Требования к техническим экспертам техосмотр 2021

Обновлено: 05.07.2024

В соответствии с подпунктом 5.2.18.24 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. № 438 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 24, ст. 2868; 2011,
№ 46, ст. 6523; 2020, № 1, ст. 33), п р и к а з ы в а ю:

1. Утвердить прилагаемые Квалификационные требования к техническим экспертам.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить Заместителя Министра промышленности и торговли Российской Федерации А.Н. Морозова.

Министр Д.В. Мантуров

к приказу Минпромторга России

от _____________ 20__ г. №_____

Квалификационные требования к техническим экспертам

1. Настоящие квалификационные требования к техническим экспертам (далее – Требования) определяют необходимый уровень знаний, умений
и профессионального образования технических экспертов.

3. К техническому эксперту предъявляются следующие квалификационные требования:

а) технический эксперт должен знать:

положения Федерального закона № 170-ФЗ;

Правила проведения технического осмотра транспортных средств[1];

Правила сбора, обработки, хранения, передачи, использования информации, содержащейся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств, а также обеспечения доступа к этой информации[2];

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации[3];

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств[4];

расположение идентификационных данных транспортных средств различных производителей;

устройство и конструкцию транспортных средств, их узлов, агрегатов
и систем;

б) технический эксперт должен уметь:

применять средства технического диагностирования, в том числе средства измерений, при техническом осмотре транспортных средств, а также дополнительное технологическое оборудование, необходимое для реализации методов проверки технического состояния транспортных средств;

осуществлять проверку документов, представляемых владельцами транспортных средств и их представителями;

применять органолептический метод проверки транспортных средств;

использовать автоматизированное рабочее место;

работать с прикладными программами;

работать с программно-аппаратными комплексами;

в) к техническому эксперту предъявляется одно из следующих требований:

4. К техническому эксперту, осуществляющему техническое диагностирование транспортных средств городского наземного электрического транспорта (далее – технический эксперт ГНЭТ) предъявляются следующие квалификационные требования:

а) технический эксперт ГНЭТ должен знать:

положения Федерального закона № 170-ФЗ;

Правила проведения технического осмотра транспортных средств[11];

Правила сбора, обработки, хранения, передачи, использования информации, содержащейся в единой автоматизированной информационной системе технического осмотра транспортных средств, а также обеспечения доступа к этой информации[12];

Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации[13];

Перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств[14];

расположение идентификационных данных транспортных средств городского наземного электрического транспорта различных производителей;

устройство и конструкцию транспортных средств городского наземного электрического транспорта, их узлов, агрегатов и систем;

устройство электроустановок, правила эксплуатации электроустановок потребителей[16];

б) технический эксперт ГНЭТ должен уметь:

применять средства технического диагностирования, в том числе средства измерений, при техническом осмотре транспортных средств городского наземного электрического транспорта, а также дополнительное технологическое оборудование, необходимое для реализации методов проверки, технического состояния транспортных средств городского наземного электрического транспорта;

осуществлять проверку документов, представляемых владельцами транспортных средств и их представителями;

применять органолептический метод проверки транспортных средств городского наземного электрического транспорта;

использовать автоматизированное рабочее место;

работать с прикладными программами;

работать с программно-аппаратными комплексами;

проводить проверку работоспособности электроустановок транспортных средств городского наземного электрического транспорта с электроустановками потребителей до 1000 В;

в) технический эксперт ГНЭТ должен обладать навыками эксплуатации электроустановок транспортных средств городского наземного электрического транспорта с электроустановками потребителей до 1000 В;

г) к техническому эксперту транспортных средств городского наземного электрического транспорта предъявляется одно из следующих требований:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Квалификационные требования к техническим экспертам разрабатываются
и утверждаются Минпромторгом России в соответствии с подпунктом 5.2.18.24 Положения о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации
от 5 июня 2008 г. № 438.

с Общероссийским классификатором специальностей по образованию
ОК 009-2016, принятым и введённым в действие Приказом Росстандарта
от 8 декабря 2016 г. № 2007-ст в части актуализации применяемых кодов специальностей.

Кроме того, проектом приказа предусмотрено установление возможности допуска к работе технического эксперта после освоения соответствующих
программ профессиональной переподготовки.

[9] ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст.

[18] ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст.

[22] ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, утвержденный Приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. № 14-ст.

Правила проведения техосмотра с 1 марта 2021 года

В этой статье будет рассмотрен дополнительный нормативный документ, который также будет обновлен с 1 марта 2021 года, - Правила проведения технического осмотра транспортных средств. Именно в нем более подробно раскрываются детали обновленного техосмотра:

Внесение в ЕАИС ТО информации о несоответствии номера кузова, рамы, кабины

Рассмотрим обновленные пункты 10 и 11 правил проведения техосмотра:

10. В случае непредставления заявителем указанных в пункте 9 настоящих Правил документов либо несоответствия транспортного средства данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство, оператор технического осмотра отказывает заявителю в оказании услуг по техническому осмотру.

11. В случае соответствия транспортного средства данным, указанным в представленных документах, и после его идентификации это транспортное средство допускается к проведению технического диагностирования.

10. В случае непредставления заявителем указанных в пункте 9 настоящих Правил документов либо отказа от оплаты услуг по проведению технического осмотра оператор технического осмотра отказывает заявителю в оказании услуг по техническому осмотру.

11. Оператор технического осмотра устанавливает тождественность идентификационного номера транспортного средства и (или) идентификационных номеров основных компонентов транспортного средства (кузова, рамы, кабины) и данных, содержащихся в свидетельстве о регистрации транспортного средства или паспорте транспортного средства (электронном паспорте транспортного средства).

При несоответствии транспортного средства, в том числе его идентификационного номера и (или) идентификационных номеров его основных компонентов (кузова, рамы, кабины), данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство, оператор технического осмотра вносит в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра информацию об отказе в оказании услуг по проведению технического осмотра. Такая информация содержит указание на выявленные несоответствия.

При соответствии транспортного средства данным, указанным в документах, содержащих сведения, позволяющие идентифицировать это транспортное средство, такое транспортное средство допускается к проведению технического диагностирования.

До начала проведения технического диагностирования заявителем производится оплата услуг, оказываемых по договору о проведении технического осмотра, что подтверждает заключение указанного договора.

Итак, "старая" редакция правил техосмотра, которая действует до 1 марта 2021 года, говорит о том, что если номер кузова, кабины или рамы автомобиля не соответствует номеру, указанному в документах, то сотрудник пункта техосмотра просто не допускает такой автомобиль к самой процедуре техосмотра. И причина этого недопуска нигде не фиксируется.

Например, если на автомобиле выявлено несоответствие номера на кузове и номера в свидетельстве о регистрации, то его владелец может "попытать счастья" на другом пункте техосмотра. Не исключено, что там эксперт не обратит внимания на несоответствие и допустит машину к техосмотру.

В новой редакции, начинающей действовать с 1 марта 2021 года, эксперт обязан внести информацию о несоответствии номера кузова, кабины или рамы в ЕАИС ТО (единую базу данных с информацией о проведенных технических осмотрах).

Это должно привести к тому, что если водитель решит обратиться с тем же самым автомобилем на другой пункт техосмотра, то эксперт на этом "новом" пункте сразу же узнает о несоответствии номеров. И если это несоответствие не было исправлено, то автовладельца также не допустят к процедуре техосмотра.

Дополнительные требования к эксперту, проводящему техосмотр

Рассмотрим обновленный пункт 12 правил техосмотра:

12. Техническое диагностирование проводится техническим экспертом, являющимся работником оператора технического осмотра и отвечающим квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации.

12. Техническое диагностирование осуществляется техническими экспертами, отвечающими квалификационным требованиям, установленным Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, которые уполномочены оператором технического осмотра на проведение такого диагностирования в соответствующем пункте технического осмотра или на соответствующей передвижной диагностической линии и сведения о которых внесены в реестр операторов технического осмотра.

В данном пункте содержатся дополнительные требования к экспертам, занимающимся проведение техосмотра:

1. Эксперт должен быть уполномочен на проведение техосмотра. То есть должен существовать документ оператора техосмотра (приказ), позволяющий указанному эксперту проводить техосмотр на данном пункте техосмотра или на данной диагностической линии.

При этом, если в стационарном пункте несколько линий техосмотра, то эксперт может проводить технический осмотр на любой из этих линий.

Если же речь идет о передвижной диагностической линии, то для каждой такой линии эксперту должно быть оформлено отдельное "разрешение" работодателя.

2. Эксперт должен быть внесен в реестр операторов технического осмотра.

Особенности работы передвижных диагностических линий

Напомню, что с 1 марта 2021 года будут применяться не только стационарные пункты техосмотра, но и передвижные диагностические линии. Передвижная линия может быть быстро развернута в том месте, где требуется проведение технического осмотра.

Новая глава 3 правил техосмотра описывает особенности работы таких передвижных линий.

18. Оператор технического осмотра, являющийся владельцем передвижной диагностической линии, проводит технический осмотр с использованием передвижной диагностической линии в границах субъекта Российской Федерации, в котором расположен пункт технического осмотра такого оператора технического осмотра.

Диагностическая линия может работать только в том регионе, где расположен стационарный пункт техосмотра того же самого оператора.

Например, если пункт техосмотра расположен в городе Владимир, то передвижная линия оператора может работать только на территории Владимирской области.

Из этого пункта можно сделать и несколько дополнительных выводов:

  • Оператор техосмотра обязательно должен иметь хотя бы один стационарный пункт. Не может существовать оператора, владеющего только передвижными диагностическими линиями.
  • Если оператор техосмотра имеет стационарные пункты в нескольких регионах, то и передвижная линия этого оператора может работать в нескольких регионах.

19. Адреса (координаты) мест проведения технического осмотра, в том числе с использованием передвижной диагностической линии, во входящих в состав субъекта Российской Федерации муниципальных образованиях, в которых не соблюдаются нормативы минимальной обеспеченности населения пунктами технического осмотра, согласовываются оператором технического осмотра с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на принятие мер по организации проведения технического осмотра.

20. График работы пункта технического осмотра, использующего передвижную диагностическую линию (с учетом климатических условий эксплуатации, установленных заводом-изготовителем передвижных диагностических линий), согласовывается с исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным на принятие мер по организации технического осмотра в регионе.

График работы передвижной линии должен быть также предварительно согласован с ГИБДД.

То есть, передвижная линия может работать только там, где это разрешено ГИБДД, только в то время, когда это разрешено ГИБДД и только в том регионе, где работает пункт техосмотра оператора.

На первый взгляд кажется, что нормативные документы вводят слишком много ограничений для операторов технического осмотра. Однако все эти ограничения направлены на то, чтобы не допустить выдачу поддельных (без проведения техосмотра) диагностических карт.

Например, если бы ограничений не было, то передвижная линия из Москвы могла бы посреди ночи начать работу где-нибудь в Приморском крае. И за несколько часов работы оформить десятки диагностических карт машинам со всех уголков страны.

Однако рассмотренные выше нововведения не позволяют провернуть такую схему. Все места и даты проведения техосмотров должны быть согласованы, то есть ГИБДД без проблем может произвести проверку в любой момент.

Порядок аннулирования диагностической карты

Напомню, что Федеральный закон "О техническом осмотре транспортных средств" с 1 марта 2021 года вводит возможность аннулирования диагностических карт, выданных в следующих случаях:

  • если техосмотр вообще не проводился;
  • если на техосмотре были выявлены технические неисправности автомобиля, но информация о них не внесена в диагностическую карту.

Более детально процедура аннулирования диагностической карты описана в новой главе 4 правил проведения техосмотра:

21. В случаях, указанных в части 10 статьи 19 Федерального закона "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", диагностическая карта аннулируется органом государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств путем внесения уполномоченным должностным лицом этого органа соответствующих сведений в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра на основании решения руководителя (заместителя руководителя) такого органа одновременно с принятием решения о привлечении к административной ответственности оператора технического осмотра транспортного средства в соответствии со статьей 14.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

1. Решение об аннулировании диагностической карты принимается руководителем или заместителем руководителя подразделения ГИБДД.

2. Информация об аннулировании вносится в единую базу данных (ЕАИС ТО), а на оператора накладывается штраф за незаконное проведение техосмотра (100 000 - 300 000 рублей - часть 3 статьи 14.4 1 КоАП).

22. Орган государственного контроля (надзора) за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств информирует об аннулировании диагностической карты страховщика, заключившего договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на основании такой диагностической карты, и (или) профессиональное объединение страховщиков, а также собственника транспортного средства.

3. ГИБДД передает информацию об аннулировании диагностической карты в страховую компанию, где водитель приобрел ОСАГО. Напомню, что для некоторых транспортных средств отсутствие в момент ДТП действующей диагностической карты является основанием для регрессного требования. То есть, в случае ДТП по вине водителя автомобиля, диагностическая карта которого аннулирована, деньги за ремонт чужого автомобиля будут взысканы с самого этого водителя.

Примечание. С 1 марта 2021 года информация об аннулировании диагностической карты должна быть передана в страховую компанию в течение 3-х рабочих дней.

4. ГИБДД передает информацию об аннулировании и собственнику автомобиля.

При этом остается непонятным, как именно будет осуществляться информирование автовладельцев (по телефону, по почте, в электронном виде). Однако в любом случае, если Вы в будущем получите письмо об аннулировании диагностической карты, то нужно будет заново пройти техосмотр.

В данной статье рассмотрены лишь те изменения правил проведения техосмотра, которые представляют наибольший интерес для водителей. В дополнение рекомендую Вам ознакомиться с полным текстом обновленного документа:

Внимание! Вместо рассмотренных в данной статье Правил техосмотра с 1 марта 2021 года начнут действовать новые Правила техосмотра. Во многом они повторяют рассмотренный выше документ. Однако также правила содержат и несколько интересных нововведений, которые рассмотрены в отдельной статье.

В законодательстве, касающемся проведения технического осмотра транспортного средства, произошли серьезные изменения. С 1 марта 2021 года к процедуре и состоянию самого транспортного средства будут предъявлять повышенные требования. Одним из нововведений стала обязательная фотофиксация авто. При этом фотографировать машину нужно будет дважды до и после начала техосмотра. К чему еще следует готовиться автолюбителям, новые требования и законодательные нормы – все это описано далее.

Новый закон о техосмотре 2021

Законодательно-нормативная база — новый закон о техосмотре 2021 года

Сам законопроект был сформирован еще в 2019 году, его вступление в законную силу изначально планировалось установить на 8.06.2020 года. Однако же, произошедшая в 2020 году вспышка заболеваемости, пандемия и связанные с ней запреты, привели к тому, что Правительство было вынуждено отложить запуск программы на 1 марта 2021 года.

  • Диагностическая карта проводится в электронном виде, данные будут вноситься в единую специализированную систему.
  • Сформирована единая автоматизированная система – ЕАИСТО.
  • Установлено требование по обязательному фото-фиксированию транспортного средства, внесению снимков в базу с указанием географических координат.
  • Усилена ответственность операторов техосмотра.
  • Ужесточены требования к организациям, занимающимся осуществлением техосмотра.
  • Отменена бессрочная аккредитация для организаций.
  • Установлен лимит на количество техосмотров в привязке к одной линии.

В остальной части Федерального Закона изменения не производились.

Продление диагностических карт в 2021 году

Как уже было сказано, поправки в законодательство начинают работать с 1 марта 2021 года. Однако же, поскольку Правительство справедливо решило, что введение данной меры уже сейчас приведет к возникновению столпотворению в местах техосмотра и формированию немалого количества проблем из-за этого, были установлены дополнительные поправки.

Изменения внесены на основании Постановления Правительства от 27.02.2021 года № 275. Основной момент поправок заключается в том, что далеко не всем водителям придется проходить осмотр в ближайшем будущем. Некоторые диагностические карты будут автоматически продлены на определенный срок.

Сроки продления диагностических карт ТО

Согласно законодательным нормам, диагностические карты, содержащие заключение о соответствии автомобиля обязательным требованиям безопасности, срок которых истекает в период с 1 февраля по 30 сентября 21-го года , продляются. В данном случае диагностические карты делятся на 2 группы:

  • Те, которые должны истечь по срокам в период с 01.02 по 01.04.2021, продляются до октября 21-го года.
  • Для тех, которые истекают в период с 01.04. по 30.09.2021 года, установлено продление на 6 месяцев.

Разумеется, нужно понимать, что данное правило не касается документов, чей срок годности заканчивается до 1 февраля и после 1 октября текущего года.

Новые правила и порядок проведения процедуры техосмотра

Как уже говорилось ранее, изменения коснулись немалого количества моментов проведения процедуры. Кроме того, установлены нововведения и по санкциям за неисполнение предписания. Что было ранее и как обстоят дела на текущий момент:

Аннулирование карт технического осмотра

В предыдущем пункте уже было упомянуто о том, что контроль за выданными диагностическими картами будет существенно ужесточен. Если обращаться непосредственно к Федеральному Закону № 170, то под понятием диагностической карты подразумевается документ, подтверждающий допуск к участию автомобиля (или иного транспортного средства) в дорожном движении. Авто, в отношении которого не проводился осмотр или при проведении которого выявлены существенные недостатки, несоответствие ТС установленным требованиям безопасности, не подлежит эксплуатации. Выданные диагностические карты с нарушением процедуры, без надлежащей проверки авто, подлежат аннулированию.

С учетом введенных требований, карта будет признана недействующей в случае, если транспортное средство вообще не заезжало на ТО. С другой стороны, данная мера приостановлена до октября 2021 года, из-за введенной отсрочки.

Тем не менее, фактическими основаниями для аннулирования диагностической карты может быть:

  • покупка техосмотра, без официального прохождения ТО;
  • при прохождении осмотра не все детали авто были проверены должным образом;
  • сама процедура проведена с существенными нарушениями;
  • в конструкцию авто были внесены изменения, которые не регистрировались в ГИБДД после прохождения ТО.

Штрафные санкции и тарифы в 2021 году

Региональные тарифы, которые обычно использовались, также не соответствовали действительности. Все дело в том, что цены уже давно выросли, изменились, а стоимость услуг специалистов и вовсе никогда не включалась.

На этот счет Минэкономразвития предложило установить минимальную планку для стоимости проведения технического осмотра. Более того, свою методику проведения расчета подготовил и ФАС. Также антимонопольными службами было выдвинуто предложение сформировать единую схему расчета, с учетом цен на услуги, но с установленной максимальной планкой.

Что касается самих операторов, занимающихся техническим осмотром, то они высказались резко против установления единого тарифа. По их мнению, стоимость должна регулироваться рыночными ценами.

Что касается штрафных санкций, то в данном вопросе также произошли изменения. Наказания теперь стали более суровыми. За нелегальный техосмотр для пунктов ТО предусмотрены наказания:

  • штраф до 300 тысяч рублей, или взыскание в размере заработной платы (иного дохода) за период в 2 года;
  • обязательные работы сроком до 480 часов;
  • арест до 6 месяцев.

Наказание, предусмотренное для группы лиц, чья деятельность привела к получению дохода в особо крупном размере, следующее:

  • штраф в размере от 100 до 500 тысяч рублей или в сумме получаемого дохода за период от 1 до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 5 лет, с взысканием штрафа в размере до 80 тысяч рублей, или в размере получаемого дохода за 6 месяцев.

Водителям же стоит помнить, что за покупку поддельной диагностической карты их могут привлечь к уголовной ответственности. На данном моменте отдельное внимание заострило МВД осенью 2020 года, ссылаясь на часть 3 статьи 327 УК РФ. Наказание – лишение свободы на срок до 1 года.

Однако же на деле, данная мера наказания может быть применена далеко не всегда. Если обращаться непосредственно к указанной статье, то стоит заострить внимание, что привлечение возможно в случае, если водитель намеренно приобрел поддельную диагностическую карту. С другой стороны, как будет доказываться тот факт, что человек знал, что он приобретает незаконный документ, пока не ясно.

Что касается санкций за вождение без карты технического осмотра, то с марта 2021 года она устанавливается в размере 2000 рублей. Данное требование касается водителей:

  • легковых такси;
  • автобусов;
  • грузовых авто, предназначенных для перевозки людей с числом мест более 8;
  • специализированных транспортных средств, предназначенных для перевозок опасных грузов.

Как проверить диагностическую карту онлайн

Чтобы не оказаться в неприятной ситуации, из-за которой придется оплачивать штраф, рекомендуется проверить имеющуюся диагностическую карту на подлинность. Более того, сейчас это можно сделать значительно проще – через интернет.

Подробная инструкция выглядит следующим образом:

После обработки представленных данных на экране появится один из трех возможных результатов:

Регресс за отсутствие технического осмотра транспорта

Стоит сказать, что наказывать водителей, которые не прошли надлежащее ТО, могут не только штрафами, но регрессом со стороны страховой. Другим словами, страховщик имеет право потребовать от водителя, возврата за оплаченную компенсацию потерпевшим в ДТП (если оно было). При обычной практике выплаты производит страховая, без возможности требовать выплату с водителя.

Разумеется, требовать со всех компенсацию страховая не имеет права, для этого должны быть соблюдены несколько условий:

  • Водитель является виновным в ДТП.
  • Диагностическая карта отсутствует, недействительна или имеет истекший срок.
  • Авария произошла из-за неисправности транспортного средства.

Что касается аннулированных диагностических карт, то на этот счет закон не дает каких-либо конкретных пояснений. Однако же, необходимо понимать, что данный момент, скорее всего, будет приравниваться к отсутствию документа как такового. Соответственно, всю ответственность за дальнейшие действия и события водитель берет на себя.

Фотофиксация при техосмотре

Как уже было сказано, одним из новых требований при проведении техосмотра стала обязательная фотофиксация транспортного средства до и после процедуры. Данная мера необходима, в первую очередь, для того чтобы снизить количество поддельных диагностических карт в будущем.

На сегодняшний день, требования по проведению данной процедуры уже утверждены Министерством транспорта РФ. При проведении ТО аккредитованным оператором, должно быть произведено две фотофиксации:

  1. Снимок передней части автомобиля, перед началом осмотра.
  2. Фото задней части транспортного средства, после окончания осмотра.

По окончанию всех вышеуказанных действий, информация загружается в электронную систему ЕАИСТО, где будет храниться на протяжении 5 лет. При необходимости, сведения могут быть представлены на основании электронного запроса. Кроме того, основную информацию могут получать не только специализированные структуры, но и обычные пользователи.

Заключение

Как можно понять, сама система организации техосмотра и оформления диагностических карт в 2021 году, претерпела серьезные изменения. Кроме того, ужесточилось наказание за противоправные действия и штрафные санкции. Именно поэтому водителям рекомендуется не обращаться к сомнительным операторам, а проходить ТО в специальных аккредитованных центрах. Для тех же, кто пока имеет на руках действующую диагностическую карту, нужно помнить, что ее срок продляется до октября 2021 года. В дальнейшем, если не будут внесены дополнительные поправки, необходимо будет проводить процедуру осмотра, согласно установленным требованиям.

Обязательный техосмотр для частного транспорта отменен: кому диагностическую карту придется получать, что будет со штрафом в 2 000 руб. и когда у страховщиков появится основание предъявить к водителю регресс при ДТП


Обязательный техосмотр в России отменен и переведен на добровольную основу. Поправки в законодательство Госдума приняла в трех чтениях в декабре 2021 года. Документ вступил в силу сразу после того, как был подписан президентом Владимиром Путиным 30 декабря. Разбираемся в нюансах, которые важно знать каждому водителю.

Что такое техосмотр и почему его отменили

Техосмотр — это проверка технического состояния транспортных средств, включая автомобили и мотоциклы. [1] Специалисты проверяют транспорт на соответствие обязательным требованиям безопасности в соответствии с российскими и международными нормами. В отличие от техобслуживания на СТО или у автодилеров, специалисты не исправляют выявленные недостатки, а только указывают обнаруженные проблемы в диагностической карте.

В дальнейшем на основе этих данных автомобилист должен провести ремонт машины в любом удобном месте и вновь приехать на техосмотр — на это ему выделяют 10 дней. После ремонта специалист на станции техосмотра снова проверит машину. Если все недостатки устранены, собственнику выдадут диагностическую карту, подтверждающую полную исправность машины.

Техосмотр 29 декабря 2021 Что будет, если попасть в ДТП без техосмотра. Страховщики все объяснили

Техосмотр 27 декабря 2021 Техосмотр 2022: проходить посоветовали всем, несмотря на отмену

Однако в июле 2021 года в МВД предложили правительству отменить обязательное прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов. Глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что в ряде регионов не выполняются требования по обеспечению населения пунктами техосмотра. При этом он напомнил, что водители и так в любом случае обязаны содержать свои автомобили в исправном состоянии. Так, согласно ПДД, водитель должен перед выездом проверить исправность своего транспортного средства.

Позже глава Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев заявил, что обязательный техосмотр для физических лиц следовало отменить уже давно.


В пояснительной записке авторы законопроекта об отмене обязательного техосмотра для личного транспорта указали на обязанность владельца содержать свой автомобиль в исправном техническом состоянии и не выезжать на дороги при наличии проблем. Такие требования содержатся в ПДД: содержать транспортное средство исправным водитель должен вне зависимости от факта прохождения технического осмотра.

Кому нужно проходить техосмотр в 2022 году

В самом конце 2021 года правила проведения техосмотра изменились. Поправки в законодательство Госдума приняла в третьем чтении 24 декабря, после чего документ одобрил Совет Федерации.

Техосмотр как обязательную процедуру сохранили для нескольких ситуаций. Диагностическую карту придется получать:

  • в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
  • в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
  • в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
  • для соблюдения требований законодательства Евразийского экономического союза по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию;
  • для такси, автобусов и грузовиков.


Пока участники отрасли только разбираются, что именно он означает. А вот для всех остальных процедуру перевели на добровольную основу. Это означает, что приехать на станцию техосмотра по желанию можно, однако совершенно необязательно. Стоимость техосмотра пока осталась прежней — в принятом законопроекте предложений по индексации тарифов для добровольной услуги нет. Возможно, скоро об этом расскажут в ФАС.

Кому не нужно приезжать на техосмотр в 2022 году

Техосмотр в обязательном порядке не нужно проходить легковым автомобилям и мотоциклам, которые принадлежат физлицам. Однако такой транспорт должен использоваться исключительно в личных целях: собственники не должны с его помощью предоставлять услуги по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси, осуществлять перевозки пассажиров. Также такой личный транспорт не должны использовать в служебных целях.

Какие будут штрафы за непройденный техосмотр

С 1 марта 2022 года заработает штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра. Фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры. Однако, как уточнил спикер Госдумы Вячеслав Володин, штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным. На всех остальных штраф распространяться не должен.

Продадут ли полис ОСАГО без диагностической карты в 2022 году

Уже с 22 августа 2021 года автомобилисты получили право оформлять полисы ОСАГО без диагностической карты.

Что будет, если пройти техосмотр добровольно


Будут ли скидки на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр

Предлагая идею МВД об отмене техосмотра, в ГИБДД посоветовали страховым компаниям делать скидки на оформление полисов ОСАГО для водителей, которые будут проходить техосмотр даже при переводе этой обязанности на добровольную основу. Также там посчитали возможным предлагать водителям скидку при уплате транспортного налога. Однако в налоговой службе на эту идею никак не отреагировали. А страховые компании предоставлять скидки на ОСАГО в обмен на прохождение техосмотра пока отказались — представители страхового сообщества считают, что такой документ никак не влияет на показатели аварийность.

Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра

Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.

После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.

Техосмотр 2021: 11 главных изменений [+видео]


С 1 марта 2021 года в России должна стартовать масштабная реформа системы техосмотра. Рассмотрим основные изменения.

1. Аннулирование диагностических карт

Согласно поправкам, с 1 марта 2020 года ГИБДД сможет аннулировать диагностическую карту техосмотра.

Целью аннулирования является исключение случаев фальсификации проведения техосмотра и обеспечение качественной проверки технического состояния автомобилей, что позволит снизить процент аварий по причине неисправности транспортных средств, считают в МВД.

Речь идёт о трёх видах нарушений, при которых техосмотр могут аннулировать:

  1. техосмотр проведён с нарушением действующих правил и требований;
  2. диагностическая карта выдана на автомобиль, конструкция которого не соответствует требованиям безопасности;
  3. диагностическая карта выдана без фактического осмотра автомобиля.

С первыми двумя пунктами более-менее понятно. В первом случае речь идёт о том, что техосмотр проведён, но с нарушениями - оператор техосмотра не проверил какую-то систему или узел автомобиля и т.д. (правда, непонятно, каким образом это нарушение может "всплыть"). Во втором случае речь идёт о ситуации, когда диагностическая карта выдана на автомобиль с незаконной тонировкой, нештатным ксеноном или другими изменениями конструкции, безопасность которых не подтверждена соответствующим протоколом аккредитованной лаборатории.

А вот третий случай - наиболее интересен. Речь идёт о ситуациях, когда диагностическая карта выдана, но автомобиль по факту не осматривался. Ни для кого уже давно не секрет, что именно так на сегодняшний день (и все последние годы) проходит техосмотр. Причём, всё легально и законно, водители приезжают в аккредитованные пункты ТО, платят 500-600 рублей и через 3 минуты получают легальную диагностическую карту, все данные которые внесены в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО).

Для борьбы с таким "бумажным" техосмотром и предусмотрена возможность аннулирования диагностических карт.

Сама процедура аннулирования будет выглядеть довольно просто. Согласно последним изменениям, оператором системы ЕАИСТО назначено МВД (в лице ГИБДД). Каждой диагностической карте (ДК) в системе может присваиваться 3 статуса:

  • действующая;
  • архивная;
  • аннулированная.

После выдачи ДК ей в системе присваивается статус действующей, после окончания срока действия карте присваивается статус архивная. В случае выявления нарушений, указанных выше, ГИБДД просто меняет статус ДК в ЕАИСТО - с действующей на аннулированную. Об аннулировании в течение 3 дней должны быть уведомлены сам автовладелец, а также его страховая компания и Российский союз автостраховщиков (РСА).

При этом, страховая компания, согласно действующим правилам, не может в одностороннем порядке расторгнуть договор ОСАГО из-за отсутствия техосмотра.

Однако, в данном случае у страховщика возникает право регресса. То есть, если водитель с аннулированной ДК станет виновником ДТП, страховщик сперва выплатит ущерб пострадавшей стороне, а затем взыщет в порядке регресса с виновника аварии через суд.

2. Штрафы за техосмотр 2021

В 2021 году за нелегальный техосмотр пунктам ТО грозит серьёзное наказание:

  • штраф в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет;
  • обязательные работы на срок до 480 часов;
  • арест на срок до 6 месяцев.

Если же будет доказано, что нарушение организовано группой лиц или привело к получению дохода в особо крупном размере, наказание будет ещё жёстче:

  • штраф в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет;
  • лишение свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.

С 1 марта 2021 года также вступили в силу новые штрафы для операторов ТО (Гр - для граждан, ДЛ - должностных лиц, ЮЛ - юрлиц):

Нарушение

До 1 марта

После 1 марта

Осуществление аккредитации операторов технического осмотра с нарушением требований законодательства в области технического осмотра транспортных средств

ДЛ: 10 000 - 15 000 рублей
ЮЛ: 50 000 - 100 000 рублей

ДЛ: 30 000 - 50 000 рублей
ЮЛ: 200 000 - 300 000 рублей

Нарушение порядка ведения реестра операторов технического осмотра

ДЛ: 20 000 - 30 000 рублей
ЮЛ: 100 000 - 200 000 рублей

Оформление диагностической карты, подтверждающей допуск к участию в дорожном движении транспортного средства, в отношении которого не проведен технический осмотр или при проведении технического осмотра которого выявлено несоответствие этого транспортного средства обязательным требованиям безопасности транспортных средств

ЮЛ: 100 000 - 300 000 рублей

Гр: 5 000 - 10 000 рублей
ДЛ: 30 000 - 50 000 рублей
ЮЛ: 200 000 - 300 000 рублей

Передача в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра сведений о проведении технического осмотра транспортного средства, в отношении которого технический осмотр не проводился

ЮЛ: 100 000 - 300 000 рублей

Гр: 5 000 - 10 000 рублей
ДЛ: 30 000 - 50 000 рублей
ЮЛ: 200 000 - 300 000 рублей

Осуществление при проведении технического осмотра транспортных средств технического диагностирования транспортных средств лицом, сведения о котором отсутствуют в реестре операторов технического осмотра, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования данной категории транспортных средств, либо лицом, не уполномоченным на осуществление технического диагностирования в данном пункте технического осмотра или на передвижной диагностической линии

Гр: 1 000 - 3 000 рублей
ДЛ: 3 000 - 5 000 рублей
ЮЛ: 10 000 - 20 000 рублей

Осуществление деятельности по проведению технического осмотра лицом, не аккредитованным в установленном порядке на право проведения технического осмотра, лицом, действие аттестата аккредитации которого на дату проведения технического осмотра было приостановлено, либо лицом, которое в соответствии с установленной для данного пункта технического осмотра областью аккредитации не вправе проводить технический осмотр данной категории транспортных средств, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

ДЛ: 30 000 - 50 000 рублей
ЮЛ: 100 000 - 300 000 рублей

Повторное совершение административных правонарушений, предусмотренных частями 3 - 6 настоящей статьи

Гр: 10 000 - 20 000 рублей
ДЛ: дисквалификация на срок от 1 до 3 лет
ЮЛ: 300 000 - 500 000 рублей

Иными словами, речь идёт о приобретении поддельной диагностической карты. Уголовное наказание будет грозить водителю, если он намеренно приобрёл поддельную диагностическую карту техосмотра, зная о том, что она поддельная. Правда как именно полиция сможет доказать намеренность таких действий, в МВД не уточнили. Если же водитель приобрёл поддельную диагностическую карту не намеренно, он должен обратиться с заявлением в полицию, сообщив, где ему продали поддельный документ.

Что касается штрафа за езду без техосмотра для водителей, то его введут только с 1 марта 2022 года. После этой даты за отсутствие диагностической карты водителям придётся заплатить 2000 рублей.

При этом, штраф в размере 500-800 рублей за езду без техосмотра по-прежнему действует для водителей следующих транспортных средств:

  • легковые такси;
  • автобусы;
  • грузовые автомобили, предназначенные и оборудованные для перевозок людей, с числом мест для сидения более чем восемь (кроме места для водителя);
  • специализированные транспортные средства, предназначенные и оборудованные для перевозок опасных грузов.

3. Новая система ЕАИСТО

В рамках реформы будет создана модернизированная ЕАИСТО, оператором которой будет выступать МВД России. Доступ к системе будут иметь:

  • операторы техосмотра;
  • технические эксперты;
  • сотрудники ГИБДД;
  • страховщики;
  • федеральные и региональные органы власти.

Обновлённую систему планируют связать с порталом Госуслуг, информационными системами федеральных органов власти и органов власти субъектов РФ.

Функционал новой информационной системы должен обеспечивать невозможность оформления диагностической карты, если пропускная способность пункта ТО превышена. Таким образом, будут исключены ситуации, когда оператор ежемесячно выдаёт, к примеру, сотни карт, а оборудование позволяет проверять лишь несколько десятков автомобилей. Оператором новой автоматизированной системы техосмотра является МВД.

ЕАИСТО будет помогать выполнять 4 основные функции:

  • расследование ДТП;
  • применение мер административного воздействия в соответствии с КоАП РФ;
  • участие в проведении техосмотра автобусов;
  • контрольно-надзорные функции за проведением техосмотра.

В результате запуска новой версии ЕАИСТО ожидаются следующие результаты:

  • систематизация сведений о результатах техосмотра транспортных средств, осуществляемая в электронном виде;
  • увеличение скорости взаимодействия между подразделениями ГИБДД и страховщиками;
  • предоставление доступа участникам информационного взаимодействия к сведениям, содержащимся в ЕАИСТО;
  • повышение защищенности обрабатываемых сведений в ЕАИСТО;
  • повышение уровня безопасности на дорогах;
  • увеличение удовлетворенности граждан.

4. Фотофиксация процесса техосмотра

Поправки предусматривают введение фотофиксации процедуры технического осмотра транспортного средства. Обязательная фотофиксация транспортного средства, в отношении которого проводится диагностика, призвана исключить возможность оформления поддельных диагностических карт.

Минтранс уже утвердил требования к данному процессу и самим фотографиям техосмотра. Так, при прохождении техосмотра аккредитованный оператор обязан сделать две фотографии:

  • перед началом осмотра - фото передней части автомобиля;
  • после осмотра - фото задней части автомобиля.

Фотографии должны быть цветными, на них должны быть чётко видны госномера, марка и модель автомобиля, а также его цвет.

Все файлы будут загружаться в систему ЕАИСТО и храниться там в течение 5 лет.

5. Электронные диагностические карты

Чтобы избежать подделок, с 1 марта 2021 года диагностические карты будут оформлять в электронном виде с усиленной квалифицированной подписью. Электронные диагностические карты будут храниться в ЕАИСТО не менее 5 лет.

Они будут включать следующие данные:

  • марка и модель транспортного средства;
  • идентификационный номер (VIN);
  • номера кузова;
  • номер шасси;
  • номер регистрационной карты со сроком её действия;
  • показания одометра;
  • дата проведения техосмотра;
  • данные о месте прохождения ТО и операторе.

При желании, владелец автомобиля сможет бесплатно получить бумажный дубликат ДК.

6. Участие ГИБДД в техосмотре автобусов

Согласно поправкам, совместно с сотрудниками станции техосмотра в процедуре будут принимать участие сотрудники ГИБДД. Причём, окончательное решение о допуске автобуса в эксплуатацию будет принимать именно сотрудник Госавтоинспекции.

Технический эксперт проверяет состояние автобуса и вносит данные в диагностическую карту. Сотрудник ГИБДД при этом проверяет соответствие полученных результатов техосмотра действующим требованиям к состоянию автобусов.

Кроме того, автоинспектор при техосмотре проверят соответствие автобуса данным, указанным в свидетельстве о регистрации (СТС) и паспорте транспортного средства (ПТС), а также в госреестре транспортных средств.

В результате всех проверок сотрудник ГИБДД вносит свою запись в диагностическую карту о соответствии или несоответствии автобуса требованиям безопасности. Эта запись закрепляется усиленной электронной подписью.

7. ГИБДД будет контролировать проведение техосмотра

19 февраля 2021 года Президент РФ Владимир Путин утвердил указ №108 о наделении ГИБДД функциями государственного контроля за техосмотром. Данный указ вступает в силу с 1 марта 2021 года, одновременно с остальным пакетом поправок.

Согласно тексту документа, ГИБДД получает право государственного контроля и надзора за организацией и проведением технического осмотра транспортных средств.

Сотрудники ГИБДД будут вести контроль в форме наблюдения за соблюдением обязательных требований правил техосмотра автобусов и других транспортных средств, путём анализа информации о деятельности операторов ТО, размещённой на их официальных сайтах и в системе ЕАИСТО. Кроме того, допускается применение плановых выездных проверок и контрольных закупок.

8. Сроки прохождения техосмотра 2021

Сроки техосмотра в 2021 году зависят от типа транспортного средства и его возраста. Согласно новым правилам от 1 апреля 2020 года, периодичность техосмотра для легковых автомобилей, грузовиков до 3,5 тонн, мотоциклов, прицепов и полуприцепов теперь следующая:

  • до 4 лет - техосмотра проходить не нужно;
  • с 4 до 10 лет - техосмотр раз в 2 года;
  • старше 10 лет - техосмотр ежегодно.

Автомобили такси младше 5 лет теперь проходят техосмотр ежегодно, старше 5 лет - раз в 6 месяцев.

Автобусы, грузовики полной массой более 3,5 т., грузовики, оборудованные для перевозки пассажиров, учебные автомобили младше 5 лет должны проходить техосмотр ежегодно. Эти же транспортные средства старше 5 лет, а также специальные транспортные средства и прицепы для перевозки опасных грузов любого возраста должны проходить техосмотр раз в 6 месяцев.

9. Передвижные диагностические линии

С 1 марта 2021 года помимо стационарных пунктов ТО пройти техосмотр можно будет также на так называемых передвижных диагностических линиях. Они позволят обеспечить доступность техосмотра в отдалённых районах и небольших населённых пунктах.

10. Временное продление диагностических карт техосмотра

27 февраля 2021 года было утверждено Постановление Правительства №275. Согласно данному документу, действие диагностических карт, истекающих в период с 1 февраля по 30 сентября 2021 года, автоматически продлено на полгода, но не менее чем до 1 октября 2021 года. Автолюбителям, у которых диагностические карты истекают в указанный период, не нужно проходить техосмотр, вносить какие-то изменения в диагностическую карту или систему ЕАИСТО также не требуется - всё будет продлено автоматически.

11. Отмена доверенности для прохождения техосмотра

С 1 марта 2021 года отменяется требование о предоставление доверенности, если техосмотр проходит не владелец автомобиля, а его представитель.

Читайте также: