Уаз хантер 409 двигатель замена

Обновлено: 04.07.2024

подскажите сколько бегает данный двигатель?
один" моторис "сказал 200тыс это очень хорошо.в инете нашел завод говорит 150тыс
вопрос возник в виду пробега 186 тыс(реальный думаю больше)двигатель начал греться,на горячую отказывается заводится,а вчера не завелся холодным.думаю ремонт или замена
с ЗМЗ-406 не сравнивать,там блоки разные(как я понял толщина стенок разные)

Т.к. вы не трастовый пользователь. Как стать трастовым.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

масло не кушат(максимум от замены до замены2 литра если напрячься)давление 5 холодный и 1.5 во время кипения датчик механический,масло ХАДО полусинтетика

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

мне не нравится перегрев и некоторые косяки,поэтому хотелось узнать мнение" спеца"стоит ли с моим движком заморачиваться

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Т.к. тема является архивной.

да ни черта там не видно никаких пузырей.я как взял этот агрегат он кипел в пробках,заменил радиатор на волговский ,выкинул вискомуфту и поставил электровинт.. проблема решилась,но в жару все равно было на грани(я думаю какой то касяк двигла)сейчас уже эта мера не помогает,а лето только началось.до кучи сломался болт крепления кронштейна гура его криво высверлили он продержался месяц и опять обломился,теперь гура нет.высверливать дальше проблема и похоже прокладка передней крышки сопливится.это первый касяк по блоку

Т.к. вы не трастовый пользователь (не подтвержден телефон). Укажите и подтвердите телефон. Подробнее о трастовости.

Среди образцов отечественного моторостроения имеются действительно удачные образцы двигателей. Один из них – двигатель ЗМЗ 409, получивший распространение на машинах УАЗ, и некоторых других.

Технические характеристики двигателя ЗМЗ 409

Рассматриваемый двигатель начал сходить с конвейеров Заволжского моторного завода в 1996. Он явился логическим развитием 406 линейки двигательных агрегатов ЗМЗ, предшественником которой, в свою очередь, был двигатель 405. Блок цилиндров от 405 двигателя остался без изменений, модификации подвергся коленвал (установлена модель с увеличенным до 94 мм. ходом), и поршни с 4-миллиметровым смещением. Путем этих манипуляций была получена новая модель двигателя - 409.

В 2003 внедрили новые распредвалы в конструкцию.

Двигатель 409 в снятом виде:

ЗМЗ 409 – инжекторный двигатель на бензине, имеющий 4 цилиндра в рядной компоновке и 16 клапанов. В 409 двигателе система инжектора управляется микропроцессорными электронным блоком.

Система охлаждения этого двигателя – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Смазка двигателя осуществляется по комбинированной схеме, с принудительным распрыскиванием моторного масла.

Основные технические характеристики инжекторного двигателя 409 серии:

Объем мотора2.3-2.7 л. в зависимости от модификацииРазвиваемая мощностьДо 143 силНоминальный крутящий момент До 230 Нм на 3900 оборотахКомпрессия9ТопливоБензин не менее АИ 92Расход в городском режимеОколо 12 литровРасход масла100 грамм на 1000 км.Тип маслаВ зависимости от сезона и модификации, от 5W-30 до 20W-40Объем масла в двигателе7 литров, для замены нужно заливать около 6Вес двигателя190 кг.

Ресурс двигателя производителем заявлен относительно небольшой, всего 150 тыс. километров пробега. Фактически владельцы машин с этими моторами сообщают о нормальной работе двигателей, при своевременном и правильном обслуживании, до 250 тысяч и более.

Конструктивные особенности

Устройство рассматриваемого двигателя просто и достаточно надежно. 409-й обладает прочным чугунным блоком цилиндров (которые расточены прямо в нем), между цилиндрами предусмотрены каналы для хладагента.

Интересно: подразумевалось изначально, что двигатель будет оснащаться разнообразным навесным оборудованием, поэтому в моноблочной конструкции предусмотрели соответствующие каналы для смазки, технологические отверстия, разные в определенных моделях двигателя 409.

Поршни мотора также алюминиевые и снабжены вставками для терморегуляции. Дно поршней снабжено четырьмя специальными канавками, которые помогают избежать тяжелых поломок от удара поршней о клапаны при неисправностях двигателя.

Важно: поршни от 405 и 409 двигателя – не взаимозаменяемы, поскольку в последнем ось пальца имеет смещение на 4 мм. к днищу.

Поршневых колец – 3 на каждом из поршней: одно маслосъемное, два компрессионных. Последние покрываются напылением из пористого хрома, на нижнее наносится оловянный слой защиты.

Коленвал двигателя – чугунный, для повышения прочности. Коленвал, в сравнении с таковым в 406 модификации, отличается большим радиусом кривошипа и соответственно увеличившимся до 94 мм ходом поршня.

Клапаны – стальные, выполнены из жаропрочного сорта металла, и могут проворачиваться в процессе работы, чем достигается более равномерный их износ.

Газораспределительный механизм

Распредвалы двигателя чугунные. Их конструкция незначительно отличается в зависимости от модификации двигателя ЗМЗ 409. Механизм приводится в действие цепью, уровень натяга которой обеспечивается и регулируется двумя гидронатяжителями – на передней крышке БЦ и на головке.

Владельцы и фанаты УАЗ Патриот ценят этот автомобиль за такие качества, как: проходимость, комфорт, надежность, красивый внешний вид. Действительно, во многом это так и есть. Однако, познакомившись с автомобилем поближе, понимаешь, что по некоторым моментам автомобиль далек от идеала. В частности, это касается мощности заводского двигателя.

Чип тюнинг Патриота

Увеличение мощности двигателя — чип тюнинг УАЗ Патриота своими руками

Владельцы и фанаты УАЗ Патриот ценят этот автомобиль за такие качества, как: проходимость, комфорт, надежность, красивый внешний вид. Действительно, во многом это так и есть. Однако, познакомившись с автомобилем поближе, понимаешь, что по некоторым моментам автомобиль далек от идеала. В частности, это касается мощности заводского двигателя.

Результат

Зачем всё это

Правда, для такого тюнинга двигателя УАЗ Патриот нужно обладать некоторыми знаниями и соответствующим оборудованием, либо доверить это дело специалисту. При помощи чип тюнинга можно добиться увеличения мощности двигателя УАЗ Патриот до 30%, тем самым подняв крутящий момент мотора и количество лошадиных сил.

график крутящего момента

Общие положения

Как чип тюнинг влияет на ресурс двигателя

Не существует двух абсолютно одинаковых моторов на УАЗ Патриот, все равно будут отличия, пусть даже не очень существенные. Именно поэтому завод производитель использует такую программу ЭБУ, которая максимально подойдет для всех двигателей, предназначенных конкретной модели авто. Эта программа, как правило, имеет лучшие показатели по топливной экономичности, но не всегда по мощности.

диагностика

Было бы неплохо еще замерить компрессию.

Но, прежде чем делать чип тюнинг двигателя вашему УАЗ Патриоту, необходимо провести диагностику автомобиля. Вполне возможно, что мотор вашего Патрика имеет сильный износ, в таком случае дополнительная нагрузка ему противопоказана. Игнорирование этого момента приведет к снижению ресурса мотора, либо, что еще хуже, к его поломке. Еще одним вариантом чип тюнинга УАЗ Патриот с ЗМЗ 409 — является установка сразу двух видов прошивок.

Для осуществления задуманного, вам придется установить специальный контроллер и тумблер в салоне автомобиля, который будет отвечать за переключение программ ЭБУ. Таким образом, водитель сможет сам выбирать необходимую программу, в соответствии с дорожными условиями (трасса или бездорожье). Такой подход позволит добиться еще большей топливной экономичности, по сравнению с заводской прошивкой.

Как выполняется чип тюнинг

Итак, если было принято решение делать прошивку УАЗ Патриот своими руками, тогда необходимо запастись не малой долей терпения, а также специальным оборудованием:

  • программатор: Combiloader, Galletto1260. Это некое связующее звено между ноутбуком и ЭБУ;
  • свежая версия прошивки для конкретной модели двигателя;
  • ноутбук или планшет с операционной системой Windows для загрузки прошивки.

прошиваем ЭБУ

Все это достигается благодаря правильному приготовлению топливно-воздушной смеси, оптимальным УОЗ, оптимизированным переходным режимам. Чип тюнинг, помимо всего вышеуказанного, позволяет: повысить чувствительность педали газа, сгладить провалы при разгоне, улучшить общую динамику, повысить эластичность и плавность хода.

ЭБУ — представляет собой компьютер, который подключается к внешним устройствам с помощью специального разъема. Программа ЭБУ, она же — прошивка, записана в виде таблицы, в которой хранятся определенные данные. Эти данные не что иное, как параметры работы мотора. Далее, алгоритм действий следующий:

программа ЭБУ

Очень важно использовать только лицензионное ПО, поскольку оно имеет защиту в виде кода доступа, содержащегося на обратной стороне коробки.

Подводя итог, можно с уверенностью заявить, что чип тюнинг — вещь весьма полезная, это самый доступный способ накинуть несколько лошадиных сил и крутящего момента, при котором отпадает необходимость лезть внутрь самого мотора. И если для новых автомобилей его применение чревато потерей гарантии, то уж для внедорожников с пробегом этот способ точно подойдет.

Подробнее о чип-тюнинге

Базовая модернизация блока управления предусматривает выполнение действий:

  • определения пригодности силового агрегата к доработке;
  • проведения технической проверки и ремонта поршневой группы или газораспределительного механизма;
  • установки свежей версии ПО с последующим тестированием.

Для каких моделей мотора подходит

Доработка производится как для бензиновых двигателей ЗМЗ, так и для дизелей Заволжского завода или Iveco. При модернизации программы для дизеля возможно повышение давления наддува, что чревато выгоранием клапанов и днищ поршней. Начиная с 2017 модельного года завод стал использовать 150-сильный мотор версии Про, который не рассчитан на чип-тюнинг.

Стандартные агрегаты ЗМЗ мощностью 128 или 135 л. с. можно форсировать до уровня Про без риска утраты части ресурса.

Изменение ресурса двигателя

Стандартная доработка, позволяющая получить прибавку от 5 до 15 л. с., не влияет на ресурс исправного силового агрегата. Перед перепрограммированием блока управления необходимо выполнить диагностику двигателя (с замером компрессии и тестированием электронных компонентов). Если мотор изношен, то рекомендуется провести капитальный ремонт, поскольку наращивание нагрузки на поршневую группу и газораспределительный механизм может привести к разрушению деталей.

Преимущества и недостатки

Преимущества перепрограммирования контроллера:

  • увеличение мощности и крутящего момента двигателя на 5-30%;
  • повышение тяги на режиме холостого хода, что позволяет улучшить проходимость;
  • снижение расхода топлива (с одновременным ростом токсичности выхлопа);
  • быстрый отклик на нажатие электронной педали акселератора;
  • возможность удаления каталитического нейтрализатора без утраты работоспособности мотора.
  • проблемы с запуском двигателя из-за некорректно разработанной программы;
  • повышение расхода горючего и провалы в некоторых диапазонах частот вращения из-за ошибок в картографии;
  • падение ресурса деталей двигателя (касается случаев использования программы с максимальным наращиванием мощности).

Как выполняется перепрошивка

Чтобы провести прошивку блока силового агрегата своими руками, потребуется:

  1. Приобрести программатор (например, Galletto 1260 OBDII EOBD ECU) и необходимую версию ПО. Для выполнения работ потребуется ноутбук с операционной системой Windows и оболочкой для обмена данными с блоком управления.
  2. Подключить программатор к диагностическому разъему OBD-II и распознать модель контроллера.
  3. Перейти в раздел установки нового программного обеспечения и сделать резервную копию заводской прошивки (потребуется для отката к первоначальному состоянию контроллера).
  4. Указать путь к новой версии ПО и дождаться окончания перепрограммирования. Владелец может самостоятельно корректировать картографию работы двигателя, но подобные действия могут привести к негативным последствиям.

Для программирования требуются дополнительное оборудование и знания, что имеется не у каждого владельца УАЗ Патриот. Рекомендуется прошивать блок в специализированном сервисе, предоставляющем гарантию на выполненные работы. В случае обнаружения проблем владелец машины может откатить версию программного обеспечения до исходного значения.

Материал подготовил: Сергей Иванов

, на протяжении 12 лет занимающийся тюнингом автомобилей УАЗ Патриот.

А как Вы думаете, какие версии прошивок подходят для городского ритма движения и внедорожной эксплуатации? Ждем ответы в комментариях к статье!

Особенности конструкции

Кроме микропроцессорного управления КМПСУД, двигатель ЗМЗ 409 имеет следующие нюансы:

  • цилиндры изготовлены в чугунном блоке ;
  • крышки подшипников не обладают взаимозаменяемостью, так как подогнаны по месту;
  • масляный картер сделан из отдельной детали, что облегчает промывку системы смазки и замену масла;
  • ГБЦ имеет оригинальные размеры, от предыдущих серий не подходит;
  • распредвалы, не только обеспечивают вертикальное перемещение гидротолкателей, но и вращают их для равномерного износа;
  • благодаря гидрокомпенсаторам отпадает необходимость периодической регулировки зазоров клапанов.

Описание особенностей ЗМЗ 409

Данный мотор имеет простую и надёжную конструкцию. Значимой особенностью является прочный чугунный блок, непосредственно в котором расточены цилиндры. Между цилиндрами имеются каналы для отдачи тепла, а систему охлаждения.

Отличительной особенностью 409 мотора, является множество модификаций, на базе этого двигателя. Изначально планировалось на ДВС устанавливать разнообразное навесное оборудование. БЦ для всех модификаций был общий, поэтому в нём находились различные, каналы, множественные технологические отверстия, колодцы с резьбой, необходимые для разных моделей 409 двигателя. То есть, на каждом блоке вышедшем с конвейера, можно было собрать любую модификацию 409 мотора.

Двигатель ЗМЗ 409

ГБЦ отлита из особо прочного алюминия, в ней находятся клапаны: 8 клапанов для впуска горючий смеси и 8 клапанов для выпуска выхлопных газов. На каждый, отдельный цилиндр, по 4 клапана, 2 выпускных и 2 впускных клапана. Для регулировки зазоров клапанов установлены гидротолкатели. Они на первых моделях часто ломались. Причина была в некачественных пластиковых башмаках, предназначенных для натяжения цепи ГРМ. При износе которых, отходы износа башмаков загрязняли масло. В последствии, башмаки были заменены звёздочками из металла. Проблема быстрого выхода из строя регуляторов зазора клапанов была окончательно решена.

Поршни 409 ДВС выполнены из алюминия, они обустроены терморегуляционными вставками. На дне поршней имеются специальные канавки, они предотвращают разрушение поршней и клапанов, при их встречи в движке, в случае выхода из строя системы привода ГРМ. Необходимо запомнить, что поршни, при одинаковом диаметре, 405 и 409 двигателей не подлежат замене. Их нельзя ставить с одного двигателя на другой. Всё дело в том, что для увеличения хода поршня, чтобы получить нужный объём ДВС, ось пальца была смещена на 4 миллиметра. Поршневые кольца, как обычно, имеют количество 3 штук. Компрессионные кольца напыляются пористым хромом. Нижнее кольцо защищается тонким слоем олова.

Коленчатый вал ЗМЗ 409 для прочности выполнен из чугуна. На данной модели коленвал имеет отличительную особенность, его кривошипный механизм, в сумме со смещённым осевым отверстием для пальца, обеспечивают ход поршня 94 см., что значительно больше, чем у 406 и 405 моделей. Разница составляет 18 миллиметров.

Другие узлы, механизмы и системы позаимствованы у ЗМЗ 405 и отличаются незначительно, в зависимости от модификации 409 модели.

Перечень модификаций ДВС

С семейство движков 409 изготовителем включено шесть версий.

Базовый мотор 409.10 под стандарт Евро-2 с характеристиками 143 л. с., степень сжатия 9, крутящий момент 230 Нм. Зажигание модульное с пучком высоковольтных проводов, имеется датчик дроссельной заслонки.


Улучшенная модификация 40904.10 отличается от предыдущего варианта системой зажигания – индивидуальная катушка для каждой свечи, ДПДЗ здесь отсутствует, вместо него использован дроссельный узел для обеспечения Евро-3. Имеется автоматический натяжитель ремня генератора, который в 409.10 не предусмотрен.


Модификация 40905.10 имеет стандартные характеристики, предназначена для внедорожников Хантер, Патриот и грузовиков Карго, Пикап производителя УАЗ.


Двигатель 4091.10 считается дефорсированным с нормами безопасности Евро-3. Имеет мощность 112 л. с., устанавливается на Таблетки и Буханки УАЗ 462.

Силовой привод маркировки 40911.10 обладает моментом 219,5 Нм и мощностью 125 л. с. Соответствует регламенту Евро-4, предназначен для полноприводных грузовиков УАЗ с формулой 4х4 (не отключаемая).


Мотор 4092.10 не вошел в серию, создан специально для автомобилей ГАЗ Волга и УАЗ 3160 (вседорожник полноприводный). Крутящий момент в районе 225 – 235 Нм, мощность около 135 – 138 л. с.


С завода моторы имели лишь самое необходимое навесное, без ГУРа и прочего. Этим оборудованием их комплектовал уже автопроизводитель на конвейере. В механизме ГРМ используются не одинаковые распредвалы:

  • 40904 и 4905 профиль кулачков впускного и выпускного вала одинаковый, приподнимает клапаны на 9 мм;
  • 40911 профиль кулачков разный, подъем 8 мм на впуске и 9 мм на выпуске.

Клапанные пружины можно использовать от ВАЗ-2108, так как они взаимозаменяемые на всех моделях ЗМЗ 409.

Почему следует проводить улучшение двигателя путем чип тюнинга?

Следует уделить внимание тому, что установленный мотор обладает относительно невысокой мощностью, для движения в условиях низкой проходимости или для движения на высокой скорости по трассе ее становится недостаточно. Существует несколько методов повышения мощности двигателя.


Их можно разделить на несколько групп:

  • Доработку вспомогательных систем. Примером можно назвать то, что особенности выхлопной системы могут влиять на мощность мотора. Тип установленного фильтра также определяет обороты и мощность двигателя. Как правило, в данном случае провести работы достаточно просто, так как они заключаются в замене деталей.
  • Выполнение доработки непосредственно самого двигателя. Этот способ изменения мотора требует серьезного вмешательства. Выполняют эту работу исключительно профессиональные механики, специалисты по двигателям. Допущенные ошибки могут стать причиной быстрого износа мотора. Поэтому рекомендуем доверять работу только профессионалам в рассматриваемой сфере деятельности.
  • Еще одним методом существенного повышения мощности двигателя является выполнение чип тюнинга. Подобным образом увеличить мощность и крутящий момент стало возможно относительно недавно, так как он заключается в изменении настроек работы установленного блока управления двигателем. Как не странно, при установке определенных параметров мощность может быть повышена существенна. Эти изменения – не только цифры, после чип тюнинга каждый водитель сможет почувствовать существенное повышение мощности.


Если внедорожник часто используется для движения по серьезному бездорожью или для длительной поездки на дальнее расстояние, то повышенная мощность будет нелишним. Изменения можно провести чип тюнингом, о котором поговорим далее подробно.

Тюнинг змз 406, 405, 409. Порядок и алгоритм работы.

Тема статьи – тюнинг змз 406, 405, 409. Опыт общения с семейством двигателей ЗМЗ (406, 405, 409), привел к тому, что я обозначил для клиентов три основные градации вмешательства в двигатель. Тюнинг лайт, тюнинг медиум и тюнинг хард. Если угодно их можно называть русскими словами. Первая, вторая и третья ступени доработки мотора. Правда, в данный момент обозначились дальнейшие доработки, но пока они не обкатаны, говорить о них не будем.

Тюнинг змз 406, определимся в понятиях

Вспомним классику: русский тюнинг, бессмысленный и беспощадный )). Так или примерно так )) Я занимаюсь различными двигателями уже много лет, и честно говоря, язык не поворачивается, то непотребство и глумление, которое творят над двигателями, называть тюнингом. Но наш народ уже привык к этому волшебному слову, поэтому будем пользоваться этой терминологией. Мне нравится, как данный вопрос трактуется у америкосов. Есть понятие ремонт – ставятся детали, идущие по каталогу. В нашем случае это заводские детали. Следующее понятие – рефреш (освежение). Устанавливаются детали, штатных параметров, на штатные места, но с улучшенными характеристиками. Ну и наконец, волшебное слово тюнинг. Данное понятие подразумевает внесение изменений в заводскую конструкцию. Так что если перевести на данный язык этапы тюнинга, которые я обозначил. Первые две ступени, это рефреш в чистом виде, и только тюнинг гбц, является действительно тюнингом.

Небольшое отступление. Очень долгое время я занимался ВАЗовскими двигателями. Каждый раз вскрывая их, думал, что хуже по качеству быть не может. Оказывается, может — это двигатели ЗМЗ. Правда, на форуме мотористов, ребята мне сказали, что если когда-нибудь займешься двигателями УМЗ, то изменишь свое мнение еще раз. Это я к тому, что качественные детали для данных двигателей уже способны преобразить их характеристики.

Общие положения

Генератор – неотъемлемая часть любого автомобиля, благодаря которой организуется его стабильная эксплуатация и передвижение. Генератор отвечает за подпитку электрических систем, преобразуя механическую энергию в электрическую. Данный агрегат питает аккумулятор, различные устройства и датчики в автомобиле.

В случае с УАЗом Хантер заводом-производителем установлен генератор с артикулом 9422.3701. Стоимость оригинальной модели колеблется в пределах от 5 до 8 тысяч рублей.


В случае замены автовладелец может установить аналог генератора, который ничуть не уступает по качеству оригиналу. В таблицу сведены популярные генераторы, их артикулы и цены.

Генератор Артикул Стоимость, в рублях
УАЗ дв.УМЗ-4213,421 14В 65А ПРАМО-Электро 16.3771 4910
ГАЗ,УАЗ дв.УМЗ-4216,4219,4213 14В 72А 3282.3771000 5730
УАЗ дв.ЗМЗ-4021.10 14В 65А ПРАМО-Электро 164.3771 4580

Аналоги значительно дешевле штатного генератора, поэтому при необходимости можно выполнить бюджетную замену.

Виды неисправностей генератора

Процесс эксплуатации любого транспортного средства связан с возникновением различных проблем, и УАЗ Хантер с 409 двигателем не стал в этом случае исключением. Часто в модели страдает именно генератор, и среди распространенных неисправностей можно выделить следующие:

  • проскальзывание ремня привода генератора;
  • неисправность регулятора напряжения;
  • обрыв обмотки или ее короткое замыкание;
  • износ щеток генератора или их зависание;
  • окисление контактных колец.

Любой из перечисленных случаев требует проведения полного осмотра автомобиля, а также ремонта или замены вышедшего из строя элемента.


За чем нужно следить?

В процессе эксплуатации владелец УАЗ Хантер должен следить за:

  • Состоянием проводов электрической цепи, за надежностью их соединений, чистотой. Это важно, ведь, например, при плохих контактах может резко увеличиться напряжение в генераторе, и он выйдет из строя.
  • Правильным натяжением приводного ремня. Если ремень слабо натянут, работа генератора будет неэффективной, а сильное натяжение способно привести к разрушению подшипников узла.

При обнаружении проблем в проводке или в конструкции генератора рекомендуется как можно быстрее приступить к ремонту или замене. Обычно за проведением ремонтных работ обращаются в специализированные СТО, но иногда можно выполнить замену генератора своими руками. Для этого стоит ознакомиться с особенностями его конструкции.

Особенность конструкции

Генераторы представляют собой сложный узел, состоящий из нескольких элементов. Помимо выпрямительного блока и регулятора напряжения в некоторых моделях генераторов встроен вакуумный насос. Регулятор предназначен для поддержания напряжения на необходимом уровне, а насос регулирует создание вакуума в тормозной системе и системе отработавших газов.

Чтобы работы по замене генератора прошли успешно, рекомендуется выполнять их максимально осторожно. Это позволит сохранить целостность проводов и других элементов, которые потребуется впоследствии подключить к новому генератору.


Замена генератора

Подготовительный этап

В этом случае автовладельцу следует подготовить необходимые для работы инструменты. К ним относятся:

Также потребуется заранее приобрести новый генератор, чтобы было, чем заменять вышедший из строя.

Основной этап

Данный этап подразделяется на несколько шагов:

  • Сначала необходимо позаботиться о безопасности проводимых работ. Для этого потребуется установить автомобиль на ремонтное место, зафиксировав колеса противооткатными упорами. После этого нужно заглушить двигатель и отсоединить клеммы от аккумулятора.
  • Следующий шаг – это демонтаж колодки с проводами. Для этого потребуется отсоединить колодку от вывода обмотки возбуждения генератора и открутить гайку, отвечающую за ее крепление.



  • Последний шаг – извлечение генератора из конструкции. Доставать его нужно постепенно, медленно покачивая из стороны в сторону, чтобы соединение разболталось. После того, как генератор будет демонтирован, потребуется очистить освободившееся пространство от грязи и установить новый генератор.


Окончательным действием станет сборка конструкции в обратной последовательности.

Проверка работоспособности

На последнем этапе следует проверить работоспособность нового генератора. Для этого потребуется подсоединить клеммы к аккумулятору и завести двигатель.

Если в процессе работы двигателя нет никаких посторонних шумов со стороны генератора, лампы света работают без подмигиваний и на приборной панели не загорается лампочка разряда аккумулятора, значит, замена проведена правильно.

Снятие, ремонт и замена генератора и ремня приводя УАЗ Hunter

Обрыв ремня генератора – вещь довольно неприятная, поскольку случается всегда внезапно. В лучшем случае вы останетесь без генератора, в худшем – ещё и без ГУР и/или кондиционера. Случись такое где-то вдали от дома, и проблемы обеспечены. Поэтому так важно предупреждать возникновение проблем с генератором и уметь их самостоятельно устранять.


Признаки растянувшегося приводного ремня

О том, что ремень находится в состоянии, близком к критическому, требующему его немедленной замены, можно догадаться по следующим симптомам:

  • на его внутренней поверхности имеются поперечные трещины. Такой дефект – явный признак того, что поликлиновый ремень может порваться именно в таких местах. Подобные трещины можно заметить на тех изгибах, которые огибают ролик внешней стороной;
  • сквозные дыры в ремне. Если это единичный случай, то это не страшно, а вот множественные сквозные повреждения свидетельствуют о том, что внутренняя структура ремня, включая корд, нарушена, и он может начать рваться;
  • свист ремня – признак того, что он растянулся и провисает больше нужного. А раз так, то, если ситуация запущена, ремень начинает проскальзывать, что сказывается на мощности генератора и его способности заряжать АКБ;
  • износ ролика. Не обязательно натяжного – на современных автомобилях роликов много, как и шкивов. Чем грозит такая неприятность? Более быстрым износом ремня, вероятностью его спадания со шкивов, и если это случилось на ходу, ремень может наделать немало неприятных дел в моторном отсеке;
  • о необходимости замены ремня свидетельствуют и дефекты на его внешней стороне – растрескивания, обширные пятна, отличающиеся другим цветом, распушивание внешнего слоя.

Какие приводные ремни нужны для УАЗ Hunter

Поскольку автомобиль в зависимости от года выпуска и комплектации снабжался разными двигателями, отличаются длиной и шириной и приводные ремни.


Так, для УАЗ Hunter с мотором 409 (Евро 0-2) нужен ремень генератора с каталожным номером 6РК1220, для ремня ГУР подходит изделие 1210/1220. Если нужно поменять и натяжной ролик, то его артикул – 406-1308080.


Размер ремня генератора того же двигателя, но соответствующего стандарту Евро 3, немного больше. Каталожный номер – 6РК1275, ремня ГУР – 6РК1195, артикул натяжного ролика такой же, 406-1308080.

Для мотора ЗМЗ-514 требуется ремень генератора с номером 6РК1220, ГУР– 6РК923, натяжной ролик – 514.1308080, направляющий ролик – 514.3407070.

Как подтянуть ремень генератора УАЗ Hunter

Запищал ремень – выполняйте эту процедуру, особо не затягивая. Тем более, что она несложная, из инструментов понадобится только ключ на 13, рожковый и торцовый.


  • ослабляем болт натяжного ролика, осуществляем натяжку ремня с помощью регулировочного болта;
  • нормальным прогибом приводного ремня считается провисание на 16-18 мм, если проверять надавливанием на участок ремня между помпой и генератором с усилием 80 Н;
  • затягиваем болт натяжителя.

[advice] Если динамометра под руками нет, пригодится безмен, крюком которого нужно оттягивать ремень с усилием 8 кг. [/advice]

Замена ремня генератора УАЗ Hunter

Эта процедура сложнее, но ненамного:


  • демонтируем ремень привода насоса рулевого гидроусилителя и шкива коленвала;
  • откручиваем на 2-3 полных оборота болт натяжного ролика;
  • начинаем откручивать регулировочный болт, добиваясь ослабления ремня, при котором его можно будет снять;
  • устанавливаем новый ремень и производим его натяжку в соответствии с правилами, описанными в предыдущем разделе;
  • затягиваем болт натяжителя;
  • надеваем ремень ГУР.

Замена ролика натяжителя УАЗ Hunter


  • ослабляем гайку крепления ролика;
  • откручиваем регулировочный болт, снимаем ремень;
  • полностью откручиваем гайку натяжителя, под которой имеется пружинная шайба;
  • демонтируем ролик, следим, чтобы дистанционное кольцо под роликом не потерялось (лучше его снять);
  • проверяем, насколько легко крутится ролик. Если имеются заедания, или заметный люфт, или видны следы смазки – ролик подлежит безусловной замене;
  • устанавливаем новый ролик в порядке, обратном снятию, выполнив при этом натяжку ремня.

Обычно ролик меняют вместе с ремнём – если он изношен, то и ролик, скорее всего, тоже.

Ремонт, замена генератора

Если с приводным ремнём всё в порядке, но зарядки АКБ нет – очевидно, что проблема кроется в самом генераторе. Рассмотрим, как его можно снять:


  • отсоединяем минусовую клемму аккумулятора;
  • то же проделываем с проводами, идущими к обмотке возбуждения генератора;
  • отсоединяем также плюсовую клемму генератора;
  • снимаем приводной ремень;
  • откручиваем болты крепления генератора (один нижний и два верхних)
  • аккуратно снимаем его и отправляем для диагностики и ремонта.

Установка генератора производится в обратном порядке.

Можно ли самостоятельно определить, что не так с генератором УАЗ Hunter и выполнить его ремонт? Ответ будет положительным, чего не скажешь о генераторах на иномарках – там эта процедура затруднена или невозможна.

  • перед разборкой очищаем генератор от грязи;
  • откручиваем шпильки крепления задней крышки, демонтируем её;
  • теперь можно снять регулятор вместе со щёткодержателем, для чего откручиваем винт и гайки крепления щёткодержателя;
  • используя паяльник, отпаиваем провода от диодного моста, откручиваем шпильки его крепления и снимаем выпрямительный блок;
  • открутив четыре бота передней крышки, вытаскиваем её вместе с ротором;
  • надеваем головку соответствующего размера на гайку шкива, фиксируем её пассатижами, в отверстие головки продеваем шестигранник и откручиваем гайку, после чего можно снять шкив с якоря (фиксировать гайку и шкив от проворачивания можно и любым другим способом);
  • приступаем к диагностике реле генератора УАЗ Hunter. Если подать 12 В на плюсовую клемму щёткодержателя, а минусовую соединить с массой и включить в цепь 12-вольтовую лампочку, то при исправном регуляторе она должна загореться. В противном случае реле нужно заменить;
  • проверяем износ щёток генератора УАЗ Hunter, в случае необходимости заменяем их;
  • с контактными кольцами немного сложнее, но и они поддаются ремонту (шлифовке или расточке с последующей шлифовкой), если на них имеются царапины и задиры;
  • неисправность генератора может быть вызвана обрывом обмотки якоря. Проверить это можно тестером или омметром, подключив его выводы к контактным кольцам. Если показания прибора зашкалят, то обрыв-таки имеется, и ротор придётся заменить;
  • такую же процедуру следует проделать с якорем, для чего один вывод омметра подключить к корпусу якоря, другой – сначала к одному кольцу, затем к другому. Норма – бесконечность, если это не так, значит, обмотка якоря закорочена;
  • теперь можно произвести визуальный осмотр статора на предмет наличия на его внутренней поверхности задиров и потёртостей, свидетельствующих о том, что якорь трётся о статор. Если они имеются, нужно заменить один из подшипников (крышки генератора или вала якоря);
  • если предыдущие процедуры не выявили отклонений, следует проверить обмотку статора на предмет её КЗ на корпус генератора. Для этого подаём 12 В (можно от аккумулятора) к корпусу статора, 12-вольтовую лампу подключаем к обмотке статора. Если она загорается, тогда имеет место замыкание обмотки статора, и его нужно заменить (или заменить обмотку, но это работа для квалифицированного электрика);
  • если КЗ отсутствует, проверяем обмотку статора на обрыв, для чего подключаем концы омметра к выводам обмотки статора. Если показания прибора – бесконечность, значит, обрыв есть;
  • неисправность может заключаться в перегоревшем диодном мосту. Для его проверки один вывод омметра подключаем к массе, другой – к выводу выпрямительного блока, затем меняем выводы местами. В одном случае прибор должен показывать бесконечность, в другом – какое-то значение. Если показания в обоих случаях одинаковы, диодный мост нужно заменить;
  • наконец, проверяем подшипник задней крышки генератора (которая находится со стороны привода). Если, вращая подшипник, вы чувствуете наличие люфта между кольцами или его заедания, подшипник нуждается в замене. При наличии трещин на крышке – вместе с ней;
  • для этого демонтируем пластину крепления подшипника, выкрутив 4 винта;
  • с помощью отвёртки и молотка выпрессовываем подшипник, действуя аккуратно, чтобы не повредить её;
  • устанавливаем новый подшипник и проверяем, насколько легко он вращается;
  • теперь проверяем таким же способом подшипник с другой стороны генератора;
  • при наличии люфта и заеданий его тоже нужно заменить, выпрессовав его с вала ротора;
  • одеваем новый, используя оправку подходящего диаметра;
  • осмотрите крышку, находящуюся со стороны контактных колец, при наличии трещин – заменимте её;
  • последняя операция – проверка целостности уплотнительной прокладки передней крышки. При наличии потёртостей и дефектов резиновый уплотнитель подлежит замене.

После окончания ревизии собираем генератор в обратном порядке. Если проблем с генератором выявлено не было, нужно проверить предохранитель генератора (вернее, это нужно было сделать в первую очередь). Его перегорание возможно, если суммарная мощность потребителей превышает мощность генератора или при неправильном подключении одного из потребителей.

Отметим, что УАЗ Hunter – машина, которую легко и обслуживать, и ремонтировать, чего не скажешь о большинстве иномарок.

Читайте также: