Уаз патриот люфт вентилятора

Обновлено: 02.07.2024

Силовой агрегат, как все знают – это главный узел в абсолютно любом автомобиле, в том числе и УАЗ Патриот. В конструкции любого мотора на авто присутствует система охлаждения, позволяющая полноценно поддерживать температуру движка, и чтобы она не превышала допустимых значений. Необходима такая система для исправной работы силового агрегата. При отсутствии охлаждающей системы, двигатель авто незамедлительно выйдет из строя. В этой важной системе основную роль играет помпа, или как ее по-другому называют водяной насос. Как раз об этом механизме и пойдет речь сейчас. Мы расскажем, как осуществляется замена помпы, какие бывают неисправности. В качестве рассматриваемого автомобиля УАЗ Патриот, который является очень популярным среди отечественных автолюбителей и его 409 двигатель.

Водяной насос позволяет непрерывно охлаждающей жидкости циркулировать в системе машины. Насос оснащен специальными лопастями, которые при вращении обеспечивают собственно движение жидкости, что позволяет мотору не перегреваться.

Суть проблемы

Вискомуфта представляет собой герметичный корпус, заполненный вязкой рабочей жидкостью на основе силикона. Внутри кожуха расположено 2 диска с направляющими лопатками, крутящий момент передается потоками масла.

Характеристики жидкости позволяют плавно регулировать частоту вращения выходного вала и установленной на нем крыльчатки вентилятора. Конструкция обеспечивает поддержание теплового режима мотора на средних и высоких оборотах.

При падении оборотов двигателя до режима холостого хода происходит снижение интенсивности перемешивания рабочей жидкости в корпусе муфты, что вызывает уменьшение числа оборотов вентилятора. Падение скорости потока воздуха приводит к тому, что радиатор и рубашка движка начинают перегреваться. Проблема наблюдается при движении в затяжных пробках или при езде по пересеченной или заболоченной местности на низкой скорости.

Дополнительной проблемой является безопасность конструкции. В центре муфты располагается биметаллическая пластина, управляющая перепускным клапаном.

При охлаждении элемента (потоком воздуха от радиатора) крыльчатка вращается с небольшой скоростью.

По мере прогрева элемента происходит запирание клапана, а затем крыльчатка резко разгоняется. В этот момент существует риск получения травм водителем, производящим обслуживание двигателя. Отмечены случаи разрыва пластикового рабочего колеса (из-за полученных ранее повреждений).



Особенности газораспределительного механизма УАЗ Патриот

Минусы вискомуфты

Вязкостная муфта, установленная в приводе вентилятора, обладает рядом недостатков, в числе которых следующее:

  • зависимость интенсивности обдува радиатора от оборотов силового агрегата;
  • корпус муфты и воздушного диффузора препятствуют доступу к приводным ремням и натяжным роликам;
  • нет возможности принудительного включения вентилятора при длительной повышенной нагрузке на силовой агрегат;
  • из-за постоянного отбора мощности незначительно увеличивается расход топлива;
  • увеличение нагрузки на приводной ремень и натяжные ролики, что приводит к преждевременному износу деталей;
  • замедленный прогрев системы охлаждения из-за постоянной работы вентилятора;
  • шум при раскрутке крыльчатки (после срабатывания биметаллического выключателя);
  • повышенная нагрузка на переднюю крышку силового агрегата, что вызывает ослабевание крепления и течь масла;
  • конструкция муфты не предусматривает ремонта с заменой компонентов конструкции.

Исправление неполадок своими руками

Стандартная разборка вязкостной муфты предполагает извлечение устройства, демонтаж крыльчатки, выкручивание пары крепёжных шпилек, слив рабочей жидкости, тщательную промывку внутренней части бензином и просушивание. После заливки нового силиконового масла ПМС-10000 устройство монтируется обратно.

Чтобы устранить неполадки в работе вискомуфты или выполнить её замену, необходимо сначала снять устройство:

    Демонтировать кожух вентилятора, удалив штифты и сняв распорные зажимы.



Чтобы ключ подошёл, его концы можно обточить болгаркой



Прижать ремень нужно между шкивом виски и шкивом ГУРа



Ключ вставить сверху между двумя лопастями

Если причиной некорректной работы вискомуфты является утечка из основания силиконовой жидкости, то выполняются следующие действия:

  1. Разбирается демонтированная из водяного насоса вязкостная муфта.
  2. Аккуратно снимается штифт, так как на поверхности устройства располагается пластина с пружиной, прикрывающей отверстие.
  3. Устройство ставится горизонтально, а внутрь при помощи специального шприца аккуратно и медленно заливается смазка в количестве 15–30 мл.
  4. С поверхности при помощи ветоши удаляется вся излишняя силиконовая жидкость.
  5. После установки штифта устройство монтируется на прежнее место.

При наличии несвойственных разнообразных шумов в радиаторе охлаждения потребуется выполнить замену подшипника. С этой целью необходимо слить масло и разобрать узел при помощи специального съёмника. После установки нового подшипника устройство монтируется в обратном порядке, после чего заливается новая силиконовая жидкость.

Специальное автомобильное устройство — вязкостная муфта, вращающая при помощи жидкости охлаждающий вентилятор, достаточно часто выходит из строя. Самостоятельно удаётся устранить только самые простые поломки, поэтому в наиболее сложных случаях необходимо обращаться в сервисный центр к автомеханикам, специализирующимся на работе с такими видами устройств.

Достоинства электровентилятора вместо вискомуфты



Используйте электровентилятор вместо вискомуфты.

Преимущества применения электрического привода для крыльчатки охлаждения радиатора взамен вязкостной муфты:

  • обеспечение заданной температуры мотора вне зависимости от частоты вращения коленчатого вала;
  • стабильное охлаждение силового агрегата при работе на холостом ходу (без движения или при перемещении на низкой скорости);
  • возможно принудительное включение электрического двигателя тумблером, выведенным в салон машины;
  • допускается установка 2 вентиляторов (для повышения надежности конструкции и улучшения обдува радиатора).

Снятие вискомуфты

Последовательность действий при снятии вязкостной муфты с бензинового силового агрегата ЗМЗ-409, установленного на автомобиле УАЗ Патриот:

  1. Демонтировать направляющий диффузор, расположенный вокруг крыльчатки. Для крепления узла используются распорные зажимы, которые удаляются жалом плоской отвертки. Корпус дефлектора извлекается из зазора между двигателем и радиатором вверх.
  2. Для снятия крыльчатки потребуется ключ с размером зева 32 мм. Возможно применение стандартного накидного ключа или головки. Поскольку гайка имеет левую резьбу (для повышения безопасности при эксплуатации), то инструмент поворачивается вправо (если смотреть со стороны радиатора автомашины). Для исключения прокручивания муфты требуется нажать на поликлиновый ремень рукой (в зазор между шкивом муфты и приводным колесом насоса гидравлического усилителя рулевого управления).
  3. Открутить рабочее колесо при помощи ключа или вручную. Поскольку элемент имеет большой вес, то важно не уронить деталь в зазор между мотором и радиатором. При падении возможно повреждение трубок радиатора острыми лопастями крыльчатки.
  4. Допускается снятие муфты вместе с передней крышкой двигателя ЗМЗ-409, которая крепится к передней части блока и крышке головки на 6 болтах. Вместо штатной детали устанавливается алюминиевая панель от мотора ЗМЗ-406, которая отличается отсутствием крепежных точек для вязкостной муфты. При монтаже необходимо заменить прокладки и протереть сопрягаемые поверхности от остатков моторного масла. Болты затягиваются в последовательности, указанной в инструкции по ремонту силового агрегата.

Сборка ГРМ

Завершив разборку ГРМ, следует поменять что остается сделать нашему клиенту изношенные детали ГРМ новыми. Цепи и шестерни перед установкой необходимо обработать моторным маслом. При сборке огромное внимание следует уделить верной установке шестерен ГРМ, потому что это влияет на верная работа мотора. Если шестерня 1 снималась с коленвала, то ее необходимо запрессовать назад, после этого надеть уплотнительное кольцо и воткнуть втулку. Сориентируйте коленвал таким макаром, чтоб совпали метки на шестерне и М2 на блоке цилиндров. При верном положении коленвала поршень первого цилиндра займет положение верхней мертвой точки (ВМТ). Закрепите нижний успокоитель 17, не откладывая в долгий ящик пока болты. Зацепите цепь 4 за шестерню 1, потом воткните в цепь шестерню 5. Шестерню 5 нужно надеть на промежный вал так, чтоб штифт шестерни совпал с отверстием вала. Метка М1 окажется напротив соответственной метки, нанесенной на блок цилиндров. Шестерню 6 воткните штифтом в отверстие на шестерне 5. С помощью 2-ух болтов закрепите шестерни и стопорную пластинку. Пластинку загните по бокам, накрепко зафиксировав болты. Нажмите на рычаг нижнего гидронатяжителя. Метки на блоке цилиндров

Установка электрического вентилятора

Замена вискомуфты на электровентиляторы начинается с приобретения или самостоятельного изготовления металлической опорной рамы для электродвигателей, которая затем размещается на внутренней части радиатора.

На части автомобилей, оборудованных климатической установкой, применяется дополнительный теплообменник кондиционера с электрическими вентиляторами (установлены с внешней стороны радиатора). Удалять элементы не рекомендуется, поскольку они управляются контроллером кондиционера, обеспечивая охлаждение воздуха в салоне автомобиля.

Существует несколько разновидностей сенсоров, срабатывающих при температуре жидкости +87…+97°С. Дополнительный тумблер для ручного включения моторов выводится в салон машины (на приборную панель или центральную консоль между сиденьями).

Допускается применение вентиляторных блоков от внедорожников Nissan X-Trail, которые оборудованы 4-канальным коммутационным кабелем. Устройства подключаются к контроллеру управления силовым агрегатом и к датчику температуры (с увеличенным до +95…+97°С порогом срабатывания).

Деталь для авто


Установить электровентилятор очень просто.

Сигнал от блока управления включает крыльчатки с производительностью работы 40% от максимального значения. При дальнейшем росте температуры срабатывает сенсор, расположенный в корпусе термостата, позволяя переключить вентиляторы на максимальную подачу воздуха.

Отмечены случаи применения вентилятора от Ховер (каталожный номер 1308100К00В1), который оборудован дополнительным сопротивлением для получения 2 частот вращения крыльчатки. Изделие поставляется вместе с пластиковой рамкой, которая устанавливается на радиатор УАЗ Патриот с небольшими доработками.

Перед началом монтажа потребуется спилить 2 опорных кронштейна, которые размещаются на нижней кромке пластмассового диффузора. Для крепления используются штатные отверстия на радиаторе, предназначенные для установки оригинального направляющего кожуха.

По бокам остаются щели, которые закрываются уплотнительным кантом. Для подключения к бортовой сети используется штекер питания вентиляторов кондиционера, включение происходит при температуре 97°С.

Схема коммутации обеспечивает получение одной частоты вращения крыльчатки. Для получения второй ступени производительности требуется подсоединение к штекеру питания дополнительного вентилятора климатической установки.

Преимуществом использования китайского изделия является снижение уровня шума и вибраций, повышение нагрузки на бортовую электрическую сеть не отмечается. Допускается доработка изделия путем установки контроллера плавного разгона вентилятора.

Вискомуфта. Люфт. Менять или не страшно?

Обнаружил сегодня, что вискомуфта имеет осевой люфт ( точнее крыльчатку можно покачать по диагонали "к себе-от себя" на 5..7 мм.) Да и визуально она вращается как заднее колесо у камаза
В связи с чем, хочу узнать- менять или не стоит. А если стОит, то сколько стОит всмысле сама з/ч и работа примерно, или кол-во нормо-минут (часов) ??

Менять конечно если вентелятор разлетится то может и радеатор за собой утинуть ну и грется летом будет она новерника уже мертвенная

корче на экзете цена от 41 у.е . до 160 взависимости от производителя
там придложено 12 производителей

Б/у оригинал (естественно, без люфтов и клинов) - 1000 рэ.

Sergei
В районе 100$ кто будет производитель?
Да, сам я не полезу менять эту штуковину
(хотя может и не сложно, но не сталкивался с такой темой никогда)
Отсюда еще один вопрос: про кол-во нормо-минут .

Стоит сама деталь две тысячи рублей .
Предупреждая след. вопрос - нужно ли снимать "морду" ? - ответ - необязательно (придется передвигать генератор и снимать его ремень). Хотя в половине сервисов куда я обращался - говорили нужно . (а это как минимум + 2тыс. к стоимости работ).
Если что - пиши в личку (в принципе даже можно подъехать к мастеру у которого я менял).

HASP
Помоему неплохое предложение у Viktor M, я бы склонился в сторону оригинала хоть бу но в отличном состоянии в добавок 1000р
Viktor M
+1

HASP
Поезд РУЛИТ и до Питера

Otoform 1139003 Муфты гидравлические 1 1 53,69 $
Auradia VKAI 002 Термомуфта 2 1 67,74 $
Vemo/Vaico 15-04-2102-1 Виско-муфта 14 2 70,56 $
Jp Group 121118004 Вискомуфта вентилятора 3 70,70 $
Meyle 100 121 0038 Термомуфта вентилятора 4 3 70,97 $
Geri 95.8070 Муфта вентилятора 13 71,40 $
Geri 95.8070 Муфта вентилятора 8 73,27 $
Jp Group 121118004 Вискомуфта вентилятора 3 1 75,72 $
Vemo/Vaico 15-04-2102 Термомуфта audi a4, a6/vw passat 3 78,76 $
Meyle 100 121 0038 Термомуфта вентилятора 6 1 80,17 $
Behr 6500914 Термомуфта вентилятора 1 88,75 $
Borgwarner CFD701 Вискомуфта 2 2 88,79 $
SACHS 2100 079 031 Муфта вентилятора системы охлаждения, гидравлическая 1 2 96,58 $
Vemo 15-04-2102-1 22 101,66 $
SACHS 2100 079 031 Муфта вентилятора системы охлаждения, гидравлическая 1 1 108,67 $
Hella 8MV 376 732-021 Муфта вентилятора системы охлаждения, гидравлическая 8 113,53 $
Vemo 15-04-2102-1 9 125,06 $
VAG 078 121 350 A Вискомуфта вентилятора 12 132,04 $
VAG 078 121 350 A Вискомуфта вентилятора 8 133,68 $
VAG 078 121 350 A Вискомуфта вентилятора 1 1 134,34 $
Hella 8MV 376 732-021 Муфта вентилятора системы охлаждения, гидравлическая 7 137,37 $
Hella 8MV 376 732-211 Муфта вентилятора системы охлаждения, гидравлическая 8 149,09 $
Hella 8MV 376 732-211 Муфта вентилятора системы охлаждения, гидравлическая 7 154,36 $
Skoda 078 121 350 A Виско-муфта вентилятора охл. суп 13 165,02 $
Skoda 078 121 350 A Виско-муфта вентилятора охл. суп 8 166,28 $
Skoda 078 121 350 A Виско-муфта вентилятора охл. суп 1 2 174,57 $

Вискомуфта на УАЗ Патриот устроена таким образом, что она соединена с коленчатым валом двигателя не жетско, а через специальные диски, между которыми находится рабочая жидкость. При запуске холодного мотра вискомуфта крутится с очень малой скоростью, гораздо меньшей, нежели количество оборотов двигателя.

Так выглядит гидромуфта

Затем, по мере прогрева мотора, металлическая пластина в передней части вискомуфты нагревается от радиатора и выгибается наружу, чем освобождает специальный шарик, закрывающий отверстие во внутреннем диске. Получается — рабочей жидкости больше некуда деваться и она остается между дисками.

Плюсы и минусы вискомуфты

Начнем с минусов, ведь именно из-за них владельцы предпочитают ставить электровентиляторы на УАЗ Патриот вместо вискомуфты. И самым весомым минусом, пожалуй, является плохой обдув двигателя на малых оборотах — например в пробках или при движении по пересеченной местности на малом ходу. Ведь эффективность работы вискомуфты напрямую зависит от этих самых оборотов.

Помимо этого, есть и другие минусы:

  • Дополнительная нагрузка на двигатель. Вискомуфта отбирает часть мощности мотора, особенно это заметно при обгонах на трассе, когда рабочие обороты почти находятся в красной зоне тахометра. Акустический комфорт тоже страдает — появляется характерный шум, вой.
  • Нет возможности принудительного включения вентилятора на полную мощность, например, все в тех же пробках на дороге.
  • Муфта затрудняет доступ к обводным роликам и приводным ремням, чем значительно усложняет и увеличивает время, затраченное на ремонт. Опасность отрыва лопастей вентилятора на больших оборотах, а также опасность повреждения основного радиатора разлетевшимися осколками вентилятора — в результате чего может потребоваться дорогостоящий ремонт с полной заменой антифриза/тосола. А теперь представьте, что это может случиться на трассе, где-нибудь далеко от дома.
  • Не поддается ремонту. Неисправная муфта заменяется на новую, хотя можно попробовать просверлить несколько отверстий и зафиксировать её болтами, дабы она вращалась всегда. Но, такой способ ремонта подойдет только для лета, зимой двигатель будет прогреваться очень долго.

  • Простая и достаточно надежная конструкция, которая может работать годами без какого-либо обслуживания.
  • Ставится на УАЗ Патриот с завода, поэтому вам не придется ничего дорабатывать в случае её замены.
  • Не создает нагрузку на электрическую часть автомобиля.

Как видите, минусов у вискомуфты больше, поэтому многие владельцы Патриотов со временем приходят к мысли о её замене на электровентиляторы.

Как снять вискомуфту

Про электровентилятор

Электровентилятор перекрывает все те минусы, что были у вискомуфты. После его установки сложно будет не заметить следующие улучшения:

  • Перестанет перегреваться двигатель в пробках.
  • Вы можете принудительно включить электровентиляторы на полную мощность в любой момент, даже стоя на месте, либо запрограммировать их включение по температуре.
  • Электровентилятор не будет отнимать мощность у мотора.
  • Можно установить сразу два электровентилятора для надежности, если один из них сломается или его будет недостаточно для нормального охлаждения — его роль будет выполнять другой.
  • Открывается доступ к роликам и ремням.

Процесс установки

Размеры самодельного экрана (рамы)

Размеры самодельного экрана, чтобы точно нигде ничего не задевало о кузов

Закрепите вентиляторы на раме с помощью шпилек, все зазоры между электровентилятором и рамой закройте при помощи дверных уплотнителей — это необходимо, чтобы создать направленный поток холодного воздуха для эффективного обдува радиатора. Штатный пластиковый (или железный) кожух вентилятора вискомуфты нужен ровно для того же самого.

Самый лучший способ монтажа электровентиляторов — такой, при котором все подключается к разъемам штатных электровентиляторов, тогда не потребуется покупки дополнительного оборудования, такого как:

Вам всего лишь нужно будет настроить в блоке управления двигателем температуру включения электровентиляторов (сделать её ниже), ибо с завода эти значения слишком завышены. Рекомендуется заменить термостат на новый, с более низкой температурой открытия. На этом процедуру замены вискомуфты на электровентиляторы можно считать оконченной.


Заменил сегодня вентилятор кондиционера. Работают они в "спарке"
Но замена вышла боком.

Для начала снимаем решетку радиатора.


Снимаем пластик с радиатора и откручиваем радиатор кондиционера.


Откручиваем вентилятор.
Три больших самореза.


Откручиваем верхнее крепление радиатора.


Откручиваем и снимаем воздушный фильтр и при помощи палки отжимаем оба радиатора.
Самое главное при этом ничего не помять.


Сильно этот пирог отжать не получилось, мешала магистраль кондея.


Засовываем между пирогами руку и пытаемся открутить гайку которая держит лопасти вентилятора.
Долго возился с этой проблемой))))
Далее откручиваем масленый радиатор (если он у вас есть)


И вытаскиваем мотор.


Зачем я полез менять мотор:
У меня были подозрения, что разбит подшипник. лопасти сильно колбасило.
И вот в чем была причина.
Старый мотор.


Шплинт просто согнуло.
Старая крыльчатка, вид с обратной стороны.




Дальше все собираем в обратном порядке.



А теперь итоги:
Новый мотор оказался полное г@вно.
Никакого баланса на самой крыльчатке, сильная вибрация в салоне.
Хорошо что это мотор работает на подхвате и крайне редко включается.

Видимо придется реанимировать старый мотор.

Отремонтировал старый, вибрации как и не было

Для начала нашел на даче гвоздь нужного диаметра, даже чуть меньше.
И отрезал нужную длину.


Потом просто приклеил его к мотору


Дальше все разобрал и собрал как писал выше.
Вибрация и прочий дисбаланс. как и не было.
Теперь все ровно

А у меня один вентилятор на Патриоте стоит.
Вот как раз думаю, может второй поставить?
И самое интересное, у меня нет радиатора перед ними

Почему? У меня и отверстия все есть и проводка подведена!
Осталось только купить и прикрутить на свое место

У меня сосед тоже так думал
Поставили, подключили, даже проревели. Через мозги все включается, но не более.
Гоняли авто по всякому, почти "закипятили" УАЗ, но второй вентилятор так и не ожил
Нужно в ЭБУ прописывать второй вентилятор.
И температуру его включения. По другому никак.
Проверено лично

Ну значит не все потеряно.
Сначала нужно поставить, ну а в мозгах прописать второй вентилятор и задать ему нужные параметры я думаю не долго.
p.s. на какой температуре должен включатся первый вентилятор? При условии, что их два.

гвоздь ты зря поставил согнет. хотя бы старое сверло нужного диаметра отрезал это намного надежнее и обязательно гровер шайбу.

Подскажите, а есть-ли смысл поставить второй вентилятор, но подключать его через отдельную кнопку-принудительно?

Если машина летом сильно греется, то можно второй вентилятор поставить. У меня второй очень редко включается

Читайте также: