Установка второго генератора на ниву

Обновлено: 14.05.2024

Генератор – устройство переменного тока, у которого в процессе работы возникает электромагнитное возбуждение. Конструкция генератора имеет встроенный выпрямительный блок, оборудованные диодами, выполненными из кремния, а также электронным регулятором напряжения.
Таким образом, агрегат из механической энергии создает электрическую и подпитывает аккумулятор автомобиля, а также обеспечивает энергией его устройства и системы. Схема соединений генератора на Нива-2121, 21213, 21214 представлена на рисунке.

Искать информацию

Наш новый канал в Яндекс Дзен — вопросы и ответы по самостоятельному ремонту автомобиля: TWOKARBURATORS Читайте и подписывайтесь на новые статьи.

На двигателе карбюраторном ВАЗ-21213 устанавливается генератор типа 371.3701, на инжекторном двигателе ВАЗ-21214 – типа 9412.3701. Эти генераторы конструктивно схожи и представляют собой синхронные электрические машины переменного тока с электромагнитным возбуждением, с встроенным выпрямителем на кремниевых диодах и электронным регулятором напряжения. Ротор генератора приводится во вращение от шкива коленчатого вала двигателя клиновым ремнем.

Генератор 371.3701

Схема соединений генератора 371.3701

1 – Аккумулятор; 2 – генератор; 3 – комбинация приборов; 4 – резистор 51 Ом, 5 Вт; 5 – диод;

6 – контрольная лампа заряда аккумуляторной батареи; 7 – блок предохранителей; 8 – реле зажигания; 9 – выключатель зажигания.

Генератор 9412.3701

Техническая характеристика генератора 371.3701

Максимальный отдаваемый ток (при 13 В и 6000 мин -1 ), А

При работе генератора не рекомендуется отсоединять аккумуляторную батарею (особенно на двигателях, оснащенных системой впрыска). Возникающие при этом броски напряжения в бортовой сети могут повредить электронные компоненты схемы.

Вентили генератора (и другие устройства в бортовой сети автомобиля при подключенном генераторе) следует проверять под напряжением не выше 14 В, более высокое напряжение (например, при проверке мегомметром) может вызвать повреждение вентилей. При необходимости проверки изоляции обмоток высоким напряжением генератор следует снять, а выводы обмоток – отсоединить от выпрямительного блока и регулятора напряжения.

Характеристики штатного генератора

Основные характеристики генератора, установленного заводом-производителем в Нива 21214, 21213, 2121, будут рассмотрены на примере генератора типа 9412.3701:

  • ток – 80А;
  • напряжение – 13,2 В,
  • вращение – правое.

Стоимость штатных моделей электрогенераторов составляет 5-7 тыс. рублей. При возникновении поломки агрегата возможна замена его составных частей либо полная замена на оригинал или аналоги. Цена наиболее распространенных представлена в таблице.

АналогАртикулСтоимость, в рублях
Генератор ВАЗ-2104-21073,212149412.3701-035900
Генератор ВАЗ-2104-21073,21214372.3701-03/053800
Генератор ВАЗ 2121-21213,212149412.37015450

Генератор Нива - 2121, 21213, 21214

Из таблицы видно, что в процессе замены генератора на Ниве можно отдать предпочтение более дешевому универсальному аналогу.

Схема подключения генератора нива 21213

ВАЗ-21213 (Нива). Генератор 37.3701


Генератор типа 37.3701 – переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения, правого вращения (со стороны привода). Для защиты от грязи задняя крышка генератора закрыта защитным кожухом 4 (см. рис. Снятие защитного кожуха генератора). Возможны разные варианты конструкции защитного кожуха и воздухозаборника.

Статор 21 и крышки 1 и 19 стянуты четырьмя болтами. Вал 8 ротора вращается в подшипниках 6 и 18, которые установлены в крышках. Питание к обмотке ротора (обмотке возбуждения) подводится через щетки и контактные кольца 5.

Трехфазный переменный ток, индуктируемый в обмотке статора, преобразует ся в постоянный выпрямительным блоком 2, прикрепленным к крышке 1. Электронный регулятор 12 напряжения объединен в один блок со щеткодержателем и крепится также к крышке 1.

Схема соединений генератора


Неисправности генератора

В процессе эксплуатации любого автомобиля нередко возникают какие-либо неприятные ситуации в виде выхода из строя того или иного элемента. Нива не является исключением, и чаще всего страдает генератор.

Если кажется, что генератор неисправен, рекомендуется проверить его работоспособность с помощью мультиметра. Для этого потребуется запустить двигатель и проверить напряжение на клеммах аккумулятора. Стандартное значение, которое должен показывать мультиметр, составляет 13,6 В.

Если показатели во время замера выше, значит, в конструкции произошел обрыв или замыкание обмоток. То же самое можно сказать и про случай, когда напряжение ниже указанного числа. Данную процедуру проводят вне зависимости от двигателя: инжектор или карбюратор.

Также, если поломка вызвана другой причиной, можно выполнить замену самого генератора. Обычно за проведением замены обращаются в специальные СТО, но при необходимости работы можно выполнить и своими руками.

Замена генератора

Генератор Нива - 2121, 21213, 21214

Чтобы провести ремонт или замену генератора, автовладельцу придется снимать агрегат с автомобиля полностью или обращаться за работой к профессионалам. Если все же хочется осуществить замену самостоятельно, то для начала потребуется подготовить все необходимые инструменты:

А еще интересно: Генератор Нива 2121, 21213, 21214: какой установлен, замена
Процедура представляет собой следующую последовательность действий:

  • Для начала потребуется поставить машину место, предназначенное для проведения осмотра и ремонта. Также автомобиль потребуется зафиксировать с помощью специальных противооткатных упоров. Наконец, чтобы работы проводились безопасно, следует отключить аккумулятор, отсоединив от него клеммы.
  • После этого нужно снять защиту двигателя. Она крепится на нескольких болтах, и их необходимо открутить, чтобы добраться до самого нижнего болта крепления генератора.
  • После этого с помощью молотка потребуется выбить болт крепления. Стучать рекомендуется аккуратно, чтобы не повредить резьбу и чтобы болт не вылез в обратную сторону. Молоток необходим, так как ключ и любой другой инструмент с болтом просто не справятся.
  • Далее нужно вынуть болт, болтая генератор из стороны в сторону. Болтать необходимо в любом случае, так как это облегчает изъятие штока.
  • Четвертый шаг подразумевает отсоединение проводки. Для этого от агрегата отсоединяются провода питания, подключенные к корпусу. При этом вначале можно разъединить штекер с проводами.
  • Также к генератору крепятся провода, затянутые гайкой или кронштейном. Гайки в этом случае необходимо открутить с помощью ключа, а потом вытянуть ослабленные провода.
  • Наконец, после отключения проводов можно приступить к отворачиванию верхнего крепежного элемента с натяжителем ремня. Для этого тоже понадобится ключ, а также небольшой удлинитель.
  • Отсоединение крепления позволит демонтировать ремень и генератор. Тогда можно приступать к очистке освободившегося пространства с помощью щетки и установке нового агрегата.

Сборка конструкции производится в обратном порядке, на всю процедуру уйдет порядка двух часов, если имеются все необходимые инструменты.

Дополнительно стоит отметить, когда все будет собрано, потребуется отрегулировать положение генератора с помощью натяжителя. Для этого необходимо открутить гайку натяжителя и натянуть или ослабить ремень, при этом наблюдая за зарядом аккумулятора.

Если показатель придет в норму, значит, выбранного натяжения достаточно. Перетягивать конструкцию не нужно, так как может выйти из строя подшипник генератора. Если же натяжение недостаточно, то генератор будет работать с перебоями, и это тоже может привести к поломке.

А еще интересно: Датчик положения педали сцепления ВАЗ

Руководство по снятию и подключению генератора

Рекомендуем: Какое масло и сколько лить в двигатель Kia Rio: инструкции, фото и видео

Процесс состоит из следующих действий:

  1. В первую очередь снимается отрицательная клемма с АКБ.
  2. Далее необходимо демонтировать защиту двигателя и правый брызговик.
  3. Затем с помощью молотка аккуратно выбиваем крепежный болт и вынимаем.
  4. На следующем этапе нужно отсоединить все провода, идущие к генератору: штекер и провода затянутые гайкой.
  5. Затем откручивается вернее крепление, на котором находится натяжитель ремня.
  6. Сняв ремень узел можно демонтировать через отверстие, которое образовалось после снятия защиты.
  7. После замены или ремонта агрегат устанавливаем на место в обратном порядке.

Подключается генератор согласно схеме.


Схема подключения к электросети

Цена вопроса

Генератор ВАЗ 21214 имеет хорошую ремонтоспособность, что позволяет значительно экономить средства, если вовремя делать замену изношенных или поломанных деталей.

Если менять агрегат в сборе, то стоимость замены выйдет следующая:

  • генератор 21214 – 3125 руб.;
  • нижнее крепление – 133 руб.;
  • болт крепления — 53 руб.;
  • натяжная планка – 55 руб.;
  • реле РС-527 – 57 руб.

Нюансы

При замене генератора на Нива 21213, 2121, 21214 возникает ряд тонкостей, и один из них – это расположение генераторного агрегата. Он находится в нижней части моторного отсека.

Генератор Нива - 2121, 21213, 21214

Собственно, поэтому и возникают проблемы с эксплуатацией конструкции: во время езды на генератор попадают различные загрязнения, а также капает охладительная жидкость. Если не хочется постоянно менять генераторный блок, то рекомендуется перенести его наверх.

Чтобы в процессе эксплуатации автомобиля не возникало никаких проблем, важно следить за состоянием машины. И в первую очередь рекомендуется регулярно проводить осмотр генератора.

Своевременный осмотр поможет избежать неприятных ситуаций в виде поломок составляющих элементов генератора, и как следствие, выхода из строя целых электрических систем.

Официальный сайт автоклуба ВАЗ 2101 в Санкт-Петербурге

Или войти с помощью одного из сервисов

PND

Опубликовал PND , Сентябрь 26, 2010

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

В наших краях - САХАЛИН ДЕТКА, найти российские, а уж тем более советские запчасти гораздо сложнее. Поэтому я решил установить японский генератор, который в доступе на любой разборке.

Изначально был куплен 4х контактный генератор от TOYOTA COROLLA, но его так и не удалось запустить без штатного блока управления зарядом.

В связи с этим решил взять генератор по проще, выбор пал на 3х контактный генератор от Suzuki JImny JB23, который без проблем удалось запустить на "тестовом стенде"

D0%A0%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%9A%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B2

К моему удивлению шкив нивы просто идеально подошёл на вал данного генератора, и был успешно закреплен родной гайкой, а когда я примерил генератор на своё место, моему удивлению просто не было предела, переделки были минимальными:

Изготовил две переходные пластины для крепления генератора в штатное место


Парой ударов кувалдой "допилил" кронштейн регулировки под нужный угол, установил его в штатное место, повернув на 90градусов по часовой стрелке


иии зарядка вернулась.

Вот и пришла пора расстаться с заводским генератором Пробег 65000км. Причина банальна. Генератор в 21214 в отличии от Шевроле Нивы стоит внизу, аккурат под помпой и патрубками системы охлаждения. Патрубки, как известно, регулярно текут и, соответственно, вся охлаждающая жидкость течет на бедный генератор. В конце концов он не выдерживает и приказывает долго жить. Чаще всего из строя. в следствии заливания, выходит диодный мост. Без снятия генератора заменить его нереально . В общем. либо внимательно следим за патрубками и помпой ( когда она начинает течь, антифриз тоже попадает на генератор) на предмет протечек, либо переставляем генератор наверх, как это реализовано на Ниве Шевроле. Специально разработанный комплект для переноса генератора несложно найти в специализированных магазинах.

владимир55, легко! Замена всех патрубков, замена помпы, замена генератора. ну, если ничего экстренного не приключится, то в выходные мона смело в лес

ParaLanik На свою машинку прикупил генератор приоро-калиновый, 115А. Но пока лежит на полке, ждет когда появится нивка .
Насколько я знаю генератор на 214-ой, отличается от 2110-12, приора, калина, только шкивом.
з.ы. генератор КЗАТЭ. если надо могу сфотать этикетку.

Изображение

чтоб небыло пробле типа тосол на генератор.

Поставил-таки генератор с двеншаки на ниву. Старому приходит карачун, а двенашечный лежал перебраный, без дела. Для замены надо крепление генератора нижнее, 214-е, и болт крепления генератора 10-ый. Все. Верхнее крепление можно, но не особо.
А ТЕПЕРЬ ВНИМАНИЕ! 214-й генератор и 12-ый имеют ЗЕРКАЛЬНЫЕ передние крышки. А все потому, что ставятся на разные стороны двигателя. Верхнее крепление 214-го генератора получается короткое, не хватает около 5см. Конкретно об этом в инете информации нет. Упоминается вскользь.
Попробовал закрепить гену ввех ногами, как где-то в сети показывали. Но получается не надежно. Поэтому поставил как положено, а планку натяжения сделал одну из двух: родную,213-ю, выпрямил молотком (не всю, а только дугу, по которой ползала фикирующая гайка), а 214-ю оставил как есть. Получилось: на помпу прикручивается 214-я планка, к ней обратной стороной (длинной прорезью) прикручивается 213-я планка, в конец ее длинной прорези, через дистанционную шайбу, толщиной 3-4мм, прикручивается натяжное ухо генератора. На помпе и генераторе крепление затягивается, а регулировать натяжение удобнее получается в месте соединения планок.
Написал много, думаю понятно. Завтра-послезавтра попробую сфотать результат.
з.ы. гена доработан шнивовским реле-регулятором. на выходе получил 14,7В. заменю батарейку на мультиметре - померяю еще раз, а то на выключеном аккумуляторе показывает 12,9-13,0В, а в розетке 239В.
з.ы.ы. 12-й гена подходит для установки по типу шнивы, на левую сторону, тогда планка натяжная будет короткая

У меня тоже визжит генератор при первых оборотах после старта двигателя - думаю подшипники это, заходил в лада-салон специально смотрел какие новые ставят (просто интересно) оказалось у меня более "толстый" по размеру - ремень натянут почти до конца рейки регулировочной, а на новых модификациях ближе к телу двигателя установлен генератор (возможно нет гура и это каким-то образом сказывается).

Сегодня ехал с дачи. Проехал через огромную лужу. Глубина порядка 50 см. Длина примерно - 100-150 метров. Из-за небольшой практики гнал волну. Залил гену. Домой доехал на одном аккумуляторе, который с успехом сдох. У соседа (2107) взял аккум, поставил вместо своего. Завёл машинку. Снял его и поставил свой аккум. Похоже гена в норме. Но всё-равно не нравится такое положение дел. Читал, что гену переносят наверх. А у меня там ГУР. Слышал, что гену и ГУР меняют местами. Кто-нибудь так делал? Чертёжики на кронштейн гены и как ставить ГУР на новом месте? А пока до этого ещё не дошло, как-нибудь можно гену защитить от волны? Лист резины - не проблема. Но гена горячий, но и асбестовый лист можно достать. Кто-нибудь похожим занимался?

защитить листами не удастся. только перенос выше. лужа поди грязная была. обычно через пару километров всё в норму приходит. генератор на 214 машине хуже.


На одних из последних покатушек у меня отказал штатный генератор хлебнув изрядно воды с грязью и песком. И оказавшись ночью в лесу и без генератора я понял что надо переносить его наверх как у правильных нивоводов. ))


Так как планируется установка лебедки и допсвета, то решил что сразу надо ставить нормальный генератора и заказал 135амперный ВОЛЬТАЖ.




Докупил еще метизов и поехал в гараж ставить. К сожалению батарейка у телефона села и заснять процесс я не смог. Но попробую опишу для тех кто тоже хочет поставить мощную гену на старую ниву.

Кроме кронштейна для переноса и нижнего силуминового оригинального кронштейна (я бы посоветовал использовать именно его в купе с резиновой втулкой от болта генератора 2110, металическую втулку из кронштейна 21214 вынимаем и вставляем резинометалическую, она очень хорошо прижимает и фиксирует гену.) вам понадобится еще реле РС527 (оно встанет вместо родного РС702) и провода для удлинения.




1) Болгаркой спиливаем отлив на блоке возле бензонасоса чтобы установить кронштейн. Примеряем его с генератором, регулироем соосность со шкивами колена и помпы. Прикручиваем на болты в передней крышке ДВС аккуратно, я один сломал в блоке, теперь придется высверливать.


2) После установки нового генератора и проверки соосности (ремень должен быть ровным, без перекосов) начинаем лопатить проводку. От старого генератора откручиваем клему с проводами и снимаем фишку. Расплетаем косу проводов до моторного щита. Провода которые на клему выплетаем и тянем к новому генератору.

С проводами на фишке поступаем так — желтый провод который идет от генератора к реле РС702 нужно удлинить или заменить на более длинный и подключить к новому реле РС527 (все остальные провода от 702го реле точно в такой же последовательности подключить на РС527). А серый провод который идет от гены до реле регулятора нам ненужен, можно выкинуть. С него я взял фишку которая идет в реле регулятор и повесил ее на желтый провод чтобы конектить на новую гену.

Реле регулятор выбрасываем а оранжевый провод с него изолируем и заплетаем в косу, он нам больше ненужен. Далее заплетаем назад косу, я запихал в гофру. Если все сделаете правильно то лампочка аккумулятора на приборке будет гаснуть при заводе двигателя и на акумулятор будет идти заряд в 14 вольт.

Читайте также: