В пентатоническом ладе используется нот

Обновлено: 02.07.2024

Пентатоника – это тип гамм, из которых просто убрали две ступени. Часто используются в блюзовой музыке и кантри.
Знать пентатонические боксы жизненно необходимо для гитариста, если он хочет писать соло и импровизировать и в данной статье мы подробно рассмотрим пентатонику на гитаре.

И первой вопрос, в котором нужно разобраться, как строится Пентатоника?

Принцип построения этого звукоряда такой же, как и у любой гаммы,но как было сказано выше, нужно выбросить две ступени, то есть, две ноты.
Если у вас мажорной пентатоники, вам нужно убрать четвертую и седьмую, если минорной – вторую и шестую.

Следующий вопрос, как же играть пентатонику?

Рекомендуем запомнить принцип построения бокса, для любой тональности, чтобы быстро ориентироваться на грифе и понимать, когда и на какой лад перейти.

Пять позиций на грифе гитары.

Как уже было сказанно, пентатонику проще всего учить по боксам, так же, как и гамму соль-мажор. Всего этих позиций пять на двенадцать ладов, после чего они повторяются, но на октаву выше. Кроме того, для пентатоники так же действует принцип параллельных тональностей. То есть, для пентатоники ля-минор так же подойдут боксы пентатоники До-мажор, и так далее.

Аппликатура всех боксов, по сути, одинаковая, разница только в тониках, поэтому для того, чтобы правильно играть соло в любой позиции, вам потребуется только обозначить тональность песни. Для этого нужно запомнить точки тоник, и внутри композиции искать, какая из них подходит лучше. Нужная вам нота будет звучать в унисон с основной тоникой, и после этого вы сможете свободно импровизировать.

Черным цветом на грифе выделены ноты, которые являются тониками данного бокса. Вы можете двигать эти позиции по всему грифу, меняя тоники и переводя их в другие тональности. Кроме того, все пять позиций, по своей сути, являются продолжением друг друга. Это делает их запоминание еще более простым. Мы рекомендуем выучить их все, и потом играть подряд. Таким образом вы сможете гораздо лучше ориентироваться внутри грифа.

В блюзе, кантри и рок-н-ролле используется пентатоника. Это стандартная очередность нот, но с отсутствием пары ступеней. Так гамма и получила свое название. Пентатоника содержит пять ступеней вместо обычных семи. Каждый гитарист должен держать в уме эти боксы, чтобы сочинять собственные соло и импровизировать.

Пентатотника

Каждый гитарист, играющий соло, должен знать пентатонику

С какой целью используется пентатоника

Как уже говорилось выше, знание пентатонических боксов позволяет придумывать гитарные партии. Нужно лишь найти тонику и от нее построить необходимую нотную последовательность. Если хотите играть блюз, без пентатоники здесь не обойтись. Ведь данный музыкальный стиль состоит преимущественно из пятиступенной гаммы.

Если знаете, как выстраиваются ноты на гитарном грифе, без труда можно модулировать аккорды. Если вы в курсе, из каких нот состоит бокс, с легкостью добавите необходимые ступени, сформировывая тем самым любое многозвучие и даже джазовые аккорды.

Немного истории

Сейчас сложно сказать, какой народ впервые создал пентатонику. Конструкции, напоминающие данную гамму, можно встретить в музыке Китая, Японии и жителей Крайнего Севера нашей страны. Но сделали пентатонику популярной именно музыканты с Запада. Со временем ее начали использовать в ритм-энд-блюзе и хард-роке. Многие гитарные виртуозы не мыслят свою игру без данного приема.

Структура гаммы

Пентатоника образуется аналогично любой другой гамме. Необходимо поставить ноты в один ряд по принципу минора или мажора. Только отличие в том, что из данной конструкции нужно убрать две ноты (или две ступени).

  • В миноре – это четвертая и седьмая ступень.
  • В мажоре – вторая и шестая.

Каким образом играть

Пентатонические ноты извлекают одну за другой. В результате у гитариста получается музыкальная фраза, которая вписывается в ритм той или иной композиции.

Конечно же, заниматься надо под метроном. Смотрите, как вы извлекаете ноты – каждый звук должен быть чистым и без дребезжания. Советую начать с какой-нибудь одной гаммы, например, ля-минор. В основном, она знакома многим начинающим гитаристам.

Позиции на грифе

Пентатонику разучивайте по боксам, как и другие гаммы. Существует пять позиций. Затем идет их повтор, но уже на октаву выше. Следует отметить, что для пентатоники работает система параллельных тональностей. Это говорит о том, что для пятиступенной гаммы ля-минор подойдут боксы пентатоники до-мажор. С остальными тональностями аналогично.


Пентатоника ля-минор на грифе гитары (зеленой точкой обозначена тоника)

Блюзовая пентатоника

А если хотите играть блюз, вам не обойтись без знания блюзовой пентатоники. По сути, это обычная пятиступенная гамма, но с добавлением пониженной пятой ступени (хроматизма). Благодаря добавлению данной ноты музыка приобретает особый блюзовый оттенок, который нельзя спутать ни с чем.

Мажорная и минорная пентатоника

В блюзовой пентатонике добавляется хроматическая нота

Чтобы свободно импровизировать на гитаре, необходимо:

  • запомнить все боксы как обычной, так и блюзовой пентатоники и расположить их визуально на грифе инструмента;
  • петь название всех нот пентатоники, чтобы лучше овладеть ими и без труда ориентироваться во время импровизации;
  • играть под инструментальное сопровождение в удобной тональности, а затем переходить на другие.

Аппликатура

Запомните, что при игре боксов на каждом ладу должен находиться определенный палец. Так играют грамотные гитаристы. К тому же, вы не запутаетесь во время импровизации и разовьете технику игры. В дальнейшем такой метод позволит увеличивать скорость пассажей.

Аппликатура

Когда играете пентатонику, соблюдайте очередность пальцев

Пентатоника является неотъемлемой частью музыкального багажа каждого гитариста.

Если хотите повысить свой исполнительский уровень и уйти от переигрывания простых дворовых песен, выучите все боксы пятиступенной гамы. Они позволят вам импровизировать. А если вы хотите стать лидирующим гитаристом (играть соло), пентатонику нужно знать обязательно.

Как видите, аппликатура у всех боксов одинаковая. Для того, чтобы правильно импровизировать, нужно лишь знать тональность композиции. Запомните расположение нот на грифе гитары. Все просто:

  • Если нужно обыграть аккорд ля-минор, начните обыгрывать его с пятого лада шестой струны. Это и есть тоника – нота ля.
  • Если, например, необходимо обыграть аккорд соль-минор, переместите пальцы на два лада ниже по грифу – третий лад и есть нота соль.

Аналогично поступайте со всеми аккордами. И, конечно, не останавливайтесь лишь на одном боксе, иначе ваша импровизация будет довольно однообразной. Используйте все пять позиций.

Пентатони́ческий звукоря́д, пентато́ника (от греч. πεντα — пять и τόνος — высота) в музыке — звукоряд, состоящий в отличие от диатоники не из семи, а лишь из пяти звуков. В историческом процессе развития музыки в различных этнических контекстах возникли несколько видов пентатоники, как например яванская Слендро, состоящая из пяти приблизительно одинаковых интервалов. Пентатоника является традиционным музыкальным строем для татар, марийцев, китайцев, корейцев, индейцев, эфиопов и многих других народов.

Содержание

Пентатоника полных тонов

Пентатонический ряд образуется с помощью наслоения пяти тонов на расстоянии чистой квинты:

Существует 4 типа пентатоники: бесполутоновая (или собственно пентатоника); полутоновая; смешанная; темперированная.

Данное расположение тонов соответствует квинтовому кругу. Если записать эти пять тонов в одной октаве, мы получим собственно пентатонический звукоряд.

В приложениях к различным музыкальным инструментам существуют особенности применения пентатоник, особенно с целью импровизации. Примером такого применения может служить Пентатоника в приложении к шестиструнной гитаре.

Мажорная и минорная пентатоника

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Пентатонический звукоряд" в других словарях:

Пентатоника — (от греч. πέντε пять и греч. τόνος напряжение, натяжение; тон) пятиступенная интервальная система, все звуки которой могут быть расположены по чистым квинтам и/или квартам (см. Квинтовый круг) … Википедия

Пентатоника (для шестиструнной гитары) — Пентатоника для шестиструнной гитары. Любая мажорная или минорная пентатоника, как и любой другой звукоряд, могут быть представлены в удобной гитарной аппликатуре. Существует много вариантов аппликатур пентатоник для гитары, однако выработались… … Википедия

Музыка Китая — … Википедия

Центральноафриканская империя — (Empire Centrafricain) (ЦАИ; до декабря 1976 Центральноафриканская Республика), государство в Центральной Африке. Граничит на З. и Ю. З. с Камеруном, на Ю. с Конго и Заиром, на С. З. с Республикой Чад, на С. В. с Суданом. Площадь 623 тыс … Большая советская энциклопедия

Ангклунг — (индонез. angklung) др. индонез. ударный инструмент. Состоит из неск. полых бамбуковых трубок, подвешенных на раме и настроенных в унисон, октаву или аккордами. Исполнитель с силой сотрясает раму, и трубки, свободно входящие нижними… … Музыкальная энциклопедия

Йойк — Нильс Аслак Валкепяя … Википедия

Энка — (яп. 演歌?) жанр японской песни, появившийся в послевоенный период Сёва (1926 1989), схожий по смыслу с русским романсом, американским кантри и португальским Фаду. В настоящее время под энка подразумеваются традиционные песни романтического… … Википедия

Музыка КНР — Мраморный раскрашенный рельеф из гробницы Ван Чучжи. 924г. Институт культурных реликтов пров. Хэбэй. Вероятно, Ван Чучжи был большим любителем музыки, коль скоро оркестр сопровождал его даже на том свете. На рельефе представлен придворный… … Википедия

Пентатонические гаммы широко используются в таких афроамериканских популярных музыкальных жанрах, как блюз , джаз и рок-н-ролл , но пентатонические гаммы встречаются во многих музыкальных культурах, особенно в традиционной азиатской музыке.

Наиболее распространенные пентатонические гаммы в западной музыке названы в соответствии с их сходством с обычными гептатоническими гаммами.




Резюме

Исторический

Примеры пентатонических гамм

Мажорная пентатоника

 \ relative c

Мажорная пентатоника основана на последовательности четырех пятых, начиная с тоники .

Начиная с C, последовательность пятых частей следующая: C - Sol - Ré - La - Mi.

Размещая полученные таким образом ноты в естественном порядке (от низшего к высшему), мы находим: До - Ре - Ми - Соль - Ла.

Согласно обозначениям интервалов , ноты следующие: тоник - мажорная секунда - мажорная третья - просто пятая - мажорная шестая.

В китайской музыке, отмечены степени основной пентатоники:宫 ( Гун ) - й ( Shang ) -角 ( jiǎo ) -徵 ( чжи ) -羽 ( yǔ ) .

Обратите внимание, что мы находим эту гамму, играя на черных клавишах пианино:

Минорная пентатоника

 \ relative c

Если мы возьмем мажорную пентатонику, описанную выше: C - Re - E - Sol - A, мы снова возьмем те же ноты, однако первая нота - A, которая является второстепенной третью ниже C.

Находим: Ла - До - Ре - Ми - Соль

В соответствии с обозначениями интервалов , ноты следующие: тоник-минор, третья идеальная четверть, идеальная пятая и минорная седьмая.

В блюзе

 \ relative c

Другие пентатонические гаммы

Помимо мажорной пентатоники и минорной пентатоники, которые являются ее наиболее известными формами, пентатоника также дает начало двум другим ладам, не имеющим третей, и, наконец, пятой ладе, которая, если она имеет меньшую третью, не имеет прямой :

  • без третьего (или шестого) E - G - A - C
  • без пятой (или второй) L - A - C - D
  • без третьего (или седьмого) A - C - D - E

Например, Tha mi sgìth - кельтская мелодия, составленная с пентатоникой без третьей или шестой.

 \ relative c

Его легко получить, играя только на черных клавишах пианино.

 \ relative c

Японский диапазон в сен

 \ relative c

Диапазон японских хирадзёси (平 調子)

Этот термин может относиться к нескольким режимам, полученным из настройки сямисэна .

 \ relative c


Этот первый режим используется для традиционного штучных Sakura Sakura , такие как тон в :

 \ relative c

Есть еще два режима с таким названием:

 \ relative c

 \ relative c

Японский ассортимент кумой

 \ relative c

Японский ассортимент ивато

 \ relative c

Японский диапазон йо

 \ relative c

Пентатоническая система Константина Брэилойу

Фактически, во многих музыкальных произведениях по всему миру используется этот тип звукоряда . Но, по словам этномузыколога Константина Брэилойу , эту музыку характеризует не только определенная гамма (набор звуков), но и особый способ ее использования. Брэилойу, который синтезирует работы нескольких других исследователей, поэтому говорит о пентатонической системе .

Пикнон

В случае пентатоники на G (G - la - si - ré - mi), часть гаммы G-la-si имеет особое значение:

  • он отделен от остальных с обеих сторон наибольшим интервалом на шкале ( половина-G = B-D = 1 с половиной тонны);
  • это единственная серия интервалов (2 интервала по 1 тону), которая встречается только один раз (тогда как ré-mi-sol = la-si-ré ; mi-sol-la = si-ré-mi и т. д.). Поэтому для слушателя это основная точка отсчета в режиме.

Brailoiu предлагает назвать этот раздел sol-la-si a pycnon (in) (греч. Pucnos означает плотный, толстый, сильный).

Следовательно, нумерация степеней должна начинаться с пикнона. Таким образом, мы получили бы:

Это позволяет описать мелодию, сказав, что она находится в режиме 1, 2 и т. Д., Что в основном означает, что ее самая низкая нота - 1, 2 и т. Д.

Пьены

Пиены вторичны, потому что:

  • они могут появляться или исчезать от одной версии мелодии к другой;
  • их высота колеблется: до-до♯ для одного и фа-фа для другого;
  • они чаще попадают на слабые удары, чем на сильные.

На самом деле они чаще всего появляются в виде заметок или апподжизаций .

Пентатоническая система?

Мы понимаем, что поэтому пентатоника обозначает прежде всего систему, а не простую гамму. Например, в чем разница между (до мажор):

и (мажорная пентатоника в G):

является то , что во втором случае, мы считаем , что делать и фа являются pyens и , следовательно , не относится к самой структуре мелодии.

Брэилойу указывает еще одну черту, которая оправдывает существование пентатонической системы:

Читайте также: