Трактора на ниву

Обновлено: 04.07.2024

По функциональности тракторам нет равных. Надежные, универсальные и износостойкие, они берут на свои плечи любые задачи, связанные с полевыми работами. Имеют лишь один недостаток – высокую стоимость, которая растет из года в год. Но и эту проблему можно с легкостью обойти, сделав трактор из подручных материалов своими руками.

  1. Сборка рамы;
  2. Установка мотора и трансмиссии;
  3. Навешивание рулевой колонки, гидравлики и колес;
  4. Налаживание тормозной системы;
  5. Доработка элементов комфорта – водительского сиденья и кузова.

Рассмотрим каждый из них подробнее.

Как из Нивы сделать трактор своими руками?

Собрать надежный и проходимый трактор из Нивы 2121 далеко не так сложно, как могло бы показаться на первый взгляд. Однако для достижения наилучшего результата желающему заняться переделкой все же понадобиться найти соответствующие чертежи, в которых должны быть описаны размеры деталей и способы их крепления в общую конструкцию.


При изучении схем необходимо выбрать самые подходящие для сборки узла автомобиля. Некоторые умельцы переделывают имеющуюся в распоряжении Ниву на трактор. Другие, не владеющие отечественным автомобилем, фермеры, отдельно приобретают каждую деталь, и делают из нее сельхозмашину. В любом случае самым оптимальным вариантом станет использование деталей от одной, и той же машины – это в значительной мере упростит сборку трактора.

Все используемые для сборки детали должны быть полностью целыми и исправными. Не допускается применения изношенных запчастей или деталей с трещинами – это приведет к быстрой поломке трактора, к тому же, в таком случае, основные элементы сельхозмашины будут поддаваться повышенным нагрузкам

Изготовление трактора из Нивы

Процесс производства минитрактора из машины модели 2121:

  1. Сборка основной рамы.
  2. Подключение двигателя и крепление трансмиссии.
  3. Прикрепление руля, колес и гидравлики.
  4. Настройка системы торможения.


Кроме этого, можно сделать транспорт комфортнее, поставив водительское сидение и кузов.

Рама для будущего ТС

Ее можно назвать основой или скелетом любого автотранспорта. Рама должна быть достаточно крепкой, потому что на нее устанавливают кузов, двигатель, подвеску и т.д. Она изготавливается следующим образом:

  1. Сваривают 2 половины с использованием швеллера №8.
  2. Передняя часть дополняется 2 кусками трубы, на которых будет держаться будущий мотор.
  3. К задней половине монтируется стойка из толстого железа, которая закрепляется уголком.
  4. Сзади приваривается прямоугольная деталь. Она будет выполнять задачу навески, необходимой для присоединения инструментов (плуг, фреза и т.д.).
  5. В верхней части передней половины готоится площадка для сидения водителя, для чего к раме прикрепляется лист металла.
  6. К центру привариваются стальные вилки.
  7. Устанавливаются опорные подшипники и цапфа. Ее лучше всего взять от КАМАЗа, потому что конструкция получается слишком тяжелой.
  8. С помощью 2 железных вилок и шарнира соединяются полурамы.
  9. Передняя часть дополняется ступицей от передних колес автомобиля. Это позволит ей смещаться сразу в 2 плоскостях. Настроить перемещение можно с помощью зубчатых колес и ограничителей.

Двигатель и трансмиссия

После завершения производства рамы нужно переходить к монтажу двигателя. Для его установки рекомендуется приготовить особые резиновые ковры и эластичные прокладки, которые необходимы для снижения вибрации. А сам мотор придется закрыть кожухом с дополнительной охлаждающей системой.


Процесс присоединения силового блока:

  1. Мотор с машины демонтируют и крепят на подрамник. Желательно сделать пониженную посадку, чтобы передняя часть моста располагалась между двигателем и КПП.
  2. Агрегат фиксируют стяжками.
  3. Рассчитывают передаточное число, не превышающее 2 тыс. оборотов в минуту для функционирования на второй передаче, которая в основном используется для обработки полей.
  4. Устанавливают раздаточную коробку от Нивы для регулирования крутящего момента. Она необходима для повышения проходимости транспорта при езде по плохим дорогам. С ней трактор будет стабильно и ровно перемещаться независимо от скорости.

Задние и передние мосты

Изготовление мини-трактора включает в себя сборку ходовой. Для этого нужно поставить мосты. Компоненты лучше всего выполнить одинакового размера: в таком случае мастеру не придется высчитывать передаточное число.

Кузов авто

Последним этапом производства сельхозмашины является установка кузова, защищающего детали от попадания воды, грязи.

Можно использовать обшивку Нивы или металлические листы.

Главное, нужно закрыть двигатель и все подвижные части, т.к. почва, попав в них, приведет к появлению ржавчины и поломке.

Рама минитрактора

Ходовая часть — основа минитрактора. Главным её качеством должна быть надёжность, однако нужно внимательно следить за общим весом конструкции, дабы обеспечить нормальное сцепление колёсной базы с почвой при выполнении работы и одновременно не перегружать двигатель.

Для изготовления рамы самодельного минитрактора средней мощности подойдёт облегчённый швеллер, профилированная труба или металлический уголок. Габариты конструкции, сборка которой выполняется методом сварки, должны отвечать размерам машины. По контуру рамы необходимо выполнить отверстия для навески и закрепления конструктивных элементов минитрактора.

Соотношение веса рамы и её прочности должно быть оптимальным. Не стоит перегружать конструкцию дополнительными рёбрами жёсткости, как и экономить на металле, жертвуя общими показателями надёжности.



Перед тем как приступить к сборке рамы необходимо определиться с тем, какие прицепы и навесное оборудование вы собираетесь использовать при работе с ним. И чтобы не потерять мысль в процессе конструирования, перед началом работы следует выполнить чертежи будущей машины и её основных узлов с основными размерами. Для этого можно использовать готовую документацию, которую нужно адаптировать под конкретные параметры вашего минитрактора.

Лучшие модели

Самоделка минитрактор из мотоблока является довольно распространенным способом изготовления минитрактора в домашних условиях. В целом, неплохие агрегаты выходят из следующих марок мотоблоков:

Кентавр 2090Д

Для примера, возьмем мотоблок Кентавр 2090Д, из которого можно спокойно изготовить будущий минитрактор. Весь перечень работ сводится к тому, что нужно изготовить рамную конструкцию из металлического профиля, а также дополнить устройство сиденьем и второй колесной парой.


  • тип используемого двигателя – 4-тактный, дизельный;
  • максимальная мощность – 9 л.с.;
  • емкость бака с горючим – 5,5 л;
  • частота вращения – 3 тысячи оборотов в минуту;
  • тип охлаждения – воздушное;
  • объем двигателя – 418 см3.

Стоимость будет формироваться на основе цены за сам мотоблок и стоимости необходимых в работе материалов. Учитывая, что средняя цена за такой мотоблок составляет порядка 40 тысяч рублей, то итоговая цена сборки будет составлять около 45-48 тысяч рублей.

Зубр НТ-135

Также неплохих результатов можно добиться, если переоборудовать мотоблок Зубр НТ-135, обладающий схожими характеристиками, что и предыдущий вариант.


  • тип используемого двигателя – 4-тактный, дизельный;
  • максимальная мощность – 9 л.с.;
  • емкость бака с горючим – 5,5 л;
  • частота вращения – 3600 оборотов в минуту;
  • тип охлаждения – воздушное;
  • объем двигателя – 406 см3.

Стоимость самого мотоблока будет составлять порядка 54 тысяч рублей. При этом, окончательная цена за готовый самодельный минитрактор будет формироваться на основании стоимости необходимых материалов. В частности, речь идет о следующих комплектующих:

  • Система гидравлики. В принципе, можно взять её и от старой сельскохозяйственной техники.
  • Колесная пара – берется со старых отечественных автомобилей.
  • Руль и тормозная система.

Суммирую все затраты, итоговая стоимость самодельного минитрактора будет достигать 60 тысяч рублей.

2 Сборка трактора

Единой рекомендации, что взять за основу будущего агрегата и как сделать самодельный трактор не существует, на что влияет наличие той или иной техники у вас в хозяйстве, из которой будет конструироваться самоделка. Поэтому целесообразно рассмотреть различные варианты. Если у вас нет мотоблока, сделанный на базе Жигулей, трактор станет помощником куда более лучшим.


Самодельный трактор с мотором от Жигулей

2.1 Трактор на базе Жигулей

Чтобы соорудить трактор из Жигулей своими руками, первым делом разработайте кинетическую схему, учитывающую равновесие конструкции. В устройство войдет: двигатель, задний и передний мост, реверс-редуктор, карданная передача. Двигатель будет приводить в движение передние колеса. По цепи крутящий момент будет передаваться последовательно на редуктор, карданную передачу и т.д. Ведущие задние колеса, в результате, будут вращаться.

Раму изготавливают из труб и уголков. Следите за правильным расположением вилки и втулки, обеспечивающим поворот прицепа. Из металлического листа делают кузов. Высота бортов не должна превышать 30 см. Далее монтируется навесное оборудование и водительское сиденье. После проверьте на работоспособность свой агрегат. Заключительным шагом является грунтовка и покраска поверхности металлических элементов.
к меню ↑

2.2 Трактор с двигателем Д-21

Многие мастера предпочитают комплектовать самодельный трактор с китайским двигателем. За основу берут Lifan, Forza, Зоншен. Однако опытные конструкторы рекомендуют ставить надежный мотор УД-2 либо Д-21. В первом случае двигатель развивает мощность до 8 л.с., во втором – до 25 л.с. Вкупе с 4-тактной системой и воздушным охлаждением такая техника не только с успехом эксплуатируется для с/х деятельности, но и для транспортировки грузов. Рассмотрим вариант с дизелем Д-21.

Для создания рамы возьмите трубу от стогометателя. Предварительно обрежьте полураму, позаимствованную от Т-25, к ее передней части приварите трубу, а к задней металлический лист 3,5×50х50 см. К листу с помощью болтов присоединяют гидробак и навеску с гидроцилиндром, которую также берут от Т-25. Передний мост лучше приобрести в заводском исполнении, иначе могут возникнуть проблемы с полуосями. Колесные диски возьмите от ГАЗ-52, резину от Беларус 82 (8,3×20), которую изготавливает Минский тракторный завод.


Самодельный трактор з дизельным двигателем

Выточите под корзину в маховике посадочное место 3 мм. Первичный вал КПП необходимо удлинить на 12,5 см, карданную передачу от ГАЗ-52 укоротите. Соединение должно быть разборное. Рулевую колонку приобретите от ГАЗ-52. Гидравлика на самодельный трактор собирается из гидрораспределителя Р-80 с плавающим эффектом, насоса НШ-10. Его размещают через вилочное соединение в передней части двигателя. Предварительно замените штатный болт, отвечающий за крепление шкива мотора.

Не стоит устанавливать насос на коробку передач через коробку отбора мощности, поскольку, когда отжимается сцепление, гидросистема отключится, скорость вращения будет неудовлетворительной.
к меню ↑

2.3 Трактор на базе Оки

Трактор из Оки своими руками делают по тому же принципу, что и из прочих советских автомобилей. Все начинается с сооружения рамы. Запаситесь листовым железом и металлическими балками швеллера.


Трактор с ломающейся рамой на базе Оки

Конструкция представляет собой сваренную из металлических уголков стандартную прямоугольную форму. Передний и задний мост собирают из составляющих частей Оки. Устройство компонуется с двигателем из Оки. Тем не менее, перед установкой мотора увеличивается колесный просвет для улучшения проходимости.

Задние и передние лонжероны усиливаются, поскольку на них ложится основная нагрузка. Следует предусмотреть механизм сцепки для установки навесного оборудования. Чертежи для дальнейшей сборки можно найти в интернете. Если указанной машины вы не имеете, не обязательно покупать новое транспортное средство, подойдет агрегат и в нерабочем состоянии, так как используются отдельные его элементы.
к меню ↑

2.4 Обзор самодельного минитрактора (видео)

Нива если брать то что нужно дорабатывать модернизировать? | Автор топика: Валерий

Иван 99% деталей надо дорабатывать кувалдой и напильником. Ну и шильдики можно тоже покрасить.

Денис Попробуй выбери лучше шниву.. . Она более удобна для доработок, чем ТАЗ.

P.S. Извращение — это внедорожник не рамной конструкции, что есть шнива и нива.. . На бездорожье и то, и то убивается.. . И откуда ты знаешь, что состояние хорошее?

Георгий нечего добавить к словам Константина! и не думайте про пластиковое уродство, как там его, чевинива?!

Артём А зачем вообще покупать полуфабрикат, который сразу нужно дорабатывать и модернизировать? Ты себя, как покупателя уважаешь или считаешь, что тебе любое фуфло можно впаривать?

Владислав Раньше была нИва.. -что было сделано. при одной замечателньой поездке по Русским ДоРоЖкам Василий, с другом Засандалили НиваШку так, что когда быезжали, сорвали крупления раздатки.. потом очень долго мучались с Этим делом.. залез на какой то сайт.. уже и не помню каккой.. в общем умный человек посоветовал раздатка прикрепить Швеллером!!) тогда будет и прочность выше и надежность, да и у самого появится чувство уверенности!) так и сделали! далее.. погнули все тяги на заднем мосте Николай так тоже ..еще один чувак посоветовал к Этим тыгам наварить или шОв или арматурину небольшую Владислав короче тоже сделали) и тоже помогло!).. потом немного лиФтанули подвеку. но размер колес не изменяли. и всё))а, да, самое главное.. была сделана Герметизация систему зажингания!! вот это вещь, особенно когд аШнорКель есть!) советую!)) всё.удачи!! этого хватит чтобы быть танком и не ломаться!)

Только прежде чем задавать там вопросы, прошерсти там поиском — скорее всего, там это уже обсуждалось. Там строгий, но справедливый админ — ему уже порядком надоело одни и теже вопросы удалять и перенаправлять на ответ, где это было.

Кстати, по относительно среднему бездорожью нива и без доработок ездит прекрасно — мой отец на ней больше 20 лет ездил, я уже 7 лет езжу, доработки пока только в планах — времени нет, но это не мешает мне ездить там, где другие пешком ходят и без доработок.

Доступные варианты тюнинга установленного двигателя

Если рассматривать Ниву относительно новых лет, то следует учитывать, что тюнинг двигателя бывает двух вариантов:

В последнее время весьма большой популярностью пользуется чип-тюнинг, который позволяет за минимальные сроки существенно повысить показатель мощности. Однако к этому методу тюнинга следует относиться с некоторой опаской, о чем далее поговорим подробнее.

Конструкция механизма

В конструкции гусеничного движителя также нет ничего сложного – мощная металлическая рамка по форме треугольника, один большой каток вверху и пять пар или больше меньшего размера внизу. На них и одевается гусеница.

Классическая ступица колеса устанавливается в верхний каток, далее она сажается на жёсткую сцепку, чтобы при вращении ступица передавала вращательные движения всей конструкции. Ключевое преимущество заключается в возможности поворачивать руль как при наличии колёс. При необходимости гусеницы для автомобиля снимаются и заменяются обычными колеёами.

Двигатель

Родная для ЛуАЗа V-образная четверка МеМЗ мощностью 30 или 40 л.с. не подходит прежде всего по причине недолговечности, поэтому ее заменяют на другие моторы: например, специальные китайские типа Lifan (15–25 л.с.), от мотоцикла МТ “Днепр” (32–36 л.с.), от морально устаревшего, но надежного “Москвич-408” (50 л.с.) и др.


Сегодня в продаже имеется широкий выбор готовых силовых агрегатов для мини-сельхозтехники, как бензиновых, так и дизельных.

Компоновка

Относительное расположение основных частей любого трактора сложилось исторически.
Классическая компоновка самоходной машины следующая: двигатель расположен спереди, продольно, над передней осью. К нему через сцепление подсоединяется коробка передач, далее следует раздаточная коробка и за ней — ведущий мост. Между собой валы агрегатов соединяются при помощи карданов и (или) муфт.


Заключение


Владельцы частных хозяйств и фермеры вынуждены решать множество задач, в том числе, как именно обрабатывать землю. Проще всего приобрести специальную технику, однако с учетом высоких цен, по которым предлагаются многие западные и отечественные машины, большинство землевладельцев склоняются к тому, чтобы собрать своими руками минитрактор для обработки земли. В принципе, эта задача вполне решаемая, главное – понять, с чего начать процесс изготовления этой техники. Желательно вначале подготовить чертеж, чтобы четко знать, какие детали должны присутствовать в самодельном мини-тракторе.

Самый простой вариант — воспользоваться опытом других народных умельцев, которым уже приходилось решать подобную задачу. В сети есть немало ресурсов, где выкладываются даже полные чертежи, которые могут стать проектом для создания самодельного мини-трактора своими руками. После этого останется только подготовить требуемые материалы и инструменты, после чего можно приступать к делу.

Читайте также: