Технологическая карта по ремонту стартера камаз

Обновлено: 05.07.2024

Комплект приспособлений для обслуживания аккумуляторных батарей Э-412; комплект инструмента И-145; отвертка. 1,0x6, 5х200мм ГОСТ 17199-71; ключ специальный для верхнего болта стартера-24мм; прибор для проверки электрооборудования Э-214; прибор для проверки натяжения приводных ремней КИ-8920; секундомер ГОСТ 5072-79; шкурка шлифовальная ГОСТ 6456-82; лента изоляционная ГОСТ 2162-78; банка с 10% раствором нашатырного спирта, или кальцинированной содой; обтирочный материал; банка с токопроводящей смазкой ВНИИНП-510; кисть для нанесения смазки на контакты штекерных разъемов; подъемник (комплект стоек) П-238 или СДО-12,5 (ПНР); шланговый отсос для удаления отработавших газов 3910.

Работа по обслуживанию электрооборудования:

Протереть поверхность аккумуляторных батарей ветошью, смоченной в 10% растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. Обратить внимание на состояние корпусов батарей. На поверхности корпусов не должно быть трещин.

Проверить степень заряженности каждого элемента батарей с помощью нагрузочной вилки (рисунок 3).

Нагрузочная вилка

Рисунок 3- Нагрузочная вилка

Напряжение каждого элемента при полностью заряженной батарее должно быть 1,75ч1,8 В в течении 5 секунд. Разница напряжений отдельных элементов батареи не должна превышать 0,1 В.

После проверки степени заряженности, проверить уровень и плотность электролита в каждой банке, и при необходимости довести до нормы. Уровень электролита должен быть на 10ч15 мм выше сепараторов (рисунок 4)

Проверка уровня электролита в аккумуляторных батареях

Рисунок 4-. Проверка уровня электролита в аккумуляторных батареях.

А плотность электролита должна соответствовать данным, приведенным в таблице 2.

Плотность электролита в зависимости от региона

Плотность электролита при 15 С, г/см

Районы с резко континентальным климатом, с температурой зимой ниже

Северные районы с температурой до минус 40 С

Центральные районы с температурой до минус 30 С

Плотность замерять с помощью денсиметра (рисунок 5).

Проверка плотности электролита в аккумуляторных батареях

Рисунок 5- Проверка плотности электролита в аккумуляторных батареях.

Степень разреженности батареи с учетом исходной плотности можно установить по таблице №3 или по показаниям нагрузочной вилки по таблице № 4.

Степени разреженности АКБ.

Полностью заряженная батарея

Установить винт 1 переключателя сезонной регулировки регулятора напряжений 3 в положение "3" - зима или "Л" - лето в зависимости от сезона (рисунок 6).

Проверка напряжений генератора

Рисунок 6- Проверка напряжений генератора

1 - винт переключателя сезонной регулировки; 2 -генератор; 3 -- регулятор напряжения; 4 -сопротивление; 5 - клемма "+"; 6 - вольтметр; 7 -клемма "-"

В положении "3" - зима переключатель переводится при установившейся температуре окружающего воздуха ниже плюс 5 С.4. (1,2 чел. мин. )

Уровень регулируемого напряжения в положении переключателя сезонной регулировки в положении "Л" - лето, притоке нагрузки 20А, частоте вращения генератора 3500+200 об/мин э температуре 25+10 С и выключенной батареи должен находиться в пределах 27ч28В, а в положении "3" - зима- 28,8ч30,2 В.

Выключатель массы ВК - 860 В

Рисунок 7- Выключатель массы ВК - 860 В.

1 - корпус выключатели; 2 - винт крепления электромагнита; 3 - электромагнит; 4 - якорь; 5 - шток; 6 - прокладка; 7 - контактная система; 8 - гайка крепления опорной плиты; 9 - опорная плита: 10 - шпилька; 11 - винт (выворачивается для подвода сжатого воздуха при проверке герметичности выключателя массы.)

Установка выключателя массы и аккумуляторной батареи

Дополнительные работы по ремонту электрооборудования (выполняемые осенью) 6. (10. 0чел.мин.)

Генератор и установочные детали

Рис.7 Генератор и установочные детали.

1- генератор; 2- шайба; 3-шайба пружинная; 4- болт прижимной планки; 5 - болт крепления планки 6 -- планка генератора; 7 -- болт распорный; 8 - палец; 9 -стяжной болт; 10 -- кронштейн опор генератора11 - шпилька; 12 - гайка.

Генераторная установка Г - 273 - В

Рис. 8 Генераторная установка Г - 273 - В.

1- шкив; 2- вентилятор: 3„- крышка со стороны привода; 4- статор; 5-

контактных колец; 9- кольцо контактное; 10- крышка подшипника; 11-резистор подпиточный: 12- регулятор напряжения;

  • 13- щеткодержатель;
  • 14- переключатель сезонной регулировки; А- разрез; Б- регулятор

напряжения; С- электрическая схема,

Стартер

Рис. 9. Стартер

  • 1 - крышка со стороны коллектора; 2, 14, 17 -подшипники;
  • 3 -траверса;4 -перемычка; 5 -болт контактный; 6 - крышка реле;
  • 7-диск контактный; 8 -шток; 9 -ярмо реле с катушкой;
  • 10-крышка со стороны привода; 11-ось рычага; 12- привод;
  • 13 -шестерни привода; 15 -упорная шайба; 16 -шайбы замковые;
  • 18 -катушки; 19 -щетка изолированная; 20 -щетка не изолированная.

При проведении обслуживания стартера проверить:

-состояние поверхности коллектора, которая должна быть гладкой и не иметь подгорании. Минимальный диаметр коллектора 53 мм;

состояние щеточного узла и высоту щеток, которая должна быть не менее 13 мм;

-состояние контактной системы реле стартера ( контактный диск и контактные болты);

регулировку реле стартера;

-перемещение привода на валу якоря, при затруднении перемещения привод очистить и смазать смазкой ЦИАТИМ-201 ГОСТ 6267-74.

Разъединить штекерные разъемы, удалить следы окислов и смазать клеммы (рис, 10):

  • -датчик спидометра (поз. 1);
  • -датчика контрольной лампы включения блокировки межосевого

дифференциала (поз. 2);

-датчиков контрольных ламп падения давления: в контурах

пневматического привода тормозов -- 3 шт. (поз. 3):

  • -датчика включения стояночного тормоза (поз,4);
  • -датчика стоп-сигнала (поз. 5);
  • -задних фонарей (поз. 6);
  • -штекерные разъемы левого пучка проводов с пучком задних

Рис. 10. Точки разъединения штекерных разъемов электропроводки для удаления окислов и смазки клем.

  • 1 - датчик спидометра:
  • 2- датчик контрольной лампы включения блокировки межосевого дифференциала;
  • 3 - датчик контрольных ламп падения давления в контурах

пневматического привода тормозов - 3 шт.;

  • 4 - датчик включения стояночного тормоза;
  • 5 - датчик стоп-сигнала;
  • 6 - датчик задних фонарей,
  • 7 - штекерные разъемы левого пучка проводов с пучком задних фонарей;
  • 8 - датчик указателя уровня топлива в баке.

После разъединения штекерных разъемов проверить их состояние, при необходимости заменить записные чехлы и наконечники проводов, а также соединительные колодки. Клеммы смазать тонким слоем токопроводящей смазки ВНИИНП-510 ТУ. 38.401276-79 или смазкой ЛИТОЛ-24 ГОСТ 21150-87. После выполнения всех операций соединить штекерные разъемы и надеть защитные чехлы.

Установит на место генератор, надеть ремни привода и отрегулировать их напряжение. Величина прогиба ремней должна быть 15-22 мм при усилии нажатия на большую ветвь каждого ремня 40 Н (4 кгс) (рис. 11,12).

Крепление генератора на кронштейне двигателя

Рис. 11. Крепление генератора на кронштейне двигателя

Рис. 12. Схема проверки натяжения ремней привода водяного насоса и генератора

  • -болт;
  • - болт крепления планки;
  • - генератор;
  • - ремни привода;
  • - шкив водяного насоса,
  • - шкив гидромуфты.

Установить на место стартер и закрепить его. Присоединить к стартеру электропроводку, предварительно зачистив контакты шлифовальной шкуркой.

При необходимости заменить

Трудоемкость чел. мин.

1. Аккумуляторную батарею

2. Зашитую пластмассовую крышку клеммы аккумуляторной

3. Крышку аккумуляторной батареи

4. Болт и гайку крепления провода к клемме аккумуляторной батарее (1 шт.)

5. Крышку ящика аккумуляторной батареи

6. Гайку и шпильку рамки крепления аккумуляторной батареи

7. Интегральный регулятор напряжения

9. Регулятор напряжения

10. Щетки генератора

11. Щетки стартера

12. Реле стартера

13. Датчик спидометра

14. Датчик контрольных ламп падения давления в контурах пневмопривода тормозов.

15. Датчик включения стояночного тормоза

16. Датчик стоп-сигнала

17. Датчик указателя уровня топлива

18. Наконечники проводов и защитные чехлы наконечников

19. Соединительные колодки (1 шт.)

20. Выключатель массы

21. Устранить обрывы в цепи электропроводки автомобиля (11

Перечень оборудования, приборов, инструмента и приспособлений на рабочем месте механика по электрическому и электронному оборудованию.

Верстак слесарный с тисками

Набор торцевых, рожковых и накидных ключей

Комплект приборов для очистки и проверки свечей зажигания Мод. Э-203 или Мод. 514

Прибор для проверки электрооборудования Мод .-214 с переходниками

Прибор для проверки и регулирования правильности установки фар Мод. 3-303

Комплект приборов и инструментов для технического обслуживания АКБ Мод. Э-401

Переносной стробоскопический прибор Мод. ПАС-2 , с переходниками

Динамометр с пределом измерения 0-2 кг.

Комплект инструмента автоэлектрика Мод. И-111

Лампа переносная 12В.

Мегомметр Мод. 400/А

Прибор для проверки контрольно-измерительных приборов автомобиля Мод ,-204

сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов.

Электрооборудование автомобиля КамАЗ

Техническое обслуживание стартера автомобиля КамАЗ

Разборку и сборку стартера производить в следующей последовательности:

отвернуть гайки и снять перемычку, соединяющую реле и корпус; отвернуть четыре гайки на крышке со стороны коллектора, крепящие траверсу; отогнуть замковые шайбы, отвернуть четыре болта и снять крышку со стороны коллектора; отвернуть винты, крепящие зажимы обмотки и щетки к траверсе, и снять щетки и траверсу; отвернуть два винта на фланце и вынуть ось рычага; отвернуть четыре винта и снять реле вместе с якорем реле; отогнуть замковые шайбы и отвернуть пять болтов, снять крышку со стороны привода; вынуть из крышки привод и рычаг; вынуть опорный диск и якорь стартера.

Сборку стартера следует производить в порядке, обратном разборке.

Проверку стартера производить в следующей последовательности:

снять стартер с двигателя;

снять крышку со стороны коллектора. Проверить состояние щеточно-коллекторного узла. Рабочая поверхность коллектора должна быть гладкой и не иметь значительного подгара. В случае загрязнения или значительного подгара поверхность необходимо протереть чистой тряпкой, смоченной в бензине. Если грязь или подгар не устраняются, зачистить коллектор мелкой стеклянной шкуркой. Если и при этом подгар не будет удален, стартер необходимо разобрать и проточить коллектор на станке. Чистота обработки должна быть не ниже Д7. Минимальный диаметр коллектора 53 мм. Щетки должны свободно, без заедания перемещаться в щеткодержателях. Щетки, изношенные до высоты 13 мм, следует заменить;

проверить затяжку винтов крепления наконечников щеточных канатиков к щеткодержателям, при необходимости подтянуть. После этого продуть щеточно-коллекторный узел и установить крышку на место;

снять крышку реле. Проверить состояние контактной системы реле стартера. Очистить внутреннюю поверхность коробки от пыли и грязи. Убедиться в свободной посадке контактного диска на штоке сердечника реле. Осмотреть рабочую поверхность контактных болтов и диска. Если подгар значителен, их следует зачистить, сняв неровности, вызванные подгаром, не нарушая при этом параллельности контактной поверхности. При значительном износе диск перевернуть, а контактные болты заменить;

проверить надежность крепления реле к корпусу стартера и установить крышку реле на место;

проверить регулировку реле стартера. Для этого к выводному зажиму обмоток реле подвести напряжение от аккумуляторной батареи, а к корпусу стартера - от аккумуляторной батареи. Для контроля замыкания контактов между аккумуляторной батареи и выводным болтом реле стартера подсоединить 24-вольто-вую лампочку. Подать напряжение на реле стартера и заменить зазор между упорной шайбой на валу якоря и втулкой привода, который должен быть 0,5-2 мм. Контакты реле при этом замыкаются и лампочка загорается. Между шестерней и упорной шайбой на валу якоря установить прокладку толщиной 23 мм. При подаче напряжения на реле стартера шестерня прижмется к прокладке, а контакты реле при этом не должны замыкаться (лампочка не горит). Если лампочка загорится, произвести регулировку стартера поворотом эксцентриковой оси рычага, на которой установлен фланец с шестью регулировочными отверстиями. Отвернув два винта, крепящие фланец к крышке со стороны привода, повернуть фланец до совпадения отверстий фланца с двумя другими резьбовыми отверстиями в крышке. Затем проверить регулировку реле стартера, как указано выше;

проверить легкость перемещения привода по валу якоря. При выключении реле привод должен возвращаться в исходное положение. При затрудненном перемещении привода очистить доступную часть вала якоря от грязи и смазать смазкой ЦИАТИМ-201 или ЦИАТИМ-202. Если заедание не устраняется, необходимо разобрать стартер и устранить причину неисправности;

проверить состояние подшипников в крышках коллектора и привода. В случае износа до диаметра 19,4 мм для подшипника крышки привода и 16,3 мм для подшипника крышки коллектора подшипники заменить. Внутренний диаметр расточенного нового подшипника для крышки привода должен быть 19+0'045 мм, а подшипника крышки коллектора 1б+0'035 мм;

добавить смазки в масляные резервуары крышек и опорного диска;

проверить состояние резиновых деталей; при больших износах и разрывах заменить.

Его действие происходит таким образом:

  • проходящий через тяговое реле ток от аккумуляторных батарей производит сцепление зубчатого венца маховика и шестерни привода с одновременным замыканием контактов питания стартера.
  • создается вращение якоря с передачей крутящего момента на маховик через шестерню привода.
  • они разъединяются после того, как двигатель начинает работать в автономном режиме.

Снятие стартера: последовательные шаги

Перед тем, как перейти к демонтажу, сначала необходимо отключить массу. Далее поднимается кабина и отсоединяется проводка, подходящая к реле стартера.
Далее необходимо выполнить следующие действия.

Шаг 1. Открутите гайки, расположенные на корпусе стартера и крышке реле. Снимите перемычки, которые соединяют обмотку возбудителя и выводной болт.

Шаг 2. Отвинтите гайки, которые крепят траверсу. Они расположены со стороны коллектора. Также необходимо открутить замковые шайбы.

Шаг 3. Снимите крышку со стороны коллектора и выкрутите винты, при помощи которых щетки крепятся к траверсе.

Шаг 4. Снимите щетки и выкрутите винт регулировочного фланца. Ось рычага необходимо демонтировать, а винт, который держит крышку привода – выкрутить.

Шаг 5. Вместе с якорем снимите реле. Отогните замковые шайбы и выкрутите болты.

Шаг 6. Демонтируйте крышку привода вместе с приводом и рычагом. Снимите упорную шайбу и извлеките якорь стартера.

Итак, стартер снят и готов к ремонту. В случае необходимости его можно заменить на новый. Как видите, провести демонтаж не так уж и сложно – достаточно иметь под рукой все необходимые инструменты.




Общие сведения о системе пуска

Электропроводка на КАМАЗ представляет собой довольно сложную систему, а стартер в ней является, по сути, электродвигателем, оснащенным тяговым реле. Также можно узнать на нашем сайте кому и зачем нужна схема электропроводки КАМАЗ 5320

  • Располагается он на картере маховика с водительской стороны.
  • Крепится при помощи 3-х болтов и шпильки.
  • Электрический двигатель стартера последовательного возбуждения работает от постоянного тока.



Устройство стартера
Кроме самого корпуса в нем насчитываются такие составляющие, как:

  • якорь,
  • обмотка возбуждения,
  • щетка и коллектор,
  • вал привода,
  • две крышки (передняя и задняя).

Корпус устройства выполняет роль магнитопровода с закрепленными на нем сердечниками. Передняя крышка стартера закрывает непосредственно механизм привода, в то время, как задняя – узел со щетками и коллекторами. В обмотке возбуждения применяют провод из меди прямоугольного сечения.

Один его конец выходит на изолированный вывод корпуса, другой – на положительные щетки. Изолирование витков обмотки происходит с помощью пропитанной кабельной бумаги.



Основные элементы пускового устройства

ремонт, сколько стоит, где находится реле

Стартер — это механизм, который необходим для запуска двигателя внутреннего сгорания.


Устройство, и как работает

Устройство стартера включает в себя следующие механизмы:


Схема включения стартера представлена в руководстве пользователя КамАЗа.

Во время включения замка зажигания автоматическое устройство подает управляющий поток напряжения на втягивающий механизм, который вставляет шестерню бендикса в зацепление с маховиком.

В это время начинается вращение стартера. Когда ключ зажигания проворачивается в любую другую позицию, отключается питание втягивающего реле. Пружина возвратного типа сбрасывает напряжение из корпуса катушек. Реле выводит бендикс из зацепления с корпусом маховика и отключает питание.

Технические характеристики

Технические показатели стартера:

Номинальное напряжение, В26
Мощность механизма10,5 л. с.
Напряжение, которое необходимо для включения реле тягового механизма, ВВтягивающей обмотки — 8
Удерживающей обмотки — 5
Наименьшая высота щетки, см1,3
Давление пружин щеток, кгсОт 1,75 до 2,06
Максимальное количество оборотов якоря6400
Наибольшая сила тока холостого хода, А150
Емкость аккумуляторной батареи190 А*ч
Направление вращения механизмовПравое
Шестерня приводовЕсть
Количество зубьев10
Модуль шестерни, мм3,75
Угол, под которым расположены зубья20°
Масса, кг24,7 тыс.
Сила натяжения щеток, НОт 10 до 14
Напряжение во время включения холостого хода, В12
Сечение провода, мм2,26*3,53
Количество полюсов4
Количество витков на катушках8
Частота вращения валаНе менее 4 тыс. оборотов в минуту


Неисправности и ремонт стартера

Неисправности стартера КамАЗ и методы их ликвидации своими руками:

Почему не крутит и что делать

Причины того, что стартер не срабатывает (щелкает, но не крутит):


Ремонт включает в себя следующие работы:

Как снять и разобрать

Для того чтобы снять стартер, нужно:

Разборка системы запуска Магнетон:

Как подключить

Установка стартера на КамАЗ А41 и подключение реле механизма запуска двигателя:


Сколько стоит

Средняя стоимость стартера на КамАЗ составляет 9,5 тыс. рублей.

Что делать в данной ситуации?

Производитель КамАЗ старается сделать автомобиль надежным, но бывают ситуации, когда внезапно автомобиль КамАЗ заглох и не заводится.

Сначала нужно определить, как проявляется данная неисправность. Есть два варианта поломки:

  • При повороте ключа замка зажигания, стартер крутит двигатель грузовика
  • Стартер не включается и не крутит двигатель

Оказавшись один на один в данной ситуации с неисправным автомобилем главное не поддаваться панике. Если система управления описываемого грузовика при повороте ключа запуска двигателя, не включает стартер, то причина неисправности заключается в электрооборудовании или электронных системах автомобиля. Причина поломки может заключаться как в электрооборудовании автомобиля, так и в механике. Выполнить указанную ниже последовательность действий.

Рекомендации:

Щетки

Данный узел обеспечивает подачу напряжения на коллекторные пластины. Щеткодержатели представляют собой диэлектрическую обойму с металлическими вставками. Последние находятся внутри щеток. Контакты привариваются к полюсным пластинам при помощи точечной сварки. Данный элемент является хвостовой частью обмотки возбуждения. Сами щетки изготавливаются из сплава свинца, меди и графита. Дополнительно в состав добавляют олово. Такой сплав препятствует падению напряжения в обмотке и снижает износ коллектора.

Блок предохранителей

Фото — схема

Общее обозначение

ряд F2

1Резерв
2Ближний свет правый, корректор
3Ближний свет левый
4Задний противотуманный фонарь
5Дальний свет правый, контрольная лампа дальнего света
6Дальний свет левый
7Резерв
8Габарит правый, подсветка приборов
9Габарит левый
10Противотуманные фары
11Центральный переключатель света, прожектор
12Маяки
13Спальное место, подкапотная лампа, фонари автопоезда

ряд F3

ряд F4

1Резерв
2Электронный спидометр, электронный тахометр
3АБС тягача
4АБС прицепа
5Приборы, электронный спидометр, электронный тахометр
6АБС тягача, реле (клапан) моторного тормоза
7АБС прицепа
8Датчик уровня газа (на газовых автомобилях)
9Питание стеклоочистителя
10Питание блока системы управления двигателем
11Электро факельное устройство
12Резерв
13Резерв

ряд F6 (для двигателей КАМАЗ)

1Блок управления двигателем
2Блок управления двигателем
3Разъем диагностики
Реле торможения
4Контрольные лампы
5Контрольные лампы
6Блок управления пневмо подвеской
7Насос мочевины
8Насос мочевины
Датчик NOх
9Резерв
10Резерв
11Блок управления АКПП
12Сигнал торможения ретардером
13Блок управления АКПП

ряд F6 (для двигателей CUMMINS)

1Блок управления двигателем
2Блок управления двигателем
3Разъем диагностики
4Резерв
5Блок управления пневмо подвеской
6Блок управления пневмо подвеской
7Насос дозирующий
8Реле линий подогрева мочевины
Насос дозирующий
9Резерв
10Датчик NOх
11Блок управления АКПП
12АКПП, сигнал торможения ретардером
13Блок управления АКПП

Функционал

Существует реле двух видов. Первое непосредственно включает стартер, запуская работу основного механизма. Находится внутри двигателя. Второе, собственно, втягивающее, располагается на самом стартере, выполняя более развернутый функционал.

Иными словами, обобщая вышесказанное, можно резюмировать работу втягивающего реле следующим образом: рабочий процесс шестерен нужно синхронизировать, бендикс после отработки убирается от маховика. Иногда его называют просто тяговым. Тяговая сила самая важная в современных автомобилях, поэтому детали, работающие на создание тяги, будут играть первостепенную роль.

Являясь самостоятельной жизненно важной деталью, уровень работы компонента будет проверяться на очередном этапе технического обслуживания. Проведение диагностики электрики — важный этап общей диагностики автомобиля. Иногда из-за маленького незначительного узла ломается целый большой механизм, парализуя работу тягача. Кроме того, грузовики обычно работают напряженнее легковых автомобилей, поэтому особенно важно раннее выявление возможных поломок.

Деталь имеет электромагнитную основу, втягивающую, удерживающую обмотки, схему включения стартера, сердечник возвратной пружины. Внешне деталь напоминает гильзу, глухую с одной стороны. Вторая сторона сопрягается с вилкой, толкающей носовую часть будто рычагом. Вилка фиксируется на центральной части оси, где перемещает бендикс, после чего срабатывает электромагнит. Ввиду такого замысловатого строения, рассмотрим процесс завода Камаза чуть более детально.

Втягивающее реле — надежная деталь, служащая очень долго. Зачастую грузовик проходит множество циклов перед глобальным техническим обслуживанием, чтобы возникли непредвиденные проблемы с данным узлом стартера. Наиболее вероятен выход из строя любых других запчастей, имеющих более резкое механическое взаимодействие. Конструкция электромагнитных деталей Камаза устроена очень надежно.

Функционал

Существует реле двух видов. Первое непосредственно включает стартер, запуская работу основного механизма. Находится внутри двигателя. Второе, собственно, втягивающее, располагается на самом стартере, выполняя более развернутый функционал.

Иными словами, обобщая вышесказанное, можно резюмировать работу втягивающего реле следующим образом: рабочий процесс шестерен нужно синхронизировать, бендикс после отработки убирается от маховика. Иногда его называют просто тяговым. Тяговая сила самая важная в современных автомобилях, поэтому детали, работающие на создание тяги, будут играть первостепенную роль.

Являясь самостоятельной жизненно важной деталью, уровень работы компонента будет проверяться на очередном этапе технического обслуживания. Проведение диагностики электрики — важный этап общей диагностики автомобиля. Иногда из-за маленького незначительного узла ломается целый большой механизм, парализуя работу тягача. Кроме того, грузовики обычно работают напряженнее легковых автомобилей, поэтому особенно важно раннее выявление возможных поломок.

Деталь имеет электромагнитную основу, втягивающую, удерживающую обмотки, схему включения стартера, сердечник возвратной пружины. Внешне деталь напоминает гильзу, глухую с одной стороны. Вторая сторона сопрягается с вилкой, толкающей носовую часть будто рычагом. Вилка фиксируется на центральной части оси, где перемещает бендикс, после чего срабатывает электромагнит. Ввиду такого замысловатого строения, рассмотрим процесс завода Камаза чуть более детально.

Втягивающее реле — надежная деталь, служащая очень долго. Зачастую грузовик проходит множество циклов перед глобальным техническим обслуживанием, чтобы возникли непредвиденные проблемы с данным узлом стартера. Наиболее вероятен выход из строя любых других запчастей, имеющих более резкое механическое взаимодействие. Конструкция электромагнитных деталей Камаза устроена очень надежно.

Якорь

Что касается якоря, в него входят следующие элементы:

  • Вал с корректором.
  • Обмотка.
  • Сердечник.

Последний изготавливается из листов электротехнической стали. Коллектор предназначен для поддержания постоянного крутящего момента. Обмотка – волнового типа. В пазы сердечником укладывают по 2 провода.

реле стартера камаз

Причем их витки изолированы от сердечника. Конец проводов укладывается в прорезь медной пластины коллектора и припаивается.

Процесс установки

Камаз имеет полностью разборную систему запуска, поэтому ремонт, монтаж, демонтаж вполне можно производить самостоятельно, учитывая технологические особенности процесса.

Чтобы заменить реле стартера необходимо запастись набором следующих инструментов: гаечными ключами соответствующих размеров, удлинителем торцовых головок, торцевой головкой, отверткой. Перед началом проведения работ необходимо совершенно исключить наличие окалин, окисление клемм, разрядку аккумуляторной батареи, наличие поврежденной проводки, плохое крепление контактов. Далее распишем небольшой чек-лист выполнения работ.

Данным образом выглядит демонтаж старого стартера. Соответственно, установка нового будет происходит совершенно зеркально.

Абсолютно другой момент — установка дополнительного реле, которое уже крепится в любом удобном месте. Наиболее популярная локация — бочок омывателя. Можно удобно провести необходимые провода, главное — надежно закрепить, избегая повреждений.

Разновидности

Существует несколько типов данных механизмов:

Стартер КамАЗа относится к первому типу устройств. Данный механизм является наиболее мощным, поскольку здесь передачу крутящего момента с якоря на шестерню осуществляет редуктор. Такие стартеры обладают не только высокой мощностью, но и хорошим пусковым моментом. Также они имеют большой срок эксплуатации. Данные виды стартеров используются на 90 процентах современных автомобилей.

стартер камаза

Что касается безредукторных элементов, они действуют следующим образом. После поступления напряжения на электромагнитный включатель, шестерня бендикса перемещается и зацепляет венец маховика. Ток поступает на якорь. Происходит вращение. Шестерня с валом совмещаются благодаря муфте свободного хода. После успешного запуска двигателя данное соединение ослабляется. Подача тока прекращается, и шестерня возвращается в свое исходное положение. Ввиду низкого КПД и малой ремонтопригодности, безредукторные элементы практически не используются в автомобильной отрасли.

Как работает

После оборота ключа зажигания напряжение поступает на дополнительное (РС-530) реле стартера. КамАЗ пока остается стоять на месте. После того как напряжение превысит планку 8 В, в работу включается тяговое реле.


Механизм принудительно соединяет шестерню привода с зубчатым венцом маховика. Также в этом время замыкаются контакты питания стартера. Якорь начинает вращаться. Крутящий момент передается на маховик. После того как двигатель запустился, шестерня автоматически выходит из зацепления.

Обоснование размера производственной партии на стадии проектирования технологических процессов. Характеристика стартера типа 142Б, устанавливаемого на автомобилях КамАЗ. Определение способа подбора деталей при комплектовании соединений и сборочных единиц.

Рубрика Транспорт
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 28.01.2014
Размер файла 1,0 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Департамент образования и науки

"Брянский техникум машиностроения и автомобильного транспорта имени

Героя Советского Союза М.А. Афанасьева"

Дисциплина "Ремонт автомобилей"

Тема: "Технологический процесс сборки стартера"

Студент Г.Г. Щегловитов

Руководитель С.П. Козуб

1. Технологический раздел

1.1 Обоснование размера производственной партии

1.2 Разработка технологического процесса

1.3 Характеристика собираемого изделия. Данные об изменениях эксплуатации и ремонте размеров рабочих поверхностей сопрягаемых деталей

1.4 Технические условия на сборку

1.5 Технологический процесс сборки

1.6 Определение способа подбора деталей при комплектовании соединений и сборочных единиц

1.7 Технологические инструкции

1.8 Выбор организационной формы сборки

1.9 Поточные формы организации работ

1.10 Определение норм времени

1.11 Определение состава последовательности операций сборки

2. Конструкторский раздел

2.1 Расчет потребного количества оборудования

2.2 Подбор технологического оборудования

2.3 Расчет числа работающих, распределение их по специальностям

2.4 Расчет производственных площадей и планировка участка

стартер автомобиль деталь сборочный

Значение ремонта автомобилей.

В процессе эксплуатации автомобиля его надежность и другие свойства постепенно снижаются вследствие изнашивания деталей, в также коррозии и усталости материала из которого они изготовлены. В автомобиле появляются различные неисправности, которые подлежат устранению при ТО и ремонте.

Ремонт автомобилей, как область человеческой деятельности возник с появлением автомобилестроения. Какой бы совершенной конструкция автомобиля не была, в процессе эксплуатации обнаруживаются недостатки, которые приходится исправлять дополнительными усилиями. Только благодаря ремонту возможно поддерживать автомобиль в технически исправном состоянии.

Теоретически и экспериментально доказано, что с улучшением качества ремонта ресурс автомобиля увеличивается в большей степени, чем стоимость ремонта, а при этом затраты на последующую эксплуатацию существенно уменьшается.

Установлено, что наибольший эффект при решении этой проблемы можно ожидать при системном осуществлении комплексных мероприятий с применением передовых методов управления качеством выпускаемой продукции.

Эффективность капитального ремонта определяется наличием у большинства деталей остаточных ресурсов долговечности.

Классификация деталей по срокам службы от начала эксплуатации до момента возникновения предельного состояния по прочности дает возможность наиболее полно реализовать остаточную долговечность деталей.

Создание научно-обоснованных технических условий и их соблюдение при капитальном ремонте дают возможность при наименьших затратах на ремонт и эксплуатационные издержки получить максимальную наработку агрегатов и автомобиля после капитального ремонта.

Цели и задачи курсового проекта.

Курсовой проект дает возможность установить степень усвоения учебного материала, проверить способность студента к самостоятельной творческой работе и закрепить навыки в выполнении разработки и оформлении технологической документации и чертежей.

Цель курсового проекта закрепить и систематизировать знания студентов, полученные при изучении всех предметов теоретического курса специальности 190604 "Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта", развить навыки студента в самостоятельной работе и научить его применять теоретические знания при решении вопросов по проектированию процессов разборки, сборки агрегатов и узлов автомобилей, дефектации и ремонту, изготовлению деталей.

В данном курсовом проекте необходимо разработать рациональный технологический процесс сборки стартера СТ-142Б автомобиля КамАЗ-5320, спроектировать электромеханический участок, заполнить соответствующую технологическую документацию.

1. Технологическая раздел

1.1 Обоснование размера производственной партии

В стадии проектирования технологических процессов величину производственной партии деталей можно определить ориентировочно по формуле:

где N - годовая производственная программа ремонта изделий в год, 3900 шт.

n - число деталей в изделии, 1 шт.;

t - необходимый запас деталей в днях для обеспечения непрерывности сборки, 5 дней;

Фдн - число рабочих дней в году, 253дн.

При производстве партии в количестве 77 единиц ремонта будет обеспечен непрерывный процесс сборки.

1.2 Разработка технологического процесса

Производственная программа N=4100

Технические условия на сборку:

При сборке стартера нужно выполнить следующие условия:

-перед сборкой смазать моторным маслом винтовые шейки вала якоря и ступицы обгонной муфты, шестерню и втулку задней крышки. Поводковое кольцо привода смазать смазкой "Литол-24". С помощью подбора регулировочной шайбы обеспечивают осевой свободный ход якоря не более 0,5мм. На стяжной болт, проходящий около вывода обмотки стартера надеть изолирующую пластмассовую трубку.

Все детали не должны иметь внешних механических повреждений.

Разработка технологического процесса

На основании инструкции и ТУ на капитальный ремонт стартеров разработаем технологический процесс сборки стартера СТ-142Б автомобиля КаМАЗ-5320.

1.3 Характеристика собираемого изделия, данные об изменениях в эксплуатации и ремонте размеров рабочих поверхностей сопрягаемых деталей

На автомобилях КамАЗ устанавливается стартер типа 142Б, мощностью 7,7квт (10,5л.с.). Стартер состоит из электродвигателя, механизма привода, и электромагнитного реле. Стартер устанавливается на картере маховика с левой стороны двигателя. Управление дистанционное.

Номинальное напряжение стартера 24В, напряжение при тормозном моменте 50 НМ, не более 8В, напряжение включения тягового реле 18В, ток холостого хода при напряжении 24В, не более 130А. Ток при тормозном моменте 500НМ, не более 800А. Частота вращения холостого хода 5500-6500мин.

Давление щеточных пружин на щетки 17,5-20,5Н. Высота щеток 19-20мм.

Вышедшие из строя стартеры направляют на авторемонтные предприятия.

Поступающие в ремонт стартеры могут иметь следующие неисправности: при включении стартер не работает, тяговое реле не срабатывает (не слышен характерный щелчок); при включении стартера слышны повторяющиеся щелчки тягового реле и удары шестерен привода о венец маховика; слышен стук шестерен привода; шестерня привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе реле; поломаны зубья шестерен привода.

1.4 Технические условия на сборку

При сборке стартера полюсные катушки изолируют одни слоем хлопчатобумажной, полотняной или тафтяной ленты, после чего дважды пропитывают изоляционным лаком ГФ-95 или ПФЛ-8В и покрывают серой глифталевой эмалью ГФ-92-ХС.

Перед постановкой катушек в корпус стартера проверяют их на отсутствие межвитковых замыканий. Винты крепления полюсов затягивают пресс-отверткой. Перед установкой конусные поверхности под полюсные винты в корпусе промазывают шпатлевкой НЦ-00В.

Вкладыши крышек со стороны коллектора и привода, а также держатели промежуточного подшипника запрессовывают заподлицо с рабочими плоскостями. В месте входа во вкладыш смазочных отверстий заусенцы не допускаются. Смазочные фитили перед установкой пропитывают турбинным маслом 22 или 22П.

Шероховатость поверхности шеек якоря под вкладыши подшипников и под втулку направляющую привода должна соответствовать Ra 0,63мкм.

Биение коллектора и железа якоря относительно шеек под вкладыши допускается соответственно не более 0,05 и 0,15мм. Шероховатость поверхности коллектора и железа якоря должна быть соответственно Ra 1,25 и 1,0мкм.

Коллектор якоря должен выдерживать испытания на пробой при напряжении 220В переменного тока между пластинками, а между пластинками и втулкой-550В.

При проверке якоря на приборе ППЯ на межвитковые замыкания стальная пластина толщиной 0,5мм, положенная на железо вдоль паза, не должна вибрировать. Лобовые части обмотки якоря бандажируют проволокой (со стороны коллектора-14-16 витков, со стороны привода-10-12 витков). Начало и конец обмотки бандажа должны находится под скобой. Паяют бандажи чистым оловом. Якорь пропитывают глифталевым лаком ГФ-95, железную поверхность якоря покрывают эмалью ГФ-92.

Якорь должен выдержать испытание на разнос при 10000мин в течение 30с. После испытания отдельные пластины коллектора не должны выступать более 0,01мм.

Изоляционную прокладку приклеивают к крышке со стороны коллектора клеем БФ-4. Изоляция изолированных щеткодержателей должна выдерживать испытания на пробой переменным током напряжением 220В в течение 1мин. Якорь реле должен свободно без заеданий перемещаться в каркасе катушки. Дополнительный ход якоря 1,5-2,5мм после замыкания контактов регулируют шайбами на штоке.

Сопротивление шунтовой обмотки катушки реле при 20С должно быть равным (2,5+0,3)Ом, а сериесной -(1,44+0,2)Ом.

При пайке выводов катушки применяют припой ПОС 40, а при проклевании изоляции -Клей БФ-4.

При сборке привода все трущиеся поверхности и шлицевые части смазывают смазкой ЦИАТИМ-203. Поверхности контактов реле стартера должны быть чистыми и располагаться в одной плоскости с точностью до 0,2мм. Плоскости контактов и контактного диска должны быть параллельными.

Поверхности вала якоря под подшипники, ушки, пальцы и ось рычага перед сборкой смазывают смазкой ЦИАТИМ-203. При сборке крышку со стороны коллектора располагают ребром напротив выводного болта, находящегося на корпусе. Уплотнительные кольца и шайбы перед сборкой смазывают смазкой ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202.

Щетки должны свободно без заеданий перемещаться в щеткодержателях. Давление пружины на щетку в момент отрыва, замеренное вдоль оси щетки, должно быть 15-20Н. При сборке и регулировке стартера выемка регулировочного диска должна находиться не ниже горизонтальной оси диска.

Собранный стартер окрашивают эмалью ХВ-125 или ХВ-124.

1.5 Технологический процесс сборки

Сборку стартера СТ-142Б производят на электромеханическом участке на верстаке с использованием необходимых инструментов и приспособлений согласно инструкции по сборке-разборке.

1.6 Определение способа подбора деталей при комплектовании соединений и сборочных единиц

По результатам анализа общего вида стартера и технических условий определяем способ подбора. Данные анализа заносим в таблицу 1.1.

Таблица 1.1 Наименование сопряжения

муфты свободного хода

5.Вилка втягивающего реле-

муфта свободного хода

6.Шестерня муфты свободного

Хода - вал якоря

1.7 Технологические инструкции

Для уменьшения трудоемкости разрабатываемого процесса, сокращение сроков технологической подготовки производства, сокращение общего количества документов на предприятии необходимо пользоваться технологическими инструкциями, которые разрабатываются на наиболее повторяющиеся процессы, включающие в себя общие приемы работ:

Для сборки стартеров на участке необходимо иметь следующее технологическое оборудование: стол для приборов, верстак для электрики, контрольно-испытательный стенд 532М, подставка под оборудование.

Для выполнения работ по сборке стартеров необходима следующая технологическая оснастка: слесарные тиски, ручной пресс, прибор для проверки якорей, станок для проточки коллекторов.

При выполнении работ следует придерживаться правил инструкций по технике безопасности. Для этой цели на предприятии имеется отдел по технике безопасности, который проводит инструктаж рабочего персонала, разрабатывает мероприятия для снижения травматизма.

Сборка стартера начинается с якоря, к которому присоединяется подшипник, после чего надевается чашка, затем надевается пружина со втулкой, после этого надевается кольцо с такой же втулкой и пружиной, затем вставляется муфта привода и стопорное кольцо, после чего закрепляется рычаг, вставляется передняя крышка, ось, присоединяется крышка в сборе от втягивающего реле, после этого надевается корпус в сборе и задняя крышка, затем щетки, после чего надевается кольцо и кожух, который прикручивается винтами. После этих операций электродвигатель с приводом имеет собранный вид. После этого к нему присоединяется тяговое реле и прикручивается тремя винтами М6х8 с шайбами 6Т65Т.

После этих операций стартер полностью собран и отправляется на испытания.

Инструкции на проверку стартера после сборки

При выключенном положении реле стартера расстояние (зазор) между торцом втулки привода и упорной шайбой должно быть 0,5-2мм. Контроль замыкания контактов реле производят с помощью 24-вольтной лампы, включенной между (+) аккумуляторной батареи и выводным болтом реле стартера.

При выключенном положении реле стартера и установленной прокладке между торцом втулки привода и упорной шайбой толщиной 0,23мм контакты не должны замыкаться (контрольная лампа не должна гореть).

Осевой зазор между приводом и упорной шайбой регулируют поворачиванием оси рычага. Привод должен свободно без заеданий перемещаться по валу и возвращаться из выключенного положения в исходное после отключения напряжения от клемм реле.

Стартер после сборки проверяют на безотказность механизма выключения, частоту вращения якоря, шумность работы при холостом ходе и на герметичность. Кроме того, проводят проверку стартеров на величину крутящего момента, создаваемого при полном торможении.

Испытание должно проводиться на стенде, позволяющем полностью затормаживать привод и замерять при этом напряжение, величину тока и крутящий момент.

Механизм включения стартера должен работать безотказно, при работе не должно быть стуков и шумов, свидетельствующих о наличии неисправностей. Безотказность работы механизма включения стартера определяют путем пробного включения и осмотром. Наличие стуков и ненормальных шумов устанавливают прослушиванием работающего стартера на расстоянии 1мм.

Напряжение включения реле стартера не должно превышать 18В. Контроль электрических характеристик стартера производят при температуре окружающей среды и стартера (20С).

При проверке на холостом ходу стартер при напряжении на клеммах 24В должен через 30с после включения потреблять ток не более 130А.

При проверке на полное торможение стартер должен развивать крутящий момент не менее 50Нм, потребляя силу тока не более 800А. Напряжение на зажимах стартера при этом испытании должно быть не более 8В. Измерение параметров при полном торможении производят при подаче напряжения непосредственно на зажимы стартера.

Испытание стартера на герметичности производят в специальной камере с пресной водой комнатной температуры путем создания внутри стартера повышенного давления с помощью очищенного сжатого воздуха 0,01-0,02Мпа. Повышенное давление создают до погружения стартера в воду, поддерживают давление в течение 1мин и снимают его только после извлечения стартера из воды. Для создания указанного давления внутри стартера к фланцу приводной крышки через резиновую уплотнительную прокладку привертывают специальный кожух.

Проверку технического состояния стартера производят на стенде модели 532М:

1)Проверка технического состояния стартера на холостом ходу;

2)Проверка технического состояния стартера под нагрузкой.

1.8 Выбор организационной формы сборки

Для организации сборочного процесса возможны различные формы. Вопрос о выборе той или иной формы сборки решается после определения требуемого количества рабочих мест.

Где tc-трудоемкость сборки(чел х ч)

N-годовая производственная программа (N=4100)

Фpм-годовой фонд времени рабочего места (Фpм=2024ч)

при Хрм 2 принимаем поточную сборку со специализацией исполнителей по видам работ.

1.9 Поточные формы организации работ

Обеспечивают наивысшую производительность труда, не требует использования высококвалифицированных рабочих и, следовательно, снижает стоимость ремонта. Поточное производство характеризуется расположением средств технологического оснащения в последовательности операции технологического процесса и определенным интервалом выпуска изделий.

При этой форме технологические операции закрепляются за рабочими местами, расположенными в последовательном порядке согласно технологическому процессу ремонта.

Перемещение объектов осуществляется механизированным способом непрерывно или с перерывом через некоторые промежутки времени, соответствующие такту выпуска продукции.

Поточное производство требует ритмичной работы всех рабочих мест, четкого и бесперебойного функционирования всех производственных подразделений предприятия, обслуживающих поточные линии.

1.10 Определение норм времени

Разборочно-сборочные работы - это ручные операции по разборке или соединению деталей в сборочные единицы, узлы и агрегаты.

Типовые нормы носят характер норм штучного времени и рассчитываются по формуле:

Где Топ-определенное время на сборочную операцию, Топ=12

ом-время на обслуживание рабочего места (4%)

отл-время на отдых и личные надобности (5%)

пз-подготовительно-заключительное время (3%)

1.11 Определение состава последовательности операций сборки

На основании технологической инструкции и схемы технологического процесса сборки, а так же основание анализа собираемого изделия составляем и заполняем таблицу последовательности операции сборки стартера

Читайте также: