Техническое обслуживание и ремонт системы смазки двигателя камаз 740

Обновлено: 08.07.2024

В двигателях автомобилей КамАЗ применена комбинированная система смазки, с "мокрым" картером. В зависимости от размещения и условий работы деталей масло подается либо под давлением, либо разбрызгиванием, либо самотеком. К наиболее нагруженным деталям масло подается под давлением, к остальным — разбрызгиванием и самотеком.

Различные комплектации двигателя могут отличаться формой картера масляного, расположением и глубиной копильника масла. Соответственно, масляный насос имеет различные маслозаборники. Двигатели могут оснащаться маслозаливной горловиной и указателем уровня масла расположенными в передней крышке или картере маховика.

Схема системы смазки КамАЗ

1 - насос масляный; 2 - клапан; 3 - фильтр; 4 - перепускной клапан; 5 - частично-поточный фильтроэлемент; 6 - водомасляный теплообменник; 7,8 и 9 - приборы контроля; 10 - форсунки охлаждения поршней; 11 - термоклапан; 12 - полнопоточный фильтроэлемент; 13 - картер масляный; 14 - клапан предохранительный.

Из картера 13 масляный насос 1 подает масло в фильтр очистки масла 3 и через водомасляный теплообменник 6 в главную магистраль, и далее к потребителям. В смазочную систему также включены клапан 2 системы, обеспечивающий давление в главной масляной магистрали 392. 539 кПа (4,0. 5,5 кгс/см2) при номинальной частоте вращения коленчатого вала двигателя и температуре масла 80. 95 °С, перепускной клапан 4, отрегулированный на срабатывание при перепаде давления на фильтре 147. 216 кПа (1,5. 2,2 кгс/см 2) и термоклапан 11 включения водомасляного теплообменника.

При температуре масла ниже 95 °С, клапан открыт и основной поток масла поступает в двигатель минуя теплообменник. При температуре масла более 110 °С, термоклапан закрыт и весь поток масла проходит через теплообменник, где охлаждается водой. Тем самым обеспечивается быстрый прогрев двигателя после запуска и поддержание оптимального температурного режима в процессе эксплуатации. Конструктивно термоклапан расположен в корпусе масляного фильтра. Максимальная температура масла в системе смазки 120 °С.

Насос масляный

Насос масляный закреплен на нижней плоскости блока цилиндров. Ведущее зубчатое колесо напрессовано на передний носок коленчатого вала и имеет 64 зуба, ведомое 52.

1 - крышка; 2 - корпус; 3 - шестерня ведущая; 4 - ведомое зубчатое колесо; 5 - шпонка; 6 - гайка; 7 - зубчатое колесо; 8 - ось; 9 - шплинт; 10 - пробка; 11,12 - пружины; 13 - клапан; 14 - шарик; 15 - шайбы регулировочные.


Зазор 0,15. 0,35 мм в зацеплении зубчатых колес привода регулируется прокладками, устанавливаемыми между привалочной плоскостью насоса и блока цилиндров. Момент затяжки болтов крепления масляного насоса к блоку должен быть 49. 68,6 Н м (5. 7 кгс м).

Масляный насос шестеренчатый, односекционный. Содержит корпус 2, крышку 1, шестерни 3 и 7. В крышке расположен клапан смазочной системы 13, с пружиной 11, отрегулированный на давление срабатывания 392 . 439 кПа (4,0. 4,5 кгс/см2). Также насос имеет предохранительный клапан выполненный в виде шарика 14 подпружиненного пружиной 12. Давление срабатывания клапана 931. 1127 кПа (9,5. 11,5 кгс/см2).

Фильтр масляный

Закреплен на правой стороне блока цилиндров. Состоит из корпуса 1, двух колпаков 9 и 11, в которых установлены полнопоточный 8 и частично-поточный 4 фильтроэлементы.

1 - корпус фильтра; 2,3 - уплотнительные кольца; 4 - частично-поточный фильтрующий элемент; 5 - теплообменник; 6 - термосиловой датчик; 7 - прокладка; 8 - полнопоточный фильтрующий элемент; 9,11 - колпаки; 10 - упорная пружина; 15 - перепускной клапан; 16 - пружина перепускного клапана.


В корпусе фильтра также расположен перепускной клапан 15 и термоклапан включения водомасляного теплообменника. Очистка масла в фильтре комбинированная. Через полнопоточный фильтроэлемент 8 проходит основной поток масла перед поступлением к потребителям, тонкость очистки масла от примесей, при этом, составляет 40 мкм. Через частично-поточный фильтроэлемент 4 проходит 3 . 5 л/мин, где удаляются примеси размерами более 5 мкм. Из частично-поточного элемента масло сливается в картер. При такой схеме достигается высокая степень очистки масла от примесей.

ТЕРМОКЛАПАН включения водомасляного теплообменника состоит из подпружиненного поршня с термосиловым датчиком. При температуре ниже 95 °С поршень находится в верхнем положении и основная часть потока масла, минуя теплообменник, поступает в двигатель. При достижении температуры масла 95. 97 °С омывающего термосиловой датчик, активная масса, находящаяся в баллоне, начинает плавиться и, увеличиваясь в объеме, перемещает шток датчика и поршень.
При температуре масла 110. 112 °С поршень 13 разобщает полости в фильтре до и после теплообменника и весь поток масла идет через теплообменник.
При превышении температуры масла выше 120 °С срабатывает датчик температуры и на щитке приборов загорится сигнальная лампочка.

Водомасляный теплообменник установлен на масляном фильтре, кожухотрубного типа, сборный. Внутри трубок проходит охлаждающая жидкость из системы охлаждения двигателя, снаружи - масло. Со стороны масла трубки имеют оребрение в виде охлаждающих пластин. Поток масла в теплообменнике четыре раза пересекает трубки с водой, чем достигается высокая эффективность охлаждения масла.

Картер масляный крепиться к блоку цилиндров через резинопробковую прокладку. Момент затяжки болтов крепления масляного картера согласно приложению А.

Система вентиляции картера открытая, циклонного типа. Картерные газы отводятся из штанговой полости второго цилиндра, через угольник, в котором установлен завихритель. При работе двигателя картерные газы проходят через завихритель и получают винтовое движение. За счет действия центробежных сил капли масла, содержащиеся в газах, отбрасываются к стенке трубы и в маслоотделителе происходит разделение.

Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное.

Время: 6 часов.

Цель занятия:

Обучение практическим приемам разборочно-сборочных работ с изучением узлов и деталей системы смазки.

Задачи занятия:

Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ системы смазки.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ системы смазки.

Развивающие:

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Воспитательные:

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением узлов и деталей системы смазки .

В ходе занятия у студентов формируются

П рофессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Применяемые оборудование, приспособления, инструменты и материалы:

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты —

блок цилиндров, агрегаты смазочной системы (радиатор, маслонасосы,

центробежный фильтр), съемники (специальный, трехлапный), тиски, комплект инструментов; торцовый ключ 13 мм, специальный шестигранный ключ, разрезы центробежного фильтра, маслонасоса, и полноточного фильтра.

1. Изучить устройство и работу смазочной системы двигателя КАМАЗ-740 (использовать рис. 1.–3).


Рис. 1. Смазочная система двигателя автомобиля КАМАЗ-740:

1- компрессор; 2- топливный насос высокого давления; 3- выключатель гидромуфты;

4 - гидромуфта; 5, 12 - предохранительные клапаны; 6 - клапан системы смазки; 7- насос

ного фильтра;10 - кран включения масляного радиатора; 11- центробежный фильтр;

13- лампа сигнализатора засоренности фильтра очистим масла; 14- перепускной клапан

полнопоточного фильтра; 15- полнопоточный фильтр очистки масла; 16 - маслоприемник;




Рис. 2. Насос масляный:

1- корпус радиаторной секции; 2 - шестерня ведущая радиаторной секции; 3- проставка;

4 шестерня ведущая нагнетающей секции; 5 корпус нагнетающей секции; 6- шестерня

ведомая привода насоса; 7 - шпонка; 8 - валик ведущих шестерен; 9 - шестерня ведомая нагнетающей секции; 10- шестерня ведомая радиаторной секции; 11 - клапан предохрани-

тельный радиаторной секции; 12, 15, 17 - пружины клапана; 13, 16 - пробки клапана;

14 - клапан системы смазывания; 18 - клапан предохранительный нагнетающей секции.




Рис. 3. Фильтры очистки масла:

а – полнопоточный; б – центрифуга; 1 – пробка сливного отверстия; 2 – сливная трубка;

3 – корпус фильтра; 4 – датчик указателя давления масла; 5 – пружина перепускного клапана; 6 – перепускной клапан; 7 – пружина; 8 – болт сливной трубки; 9 – уплотнение фильтрующего элемента; 10 – крышка; 11 – маслопровод; 12 – фильтрующий элемент; 13 – датчик аварийного снижения давления масла; 14 – привалочная плоскость корпуса; 15 – гайка-барашек; 16 – кожух; 17 – сетчатый фильтр; 18 – ось ротора; 19 – колпак ротора; 20; 21 – прокладки; 22 – корпус ротора; 23 – корпус центрифуги; 24 – жиклер; 25 –упорный шарикоподшипник; 26 – стальной отражатель; К – сила реакции; → – движение потока масла.

2. Разобрать масляный насос двигателя КАМАЗ-740 (рис. 2) в следующем порядке:

− отвернуть гайку крепления шестерни привода масляного насоса;

− снять шестерню 6 с помощью съемника;

− снять сегментную шпонку 7;

− вывернуть болты корпуса радиаторной секции, снять корпус 5;

− извлечь из корпуса ведомую шестерню 9 с осью, вывернуть пробки, вынуть

предохранительный клапан радиаторной секции и клапаны смазочной системы

с пружинами и шайбами;

− вывернуть пробку из нагнетающей секции 16 для доступа к предохранительному клапану;

− извлечь предохранительный клапан 18 с пружиной и шайбами, валик 8 в сборе с ведущими шестернями и стальной проставкой, ведомую шестерню;

− вывернуть пробки масляных каналов нагнетающей секции;

3. Собрать масляный насос двигателя КАМАЗ-740, выполняя операции в

последовательности, обратной его разборке.

4. Разобрать полнопоточный фильтр очистки масла (рис. 3, а ):

− вывернуть болт 8;

− снять крышку 10 с уплотнениями;

− вынуть фильтрующие элементы 12;

− отвернуть пробку перепускного клапана 6 и извлечь пружину 5, регулировочную шайбу, корпус сигнализатора с подвижным контактом и перепускной клапан; продефектовать детали.

5. Собрать полнопоточный фильтр очистки масла, выполняя операции в

последовательности, обратной его разборке.

Инструкционно-технологическая карта

«Разборка-сборка масляного насоса, фильтра центробежной очистки

Последовательность

приспособление

Технические условия

1. Разборка фильтра центробежной очистки масла

1. Отвернуть гайку крепления кожуха на оси

См. рис. 3 б , поз. 5

2. Отвернуть пробку в корпусе и зафиксировать ротор от проворачивания (повернуть ротор с колпа-

ком на стопорно устройстве)

Зафиксировать ротор пальцами стопоров

3. Зажать корпус фильтра в тисках

4. Отвернуть гайку крепления колпака

См. рис. 3 б , поз. 19

Очистить колпак и сетчатый

6. Отвернуть гайку крепления ротора на оси

7. Снять упорную шайбу, направляющий стакан и ротор вместе с опорным подшипником и плоской

Продефектовать детали, очистить ротор

8. Вывернуть из корпуса центрифуги пробки перепускного и сливного клапанов

9. Извлечь пружину и клапан

Ключ гаечный 27 мм

2. Сборка фильтра центробежной очистки масла

1. Установить клапан в корпус

Совместить риску на основании ротора с выступающей меткой на

внешней части колпака для обеспечения балансировки ротора

2. Завернуть пробки клапанов

3. Установить ротор с опорными подшипниками и плоской шайбой

4. Установить колпак, вставку, сетчатый фильтр

5. Завернуть гайку крепления колпака ротора

Момент затягивания гаек колпака ротора и наружного колпака не более 30 Н·м

6. Установить кожух

Ключ гаечный 13 мм

Перед установкой наружного колпака проверить правильность

сборки центрифуги по легкости вращения ротора, для чего отжать пластину стопорного устройства

ротора и повернуть ротор на оси – он должен вращаться легко, без заеданий

3. Разборка масляного насоса двигателя КАМАЗ-740

1. Отвернуть гайку крепления шестерни привода масляного насоса

2. Снять шестерню и сегментную шпонку

Сегментная шпонка не должна иметь повреждений

3. Вывернуть болты крепления корпуса радиаторной секции

Ключ гаечный 13 мм

5. Извлечь из корпуса ведомую шестерню с осью

6. Вывернуть из корпуса пробки предохранительного клапана и клапана смазочной системы

7. Извлечь клапаны с пружинами и шайбами

Пружины клапанов не должны иметь повреждений

8. Вывернуть пробку из нагнетающей секции

Ключ гаечный 24 мм

9. Извлечь предохранительный

10.Извлечь валик в сборе с ведущими шестернями, стальной проставкой и ведомую шестерню

11.Вывернуть пробки масляных каналов нагнетающей секции

Продефектовать детали. Очистить масляные каналы

4. Сборка масляного насоса двигателя КАМАЗ-740

1. Завернуть пробки масляных каналов

2. Установить в корпус нагнетающей секции ведомую шестерню, стальную проставку, валик с ведущими шестернями

Шестерни секций не должны

3. Установить предохранительный

клапан нагнетающей секции

4. Завернуть пробку клапана

Ключ гаечный 24 мм

5. Установить предохранительный

клапан и клапан смазочной системы с пружинами в корпус радиаторной секции

Техническое обслуживание и ремонт системы смазки двигателя камаз

Основными дефектами системы смазки являются: – засорение фильтров; – повреждение воздушно-масляного радиатора; – уменьшение производительности масляного насоса; – поломка зубьев шестерни привода масляного насоса.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Для замены фильтрующих элементов необходимо отвернуть сливные пробки на колпаках и слить масло из фильтра в емкость.

Затем следует ослабить болт крепления колпака фильтра и снять колпак вместе с фильтрующим элементом, после чего его можно вынуть из колпака.

В том же порядке следует снять второй колпак и вынуть второй фильтрующий элемент. После этого необходимо промыть в дизельном топливе колпаки фильтров, заменить фильтрующие элементы и собрать фильтр.

Полнопоточный фильтр очистки масла после сборки поступает на сборку двигателя, устанавливается на правой стороне блока цилиндров, а при сборке автомобиля клемма сигнализатора соединяется проводом с красной сигнальной лампочкой на щитке приборов. Загорается лампочка при засорении фильтра и открытии перепускного клапана фильтра.

Центробежный масляный фильтр разбирается, промывается; сливной и перепускной клапаны при необходимости регулируются после промывки на стенде, после этого фильтр собирается.

Редукционные, перепускные и сливные клапаны промываются в дизельном топливе без разборки. Требования технических условий к клапанам, установленным в корпусе фильтра, следующие: сливной клапан должен быть отрегулирован на давление 0,05— 0,07 МПа, перепускной — на давление 0,6—0,65 МПа.

Собирается фильтр в последовательности обратной его разборке, после чего он поступает на сборку двигателя. Устанавливается фильтр на передней крышке блока цилиндров с правой стороны двигателя.

Масляный насос при капитальном ремонте двигателей проверяется на стенде проверки и испытания масляных насосов. На стенде проверяются производительность насоса, давление открытия предохранительных и ограничительного клапанов. Предохранительные клапаны должны открываться при давлении 0,85— 0,95 МПа. Ограничительный клапан, предназначенный для ограничения давления в главной магистрали, должен срабатывать при давлении 0,40—0,45 МПа. Если масляный насос не обеспечивает требований технических условий, то в нем заменяются шестерни и шлифуются крышки.


Рис. 37. Система смазки двигателя КамАЗ-740

Смазочная, воздушная и выпускная системы дизеля Камаз-740



Рис. 1. Система смазки двигателя Камаз-740 1 — компрессор; 2 — насос топливный высокого давления; 3 — включатель гидромуфты; 4 — гидромуфта; 5,12- клапаны предохранительные; 6 — клапан системы смазывания; 7 — насос масляный; 8 — клапан перепускной центробежного фильтра; 9 — клапан сливной центробежного фильтра; 10 — кран включения масляного радиатора; 11 — фильтр центробежный; 13 — лампа сигнальная засоренности фильтра очистки масла; 14 — клапан перепускной фильтра очистки масла; 15 — фильтр очистки масла; 16 — маслоприемник; 17 — картер; 18 — магистраль главная; А — в радиатор Система смазки двигателя Камаз-740 включает в себя масляный насос, картер масляный, фильтры – полнопоточный и центробежный, воздушно-масляный радиатор, масляные каналы в блоке и головках цилиндров, передней крышке и картере маховика, наружные маслопроводы, маслозаливную горловину, клапаны для обеспечения нормальной работы систем и контрольные приборы. Схема системы смазки Камаз-740 показана на рис. 1. Из картера 17 через маслоприемник 16 масло поступает в нагнетающую и радиаторную секции масляного насоса 7; из нагнетающей секции через канал в правой стенке блока оно подается в фильтр 15 очистки масла, где очищается двумя фильтрующими элементами, затем поступает в главную магистраль 18, откуда по каналам в блоке и головках цилиндров направляется к коренным подшипникам коленчатого вала, втулкам коромысел и верхним наконечникам штанг толкателей. К шатунным подшипникам коленчатого вала Камаз-740 масло подается по отверстиям внутри вала от ближайшей коренной шейки. Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемным кольцом, отводится в поршень и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках и подшипник верхней головки шатуна. Через каналы в задней стенке блока цилиндров и картера маховика Камаз-740 масло под давлением поступает к подшипникам: компрессора 1, через каналы в передней стенке блока – к подшипникам топливного насоса 2 высокого давления. Предусмотрен отбор масла из главной магистрали для подачи к включателю 3 гидромуфты 4, который установлен на переднем торце блока и управляет работой гидромуфты привода вентиляторов. Из радиаторной секции масляного насоса Камаз-740 масло поступает к центробежному фильтру 11, далее – в радиатор и затем сливается в картер. При закрытом кране 10 масло из центробежного фильтра через сливной клапан 9, минуя радиатор, сливается в картер. Остальные детали и сборочные единицы двигателя смазываются разбрызгиванием и масляным туманом. Масляный насос Камаз-740 (рис. 2) закреплен на нижней плоскости блока цилиндров. Нагнетающая секция масляного насоса Камаз-740 подает масло в главную магистраль двигателя, радиаторная секция – в центробежный фильтр и радиатор. В корпусах секций 1 и 5 установлены предохранительные клапаны 11 и 18, отрегулированные на давление открытия 833,6…931,7 кПа (8,5…9,5 кгс/см2) и предназначенные для ограничения максимального давления на выходе из секций насоса. Клапан 14 системы смазки двигателя Камаз-740, срабатывающий при давлении 392,4…441,31кПа (4,0…4,5 кгс/см2), предназначен для ограничения давления в главной магистрали двигателя.



Рис. 2. Насос масляный Камаз-740 1 — корпус радиаторной секции; 2 — шестерня ведущая радиаторной секции; 3 -проставка; 4 — шестерня ведущая нагнетающей секции; 5 — корпус нагнетающей секции; 6 — шестерня ведомая привода насоса; 7 — шпонка; 8 — валик ведущих шестерен; 9 — шестерня ведомая нагнетающей секции; 10 — шестерня ведомая радиаторной секции; 11 — клапан предохранительный радиаторной секции; 12, 15, 17 — пружины клапана; 13, 16 — пробки клапана; 14 — клапан системы смазывания; 18 — клапан предохранительный нагнетающей секции Фильтр очистки масла Камаз-740 (рис. 3), установленный на правой стороне блока цилиндров, состоит из корпуса 19, колпаков 24 и двух бумажных фильтрующих элементов 23. В корпусе фильтра Камаз-740 установлен перепускной клапан 16 с сигнализатором засоренности фильтроэлементов. Сигнальная лампа засоренности фильтроэлементов расположена на щитке приборов в кабине. Допускается свечение или мигание лампы при пуске и прогреве двигателя. При постоянном свечении лампы на прогретом двигателе замените фильтрующие элементы. В корпусе фильтра Камаз-740 установлены датчики давления масла и сигнализации о недопустимом понижении [менее 68,7 kПа (0,7 кгс/см2)] давления масла в главной магистрали. Перепускной клапан перепускает неочищенное масло в главную магистраль, минуя фильтрующий элемент, при низкой температуре масла или значительном засорении фильтрующих элементов при перепадах давления на элементах 245,8… 294,2 кПа (2,5… 3,0 кгс/см2). Рис. 3. Фильтр очистки масла Камаз-740 1 – стержень; 2 — кольцо стопорное; 3, 7 — шайбы; 4 — кольцо уплотнительное; 5 -пружина колпака; 6 — чашка уплотнительная; 8 – пружина перепускного клапана; 9 — винт сигнализатора; 10 — пробка перепускного клапана; 11, 18, 20, 26-прокладки; 12 — шайба регулировочная; 13 — корпус сигнализатора; 14 — контакт подвижный сигнализатора; 15 — пружина контакта сигнализатора; 16 — клапан перепускной; 17- пробка; 19 — корпус фильтра; 21 — втулка корпуса; 22 — кольцо уплотнительное; 23 — элемент фильтрующий; 24 — колпак; 25 — пробка сливная Фильтр Камаз-740 центробежный масляный (рис. 4) – с активно-реактивным приводом ротора, установлен на передней крышке блока цилиндров с правой стороны двигателя. Ротор в сборе с колпаком приводится во вращение струёй масла, вытекающей из тангенциальной щели в оси ротора, а также реактивными силами, возникающими при входе масла в тангенциальные каналы ротора. При работе двигателя Камаз-740 масло из радиаторной секции насоса под давлением подается в фильтр, обеспечивая вращение ротора. Под действием центробежных сил механические частицы отбрасываются к стенкам колпака ротора и задерживаются, а очищенное масло через отверстие в оси ротора и трубку 17 поступает в воздушно-масляный радиатор или через сливной клапан в корпусе фильтра, отрегулированный на давление 49,0… 68,7 кПа (0,5… 0,7 кгс/см2), в картер двигателя. Перепускной клапан, установленный в корпусе фильтра Камаз-740, отрегулирован на давление 588,4.. .637,5 kПa (6,0… 6,5 кгс/см2). Рис.4. Центробежный масляный фильтр камаз-740 1 — корпус; 2 -колпак ротора; 3-ротор; 4- колпак фильтра; 5 — гайка крепления колпака ротора; 6 – подшипник шариковый упорный; 7 – шайба упорная; 8 — гайка крепления ротора; 9 — гайка крепления колпака фильтра; 10 — втулка верхняя ротора; 11 — ось ротора; 12 — экран; 13 — втулка нижняя ротора; 14 — палец стопора; 15 — пластина стопора; 16 — пружина стопора; 17 — трубка отвода масла Чтобы не нарушить балансировку ротора при обслуживании фильтра, на роторе и колпаке нанесены метки, которые необходимо совмещать при его сборке. Картер масляный Камаз-740 стальной штампованный закреплен на нижней плоскости блока цилиндров болтами. Между картером и блоком установлена резино-пробковая прокладка для обеспечения герметичности соединения. В нижней части картера Камаз-740 имеется сливная пробка. Радиатор воздушно-масляный трубчато-пластинчатый, двухрядный, воздушного охлаждения, установлен перед радиатором системы охлаждения Камаз-740. Воздушная система и система выпуска газов Камаз-740 Воздушная система Камаз-740 предназначена для забора воздуха из атмосферы, очистки его от пыли и распределения по цилиндрам. Схема воздушной системы Камаз-740 изображена на рис.5. Атмосферный воздух засасывается: в цилиндры двигателя, проходя через воздухоочиститель 25.



Рис. 5. Воздушная система и система выпуска газов Камаз-740 1 — трубка сапуна газоотводящая; 2 — сапун; 3 — трубка маслосливная сапуна; 4 — воздухопровод впускной двигателя; 5 — воздухоочиститель; 6 — коллектор выпускной; 7 — патрубок выпускной; 8 — глушитель; I — воздух из атмосферы; II — очищенный воздух; III — картерные газы; 1V — отработавшие газы Очищенный воздух распределяется впускными коллекторами по цилиндрам двигателя и участвует в сгорании в составе рабочей смеси. Отработавшие газы проходят по выпускным коллекторам, приемным трубам глушителя и через глушитель выбрасываются в атмосферу. Газы, проникшие в картер двигателя через зазоры между зеркалом цилиндра и поршневыми кольцами, удаляются в атмосферу через патрубок и вытяжную трубку за счет избыточного давления. На рис. 6 изображены воздушные системы Камаз-740, применяемые на различных моделях автомобилей Камского автозавода. Забор воздуха в двигатель осуществляется через воздухозаборник. Рис. 6. Схема систем забора воздуха автомобилей Камаз а — Камаз-5320 и 55102, b — Камаз-53212, 5410 и 54112, с — Камаз-55111, 1 — колпак; 2 — труба воздухозаборника; 3 — уплотнитель: 4 — воздухоочиститель; 5 — кронштейн (стрелками указаны места, подлежащие контролю герметичности при обслуживании системы) В воздушной системе Камаз-740 между трубой воздухозаборника и воздухопроводами, закрепленными на двигателе, предусмотрен уплотнитель — гофрированный резиновый патрубок, внутрь которого вставлен нажимной диск, служащий опорой для распорной пружины. Последняя обеспечивает герметичность соединения уплотнителя с трубой воздухозаборника при транспортном положении кабины. Воздухоочиститель воздушной системы (рис. 6, а) автомобилей Камаз-5320 и Камаз-55102 прикреплен к левому лонжерону рамы. На остальных автомобилях (рис. 6, b и с) воздухоочиститель закреплен на кронштейне 5. Воздухоочиститель Камаз-740 сухого типа, двухступенчатый. Первая ступень центробежная — моноциклон со сбором отсепарированной пыли в бункер, вторая ступень — бумажный фильтрующий элемент. Воздухоочиститель Камаз-740 (рис. 7) состоит из корпуса 8, фильтрующего элемента 5, крышки 1, прикрепленной к корпусу четырьмя защелками. Рис. 7. Воздухоочиститель Камаз-740 1 — крышка; 2 — прокладка крышки; 3 — корпус; 4 — пылеотбойник; 5 — элемент фильтрующий; 6 — гайка фильтрующего элемента Герметичность соединения обеспечивается прокладкой 2. Во внутренней полости крышки установлена перегородка с щелью и заглушкой, которая образует полость сбора пыли (бункер). На входном патрубке воздухоочистителя имеется пылеотбойник 4. Фильтрующий элемент крепится в корпусе самоконтрящейся гайкой 6.



Рис. 10. Система выпуска отработавших газов Камаз-740 1 – соединительные патрубки; 2 – натяжные фланцы; 3 – турбокомпрессоры; 4, 8 – трубы выпуска отработавших газов; 5 – глушитель; 6 – кронштейны крепления глушителя; 7 – лонжерон рамы Система выпуска газов Камаз-740 состоит из двух выпускных коллекторов 9, двух приемных труб 7 и 8, гибкого металлического рукава 5, глушителя 1. Каждый выпускной коллектор обслуживает ряд цилиндров и крепится к блоку цилиндров тремя болтами. Коллекторы Камаз-740 соединены с головками цилиндров патрубками. Разъемное выполнение соединения коллектор—патрубок—головка позволяет компенсировать тепловые деформации, возникающие при работе двигателя. Приемные трубы Камаз-740 объединены тройником и соединены с глушителем гибким металлическим рукавом, который компенсирует погрешности сборки и температурные деформации деталей системы. В каждой приемной трубе установлена заслонка вспомогательной моторной тормозной системы. Глушитель Камаз-740 шума выпуска (рис. 11) активно-реактивный, неразборной конструкции. Активный глушитель работает по принципу преобразования звуковой энергии в тепловую, что осуществляется установкой на пути газов перфорированных перегородок, в отверстиях которых поток газов дробится и пульсация затухает. Рис. 11. Глушитель Камаз-740 шума выпуска 1 — труба перфорированная; 2 — фланец упорный; 3 — фланец натяжной; 4 -стенка передняя; 5 — корпус; 6 — патрубок выпускной; 7 -стенка задняя В реактивном глушителе Камаз-740 используется принцип акустической фильтрации звука. Этот глушитель представляет собой ряд акустических камер, соединенных последовательно. На выпускном патрубке глушителя автомобиля-самосвала Камаз-55111 установлена выпускная труба 2 (рис. 12), предназначенная для обогрева платформы отработавшими газа в холодное время года. Рис. 12. Системы выпуска отработавших газов автомобиля-самосвала Камаз-55111 1 — заглушка; 2 — труба выпускная глушителя; 3 — глушитель; 4 — патрубок выпускной; 1-снять зимой; II — установить зимой При эксплуатации автомобиля-самосвала Камаз-55111 в холодное время года для обогрева платформы снимите заглушку с вертикальной трубы глушителя и установите ее между патрубком тройника и выпускным патрубком. В теплое время года установите заглушку на вертикальную трубу глушителя, сняв ее с патрубка тройника. Турбонаддув двигателя Камаз-740 Система турбонаддува Камаз-740 состоит из двух взаимозаменяемых турбокомпрессоров, компрессоров, впускных и выпускных коллекторов и патрубков. Турбокомпрессор Камаз-740 установлен на выпускных коллекторах по одному на каждый ряд цилиндров. Уплотнение газовых стыков между установочными фланцами турбокомпрессоров и коллекторами осуществляется прокладками из жаропрочной стали. Труба выпуска отработавших газов крепится к турбокомпрессору Камаз-740 с помощью натяжных фланцев, а герметичность соединений обеспечивается асбостальной прокладкой. Подшипники турбокомпрессора смазываются от системы смазывания двигателя. Турбокомпрессор Камаз-740 ТКР 7 (рис. 13) – агрегат, объединяющий центростремительную турбину и центробежный компрессор. Турбина преобразовывает энергию газов в работу сжатия воздуха компрессором. Рис. 13. Турбокомпрессор Камаз-740 (ТКР 7) 1 — подшипник; 2 — экран; 3-корпус компрессора; 4 — диффузор; 5, 19 — кольцо уплотнительное; 6 — гайка; 7 — маслоотражатель; 8 -колесо компрессора; 9 — экран маслосбрасывающий; 10, 18 — крышки; 11 — корпус подшипника; 12 — фиксатор; 13 -переходник; 14 — прокладка асбостальная; 15 — экран турбины; 16 — колесо турбины; 17 — корпус турбины Вращающаяся часть турбокомпрессора Камаз-740 – ротор – состоит из колеса 16 (см. рис. 13) турбины с валом, колеса 8 компрессора и маслоотражателя 7, закрепляемых на валу гайкой 6. Ротор турбокомпрессора Камаз-740 вращается в подшипнике 1, представляющем собой плавающую невращающуюся моновтулку, удерживается от осевого и радиального перемещений фиксатором 12, который вместе с переходником 13 является маслоподводящим каналом. В корпусе 11 подшипника устанавливаются стальные крышки 10 и 18 и маслосбрасывающий экран 9, который вместе с невращающимися упругими разрезными уплотнительными кольцами 5 предотвращает течь масла из полости корпуса подшипника. Корпуса турбины и компрессора Камаз-740 крепятся к корпусу подшипника с помощью болтов и планок. Для уменьшения теплопередачи от корпуса турбины турбокомпрессора Камаз-740 к корпусу подшипника между ними установлен чугунный экран 15 турбины и асбостальная прокладка 14. Диффузор 4 и экран 2 образуют канал, по которому воздух после сжатия в колесе подается во внутреннюю полость корпуса.

Двигатель, его детали и оборудование нуждаются в постоянной смазке вращающихся и трущихся элементов. Для этого двигатель снабжен масляной системой которая обеспечивает надежное взаимодействие всех деталей двигателя, уменьшая трение, защищая от перегрева и чрезмерного износа.

Основные параметры и характеристики системы смазки двигателя КамАЗ-740

Система смазки — Комбинированная: под давлением и разбрызгиванием
Масляный картер — Штампованный, неразъёмный, мокрого типа
Масляный насос — Шестерённый, односекционный
Масляный фильтр — Два: полнопоточный фильтр с двумя сменными фильтрующими элементами и центробежный фильтр
Масляный радиатор — Воздушного охлаждения, трубчато-пластинчатый Жидкостно-масляный теплообменник
Давление в системе:
— при номинальной частоте вращения : 4,5-5,5 кгс/см2
— при минимальной частоте вращения : 1,0 кгс/см2
Применяемое масло :
— зимой : М-8Г2К
— летом : М-10Г2К
— всесезонно : М-6з/10В (ДВАСЗп10)
Заправочный объём (включая масляный радиатор) — 9,5 литров
Вентиляция картера — Естественная с сапуном лабиринтного типа

Система смазки представляет собой ряд приборов и агрегатов для хранения, подвода, очистки и охлаждения масла:

  • Поддон картера двигателя
  • Масляный насос

Как происходит циркуляция масла в масляной системе двигателя КамАЗ-740

Масло из поддона через маслоприемник с сетчатым фильтром поступает в секции масляного насоса. Из нагнетающей секции масло через канал подается
в полнопоточный фильтр, а оттуда в главную масляную магистраль.
Затем по каналам в блоке и головках цилиндров масло под давлением подается к деталям КШМ и ГРМ, ТНВД и компрессору.
К шатунным подшипникам масло подается по каналу коленчатого вала от ближайшей к ним коренной шейки.
Опоры штанг и толкателей газораспределительного механизма омываются пульсирующей струей, а остальные детали — разбрызгиванием или самотеком масла.
Масло, снимаемое со стенок цилиндра маслосъемными кольцами, отводится через сверления в поршневых канавках внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в верхней головке шатуна и бобышках поршня.
Из главной смазочной магистрали масло под давлением подается к термосиловому датчику, а при открытом кране включения гидромуфты — в саму гидромуфту.
Из радиаторной секции масляного насоса масло подается к фильтру центробежной (тонкой) очистки и через открытый кран включения масляного радиатора в сам радиатор, а из него в поддон картера двигателя.
Если кран включения масляного радиатора закрыт, то из центрифуги (фильтр центробежной очистки) масло поступает в поддон через сливной клапан.
Недостаточная подача масла к трущимся деталям двигателя вызывает потерю мощности, усиленный износ деталей, перегрев и расплавление подшипников скольжения, заклинивание поршней и в конечном итоге — прекращение работы двигателя.

Читайте также: