Установка расширительного бачка камаз

Обновлено: 04.07.2024

Корзина

Каталог

Установка расширительного бачка

Масштаб,%:



1% 200%

Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером



Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером


Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером





Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером


Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером





Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером

Не взаимозаменяема с деталью, выпущенной ранее под этим же номером



Кран управления давлением к системе накачивания шин

Кран управления давлением к системе накачивания шин


сталь 80 (сталь с пределом прочности на разрыв 784-980 (80-100) МПа (кг/мм2)

сталь 80 (сталь с пределом прочности на разрыв 784-980 (80-100) МПа (кг/мм2)


сталь 50 (сталь с пределом прочности на разрыв 490-784 (50-80) МПа (кг/мм2)

сталь 50 (сталь с пределом прочности на разрыв 490-784 (50-80) МПа (кг/мм2)


сталь 40 (сталь с пределом прочности на разрыв 333-490 (34-50) МПа (кг/мм2)

сталь 40 (сталь с пределом прочности на разрыв 333-490 (34-50) МПа (кг/мм2)


другие металлические материалы, т. е. не сталь, не латунь, не легкий сплав, не медь

другие металлические материалы, т. е. не сталь, не латунь, не легкий сплав, не медь

Охлаждение мотора на КАМАЗе происходит таким же образом, как и на других грузовых транспортных средствах. В состав системы входят радиатор, помпа, расширительный бачок и другие элементы. Для стабилизации объема антифриза при его увеличении от нагрева предназначен расширительный бачок. Вместе с этим он позволяет осуществлять контроль за заполнением системы, а так же выполняет функцию по выведению воздуха и пара. Расширительный бачок на автомобиле находится справа от мотора и соединяется с остальными элементами системы через патрубки.


Крышка бачка имеет двухсекционный клапан. При возникновении избыточного давления через клапан удаляется пар и воздух. В момент остывания силового агрегата через клапан крышки бачка происходит всасывание воздуха.

Система охлаждения функционирует по замкнутому принципу посредством работы помпы, которая задает скорость передвижения антифриза. Он сначала проходит левую сторону блока цилиндров, затем правую полость. После прохода антифриза через головку блока происходит ее постепенное нагревание. В зависимости от набранной температуры антифриз продолжает ходить по малому кругу, либо направляется в радиатор. Он способствует активному охлаждению антифриза и направляет его к помпе.

В расширительный бачок КАМАЗа встроен кран для контролирования оптимального уровня охлаждающей жидкости.

Посредством вентилятора происходит направление воздуха к радиатору. Для улучшения направления воздушного потока имеется встроенный диффузор.

Оптимальная температура охлаждающей жидкости при работе силового агрегата составляет 85 градусов Цельсия.

При повышении допустимой температуры антифриза в двигателе водитель получает сигнал через щиток приборов-на нем загорается контрольная лампочка.


Очень часто в местах соединения патрубков с бачком происходит течь. Причиной проблемы является разрушение шлангов, а так же слабая затяжка хомутов. Для устранения течи рекомендуется своевременно менять патрубки и осуществлять протяжку хомутов. Важно помнить, что при падении уровня охлаждающей жидкости в системе может произойти повышение температуры и перегрев силового агрегата. Излишняя затяжка крышки приводит к блокированию выхода избыточного давления и пара, что влечет за собой разрушение бачка. Что бы этого не происходило, рекомендуется закручивать крышку с небольшим усилием.

Запрещается открывать крышку бачка сразу после остановки автомобиля, либо во время работы мотора. Это может привести к выбросу горячего антифриза и пара. Так же запрещается эксплуатировать транспортное средство без крышки бачка.

Протяжка соединений должна проводиться на прогретом двигателе. Так же не рекомендуется осуществлять перестановку деталей системы охлаждения при низкой температуре. Это объясняется тем, что детали при морозе сужаются и могут лопнуть или растрескаться при установке.

В связи с тем, что Камский автомобильный завод выпускает несколько моделей грузовиков, расширительный бачок КАМАЗа не является взаимозаменяемой деталью.

Расширительный бачок системы охлаждения служит для компенсации изменения объёма охлаждающей жидкости при её расширении от нагрева, а так же позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из неё воздуха и пара.

На двигателе КамАЗ-740 расширительный бачок установлен с правой стороны по ходу движения автомобиля и соединён с коробкой термостатов, верхним бачком радиатора и компрессором.

В горловине расширительного бачка установлена паровоздушная пробка с впускным (воздушным) и выпускным (паровым) клапанами. Выпускной клапан, нагруженный пружиной, поддерживает в системе избыточное давление, выпускной клапан, нагруженный более слабой пружиной, препятствует созданию разряжения при остывании двигателя.

Схема бачка

Бачок расширительный системы охлаждения

Рисунок 2. Бачок расширительный системы охлаждения

1 - кран контроля уровня

3 - пароотводная трубка

5 - трубка от компрессора

6 - трубка перепускная от двигателя к радиатору

7 - корпус бачка

Назначение и принцип действия

Датчик положения коленчатого вала (далее ДПКВ) предназначен для синхронизации работы блока управления с рабочими процессами в цилиндрах двигателя, и определения частоты его вращения.

ДПКВ представляет собой стержень с намотанной поверх него обмоткой и заключённый в корпус из высокопрочной пластмассы. Он имеет гибкий соединительный кабель, заканчивающийся трёх контактной колодкой соединения.

ДПКВ работает в паре с диском синхронизации и обеспечивает выдачу угловых импульсов синхронизации от зубьев диска, то есть размечает оборот коленчатого вала на угловые отметки. Угловая длительность одного зуба составляет 6 градусов положения коленчатого вала.

Блок управления, используя сигнал с ДПКВ, вычисляет частоту вращения коленчатого вала, а так же определяет ВМТ первого цилиндра.

При отказе ДПКВ работа двигателя невозможна.

Схема датчика

Датчик положения коленчатого вала двигателя

Рисунок 3. Датчик положения коленчатого вала двигателя

6 - Кронштейн крепления

7 - Магнитный сердечник

8 - Диск синхронизации

Устройство и принцип действия

На автомобиле ГАЗ 3110 применяются тональные звуковые сигналы рупорного типа. Устанавливают их в комплекте из двух сигналов разной тональности (один - низкого, второй - высокого тонов).

При нажатии на кнопку, установленную на рулевом колесе, срабатывает реле, которое замыкает цепь сигналов. При этом по обмотке сигналов начинает проходить ток вызывающий намагничивание стального сердечника. Якорь притягивается к сердечнику и через шток прогибает стальную упругую мембрану. Одновременно якорь, воздействуя на толкатель, поднимает пружинную пластину вместе с пружинным контактом, размыкая цепь. Ток в обмотке прерывается, мембрана выпрямляется и перемещает шток с якорьком в исходное положение, при котором контакты снова замыкаются. Колебания воздуха, вызванные мембраной, создают звук. Резонатор в виде улитки обеспечивает получение звука соответствующего тона и тембра.

К основным агрегатам и узлам системы охлаждения относятся: радиатор, вентилятор с вязкостной или гидравлической муфтой привода, кожух вентилятора, обечайка вентилятора, корпус водяных каналов, водяной насос, термостаты, каналы и соединительные трубопроводы для прохода ОЖ.

Схема системы охлаждения с соосным коленчатому валу вентилятором и с вязкостной муфтой привода вентилятора приведена на рисунке 1.

Система охлаждения двигателя Камаз-740.30-260

Во время работы двигателя циркуляция ОЖ в системе создается водяным насосом 8 .

Охлаждающая жидкость из насоса 8 нагнетается в полость охлаждения левого ряда цилиндров через канал 9 и через канал 14 - в полость охлаждения правого ряда цилиндров.

Омывая наружные поверхности гильз цилиндров, ОЖ через отверстия в верхних привалочных плоскостях блока цилиндров поступает в полости охлаждения головок цилиндров.

Из головок цилиндров нагретая жидкость по каналам 4, 5 и 6 поступает в водяную коробку корпуса водяных каналов 17, из которой, в зависимости от температуры, направляется в радиатор или на вход насоса.

Часть жидкости отводится по каналу 15 в масляный теплообменник 16, где происходит передача тепла от масла в ОЖ.

Из теплообменника ОЖ направляется в водяную рубашку блока цилиндров в зоне расположения четвертого цилиндра.

Номинальная температура охлаждающей жидкости в системе при работе двигателя 75. 98 °С.

Тепловой режим двигателя регулируется автоматически: двумя термостатами и вязкостной муфтой привода вентилятора, которые управляют направлением потока жидкости и работой вентилятора в зависимости от температуры ОЖ на выходе из двигателя и температуры воздуха на выходе из радиатора.

Корпус водяных каналов (рисунок 1) отлит из чугунного сплава и закреплен болтами на переднем торце блока цилиндров.

В корпусе водяных каналов отлиты входная 7 и выходная 11 полости водяного насоса, соединительные каналы 5 и 12, каналы 9 и 14, подводящие ОЖ в блок цилиндров, каналы 4 и 6, отводящие ОЖ из головок цилиндров, перепускной канал 13, канал 15 отвода ОЖ в масляный теплообменник, полости водяной коробки 17 для установки термостатов, канал 10 подвода ОЖ в водяной насос из радиатора.

Система охлаждения двигателя Камаз-740.30-260

Водяной насос (рисунок 2) центробежного типа, установлен на корпусе водяных каналов.

В корпус 1 запрессован радиальный двухрядный шарико-роликовый подшипник с валиком 6. С обеих сторон торцы подшипника защищены резиновыми уплотнениями. Смазка в подшипник заложена заводом-изготовителем

Пополнение смазки в эксплуатации не требуется. Упорное кольцо 8 препятствует перемещению наружной обоймы подшипника в осевом направлении. На концы валика подшипника напрессованы крыльчатка 3 и шкив 7.

Сальник 2 запрессован в корпус насоса, а его кольцо скольжения постоянно прижато пружиной к кольцу скольжения 5, которое вставлено в крыльчатку через резиновую манжету 4.

В корпусе насоса между подшипником и сальником выполнено два отверстия: нижнее и верхнее. Верхнее отверстие служит для вентиляции полости между подшипником и сальником, а нижнее - для контроля исправности торцового уплотнения.

Подтекание жидкости из нижнего отверстия свидетельствует о неисправности уплотнения.

В эксплуатации оба отверстия должны быть чистыми, так как их закупорка приведет к выходу из строя подшипника.

Система охлаждения двигателя Камаз-740.30-260
Система охлаждения двигателя Камаз-740.30-260

Сальник водяного насоса (рисунок 3) состоит из латунного наружного корпуса 1, в который вставлена резиновая манжета 2

Внутри манжеты размещена пружина 3 с внутренним 4 и наружным 5 каркасами

Пружина поджимает кольцо скольжения 6

Кольцо скольжения изготовлено из графито-свинцового твердо-прессованного антифрикционного материала.

Вентилятор и муфта вязкостная привода вентилятора (рисунок 4).

Девятилопастной вентилятор 1 диаметром 660 мм изготовлен из стеклонаполненного полиамида, ступица вентилятора 3 - металлическая.

Для привода вентилятора применяется автоматически включаемая муфта 2 вязкостного типа, которая крепится к ступице вентилятора 3.

Принцип работы муфты основан на вязкостном трении жидкости в небольших зазорах между ведомой и ведущей частями муфты. В качестве рабочей жидкости используется силиконовая жидкость с высокой вязкостью.

Муфта неразборная и не требует технического обслуживания в эксплуатации.

Включение муфты происходит при повышении температуры воздуха на выходе из радиатора до 61. 67 °С. Управляет работой муфты термобиметаллическая спираль 4.

Вентилятор размещен в неподвижной кольцевой обечайке, жестко прикрепленной к двигателю

Кожух вентилятора, обечайка вентилятора способствуют увеличению расхода потока воздуха нагнетаемого вентилятором через радиатор. Кожух вентилятора и обечайка вентилятора соединены кольцевым резиновым уплотнителем П-образного сечения.

Радиатор медно-паяный, для повышения теплоотдачи охлаждающие ленты выполнены с жалюзийными просечками, крепится боковыми кронштейнами через резиновые подушки к лонжеронам рамы, а нижней тягой к первой поперечине рамы.

Система охлаждения двигателя Камаз-740.30-260

Термостаты (рисунок 5) позволяют ускорить прогрев холодного двигателя и поддерживать температуру ОЖ не ниже 75 °С путем изменения ее расхода через радиатор.

В водяной коробке 5 корпуса водяных каналов установлено параллельно два термостата с температурой начала открытия (80±2) °С.

При температуре ОЖ ниже 80 °С, основной клапан 12 прижимается к седлу корпуса 14 пружиной 11 и перекрывает проход ОЖ в радиатор.

Перепускной клапан 6 открыт и соединяет водяную коробку корпуса водяных каналов по перепускному каналу 4 с входом водяного насоса.

При температуре ОЖ выше 80 °С, наполнитель 9, находящийся в баллоне 10, начинает плавиться, увеличиваясь в объеме.

Наполнитель состоит из смеси 60 % церезина (нефтяного носка) и 40 % алюминиевой пудры.

Давление от расширяющегося наполнителя через резиновую вставку 8 передается на поршень 13, который, выдавливаясь наружу, перемещает баллон 10 с основным клапаном 12, сжимая пружину 11.

Между корпусом 14 и клапаном 12 открывается

кольцевой проход для ОЖ в радиатор. При температуре охлаждающей жидкости 93 °С происходит полное открытие термостата, клапан поднимается на высоту не менее 8,5 мм.

Одновременно с открытием основного клапана вместе с баллоном перемещается перепускной клапан 6, который перекрывает отверстие в водяной коробке корпуса водяных каналов, соединяющее ее с входом водяного насоса.

При понижении температуры ОЖ до 80 °С и ниже, под действием пружин 7 и 11 происходит возврат клапанов 12 и 6 в исходное положение.

Для контроля температуры ОЖ, на водяной коробке корпуса водяных каналов установлено два датчика температуры 1 и 2.

Датчик 1 выдает показания текущего значения температуры ОЖ на щиток приборов, датчик 2 служит сигнализатором перегрева ОЖ.

Расширительный бачок I (рисунок 1) установлен на двигателе автомобилей КАМАЗ с правой стороны по ходу автомобиля.

Расширительный бачок соединен перепускной трубой 19 с входной полостью водяного насоса 13, пароотводящей трубкой 2 с верхним бачком радиатора и с трубкой отвода жидкости из компрессора 3.

Расширительный бачок служит для компенсации изменения объема ОЖ при ее расширении от нагрева, а также позволяет контролировать степень заполнения системы охлаждения и способствует удалению из нее воздуха и пара.

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного сополимера пропилена.

Система охлаждения двигателя Камаз-740.30-260

На горловину бачка навинчивается пробка расширительного бачка (рисунок 6) с клапанами впускным 6 (воздушным) и выпускным (паровым).

Выпускной и впускной клапаны объединены в блок клапанов 8. Блок клапанов неразборный.

Выпускной клапан, нагруженный пружиной 3, поддерживает в системе охлаждения избыточное давление 65 кПа (0,65 кгс/см 2 ), впускной клапан 6, нагруженный более слабой пружиной 5, препятствует созданию в системе разряжения при остывании двигателя.

Впускной клапан открывается и сообщает систему охлаждения с окружающей средой при разряжении в системе охлаждения 1. 13 кПа (0,01. 0,13 кгс/см 2 ).

Заправка двигателя ОЖ производится через заливную горловину расширительного бачка. Перед заполнением системы охлаждения надо предварительно открыть кран системы отопления.

Для слива ОЖ следует открыть сливные краны нижнего колена водяного трубопровода, теплообменника и насосного агрегата предпускового подогревателя, и отвернуть пробку расширительного бачка.

Не допускается открывать пробку расширительного бачка на горячем двигателе, так как при этом может произойти выброс горячей ОЖ и пара из горловины расширительного бачка.

Эксплуатация автомобиля без пробки расширительного бачка не допускается.

Система охлаждения двигателя Камаз-740.30-260

Регулировку натяжения (рисунок 7) ремня поликлинового 2 привода генератора и водяного насоса для двигателей с расположением вентилятора по оси коленчатого вала выполнить следующим образом:

- ослабить болт 11 крепления задней лапы генератора, гайку 10 крепления передней лапы генератора, болт 8 крепления планки генератора, болт 5 крепления болта натяжного;

- перемещением гайки 6 обеспечить необходимое натяжение ремня; гайкой 7 зафиксировать положение генератора;

- затянуть болты 5, 8 и 11, затянуть гайку 10.

После регулировки проверить натяжение:

- правильно натянутый ремень 2 при нажатии на середину наибольшей ветви усилием 44,1 ± 5 Н (4,5 ± 0,5 кгс) должен иметь прогиб - 6. 10 мм.

Комплектация двигателей с гидромуфтой

Для капотных автомобилей двигатель может комплектоваться гидромуфтой привода вентилятора, расположенной на 325 мм выше оси коленчатого вала.

Схема работы системы аналогична описанной выше, конструктивные особенности такой комплектации двигателя и его узлов видны на рисунках 8, 9, 10, 11.

Гидромуфта привода вентилятора (рисунок 8)

Система охлаждения двигателя Камаз-740.30-260

Для поддержания оптимального теплового режима двигателя и экономии топлива, привод вентилятора осуществляется через гидромуфту, включение и выключение которой происходит автоматически в зависимости от температуры жидкости в системе охлаждения двигателя.

Система охлаждения двигателя Камаз-740.30-260

Частота вращения вентилятора зависит от количества масла, поступающего в гидромуфту через включатель (рисунок 9).

Он установлен в передней части двигателя на патрубке, подводящем охлаждающую жидкость к правому ряду цилиндров.

Тягой 5 пробка 9 может быть установлена в трех положениях, обозначенных метками на корпусе:

- положение О (крайнее левое) - вентилятор отключен независимо от температуры охлаждающей жидкости;

- положение П (среднее) - вентилятор включен постоянно, независимо от температуры охлаждающей жидкости;

- положение А (крайнее правое) - вентилятор работает в автоматическом режиме (основной режим).

При повышении температуры охлаждающей жидкости до 85. 90 °С шток 12 термосилового клапана 11 перемещает шарик 10. Через сообщающиеся полости включателя масло подводится в полость гидромуфты.

Далее через каналы в ведущем валу масло поступает в межлопастное пространство и включает вентилятор, масло из рабочих полостей колес сливается через отверстия в кожухе.

При понижении температуры охлаждающей жидкости ниже 85 °С шарик 10 под действием возвратной пружины 3 перекрывает отверстие в клапане 11 и отключает вентилятор.

Благодаря этому, поддерживается наивыгоднейшая температура двигателя, а затраты мощности на привод вентилятора снижаются.

При отказе включателя гидромуфты во время работы в автоматическом режиме (характеризуется перегревом двигателя) принудительно включить вентилятор, установив пробку 9 в положение "П" и при первой возможности устранить неисправность включателя.

Система охлаждения двигателя Камаз-740.30-260

Водяной насос, применяемый на двигателях с гидромуфтой, (рисунок 10) центробежного типа, установлен на передней части блока цилиндров слева.

Вал 10 вращается в подшипниках 3 и 4 с односторонним резиновым уплотнением. Для дополнительной защиты от проникновения охлаждающей жидкости в подшипники установлена резиновая манжета 11.

Сальник 7 препятствует вытеканию охлаждающей жидкости из полости насоса. Сальник запрессован в корпус 5 насоса, а его графитовое кольцо постоянно прижато пружиной к упорному стальному кольцу 8.

Между упорным кольцом и крыльчаткой 6 установлено уплотнительное резиновое кольцо 9 в тонкостенной латунной обойме.

Высокое качество изготовления торцов графитового и упорного кольца обеспечивает надежное контактное уплотнение полости насоса.

Полость между подшипниками заполнена смазкой “Литол -24”, которую при эксплуатации периодически (при ТО-2) следует пополнять с помощью пресс - масленки до появления ее из контрольного отверстия.

Для проверки исправности торцового уплотнения в корпусе насоса имеется дренажное отверстие. Заметная течь жидкости через это отверстие свидетельствует о неисправности уплотнения насоса.

Закупорка отверстия не допускается, так как приводит к выходу из строя подшипников.

Вентилятор осевого типа, металлический, восьмилопастный, диаметром 660 мм крепится четырьмя болтами к ступице вентилятора 1 ведомого вала гидромуфты (рисунок 8).

Система охлаждения двигателя Камаз-740.30-260

Регулировка натяжения поликлинового ремня для двигателей с расположением вентилятора выше оси коленчатого вала показано на рисунке 11.

Натяжение ремня привода гидромуфты 11 регулируется перемещением натяжного ролика 6.

Натяжения ремня 10 привода генератора и водяного насоса выполнить следующим образом:

- ослабить гайку 9 крепления генератора;

- ослабить болты 7 и 8, крепления планки генератора;

- переместив генератор, натянуть ремень;

- затянуть гайку 9, болты 7 и 8.

После регулировки проверить натяжение:

- правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви усилием 44,1 ± 5 Н (4,5 ± 0,5 кгс) должен иметь прогиб - 6. 10 мм.

Система охлаждения двигателя Камаз-740.30-260

Регулировка натяжения поликлинового ремня для двигателей 740.30-260 автобусной комплектации (рисунок 12) проводить с помощью изменения положения генератора I в следующей последовательности:

- ослабить болты 9, 13, гайку стопорную 10 и гайку 12;

- переместить генератор 1 с помощью натяжного болта 11;

- затянуть болт 9, 13, гайку стопорную 10 и гайку 12.

После регулировки проверить натяжение:

- правильно натянутый ремень при нажатии на середину наибольшей ветви усилием 44,1 ± 5 Н (4,5 ± 0,5 кгс) должен иметь прогиб - 6. 10 мм.

Читайте также: