Вилка включения раздатки уаз патриот

Обновлено: 05.07.2024

В системе полного привода внедорожника UAZ Patriot присутствует такой важный узел, как раздаточная коробка. Данный механизм необходим для перераспределения вращающего момента между приводными валами.

До 2013 г. ульяновский производитель оснащал свои новые UAZ Patriot механическим раздаточным узлом. Затем разработчики решили обновить привод. В числе главных обновлений фигурировала замена штатной раздатки на более совершенный корейский механизм Dymos. Но корейской здесь является только компания, а само производство агрегата осуществляется в КНР.

Наша статья расскажет о том, что собой представляет раздатка Даймос для УАЗ-3163, где будут рассмотрены конструктивные особенности узла и основные преимущества перед классической механической конструкцией. Расскажем о том, когда требуется ремонт, при выполнении которого пригодится схема.

Особенности раздаточной коробки

Раздатка Даймос, которым в настоящее время оснащается UAZ Patriot, представляет собой двухступенчатый редуктор, где система шестерен помещена в алюминиевый корпус. Основным передаточным звеном в агрегате выступает цепь, посредством которой момент направляется к передней оси. Управление раздаточным узлом обеспечивает специальный электромеханический механизм, позволяющий выбирать различные режимы езды.

Раздаточная коробка dymos Уаз Патриот

К примеру, в традиционной механической коробке выбора передач роль переключателя выполняет рычаг, на который воздействует водитель посредством ручного усилия. Сегодня на смену указанному рычагу пришла управляющая шайба, которая располагается между сидениями. Данный регулятор повысил комфорт от управления внедорожником.

Одним из главных преимуществ, которыми обладает новая раздатка Даймос, является ее способность выдерживать повышенные нагрузки. Кроме того, новый агрегат прибавил в размерах в сравнении с предшественником. Это повлекло изменение в конструкции карданного вала заднего моста UAZ Patriot, после чего он стал производиться цельным. Ранее этот передаточный элемент представлял собой пару пустотелых труб, имевших промежуточный сегмент соединения. Теперь это звено (подшипник) отсутствует, что благоприятно способствует снижению уровня вибраций и повышает ресурс всего механизма.

Также конструкция раздаточного узла позволила отказаться от многих шестерен и валов, которые присутствовали в старой коробке. Теперь в агрегате Dymos передатчиком момента является цепь, что существенно понижает шумность механизма в целом.

Заметим, что с целью увеличения клиренса производитель поднял новую раздатку и закрепил ее максимально высоко. Теперь величина просвета составляет 320 мм.

Для обеспечения возможности установки корейской коробки в систему привода УАЗ Патриот конструкторам пришлось изменить трансмиссионный тоннель. Его габариты сталь больше. Ввиду более крупных габаритов нового раздаточного узла разработчикам пришлось отказаться от ручного тормозного механизма. Ранее ручник блокировал задний кардан, а сам механизм располагался возле раздатки. Теперь за блокировку колес отвечают специальные механизмы, располагающиеся в непосредственной близости к дискам.

Далее рассмотрим основные преимущества корейского агрегата:

  1. Обеспечение лучшей проходимости, поскольку теперь передаточное число главной ступени агрегата равно 2,56 вместо 1,94, как это было на старой раздатке. Внедорожник стал способным уверенно преодолевать препятствия, когда на нем стоит раздатка Даймос.
  2. Новой коробкой удобно управлять. Это стало возможным благодаря присутствию прогрессивного регулятора, который производитель поместил на центральном тоннеле.
  3. Отсутствие сторонних шумов, которые ранее мог издавать механический раздаточный агрегат.

Для обновленного УАЗ Патриот стала доступной модернизированная коробка передач. Ее любезно представила та же компания — Dymos.

Далее подробней рассмотрим новый трансмиссионный агрегат.

КПП от Dymos на УАЗ Патриоте

Узел оснащен пятиступенчатым механизмом выбора передач, который в плане надежности зарекомендовал себя с положительной стороны. Коробка требует минимум ухода и славится отменным ресурсом. Несмотря на то, что трансмиссия и раздатка Даймос являются совмещенными агрегатами, производитель предусмотрел для них смазку с разной консистенцией.

Для снятия раздаточного узла с целью ремонта потребуется прибегнуть к одновременному демонтажу трансмиссионного агрегата. Для этой цели подходит схема. Только после такой процедуры станет возможным разъединение механизмов. Соединяются агрегаты посредством гаек. Между корпусами присутствует слой герметика.

На фото видим трансмиссию Dymos, совмещенную с раздаточным агрегатом.

Раздаточная коробка dymos Уаз Патриот

Если появился интерес к технологии демонтажа и разборки коробки, то с ней можно ознакомиться здесь на сайте.

Теперь поговорим о видах неисправностей, которые характерны для раздаточного агрегата УАЗ Патриот, и причинах их вызывающих. Вероятно, после диагностики вашему автомобилю потребуется ремонт, и для этой цели пригодится схема.

Поломки и причины раздаточной коробки

Несмотря на то, что в целом корейская раздатка Даймос является довольно надежным агрегатом, все-таки не исключен факт воздействия различных факторов, вызывающих появление неисправностей. Что же это за поломки?

  1. Пониженная передача в коробке начала самопроизвольно выключаться.
  2. Возникла течь смазки из корпуса агрегата.
  3. Появился шум механизма, сопровождающийся вибрацией.
  4. Присутствие следов крошения зубьев и люфтов в подшипниках.
  5. Уменьшился уровень натяжения цепи.

Что приводит к проявлению таких неисправностей? Причины могут крыться в числе нижеприведенных факторов:

  1. Износились составные компоненты как самой раздатки, так трансмиссионного агрегата.
  2. Владелец склонен длительно ездить с активированным передним мостом, нее имея на то потребности.
  3. Систематическое воздействие повышенных нагрузок, вызванное неправильной эксплуатацией раздаточного узла.
  4. Использование смазки, которая не попадает под регламент производителя.
  5. Ослабло крепление подушек мотора или эти компоненты пришли в негодность, о чем подскажет вибрация при старте.
  6. Длительное воздействие вибраций, что может быть вызвано неправильным давлением в шинах или прочими факторами, в том числе и износом карданной передачи.
  7. Некорректные доработки агрегатов в системе привода УАЗ Патриот.

При появлении обозначенных признаков владельцу УАЗ Патриот рекомендуется не откладывать надолго с диагностикой привода, а принять меры по скорейшему выявлению неисправностей и их ликвидации. И если требуется ремонт, схема поможет в этом деле.

Подведем итоги

Приведем важную информацию! Некоторые владельцы задаются целью заменить старую раздатку на новый агрегат. Можно ли так сделать? Установка корейского узла на УАЗ Патриот возможна, однако потребуется произвести определенную работу. Ремонт можно осуществить самостоятельно, в этом поможет схема. Здесь необходимо заменить кожух тоннеля, карданные передачи, поперечины рамы трансмиссионного агрегата, приводной механизм ручника, электропроводку и топливные магистрали.

Она прикреплена четырьмя болтами к задней стенке картера коробки передач и уплотнена герметиком.

Центрирование раздаточной коробки относительно коробки передач осуществляется по наружной обойме двухрядного подшипника вторичного вала коробки передач.

На задней части картера раздаточной коробки установлен механизм стояночного тормоза.

Раздаточная коробка УАЗ Патриот

В картере раздаточной коробки на подшипниках качения установлены ведущий и промежуточный валы, валы привода переднего и заднего мостов с прямозубыми шестернями.

Ведущим валом для раздаточной коробки служит шлицевый конец вторичного вала коробки передач, он установлен в ведущую шестерню раздаточной коробки.

Соосно с ведущим валом на двух шариковых подшипниках установлен вал привода заднего моста.

Между подшипниками находится червячная шестерня привода спидометра.

Промежуточный вал, выполненный за одно целое с промежуточной шестерней понижающей передачи, вращается на одном роликовом и одном шариковом подшипниках.

Вал привода переднего моста, изготовленный за одно целое с шестерней, установлен в нижней части картера раздаточной коробки и вращается на двух шариковых подшипниках.

Механизм переключения раздаточной коробки состоит из двух штоков и двух вилок, расположенных в крышке картера раздаточной коробки. Вилки скользят по неподвижным штокам и снабжены шариковыми фиксаторами.

Разборку раздаточной коробки производите в следующем порядке:

Раздаточная коробка УАЗ Патриот разборка

Отсоедините раздаточную коробку от коробки передач.

Отверните четыре болта и снимите крышку 1 люка отбора мощности с прокладкой.

Поставьте рычаг переключения передач в положение выключения переднего моста. Отверните четыре болта крепления и снимите механизм 2 переключения, наклоняя механизм назад.

Выверните два винта 7 и снимите барабан 6 стояночного тормозного механизма.

Удерживая фланец 3 вала привода заднего моста с помощью специального ключа, отверните гайку 5 фланца и снимите фланец с упорной шайбой 4.

Отверните четыре болта 8 крепления тормозного механизма 9 к раздаточной коробке и снимите его.

Раздаточная коробка УАЗ Патриот разборка

Отверните датчик 3 включения переднего моста. Удерживая фланец 7 вала привода переднего моста при помощи специального инструмента, отверните гайку 9, снимите упорную шайбу 8 и фланец.

Отверните три болта 5 и снимите крышку 6 и прокладку 10.

Отверните болты 1 соединения частей картера и разъедините картер так, чтобы все внутренние детали остались на крышке.

Не вынимайте заглушки 2 и 4 без крайней необходимости.

Раздаточная коробка УАЗ Патриот разборка

Отверните болт 9 крепления стопора 10 штоков 3 и 4 вилок и выпрессуйте при помощи латунного молотка штоки из крышки картера, одновременно сняв с них вилки 5 и 7.

При этом удерживайте от выпадения шарики 6 и пружины 8 фиксаторов, находящиеся в гнездах вилок.

Снимите стопор 1 штуцера ведомой шестерни 2 спидометра и выньте шестерню вместе со штуцером.

Снимите крышки 19 и 23 подшипников 14 и 25 промежуточного вала 11 и вала 12 привода переднего моста соответственно.

Раздаточная коробка УАЗ Патриот разборка

С помощью двух отверток снимите стопорные кольца 16 и 20 подшипников промежуточного вала и вала привода переднего моста.

Выпрессуйте валы при помощи оправки и молотка.

Отверните гайку 24 промежуточного вала.

Съемником выпрессуйте промежуточную шестерню 2 совместно с внутренним кольцом 3 подшипника. Не снимайте шестерню без крайней необходимости.

Отверните гайку 15 вала привода переднего моста.

Съемником выпрессуйте шестерню 1 привода переднего моста совместно с внутренним кольцом 4 подшипника.

Раздаточная коробка УАЗ Патриот разборка

Не снимайте шестерню без крайней необходимости.

Раздаточная коробка УАЗ Патриот разборка

Отверните один болт 26 и снимите крышку 1 заднего подшипника вала привода заднего моста.

Раздаточная коробка УАЗ Патриот разборка

Выпрессуйте вал привода заднего моста при помощи латунного молотка.

Снимите стопорное кольцо 3 и выпрессуйте съемником наружную обойму подшипника 4.

Раздаточная коробка УАЗ Патриот разборка

Съемником выпрессуйте подшипник 8 вместе с ведущей шестерней 7 спидометра и внутренним кольцом 6 подшипника 4.

Отверните два винта 11 пластины 10 крепления фиксатора.

Снимите пластину 10 крепления фиксатора, пружину 9 рычага и рычаг 8 переключения передач.

Из пластины крепления фиксатора выпрессуйте штифт 13 фиксатора со стороны, противоположной рифлению на штифте.

Не выпрессовывайте без крайней необходимости штифты 6 и стойки 14 фиксатора

Более подробно, разборка раздаточной коробки в гаражных условиях

Снимаем барабан стояночного тормоза.

Разборка раздаточной коробки УАЗ
Разборка раздаточной коробки УАЗ

Для этого отверткой откручиваем два винта крепления тормозного барабана

Снимаем тормозной барабан

Разборка раздаточной коробки УАЗ
Разборка раздаточной коробки УАЗ

Раскерниваем гайку крепления фланца

Удерживая фланец вала привода заднего моста с помощью приспособлений, откручиваем гайку фланца

Разборка раздаточной коробки УАЗ
Разборка раздаточной коробки УАЗ

Вынимаем гайку и фланец с упорной шайбой

Откручиваем четыре болта крепления тормозного механизма

Разборка раздаточной коробки УАЗ
Разборка раздаточной коробки УАЗ

Вынимаем тормозной механизм

Откручиваем крышку держателя сальника

Разборка раздаточной коробки УАЗ
Разборка раздаточной коробки УАЗ

Вынимаем крышку держателя сальника

Откручиваем болты крепления двух крышек подшипников промежуточного вала и вала привода переднего моста, и снимаем крышки

Разборка раздаточной коробки УАЗ
Разборка раздаточной коробки УАЗ

С помощью тонкого зубильца раскерниваем гайки крепления валов

Ослабляем гайки валов, удерживая валы от проворачивания с помощью приспособления, установленного во фланец

Обычно раскернивать и ослаблять гайки хорошо, когда коробка еще стоит на автомобиле.

Тогда не приходится удерживать валы от проворачивания

Разборка раздаточной коробки УАЗ

Откручиваем болт крепления датчика скорости

Извлекаем датчик скорости вместе с валиком привода

Разборка раздаточной коробки УАЗ
Разборка раздаточной коробки УАЗ

Откручиваем гайку крепления фланца, удерживая приспособлением фланец

Разборка раздаточной коробки УАЗ
Разборка раздаточной коробки УАЗ

Если фланец не извлекается, стягиваем его с помощью универсального съемника

Вынимаем фланец и упорную шайбу

Разборка раздаточной коробки УАЗ
Разборка раздаточной коробки УАЗ

Откручиваем три болта крепления крышки

Вынимаем крышку сальникодержатель

Переворачиваем раздаточную коробку

Разборка раздаточной коробки УАЗ
Разборка раздаточной коробки УАЗ

Извлекаем подшипник вала привода заднего моста

Откручиваем болты соединения частей картера

Разборка раздаточной коробки УАЗ
Разборка раздаточной коробки УАЗ

Откручиваем болт крепления стопора штоков вилок

С помощью подходящей выколотки выбиваем стопор

Разборка раздаточной коробки УАЗ
Разборка раздаточной коробки УАЗ

Откручиваем четыре болта крепления механизма переключения

Снимаем механизм переключения, наклоняя механизм назад

Разборка раздаточной коробки УАЗ

Разъединяем картер так, чтобы все внутренние детали остались на крышке

Разборка раздаточной коробки УАЗ
Разборка раздаточной коробки УАЗ

Поправляем вилкой включения и вынимаем шестерню включения прямой и понижающей передач

Вынимаем подшипник вала привода переднего моста

Разборка раздаточной коробки УАЗ
Разборка раздаточной коробки УАЗ

Откручиваем до конца гайку промежуточного вала

Поддеваем отверткой и вынимаем уплотнительное кольцо

Разборка раздаточной коробки УАЗ
Разборка раздаточной коробки УАЗ

С помощью двух отверток вынимаем стопорное кольцо вала привода переднего моста

Вынимаем валы и штоки вилок с крышки раздаточной коробки

Разборка раздаточной коробки УАЗ

Вилки фиксируются с помощью шариков и пружинок.

При разборке нужно не потерять их

После разборки детали промываем осматриваем, и после дефектации собираем раздаточную коробку.

Раздаточная коробка УАЗ-Патриот (УАЗ-3163), изображенная на рис. 1 - двухступенчатая с понижающей передачей, механическая, с одним рычагом переключения и датчиком включения переднего моста.


Рис.1. Раздаточная коробка (раздатка) УАЗ-Патриот (УАЗ-3163)

В процессе эксплуатации раздатки проверяйте уровень масла и заменяйте его в сроки, предусмотренные таблицей смазывания. Периодически проверяйте все крепления.

При обнаружении течи выясните причину и неисправные детали (прокладки, манжеты) замените, на резьбу сквозных болтов и плоскости разъема нанесите автогерметик-прокладку.

Уровень масла в раздаточной коробке должен быть у нижнего края заливного отверстия. Раздаточная коробка регулировок не имеет.

Разборка раздаточной коробки УАЗ-Патриот (УАЗ-3163)


Рис. 2. Разборка раздаточной коробки УАЗ-Патриот, УАЗ-3163

1 -болт; 2, 4 -заглушки; 3 -датчик включения переднего моста; 5 -болт; 6 -крышка; 7 -фланец вала привода переднего моста; 8 -шайба; 9 -гайка; 10 -прокладка; 11 - подшипник



Рис. 3. Снятие механизма раздатки УАЗ-Патриот

1 -крышка верхнего люка; 2 –механизм переключения передач; 3 -фланец вала привода заднего моста; 4 -шайба; 5 –гайка крепления фланца; 6 -барабан стояночного тормозного механизма; 7 -винты; 8 -болт; 9 -стояночный тормозной механизм

Разборку раздаточной коробки производите в следующем порядке:

- Отсоедините раздаточную коробку от коробки передач.

- Отверните четыре болта и снимите крышку 1 (рис.3) люка отбора мощности с прокладкой.

- Поставьте рычаг переключения передач в положение выключения переднего моста. Отверните четыре болта крепления и снимите механизм 2 переключения, наклоняя механизм назад.

- Выверните два винта 7 и снимите барабан 6 стояночного тормозного механизма.

- Удерживая фланец 3 вала привода заднего моста с помощью специального ключа, отверните гайку 5 фланца и снимите фланец с упорной шайбой 4.

- Отверните четыре болта 8 крепления тормозного механизма 9 к раздаточной коробке УАЗ-Патриот и снимите его.

- Отверните датчик 3 (рис. 2) включения переднего моста. Удерживая фланец 7 вала привода переднего моста при помощи специального инструмента, отверните гайку 9, снимите упорную шайбу 8 и фланец.

- Отверните три болта 5 и снимите крышку 6 и прокладку 10.

- Отверните болты 1 соединения частей картера и разъедините картер так, чтобы все внутренние детали остались на крышке. Не вынимайте заглушки 2 и 4 без крайней необходимости.

- Отверните болт 9 (рис. 8) крепления стопора 10 штоков 3 и 4 вилок и выпрессуйте при помощи латунного молотка штоки из крышки картера, одновременно сняв с них вилки 5 и -

- При этом удерживайте от выпадения шарики 6 и пружины 8 фиксаторов, находящиеся в гнездах вилок.

- Снимите стопор 1 штуцера ведомой шестерни 2 спидометра раздатки УАЗ-Патриот и выньте шестерню вместе со штуцером.

- Снимите крышки 19 и 23 подшипников 14 и 25 промежуточного вала 11 и вала 12 привода переднего моста соответственно.

- С помощью двух отверток снимите стопорные кольца 16 и 20 подшипников промежуточного вала и вала привода переднего моста. Выпрессуйте валы при помощи оправки и молотка.

- Отверните гайку 24 промежуточного вала. Съемником выпрессуйте промежуточную шестерню 2 (рис. 7) совместно с внутренним кольцом 3 подшипника.

- Отверните гайку 15 (см. рис. 8) вала привода переднего моста. Съемником выпрессуйте шестерню 1 (рис. 6) привода переднего моста совместно с внутренним кольцом 4 подшипника.

- Отверните один болт 26 (см. рис. 8) и снимите крышку 1 (рис. 5) заднего подшипника вала привода заднего моста.

- Выпрессуйте вал привода заднего моста при помощи латунного молотка.

- Снимите стопорное кольцо 3 и выпрессуйте съемником наружную обойму подшипника 4.

- Съемником выпрессуйте подшипник 8 вместе с ведущей шестерней 7 спидометра и внутренним кольцом 6 подшипника 4.

- Отверните два винта 11 (рис. 4) пластины 10 крепления фиксатора раздатки УАЗ-Патриот.

- Снимите пластину 10 крепления фиксатора, пружину 9 рычага и рычаг 8
переключения передач.

- Из пластины крепления фиксатора выпрессуйте штифт 13 фиксатора со стороны,
противоположной рифлению на штифте. Не выпрессовывайте без крайней необходимости
штифты 6 и стойки 14 фиксатора


Рис. 4. Механизм переключения передач раздатки УАЗ-Патриот, УАЗ-3163

1 -рукоятка; 2 -рычаг управления переключением; 3 - пружинная шайба; 4 -болт; 5 -защитный чехол; 6 - штифты; 7 -корпус рычага переключения; 8 –рычаг переключения передач; 9 -пружина рычага; 10 –пластина крепления фиксатора; 11 -винты; 12-пружина фиксатора; 13 -штифт; 14 -стойки фиксатора; 15 –фиксатор


Рис. 5. Снятие вала привода заднего моста УАЗ-Патриот

1 -крышка заднего подшипника с манжетой; 2 -прокладка; 3 –стопорное кольцо; 4 -подшипник; 5 -вал привода заднего моста; 6 -внутреннее кольцо подшипника; 7 -ведущая шестерня привода спидометра; 8 -подшипник; 9 - шестерня включения прямой и понижающей передач


Рис. 6. Вал привода переднего моста в сборе

1 -шестерня привода переднего моста; 2 –муфта отключения переднего моста; 3 -вал привода переднего моста; 4, 5 - внутренние кольца подшипников


Рис. 7. Промежуточный вал раздатки УАЗ-Патриот в сборе

1 -промежуточный вал; 2 -промежуточная шестерня; 3 -внутреннее кольцо подшипника


Рис. 8. Разборка механизма переключения передач раздаточной коробки УАЗ-Патриот, УАЗ-3163

1 -стопор штуцера; 2 -ведомая шестерня спидометра со штуцером; 3 -шток вилки включения прямой и понижающей передач; 4 -шток вилки включения переднего моста; 5 -вилка включения прямой и понижающей передач; 6 -шарики; 7 -вилка включения переднего моста; 8 -пружины; 9 -болт; 10 - стопор штоков; 11 -промежуточный вал; 12 -вал привода переднего моста; 13 - болт; 14 -подшипник промежуточного вала; 15, 24 -гайки; 16, 20 –стопорные кольца; 17,21 -прокладки; 18, 22, 26 - болты; 19, 23 -крышки подшипников; 25 - подшипник промежуточного вала

Оценка технического состояния деталей раздатки УАЗ-Патриот

После разборки все детали раздаточной коробки тщательно промойте в керосине, продуйте сжатым воздухом и осмотрите.

При этом обратите внимание на следующее. Внешним осмотром выявите трещины, сколы, изломы, обратив особое внимание на ушки крепления картера и крышки, состояние резьбы в отверстиях, отсутствие забоин и заусенцев на уплотняемых поверхностях.

Картер и крышку, имеющие трещины, сколы, изломы, замените. Мелкие дефекты устраните. Имейте в виду, что картер и крышка раздаточной коробки обрабатываются совместно и поэтому не взаимозаменяемы у разных раздаточных коробок.

На зубьях шестерен раздатки не должно быть сколов и забоин. Боковая поверхность зубьев не должна иметь следов выкрашивания и смятия, на торцовых поверхностях шестерен не должно быть задиров.

Посадочные поверхности не должны иметь повреждений и износа, нарушающих центровку деталей. Изношенные шестерни замените.

Валы раздаточной коробки не должны иметь повреждений резьбы. Шлицы вала не должны иметь задиров, заусенцев, забоин, глубокого смятия боковых поверхностей. Изношенные валы замените.

Фланцы карданных валов не должны иметь ширину впадин шлицев более 4,645 мм. Износ поверхности под рабочими кромками манжеты не должен быть глубиной более 0,3 мм.

Подшипники не должны иметь повреждений сепараторов, трещин и сколов колец и выкрашивания беговых дорожек, а также ощутимого радиального зазора. Изношенные подшипники замените.

Манжеты не должны иметь разрывов, вырывов и трещин на рабочей поверхности и деформации арматуры. Полоска износа рабочих кромок не должна быть более 2 мм. Изношенные манжеты замените.

Вилки переключения раздатки УАЗ-Патриот не должны иметь трещин, погнутости и большого износа. Изношенные детали замените. Фиксатор не должен иметь трещин и деформаций.

Защитный чехол рычага переключения не должен иметь разрывов и трещин. Чехол должен плотно охватывать рычаг и корпус рычага. При помощи щупа проведите замеры указанных ниже зазоров.

Зазор между вилкой и шестерней включения прямой и понижающей передач:
номинальный зазор 0,1-0,41 мм; допустимый (максимальный) зазор 0,5 мм. Если зазор больше допустимого, замените вилку или шестерню.

Осевой зазор шестерни привода переднего моста (зазор между шестерней 30 (см. рис. 1) и упорной шайбой 48): номинальный зазор 0,1-0,174 мм; допустимый (максимальный) зазор 0,3 мм. Если зазор больше допустимого, замените шестерню или упорную шайбу.

Зазор между вилкой 1 и муфтой 2 включения переднего моста:

Если зазор больше допустимого, замените вилку или муфту.

Осевой зазор между внутренней и наружной обоймами подшипника (с шайбой):

- номинальный зазор 0,047-0,155 мм;
- допустимый (максимальный) зазор 0,4 мм.

Если зазор больше допустимого, замените подшипник.

Сборку раздаточной коробки автомобиля УАЗ-Патриот с коробкой передач производите в следующем порядке:

- Включите вторую передачу в коробке передач.

- Ведущую шестерню раздаточной коробки введите в зацепление с валом привода заднего моста.

- Установите раздаточную коробку на барабан стояночного тормозного механизма фланцем вверх.

- Две уплотнительные прокладки и пластину смажьте с обеих сторон герметиком и установите на раздаточной коробке.

- Установите коробку передач на раздаточную коробку так, чтобы совпали отверстия для шпилек и болтов.

- Проворачивая первичный вал коробки передач, совместите шлицы вторичного вала коробки передач со шлицами ведущей шестерни раздаточной коробки и осадите коробку передач вниз.

- Установите под гайки и головки болтов пружинные шайбы и, равномерно затягивая гайки и болты, соедините коробку передач с раздаточной коробкой.

- Проверьте включение всех передач в раздаточной коробке УАЗ-Патриот, проворачивая рукой валы за тормозной барабан или фланец вала привода переднего моста и за первичный вал коробки передач.

- Все передачи должны четко фиксироваться в положениях включения и нейтральном положении.

- Рычаги переключения коробки передач и раздаточной коробки устанавливайте при установке агрегата на автомобиль.

Раздаточная коробка УАЗ-Патриот (УАЗ-3163), изображенная на рис. 1 - двухступенчатая с понижающей передачей, механическая, с одним рычагом переключения и датчиком включения переднего моста.


Рис.1. Раздаточная коробка (раздатка) УАЗ-Патриот (УАЗ-3163)

В процессе эксплуатации раздатки УАЗ-Патриот проверяйте уровень масла и заменяйте его в сроки, предусмотренные таблицей смазывания. Периодически проверяйте все крепления. При обнаружении течи выясните причину и неисправные детали (прокладки, манжеты) замените, на резьбу сквозных болтов и плоскости разъема нанесите автогерметик-прокладку. Уровень масла в раздаточной коробке должен быть у нижнего края заливного отверстия. Раздаточная коробка регулировок не имеет.

Разборка раздаточной коробки УАЗ-Патриот (УАЗ-3163)


Рис. 2. Разборка раздаточной коробки УАЗ-Патриот (УАЗ-3163)

1 -болт; 2, 4 -заглушки; 3 -датчик включения переднего моста; 5 -болт; 6 -крышка; 7 -фланец вала привода переднего моста; 8 -шайба; 9 -гайка; 10 -прокладка; 11 - подшипник


Рис. 3. Снятие механизма раздатки УАЗ-Патриот

1 -крышка верхнего люка; 2 –механизм переключения передач; 3 -фланец вала привода заднего моста; 4 -шайба; 5 –гайка крепления фланца; 6 -барабан стояночного тормозного механизма; 7 -винты; 8 -болт; 9 -стояночный тормозной механизм

Разборку раздаточной коробки УАЗ-Патриот (УАЗ-3163) производите в следующем порядке:

- Отсоедините раздаточную коробку от коробки передач.
- Отверните четыре болта и снимите крышку 1 (рис.3) люка отбора мощности с прокладкой.
- Поставьте рычаг переключения передач в положение выключения переднего моста. Отверните четыре болта крепления и снимите механизм 2 переключения, наклоняя механизм назад.
- Выверните два винта 7 и снимите барабан 6 стояночного тормозного механизма.

- Удерживая фланец 3 вала привода заднего моста с помощью специального ключа, отверните гайку 5 фланца и снимите фланец с упорной шайбой 4.
- Отверните четыре болта 8 крепления тормозного механизма 9 к раздаточной коробке УАЗ-Патриот и снимите его.
- Отверните датчик 3 (рис. 2) включения переднего моста. Удерживая фланец 7 вала привода переднего моста при помощи специального инструмента, отверните гайку 9, снимите упорную шайбу 8 и фланец.

- Отверните три болта 5 и снимите крышку 6 и прокладку 10.
- Отверните болты 1 соединения частей картера и разъедините картер так, чтобы все внутренние детали остались на крышке. Не вынимайте заглушки 2 и 4 без крайней необходимости.
- Отверните болт 9 (рис. 8) крепления стопора 10 штоков 3 и 4 вилок и выпрессуйте при помощи латунного молотка штоки из крышки картера, одновременно сняв с них вилки 5 и 7. При этом удерживайте от выпадения шарики 6 и пружины 8 фиксаторов, находящиеся в гнездах вилок.

- Снимите стопор 1 штуцера ведомой шестерни 2 спидометра раздатки УАЗ-Патриот и выньте шестерню вместе со штуцером.
- Снимите крышки 19 и 23 подшипников 14 и 25 промежуточного вала 11 и вала 12 привода переднего моста соответственно.
- С помощью двух отверток снимите стопорные кольца 16 и 20 подшипников промежуточного вала и вала привода переднего моста. Выпрессуйте валы при помощи оправки и молотка.

- Отверните гайку 24 промежуточного вала. Съемником выпрессуйте промежуточную шестерню 2 (рис. 7) совместно с внутренним кольцом 3 подшипника.
- Отверните гайку 15 (см. рис. 8) вала привода переднего моста. Съемником выпрессуйте шестерню 1 (рис. 6) привода переднего моста совместно с внутренним кольцом 4 подшипника.
- Отверните один болт 26 (см. рис. 8) и снимите крышку 1 (рис. 5) заднего подшипника вала привода заднего моста.

- Выпрессуйте вал привода заднего моста при помощи латунного молотка.
- Снимите стопорное кольцо 3 и выпрессуйте съемником наружную обойму подшипника 4.
- Съемником выпрессуйте подшипник 8 вместе с ведущей шестерней 7 спидометра и внутренним кольцом 6 подшипника 4.
- Отверните два винта 11 (рис. 4) пластины 10 крепления фиксатора раздатки УАЗ-Патриот.

- Снимите пластину 10 крепления фиксатора, пружину 9 рычага и рычаг 8
переключения передач.
- Из пластины крепления фиксатора выпрессуйте штифт 13 фиксатора со стороны,
противоположной рифлению на штифте. Не выпрессовывайте без крайней необходимости
штифты 6 и стойки 14 фиксатора


Рис. 4. Механизм переключения передач раздатки УАЗ-Патриот

1 -рукоятка; 2 -рычаг управления переключением; 3 - пружинная шайба; 4 -болт; 5 -защитный чехол; 6 - штифты; 7 -корпус рычага переключения; 8 –рычаг переключения передач; 9 -пружина рычага; 10 –пластина крепления фиксатора; 11 -винты; 12-пружина фиксатора; 13 -штифт; 14 -стойки фиксатора; 15 –фиксатор


Рис. 5. Снятие вала привода заднего моста УАЗ-Патриот

1 -крышка заднего подшипника с манжетой; 2 -прокладка; 3 –стопорное кольцо; 4 -подшипник; 5 -вал привода заднего моста; 6 -внутреннее кольцо подшипника; 7 -ведущая шестерня привода спидометра; 8 -подшипник; 9 - шестерня включения прямой и понижающей передач


Рис. 6. Вал привода переднего моста УАЗ-Патриот в сборе

1 -шестерня привода переднего моста; 2 –муфта отключения переднего моста; 3 -вал привода
переднего моста; 4, 5 - внутренние кольца подшипников


Рис. 7. Промежуточный вал раздатки УАЗ-Патриот в сборе

1 -промежуточный вал; 2 -промежуточная шестерня; 3 -внутреннее кольцо подшипника


Рис. 8. Разборка механизма переключения передач раздаточной коробки УАЗ-Патриот

1 -стопор штуцера; 2 -ведомая шестерня спидометра со штуцером; 3 -шток вилки включения прямой и понижающей передач; 4 -шток вилки включения переднего моста; 5 -вилка включения прямой и понижающей передач; 6 -шарики; 7 -вилка включения переднего моста; 8 -пружины; 9 -болт; 10 - стопор штоков; 11 -промежуточный вал; 12 -вал привода переднего моста; 13 - болт; 14 -подшипник промежуточного вала; 15, 24 -гайки; 16, 20 –стопорные кольца; 17,21 -прокладки; 18, 22, 26 - болты; 19, 23 -крышки подшипников; 25 - подшипник промежуточного вала

Оценка технического состояния деталей раздатки УАЗ-Патриот

После разборки все детали раздаточной коробки тщательно промойте в керосине, продуйте сжатым воздухом и осмотрите. При этом обратите внимание на следующее.
Внешним осмотром выявите трещины, сколы, изломы, обратив особое внимание на ушки крепления картера и крышки, состояние резьбы в отверстиях, отсутствие забоин и заусенцев на уплотняемых поверхностях.

Картер и крышку, имеющие трещины, сколы, изломы, замените. Мелкие дефекты устраните. Имейте в виду, что картер и крышка раздаточной коробки обрабатываются совместно и поэтому не взаимозаменяемы у разных раздаточных коробок.

На зубьях шестерен раздатки УАЗ-Патриот не должно быть сколов и забоин. Боковая поверхность зубьев не должна иметь следов выкрашивания и смятия, на торцовых поверхностях шестерен не должно быть задиров. Посадочные поверхности не должны иметь повреждений и износа, нарушающих центровку деталей. Изношенные шестерни замените.

Валы раздаточной коробки УАЗ-Патриот не должны иметь повреждений резьбы. Шлицы вала не должны иметь задиров, заусенцев, забоин, глубокого смятия боковых поверхностей. Изношенные валы замените.

Фланцы карданных валов не должны иметь ширину впадин шлицев более 4,645 мм. Износ поверхности под рабочими кромками манжеты не должен быть глубиной более 0,3 мм.

Подшипники не должны иметь повреждений сепараторов, трещин и сколов колец и выкрашивания беговых дорожек, а также ощутимого радиального зазора. Изношенные подшипники замените.

Манжеты не должны иметь разрывов, вырывов и трещин на рабочей поверхности и деформации арматуры. Полоска износа рабочих кромок не должна быть более 2 мм. Изношенные манжеты замените.

Вилки переключения раздатки УАЗ-Патриот не должны иметь трещин, погнутости и большого износа. Изношенные детали замените. Фиксатор не должен иметь трещин и деформаций. Защитный чехол рычага переключения не должен иметь разрывов и трещин. Чехол должен плотно охватывать рычаг и корпус рычага. При помощи щупа проведите замеры указанных ниже зазоров.

Зазор между вилкой и шестерней включения прямой и понижающей передач:
номинальный зазор 0,1-0,41 мм; допустимый (максимальный) зазор 0,5 мм. Если зазор больше допустимого, замените вилку или шестерню.

Осевой зазор шестерни привода переднего моста (зазор между шестерней 30 (см. рис. 1) и упорной шайбой 48): номинальный зазор 0,1-0,174 мм; допустимый (максимальный) зазор 0,3 мм. Если зазор больше допустимого, замените шестерню или упорную шайбу.

Осевой зазор между внутренней и наружной обоймами подшипника (с приставной шайбой):
- номинальный зазор 0,047-0,155 мм;
- допустимый (максимальный) зазор 0,4 мм.
Если зазор больше допустимого, замените подшипник.

Сборку раздаточной коробки автомобиля УАЗ-Патриот с коробкой передач производите в следующем порядке:

- Включите вторую передачу в коробке передач.
- Ведущую шестерню раздаточной коробки введите в зацепление с валом привода заднего моста.
- Установите раздаточную коробку на барабан стояночного тормозного механизма фланцем вверх.
- Две уплотнительные прокладки и пластину смажьте с обеих сторон герметиком и установите на раздаточной коробке.

- Установите коробку передач на раздаточную коробку УАЗ-Патриот так, чтобы совпали отверстия для шпилек и болтов. Проворачивая первичный вал коробки передач, совместите шлицы вторичного вала коробки передач со шлицами ведущей шестерни раздаточной коробки и осадите коробку передач вниз.
- Установите под гайки и головки болтов пружинные шайбы и, равномерно затягивая гайки и болты, соедините коробку передач с раздаточной коробкой.

- Проверьте включение всех передач в раздаточной коробке УАЗ-Патриот, проворачивая рукой валы за тормозной барабан или фланец вала привода переднего моста и за первичный вал коробки передач. Все передачи должны четко фиксироваться в положениях включения и нейтральном положении.
- Рычаги переключения коробки передач и раздаточной коробки устанавливайте при установке агрегата на автомобиль.

Читайте также: