Ваз 2109 дпкв замыкание на массу

Обновлено: 04.07.2024

проверка ДПКВ

При выходе из строя датчика положения коленчатого вала ЭСУД автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 запустить двигатель будет практически невозможно.

Это единственный датчик, неисправность которого не даст работать всей системе управления инжекторным двигателем, так как именно по сигналу с него блок управления (ЭБУ) определяет положение коленчатого вала, частоту вращения, рассчитывает момент и величину впрыска топлива.

Проверка датчика положения коленчатого вала (ДПКВ)

Для проверки будет необходим вольтметр или иной измерительный прибор в режиме вольтметра.

— Снимаем ДПКВ с двигателя.
— Подключаем к его выводам вольтметр (с пределом измерения до 200 мВ).
— Быстро проносим лезвие отвертки или иной металлический предмет вблизи торца датчика.

В случае если датчик исправен, наблюдаем скачки напряжения. Если не исправен, скачков напряжения не будет. Заменяем его новым.

Примечания и дополнения

— Отдельное внимание следует обратить на зазор между торцом датчика и зубьями шкива коленчатого вала. Он должен быть 1±0,41 мм. Зазор задан конструктивно и не регулируется, но может увеличиться из-за наличия грязи в месте крепления датчика. В таком случае датчик так же может не работать. Для обеспечения нормальной работы ДПКВ следует очистить из-под него грязь.

В современном автомобиле работой бензинового либо дизельного двигателя управляет электроника. Контроллер готовит топливную смесь и регулирует искрообразование на электродах свечей зажигания, полагаясь на показания нескольких измерителей, размещенных в ключевых точках, – воздушном и выпускном тракте, дроссельной заслонке и так далее. Но что произойдет, если один такой элемент выйдет из строя? В данном случае предлагается рассмотреть признаки неисправности датчика положения коленвала (ДПКВ) и способы его проверки в гаражных условиях.


Как работает датчик?

Чтобы научиться выявлять неполадки указанного прибора, нужно представлять его конструкцию и понимать принцип работы. Устройство датчика несложное и включает следующие элементы:

  • многовитковая катушка;
  • магнитный сердечник;
  • выводы катушки припаяны к контактам разъема;
  • неразборный пластмассовый корпус с отверстием для крепления.

Измеритель устанавливается в непосредственной близости от зубчатого шкива, прикрепленного к коленчатому валу со стороны шестерен газораспределительного механизма. Посредством проводников датчик соединяется с главным электронным блоком, управляющим работой мотора.

Магнитный сердечник выведен наружу через торцевую часть пластикового корпуса и максимально приближен к зубьям вращающегося шкива. Просвет между деталями не превышает 1 мм.


Отсюда возникло второе название прибора – датчик оборотов коленчатого вала. Надо понимать, что импульсы вырабатываются только при динамическом воздействии металлической массы, то есть, когда шкив вращается. Если коленвал остановился, ток в цепи элемента не возникает.

Примечание. По сигналам датчика контроллер не только своевременно направляет топливную смесь в цилиндры, но и дает команду системе зажигания вырабатывать искру, когда один из поршней выполняет такт сжатия и приближается к своей верхней точке.

Признаки неполадок датчика

Измеритель оборотов коленчатого вала считается довольно надежным устройством, исправно функционирующим от 100 тыс. км и более. Нередки случаи, когда элемент отрабатывает весь срок службы автомобиля. Неисправность датчика коленвала может возникнуть по таким причинам:

  1. Внутренний обрыв либо замыкание обмотки катушки возникает из-за длительного воздействия вибрации, передающейся от двигателя. Подобная поломка встречается весьма редко.
  2. Обрыв электрической цепи между прибором и контроллером. Причины – та же вибрация, оплавление проводников от контакта с горячими частями мотора либо случайное повреждение автолюбителем.
  3. Механическое разрушение корпуса случается в процессе ремонта, выполняемого в подкапотном пространстве. Например, удар сорвавшимся гаечным ключом.
  4. Нарушение контакта в разъеме от окисления или разбалтывания.
  5. Загрязнение рабочей поверхности, взаимодействующей с зубчатым шкивом.

Последний пункт списка требует отдельного пояснения. Общеизвестно, что электромагнитное поле проникает сквозь диэлектрические материалы, в том числе пыль и грязь. Но в месте расположения датчика к традиционным загрязнителям добавляются мелкие металлические частицы и стружка, летящая с шестерен. Попадая на торец сердечника, они экранируют магнитное поле, отчего электрический импульс постепенно ослабляется.


Справка. Загрязнение сердечника мельчайшими металлическими частицами характерно для изношенных силовых агрегатов с протекающими коренными сальниками. Смесь моторное масло + грязь + стружка толстым налетом покрывает находящиеся рядом детали, в том числе измеритель положения коленчатого вала.

Как хозяин автомобиля может определить симптомы неисправности датчика:

Когда неисправен датчик расхода воздуха, положения дроссельной заслонки или лямбда – зонд, блок управления переходит на аварийный режим работы, подавая топливо по усредненным показателям. Отсюда нестабильная работа и повышенный расход. Такие же признаки наблюдаются при неполадках в цепи измерителя оборотов коленчатого вала.

Способы проверки в гаражных условиях

  1. Хорошенько очистите корпус прибора ветошью, смоченной органическим растворителем, – уайт-спиритом, скипидаром либо другим обезжиривателем. Особое внимание уделите торцу, обращенному в сторону зубчатого шкива.
  2. Убедитесь в надежности крепления. Из-за открутившегося винта датчик может отодвинуться от металлических зубьев, в результате зазор увеличится, а вырабатываемый импульс ослабеет.
  3. Прочистите контакты разъема от окисления.
  4. Осмотрите проводку на предмет оплавления либо перелома.

Если перечисленные действия не дают результата, производится демонтаж и проверка датчика коленвала мультиметром в 2 этапа. На первом измеряется сопротивление между клеммами прибора, что позволяет убедиться в целостности индукционной обмотки. Почистите контакты, включите омметр и проверьте сопротивление между ними. Нормальные показания лежат в диапазоне 500–700 Ом, при замыкании витков получите нулевое или пониженное значение, при обрыве – бесконечность.


На втором этапе испытывается работоспособность элемента согласно пошаговой инструкции:

Совет. Если с датчиком коленчатого вала все в порядке, прозвоните проводку омметром. Возможно, причина кроется там.

Дальнейшие действия такие: поломанный измеритель оборотов коленвала меняется на новый, ремонту деталь не подлежит. Исправный датчик устанавливается обратно с соблюдением зазора, поиск неисправности продолжается в другом месте.

Несколько слов о том, как проверить датчик коленвала в пути, когда нет мультиметра и других диагностических приборов. Понадобится 2 провода и светодиодная лампочка от любого автомобильного светильника (например, салонного). Для удобства открутите элемент и подсоедините лампу к разъему, затем подносите к магниту гаечный ключ, как описывалось выше. Исправный датчик заставит светодиод вспыхивать.


ДПКВ является одним из самых важных датчиков автомобиля, т.к. без него авто просто на просто не заведётся.

Напомню, что Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)-передают полученный импульс тока контроллёру, который в свою очередь регулирует работу двигателя. Более подробно ДПКВ читайте в статье: ДПКВ на ВАЗ. Принцип работы, признаки неисправности.

Датчик представляет из себя простейший механизм, поэтому ломаться там нечему. Но тем не менее, ничего вечного не бывает, и датчик выходит из строя.

Признаки неисправности ДПКВ

  1. Неровная работа двигателя на холостом ходу.
  2. Нет холостого хода (стоит отметить, что данные признаки неисправности имеют датчики: РХХ, ДПДЗ; советуем обратить на это внимание).
  3. Двигатель не заводится.
  4. Падение мощности двигателя.
  5. Возникает детонация при нагрузке на двигатель.

Как отремонтировать ДПКВ?

К сожалению, ДПКВ не поддаётся ремонту, НО! Чаще всего неисправность возникает не в самом датчике, а в цепи датчика. Иными словами, если ДПКВ сломался, то его нужно заменить на новый, но перед заменой нужно проверить проводку, подходящую к датчику.

При неисправном датчике, бортовой компьютер или диагностика выдаёт следующие ошибки:

Код 053 – неисправность датчика положения коленчатого вала

  • Причина 1: Датчик не подключен к жгуту проводов.
  • Причина 2: Наличие воды в соединителе датчика.
  • Причина 3: Замыкание на массу сигнальных проводов датчика.
  • Причина 4: Обрыв сигнальных проводов датчика.
  • Причина 5: Замыкание на бортсеть сигнальных проводов датчика.
  • Причина 6: Обрыв экранирующей оболочки проводов датчика или жгута.
  • Причина 7: Короткое замыкание проводов датчика.
  • Причина 8: Перепутана полярность сигнальных проводов датчика.
  • Причина 9: Неисправность датчика положения коленвала.
  • Причина 10: Неисправность высоковольтных цепей зажигания.
  • Причина 11: Неисправность блока управления двигателем.
  • Причина 12: Повышенный монтажный зазор датчика и синхродиска.
  • Причина 13: Пониженный монтажный зазор датчика и диска синхронизации.
  • Причина 14: Повышенное радиальное биение диска синхронизации.
  • Причина 15: Повреждение зубьев диска синхронизации.
  • Причина 16: Неправильная установка диска синхронизации.
  • Способы проверки исправности цепи датчика.

Датчик не подключен к жгуту проводов.

  1. Проверьте подключение датчика к жгуту проводов.
  2. Если вилка кабеля датчика подключена к розетке жгута проводов, то проверьте правильность ее подключения в соответствии с монтажной схемой жгута. Если датчик подключен неверно, то, как правило, наряду с кодом неисправности "053" могут фиксироваться, например, коды неисправностей "054", "023", "024".
  3. После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель и проконтролируйте отсутствие кода неисправности "053".

Наличие воды в соединителе датчика.

  1. Если подключение датчика к розетке жгута проводов нормальное, то отсоедините от датчика розетку жгута проводов и проверьте наличие воды в его соединителе. При необходимости вытряхните воду из вилки и розетки соединителя датчика, очистите контакты от грязи.
  2. После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель и проконтролируйте отсутствие кода неисправности "053".

Замыкание на массу сигнальных проводов датчика.

  1. Внимательно осмотрите целостность кабеля датчика и его оболочки. Возможно повреждение кабеля вентилятором охлаждения или горячими приемными трубами двигателя.
  2. Для проверки исправности цепей отсоедините датчик и блок от жгута проводов. При отключенном зажигании проверьте омметром соединение цепей "49" и "48" жгута с массой двигателя: от контактов "2" и "1" розетки датчика до металлических деталей двигателя.
  3. При необходимости устраните неисправность указанных цепей.
  4. После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель и проконтролируйте отсутствие кода неисправности "053".

Обрыв сигнальных проводов датчика.

  1. Внимательно осмотрите целостность кабеля датчика и его оболочки. Возможно повреждение кабеля вентилятором охлаждения или горячими приемными трубами двигателя.
  2. Для проверки исправности цепи жгута отсоедините датчик и блок от жгута проводов.
  3. При отключенном зажигании проверьте омметром соединение цепей:
  4. "49": от контакта "2" ("ДПКВ+") розетки датчика до контакта "49" розетки блока;
  5. "48": от контакта "1" ("ДПКВ-") розетки датчика до контакта "48" розетки блока.
  6. После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель и проконтролируйте отсутствие кода неисправности "053".

Замыкание на бортсеть сигнальных проводов датчика.

  1. Отсоедините защитный чехол розетки датчика.
  2. Включите зажигание и проверьте вольтметром напряжение между контактами розетки датчика:
  3. "2" ("ДПКВ+") и "3" ("ДПКВ-Экран");
  4. "1" ("ДПКВ-") и "3" ("ДПКВ-Экран").
  5. Если напряжение около "12 В", то отсоедините датчик и блок управления от жгута проводов. Отключите аккумулятор от бортсети и проверьте омметром связь контактов "1" и "2" розетки датчика и контактов "18", "27" и "37" розетки блока.
  6. После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель и проконтролируйте отсутствие кода неисправности "053".

Обрыв экранирующей оболочки проводов датчика или жгута.

  1. Для проверки вероятной неисправности отсоедините датчик и блок от жгута проводов и при отключенном зажигании проверьте омметром целостность экранирующей оплетки "витой пары" кабеля: от контакта "3" розетки датчика до контакта "19" розетки блока. При необходимости дополнительно осмотрите качество опрессовки и соединения оболочек экранов проводов в теле жгута.
  2. После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель и проконтролируйте отсутствие кода неисправности "053".

Короткое замыкание проводов датчика.

  1. Отсоедините датчик положения коленвала от жгута проводов.
  2. Включите зажигание и проверьте омметром вероятность замыкания цепей "49" и "48" между контактами "2" и "1" розетки жгута.
  3. Если неисправность носит непостояннный характер, то при работающем двигателе пошевелите жгут проводов и оцените характер проявления текущей неисправности "053".
  4. После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель и проконтролируйте отсутствие кода неисправности "053".

Перепутана полярность сигнальных проводов датчика.

  1. Отсоедините датчик и блок управления от жгута проводов.
  2. Проверьте омметром ошибочную установку контактных гнезд в колодку розетки датчика при условии:
  3. если контакт "1" ("ДПКВ-") розетки датчика соединен с контактом "49" розетки блока,
  4. а контакт "2" ("ДПКВ+") розетки датчика соединен с контактом "48" розетки блока.
  5. При необходимости переустановите провода в колодке датчика в соответствии с электрической схемой.
  6. После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель и проконтролируйте отсутствие кода неисправности "053".

Неисправность датчика положения коленвала.

  1. Вероятны следующие неисправности датчика:
  2. потеря чувствительности датчика в процессе эксплуатации;
  3. неправильное соединение выводов на вилке датчика;
  4. перемагничивание датчика в процессе эксплуатации.
  5. Во всех случаях датчик неисправен и требует замены.
  6. Для проверки целостности обмотки датчика, отсоедините датчик от жгута проводов и проверьте омметром сопротивление между выводами вилки датчика "1" и "2" . Оно должно быть в пределах 300..500 Ом.
  7. Для проверки чувствительности датчика отсоедините его кабель от жгута проводов и в процессе прокрутки двигателя измерьте напряжение переменного тока между выводами "2" и "1" – оно должно быть не менее 1В при частоте вращения коленвала на менее 200 об/мин.
  8. Для проверки полярности датчика снимите его с двигателя, подключите вольтметр постоянного тока между выводами "2" ("ДПКВ+")" и "1" ("ДПКВ-") кабеля датчика, резко приблизьте торец датчика к стальному предмету, если при этом показания вольтметра будут иметь положительное значение – полярность датчика правильная.
  9. После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель и проконтролируйте отсутствие кода неисправности "053".

Неисправность высоковольтных цепей зажигания.

  1. Проверьте, возможно на устойчивость работы канала синхронизации датчика положения коленвала оказывают влияние помехи бортсети, создаваемые неисправной высоковольтной частью системы зажигания.
  2. Отсоедините высоковольтные провода и проверьте омметром их активное сопротивление вместе с наконечниками – оно должно быть в пределах 6 кОм. При необходимости замените высоковольтные провода на исправные.
  3. Проверьте возможность замыкания высоковольтного разряда на массу двигателя. Поправьте трассу высоковольтных проводов, очистите оболочку проводов и наконечники от грязи.
  4. Проверьте сопротивление вторичных обмоток катушек зажигания – оно должно быть в пределах 13 кОм.
  5. После устранения неисправности включите зажигание, запустите двигатель и проконтролируйте отсутствие кода неисправности "053".

Неисправность блока управления двигателем.

Отсоедините блок управления от жгута проводов и внимательно осмотрите целостность контактов розетки жгута и вилки блока. При необходимости отрихтуйте контакты соединителя или замените их. При обнаружении воды в соединителе блок необходимо снять, остатки воды удалить, просушить блок при температуре не выше 85°C.

Какое напряжение на датчике коленвала

Методика проверки работоспособности (диагностики) датчиков фаз (деталь 21110 / 21120-3706040) и датчиков положения коленвала (деталь 21120-3847010), применяемых на автомобилях ВАЗ.

1. Проверка датчика фаз 21110-3706040

Какое напряжение на датчике коленвала

2. Проверка датчика фаз 21120-3706040

Какое напряжение на датчике коленвала

II. ДПКВ Performance Control (21120-3847010)

1.1 Снимите датчик. Выполните внешний осмотр датчика на предмет повреждений корпуса датчика, сердечника, клеммной колодки и ее контактов. Контакты должны быть чистыми. Если на контактах есть загрязнения, удалите их смесью спирта и бензина. Если сердечник загрязнен, очистите его от металлических частиц и грязи.
1.2 Проверить активное сопротивление обмотки датчика между контактами 1 и 2 блока датчиков с помощью цифрового вольтметра В7-22А (или того, который обеспечивает аналогичную или более высокую точность измерения). Значение активного сопротивления должно быть от 550 до 750 Ом. Проверку активного сопротивления датчика следует проводить при температуре датчика 22 ± 2 ° С. При проверке сопротивления необходимо учитывать погрешность измерительного прибора.
1.3 Проверить индуктивность обмотки датчика между контактами 1 и 2 блока измерителем R, L, C E7-8 на частоте 1 кГц. Значение индуктивности должно быть от 200 до 420 мГн.
1.4 Проверить сопротивление изоляции датчика между сердечником и выводами датчика (блокирующие контакты 1 и 2) с помощью мегомметра Ф4108 / 1. Сопротивление изоляции должно быть не менее 20 МОм при 500 В.

Какое напряжение на датчике коленвала

Версия 24.10.16 бета


Список автомобилей

Переместите сайт в новый домен .

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ)

Какое напряжение на датчике коленвала

Датчики ЭБУ ВАЗ.
Датчики преобразуют информацию в электрический сигнал, который принимает электронный блок управления двигателем.
Для работы ECM не требуются все датчики. Конфигурации зависят от системы впрыска и стандартов выбросов.

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) — датчик времени. Устанавливается на крышку масляного насоса.
Датчик информирует контроллер о частоте вращения и угловом положении коленчатого вала. Датчик индуктивный, реагирует на прохождение зубьев ведущего диска, который совмещен с ведущим шкивом генератора, возле его сердечника.
При неправильном подключении двигатель не запускается. Если датчик выходит из строя, система не может работать. Это единственный датчик в системе, который предотвращает движение автомобиля.
Зубцы основного диска разнесены на 6 °. Два зуба из 60 отсутствуют, и они являются стержнем синхронизма. Установочное расстояние между сердечником и зубьями колеса редуктора должно быть в пределах 1 ± 0,4 мм.

Для проверки самого ДПКВ необходимо снять его с автомобиля, открутив крепежный болт и вынув датчик из отверстия в приливе на корпусе масляного насоса. Подключите тестер к клеммам датчика для измерения сопротивления, оно должно быть 550-750 Ом. Затем переключаем тестер в режим измерения переменного тока и подносим к датчику отвертку или другой металлический предмет, при этом тестер должен регистрировать скачки напряжения.

работоспособность датчика ДПКВ можно проверить с помощью сканера, который необходимо подключить к диагностическому разъему.

Самый лучший и точный тест работы датчика положения коленвала. Это можно сделать с помощью мотор-тестера (осциллографа).

Технологический прогресс в автомобильной промышленности заключается в замене устаревших карбюраторных двигателей на двигатели с впрыском топлива. Это приводит к необходимости знать устройство и принцип работы современных двигателей с точки зрения синхронизации искр и подачи бензина в цилиндры. ДПКВ не предусмотрен на автомобилях без бортового компьютера и на карбюраторных двигателях.

Зачем нужен датчик синхронизации

ДПКВ исправляет и передает в ЭБУ следующие показатели:

  • когда поршни превышают ВМТ и НМТ в первом и последнем цилиндре;
  • измерение положения коленчатого вала.

Полученные данные передаются в ЭБУ. В результате обработки информации о положении коленчатого вала относительно мертвой точки и частоте его вращения датчик синхронизации корректирует следующие показатели ДВС:

  • объем бензина, поступающего в цилиндры;
  • время заправки;
  • момент зажигания;
  • угол поворота распределительного вала;
  • время и продолжительность работы адсорбционного клапана.

Задачи электронного блока могут различаться в зависимости от сложности устройства ДВС, однако ни один ЭБУ не работает без датчика положения коленчатого вала.

Из-за неисправности ДПКВ искра задерживается или ожидается относительно рабочего цикла двигателя, что приводит к неправильной работе двигателя внутреннего сгорания или невозможности запуска двигателя. Это также способствует неполному сгоранию рабочей смеси и, как следствие, чрезмерному расходу топлива и снижению динамических характеристик автомобиля.

Устройство ДПКВ

Какое напряжение на датчике коленвала

Деталь представляет собой стальной сердечник с обмоткой из медной проволоки, помещенный в пластиковый корпус и заполненный композитной смолой.

Есть 3 типа датчиков синхронизации:

Какое напряжение на датчике коленвала

  1. Индукция. Принцип работы основан на использовании намагниченного сердечника с намотанной на него медной проволокой, на концах которой измеряется изменение напряжения. Помимо фиксации положения коленчатого вала, он измеряет скорость его вращения, что также необходимо для качественной работы ДВС. Индукционные датчики — самые распространенные и часто используемые в автомобильном устройстве.
  2. Оптический. Их конструкция основана на светодиоде, излучающем световой поток, и приемнике, фиксирующем свет на другой стороне. Когда световой луч попадает на контрольный зубец, он прерывается, приемник определяет его отсутствие, и информация передается в ЭБУ.
  3. Датчик Холла. Он работает на основе одноименного физического эффекта. На валу двигателя расположен магнит; когда он проходит через датчик, в датчике генерируется постоянный ток, который фиксируется синхронизирующим диском.

Многофункциональность устройства индукционного типа и датчика Холла делает их наиболее востребованными в конструкции современных двигателей.

Расположение датчика

Стабильная работа двигателя зависит от обслуживания датчика коленчатого вала, поэтому производители автомобилей размещают его в легкодоступном месте для быстрого устранения неисправностей. Несмотря на плотное расположение деталей под капотом, определить, где находится датчик синхронизации, довольно просто.

Какое напряжение на датчике коленвала

Справочный диск. Другие имена — master или sync.

Чаще всего он располагается на кронштейне между шкивом генератора и маховиком.

Он выделяется среди других электронных датчиков проводом (длиной 70 см) со специальным разъемом для подключения к бортовой сети автомобиля.

Для замены и установки ДПКВ необходимо только правильно выставить зазор между тягой и синхронизирующим диском. Размер зазора варьируется от 0,5 до 1,5 мм и зависит от марки и модели конкретного автомобиля. Расстояние регулируется с помощью специальных шайб, размещаемых между устройством и местом установки.

Еще кое-что полезное для вас:

Видео: Датчик положения коленчатого вала ДПКВ

Принцип работы датчика синхронизации

Для стабильной работы двигателя рабочий процесс ДПКВ происходит по следующему принципу:

  1. На коленчатом валу установлена ​​специальная шестерня (опорный диск) с двумя недостающими зубьями — стартерным и нулевым.
  2. При вращении коленчатого вала зубья, проходя через магнитное поле ДПКВ, изменяют его — в результате в устройстве формируются импульсы, данные которых передаются в блок управления;
  3. Когда звездочка с отсутствующими зубьями проходит мимо датчика, характер импульсов меняется, и блок определяет исходное положение коленчатого вала;
  4. основываясь на подсчете поступающих импульсов, компьютер определяет положение коленчатого вала за заданный промежуток времени:
  5. После обработки информации ЭБУ отправляет сигналы в соответствующие системы автомобиля и их работа корректируется.

Следовательно, обеспечивается стабильная работа автомобиля.

Признаки неисправности датчика положения коленвала

Какое напряжение на датчике коленвала

Первое, на что стоит обратить внимание: DPKV не утиль и время от времени не работает, работает в определенном режиме или вообще не работает. Это связано с простотой конструкции элемента. Процесс разрушения изделия необратим. Если он потерял трудоспособность, он больше не будет работать. Эта деталь не подлежит ремонту. Если контроль подтверждает свою неисправность, его заменяют новым.

Есть несколько причин, способствующих его поломке. Негативное влияние оказывают нагрузки при высоких температурах, повышенной влажности, резких перепадах температуры и механических нагрузках. В результате автомобиль работает в неуказанном режиме или не заводится.

Признаки неисправного ДПКВ не зависят от его типа. Следующие симптомы укажут водителю на неисправность датчика положения коленчатого вала:

Прежде чем приступить к замене, стоит понять, что перечисленные симптомы проявляются и при других неисправностях автомобиля. Поэтому перед началом ремонта автомобиля проводится полная диагностика ДВС для выявления точной причины неисправности. Это позволит избежать ненужных затрат и ускорит восстановление транспортного средства.

Датчик синхронизации положения коленчатого вала относится к неремонтопригодным частям автомобиля, и в случае неисправности заменяется на новый.

Методы диагностики ДПКВ

При определении исправности датчика положения коленчатого вала руководствуются принципом от простого к сложному. То есть сначала осмотр, потом проверка характеристик с помощью приборов (омметра, осциллографа или компьютера). Отсутствие подвижных частей и простота конструкции элемента делают его довольно надежной деталью. Поэтому в редких случаях выходит из строя сам датчик коленвала. Чаще всего он получает механические повреждения при ремонтных работах под капотом автомобиля или из-за попадания посторонних предметов между датчиком и шестерней.

Прежде чем приступить к диагностике электронного компонента, необходимо отметить его исходное положение на двигателе. После разборки прибор проверяют на наличие дефектов внешних поверхностей. Если ДПКВ загрязнен, имеет коррозию на контактной группе, его необходимо очистить спиртом. В том случае, если осмотр покажет отсутствие дефектов, его можно диагностировать с помощью специальных приборов. Рекомендуется проверять это мультиметром, который можно переключать в разные режимы.

1. Метод проверки омметром

Этот метод прост и недорог, но не гарантирует, что неисправность будет обнаружена. С его помощью измеряется сопротивление катушки. Для этого просто одновременно прикоснитесь тестовыми выводами к выводам катушки. Полярность касания в этом случае не важна.

Показатель сопротивления зависит от характеристик катушки и обычно находится в пределах 500-700 Ом. Чтобы определить значение сопротивления вашей модели датчика, вам нужно посмотреть в описании ДПКВ или поискать в Интернете.

Мультиметр используется следующим образом:

  1. Устанавливаем измеряемый параметр (сопротивление) в диапазоне, близком к измеренному, но не ниже.
  2. Прикасаемся концами щупа к концам сенсора и наблюдаем за показаниями.

Если манометры близки к стандартным, катушка в хорошем состоянии. Недостатком этого метода является то, что он не всегда указывает на неисправность датчика коленвала. Поэтому желательно проверить другими методами.

2. Проверка показателей индуктивности

При подаче напряжения все катушки имеют индикатор индуктивности, включая катушку, расположенную в корпусе датчика коленчатого вала. Метод диагностики сводится к измерению этого показателя.

При проверке индуктивности требуются мегомметр, сетевой трансформатор, индуктивность и вольтметр. Для определения показателя выполняются следующие действия:

  1. Измерить индуктивность катушки мультиметром (стандартные значения в районе 200-400 мГн).
  2. С помощью мегомметра измерить сопротивление изоляционного слоя между концами ДПКВ (данные должны быть больше 0,5 МОм).
  3. Сетевой трансформатор используется для размагничивания катушки датчика (отклонения указывают на необходимость замены детали).

Видео: Проверка ДПКВ , проще не придумаешь. Диагностика инжектора.

3. Диагностика с помощью осциллографа

Самый продвинутый и точный метод определения исправности детали — это осциллограф. Диагностические работы проводятся при работающей панели управления.

вы также можете использовать осциллограф, чтобы проверить работоспособность снятого датчика коленчатого вала. Для этого требуется электронный осциллограф и специальное программное обеспечение. В этом случае проверка проводится по алгоритму:

  1. Датчики необходимо подключить к клеммам датчика положения коленчатого вала;
  2. Запустите программу;
  3. Подойдите к детали любым металлическим предметом.

При исправном датчике на экране прибора строится график по показаниям ДПКВ.

Если деталь реагирует на движение металлического предмета, то это пригодится. Но результат его проверки на исправном двигателе внутреннего сгорания будет более точным.

Самый простой, надежный и быстрый способ определения работоспособности ДПКВ — установка известного датчика синхронизации взамен проверенного. А если проблемы с автомобилем исчезнут, вывод однозначный: деталь бракованная и ее необходимо заменить.

При установке необходимо учитывать правильный монтаж: соблюдение необходимого расстояния между ДПКВ и маховиком. Узнать этот показатель можно из инструкции к датчику или из интернета, но в среднем он составляет 0,5-1,5 мм.

Независимо от того, по какой технологии работает ДПКВ, признаки неисправностей в его работе всегда одинаковы. Если не работает датчик коленвала, то об этом вам скажут следующие признаки:

Далее вкратце остановимся на устройстве датчика коленвала для того, чтобы лучше понять причины возникновения неисправностей и методы их устранения.

Маркировка и взаимозаменяемость деталей

Инжекторные двигатели 2111 АвтоВАЗ устанавливает, начиная с 1994 года, на широкий ряд своих моделей с литерой i в маркировке:

  • 2108 и 21083;
  • семейство 2109 (включая 21093 и 21099);
  • 2114 и 2115;
  • 2110–2112.

На всех таких машинах конструкция датчика коленвала аналогична ВАЗ-2109, поэтому ошибиться при его покупке затруднительно.

Датчик коленвала ВАЗ-2109

Деталь имеет номер по заводскому каталогу 2112–3847010–04. При маркировке на внешнюю поверхность наносят обычно не этот номер, а артикул изделия. Он может различаться в зависимости от производителя, но наиболее распространены детали, выпущенные костромским с маркировкой 30.3847 (191–3837).

Устройство датчика коленвала

Для того чтобы понять работу и ошибки датчика коленчатого вала, в первую очередь необходимо разобраться с принципом его работы. Он представляет собой конструкцию из стального сердечника, обмотанного медным проводом, помещенного в пластмассовый корпус. Все провода изолированы друг от друга компаундной смолой.

2160.jpg

Датчик положения коленвала/распредвала. Устройство и назначение

Видео лекция об устройстве и назначению датчика положения коленвала/распредвала. Функциональные особенности и выход из строя датчиков положения коленчатого вала и распределительного вала (ДПКВ и ДПРВ).
Подробнее

Задача устройства — фиксировать прохождение возле датчика металлических зубьев шкива. На нем есть 60 зубьев, 2 из которых отсутствуют. Именно прохождение этого пустого промежутка должен зафиксировать датчик. Это дает возможность синхронизировать работу системы зажигания и системы питания с тем, чтобы обеспечить правильную последовательность подачи топлива через форсунки. Это необходимо для создания оптимальной топливной смеси.

Перед тем как перейти непосредственно к описанию принципа работы датчика коленвала необходимо указать, что всего существует три их разновидности. В частности:

  • Индукционный датчик. В его основе лежит использование намагниченного сердечника, вокруг которого намотана медная проволока (катушка), концы которой выведены для фиксации изменения напряжения. Именно такой тип датчика чаще всего устанавливается в современных машинах.
  • Оптический датчик работает на основе светодиода, который излучает световой луч и приемника, фиксирующего этот луч с другой стороны. При прохождении контрольного зуба луч прерывается, что фиксируется контрольным прибором. Информация о частоте вращения передается на ЭБУ.
  • Датчик Холла. Он основан на одноименном физическом эффекте. Так, на коленвале установлен магнит, который фиксируется датчиком, в котором в этот момент начинается движение постоянного тока, что фиксируется синхронизирующим диском. Подробнее об этом вы можете почитать в следующей статье.

Далее перейдем к рассмотрению неисправностей.

Расположение ДПКВ — особенности конструкции

Обычно данный датчик располагается возле шкива привода ремня генератора. На этом шкиве обычно сделан по окружности зубчатый венец, так называемый диск синхронизации. Именно на вращение этого диска и реагирует датчик.


Стоит отметить, что для точного получения данных о вращении коленчатого вала, ДКПВ располагается на определенном удалении от диска.

У правильно установленного устройства расстояние между его сердечником и вершиной любого зуба должно составлять 0,6-1,5 мм.

Место расположения ДКПВ не самое удобное, но добраться до него вполне возможно.

На автомобилях используется несколько разных по конструкции и принципу работы ДПКВ:

  • индукционный (один из самых распространенных);
  • датчик, использующий эффект Холла;
  • Оптический.

Об особенностях конструкции и работы каждого из них пока говорить не будем, перейдем сразу к неисправностям.

main-19.jpg

Устройство и функции ДПКВ

Данный узел автомобиля позволяет осуществлять регулировку системы топливного впрыска вашего транспортного средства. Кроме того, ДПКВ отвечает за синхронность при функционировании каждой из топливных форсунок и полностью всей системы зажигания машины. Устройство датчика положения коленвала имеет следующие элементы:

  1. Образец капронового каркаса;
  2. Стальные магнитные сердечники;
  3. Комплект обмотки, для которой использован тонкий медный провод;
  4. Изоляция проводки (как правило, применяют смолу, эмаль).

Основная цель этого датчика положения – создание синхронизированной работы в системе зажигания и при работе комплекта топливных форсунок. При неисправной работе данной запчасти появляется нестабильная работа вовремя подачи топлива. Кроме того, на полном ходу ваш двигатель может резко остановиться, что приведет к истиранию клапанов и цилиндров.

Немного о задающих дисках

датчик коленвала опель

Задающие диски для индуктивных датчиков изготавливаются из стали, иногда заодно со шкивом коленвала (например, автомобиль Опель).

Диски для датчиков Холла изготавливаются из пластика, а в их зубьях запрессованы постоянные магниты.

Три способа как проверить датчик коленвала

Мы поговорим с вами о том, как сделать проверку индуктивного датчика, поскольку, как было указано выше, именно такой тип наиболее распространен на современных автомобилях. Перед тем как снять датчик с его посадочного места, не забудьте обозначить метками его положение на двигателе. Это избавит вас от проблем при повторном его монтаже. Итак, переходим к рассмотрению диагностики.

Проверка сопротивления омметром

0.jpg

Проверка ДПКВ с помощью омметра и осциллографа

Это наиболее простой метод, однако он не дает 100% гарантии того, что такая проверка выявит неисправность. Для этой процедуры вам понадобится мультиметр, который вы должны переключить в режим измерения сопротивления (омметр). С его помощью нужно измерить сопротивление катушки индуктивности. Сделать это можно, просто прикоснувшись щупами мультиметра попарно к выводам катушки. Полярность в данном случае не имеет значения.

Как правило, значение сопротивления большинства катушек находится в пределах 500. 700 Ом. Однако точное значение лучше почитать в документации к датчику или найти в интернете. Соответственно, на мультиметре нужно устанавливать верхний предел — 2 кОм (предел может различаться у разных моделей мультиметров, главное, чтобы он был больше измеряемого и наиболее близок к нему). Если в результате замера вы получили значение, близкое к обозначенному выше, значит, с катушкой все в порядке. Однако успокаивать себя еще рано, ведь такая проверка не полная. Лучше продолжить проверку с помощью других методов.

Проверка значения индуктивности

Любая катушка в возбужденном состоянии имеет свою индуктивность. Это же касается и той, которая встроена в корпус ДПКВ. Метод проверки заключается в измерении этого значения. Для этого вам понадобится:

  • мегаомметр;
  • сетевой трансформатор;
  • измеритель индуктивности;
  • вольтметр (желательно цифровой).

Некоторые мультиметры имеют встроенную функцию измерения индуктивности. Если же у вашего прибора ее нет, то стоит воспользоваться дополнительным оборудованием. В любом случае измеренное значение индуктивности катушки ДПКВ должно находиться в пределах 200. 400 мГн (в отдельных случаях может незначительно отличаться). Если вы получили значение, которое сильно отличается от указанного, то велика вероятность того, что датчик неисправен.

Далее нужно измерить сопротивление изоляции между провода катушки. Для этого используют мегаомметр, установив на нем выдаваемое напряжение, равное 500 В. Процедуру замера лучше проводить 2-3 раза для получения более точных данных. Измеренное значение сопротивления изоляции не должно быть ниже 0,5 МОм. В противном случае можно констатировать нарушение изоляции в катушке (в том числе возможность появления межвиткового короткого замыкания). Это указывает на неисправность прибора. Размагничивание катушки необходимо провести с помощью сетевого трансформатора. Однако самый совершенный метод диагностики ДПКВ заключается в использовании осциллографа.

Проверка с помощью осциллографа

Осциллограмма на работающем двигателе. Красным обозначено прохождение места без зубьев

С помощью этого метода можно не только узнать контролируемые значения, но и увидеть процесс формирования сигналов. Это дает исчерпывающую информацию о состоянии и работе ДПКВ. Лучше проводить его на работающем двигателе. Однако можно и снять датчик. Для работы вам понадобится электронный осциллограф и программное обеспечение для работы с ним. Проверка со снятым датчиком проходит по следующему алгоритму:

  1. Подсоединить щупы осциллографа к выводам катушки ДПКВ. Полярность не имеет значения.
  2. Запустить программу для работы с осциллографом.
  3. Взять любой металлический предмет и помахать им перед ДПКВ.
  4. Если датчик исправен, то одновременно с этим на экране будет воспроизводиться осциллограмма, которая будет строиться по данным от датчика.

Если датчик зафиксировал перемещения металлического предмета, значит, он, скорее всего исправен. Однако точный диагноз можно поставить лишь при подключении осциллографа к датчику с работающим двигателем. Это делается просто, подключив щупы параллельно к выводам датчика. Полученная таким образом осциллограмма даст вам информацию о формирующихся сигналах.

Итоги

Датчик положения коленвала индуктивного типа — несложное, однако очень важное устройство. При описанных выше признаках неисправности обязательно проведите его диагностику. Какой метод выбрать, зависит от наличия в вашем распоряжении необходимых приборов и инструментов. Советуем вам начать с простейшего метода по измерению сопротивления катушки. Если у вас нет описанных выше инструментов и приборов, то отгоните машину на СТО, где мастера проведут для вас полную диагностику.

%D0%94%D0%9F%D0%9A%D0%92-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%92%D0%90%D0%97-2114.jpg

ДПКВ для ВАЗ 2114

Где находится датчик коленвала ВАЗ 2110

Блоки двигателей 1117, 21124, 21126, 2111, 2170 независимо 16 клапанные или 8 кл, конструктивно одинаковые и различны только головками блока. 16 клапанные имеют два распредвала и по ширине превосходят почти в два раза 8 клапанные головки.

ВАЗ-2110, эксплуатируется как с 8 кл. двигателями, так и 16 кл., но расположение ДПКВ неизменно и крепится в нижней части двигателя.

Замена

  1. Первым делом обязательно необходимо обесточить систему для этого от аккумуляторной батареи отсоединяем минусовую клему.
  2. Дальше все очень просто: одной рукой беремся за колодочку проводов и отсоединяем ее от устройства.



Отсоединенная колодочка



Откручиваем болт



Извлекаем котролер

На этом работа закончена, остается завести двигатель и проверить работу.

Где установлен

Датчик холла размещён внутри распределителя зажигания (трамблёра). Магнитный элемент закреплён на опорной пластине, под пыльником бегунка, двумя винтами. От него отходят 3 провода: красный, зелёный и чёрный (плюсовой, импульсный, минусовой) и соединяются с колодкой, которая на выходе из корпуса трамблёра закреплена на 1 винт. Цоколёвка (распиновка) проводов именно в таком порядке.

Где установлен

Способы устранения неисправностей

Если возникли проблемы с контролером положения коленчатого вала, то здесь есть только один выход. Это его замена. Ремонту он не поддается. Да и нет смысла с ним возиться, так как стоит он недорого.

Проверить ДПКВ можно двумя способами.

Установка рабочего

Нужно просто взять рабочий и установить вместо старого. Если двигатель завелся и работает, так как нужно без перебоев и не глохнет, значит, проблема именно в нем. Требуется замена. Если же нет, и работа автомобиля не наладилась, то нужно искать проблему в другом.

Проверка старого

Старый проверяется следующим образом:



Проверка сопротивления

Осциллограмма ДПКВ ВАЗ

Читайте также: