина кроется в скрытых утечках, быстро обнаружить которые не удается даже опытным профессиональным механикам. Самые распространенные скрытые утечки:

  • Дефект прокладки. Двигатель автомобиля не является монолитной конструкцией, он состоит из большого количества элементов. Но все основные детали защищены специальной конструкцией, поэтому для поступления тосола внутрь созданы специальные канавки. Нарушение герметичности, частичное разрушение прокладки из-за временного фактора могут приводить к попаданию охлаждающей жидкости в цилиндры. Это означает, что тосол проникает в камеру сгорания и выходит через выхлопную трубу. Окончательно подтвердить поломку самостоятельно весьма затруднительно, т. к. разбирать двигатель без необходимого опыта не рекомендуется. Но обратить внимание на основные признаки можно: белый густой дым из выхлопной трубы, рост уровня масла.
  • Неисправность крышки расширительного бачка, которая связана с заклиниванием в открытом положении. В этом случае нарушается давление в системе, тосол очень медленно испаряется через отверстие. Особенно остро ощущается проблема при интенсивной работе двигателя, т. к. без нормального уровня давления антифриз закипает при меньшей температуре и очень быстро испаряется из системы. При этом обнаружить следы утечки невозможно. Еще сильнее усугубить ситуацию может неисправная работа термостата. Важный элемент не направляет жидкость в основной радиатор, охлаждающая жидкость циркулирует по очень маленькому кругу, закипает и буквально выдавливает пар через крышку. Подобный процесс может привести к критическому росту температуры двигателя.

Если охлаждающая жидкость уходит из расширительного бачка, то необходимо срочно принимать меры по выяснению причины. Некоторые дефекты требуют незамедлительной реакции.

Например, проблемы с прокладкой двигателя могут привести к серьезному ухудшению качества масла. Из-за этого цилиндры плохо смазываются, следовательно, изнашиваются поршневые кольца. Все эти факторы могут привести к перегреву мотора, в этом случае будет необходим капитальный ремонт.

Как найти место утечки антифриза

Поскольку охлаждающая жидкость может уходить из разных мест системы, нужно знать, где и как искать проблемный участок.

Визуальный осмотр патрубков и хомутов

Путём визуального осмотра можно выявить места подтёков ОЖ. Чем больше она вытекает, тем проще найти место утечки. Процедуру следует начинать именно с патрубков, поскольку на многих авто они имеют свободный доступ. При осмотре нужно тщательно проверить каждый шланг охладительной системы, особенно если элементы менялись давно.


В труднодоступных местах для проверки можно использовать зеркало. Повреждённые шланги подлежат замене. Если подтёки на них не обнаружены, их всё же стоит осмотреть в целях профилактики. Дополнительно визуальному осмотру подвергают хомуты. Иногда бывает, что утечка ОЖ вызвана ослабленным креплением. В этом случае более сильная затяжка хомутов позволяет избавиться от рассматриваемой проблемы.

Методы устранения поломок

Быстро и точно определить, куда уходит охлаждающая жидкость, могут мастера в автосервисе. Но иногда владельцу автомобиля просто некуда деваться, требуется устранить поломку самостоятельно. В ряде случаев это возможно:

  • Патрубки нуждаются в замене. Если же поломка дала о себе знать в дороге, жидкость может уйти из системы очень быстро, поэтому можно временно устранить трещину при помощи скотча или изоленты.
  • Трещина в расширительном бачке может быть запаяна. Но это еще одна временная мера, которая не позволит тосолу бежать с большой скоростью.
  • Заклинивший клапан крышки можно почистить, это поможет вернуть должный уровень жидкости в систему. Если чистка не дает результата, то стоит заменить деталь на новую.


Проблемы с помпой и радиатором устранить самостоятельно очень трудно. В редких случаях ремонт важных элементов системы возможен, но чаще всего приходится заменять детали.

Сталкивались ли вы с таким непонятным явлением, куда уходит антифриз если нигде не протекает, потому как если да, то, как раз этой теме и будет посвящен наш сегодняшний пост. И не важно какой у вас автомобиль хендай санта фе или другой, все они используют жидкость под названием антифриз в зимнее время года.

Как заменить радиатор печки?


1. Довериться профессионалам и сдать машину в сервис.

2. Попытаться решить проблему самостоятельно, потратив целый день, разбирая половину машины.

3. Не снимая панели, выполнить все работы за полдня.

Куда уходит антифриз из расширительного бачка

Ну, так куда уходит охлаждающая жидкость из расширительного бачка давайте выяснять. Как правило, опытные автовладельцы называют несколько причин этого явления:

    Уменьшение объема охлаждающей жидкости в бачке связанно с понижением температуры окружающей среды автомобиля. Ведь не для кого не секрет что при холоде жидкости сжимаются, иногда это может быть причиной уменьшения объема антифриза в бачке вашего автомобиля, то есть этот вопрос можно перефразировать и даже задать точнее — куда уходит антифриз зимой, в общем первую причину указали




Рекомендации и советы

Чтоб как говорится не укачать свой двигатель и не перегреть его всегда сотрите на панели приборов на температурный режим работы двигателя, проверяйте под капотом уровень антифриза в бачке, вовремя его доливайте не ездите на минимальном уровне охлаждающей жидкости, лейте между отметкой минимум и максимум которая указана на самом расширительном бочке с жидкостью антифриз.


Так де добавлю что не лейте незамерзайку какую попало, лейте только тот антифриз который указан по техническим параметрам заводом изготовителем именно для вашего автомобиля.

А так же не смешивайте разные виды охлаждающей жидкости, так как может быть, что они не совместимы по химическому составу и может произойти нежданная и нежеланная химическая реакция, которая натворит делов с вашим мотором.

Если у вас есть какие-то рекомендации и пожелания или советы делитесь ими с нашими читателями в комментариях под этой статьей, ну а наш пост под название, куда уходит антифриз если нигде не протекает, подошёл к концу.

Термостат поменял. Крышку на бочке поменял. Воздушная пробка? как избавиться?

Хоть в Калине, хоть в любой другой машине тосол закипает только по шести причинам.

    Тосола банально мало. Из за этого образуется воздушная пробка, как Вы справедливо заметили, и при нагреве, пар, расширяясь выкидывает воду в расширительный бачок. Для того, чтобы прогнать воздушную пробку на этой машине, Вам следует при заправке системы тосолом снять один из шлангов подогрева дросселя. Вот из этих:


Вот вкратце и все.

А если пойти от простого, то на большинстве моделей ВАЗ, присутствует пробка расширительного бачка, в которой залегает клапан. У меня на СТО обслуживалось больше 30-ти ментовских машин. Это была актуальная проблема, поэтому я держал в запасе десяток пробок и прау термостатов.
А ещё, когда неполадка будет устранена, промойте систему, хотя бы проточной водой из шланга на заведённом двигателе на холостых оборотах: заливаете в радиатор, если пробки неь, то в расширительный бачок, приоткрыв слив из радиатора и из блока, печка салона открыта. В процессе промывки закрывайте сливные пробки, отключайте подачу воды, дайте термостату сработать на большой круг. Так несколько раз. Потом уберите шланг с водой, дайте стечь остаткам воды, а потом на сухую на секунд 20-30 запустите двигатель на холостых. Он выплюнет остатки жидкости из печки и всяких закоулков.
А потом залейте антифриз, и забудьте слово тосол. — 6 лет назад

Да, ещё. Я знаю чудаков, которые в верхнюю точку патрубков системы охлаждения двигателя врезают через переходники "автовоздушку­ " от системы отопления домашних котлов. Проблема с избытками воздуха решена. — 6 лет назад

Проблема с воздухом решается один раз, и если система охлаждения исправна, то этого достаточно. Что касается пробок, то в ВАЗ-классике и в переднем приводе это разные вещи, работающие по разному принципу. — 6 лет назад

Добавлю к вышесказанному ответу. Еще как вариант может не включаться "карлсон" вентилятор охлаждения. Он может не включиться по причине сгорел, неисправен и неисправен термостат не включает вентилятор. Как вариант еще возможно засорилась система охлаждения и должным образом не охлаждает. Образовалась накипь на стенках трубок, на стенках двигателя. Иногда эту накипь можно наблюдать на крышке расширительного бачка которая в общем в следствии этого и приходит в негодность(засоряется спусковой клапан). А если расширительный бачок разорвало или появилась в нем дырочка из за высокого давления в системе охлаждения. То мастера говорят нужно менять трубки, крышку, бачок системы охлаждения. Возможно какие то трубки уже начали подтекать. Если у вас течет тосол(антифриз) то под машиной будут капли или лужи. Попробуйте включить печку на максимум если заметили что двигатель начал перегреваться и не дошел еще до кипения.

Вентилятор в Калине включает реле, которое включает электронный блок, на основании показаний датчика температуры. Вот тут и кроется основной подвох. Если термостат заклинит в положении закрыто, то вентилятор начнет обдувать и без того холодный радиатор, ибо датчик температуры стоит в первом контуре. Такой нонсенс, результат слепого копирования дурацкой конструкции с японского автопрома. Криворукие японские автостроители даже не допускали мысль о том, что термостат может выйти из строя. Абсурдность этой конструкции до сих пор не получила должной оценки в мире, и все продолжают мучится. — 6 лет назад

Машина Лада Калина. Симптомы такие: до 87-90 градусов греется нормально, ОЖ циркулирует, печка греет и т. д. и т. п. - Водяной насос в порядке, После 87 град. (начало открытия термостата) начинает давить тосол из расширительного бачка (((( Давит интенсивнее с повышением оборотов (( В бачке не булькает не пенится, не воняет, пар с глушака особо не валит, эмульсии нет, симптомов прогара прокладки гбц никаких нет. Все симптомы роде бы указывают на воздушную пробку в большом круге, но выгоняли ее всеми способами (и с горки, и через шланг обогрева дросселя и насосом) безрезультатно. Крышки бачка меняли 2 раза (на новую и с рабочей машины) . Все в ступоре, не знаем что еще может быть.

P.S. Проблема появилась спонтанно, вечером приехала нормально машина, утром на автозапуске выдавила половину тосола из системы.

Прокладка ГБЦ только начала прогорать. Ещё есть вариант клапан на крышке расширительного бачка не стал держать давление в системе, ещё датчик включения винтелятора стал глючить (включаться позже чем надо), но последние 2-это редкость. Готовся к замене прокладки ГБЦ. Можно проверить: выкркучиваеш свечи, подгоняеш поршни 1и4 кверху и светиш фонариком, потом также со 2и3.Поршень где пробило прокладку должен быть чистым (намытым) от тосола.

То-же уже к этому склоняемся, но разбирать лишний не хочется. По идее если прокладка слегка пропускает, то почему на холодную уровень тосола не двигается в бачке ни на мм, хоть загазуйся, а как только до 90 град. прогрелась мгновенно поднимает и через крышку давит? До 102 град не получается прогреть, так что вентилятор точно исключен))

Меняй прокладку ГБЦ!
Микрощель! Не парит, не пузырит в расширителе, но проехав км 10-15 завоздушивает микропузырьками СО.


Сама по себе утечка — это лишь симптом какой-то неисправности. Мы уже разобрались, что делать в момент обнаружения течи. Теперь разберёмся, как понять, в чём именно проблема.

Выяснить основные возможные признаки и причины утечки антифриза.

Простая на первый взгляд система охлаждения коварна тем, что охлаждает непосредственно мотор, а потому утечка антифриза может быть не только наружу, но и внутрь – в двигатель. Итак, перечислим основные признаки того, что в системе охлаждения имеются проблемы:

Причин утечки, разумеется, может быть несколько. Пойдем по порядку, от более очевидных к более сложным.

Если автомобиль не кипит и не перегревается, пол салона сухой, а уровень антифриза при этом постоянно падает, то скорее всего, причиной этого является банальная утечка. Основные точки потенциальной утечки, которые следует проверить, это:

  • расширительный бачок;
  • радиатор;
  • соединительные шланги и непосредственно места их крепления;
  • прокладка водяного насоса (помпы);
  • уплотнитель термостата.

Можно заметить, что в списке перечислены практически все подкапотные элементы системы охлаждения, и это делает проверку несколько трудозатратной. Основное внимание в ней следует уделить мелочам: например, трещины в расширительном бачке очень сложно заметить – они очень тонкие и расширяются только при высокой температуре и давлении в системе охлаждения. Аналогична ситуация с шлангами.

Дефект радиатора – вполне популярная причина потери охлаждающей жидкости: его тонкие каналы легко повредить камнем или другим твердым предметом, попавшим в него на ходу. Течи прокладки термостата и помпы обычно более очевидны из-за мокрых пятен в соответствующей области. Ну а кроме того, помпа может разрушиться от старости и износа, но в этом случае поток жидкости будет таким, что его будет сложно не заметить.

Это вполне простая для диагностирования проблема. Если уровень антифриза падает, а под ногами пассажира или водителя лужа маслянистой жидкости, то это с огромной долей вероятности тот самый недостающий в бачке антифриз.

Это самая серьезная, затратная и сложная в разрешении проблема. Если автомобиль перегревается, в расширительном бачке появляется пена, есть проблемы в работе отопителя, а из выхлопной трубы идет белый дым – это с большой долей вероятности именно утечка антифриза в цилиндры. Притом на практике могут присутствовать не все вышеперечисленные симптомы. Еще два признака утечки антифриза в мотор – это белый налет на свечах зажигания и беловатая эмульсия на масляном щупе двигателя. В числе причин проблемы – пробой прокладки головки блока цилиндров (ГБЦ), коробление самой головки блока, трещина в ней или же ее сильная коррозия.

Для устранения такой утечки потребуется снять ГБЦ и провести ее тщательный осмотр, а также проверку и при необходимости шлифовку на специальном стенде. Прокладка ГБЦ заменяется на новую. Самый неприятный возможный дефект – трещина в ГБЦ: в этом случае, скорее всего, потребуется ее замена.

Читайте также: