Установка поршней ваз 2109

Обновлено: 07.07.2024

При своих небольших размерах, маслосъемные колпачки играют большую роль в работе двигателя ВАЗ 2109.

Задача данных элементов заключается в надежном уплотнении и защите от попадания масла в места прилегания направляющих втулок и клапанов.

Внешний вид элементов

С течением времени колпачки изнашиваются, поскольку находятся под постоянным воздействием достаточно агрессивной среды, которой выступает моторное масло. Температура регулярно меняется, воздействуют выхлопные газы, происходит перегрев.

Другими словами, поводов для износа колпачков более чем достаточно. Ваша задача — вовремя выявить неполадку и выполнить замену элементов.

Пошаговая инструкция по замене

Работы по ремонту поршневой нужно выполнять на смотровой канаве, подъемнике или эстакаде.

Что понадобится?

Чтобы выполнить ремонт двигателя ВАЗ 2109 своими руками нужны следующие инструменты:

  • набор ключей;
  • набор головок;
  • воронок;
  • удлинители;
  • динамометрический ключ;
  • набор щупов;Набор щупов для измерения зазоров
  • оправку для отжима изделий на поршне;
  • молоток;
  • надфиль;
  • новый ремкомплект.Новый расходный материал для поршневой ВАЗ 2109

При покупке поршневых колец для ВАЗ 2109 следует учитывать материал изготовления и их ширину. Лучше приобретать оригинальные изделия, чтобы избежать подделки.

Этапы

  1. В первую очередь нужно демонтировать своими руками головку блока цилиндров.
  2. Затем необходимо снять поддон картера мотора.
  3. Прокрутив коленчатый вал, устанавливаем его так, чтобы максимально выдвинулись гайки крепления шатунов.
  4. Открутив крепежные гайки, демонтируем крышки шатунов.
  5. С помощью молотка, легко постукивая, извлекаем поршень с шатуном из цилиндра.
  6. Разжав зазор пальцами, нужно извлечь по очереди все три изделия из канавки и демонтировать с поршня. Вместе с маслосъемным снимается его расширитель.Пальцами расширяем зазор
  7. С помощью старых изделий следует очистить канавки от нагара.
  8. Снятые изделия нужно проверить на их пригодность. Для этого их необходимо вставить в цилиндр и замерить зазор с помощью щупа. Он должен находится в пределах 0,25 — 0,45 мм. Допускается зазор до 1 мм. Если значение больше, то деталь необходимо срочно заменить. Если зазор больше, то изделие нужно подточить с помощью надфиля.
  9. Перед установкой новых изделий на поршни ВАЗ 2109 их следует обкатать по канавкам. Если обнаружено закусывание, деталь нужно притереть, воспользовавшись мелкозернистой наждачкой.

В таблице приведены предельные значения зазоров между заменяемой деталью и стенками канавки.

После установки на поршень все детали нужно сориентировать. Ось установки поршневого пальца должна составлять с замком верхнего компрессионного кольца 45 градусов. Замок следующего изделия должен составлять угол 180 градусов по отношению к предыдущей. Таким образом, между замком маслосъемного и верхнего компрессионного угол будет составлять 90 градусов. Затем поршни и кольца отжимаются специальной оправкой и вставляются в цилиндры, их которых вынимались. Далее выполняем обратную сборку своими руками.

После замены поршневые кольца ВАЗ 2109 должны пройти обкатку. При этом нельзя нагружать двигатель, ездить по дорогам с затяжным подъемом, переключать скорости следует правильно.

Вы меня своими руками поршневые кольца?







Как выполняется ремонт поршневой ВАЗ 2109

Если износ в цилиндрах превышает 0,15 миллиметров, нужна расточка цилиндров и замена поршней и колец под следующий ремонтный размер:

Ремонт поршневой в БЦ выполняется таким образом:

  • Проверяется износ цилиндров. С помощью нутромера в двух направлениях — продольном и поперечном, в четырех поясах меряется диаметр цилиндра.

Измерение нутромером диаметра цилиндра

  • В зоне первого пояса износа цилиндра практически нет. Поэтому о размере износа в остальных поясах детали можно определять по разности диаметров между этим поясом цилиндра и остальными.


Пояса для контроля износа цилиндра

  • При величине износа больше чем 0,15 миллиметров делается расточка цилиндров, до наиболее близкого ремонтного размера. При этом нужно учитывать, что окончательная операция для обработки цилиндра — хонингование. Поэтому, нужно оставляется припуск под обработку диаметра 0,03 миллиметра.
  • После окончательной операции ремонтный размер поршня и диаметр цилиндра отличались в пределах 0,025 – 0,045 миллиметров.
  • Устанавливается новый поршень.

Совет: Крышки на шатуне не могут быть взаимозаменяемыми. На крышке шатуна и детали указывается номер цилиндра, куда можно установить шатун. Когда производится замена поршня ВАЗ 2109 , с одной стороны должны быть расположены цифры на шатуне.

  • Таким же путем производится замена поршней на ВАЗ 2109 всех оставшихся.
  • В обратной последовательности разборки собирается двигатель после того, как установлен последний поршень.

Хорошо показана замена поршней ВАЗ 2109 на видео.

Как правильно обкатать двигатель после замены поршневой

Правильная обкатка автомобиля имеет большое значение после того как выполнена замена всей поршневой на ВАЗ 2109. К этому нужно относиться очень внимательно, так же как и к ремонту. С особым вниманием следует обращаться с теми узлами, у которых детали между собой связаны трением, а КПД зависит от оптимальных зазоров, с которыми они должны прилегать друг к другу. Итак:

Пошаговая инструкция по замене

Работы по ремонту поршневой нужно выполнять на смотровой канаве, подъемнике или эстакаде.

Что понадобится?

Чтобы выполнить ремонт двигателя ВАЗ 2109 своими руками нужны следующие инструменты:

  • набор ключей;
  • набор головок;
  • воронок;
  • удлинители;
  • динамометрический ключ;
  • набор щупов;

Щупы, измеряющие зазоры

Набор щупов для измерения зазоров

Новый расходный материал для поршневой ВАЗ 2109

Новый расходный материал для поршневой ВАЗ 2109

При покупке поршневых колец для ВАЗ 2109 следует учитывать материал изготовления и их ширину. Лучше приобретать оригинальные изделия, чтобы избежать подделки.

Этапы

  1. В первую очередь нужно демонтировать своими руками головку блока цилиндров.
  2. Затем необходимо снять поддон картера мотора.
  3. Прокрутив коленчатый вал, устанавливаем его так, чтобы максимально выдвинулись гайки крепления шатунов.
  4. Открутив крепежные гайки, демонтируем крышки шатунов.
  5. С помощью молотка, легко постукивая, извлекаем поршень с шатуном из цилиндра.
  6. Разжав зазор пальцами, нужно извлечь по очереди все три изделия из канавки и демонтировать с поршня. Вместе с маслосъемным снимается его расширитель.

Пальцами расширяем зазор

Пальцами расширяем зазор

В таблице приведены предельные значения зазоров между заменяемой деталью и стенками канавки.

После установки на поршень все детали нужно сориентировать. Ось установки поршневого пальца должна составлять с замком верхнего компрессионного кольца 45 градусов. Замок следующего изделия должен составлять угол 180 градусов по отношению к предыдущей. Таким образом, между замком маслосъемного и верхнего компрессионного угол будет составлять 90 градусов. Затем поршни и кольца отжимаются специальной оправкой и вставляются в цилиндры, их которых вынимались. Далее выполняем обратную сборку своими руками.

После замены поршневые кольца ВАЗ 2109 должны пройти обкатку. При этом нельзя нагружать двигатель, ездить по дорогам с затяжным подъемом, переключать скорости следует правильно.

Особенности поршневых колец

Устройство

Маслосъемные колпачки — это современный вариант исполнения сальников клапанов, которые оснащены мощной втулкой из стали внутри и экспандерной пружиной. Пружины служат для фиксации краев колпачков и клапанных штоков.

Реальный размер колпаков


Реальный размер колпаков

Прокладки выполняют преимущественно из каучука, который с течением времени становится более твердым, возникает износ, потому элемент перестает должным образом выполнять свои функции. Как результат, внутри камеры сгорания оказывается масло.

Решение сложившейся ситуации только одно — замена.

Разбор двигателя

Замена поршневой на ваз 2108 проводится лишь после полного разбора двигателя. Начали:

  • извлекаем бензонасос;
  • снимаем распределить зажигания;
  • вынимаем генератор;
  • снимаем водяную помпу;
  • извлекаем масляный фильтр;
  • крышку сапуна снимаем вместе с щупом для проверки масла;
  • извлекаем датчики давления масла;
  • снимаем шкиф коленвала;
  • снимаем маховик;
  • извлекаем жестяную пластину;
  • откручиваем три болта крышки двигателя;
  • снимаем ее;
  • берем ключ на 10 и откручиваем крышку головки цилиндров;
  • снимаем прокладку;
  • демонтируем цепной привод;
  • извлекаем звездочки и цепь;
  • снимаем шестерню коленвала;
  • откручиваем гайки корпуса газо-распределительного вала;
  • извлекаем головки цилиндров;
  • снимаем поддон;
  • извлекаем корпус заднего сальника;
  • вынимаем масляный насос;
  • извлекаем вал привода вместе с шестерней масляного насоса;
  • вынимаем маслоотделитель;
  • демонтируем кривошипно-шатунный механизм;
  • снимаем крышку;
  • вынимаем шатуны с поршнем;
  • снимаем коренные крышки;
  • извлекаем коленвал;
  • снимаем распорные кольца;
  • удаляем старые вкладыши.

Как провести замену колец своими силами

Внимание:Замена поршневых колец ваз 2108 проводится после установки новых вкладышей коленвала. Как и было сказано выше, извлекаем поршни с шатунами. На нижних головках и крышках шатунов видим вкладыши сталеалюминиевого типа. Они вдеты таким образом, чтобы не проворачиваться. От этого их удерживают замки, которые входят в прорези постелей.

Итак, замена поршневых колец на ваз 2108 проводится следующим образом:

  • берем шатун и зажимаем его в тиски;
  • после разжатия, снимаем старые кольца (верхнее и нижнее компрессионное).

Следует помнить, что при установке новых колец метка верх должна быть направлена к дну поршня. Метка – это часто название фирмы или просто модели автомобиля, наносится на кольцо производителем. Бывает и так, что вместо надписи используется кромка или фаска. Так вот, в данном случае нужно установить кольцо этой фаской вниз. Замена поршней ваз 2108 продолжается:

  • извлекается маслосъемное старое кольцо;
  • снимается также расширитель.

Внимание: Замена поршней на ваз 2108 подразумевает выбивание пальца, который находится в поршне. Для этого ставим поршень на какую-нибудь деревянную опору и выбиваем палец молотком.

  • собираем все в обратной последовательности;
  • берем новый поршень, который подбираем по классу (класс бывает отмечен буквой, а категория поршня цифрой).

Теперь нужно суметь правильно отрегулировать зазор между цилиндром и поршнем.

  • У совершенно новых деталей зазор должен составлять значение, равное 0.05-0.07 мм. Если какая-либо из деталей изношена, то зазор может быть не более 0.15 м.
  • Кроме этого, замена поршня на ваз 2108 должна быть проведена так, чтобы палец входил в отверстие усилием лишь большого пальца руки. Также, он не должен выпадать из поршня, если тот находится в вертикальном положении.
  • устанавливаем кольца;
  • берем щуп и проверяем зазор (вернее, зазор желательно проверять набором специальных щупов).

Внимание: Зазор колец должен иметь значение от 0.25 до 0,40 мм. В случае, если зазор больше, необходимо кольцо заменить. Если же зазор меньше, вооружаемся надфилем. Проводим следующую операцию: стачиваем концы кольца, но только очень аккуратно.

На данном видео все тщательно показано. Рекомендуется посмотреть его, перед тем, как самостоятельно начать операцию.

  • устанавливаем кольца в канавки поршня;
  • начинаем процесс ориентировки.

Данная операция заключается в том, чтобы правильно расположить кольца под углом друг к другу. На фото внизу четко видно, какой угол должен быть у них:

Так, необходимо устанавливать их своими руками, как того требует инструкция:

  • верхнее компрессионное кольцо ориентируется под углом 45 градусов (угол должен быть направлен к оси поршневого пальца);
  • нижнее компрессионное кольцо следует развернуть относительно верхнего в полную противоположную сторону;
  • замок маслосъемного кольца регулируется на отметку 90 градусов относительно других колец (что касается стыка расширителя, то он должен находиться со стороны замка самого кольца);
  • берем верхнюю головку шатуна и разогреваем до 240 градусов (для этого зажимаем его в тисках и обрабатываем специальным инструментом);
  • палец предварительно охлаждаем в ледяной воде;
  • поршень одевается на шатун;
  • при помощи оправки палец запрессовывается в отверстие;

Ошибки, допускаемые при установке

Как ни странно, но даже профессионалы часто их допускают. К ним можно отнести:

  • установку новых колец на изношенный двигатель;
  • установка поршневых колец в одной стороне, что приводит к прорыванию газов.

Поршневые кольца

Маслосъемные кольца или поршневые, как их еще называют, являются незамкнутыми составляющими, плотно посаженными в канавках. Установлены они бывают на внешних поверхностей поршней. Когда происходит износ этих самых колец, объяснимый вследствие трения и взаимодействия их с различными металлическими составляющими и газами, требуется срочная замена. Если исходить из краткой точки зрения, то поршневые кольца выполняют целых три основных функции:

  • улучшают передачу тепла через стенки цилиндра и защищают поршень от перегрева;
  • герметизируют камеру сгорания или камеру расширения (иными словами кольца не допускают, чтобы газы проникали в картер мотора);
  • регулируют расход смазки, равномерно распределяя масляную пленку по поверхности цилиндра.

Из-за чего кольца изнашиваются

В первую очередь, автомобилистам следует обратить внимание на следующие признаки:

Если были замечены все эти признаки одновременно, то значит, пришла пора менять поршневые кольца(см.Замена поршневых колец своими силами), так как другое ничего не поможет. Чтобы в оптимальной мере обеспечивать работу двигателя, кольца должны четко и вплотную прилегать к поверхности поршня. К сожалению, со временем геометрия цилиндра деформируется, а зазоры увеличиваются в канавках поршней и стыках колец. Таким образом, нарушается упругость самих колец. Что происходит в результате? Герметизация нарушается, а газы начинают проникать в картер двигателя и износ всей поршневой группы значительно повышается.

Ориентировка поршневых колец

По мере того, как увеличивается износ колец и остальных деталей поршневой(см.Правильная замена поршневой на ваз 2106), увеличивается количество газов, а вентиляция картера уже не справляется и тем самым значительно повышается давление. Оно способствует выдавливанию смазки через сальники коленвала, гнездо трамблера и прокладки. В этом случае, как и было сказано выше, поможет только грамотная замена поршневых колец. Процедура эта не столь дорогостоящая, как ремонт двигателя, но все же, рекомендуется научиться проводить этот процесс самостоятельно.

С большим пробегом, двигателя наших автомобилей, начинают дымить, кушать масло и терять свою мощность. Одна из главных причин таких симптомов — это износ поршневых колец. Сначала, следует прибегнуть к измерению компресси двигателя. Как правило, у любого автомобиля, нормой считается компрессия, равная 10-11 кг/см2, или же 1-1,1 МПа. Идеальная компрессия держится в пределах 12-13 кг/см2, равную 1,2 до 1,3 МПа, но 10-11 кг более чем достаточно для нормальной работы агрегата. Но если компрессометр показывает 7 кг и ниже, то это может свидетельствовать об износе колец.


Удобнее всего проводить работу на смотровой канаве или эстакаде и следует запастись инструментом для обжимки поршневых колец, так как поршня будут выниматься, а без надлежащего приспособления, установить их обратно не получится.


Первым делом, нужно открутить маслосливную пробку поддона и слить масло. Пока оно стекает, следует снять головку блока цилиндров.

Карбюраторный двигатель

Для начала и снимается трос привода открытия дроссельной заслонки карбюратора и откручивается воздушный фильтр. Теперь с двигателя следует снять защитный пластиковый кожух ремня ГРМ и трамблёр. Перед снятием трамблёра, советую сделать небольшую метку на октан-корректоре, чтобы при конечной сборке не пришлось заново устанавливать опережение зажигания. После снятия трамблёра, откручивается топливный насос и корпус привода вспомогательных агрегатов. Для этого в посадочном месте трамблёра откручивается болт при помощи шестигранника. Теперь приступаете к снятию клапанной крышки.


Инжекторный двигатель

В данном случае снимается трос привода дроссельной заслонки карбюратора, отсоединяются все шланги, подходящие к клапанной крышке и снимается защитный кожух ремня ГРМ. Затем можно снимать клапанную крышку и следующий алгоритм работы будет идентичен для обоих типов двигателей.

Следующим этапом будет прокручивание коленвала для совпадения меток на шестернях и снятие ремня ГРМ. Коленвал можно конечно крутить и через болт крепления шестерни распредвала, но я советую вращать за болт крепления шкива генератора, чтобы не сточить грани на болту распредвала. Когда метки выставлены — ключом на 17 ослабляется натяжной ролик и ремень снимается. Чтобы открутить шестерню распредвала, слева от неё можно увидеть шпильку, на которую надеваем небольшую трубку через отверстия в шестерне, чтобы она не прокручивалась. И тем же ключом откручиваем болт и аккуратно снимаем шестерню, чтобы не потерялась шпонка. Хоть она и зачастую хорошо сидит на своём месте, всё равно случается, когда она выпадает, поэтому её лучше снять и положить отдельно.


В то место, куда надевалась трубка для упора шестерни, есть болт, который нужно открутить и слегка отогнуть металлическую защиту ГРМ, чтобы можно было вытащить распредвал.


Головкой на 10 или рожковым ключом, откручиваются болты крепления крышек подшипников распредвала, а затем снимается и сам распредвал. Во время снятия распредвала, постарайтесь не повредить его сальник, но правильнее всего будет просто заменить его на новый.


С помощью обычного шприца, следует откачать оставшееся масло и открутить свечи. Так как коленвал выставлен по меткам, поршни в первом и четвёртом цилиндрах находятся в верхней мёртвой точке, поэтому и начинать производить замену сальников нужно с первого цилиндра, а затем с четвёртого, чтобы не запутаться. А потом можно будет сделать ещё один оборот коленвала, при котором во втором и третьем цилиндрах поршни одновременно будут в ВМТ. Осталось открутить 10 болтов крепления головки, снять её и снять поддон. После снятия поддона, откручивается маслоприёмник и можно приступать к снятию поршней.

Снятие поршней и замена колец


Теперь зажимаете оправкой кольца, и аккуратно постукивая молотком через деревянную наставку, загоняете поршня обратно и проводите сборку в обратном порядке. Настотельно рекомендую после установки каждого поршня в цилиндр, снизу удостовериться, что не сместился шатунный вкладыш, иначе будет беда! После сборки, новые кольца должны пройти обкатку, то есть некоторое время постарайтесь не нагружать двигатель.

Читайте также: