Топливная схема камаз 4310

Обновлено: 04.07.2024

Система питания разделенного типа. Она состоит из топливного насоса высокого давления, топливоподкачивающих насосов, форсунок, фильтров гру­бой и тонкой очистки, топливопроводов низкого и высо­кого давления, топливных баков.

Топливо из бака 1 засасывается топливоподкачивающим насосом и через фильтры грубой 4 и тонкой 18 очи­стки по топливопроводам низкого давления 2, 7, 11 и 19 подается к топливному насосу высокого давления 12, который в соответствии с порядком работы двигателя по­дает топливо по топливопроводам 8 высокого давления к форсункам 6. Они впрыскивают топливо в камеры сго­рания.

Избыточное топливо, а вместе с ним и попавший в систему воздух отводятся через перепускной клапан топливного насоса высокого давления и клапан-жиклер фильтра тонкой очистки ив дренажным топливопроводам 17 и 20 в топливный бак. Топливо, просочившееся в по­лость пружины форсунки через зазор между корпусом распылителя и иглой, сливается в бак через дренажные топливопроводы 5, 15 и 21.

Система питания разделенного типа.

Топливные баки установлены на кронштейнах и за­креплены хомутами. Поддерживающие кронштейны при­тянуты к лонжеронам рамы болтами.

Топливный бак состоит из корпуса, наливной горло­вины и выдвижной трубы с сетчатым фильтром. Налив­ную горловину закрывают герметичной крышкой с про­кладкой. В топливном баке имеются перегородки, пре­пятствующие взбалтыванию топлива и образованию пены, а также увеличивающие жесткость баков. В ниж­ней части корпуса предусмотрен кран для слива от­стоя.

Расход топлива в баке контролируют по прибору, находящемуся на щитке приборов и связанному с рео­статным датчиком уровня топлива, установленным в топ­ливном баке.

Автоматическая муфта опережения впрыска топлива КамАЗ

Автоматическая муфта опережения впрыска топлива предназначена для изменения момента начала подачи топлива в зависимости от частоты вращения колен­чатого вала. Муфта значительно улучшает пусковые ка­чества двигателя, а также его экономичность на различ­ных скоростных режимах. Она состоит из двух полумуфт: ведомой 5 и ведущей 1.

Первая шпонкой и гайкой с шайбой закреплена на ко­нической поверхности переднего конца кулачкового вала топливного насоса. Вторая установлена на ступице ведо­мой полумуфты и может поворачиваться на ней. Между ступицей и полумуфтой установлена втулка 8. Ведущая полумуфта приводится в действие распределительной промежуточной шестерней через вал с гибкими соедини­тельными муфтами. Вращение ведомой полумуфты осу­ществляется двумя грузами 11. Грузы качаются на осях 2, запрессованных в ведомую полумуфту, в плоскости, перпендикулярной оси вращения муфты. Проставка 10 ведущей полумуфты упирается одним концом в палец груза, другим в профильный выступ. Усилие пружин 14 стремится удержать грузы на упоре во втулке 5 ведущей полумуфты.

При увеличении частоты вращения коленчатого вала грузы под действием центробежных сил расходятся, вследствие чего ведомая полумуфта поворачивается от­носительно ведущей в направлении вращения кулачкового вала, что вызывает увеличение угла опережения впрыска топлива. При уменьшении частоты вращения коленчатого вала грузы под действием пружин сходятся. Ведомая полу­муфта поворачивается вместе с валом насоса в сторону, противоположную вращению вала, что вызывает умень­шение угла опережения подачи топлива.

Автоматическая муфта опережения впрыска топлива КамАЗ

Воздушный фильтр КамАЗ

Воздушный фильтр, предназначенный для очистки поступающего в двигатель воздуха от пыли, сухого типа, двухступенчатый с инерционной решеткой, автоматическим отсосом пыли и сменным картонным филь­трующим элементом. Он состоит из корпуса 1, изготов­ленного из листовой стали, фильтрующего элемента, крышки 8. Герметичность корпуса (соединения крышки с корпусом) обеспечивает уплотнительное кольцо 5.

Воздушный фильтр КамАЗ

Крышка 8 крепится к корпусу с помощью четырех за­щелок 6.

Фильтрующий элемент состоит из наружного и внут­реннего кожухов, изготовленных из перфорированной стали и гофрированного фильтрующего картона 2. Осно­вание 9 фильтрующего элемента, соединяющее кожухи и фильтрующий картон, изготовлено из стали и залито пластизолем. Фильтрующий элемент плотно прижат к ос­нованию 14.

Воздух через колпак трубы воздухозаборника и вход­ной патрубок 4 попадает для предварительной очистки в первую ступень с инерционной решеткой. В результате резкого изменения направления потока воздуха в инер­ционной решетке крупные частицы пыли отделяются и под действием разрежения в патрубке 13, соединенного с эжектором отсоса пыли, выбрасываются с отработавшими газами в атмосферу. Очищенный предварительно в пер­вой ступени воздух поступает во вторую ступень со смен­ным картонным фильтрующим элементом для более тонкой очистки, где, проникая через поры картона, оставляет на его поверхности мелкие частицы пыли. Очищенный воздух через патрубок 15 и соединительные трубы посту­пает в коллекторы, распределяющие воздух по цилиндрам.

На левом впускном коллекторе установлен индика­тор, регистрирующий загрязненность воздушного фильтра. По мере засорения воздушного фильтра возрастает ве­личина разрежения во впускных коллекторах двигателя, вследствие чего индикатор срабатывает, сигнализируя о необходимости промывки или замены картонного филь­трующего элемента.

Привод управления по­дачей топлива КамАЗ

Привод управления по­дачей топлива механиче­ский, состоит из педали, тяг, рычагов поперечных валиков, а также ручного привода постоянной пода­чи топлива и останова двигателя.

Педаль подачи топлива связана с расположенным на крышке регулятора частоты вращения рычагом управления регулятором топливного насоса высоко­го давления.

Кнопки ручного при­вода установлены на уплотнителе рычага короб­ки передач. Левая (для включения постоянной по­дачи топлива) связана гибким тросом (в защитной оболочке) с рычагом управ­ления регулятором; пра­вая (для останова двигателя) — с рычагом останова двигателя, расположен­ным на крышке регулято­ра частоты вращения ко­ленчатого вала двигателя.

Регулятор частоты враще­ния коленчатого вала КамАЗ

Регулятор частоты враще­ния коленчатого вала всережимный прямого дей­ствия, изменяет количество подаваемого в цилиндр топ­лива в зависимости от на­грузки и тем самым поддерживает заданную частоту вращения.

Регулятор помещен в развале топливного насоса вы­сокого давления. На кулачковом валу насоса установ­лена ведущая шестерня 21 регулятора, вращение на ко­торую передается через резиновые сухари 22.

Ведомая шестерня выполнена как одно целое с дер­жавкой 9 грузов, установленной на двух шарикоподшип­никах. При вращении державки грузы 13, которые ка­чаются на осях 10, под действием центробежных сил рас­ходятся и через упорный подшипник 11 перемещают муфту 12.

Муфта упирается через упорную пяту в палец 14 рычага 32 регулятора и перемещает его. Рычаг 32 одним концом закреплен на оси 33, а другим соединен через штифт с рейкой топливного насоса. На оси 33 закреплен один конец и рычага 31, второй конец которого переме­щается до упора в регулировочный болт подачи топ­лива 24. Рычаг 32 передает усилие рычагу 31 через кор­ректор 15. Рычаг управления подачей топлива жестко связан с рычагом 20. К рычагам 20 и 31 присоединена пружина 26, а к рычагам 30 и 25 — стартовая пру­жина 28.

При работе регулятора на определенном режиме цен­тробежные силы грузов уравновешены усилием пружины. При увеличении частоты вращения коленчатого вала грузы регулятора, преодолевая сопротивление пру­жины 26, перемещают рычаг 32 регулятора с рейкой топ­ливного насоса — подача топлива уменьшается. При уменьшении частоты вращения коленчатого вала центро­бежная сила грузов уменьшается, и рычаг 32 регулятора с рейкой топливного насоса под действием усилия пружины перемещается в обратном направлении — подача топ­лива и частота вращения коленчатого вала увеличи­ваются.

Регулятор частоты враще­ния коленчатого вала КамАЗ

Регулятор частоты враще­ния коленчатого вала КамАЗ

Ручной топливоподкачивающий насос КамАЗ

Ручной топливоподкачивающий насос предназначен для заполнения системы топливом и удаления из нее воздуха. Насос поршневого типа крепится к фланцу топливного насоса низкого давления через уплотняющую медную шайбу.

Насос состоит из корпуса, поршня, цилиндра, рукоятки в сборе со штоком, опорной тарелкой и уплотнения.

Прокачивание системы осуществляется движением руко­ятки со штоком и поршнем вверх-вниз. При движении рукоятки вверх в подпоршневом пространстве создается разрежение. Впускной клапан 1, сжимая пру­жину 2, открывается, и топливо поступает в полость А топливного насоса низкого давления. При движении рукоятки вниз нагнетательный клапан 6 открывается, и топливо под давлением поступает в на­гнетательную магистраль. Далее процесс повторяется.

После прокачки рукоятка должна быть плотно навернута на верхний резьбовой хвостовик ци­линдра. При этом поршень при­жимается к резиновой прокладке, уплотняя впускную полость топ­ливного насоса низкого давления.

Ручной топливоподкачивающий насос КамАЗ

Система питания двигателя воздухом КамАЗ

Система питания двигателя воздухом предназначена для забора воздуха из атмосферы, очистки от пыли и распределения его по цилиндрам. Она состоит из воздушного фильтра 8, воздухозаборника 6, трубы 3 воздухозаборника, колпака 1, патрубков и труб, соеди­няющих воздухозаборник с воздушным фильтром, впуск­ными коллекторами, патрубков и труб системы автомати­ческого отсоса пыли из воздушного фильтра.

Воздухозаборник 6 — гофрированный резиновый пат­рубок, внутрь которого вставлен нажимной диск, служа­щий опорой для распорной пружины. Последняя обес­печивает герметичность соединения воздухозаборника с трубой 3 воздухозаборника.

Система питания двигателя воздухом КамАЗ

Топливный бак КамАЗ

Топливные баки установлены на кронштейнах и за­креплены хомутами. Поддерживающие кронштейны при­тянуты к лонжеронам рамы болтами.

Топливный бак состоит из корпуса, наливной горло­вины и выдвижной трубы с сетчатым фильтром. Налив­ную горловину закрывают герметичной крышкой с про­кладкой. В топливном баке имеются перегородки, пре­пятствующие взбалтыванию топлива и образованию пены, а также увеличивающие жесткость баков. В ниж­ней части корпуса предусмотрен кран для слива от­стоя.

Расход топлива в баке контролируют по прибору, находящемуся на щитке приборов и связанному с рео­статным датчиком уровня топлива, установленным в топ­ливном баке.

Топливный насос высокого давления КамАЗ

Топливный насос высокого давления плунжерного типа предназначен для подачи под высоким давлением (в зависимости от ре­жима двигателя) в форсунки в определенные моменты времени строго дозированных порций топлива.

В корпусе 1 насоса имеются восемь секций, каждая из которых состоит из корпуса 17, втулки 16 плунжера, плунжера 11, поворотной втулки 8, нагнетательного клапана 19, при­жатого через уплотнительную прокладку 18 к втулке плунжера штуцером 20.

Плунжер совершает возвратно-поступатель­ное движение под действием кулачка вала 44 и пружины 9. Проворачиванию толкателя в корпусе препятствует сухарь 6.

Кулачковый вал вращается в роликоподшип­никах 42, установленных в прикрепленных к корпусу насоса крышках. Осевое перемещение кулачкового вала устраняют подбором регу­лировочных прокладок 48.

Для увеличения подачи топлива поворачи­вают плунжер поворотной втулкой, которая через ось поводка соединена с рейкой 15 на­соса. Рейка перемещается в направляющих втулках 57 по каналу, который закрыт проб кой 54. С противоположной стороны насоса находится регулировочный винт подачи топлива насосом. Этот винт обычно закрыт пробкой и опломбирован.

Топливо к насосу подво­дится через специальный штуцер, к которому болтом крепится трубка низкого дав­ления. Далее по каналам в корпусе оно поступает к на­гнетательным секциям.

Смазка насоса циркуля­ционная, под давлением от общей системы смазки дви­гателя.

Топливный насос высокого давления КамАЗ

Топливный насос низкого давления КамАЗ

Топливный насос низкого давления поршневого типа предназначен для подачи топлива от бака через фильтры грубой и тонкой очистки к впускной полости насоса вы­сокого давления.

Насос установлен на задней крышке регулятора ча­стоты вращения. Он приводится во вращение от эксцен­трика кулачкового вала топливного насоса высокого давления.

В корпусе насоса низкого давления установлены пор­шень, пружина поршня, втулка 25 штока, шток толкателя, пружина 28 толкателя, толкатель 29 поршня, ролик 32 толкателя.

Во фланце корпуса установлены впускной клапан и пружина клапана.

Эксцентрик кулачкового вала топливного насоса вы­сокого давления через толкатель и шток сообщает поршню насоса возвратно-поступательное движение. Схема работы насоса показана.

Топливный насос низкого давления КамАЗ

При опускании толкателя поршень 4 под дей­ствием пружины 10 дви­жется вниз. Во всасываю­щей полости А создается разрежение, и впускной клапан 1, сжимая пружи­ну 2, пропускает в эту по­лость топливо. Одновре­менно топливо, находя­щееся в нагнетательной полости Б, вытесняется в нагнетательную маги­страль.

Нагнетательный кла­пан 6 каналами соединен с полостями всасывания и нагнетания. В свободном состоянии нагнетательный клапан закрывает канал полости всасывания. При движении поршня 4 вверх топливо, заполнившее полость всасывания, через нагнетательный клапан 6 поступает в полость Б под поршнем. Впускной клапан 1 при этом закрывается. Когда давление в нагнетательной маги­страли повысится, поршень прекратит совершать вслед за толкателем полный ход, а останется в положении, кото­рое определяется равновесием сил от давления топлива, с одной стороны, и усилия пружины — с другой.

Фильтр грубой очистки КамАЗ

Фильтр грубой очистки предназначен для предварительной очистки топлива, поступающего в топ­ливный насос низкого давления. Фильтр установлен на всасывающей магистрали системы питания и прикреплен к лонжерону двумя болтами.

Фильтр состоит из корпуса 10, стакана 2, фильтрую­щей сетки 4, успокоителя 3, отражателя 5, распредели­теля 6. Корпус соединен со стаканом болтами и гайками и уплотнен резиновым кольцом 9. Снизу в бобышку ста­кана ввернута сливная пробка. Топливо, поступающее из топливного бака через подводящий штуцер, подается к распределителю 6 и стекает в стакан. Крупные посто­ронние частицы и вода собираются в нижней части ста­кана. Из верхней части через сетчатый фильтр 4 топливо идет к отводящему штуцеру, а из него по топливопрово­дам к топливоподкачивающему насосу.

Фильтр грубой очистки КамАЗ

Фильтр тонкой очистки КамАЗ

Фильтр тонкой очистки предназначен для окончательной очистки топлива перед поступлением его в топливный насос высокого давления. В силу того, что он установлен в самой верхней точке (выше всех других приборов), в нем скапливается проникший в систему питания воздух, который вместе с частью подаваемого насосом воздуха сбрасывается через клапан-жиклер 12 в бак. Клапан-жиклер открывается, когда давление в по­лости А 0,25—0,45 кгс/см2, а начало перепуска топлива из полости А в полость Б — при давлении в полости А 2,2 ± 0,2 кгс/см2.

Фильтр тонкой очистки состоит из двух секций и имеет два колпака 8 с приваренными к ним стержнями 11, корпус 1 и фильтрующие элементы 7. Снизу в стержни ввернуты сливные пробки 10.

Между колпаками и корпусом, фильтрую­щим элементом и корпусом проложены уплот­няющие прокладки 5 и 6. Колпаки соединены с корпусом болтами 2 и уплотнены шайбами 3.

Фильтр тонкой очистки КамАЗ

Форсунка закрытого типа с распылителем и гидрав­лически управляемой иглой. Все детали форсунки размещены в кор­пусе 6. К нижнему торцу корпуса гайкой 2 присоединены проставка 3 и корпус 1 распылителя, внутри которого находится игла 14. Кор­пус и игла распылителя состав­ляют прецизионную пару. Распы­литель имеет четыре сопловых от­верстия. Проставка 3 и корпус 1 зафиксированы относительно кор­пуса 6 штифтами 4. Пружина 13 одним концом упирается в штан­гу 5, передающую усилие от пру­жины к игле распылителя, а дру­гим — в набор регулировочных шайб 11.

Топливо к форсунке подводит­ся через штуцер 8, в котором размещен сетчатый фильтр 9.

Далее по каналам в корпу­се 6, проставке и корпусе распылителя топливо поступает в полость иглы и, отжимая последнюю, — в цилиндр.

Просочившееся через зазор между иглой и корпусом распылителя топливо отводится из форсунки через ка­налы в корпусе. Форсунки установлены в головке цилин­дров и закреплены скобой. Торец гайки распылителя уп­лотнен от прорыва газов медной гофрированной и сталь­ной шайбами. Уплотнительное кольцо 7 предохраняет полость между форсункой и головкой цилиндра от попа­дания пыли и воды.

49. Снять двигатель со стенда и произвести наружную и внутреннюю мойку двигателя. (Кран-балка, подвеска для двигателя, стенд для разборки-сборки двигателей, установка моечная М 203).
ПОДРАЗБОРКА ДВИГАТЕЛЯ
50. Установить двигатель на стенд для разборки-сборки.

(Кран-балка, подвеска, стенд для разборки-сборки двигателей).

51. Отвернуть гайки 12 (Рис. 18) с шайбами крепления скоб трубопроводов 5, в, 7, 8* 34, 35, 38 высокого давления и снять скобы 9, прокладки скоб и втулки 10. (Головка сменная 13 мм, ключ с присоединительным квадратом).

52. Отвернуть накидйые гайки 39, 40 трубопроводов 5, 6, 7, 8, 34, 35, 36 высокого давления от штуцеров секций топливного насоса высокого давления (ТНВД) и от форсунок и снять трубопроводы 5—8, 34—36 высокого давления с двигателя и установить заглушки в освободившиеся отверстия форсунок, штуцеров секций ТНВД и топливопроводов высокого давления.

(Ключ гаечный открытый 19 мм, заглушки).

53. Отвернуть болт 4 с шайбой 3 крепления кляммера 2 топливопровода 16 подвода топлива от топливоподкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки топлива. (Ключ гаечный кольцевой 13 мм).

54. Отвернуть гайку 41 с шайбой 42 крепления скобы 14 топливопроводов 16, 17, 22 и снять скобу 14 с прокладкой и втулку 13.

(Ключ гаечный кольцевой 13 мм).

55. Отвернуть накидную гайку крепления к штуцеру 38 топливоподкачивающего насоса топливопровода подвода топлива от фильтра грубой очистки топлива к насосу низкого давления, отвернуть из отверстия 48 болт с шайбой крепления скобы топливопровода, снять скобу, прокладку, втулку скобы, снять подводящий топливопровод с двигателя и установить в отверстие под топливопровод на насосе низкого давления и в топливопровод технологическую заглушку. (Головка сменная 13 ,мм, ключ с присоединительным квадратом, ключ гаечный открытый 19 мм).

56. Отвернуть болты 37 и 44 с прокладками, отсоединить топливопровод 16 подвода топлива от топливоподкачивающего насоса к фильтру тонкой очистки топлива, снять топливопровод 16 с кляммером 2 и закрыть отверстия в насосе и в фильтре технологическими заглушками.

(Ключ гаечный кольцевой 19 мм).

57. Отвернуть болты 21 и 45 л прокладками, отсоединить топливопровод 21 подвода топлива от фильтра тонкой очистки топлива к ТНВД, снять топливопровод 21 и снять топливопровод подвода топлива к электромагнитному клапану и закрыть отверстия технологическими заглушками в фильтре и в ТНВД. (Ключи гаечные кольцевые 19 и 22 мм).

58. Отвернуть болт 19 и отсоединить от фильтра тонкой очистки топлива дренажный топливопровод 18 с прокладками 20 и топливопровод 17, отвернуть болт 46 и отсоединить от ТНВД топливопровод 17 отвода топлива от ТНВД к фильтру тонкой очистки топлива, снять топливопровод 17 и закрыть отверстия в ТНВД и фильтре технологическими заглушками.

(Ключи гаечные кольцевые 19 и 22 мм).



Рис. 19. Устройство облегчения пуска:
1 — свеча факельная штифтовая в сборе; 2 — гайка накидная; 3 — муфта обжимная; 4 — рукав; 5—14 — болт; 6—10 — прокладка; 7 — клапан электромагнитный в сборе; 8 — наконечник в сборе; 9 — рукав; 11 — наконечник в сборе; 12 — кронштейн электромагнитного клапана; 13 — шайба пружинная; 15 — наконечник проходной в сборе

59. Отвернуть накидные гайки 2 (Рис. 19) и отсоединить от факельных свечей 1 подводящие топливопроводы 4. (Ключ гаечный открытый 13 мм).

60. Отвернуть болты 14 с шайбами 13 крепления кронштейна 12 электромагнитного клапана и снять . электромагнитный клапана 7 в сборе с трубками 4, 9 и кронштейном 12 в сборе с двигателя. (Ключ гаечный кольцевой 13 мм).

61. Отвернуть болты 43 (Рис. 18) с шайбами крепления дренажных топливопроводов 15 и 33 форсунок левой и правой головок блока цилиндров, отсоединить дренажные топливопроводы' 15 и 33 от форсунок.

(Ключ гаечный кольцевой 14 мм).

62. Отвернуть болты 24 с шайбами 25 крепления кляммеров 26 дренажной трубки 15, отвернуть болт 27 с шайбой трубки 15 от тройника 29, отсоединить от тройника 29 трубку 15 и снять ее с двигателя.

(Головка сменная 13 мм, ключ с присоединительным квадратом, ключ гаечный кольцевой 14 мм).

63. Отвернуть болт 31 с шайбой 30 крепления тройника 29 дренажных топливопроводов и снять с двигателя дренажный топливопровод 33 в сборе с тройником 29., установить в отверстия форсунок и дренажных топливопроводов технологические заглушки. (Головка сменная-13 мм, ключ с присоединительным квадратом).

64. Отвернуть болты 8 (Рис. 20) с прокладками 7 крепления трубки 6 подвода масла к ТНВД и к блоку двигателя и снять трубку 8 в сборе с двигателя.

(Ключи гаечные кольцевые 14 и 19 мм).

65. Отвернуть болты 4 с шайбами 5 крепления фланца 2 трубки 3 отвода масла от ТНВД и отсоединить фланец 2 от блока цилиндров двигателя.

(Головка сменная 13 мм, ключ с присоединительным квадратом).

66. Отвернуть болты 29 (Рис. 21) с пружинными и плоскими шайбами 30 крепления задних пластин 15 ведущей полумуфты к ведущей полумуфты 16 привода ТНВД. (Ключ гаечный

кольцевой 17 мм).

67. Ослабить затяжку стяжного болта 25 переднего фланца 23 ведущей полумуфты привода, предварительно провернув монтажной лопаткой через люк в картере маховика коленчатый вал настолько, чтобы головка болта 25 находилась сверху. (Головка сменная 17 мм, ключ с присоединительным квадратом, монтажная лопатка).

68. Поворачивая коленчатый вал двигателя на необходимую величину отвернуть болты 28 с пружинными и плоскими шайбами 24 крепления переднего фланЦа 23 ведущй полумуфты 16 привода ТНВД к фланцу 19 ведомой полумуфты 18.

(Ключ гаечный кольцевой 17 мм, монтажная лопатка).

69. Снять ведущую полумуфту 16 привода ТНВД в сборе с передним фланцем 23 и передними пластинами 22 в сборе, задвинуть ведущую полумуфту 16 во фланец 23.



Рис. 21. Привод топливного насоса высокого давления:
1 —-датчик спидометра; 2 — прокладка датчика электротахометра; 3 — корпус подшипника; 4 — шестерня привода ТНВД; 5 — кольцо; 6 — корпус переднего подшипника; 7 — манжета с пружиной в сборе; 8 — шпилька; 9 — задний фланец ведущей полумуфты привода; 10 — гайка; 11, 20, 26 — шайба пружинная; 12 — гайка низкая; 13 — шайба; 14, 21, 25, 28, 29 — болт; 15 — задняя пластина ведущей полумуфты; 16 — полумуфта ведущая привода топливного насоса; 17 — шпонка; 18 — полу муфта ведомая; 19 — фланец ведомой полумуфты привода; 22 — передняя пластина ведущей полумуфты; 23 — передний фланец ведущей полумуфты привода; 24, 30 — шайба плоская; 27 — автоматическая муфта опережения впрыска.



70. Отвернуть болты 14 с пружинными и плоскими 13 шаиОами крепления задних пластин 15 к заднему фланцу 9 ведущей полумуфты привода и снять задние пластины 15 ведущей полумуфты. (Ключ гаечный кольцевой 17 мм).

71. Отвернуть гайку 12 с пружинной шайбой 11 крепления заднего фланца 9 ведущей полумуфты и снять задний фланец 9 с помощью съемника (Рис. 22.). (Ключ гаечный кольцевой 22 мм, съемник).

72. Отвернуть болты 10 (Рис. 20) с шайбами 11 крепления ТНВД 9 к блоку двигателя, установленные в пробки 12 корпуса ТНВД и снять с ТНВД 9 сборе с двигателя. (Головка сменная 13 мм, ключ с присоединительным квадратом, удлинитель L=250 мм).

73. Отвернуть гайки 47 (Рис. 18) с шайбами крепления фильтра тонкой очистки топлива к двигателю и снять фильтр тонкой очистки топлива а сборе с двигателя. (Головка сменная 17 мм, ключ с присоединительным квадратом).
74. Отвернуть факельные запальные свечи 13 (Рис. 13) из резьбовых отверстий правого 8 и левого 9 впускных коллекторов воздуха и снять факельные свечи с двигателя. (Ключ гаечный открытый 22 мм)'.

75. Отвернуть гайки 5 (Рис. 23) с шайбами крепления прижимных скоб 4 форсунок 1 и снять скобы 4 крепления форсунок 1. (Головка сменная 17 мм, ключ с присоединительным квадратом).

76. Снять при помощи съемника (Рис. 24) с двигателя форсунки левой и правой сторон блока цилиндров и установить технологические заглушки на форсунки и двигатель. (Съемник форсунки).

77. Отвернуть болты 8 (Рис. 25) с волнистыми шайбами 9 крепления соединительного патрубка 6 к впускным коллекторам, снять патрубок 6 и прокладки 5. (Ключ гаечный открытый 17 мм, головка сменная 17 мм, ключ с присоединительным квадратом, отвертка 8,0 мм).

78. Отвернуть болты 14 с шайбами 15 крепления правого. 1 и левого 13 впускных коллекторов к двигателю, снять впускные коллекторы 1 и 13 и прокладки 16 коллекторов. (Ключ гаечный открытый 17 мм, головка сменная 17 мм, ключ с присоединительным квадратом, отвертка 8,0 мм).

79. Отвернуть болты 5 (Рис. 26) с шайбами крепления соединительного фланца 7 коробки термостатов, отвернуть болты 6 с шайбами крепления коробки термостатов, снять коробку термостатов 4

в сборе, отсоединить перепускную трубу, снять соединительный фланец 7 и уплотнительное кольцо 15 (Рис. 27). (Головки сменные 13 и 17 мм, ключ с присоединительным квадратом).

80. Снять с водяного насоса перепускную трубу 27 коробки термостатов в сборе.

81. Отвернуть болты 21 с шайбами 22 крепления левой 16 и правой 23 водяных труб, снять водяные трубы 16 и 23 в сборе с водяной трубой соединительной 26 с двигателя, снять прокладки водяных труб. (Головка сменная 13 мм, ключ с присоединительным квадратом, отвертка 8,0мм).

82. Отвернуть болты 1 и 3 с шайбами 4 крепления патрубка 2 подводящей трубы 30 правого полублока цилиндров. (Головка сменная 13 мм, ключ с присоединительным кваДратом).

83. Отвернуть болты 2 (Рис. 28) с шайбами крепления водянного насоса к двигателю и снять водяной насос 1 в сборе с подводящей трубой 4 и включателем гидромуфты с двигателя. (Головка сменная 13 мм, ключ с присоединительным квадратом).

84. Снять уплотнительные прокладки 3 водяного насоса. (Отвертка 6,5 мм).

Одним из приоритетных направлений деятельности Алтайского завода прецизионных изделий является изготовление компонентов системы питания для двигателей как российского, так и импортного производства, в том числе и первой отечественной системы Altay Common Rail System


  • точную дозировку цикловой подачи топлива для каждого рабочего режима и многофазный впрыск;
  • регулировку углов опережения впрыска топлива в зависимости от частоты вращения, нагрузки, температуры;
  • гибкое регулирование давления впрыскивания топлива в широком диапазоне;
  • легкий пуск двигателя с минимальным выбросом вредных веществ в атмосферу при любых температурных условиях и корректировку процесса топливоподачи в зависимости от условий окружающей среды с целью снижения выбросов вредных веществ;
  • совместимость с электронными системами автомобиля и бортовой системой контроля и диагностики по каналу CAN, обеспечивает диагностику, выполняет функции ограничения скорости, аварийной защиты двигателя, круиз-контроля и дублирования управления от дополнительного органа с пульта оператора. Система включает в себя контур низкого давления с элементами подачи и фильтрации топлива, контур высокого давления, в который входят топливный насос высокого давления (ТНВД), топливные аккумуляторы высокого давления, форсунки и топливопроводы высокого давления. Слаженную работу всех компонентов обеспечивает электронный блок управления с датчиками и исполнительными механизмами.


ТНВД – это Топливный Насос Высокого Давления. Ставиться он на дизельные двигатели и предназначен для подачи топлива в топливную систему под высоким давлением, для наилучшего сгорания его в цилиндрах.

Устройство ТНВД

Рис.1 — Подробная схема всех элементов топливного насоса для автомобилей Камаз с двигателем 740.


Признаки неисправности ТНВД КАМАЗ 740, ТНВД КАМАЗ 4310

Неисправности топливных насосов и регуляторов проявляются в нарушении регулировки вследствие износа деталей, результатом которых является возникновение посторонних шумов, перегрев и утечка топлива.

Основной причина неисправности топливного насоса — износ его деталей, ослабевание натягов в посадках, увеличение зазоров в подвижных сопряжениях, нарушение расположения деталей, отложения на поверхзности деталей в виде грязи, нагара.

Следствием неисправностей насоса может стать — уменьшение подачи топлива в необходимом количестве и неравномерность его подачи. Нарушение правильной подачи топлива, как правило, вызвано износом плунжерных пар, нагнетательных клапанов насоса, поводков плунжеров, хомутиков рейки, зубьев рейки и зубчатого венца втулки, засорение форсунок. Такие неисправности приводят к снижению мощности и экономичности двигателя.

Неравномерность подачи топлива в цилиндры двигателя приведет не только к неустойчивой его работе на малых оборотах, но и к перебоям в работе отдельных цилиндров, что будет сопровождаться вибрацией блока двигателя.

К неисправностям ТНВД можно отнести неравномерность начала впрыска и запаздывание момента впрыска многосекционного насоса, которое возникает вследствие износа регулировочного болта толкателя, оси ролика, корпуса толкателя и ролика, шарикоподшипников, а также износ кулачкового вала.

Износ плунжерных пар и нагнетательных клапанов существенно влияет на изменение угла опережение впрыска топлива.

Читайте также: