Топливная система ваз 2106 карбюратор схема

Обновлено: 05.07.2024

Обычно пользователи нашего сайта находят эту страницу по следующим запросам:
электросхема LADA 2106 , моменты затяжки LADA 2106 , система питания дизельных двигателей LADA 2106 , система питания дизельных двигателей LADA 2106 , электросхема LADA 2103 , моменты затяжки LADA 2103 , система питания дизельных двигателей LADA 2103 , система питания дизельных двигателей LADA 2103 , электросхема ВАЗ 2103 , моменты затяжки ВАЗ 2103 , система питания дизельных двигателей ВАЗ 2103 , система питания дизельных двигателей ВАЗ 2103 , электросхема ВАЗ 2103 , моменты затяжки ВАЗ 2103 , система питания дизельных двигателей ВАЗ 2103 , система питания дизельных двигателей ВАЗ 2103

8. Система питания

Общие сведения

Система питания обеспечивает подачу топлива в карбюратор, очистку воздуха и приготовление рабочей смеси.

Система включает в себя: топливный бак, топливопровод, топливный фильтр, топливный насос, карбюратор с приводами дроссельной и воздушной заслонок и воздушный фильтр.

Топливный бак – штампованный, сваренный из двух стальных листов. Бак расположен в багажнике с правой стороны и закреплен двумя хомутами к кузову. Заливная горловина топливного бака выведена в нишу на заднем правом крыле.

Топливный насос – диафрагменного типа с приводом, установлен слева на блоке цилиндров. Между насосом и блоком устанавливается теплоизоляционная проставка с прокладками. На насосе устанавливается рычаг ручной подкачки топлива. Насос приводится в действие от эксцентрика вала привода дополнительных агрегатов.

Карбюратор предназначен для приготовления горючей смеси определенного состава для каждого режима работы двигателя. Карбюратор – эмульсионного типа, двухкамерный, с падающим потоком, с последовательным открыванием дроссельных заслонок. Он имеет сбалансированную поплавковую камеру. Карбюратор устанавливается на впускной коллектор на четыре шпильки и крепится гайками.

Воздушный фильтр – сухого типа, со сменным фильтрующим элементом. Состоит из корпуса, фильтрующего элемента и крышки. Корпус фильтра устанавливается на карбюратор на четыре шпильки и крепится гайками.

Воздушный фильтр

Замена фильтрующего элемента

Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 10 мм, новый фильтрующий элемент, чистая ветошь.

1. Открыть капот.

2. Отвернуть три гайки и снять крышку корпуса воздушного фильтра.

3. Снять фильтрующий элемент.

Примечание:
Во избежание попадания в карбюратор посторонних веществ, закрыть его технологической заглушкой или безворсовой ветошью.

4. Установить в корпус воздушного фильтра новый фильтрующий элемент.

5. Установить крышку воздушного фильтра.

Снятие и установка воздушного фильтра

Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 8 мм, 10 мм; отвертка.

1. Ослабить хомут и отсоединить от патрубка корпуса воздушного фильтра шланг подвода теплого воздуха.

2. Отсоединить шланг вентиляции картера.

3. Отсоединить шланг отвода картерных газов.

4. Снять фильтрующий элемент (см. выше).

5. Отвернуть четыре гайки крепления корпуса воздушного фильтра и снять пластину.

6. Снять корпус воздушного фильтра.

7. Установка производится в порядке, обратном снятию.

Карбюратор

Снятие и установка

Примечание:
Все патрубки и шланги необходимо заглушить, чтобы исключить попадание в систему питания посторонних предметов.

Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 8 мм, 10 мм, 13 мм; отвертка.

1. Отсоединить отрицательную клемму аккумуляторной батареи.

Для автомобилей, оборудованных ГБО:

2. Отвернуть крышку и перекрыть вентиль подачи газа.

Продолжение работ для всех автомобилей:

3. Снять воздушный фильтр (см. выше).

4. Отсоединить топливопровод от карбюратора.

5. Отсоединить вакуумную трубку от карбюратора.

6. Отсоединить разъем датчика холостого хода.

Для автомобилей, оборудованных ГБО:

Внимание:
Газ обладает высокой летучестью и является взрывоопасным. Поэтому необходимо работать в хорошо проветриваемом помещении.

7. Отсоединить питающие шланги от карбюратора.

Продолжение работ для всех автомобилей:

8. Отвернуть болт и отсоединить трос привода закрывания воздушной заслонки (подсос).

9. Отвернуть болт и освободить оболочку троса.

10. Отверткой снять стопорное кольцо, приподнять зажим и снять тягу привода дроссельных заслонок.

11. Отсоединить шланг отвода картерных газов.

12. Отсоединить возвратную пружину от рычага привода дроссельной заслонки и затем снять ее.

13. Отвернуть четыре гайки крепления карбюратора и снять карбюратор.

14. Установка производится в порядке, обратном снятию.

Примечание:
Прокладку под карбюратор всегда заменять новой.

Разборка и сборка

Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 10 мм, 13 мм, 19 мм; пассатижи.

1. Отсоединить возвратную пружину.

2. С помощью отвертки аккуратно сдвинуть нижнее звено тяги вверх и отсоединить тягу от рычага.

3. Ослабить затяжку электромагнитного клапана и отвернуть клапан из корпуса карбюратора вместе с топливным жиклером. Затем извлечь из корпуса электромагнитного клапана топливный жиклер и уплотнительное кольцо.

4. Отвернуть два винта крепления (1), отсоединить тягу (2), а затем снять пусковое устройство (3).

5. Отвернуть три винта крепления и отсоединить крышку от корпуса пускового устройства.

6. Отвернуть пять винтов крепления крышки карбюратора.

7. Аккуратно снять крышку карбюратора.

Примечание:
Сразу после снятия крышки перевернуть ее поплавком вверх, чтобы не повредить поплавок и не погнуть его регулировочный язычок.

8. При помощи оправки (диаметр 2,0-2,3 мм) сдвинуть ось поплавка примерно на 5 мм. Затем пассатижами извлечь ось, придерживая руками поплавок.

9. Извлечь поплавок вместе с иглой топливного клапана.

10. Снять серьгу иглы с язычка кронштейна поплавка, а затем отсоединить ее от поплавка.

Примечание:
Обратить внимание на положение отогнутого конца серьги относительно поплавка.

11. Снять прокладку с крышки карбюратора.

12. Отсоединить телескопическую тягу.

13. Отвернуть пробку крепления топливного фильтра.

14. Извлечь топливный фильтр из полости в карбюраторе.

15. Отвернуть седло топливного клапана.

16. Извлечь топливный клапан с шайбой.

17. При необходимости, снять ось воздушной заслонки. Для этого: отвернуть два винта и извлечь заслонку из прорези оси, пометив ее положение для правильной установки. Затем извлечь ось заслонки.

18. Извлечь стопорную шайбу и отсоединить шток пневмопривода от штифта.

19. Отвернуть два винта крепления корпуса пневмопривода.

20. Снять пневмопривод с прокладкой.

21. Отвернуть три винта крепления крышки пневмопривода.

22. Отсоединить крышку от корпуса пневмопривода и извлечь возвратную пружину и диафрагму со штоком.

23. Отверткой извлечь из корпуса уплотнительное кольцо.

24. Отвернуть винт распылителя ускорительного насоса.

25. Извлечь распылитель ускорительного насоса вместе с винтом и уплотнительными шайбами.

26. Извлечь главный воздушный жиклер второй камеры.

27. Извлечь главный топливный жиклер второй камеры.

28. Извлечь эмульсионную трубку второй камеры.

29. Извлечь главный воздушный жиклер первой камеры.

30. Извлечь главный топливный жиклер первой камеры.

31. Извлечь эмульсионную трубку первой камеры.

32. Отвернуть корпус топливного жиклера переходной системы второй камеры и снять его вместе с жиклером.

33. Отвернуть винт регулировки подачи ускорительного насоса.

34. Отверткой аккуратно поддеть малый диффузор первой камеры и, преодолевая усилие пружинных фиксаторов, извлечь его из корпуса карбюратора. Аналогично снять малый диффузор второй камеры.

35. Отвернуть четыре винта крепления крышки ускорительного насоса.

36. Снять крышку вместе с рычагом привода и диафрагмой…

…затем извлечь возвратную пружину.

37. Отвернуть два винта крепления втулки регулировочного винта количества смеси и снять втулку вместе с винтом и прокладкой.

38. Отвернуть винт регулировки качества смеси системы холостого хода.

39. Извлечь винт регулировки качества смеси вместе с резиновым уплотнительным кольцом.

40. Отвернуть два винта крепления корпуса дроссельных заслонок к корпусу карбюратора.

41. Отсоединить от рычага промежуточную тягу.

42. Отсоединить корпус дроссельных заслонок от корпуса карбюратора.

43. Снять прокладку с корпуса карбюратора.

44. Отогнуть усик стопорной шайбы и отвернуть гайки крепления рычагов.

45. Отвернуть винты крепления дроссельных заслонок, извлечь заслонки из прорезей осей, пометив их первоначальное положение. После этого извлечь оси дроссельных заслонок.

46. Сборка производится в порядке, обратном разборке.

47. После окончательной сборки карбюратора отрегулировать пневмопривод дроссельной заслонки:

  • Утопить до упора шток камеры пневмопривода и проверить совпадение отверстия в штоке со штифтом на рычаге.
  • Если отверстие и штифт не совпадают, удерживая втулку от проворачивания, отрегулировать длину тяги, чтобы шток можно было легко надеть на штифт рычага.
  • По окончании регулировки надеть шток на штифт рычага и закрепить его стопорной шайбой.

Проверка технического состояния деталей карбюратора

1. Визуально проверить жиклеры: резьба и шлицы не должны иметь повреждений. Обратить внимание на маркировку жиклеров.

2. Визуально проверить детали распылителя ускорительного насоса. Уплотнительные поверхности не должны иметь повреждений. Деформированные уплотнительные шайбы заменить новыми.

3. Визуально проверить все прокладки. Они должны быть целыми, с отпечатками уплотняемых поверхностей, без пропусков по всему периметру. При обнаружении дефектов, прокладки заменить новыми.

4. Визуально проверить штуцер подвода топлива. Он должен быть плотно, без люфта запрессован в отверстие крышки карбюратора.

5. Продуть все каналы крышки карбюратора сжатым воздухом и внимательно ее осмотреть. Поверхности крышки, сопрягаемые с корпусами карбюратора и воздушного фильтра, не должны иметь сколов и забоин.

6. Промыть топливный фильтр бензином и продуть его сжатым воздухом. Прорванный или сильно деформированный фильтр заменить новым.

7. Визуально проверить поплавок. Он должен быть герметичен и не должен иметь вмятин.

8. Визуально проверить диафрагму ускорительного насоса. Она не должна иметь разрывов и расслоения.

9. Визуально проверить малые диффузоры. Их каналы должны быть чистыми, а в пазах торцовых поверхностей, сопрягаемых с пазами корпуса карбюратора, должны быть установлены недеформированные пружинные фиксаторы. Обратить внимание на маркировку диффузоров.

10. Визуально проверить уплотнительное кольцо корпуса. Оно не должно быть сильно обжато или надорвано. Если кольцо деформировано, заменить его новым.

11. Визуально проверить корпус карбюратора. Эмульсионные каналы должны быть совершенно чистыми. Поверхности корпуса, сопряженные с крышкой и корпусом дроссельных заслонок, не должны иметь глубоких забоин и коробления.

12. Визуально проверить корпус дроссельных заслонок. Он не должен иметь деформаций, механических повреждений и сорванных резьбовых отверстий. Каналы и полости корпуса должны быть чистыми, а отверстия для осей дроссельных заслонок не должны иметь заметной выработки.

13. Визуально проверить уплотняющее кольцо винта регулировки качества смеси. Заменить кольцо новым, если оно сильно обжато или надорвано.

14. Визуально проверить диафрагму пневмопривода. Она не должна иметь разрывов, расслоения и повреждения кромок. Втулка штока должна быть надежно завальцована в опорной тарелке диафрагмы и не должна иметь повреждений резьбы.

Регулировка поплавкового механизма

1. Проверить расстояние (А) между поплавком и прокладкой, прилегающей к крышке карбюратора. Оно должно составлять 6,5 +0,25 мм. Если расстояние (А) отличается от стандартного, его необходимо отрегулировать. Для этого необходимо подогнуть язычок (1).

2. Проверить максимальный ход поплавка. Он должен составлять 8 +0,25 мм. Если величина хода отличается от стандартной, ее необходимо отрегулировать. Для этого необходимо:

  • Установить линейку перпендикулярно крышке карбюратора. Отметить на линейке положение поплавка.
  • Отвести поплавок до упора. Отметить на линейке второе положение поплавка. Разница показаний на линейке и будет значением максимального хода поплавка.

3. При необходимости, отрегулировать максимальный ход поплавка путем подгибания упора (2).

Топливный насос

Снятие и установка

Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 13 мм и отвертка.

1. Ослабить хомут и отсоединить шланг подачи топлива от насоса к карбюратору с патрубка топливного насоса.

Примечание:
При отсоединении шлангов, слить топливо в специально подготовленную емкость.

2. Ослабить хомут и отсоединить шланг подвода топлива к насосу.

3. Заглушить отверстия шлангов пробками.

4. Отвернуть две гайки крепления, затем снять топливный насос в сборе.

5. Снять наружную прокладку.

6. Снять проставку с толкателем.

7. Снять внутреннюю прокладку.

8. Установка производится в порядке, обратном снятию, но с учетом некоторых особенностей.

9. При установке топливного насоса, необходимо отрегулировать его положение. Для этого:

Примечание:
Данную прокладку можно вырезать из листа паронита подходящей толщины.

Топливный бак

Снятие и установка

Для данной операции потребуются следующие инструменты: ключ 7 мм, 10 мм; отвертка.

1. Слить топливо из бака через наливную горловину в специально подготовленную емкость. Завернуть пробку наливной горловины, во избежание попадания посторонних веществ в топливный бак.

2. Открыть крышку багажника и отвернуть два верхних винта крепления правой обивки.

3. Отвернуть винт крепления и снять крышку правой обивки.

4. Откинуть напольный коврик багажного отделения.

5. Отвернуть нижний винт крепления правой и задней обивки.

6. Полностью откинуть напольный коврик багажного отделения.

7. Отвернуть четыре верхних винта и четыре нижних винта крепления задней обивки багажного отделения.

Примечание:
На фото показаны не все винты крепления.

8. Снять заднюю обивку багажного отделения.

9. Снять боковую обивку багажного отделения.

10. Пометить порядок подключения проводов датчика уровня топлива.

11. Отсоединить два провода (1 и 2) от выводов датчика уровня топлива.

12. Ослабить хомут (3) и отсоединить топливный шланг.

Примечание:
- При отсоединении шланга слить топливо в специально подготовленную емкость.
- Заглушить отверстия шланга пробкой.

13. Отсоединить вентиляционную трубку.

14. Отвернуть болт хомута крепления топливного бака.

15. Отвернуть пробку с заливной горловины.

16. Осторожно поддеть отверткой резиновую прокладку, перекинуть край ее отверстия через край горловины и снять прокладку с горловины.

Система питания автомобиля предназначена для хранения запаса топлива, транспортировки его с дополнительной очисткой к двигателю, создания оптимальной топливовоздушной смеси и подачи ее с регулированием количества и качества в цилиндры двигателя.


Топливный бак 1 (см. рис. 4.13 ) установлен в багажном отделении кузова в нише, образованной внутренней частью правого заднего крыла. Он закреплен на резиновых прокладках 2 двумя хомутами 5, стянутыми болтом 3, и изолирован от багажного отделения пластмассовой обивкой (на рисунке и фотографии обивка не показана).

Наливная горловина бака выведена наружу через люк в правом заднем крыле и герметично закрыта резьбовой пробкой 17 с резиновой прокладкой 18. Чтобы через отверстие люка крыла в багажное отделение не попадала дорожная пыль, грязь и влага, горловина уплотнена формованной резиновой прокладкой, плотно надетой на горловину и отбортовку люка.


Для защиты пробки наливной горловины от загрязнения люк закрыт снаружи стальной крышкой, поворачивающейся на петлях, закрепленных на крыле.

В закрытом и полностью открытом положении крышка фиксируется стальной пластинчатой пружиной. Так как пробка наливной горловины закрывается герметично, при выработке части бензина или понижении температуры окружающего воздуха в баке могло бы создаваться разрежение, препятствующее подаче топлива. Кроме того, при повышении температуры воздуха в баке создавалось бы избыточное давление, что тоже нежелательно. При заправке бензином на автозаправочной станции из колонки с большой подачей воздух не успевал бы выходить из бака, и бензин задерживался бы в горловине, выливаясь наружу. Для предотвращения этих явлений полость бака соединена с атмосферой пластмассовым вентиляционным шлангом 19, надетым одним концом на патрубок в верхней части бака, а другим – плотно вставленным в отверстие резиновой прокладки люка. Чтобы пары бензина как можно меньше попадали из бака в атмосферу, вентиляционный шланг уложен в полости крыла петлей, в которую из-за колебаний кузова во время движения попадает бензин, играющий роль своеобразного гидравлического затвора.

На фланце, приваренном к верхней поверхности бака, с помощью шести винтов через резиновую прокладку 16 (см. рис. 4.13) закреплен реостатный датчик 15 указателя уровня топлива. Датчик размещен в полости топливного бака и объединен в блок с топливоприемной трубкой, на конце которой закреплен сетчатый фильтр. При изменении уровня топлива ползунок датчика перемещается через рычаг пустотелым пластмассовым поплавком, изменяя, в свою очередь, сопротивление реостата. Соответственно изменяется величина тока, проходящего через систему датчик–указатель, и, следовательно, – положение стрелки указателя.

В днище бака до 1985 г. устанавливали резьбовую сливную пробку, доступ к которой открывался через отверстие в полу кузова, закрытое резиновой заглушкой. Впоследствии эту пробку аннулировали, так как после длительной эксплуатации попытка отвернуть приржавевшую пробку часто заканчивалась отрывом резьбовой бобышки, припаянной к баку, в которую ввернута пробка. Кроме того, для полного удаления отстоя и качественной промывки бака его все равно приходилось снимать с автомобиля.


Патрубок топливоприемной трубки соединен с задней трубкой 12 (см. рис. 4.13 ) топливопровода шлангом 6 из бензомаслостойкой резины в тканевой оплетке. Шланг закреплен на патрубке и трубке стяжными хомутами 9 с винтом и гайкой. Аналогичны по конструкции и так же закреплены остальные шланги, соединяющие между собой трубки топливопровода и узлы системы питания.


Трубки топливопровода стальные оцинкованные или освинцованные закреплены пластмассовыми держателями 13 (см. рис. 4.13 ) на днище кузова.


Отверстия в кузове для прохода трубок загерметизированы резиновыми втулками.


Топливный фильтр 8 (см. рис. 4.13 ) установлен на соединительных шлангах перед топливным насосом и служит для тонкой очистки топлива. Он является основным очищающим устройством системы питания, так как задерживает механические примеси размером до 15 мк, в отличие от фильтров, установленных в топливном баке, насосе и карбюраторе, которые представляют собой простые сетки, не способные задержать такие мелкие частицы загрязнений.

Топливный насос 10 (см. рис. 4.13) диафрагменного типа с механическим приводом предназначен для подачи бензина из топливного бака в поплавковую камеру карбюратора и поддержания некоторого избыточного постоянного давления бензина на входе в карбюратор. Избыточное давление необходимо для того, чтобы независимо от режима работы двигателя и, следовательно, расхода топлива его уровень в поплавковой камере всегда оставался примерно постоянным. Конструкция диафрагменного узла насоса обеспечивает автоматическое уменьшение подачи бензина или вообще ее полное прекращение при достижении максимально допустимого давления в магистрали.


Насос установлен на специальном фланце с левой стороны блока цилиндров двигателя в его передней части и закреплен гайками на двух шпильках через пластмассовую теплоизоляционную проставку и регулировочные картонные прокладки. Теплоизоляционная проставка одновременно играет роль направляющей толкателя, которым насос приводится от эксцентрика валика вспомогательных агрегатов. Насос снабжен рычагом ручной подкачки топлива перед пуском двигателя после длительной стоянки, развивает давление 20–30 кПа и имеет подачу не менее 60 л/ч при частоте качаний 2000 циклов в минуту.


Карбюратор 11 (см. рис. 4.13 ) предназначен для приготовления топливовоздушной смеси требуемого состава и регулируемой подачи ее в цилиндры двигателя. Он установлен на фланце в верхней части приемной трубы двигателя и закреплен гайками на четырех шпильках через паронитовую прокладку.


Управляют карбюратором с места водителя. Педаль акселератора шарнирно закреплена на рычаге валика, установленного в пластмассовых втулках на щите передка кузова. Она кинематически соединена системой тяг и шарниров с рычагом привода дроссельной заслонки первой камеры карбюратора. Примененная на автомобиле ВАЗ-2106 система, состоящая из продольной 1 и поперечной 2 тяг, позволяет исключить влияние на положение дроссельной заслонки перемещений двигателя на эластичных опорах относительно кузова, вызванных неровностями дороги (для наглядности со штуцера 3 снят шланг подвода газов системы вентиляции картера). Воздушной заслонкой управляют с помощью проволочной тяги, заключенной в витую проволочную оболочку, защищенную от попадания влаги и пыли пластмассовой трубкой.


Один конец оболочки тяги зажат в направляющей трубке стержня рукоятки, расположенной на панели приборов, а другой закреплен клеммным зажимом 1 на крышке карбюратора. Конец проволочной тяги закреплен шарнирной муфтой 2 на трехплечем рычаге управления воздушной заслонкой. Для того чтобы картерные газы из моторного отсека не попадали в салон, отверстие для прохода тяги в щите передка уплотнено резиновой втулкой.


При вытягивании рукоятки тяги на себя воздушная заслонка полностью закрывается, при утапливании – открывается.

Воздушный фильтр 14 (см. рис. 4.13) очищает воздух, поступающий в карбюратор.


Одноступенчатый фильтр сухого типа со сменным фильтрующим элементом, оснащенным предварительным очистителем из синтетического волокна, установлен в моторном отсеке на четырех шпильках, ввернутых в крышку карбюратора, и закреплен гайками через стальную штампованную и формованную резиновую прокладки. Резиновая прокладка надета на края посадочного отверстия корпуса фильтра пазом, выполненным по всему ее наружному периметру. Чтобы исключить чрезмерную деформацию прокладки при затягивании гаек крепления фильтра, в ее отверстия вставлены с небольшим натягом стальные дистанционные втулки.

Для улучшения смесеобразования и предотвращения обмерзания горловины карбюратора в холодную влажную погоду фильтр оборудован устройством сезонной регулировки температуры забираемого воздуха.

Дополнительно воздушный фильтр выполняет функцию элемента системы вентиляции картера двигателя. Для этой цели в дне корпуса фильтра выполнена полость, соединенная резиновым шлангом с маслоотделителем системы вентиляции. Внутри фильтра эта полость сообщается непосредственно с горловиной карбюратора.

Топливные системы классических моделей ВАЗ, таких как 2106 и 2107, различаются по типу подачи горючей смеси в цилиндры. У одних за это отвечает карбюратор, у других — инжектор. Однако слаженная работа силового агрегата и у тех, и у других зависит не от конструкции системы, а от исправности её элементов, и в первую очередь бензонасоса. Каждый автолюбитель должен при необходимости уметь произвести ремонт и замену этого элемента своими руками.

Какими топливными насосами оснащались классические модели ВАЗ

  • ВАЗ 2101;
  • ВАЗ 2102;
  • ВАЗ 2103;
  • ВАЗ 2104;
  • ВАЗ 2105;
  • ВАЗ 2106;
  • ВАЗ 2107.

Механический бензонасос ВАЗ 2101–2107

Карбюраторные ВАЗ 2101–2107 оснащались механическими топливными насосами ДААЗ

Электрический бензонасос

Где расположен бензонасос на 2106, 2107 и других моделях

Расположение бензонасоса на карбюраторных и инжекторных классических ВАЗах разное. У первых он установлен слева (если смотреть из салона) на блоке цилиндров двигателя на специальном приливе, и крепится к нему при помощи шпилек через теплоотводящую проставку из эбонита. Привод механического бензонасоса осуществляется от промежуточного вала двигателя через эксцентрик и толкатель (шток).

Расположение механического бензонасоса в автомобиле ВАЗ 2106

Механический бензонасос на классике установлен на специальном приливе на блоке цилиндров двигателя

Электрический бензонасос ВАЗ

Электрический топливный насос на инжекторных моделях классики установлен в бензобаке

Проверка, ремонт и замена механического топливного насоса

Как проверить производительность механического бензонасоса

Производительность механического насоса ДААЗ составляет 1 л за минуту. Для проверки количества перекачиваемого топлива потребуются:

  • отрезок бензостойкого шланга (50–80 см);
  • 2 чистые ёмкости объёмом не менее 2 л (можно пластиковые бутылки);
  • 1,5 л бензина;
  • часы с секундомером;
  • крестовая отвёртка;
  • помощник.

    При помощи отвёртки откручиваем винт на хомуте выпускного штуцера насоса. Снимаем с него шланг.

Проверка производительности механического бензонасоса ВАЗ

Снимаем топливный шланг с выпускного штуцера

Проверка производительности механического бензонасоса ВАЗ

Оцениваем количество топлива, перекачанного насосом за минуту

Если количество бензина меньше 1 л — бензонасос неисправен.

Оценка состояния и работоспособности составляющих частей

Проверке подлежат следующие элементы насоса:

  • впускной и выпускной клапаны;
  • сетчатый фильтр;
  • диафрагмы;
  • толкатель (шток).

Механический бензонасос ВАЗ

Конструкция топливного насоса ДААЗ

  • крестовая отвёртка;
  • шлицевая отвёртка;
  • ключ на 10;
  • ключ на 13;
  • штангенциркуль или линейка.

    Отпускаем винты хомутов впускного и выпускного штуцеров насоса, снимаем с них шланги. К выпускному штуцеру прикладываем палец, а другой рукой несколько раз нажимаем на рычаг ручной подкачки. Пальцем вы должны ощущать выходящий под напором воздух. Далее затыкаем пальцем впускной штуцер, и снова подкачиваем вручную. На входе насоса должно ощущаться разрежение, т.е. палец должен всасываться внутрь штуцера. Если ничего подобного не происходит — клапаны устройства неисправны и должны быть заменены.

Диагностика механического бензонасоса ВАЗ

Проверка клапанов заключается в определении напора воздуха на выпускном штуцере и разрежения на впускном

Диагностика механического бензонасоса

Сетчатый фильтр не должен иметь следов повреждения и деформации

Диагностика механического бензонасоса

Если диафрагмы насоса повреждены или деформированы, их нужно заменить

Диагностика механического бензонасоса

Снятие тепловой проставки насоса

Диагностика механического бензонасоса

Длина толкателя должна быть 82,5 мм

Самостоятельный ремонт механического бензонасоса

Покупать неисправные детали бензонасоса по отдельности нецелесообразно. Гораздо выгодней приобрести ремонтный комплект, куда входят элементы, которые могут выйти из строя, а именно:

  • клапаны;
  • набор диафрагм;
  • толкатель;
  • тепловая проставка;
  • прокладки и шайбы.

Ремонт механического бензонасоса ВАЗ 2101–2107

Ремонтный комплект топливного насоса

Осуществление ремонта бензонасоса подразумевает его демонтаж и разборку. Производятся они по тому же алгоритму, что был описан ранее в разделе диагностики. Если, разобрав корпус бензонасоса, вы обнаружите, что на его стенках, или на внутренних поверхностях штуцеров имеются грязный налёт, частицы мусора, почистите их при помощи жидкости для чистки карбюратора и отрезка грубой ткани. При удалении налёта используйте небольшую деревянную лопатку и зубочистки. Применять для этих целей металлические предметы крайне нежелательно.

Для замены клапанов насоса их потребуется извлечь из гнёзд. Для этого при помощи тонкой шлицевой отвёртки или ножа необходимо сбить три закернённых участка в каждом из гнёзд, после чего клапаны свободно выйдут из них. Установив новые детали на место неисправных, гнёзда нужно опять закернить, ударив керном (отвёрткой) по кромке в трёх местах.

Ремонт механического бензонасоса ВАЗ 2101–2107

Замена клапанов топливного насоса

Важно: при замене клапанов не перепутайте впускной с выпускным!

Для того чтобы произвести замену диафрагм, необходимо ключом на 10 открутить гайку в верхней части стержня, на который они надеты, после чего снять их, а на их место установить новые в определённом порядке. Самая нижняя диафрагма — предохранительная. За ней следуют маленькая и большая дистанционные прокладки, а сверху них две другие (рабочие) мембраны.

Что касается тепловой проставки, то она выходит из строя довольно редко. Чаще встречается заводской брак, проявляющийся в неровности привалочной плоскости, к которой крепится корпус насоса. Из-за этого может возникать подтекание масла. Для замены проставки извлеките старую из её посадочного места, уберите из-под неё старую прокладку, поставьте новую проставку с соответствующей прокладкой из ремкомплекта.

Ремонт механического бензонасоса ВАЗ 2101–2107

Установка прокладок насоса

В ремонтном комплекте бензонасоса ДААЗ идёт три прокладки разной толщины:

  • 0,27–0,3 мм (А);
  • 0,7–0,8 мм (B);
  • 1,1–1,3 мм (C).

Ремонт механического бензонасоса ВАЗ 2101–2107

Определение выступания толкателя

Процедура замены

Если вы решили не ремонтировать топливный насос, а заменить его новым, это ещё проще. Процесс замены не отнимет больше 30 минут. Из инструментов потребуются:

  • крестовая отвёртка;
  • ключ на 13;
  • сухая чистая тряпка;
  • небольшая ёмкость.

Порядок замены следующий:

  1. В моторном отсеке находим топливный насос.
  2. Откручивая винты хомутов, ослабляем их, снимаем оба топливных шланга со штуцеров насоса.

Замена механического бензонасоса ВАЗ 2101–2107

Ослабляем крепление хомутов, снимаем топливные шланги со штуцеров

Замена механического бензонасоса ВАЗ 2101–2107

Ключом на 13 откручиваем гайки крепления насоса

Замена механического бензонасоса ВАЗ 2101–2107

Демонтируем насос, сливаем с него бензин

Замена механического бензонасоса ВАЗ 2101–2107

Устанавливаем новые прокладки

Видео: замена механического насоса на ВАЗ 2101–2107

Проверка элементов защиты цепи электрического бензонасоса

Реле топливного насоса расположено посредине (R2), а предохранитель — слева от него (F3)

Проверка давления топлива в системе

Основным показателем работы бензонасоса является давление, создаваемое им в системе. Если устройство включается, качает топливо, но двигатель работает с перебоями, не поленитесь проверить давление. Для этого потребуется манометр с пределом измерения 5–7, оснащённый бензостойким шлангом и резьбовым штуцером (если специального нет, можно использовать обычный шинный манометр). Последовательность действий следующая:

Проверка давления в рампе

Штуцер для измерения давления

Проверка давления в топливной рампе

Давление в рампе должно быть 2,8–3,2 атмосферы

Проверка давления в топливной рампе

При снятии вакуумного шланга с регулятора давление должно упасть на 0,2–0,7 атмосфер

Инструменты для замены:

  • шлицевая и крестовая отвёртки;
  • ключ на 10;
  • ключ на 7.

Порядок выполнения работ:

  1. Отключаем минусовую клемму от аккумулятора.
  2. Открываем крышку бензобака.
  3. При помощи шлицевой отвёртки отводим от горловины бака резиновый фартук. Отсоединяем от него трубку предохранительного клапана.

Замена электрического бензонасоса

Шлицевой отверткой поддеваем фартук

Замена электрического бензонасоса

Откручиваем шурупы крепления облицовки бензобака

Замена электрического бензонасоса

Откручиваем болт хомута крепления бака

Замена электрического бензонасоса

Отключаем электропроводку, шланги топливопровода, откручиваем гайки крепления крышки топливного модуля

Замена электрического бензонасоса

Извлекаем топливный модуль из бензобака

Замена электрического бензонасоса

Отсоединяем топливный фильтр

Замена электрического бензонасоса

Отключаем провода питания насоса

Замена электрического бензонасоса

Отверткой сдвигаем фиксаторы и извлекаем насос из кожуха

Замена электрического бензонасоса

Отсоединяем трубку от выпускного штуцера

После установки насоса желательно проверить давление в системе вышеописанным способом.

Принципиальное устройство бензонасоса ВАЗ 2106 можно посмотреть ниже.

Бензонасос ВАЗ 2106

Штатный бензонасос расположен слева на специальном приливе двигательного блока и крепится шпильками через термическую проставку и прокладку регулировочного типа. Эта проставка выполняет также функцию направляющего элемента для толкателя бензонасоса ВАЗ 2106, приводящегося в действие эксцентриком через привод бензонасоса, работающим от эксплуатируемого газораспределительного механизма. Длина нового штока бензонасоса составляет 82,5 мм, допустимое значение для эксплуатации составляет размер в 81,8 мм, при уменьшении этого параметра изделие необходимо регулировать подбором установочных прокладок или заменить на новую запчасть.

Для ручной подачи бензина методом подкачки в изделии предусмотрен специальный рычаг, которым рекомендуется пользоваться после длительного периода в эксплуатации транспортного средства для наполнения топливопровода горючим. Он способен создать давление 20-30 кПа со скоростью закачки не менее 60 л/ч при частоте 2000 фрикций (качков) в минуту.

Бензонасос ВАЗ 2106

Виды бензонасосов автомобилей ВАЗ 2106/07

Производитель устанавливает на автомобили ВАЗ 2106/07 бензонасосы ДААЗ (Димитровградского автоагрегатного завода). Основное назначение насоса — подавать бензин к карбюратору в нужных объёмах. Основу насоса составляет привод с диафрагмами, а устойчивая работа обеспечивается за счёт одновременного использования трёх диафрагм. Производительность бензонасосов ДААЗ на свободный слив может достигать 60 литров в час.

Бензонасос ДААЗ

Производитель устанавливает на автомобили ВАЗ 2106/07 бензонасосы ДААЗ

Бензонасос ВАЗ 2106/07 находится в подкапотном пространстве. Он крепится к блоку цилиндров двигателя. Удобное расположение позволяет легко демонтировать и установить насос даже неопытному автолюбителю.

Диагностика работоспособности

Основные поводы для проверки работоспособности насоса следующие:

  • существенное снижение подачи топлива в карбюратор;
  • уменьшение производительности двигателя;
  • рывки автомобиля во время движения.

Перед диагностикой неисправностей насоса необходимо убедиться в работоспособности других элементов топливной системы — карбюратора, топливных шлангов, фильтров и т. п.

Для диагностических работы потребуется:

  • рожковый ключ на 10;
  • плоская отвёртка.

Работы выполняются в следующей последовательности.


  1. На автомобиле с холодным двигателем открывается капот.
  2. Отвёрткой ослабляется хомут крепления входного патрубка насоса.
    Отвёрткой ослабляется хомут крепления входного патрубка
  3. Снимается патрубок, и в его отверстие для предотвращения утечки топлива устанавливается заглушка (болт подходящего размера).
  4. Шланг подачи топлива отсоединяется от штуцера карбюратора и опускается, в отверстие ставится заглушка.
  5. Нажатием на рычаг ручной подкачки насоса проверяется сопротивление пружинки диафрагмы — при этом насос должен издавать втягивающие звуки. Если сопротивление отсутствует и нет характерных звуков, то насос неисправен.

Ремонт топливного насоса – целесообразно ли проводить?

Многие автомобилисты пытаются сэкономить на ремонте, для этого покупают комплект для восстановления бензонасоса ВАЗ-2106. Цена его в 3-4 раза ниже, чем у насоса в сборе. Но вот стоит ли овчинка выделки? По отзывам тех же автомобилистов, ресурс элементов из таких комплектов составляет несколько недель. После узел перестает выполнять свою главную функцию – перекачивать топливо.

бензонасос ВАЗ-2106

Признаки дефектов бензонасоса

Почему перестает качать насос?

бензонасос ВАЗ-2106 цена

Узел может выйти из строя по разным причинам. Но чаще всего это происходит из-за:

  1. Выработки ресурса.
  2. Разрушения элементов вследствие неверной сборки при ремонте.
  3. Разрушения элементов из-за наличия заводского брака.

Обязательно убедитесь в том, что в баке имеется бензин, фильтр и трубки, идущие к нему, не загрязнены. После этого только можно искать причину поломки бензонасоса ВАЗ-2106. Они могут быть вызваны:

  1. Сильной выработкой трущихся компонентов.
  2. Разрушением диафрагмы.
  3. Потерей упругости пружины или ее разрушением.
  4. Скапливанием грязи внутри клапанов.

Иногда автомобиль начинает странно себя вести – на низких оборотах двигатель работает стабильно, а на высоких начинает глохнуть. В этом случае нужно проверить давление, создаваемое топливным насосом. Причин для такого поведения две – недостаточный уровень в поплавковой камере топлива и чрезмерный износ штока бензонасоса ВАЗ-2106.

Ремонт бензонасоса

Для ремонта бензонасоса ВАЗ 2106/07 потребуется:

рожковый ключ на 13;

две обычные школьные линейки;

чистая ёмкость для слива бензина.

Демонтаж насоса осуществляется следующим образом.

Плоской отвёрткой ослабляется хомут шланга подачи топлива на корпусе насоса.

Снимается шланг подачи топлива.

Шланг подачи топлива

С бензонасоса снимается шланг подачи топлива

От корпуса насоса отсоединяется топливная магистраль.

В образовавшиеся отверстия ставятся заглушки (допускается использование чистых болтов М8).

Ключом на 13 откручиваются две гайки крепления насоса к блоку цилиндров.

Насос аккуратно снимается и кладётся на чистое ровное место. При этом желательно не повредить прокладки.

Замена штока

Шток — это металлический прут в основании бензонасоса. В процессе эксплуатации он изнашивается. Это можно заметить лишь на больших скоростях — в городских условиях выявить износ штока, как правило, невозможно. Однако на трассе автомобиль не может набрать скорость выше 90–100 км/ч.

Замена штока связана с заменой двух прокладок. Новый шток должен выступать за границы проставки на 0.8–1.3 мм (оптимально — 1 мм). Этого можно добиться, подбирая прокладки разного размера. Если вылет штока будет выше рекомендованного, появится риск повреждения диафрагмы, если ниже — двигатель потеряет в мощности.

Шток бензонасоса ДААЗ

При замене штока необходимо правильно отрегулировать длину его выступа

Чистка бензонасоса

Чистка топливного насоса — это прежде всего чистка сетки фильтра, которая перестаёт пропускать топливо. Причиной загрязнения обычно является некачественный бензин — вся грязь и примеси остаются на сетке.

Сетка находится в нижней части корпуса бензонасоса и легко демонтируется после отжатия фиксаторов. Рекомендуется сначала промыть её бензином, а потом продуть воздухом под давлением. После этого сетка устанавливается обратно.

Грязная и чистая сеточки фильтра

Причиной загрязнения сетки часто является некачественный бензин

Использование ремкомплекта

Устройство бензонасоса ВАЗ 2106/07 довольно простое, поэтому его разборка не представляет большой сложности. После снятия фильтра осматривается сеточку и диафрагму насоса. Если обнаружены какие-либо механические повреждения, то элементы заменяются на новые.

Ремонтный комплект

В состав ремкомплекта бензонасоса входит пружинка диафрагмы, сама диафрагма и заглушки

Замена бензонасоса в автомобиле ВАЗ 2106

Проводим подготовительные работы, концентрируем в одном месте необходимый слесарный инструмент и новое изделие, подлежащее монтажу. Замена бензонасоса проводится в следующей очередности:


Конечная установка бензонасоса на ВАЗ 2106 проводится в обратном порядке.

Как снять топливный насос?

Для замены штока бензонасоса ВАЗ-2106 и всего механизма необходимо полностью снять узел. Для этого достаточно провести несколько манипуляций:

Ничего сложного в этом нет. Новый насос монтируется в обратном порядке, старайтесь только не сильно перетягивать гайки. В противном случае разрушите резьбу, и придется ставить новые шпильки.

Это интересно: Определение - что такое актуатор: виды, ремонт своими руками, модернизация, установка и снятие

Разборка корпуса насоса

Чтобы провести все работы по разборке механизма, вам потребуются пара отверток, маленький молоток, надфиль, шабер. Разборка выглядит следующим образом:

  1. Выкрутить все болты, которыми произведено крепление половин корпуса.
  2. Демонтируйте диафрагмы, нажав на них и повернув на 90 градусов.
  3. Аккуратно выньте диафрагмы, извлеките пружину.

Если желаете поэкспериментировать, то попробуйте извлечь два клапана и установить на их место новые, которые имеются в комплекте для ремонта. Обратите внимание на то, что при наличии на корпусе даже небольших повреждений, трещин нужно менять весь узел. Не стоит даже пытаться восстановить. Ремонт бензонасоса в этом случае нерентабелен.

ремонт бензонасоса

Самая распространенная поломка у такого типа насосов – разрушение клапанов или диафрагм. В любом магазине можно приобрести эти детали, которые без малейших переделок устанавливаются на топливные насосы. Но в комплект не входят пластиковые дистанционные прокладки. Поэтому придется этот элемент использовать от старого бензонасоса.

Замена диафрагм и клапанов

Чтобы произвести замену этих элементов, нужно выполнить несколько простых манипуляций:

  1. Удерживайте шток диафрагмы за хвостовик.
  2. Выкрутите гайку.
  3. Демонтируйте все компоненты узла диафрагм. Обязательно запомните, как они располагаются.
  4. Сборку производить в обратном порядке. Обязательно должны совпасть отверстия под болты. Язычки должны быть направлены в одну сторону.
  5. Далее потребуется извлечь из седел клапаны. Сначала нужно раскернить их при помощи надфиля.
  6. Обязательно после установки нового клапана необходимо его накернить.

шток бензонасоса ВАЗ-2106

Если не произвести фиксацию клапанов, при работе они могут выпасть и вызвать в лучшем случае отказ работы системы топливоподачи. Во время сборки следите за тем, чтобы отверстие в дистанционной прокладке находилось напротив рычага подкачки. В этом случае получится намного быстрее обнаружить течь.

Сборка топливного насоса

Очистив фильтр и заменив порванные диафрагмы, собираем насос в порядке, обратном разборке.

Сетчатый фильтр устанавливаем в корпус насоса так, чтобы его отверстие располагалось над клапаном. Отбортовка отверстия фильтра должна войти в отверстие клапана.

Установка насоса

Монтаж нового или отремонтированного насоса осуществляется следующим образом.

  1. Производится осмотр места установки. Нагар или грязь удаляется растворителем 642, и поверхность насухо протирается ветошью.
  2. На шпильки надеваются три новых прокладки — регулировочная (самая толстая), теплоизоляционная и уплотнительная. Прокладки должны соответствовать марке бензонасоса.
  3. Устанавливается и фиксируется двумя гайками новый топливный насос. Для того чтобы не создавать большого давления на фланец, гайки закручиваются поочерёдно.
  4. Подсоединяются два шланга подачи топлива.
  5. Запускается двигатель и проверяется работоспособность насоса.

Ремонт и замену топливного насоса на ВАЗ 2106/07 может осуществить даже неопытный автолюбитель. Для этого понадобится лишь ремкомплект (или новый насос) и минимальный набор стандартных инструментов.

ВАЗ 2106: регулировка карбюратора своими руками

Сейчас эти автомобили на отечественных дорогах встречаются очень редко, да и специалистов, знающих, как осуществляется настройка карбюратора ВАЗ 2106, найти достаточно сложно. Однако автомобилисты со стажем, имеющие определенные навыки и обладающие минимальным набором инструмента, легко могут осуществить ремонт и регулировку самостоятельно.

Карбюратор ВАЗ 2106

Карбюратор — один из самых ответственных узлов в системе подачи топлива в двигатель автомобиля ВАЗ 2106. Именно он отвечает за создание топливо-воздушной смеси, которая необходима для нормальной работы силового агрегата.

Карбюратор ОЗОН

Карбюратор с правильными настройками готовит нормальную горючую смесь, состоящую из бензина и воздуха (1:15). Но при длительной или интенсивной эксплуатации нарушаются заводские регулировки, в результате чего в двигатель начинает постоянно поступать обогащенная или обедненная горючая смесь. Это немедленно сказывается на его работе и требует ремонта карбюратора.

Характерные признаки неисправности карбюратора

Свидетельством того, что карбюратор готовит обогащенную горючую смесь, служат :

Признаки поступления в двигатель обедненной горючей смеси:

Обслуживание карбюратора ВАЗ 2106

Карбюратор, также как все другие узлы автомобиля, нуждается в регулярном техническом обслуживании и ремонте, которые в общем случае сводятся к очистке наружных и внутренних поверхностей корпусных деталей.

Обслуживание

Разобрав карбюратор, необходимо тщательно осмотреть все его детали и выделить среди них неисправные. Все работы по настройке карбюратора осуществляют только убедившись в том, что все детали исправны.

  • отрегулировать зазоры в механизме газораспределения;
  • выставить оптимальный момент зажигания;
  • полностью открыть воздушную заслонку.

Далее работы проводят в следующем порядке:

  1. 1. Винтом количества горючей смеси устанавливают режим работы мотора в пределах 800 — 900 об/мин. Запоминают положение винта качества.
  2. 2. Вращая винт качества устанавливают наибольшее число оборотов.
  3. 3. Винтом количества доводят число оборотов силовой установки до 950 — 1035 в минуту.
  4. 4. Винтом качества снова устанавливают максимальное количество оборотов.

Регулировка

Эти операции проводят до тех пор, пока число оборотов 950 -1035 в минуту не совпадет с максимальным значением числа оборотов, полученных с помощью винта качества. Добившись совпадения, винт качества возвращают в положение, где число оборотов двигателя составляло 820 — 900 в минуту (см. п. 1).

ВАЖНО! Для защиты заводских настроек, винты, регулирующие количество и качество горючей смеси снабжены защитными втулками, которые позволяют провернуть их только на пол-оборота. Если втулки мешают добиться положительных результатов, их необходимо сломать и освободив винты, продолжить работу.

Чистка жиклеров топливных и воздушных каналов путем продувания их сжатым воздухом. При сильном засорении жиклеры чистят с помощью деревянной палочки, смоченной ацетоном. Проверяем и регулируем уровня топлива в поплавковой камере.

Один из самых важных параметров карбюратора — количество бензина в его камере. От него зависит:

Спасибо за подписку!

Для этой регулировки нужно снять верхнюю часть корпуса карбюратора и установить ее вертикально. При этом шарик иглы должен касаться язычка поплавка.

ВАЖНО: В процессе регулировки может быть выявлена необходимость проведения ремонта, связанного с заменой деталей.

Убедившись в исправности всех составных частей, обеспечивающих необходимый уровень топлива, приступают к регулировке:

  • Измеряют зазор между низом поплавка и плоскостью крышки. Он должен находится в пределах 6+0,25 мм. Если размер не соответствует, то необходимо аккуратно подогнуть язычок поплавка;
  • Проверяют ход поплавка. Величина хода должна быть 8+0,25 мм.

Настройка поплавка

Закончив ремонт и осуществив все необходимые регулировки приступают к проверке качества выполненных работ.

Для этого запускают двигатель и проверяют работу автомобиля:

  • на холостом ходу;
  • при резком нажатии на педаль газа;
  • при резком отпускании педали газа и торможении.

Во всех случаях двигатель должен работать равномерно и не глохнуть.

Читайте также: