В греческом изобразительном искусстве при создании рисунка на вазе использовали цвета

Обновлено: 02.07.2024

Далее мы поговорим с вами о разнообразных техниках и стилях росписи, а также упомянем наиболее влиятельные центры развития этого искусства.

Вазопись Древней Греции

Потрясающие образцы вазописи Древней Греции радуют глаз туристов и являются желанным предметом в коллекции многих ценителей искусства. Эти разноцветные сосуды восхищают разнообразием форм, сюжетов и красок.

В статье мы с вами рассмотрим стили вазописи, отталкиваясь от периодизации культуры Эллады. Греческие вазы (рисунки будут приведены далее) прошли путь от простого горшка, обожженного на костре, до шедевра античной живописи в виде краснофигурной амфоры-билингвы.

Благодаря своей исключительной красоте и утонченности, эти предметы быстро стали популярным импортом в разные части Европы и Азии. Их находят как в кельтских захоронениях, так и в усыпальницах Ближнего Востока и Северной Африки.

Интересен следующий факт. Самые первые образцы были найдены в этрусских склепах, и изначально никто не связывал их с греками. Только в конце девятнадцатого века Иоганн Винкельманн доказал их эллинское происхождение. После такого открытия древнегреческая вазопись стала одной из важнейших тем в изучении античности.

вазописи древней греции

Сегодня сосуды позволяют не только восстановить многие сферы жизни этого народа, но и датировать различные события, а также познакомиться с именами мастеров.

Подробнее об этом мы поговорим далее, но в один из периодов у вазописцев было даже соревнование. Судя по граффити, они хвалились друг перед другом, что их сосуд лучше.

Центры и технологи вазописи

Благодаря находкам археологов сегодня многие музеи мира могут похвастаться образцами вазописи Древней Греции. Есть древнейшие сосуды с острова Крит и коринфская керамика, черно- и краснофигурные амфоры, лекифы и прочие типы посуды.

В материковой части страны основными центрами производства были аттические метрополии Афины и Коринф. Кроме них еще встречаются мастера из Лаконии и Беотии. Именно в этих полисах изобрели разнообразные методы украшения сосудов.

Позже центр производства перемещается в Южную Италию. Так же как и в раннеэллинский период он перешел с Крита на материк. Здесь выделяются два города – сицилийская Чентурипа и южноитальянская Каноза.

Отдельно стоит остановиться на технологии, с помощью которой делались греческие вазы. Рисунки свидетельствуют об использовании гончарного круга уже во втором тысячелетии до нашей эры.

Затем материал вымешивали ногами и клали на гончарный круг. Готовый сосуд сушили в тени несколько дней, после наносили роспись. Только после всех этих процедур предмет подвергался обжигу.

Эгейский период

Самыми ранними примерами этого вида искусства являются сосуды минойской, минийской и микенской керамики. Первая, в частности, еще зовется вазопись Камарес (по названию грота на острове Крит, где впервые были обнаружены образцы).

Как мы говорили ранее, подобная роспись керамики появляется примерно в середине третьего тысячелетия до нашей эры. Первый период, который соотносится с раннеэлладской или эгейской эпохой, разделяется учеными на несколько подпериодов.

Первый длился примерно до двадцать первого века до нашей эры. В это время преобладали простые геометрические орнаменты на одноцветных стенках сосудов. Далее ему на смену приходит стиль Камарес. Он выделяется среди современной ему керамики. Главной отличительной чертой являются белые спиральные и цветочные элементы, которые наносились на матовый фон сосуда.

В семнадцатом веке до нашей эры характер рисунка значительно меняется. Теперь преобладающими становятся морские элементы: осьминоги, рыбы, кораллы, наутилусы, дельфины и прочие. С середины пятнадцатого века в критской росписи наблюдается период упадка.

чернофигурная вазопись

Семнадцатый век до нашей эры оказался переломным как в материковой Греции, так и на Кикладских островах. В это время здесь распространяется микенская культура со своими мотивами в вазописи. Исследователи разделяют ее на четыре периода, доводя до эпохи дорийского вторжения в страну (в одиннадцатом веке до нашей эры).

Если судить по рисунку, то в ранней микенской росписи преобладают простые матовые темные рисунки на светлом фоне. Около пятнадцатого столетия до нашей эры их сменяют растения и представители животного мира. А в тринадцатом веке до рождества христового появляются человеческие фигуры и корабли. Последнее нередко связывается с Троянской войной, которая относилась примерно к этому периоду.

Геометрика

После наступает период протогеометрического орнамента. В основном керамика характеризовалась двумя горизонтальными круговыми полосами возле горлышка и посередине сосуда. Между ними обычно располагались концентрические окружности, которые создавались с помощью циркуля.

древнегреческая культура

Значительно усложняется композиция в десятом столетии до нашей эры. Теперь появляются меандры одинарные и двойные. Зачастую геометрические объекты исполняли роль фриза на стенке сосуда. Под ними находились стилизованные изображения людей, растений и животных.

Постепенно древнегреческая культура прогрессировала. В период жизни Гомера появляется тенденция к уменьшению площади геометрических фризов, которые заменяются военными процессиями с колесницами или чередой разнообразных диковинных зверей.

Преобладающим цветом рисунков был черный или красный на белом фоне. В этот период все антропоморфные фигуры изображались схематично. Тело у мужчин было в виде перевернутого треугольника, голова – овал с намеком на нос, а ноги изображались двумя цилиндрами (бедро и голень).

Веяния востока

Постепенно древнегреческая культура совершенствуется. Изображения усложняются, происходит процесс заимствования элементов из искусства восточных народов. Особенно в этот период выделяется Коринф. В ближайшее столетие этот полис станет единственным центром вазописи.

греческие вазы рисунки

Именно коринфские гончары заложили основу целой эпохи в керамике. Тройной обжиг, который они изобрели, впоследствии себя показал в чернофигурных амфорах, о которых мы поговорим далее.

Ориентализирующий стиль исследователи разделяют на коринфский и аттический периоды. В первом из них вазопись развивалась от схематических животных до натуральных изображений зверей и детальной прорисовки мифологических существ. Главное правило гончаров заключалось в максимальном использовании внешней поверхности горшков. Эти сосуды можно сравнить с полотном живописца или гобеленом, обтягивающим вазу.

Аттический же период характеризуется тесьмой геометрических элементов на горлышке и возле донышка. Большая же часть стенки выделялась для фигур животных и изредка растений, которые выполнялись черной краской.

Чернофигурные вазы

Следствием развития коринфского и раннеаттического стиля стала чернофигурная вазопись. Это одна из двух самых знаменитых и значимых техник в античном мире, наряду с краснофигурной.

Особенностью данного этапа производства было то, что гончары выделяются в отдельный слой мастеров. Они работали исключительно над созданием формы сосуда и закреплением готового образца. То есть эти ремесленники лепили из глины и обжигали изделия. Росписью керамики занимались исключительно рабы, которые считались значительно ниже гончаров по своему положению.

Ранее считалось, что подобная керамика покрывалась лаком, однако последние исследования доказали, что именно шликер (глянцевый тип глины) после обжига делает такой поверхность сосуда.

Таким образом, чернофигурная вазопись родилась в стенах Коринфа, в мастерских ремесленников, которые стремились привнести частичку загадочного востока в будничную жизнь эллинов.

Но после ориентализированного стиля, в котором преобладали животные, появляется собственно чернофигурная керамика. В ней уже главенствуют изображения людей. Основными мотивами были пиры, празднества и сюжеты Троянской войны.

Такое производство просуществовало с седьмого до середины шестого века до нашей эры. На смену ему приходит краснофигурный стиль в керамике.

Краснофигурная вазопись

Считается, что краснофигурная вазопись появилась в тридцатых годах шестого века до нашей эры. Афинянин Андокид, будучи учеником мастера чернофигурной керамики, начал впервые экспериментировать с цветами. Фактически он просто сделал все наоборот. Не черный рисунок на фоне необожженной глины, а черный фон, в котором вырисовывается изображение из естественного цвета материала.

изобразительное искусство древней греции

Таким образом, краснофигурный стиль вазописи распространяется достаточно широко. Он шагнул уже за пределы Греции. Подобную технику росписи сосудов находят в Южной Италии. Также она была популярна среди этрусков.

Примечательно, что в этот период происходит некоторый отход от детализации и натурализации образов. Количество героев на сосудах сокращается, зато начинает профессионально использоваться перспектива, движение и прочие художественные методики.

Теперь мастера специализируются не на сюжете или определенном типе образов (животные, люди, растения…). Отныне вазописцы разделяются по типу сосудов. Были художники, работавшие исключительно с амфорами. Также к наиболее распространенным видам керамических изделий относятся чаши, фиалы, лекифы и диносы.

Рисунок на белом фоне

Древнегреческая вазопись продолжала развиваться. На смену красно-черным сосудам билингвам приходит совершенно новая техника украшения изделий. Теперь фон делается не черным или натуральным, а белым. Также в этот период мастера продолжают уделять внимание исключительно отдельным видам сосудов.

древнегреческая вазопись

В частности, роспись по белому фону применялась на терракотовых алабастронах, лекифах и арибалах. Считается, что первым в данной технике работал Псиакс. Он в 510 году до нашей эры создал лекиф в этом стиле. Но самым знаменитым вазописцем по белому фону считается Пистоксен.

Подобные стили вазописи уже отходят от первоначального украшения керамических сосудов. Теперь создается совершенно новое направление в искусстве, вроде оригинальной живописи.

Этот период стал одним из завершающих в истории древнегреческой вазописи. Далее производство шагнуло за пределы страны в колонии и соседние государства. Кроме этого, теперь происходит отход от сцен с богами и животными. Новые мастера сосредоточили внимание на бытовой жизни греков.

Появляются сосуды с женщинами, занимающимися повседневными делами, изображаются театр, игра на музыкальных инструментах, празднества и прочее.

Гнафии

Постепенно искусство вазописи перемещается из греческих метрополий в колонии. Особенно сильными были южноитальянские мастера. Наиболее древним и распространенным их стилем была гнафия. Это специфическая и очень красочная техника росписи, которая появляется в начале четвертого века до нашей эры.

Ей свойственен громадный ассортимент цветов. Здесь были зеленый и коричневый, красный и оранжевый, желтый и золотой, белый, черный и другие. Сюжет также характеризовались на начальном этапе многообразием. На сосудах встречался Купидон, повседневная работа женщин, праздники в дни почитания Диониса, театральные выступления и прочие.

Однако в тридцатых годах четвертого столетия до нашей эры происходит резкое ограничение средств выражения и сцен. Теперь применяется только белый и черный цвета, а орнамент сильно упрощается. Изображаются в основном растения, вроде винограда, плюща и лавра, а между побегами и лозами иногда встречаются людские лица.

Таким образом, греческая вазопись начинает распространение по всему средиземноморскому региону в период краснофигурной керамики. Ведь именно из этой техники и родилась гнафия, как ее продолжение.

Далее мы поговорим о заключительном этапе развития данного вида античного искусства. Центр уже переместился окончательно на юг Италии.

Каноза и Чентурипе

Отныне греческая вазопись, пройдя период гнафии, превращается в атрибут ритуалов. Римских граждан больше интересовало оружие, а посуда употреблялась самая простая и практичная.

На заключительном этапе выделяются два центра производства – Каноза и Чентурипе. В первом делали сосуды, расписывая их водорастворимыми красками. Эта посуда не обжигалась и не была в употреблении. Ее просто клали в усыпальницы.

греческая вазопись

Сицилийские мастера из Чентурипе пошли дальше. Они даже не трудились сформировать целый сосуд. Производились и расписывались отдельные части, которые расписывались и украшались лепниной. Затем в склепах и саркофагах черепки пристраивали друг к другу, создавая подобие целого кувшина, чаши или кубка.

Окончательно изобразительное искусство Древней Греции переместилось на территорию Италии. Теперь латиняне пользовались опытом древних мастеров для украшения быта своих усопших родственников.

Как мы видим, роспись сосудов после упадка Эллады постепенно сошла на нет и канула в Лету. Римская империя строилась как государство воинов и патрициев, а не философское общество исследователей и изобретателей.

Таким образом, в данной статье мы с вами поговорили об античной вазописи. Это самобытный вид искусства, который украшает через два тысячелетия не один мировой музей. Шедевры вазописи Древней Греции до сих пор удивляют исследователей и ценителей живописи.

Изучение вазописи древней Греции чрезвычайно важно для понимания культуры античного мира. Помимо художественной ценности, сосуды, украшенные росписью и рисунками самого разнообразного содержания, несут в себе немало ценной информации о мировоззрении людей той далекой эпохи. Сцены, представленные на вазах, позволяют судить о восприятии окружающей действительности древними греками, так как довольно часто эти картины представляли собой отрывки из мифологических историй.

Возникновение

При характеристике вазописи Древней Греции вначале необходимо указать на некоторые обстоятельства появления гончарного искусства у древних греков, а также на влияние соседних культур на их живопись. Кузнецы и ремесленники этой страны научились изготовлять глиняные сосуды довольно давно – еще в III тысячелетии до нашей эры. Именно этим рубежом датируются первые находки керамики. Ареал их распространения чрезвычайно широк: он охватывает не только Балканский полуостров, но и целый ряд островов Эгейского моря, некоторые районы Малой Азии. Первые образцы вазописи Древней Греции были найдены в пещере Камарес, название которой и определило имя целому направлению стиля критских мастеров. Первые орнаменты были чрезвычайно простыми: мастера наносили белой краской геометрические орнаменты на поверхность темного фона. Характерной чертой камарского стиля было использование морских мотивов в рисунках.

Ранние образцы сосудов

Сосуды, по которым можно судить о вазописи Древней Греции, различаются как по форме, так и по своему предназначению. Наиболее ранние вазы использовались преимущественно в практических или ритуальных целях. Сосуды с геометрическим орнаментом являлись частью погребального обряда. В них либо хоронили прах умерших, либо клали предметы в места погребения. Вазы, датируемые XI-IX веками до нашей эры, с богатым геометрическим орнаментом ученые называют дипилонскими.

вазописи древней греции

Их особенностью является то, что в них геометрические мотивы соединяются с несколько изощренной композицией рисунка. На этих вазах часто встречаются примитивные схематические изображения людей и животных, что можно считать серьезным шагом вперед в развитии данного вида искусства.

Новые рисунки и технологии

Стили вазописи Древней Греции условно делятся по особенностям орнамента и техники. Расцвету этого специфического вида живописи предшествовало появление некоторых важных новшеств, которые нельзя не отметить. На поздних дипилонских вазах встречаются элементы сюжета. Мастера не просто рисовали геометрические фигуры, но также пытались изобразить некоторые сцены из жизни древнегреческого общества: спортивные состязания колесниц, оплакивание умершего, плавание судов и другие. На орнамент данного периода большое влияние оказала восточная культура. Это проявилось в изображении мифологических животных, зверей, птиц. Данные новшества предшествовали новому периоду в данном искусстве.

Сосуды периода архаики

Именно в это время возникла чернофигурная вазопись Древней Греции. Появлению этого нового направления в искусстве предшествовало внедрение некоторых важных технических усовершенствований греческих гончаров, которые научились использовать черный густой лак. Кроме того, они стали примешивать к глиняному составу охру, что придавало этому веществу оранжевый оттенок. Это позволило мастерам рисовать на поверхностях ваз фигуры людей, которые выделялись особенно хорошо. Для придания бо́льшей выразительности рисунку они стали обводить контуры фигур белой краской. Данный стиль существовал примерно два века – с VI по V в. до нашей эры.

Сюжеты рисунков

В искусстве Древней Греции вазопись играла чрезвычайно важную роль. На сосудах изображались сцены быта, а также картины по сюжетам мифологии, что позволяет современным ученым понять особенности мировоззрения древнегреческого общества и его повседневную жизнь. В указанный период мастера изображали сражения, пиры.

краснофигурная вазопись древней греции

Их мифологических сюжетов особенно были популярны рисунки с подвигами Геракла и событиями Троянской войны. Картины получались особенно качественными, когда контуры наносились на необожженную глину. Помимо основного сюжета на сосудах с чернофигурными рисунками прорисовывались растения, геометрические узоры, которые теперь играли вспомогательную роль.

Центры ремесла и мастера

На период архаики пришелся первый этап расцвета вазописи Древней Греции. Рисунки выполнялись также с добавлением белой краски, которую мастера использовали для раскраски женского лица. Первым центром производства керамики был Коринф. Поначалу именно мастера из этого города задавали тон на полуострове. Но вскоре афинские ремесленники превзошли своих учителей в росписях сосудов. На сосудах сохранились некоторые имена мастеров (Пасиад, Харес).

стили вазописи древней греции

Тот факт, что ремесленники стали подписывать свои произведения, говорит о высоком уровне развития данного вида искусства. Кроме Афин чернофигурная вазопись получила распространение в Италии в искусстве этрусков.

Новый стиль

Краснофигурная вазопись Древней Греции получила распространение с конца VI века до н. э. В отличие от чернофигурной росписи мастера стали покрывать фон черным лаком, оставляя контуры фигур не закрашенными. Новый стиль позволил ремесленникам играть на контрасте цветов. Например, некоторые мастера стали создавать так называемые вазы-билингвы. Особенностью этих сосудов было то, что на одной стороне фигуры были черными, на другой – красными. Вместе с новым стилем появились свежие сюжеты. Помимо традиционных мифологических тем, мастера стали бо́льшее внимание уделять сценам из повседневной жизни. Особенный интерес представляют зарисовки внутренних помещений гончарных мастерских.

чернофигурная вазопись древней греции

Другим важным новшеством стало то, что гончары начали рисовать сложные архитектурные композиции, а также человеческие фигуры со спины и в оборотах. В V веке до н. э. искусство вазописи распространилось за пределы Греции. Выше уже говорилось о том, что данный вид искусства получил широкое развитие у этрусков. В указанное время в Италии возникли профессиональные мастерские, продукция которых с успехом конкурировала с греческими образцами.

Сосуды IV века до нашей эры

Краснофигурная и чернофигурная вазопись Древней Греции получила свое дальнейшее развитие в гончарном искусстве Южной Италии. Здесь в первой половине указанного столетия мастера начали расписывать сосуды, покрытые черным лаком, однако при цветовом заполнении рисунков использовали разные цвета.

искусство древней греции вазопись

Такие вазы получили название гнафии (по месту обнаружения одной из первых находок данного типа). Особенностью изображений на этих сосудах является то, что они отличались символичностью. Например, одним из наиболее распространенных мотивов был символ счастья. Также живописцы иногда рисовали ритуальные обряды и церемонии.

Приемы

Отдельно следует сказать про технику вазописи Древней Греции. Виды этого искусства были рассмотрены выше, здесь же необходимо кратко охарактеризовать процесс нанесения рисунка. Живописцы наносили краску на поверхность сосудов до их обжига. Поначалу глиняные горшки обсушивали на солнце, после чего мастера покрывали стенки ваз специальной грунтовкой, которая служила основой для картин. Этот раствор изготовляли из минеральных веществ.

вазопись древней греции рисунки

Виды сосудов

В период расцвета искусства вазописи мастера изобрели специальную краску, которая наносилась на сосуды и при этом не требовала обжига. Такие вазы, как правило, не использовались в быту и применялись в культовых целях (их клали в могилы). Поскольку сосуды были самых разных форм, то и сцены различались по масштабам. Большие парадные сосуды расписывались мифологическими сюжетами или сценами торжественных празднеств (например, знаменитых Олимпийских игр).

краснофигурная и чернофигурная вазопись древней греции

Однако значительная часть ваз предназначалась для бытовых нужд. Например, диносы использовались для хранения спиртного, алабастры – для косметических средств. Росписи таких небольших сосудов были более скромными, камерными, простыми. Некоторые вазы специально расписывались для пиршеств, после чего их дарили гостям. Кроме того, античные мастера не только расписывали вазы, но и украшали их лепниной. Наибольшего мастерства в этом искусстве достигли живописцы из Сицилии. В заключение следует сказать, что искусство вазописи в Древней Греции на несколько десятилетий определило развитие живописного искусства. Собственно, сама живопись не получила в этой стране большого развития, зато роспись сосудов достигла такого высокого уровня, что повлияла на его становление в соседних районах.

Мир красивый как сюзани.Керамика разных стран

Мир красивый как сюзани.Керамика разных стран

Мир красивый как сюзани.Керамика разных стран запись закреплена

Рисунки на греческих вазах

Греческую вазопись подразделяют на несколько периодов. Первый, крито-минойский период, характеризуется отсутствием каких-либо рисунков на сосудах. А вот микенская керамика, появившаяся во время прихода греков на материковую Грецию, отличается темными рисунками на светлом фоне. Изначально это были растения, позже – животные, люди, корабли.
Некоторое время, с закатом микенской культуры, греческие вазы были напрочь лишены орнаментов, но позже керамику начали расписывать геометрическими фигурами. С течением времени орнамент греческих ваз менялся, его заменяли то одни, то другие сюжеты, присущие разным эпохам.
Во время расцвета геометрики узоры усложняются, становятся все более замысловатыми. Вскоре появляется религиозная тематика – умельцы изображают на керамике богов и мифических существ.
Греческие вазы расписывают самыми разными орнаментами, но есть классические узоры, которые активно использовали не только для украшения керамических изделий, но и в дизайне интерьера, одежды и даже аксессуаров. Ниже предоставлено описание четырех символов, которые до сих пор используют для росписи и дизайна. Некоторые из них имеют свою символику, над решением которой историки бились долгое время.

Спираль - изящество и символизм
Бесконечная спираль у греков означает жизнь, развитие, движение. Спираль, закрученная по часовой стрелке – атрибут богини Афины, а против часовой – повелителя морей Посейдона. Мотив был популярен у греков, являя собой элемент изысканности, потому его можно встретить в интерьере, в дизайне одежды, посуды. Часто встречаются греческие вазы с узорами в виде спирали в разных ее формах.

Акант - символ победы
Акант – растительный символ, имеющий свою историю. Орнамент получил свое название от растения, встречающегося на Средиземноморье. Символ, согласно легенде, появился благодаря архитектору Каллимаху. Однажды, прогуливаясь по кладбищу, он увидел могилу молодой девушки с корзиной вещей, которую оставили для нее родные. Эту корзину обвил акант, и Каллимах решил использовать увиденное в качестве символа для капителий Коринфского ордена. И хотя таким узором зачастую украшали здания, на греческих вазах это изящное растение также встречается. Как и другие растительные символы, акант символизирует жизнь и рост, но при этом греки ассоциирует его и с победой, преодолением жизненных препятствий.

Заключение
Издавна греческие сосуды расписывают как сложными сюжетами и орнаментами, так и простыми рисунками. Изучая роспись греческой вазы, можно встретить как целые сюжеты, так и сложные орнаменты, порой комбинированные между собой. Сегодня вазопись с греческими мотивами не менее популярна.


Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись. Роспись ваз(виды росписи), использование орнамента.

Содержимое разработки

в селе Полоцкое

Конспект урока по изобразительному искусству
в 5 классе

«Декоративное искусство Древней Греции.

учитель изобразительного искусства

Горбенко Ирина Викторовна

Обучающая:
Знакомство с искусством Древней Греции через вазопись.

Развивающая:
Развитие ассоциативно- образного мышления, творческой фантазии.

Воспитывающая:
Воспитание нравственно- эстетического отношения к миру, искусству, истории культуры.

Задачи:
1. Формировать представление об основных видах древнегреческих ваз (чернофигурной и краснофигурной), их форме, декоре, о разнообразии орнаментов.
2. Познакомить учащихся с новыми понятиями: керамика, вазопись.
3. Развивать образное и логическое мышление.
5. Формировать представление о целостной картине мира.
6. Развивать чувство прекрасного.

Технологические карты росписи ваз.

Оформление доски: новые понятия ( термины): керамика; вазопись; виды ваз по форме (амфора, гидрия, кратер, килика, лекиф); техники росписи (чернофигурная и краснофигурная); виды орнамента (пальметта и меандр)

Тип урока: урок формирования знаний, умений и навыков.

Формирование УУД: личностных, регулятивных, познавательных.

1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изложение нового материала.
4. Закрепление, практическая работа.
5. Подведение итогов. 6.Рефлексия
Методы: рассказ, беседа.


Вступительное слово учителя
Дорогие ребята!
Сегодня я приглашаю вас в увлекательное путешествие в мир искусства.

Обратите внимание на эти слова (читаю):
Олимпиада, театр, мифы и легенды, архитектура, таблица Пифагора- все понятия на доске + изображение на картинках.
- Подумайте, что их объединяет.
- Прочитайте эти географические названия.
Греция
Россия
Египет
о.Цейлон
Испания
Япония
-Какую страну считают родиной всех понятий
Грецию.
- А почему?


- Олимпиада была придумана греками
- Театр зародился в Древней Греции
- У греков богатая мифология
- Таблицу Пифагора придумал древнегреческий математик Пифагор
(показываю вертикально и горизонтально слово Греция )
Перед вами карта Европы.
Греция находится на юге Европы, расположена на Балканском полуострове и с юга омывается Средиземным морем.
Представьте себе что вы археологи и раскопали некоторые предметы. Они перед вами. Как вы думаете, что здесь лишнее?
Ваза, чашка, кастрюля, вилка.
Вилка.

В Древней Греции они изготовлялись из обожженной глины.

И сегодня на уроке мы займёмся вазописью.
- Древнегреческие мастера создавали великое множество сосудов самого разного назначения. (все выделенные понятия на доске)
Амфоры применялись для хранения оливкового масла.
Гидрии – для хранения воды.
Кратеры – большие сосуды для смешивания вина с водой. Неразбавленного вина греки не пили.
Килики – изящные вазы для пития.
Высокие удлинённые лекифы для душистого масла и ещё многие другие кувшины и чаши.
У вас на партах лежат трафареты древнегреческих ваз- амфор.
Греческая керамика предназначалась для постоянного употребления, но несмотря на то, что ею постоянно пользовались, она искусно украшалась росписью.
Как вы думаете, почему?
- Чтобы было красиво.
Правильно, человеку свойственно стремиться к красоте.
А почему украшали по- разному?
Потому что мы разные ,и, украшая предметы быта, человек выражал свой внутренний мир.
И форма и размеры и роспись сосудов – все подчинялось строгим правилам, которые художник должен был хорошо знать.
В росписи ваз существует два вида техники.
ЧЕРНОФИГУРНАЯ роспись – это роспись по естественному фону, который имеет обожженная глина. Ну а если же фон был черным, а изображения имели цвет обожженной глины, то такую роспись называли КРАСНОФИГУРНОЙ.
Что же изображали на керамических вазах?
На древнегреческих вазах можно выделить орнамент и картину – сюжетную роспись

Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко.
Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые-
ПАЛЬМЕТТА.

Очень распространён был МЕАНДР в виде ломаной или кривой линии с завитками. Меандр – это название реки.

Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки.
А что такое русло реки.?
Это путь , по которому течет река.
Так вот, люди увидели русло реки. Оно извивалось и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент МЕАНДР.
На что похож этот орнамент?
Да он так и называется ВОЛНА.
А главную часть сосуда, его тулова, занимала картина – сюжетная роспись.

Что же изображали на керамических вазах?

У вас на партах лежат трафареты древнегреческих ваз- амфор.

Сегодня вы будете расписывать вазы. Выберите вид росписи – краснофигурный или чернофигурный. Обязательно используйте орнамент, который вам больше всего понравился.
Физкультминутка.

Итог урока.
Посмотрите, какие получились замечательные древнегреческие вазы. Какая у них изящная форма, какое потрясающее сочетание цветов.
Расскажите о своих вазах (название, техника, орнамент)

Как ты думаешь, получилась у тебя ваза?

Молодцы, вы хорошо потрудились!

Читайте также: