Вломились с маху с музой живет в ладу определите образные средства художественной

Обновлено: 05.07.2024

Найдите в текстах слова в переносном значении. Объясните, почему такой перенос оказался возможен.

1) Зима. Мороз. Село коптит в стылое ясное небо серым дымом – люди согреваются. 2) Город шумел, трещали флаги, мокрые розы сыпались из мисок цветочниц, прыгали лошади, разукрашенные разноцветными перьями, кружились карусели (Ю.К.Олеша). 3) Я три тарелки съел (И.А.Крылов).

Упражение 2.

Найдите в текстах примеры метонимии, объясните, почему возможен такой перенос.

1) Уж верба вся пушистая Раскинулась кругом; Опять весна душистая Повеяла крылом. (А.А.Фет) 2) Не то на серебре – на золоте едал. (А.С.Грибоедов) 3) Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла – всё кипит. (А.С.Пушкин) 4) Нет, не пошла Москва моя к нему с повинною головою. (А.С.Пушкин) 5) Здесь барство дикое без чувств, без закона присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца. (А.С.Пушкин) 6) Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам. (А.С.Пушкин) 7) Аудитория внимала каждому слову лектора. 8) Она сняла с себя все золото и положила в шкатулку.

Упражение 3.

Найдите в текстах примеры синекдохи. Объясните её употребление. Объясните значение слов со звёздочками, используя толковый словарь.

1) С вечера всё спится,
На дворе темно,
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно. (А.А.Фет)
2) Что с вами, синий свитерок?
В глазах тревожный ветерок. (А.А.Вознесенский)
3) На одном диване лежит поручик* в папахе* и спит. – Вставайте! – будит доктор папаху (А.П.Чехов). 4) Контрабас* пил чай вприкуску, а флейта* - внакладку (А.П.Чехов). 5) Борода! Что ты всё молчишь? (А.П.Чехов.) 6) А писать он был великий мастер. Его докладные, объяснительные и оправдательные записки были шедеврами*. Он был известное перо* в губернии (И.А.Гончаров).7) Скажите: скоро ль нам Варшава [т. е. Польша. – Н.В.] Предпишет гордый свой закон? (А.С.Пушкин)
8) Забыли русский штык и снег,
Погребший славу их в пустыне. (А.С.Пушкин)
9) Единственная посетительница, высокая тонкая спина с длинными волосами, ругалась с местной работницей. Тощая спина рыдающим голосом отражала нападение. 10) Все спит- и человек, и зверь, и птица. 11) Я хочу немного: крышу над головой да кусок хлеба. 12) Только бесшабашная голова могла решиться на такое.

Упражение 4.

Найти в приведённом поэтическом отрывке примеры метонимии, синекдохи и указать, какова их стилистическая роль.

1) Мы разучились нищим подавать,
Дышать над морем высотой солёной,
Встречать зарю и в лавках покупать
За медный мусор золото лимонов. (Н.Тихонов)

2) Русь металась в голоде и буре,
Всё смешалось, сдвинутое враз,
Гул вокзалов крик в комендатуре,
Человечье горе без прикрас. (Н.Заболоцкий)

3) Кипящих звуков катится волна.
Их прекратить теперь уж невозможно,
Их усмирить не в силах даже пушки,
Как невозможно усмирить вулкан. (В.Солоухин)

4) Заря в разгаре – как она прекрасна!
И там, где парус реет над волной,
Встречая день, мечтательно и страстно
Поёт о счастье голос молодой. (Н.Рубцов)

5) Давно ли, гуляя, гармонь оглашала окрестность. (Н.Рубцов)

6) . То ночь новогодняя
Бьёт хрусталём о хрусталь. (М.Цветаева)

Упражение 5.

Указать в приведённом поэтическом отрывке примеры перифразы, раскрыть их значение.

1) Тлен не растлил, и сила не сломала.
И медлит та, с косою на горбе. (В.Солоухин)

2) Придут друзья – обрадуемся встрече,
На стол поставим пушкинские свечи,
Чтоб свет во тьме, как прежде, не погас! (В.Солоухин)

3) Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница? (С.Есенин)

4) Давным-давно окончен бой.
Руками всех друзей
Положен парень в шар земной,
Как будто в мавзолей. (С.Орлов)

5) И в день, когда в огне и в буре
Он, неповинный, шёл ко дну,
Мы в бездну канули с лазури,
Мы пили смертную волну. (В.Брюсов)

6) Шли в школу дети. Четверо мальчишек,
И с ними рядом девочка одна.
Её опрятный фартучек так ярко
(Как бы большая свежая ромашка)
Светился средь весенней желтизны!
И вот они обидели ромашку,
Забрызгали её водой из лужи,
Наляпали на фартук грязных пятен
И довели до горьких-горьких слёз. (В.Солоухин)

7) Каким наитием,
Какими истинами,
О чём шумите вы,
Разливы лиственные? (М.Цветаева)

8) Слёзы – на лисе моей облезлой. (М.Цветаева)

9) По небу синему грозный Илья прокатился.
Бросил, Громовник, стрелу – змейкой свернулась она.
Из-за попова сарая надвинулась гулкая туча. (П.Радимов)

9) Друзья Людмилы и Руслана! С героем моего романа без промедлений, сей же час позвольте познакомить вас. (А.С.Пушкин)

10) Под небом Шиллера и Гете их поэтическим огнем душа воспламенилась в нем. (А.С.Пушкин)

11) Но чаще занимали страсти умы пустынников моих. (А.С.Пушкин)

12) Своим пенатам возвращенный, Владимир Ленский посетил соседа памятник смиренный. (А.С.Пушкин)

13) Свой слог на важный лад настроя, бывало, пламенный творец являл нам своего героя как совершенства образец. (А.С.Пушкин)

14) Он слуге велит Лепажа стволы роковые нести за ним. (А.С.Пушкин)

Упражение 6.

а) Найдите соответствия.

б) Укажите, в каких случаях наблюдается сочетание перифраза с другими изобразительными средствами: метафорой и метонимией.

Упражение 7.

а) Прочитайте текст. Определите его тему.

Человек Средневековья был подавлен вечным страхом перед грозящей ему отовсюду смертью. Извивающаяся в неистовой пляске старуха с косой стала символом этой ненастной поры человечества. Откуда было ждать человеку помощи? Кто поможет ему? Строгий небесный отец, хмуро взирающий на презренного червя земли? Слепая судьба, которая вяло, без аппетита, будто остывший суп, поедает человеческие жизни? Кто ответит на страстную мольбу одинокого жителя холодной планеты? (К. Поярков)

б) Укажите пример использования:

эпитета _________________________________________
метафоры _________________________________________
сравнения _________________________________________
перифраза _________________________________________

в) Какие авторские мысли и чувства благодаря этим художественным приемам приобретают яркую образность и художественную силу?

Упражнение 8.

Найдите примеры гиперболы и литоты и объясните их выразительную роль.

1) Между тем перед глазами ехавших расстилалась уже широкая, бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. (А. П. Чехов)

2) Но я люблю — за что, не знаю сам —
Ее степей холодное молчанье,
Ее лесов безбрежных колыханье,
Разливы рек ее, подобные морям. (М. Ю. Лермонтов)

3) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. А. Некрасов)

4) И шествуя важно, в спокойствии чинном
Лошадку ведет под уздцы мужичок
В больших сапогах, в полушубке овчинном,
В больших рукавицах. а сам с ноготок! (Н. А. Некрасов)

Упражение 9.

а) Прочитайте текст. Выделите в нем гиперболы. Определите их художественную функцию.

. Если б не Пушкин, не Лермонтов, не деяния десятков других творцов слова с их врачующей и вразумляющей музой, если б не музыка Бетховена, Шуберта, Моцарта, Чайковского, Баха, Верди иль Вагнера, не бессмертные полотна Тициана, Рафаэля, Гойи, Нестерова или Рембрандта, человечество давно бы одичало, опустилось на четвереньки и уползло обратно в пещеры, тем более что его все время неодолимо тянет туда.

За Пушкиным путь наш, за ярким факелом его жизни, за мученическим и путеводным словом его, за титанами, подобными ему, украсившими и обогатившими человеческую жизнь. (В. П. Астафьев)

б) Выпишите из текста примеры использования:
выразительного (оценочного):

эпитета _________________________
метафоры _________________________
метонимии _________________________

в) Определите главную мысль текста.

Упражение 10.

Найдите литоты в предложениях.

1) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.А. Некрасов) 2) Дивно устроен наш свет… Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить. (Н.Гоголь) 3) В доме не было ни крошки хлеба, ни капли воды. 4) Градоначальник был столь малого роста, что не мог вмещать законов. (М.Е.Салтыков-Щедрин)

1. Гипербола основана на

1) художественном преуменьшении
2) повторении одних и тех же слов
3) художественном преувеличении

2. Троп, противоположный гиперболе –

1) эпифора
2) литота
3) синекдоха

3. При метонимии происходит

1) увеличение количества местоимений
2) употребление многозначных слов в разных лексических значениях
3) перенос значения с одного явления на другое по смежности

4. Вид метонимии, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по принципу количественного отношения между ними –

1) градация
2) синекдоха
3) гипербола

5. Троп, описательно выражающий одно понятие с помощью нескольких

1) умолчание
2) метонимия
3) перифраза

6. Отметьте примеры, содержащие метонимию.

1) Чашка из серебра.
2) Золото и серебро на столе.
3) Это старинное серебро.
4) Цепочка из серебра.


7. Отметьте примеры, содержащие синекдоху.

1) Студент нынче пошел не тот.
2) Часок! Я сейчас освобожусь.
3) И раб судьбу благословил.
4) В сумерки луга похожи на море.

8. Отметьте примеры, содержащие гиперболу.

1) Смотрите, первенцы свободы: Мороз на берегах Невы!
2) В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето.
3) Василий принес тысячу извинений.
4) Тысячи людей в мире голодают.

9. Отметьте примеры, содержащие литоту.

1) Стоит избушка на курьих ножках.
2) Клянусь я первым днем творенья, клянусь его последним днем.
3) Берег темнел, становился голубым, синим, лиловым.
4) От горшка два вершка.

10. Отметьте примеры, содержащие перифразу.

1) Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)
2) В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучина перед ней. (А.Пушкин)
3) Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)
4) О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верю.(С.Есенин)

11. Определите средства выразительности.

1) И дряхл, и сед закат осенний.
2) Пустых небес прозрачное стекло.
3) А у милого лицо занимает всё крыльцо.
4) Приветствую тебя, пустынный уголок.

А — перифраза, Б — олицетворение, В — гипербола, Г — метафора.

12. Определите средства выразительности.

1) Анчар, как грозный часовой, Стоит – один во всей вселенной. (А.Пушкин)
2) Онегин, добрый мой приятель, Родился на брегах Невы… (А.Пушкин)
3) Недаром помнит вся Россия Про день Бородина. (М.Лермонтов)
4). И воск слезами с ночника На платье капал. (Б.Пастернак)
А – гипербола, Б – метафора, В – перифраза, Г – метонимия.

13. Определите средства выразительности.

1) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.А.Некрасов)
2) Так вокруг него непоправимо тихо, Что слышно, как растет трава. (А.Ахматова)
3) Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)
4) И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу. (А.Блок)
А – гипербола, Б – метафора, В – метонимия, Г - литота.

14. Определите троп, использованный в предложении:

Люблю тебя, Петра творенье! (А.Пушкин)

1) метонимия
2) олицетворение
3) эпитет
4) перифраза

15. Определите троп, использованный в предложении:

Редкая птица долетит до середины Днепра. (Н.Гоголь)

1) литота
2) перифраза
3) гипербола
4) метонимия

16. Определите троп, использованный в предложении:

Мальчик с пальчик

1) гипербола
2) литота
3) сравнение
4) олицетворение

17. Определите троп, использованный в предложении:


Вот и довёз нас вами, ребята, наш замечательный экспресс до последней тестовой остановки.

Сегодня мы вспомним основные художественные выразительные средства языка. Я вам подскажу, как нужно выполнять задание № 25. Но беседа впереди долгая, материала много. Если вы готовы, то начнём.

Я шаг за шагом объясню порядок выполнения задания № 25.

Шаг 1 .

Внимательно прочитайте задание. Посмотрите, ЧТО вам нужно найти.

Если необходимо найти ТРОП в названных предложениях, то вспомните, что это такое и какие виды топов бывают.

Тропы – это слова, употреблённые в переносном смысле, помогающие ярко, образно, выразительно передать мысли и чувства, воссоздать необходимую картину.

Иносказание, при помощи которого передаётся суть, признаки конкретного образа.

Примеры.

Фемида( женщина с весами) – правосудие.

Преувеличение чего -либо- свойств, признаков и прочего.

Пример.

Пример.

Преуменьшение чего- либо, в противоположность гиперболе.

Пример.

Это перенос значения слова по внешнему признаку. Метафора - скрытое сравнение. В ней есть то, с чем сравнивают, но нет предмета сравнения.

Метафора бывает развёрнутая, когда создаётся целая картина сравниваемого предмета или явления.

Пример.

Это перенос свойств предметов по их внутреннему сходству (в этом отличие от метафоры, при которой сходство- внешнее).

Существую разные случаи переноса по внутреннему признаку, связи между предметами:

1.между предметом и материалом

2.между содержимом и содержащим.

3.между действием и орудием действия.

4.между автором и его произведением.

5.Между местом и людьми, там находящимися.

Примеры.

1.Не то на серебре- на золоте едал ( А.Грибоедов).

2. Скушай ложечку. Выпей чашечку.

3.Перо его дышит местью.

4. Читаю Толстого, слушаю Чайковского.

Наделение неживых е предметов наделяют свойствами живых - способностью мыслить, чувствовать, переживать.

Пример.

Это перенос значения по количественному признаку: когда вместо единственного числа употреблено множественное и наоборот, часть вместо целого.

Когда о человеке в целом говорят через его деталь (одежды, внешности, особенности характера).

Примеры:

Пуще всего береги копейку

Не путайте сравнение с метафорой. В сравнении есть и то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают. Часто используются союзы: как, словно, будто.

Пример.

Образное определении. По- другому, это определение, обозначающее качество, предмета, которое в жизни нельзя увидеть .

Помните! Эпитетами не всегда являются прилагательные, могут быть и другие части речи.

Примеры.

Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком (С.Есенин)..

Кругом трава так весело цвела.

…когда весенний первый гром, как бы резвяся и играя, грохочет в небе голубом

Шаг 2.

Типы слов по смыслу

Синонимы - это слова одной части речи, которые отличаются оттенками значений и стилистическим применением в речи (великолепный, превосходный, изумительный, роскошный, отличный, замечательный, классный, супер).

Контекстные синонимы - это слова, которые являются синонимами только в данном контексте.

Например: по характеру это была добрая, мягкая женщина.

Синонимы данных слов вне текста:

Добрый - сердечный, душевный, жалостливый, человечный и др.

Мягкий - пухлый, пластичный, эластический, пушистый.

Антонимы - это противоположные по смыслу слова (забраковать – одобрить, оригинал – подделка, чёрствый - отзывчивый).

Контекстные антонимы - это слова, которые являются антонимами только в данном контексте. Противопоставление подобных слов является чисто индивидуальным авторским решением.

Например: один день – вся жизнь, волки - овцы, поэт – стихотворец.

Омонимы - это слова, которые пишутся одинаково, но имеют совершенно разные значения (коса девичья и коса как сельскохозяйственное орудие).

Паронимы – это слова, сходные по написанию и звучанию, но имеющие различное значение ( великий- величественный, эффектный- эффективный).

Типы слов по сфере употребления

Общеупотребительные слова - это слова, значение которых известно всему народу, всем носителям данного языка (небо, школа, синий, ходить, красиво и т.д.)

Профессионализмы (или специальная лексика)– эти слова употребляются людьми определённой профессии (шприц, скальпель – врачами; корень, морфология, синтаксис- учителями русского языка).

Термины названия определённых понятий, которые используются в той или иной области знаний (например: функция, демократия)

Жаргонизмы- это слова и выражения, которые используются в в социальных группах при неформальном общении (например: глючить, хакнуть – компьютерный жаргон, то есть сленг; ксива, малява- воровской жаргон; училка, трояк, домашка- школьный;

Типы слов по происхождению

Устаревшая лексика (архаизмы)- это устаревшие слова, вышедшие из постоянной речи , так как с течением времени были заменены другими словами (очи- глаза, ланиты- щёки).

Историзмы - это устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением явлений, которые они обозначали. Данные слова могут употребляться для описания исторической эпохи (кольчуга, ботфорты).

Неологизмы - новые слова, недавно возникшие в языке и не утратившие своей новизны. С течением времени данные слова переходят в группу общеупотребительных. Так совсем недавно неологизмами были слова: компьютер, планшет, мобильный телефон, смартфон, однако сегодня они уже переходят в разряд общеупотребительных.

Исконно русские слова – слова, возникшие в древности у восточных славян, старославянизмы (сладкий, враг, ведать )

Заимствованные слова (иноязычные)- по происхождению эти слова заимствованы из других языков. Часто это происходит в период экономического, культурного общения, взаимосвязей стран и народов. (Например, гипербола- слово греческого происхождения, модернизация- французского).

Варваризмы – это иноязычные слова, вошедшие в русскую речь, но всегда воспринимаемые как чужеродные. Их часто используют для описания иностранного быта, этикета и т.д. ( Например: месье, бой-френд, бизнес-вумен).

Типы слов по сферам употребления

Стилистически нейтральная лексика - это слова, не прикреплённые к определённому стилю речи (сравните: душистый - благовонный, доказательства- аргументы)

Книжная лексика - употребляется в книжных стилях: научной литературе, официально- деловом , публицистическом стиле( например: декларативный, исчислять, конъюктура)

Разговорная лексика - слова, использующиеся в устной речи, часто в бытовом общении

( хвастунишка, читалка, задира.)

Просторечные слова – это слова разговорной лексики, но имеющие свои особенности :

-нарушающие языковые нормы ( траНвай вместо траМвай, квАртал вместо квартАл)

- нарушающие моральные нормы, грубые слова (башка, притащиться)

- вульгарна, бранная лексика, оскорбляющая человека.

Эмоционально окрашенные слова (экспрессивная лексика, оценочная лексика) – это слова, при помощи которых выражается отношение к окружающим, явлениям, действиям, позитивное и негативное (например: дружище, силища, врата, страж).

Фразеологизмы - устойчивые словосочетания, которые по значению равны одному слову .

С точки зрения стилистической окраски фразеологизмы бывают:

- разговорные: бежать сломя голову - быстро, работать спустя рукава – лениться

- книжные : яблоко раздора, звёздный час

Шаг 3.

Если нужно определить, какой приём (фигура речи) использует автор, то ищите следующие приёмы.

Фигура - часть предложения, которая играет определённую функцию в нём (здесь обретает свои права синтаксис). Фигура представляет собой выразительные синтаксические конструкции, которые передают экспрессию текста.

Фигуры речи

Определения.

Повторение слов или сочетаний слов в начале предложений или стихотворных строк.

Пример.

Не напрасно дули ветры,

Противоположна анафоре: повторение слов или словосочетаний в конце строк или предложений.

Пример.

Правда твоя – это наша правда, Родина!

Противопоставление явлений и понятий. Часто основана на употреблении антонимов.

Живые и мёртвые.

Это такой приём, который позволяет предать события, чувства, действия в процессе их развития - по возрастающей или убывающей значимости.

Пример.

Пришёл, увидел, победил!

Обратный порядок слов. В русском языке прямой порядок: определение, подлежащее, сказуемое, дополнение .Обстоятельство имеет разное положение в предложении.

Жили-были дед да баба.

Пришёл я однажды в школу.

Швейцара мимо он стрелой

Сочетание не сочетаемых по смыслу слов.

Примеры.

Сходное построение предложений в синтаксическом плане.

Пример.

Молодым везде у нас дорога,

От греческого- описание. Это употребление описания предмета, явления, человека, вместо его названия.

Примеры.

Пишущий эти строки (я).

Туманный Альбион ( Англия.)

Приём, при котором автор намеренно недосказывает что-то, прерывает мысль героя, чтобы читатель сам мог подумать, о чём хотел тот сказать.

Я сама не из таких,

Кто чужим подвластен чарам.

Я сама… Но, впрочем, даром

Приём, при котором предложение делится на несколько. Сначала идёт предложение с основным смыслом, а за ним - неполные предложения, дополняющие его. Этот приём используется для усиления выразительности, значимости слов.

Пример.

Приём, при котором союзы опускаются. Это придаёт речи динамичность, помогает воссоздать быструю смену действий героев, картин.

Пример.

Намеренное увеличение союзов в предложении. Это позволяет замедлить речь выделить какие-то слова, усилить выразительность созданного образа.

Пример.

Использование восклицательных предложений, чтобы не только выразить свои чувства, но и предать их читателям, вызвать в ответ такие же.

Пример.

Пример.

Шаг 4.

Наконец, если необходим найти синтаксические средства, то помните, они связаны со знаками препинания, их выделяют запятыми, тире, ставится знак вопроса или восклицания и т.д.

Определения

Примеры

Однородные члены способны ярко воссоздать и картину событий, и внешние и внутренние свойства предмета описания, и всю гамму чувств.

Пример.

Природа помогает бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей.

Вводные слова многообразны по значению. Умелое использование этих значений поможет и выразить оттенки чувств, и систематизировать мысли, и выделить главное, важное

Пример.

Пример.

Риторические обращения часто используются в публицистической речи с целью привлечения внимания к проблеме, для призыва к действию.

Пример.

Обособленные члены позволяют более ярко, конкретно, подробно, эмоционально описать что-то, рассказать о чём-т . Они способствуют уточнению, усилению общего впечатления от содержания текста.

Пример.

Они позволяют автору выразить своё отношение к описываемому. Восклицательные предложения могут выражать побуждение к действию, становясь таким образом риторическими восклицаниями.

Примеры.

Милосердие - удивительное свойств души человека!

Использование цитаты из произведения или высказывание известного человека для подтверждения своих мыслей.

Пример.

Пользуйтесь подсказками.

Рассмотрим пример.

Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

Список терминов:

1) сравнительный оборот

5) просторечная лексика

6) ряды однородных членов

7) вопросно-ответная форма изложения

8) общественно-политическая лексика

9) риторический вопрос

10) восклицательные предложения

ПОЯСНЕНИЕ.

А) Приём-7 ( вопрос-ответ).

(8) Почему же с годами творчество понемногу исчезает из нашей жизни, почему творческое начало сохраняется и развивается не в каждом из нас? (9) Грубо говоря, потому, что мы либо занялись не своим делом (не нашли себя, своего лица, своего таланта), либо не научились жить и трудиться (не развили таланта).

Б) Ответ-6, ряды однородных членов.

(17) Почему, собственно, считается творческой только жизнь артиста или художника? (18) Ведь артистом и художником можно быть в любом деле.

(13) Стройному восхождению, творческому раскрепощению личности может помешать любой душевный, семейный, общественный или мировой разлад, любая неурядица, которые, кстати сказать, бывают разные.

В) Антонимы-3.

Ответ: 7638.

Алгоритм выполнения задания № 26.

  • Выучите значение терминов, тренируйтесь в их нахождении в тесте. Это первое условие хорошего выполнения задания.
  • Чётко представляйте группы терминов: тропы, лексические, синтаксические средства, приёмы (фигуры).
  • Внимательно читайте задание. В нём часто уже бывает подсказка.
  • Если надо найти ТРОПЫ, выделите их для себя из списка. Помните, что это слова в переносном смысле.
  • Попытайтесь найти тот, который есть в данных предложениях.
  • Круг терминов из списка сократился. Ищем следующее средство выразительности, например, синтаксическое . Из списка находим то, что как-то связано со знаками препинания.
  • Далее круг терминов стал ещё уже. Ищем, например, лексические средства (это синонимы, антонимы фразеологизмы, различная лексика).
  • Но бывает и так, что не указано, какие с редства нужно искать (лексические, синтаксические). Тогда смотрите на подсказку в скобках.

Ответ:

Во-первых нужно понимать, что такое градация, эпитет, сравнение, аллегория, гипербола и антитеза:

Градация - является одним из художественных средств создания образной речи. Это стилистический прием (фигура) с нарастающим смыслом значимости слов или выражений или реже — с нисходящим.

(Например: Большинство носили усики, усы и даже усищи. [Куприн].)

Фразеологизм - устойчивый оборот речи; идиома.

(Например: Души не чаять).

Метафора - Оборот речи, состоящий в употреблении слов и выражений в переносном смысле на основе какой-н. аналогии, сходства, сравнения.

(Например: Горит восток зарею новой [Пушкин]).

Эпитет - красочное определение.

(Например: грустная береза).

Сравнение - троп, в котором происходит употребление одного предмета или явления другому по какому — либо общему для них признаку.

(Например: Листья желтые, как золотые [Твардовский]).

Аллегория - Иносказание, выражение чего-н. отвлечённого, какой-н. мысли, идеи в конкретном образе.

(Например: В басне Крылова: ворона - аллегория человека, поддающийся на льстивые слова; Лисица - аллегория хитрого и пронырливого человека).

Гипербола - это литературное чрезмерное преувеличение каких-либо качественных или количественных свойств предметов, явлений, процессов.

(Например: В сто сорок солнц закат тылал [Маяковский]).

Антитеза - это сопоставление или противопоставление контрастных понятий или образов в художественной речи.

(Например: Почва бесплодная - пальмы растут высоко).

Значит, исходя из данного фрагмента, можно заметить следующие средства языковой выразительности:

Сравнение здесь нету, также как и аллегории.

Также нету фразеологизма, значит и нет градации.

Нету градации и гиперболы.

Значит, правильный ответ под номером 2) [ метафора - закрылись вечным сном; эпитет - блеснули грозно].

Презентация на тему: " Изобразительно- выразительные средства в художественном произведении merelenko-su.uCoz.ru." — Транскрипт:

2 Эпитет Образное определение (какой?) Например: Ночевала тучка золотая На груди утеса-великана… (М. Ю. Лермонтов)

3 Сравнение Определение явления или понятия при помощи сопоставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Может указывать на сходство (он был похож на…) Строится как сравнительный оборот (с союзом как, словно, будто, точно)

4 Сравнение Сложные случаи: Форма сравнения при посредстве творительного и родительного падежа Например: Морозной пылью серебрится Его бобровый воротник (А. С. Пушкин) Колокол руны скатился ниже. (С. А. Есенин)

5 Сравнение Сложные случаи: Сравнение-образ Например: Руки милой – пара лебедей – В золоте волос моих ныряют (С. А. Есенин)

6 Метафора Скрытое сравнение Например: Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой (А. С. Пушкин)

7 Олицетворение Присваивание животным, неодушевленным предметам, явлениям природы человеческих способностей и качеств. Например: Утешится безмолвная печаль И резвая задумается радость (А. С. Пушкин)

8 Метонимия Переименование Виды метонимии (синекдоха и перифраза) Например: Вагоны шли привычной линией. Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. (А. А. Блок)

9 Гипербола Преувеличение Например: Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна. (Н. А. Некрасов)

10 Аллегория Иносказание Например: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! Иль никогда, на голос мщенья, Из золотых ножен не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья? (М. Ю. Лермонтов)

13 Анафора Одинаковое начало смежных строк, предложений. Например: И посох мой благословляю, И эту бедную суму, И степь от края и до края, И солнца свет, и ночи тьму. (А.Толстой)

14 Анафора Одинаковое начало смежных строк, предложений. Например: Чёрный ворон в сумраке снежном, Чёрный бархат на смуглых плечах. Томный голос пением нежным Мне поёт о южных ночах. (А.Блок)

15 Анафора Одинаковое начало смежных строк, предложений. Например: Я знал любовь, не мрачною тоской, Не безнадёжным заблужденьем, Я знал любовь прелестною мечтой, Очарованьем, упоеньем. (А.С. Пушкин)

16 Анафора Одинаковое начало смежных строк, предложений. Например: Взгляни на звёзды: много звёзд В безмолвии ночном Горит, блестит кругом луны На небе голубом. Взгляни на звёзды: между них Милее всех одна! За что же? Ранее встаёт, Ярчей горит она? (Е. Баратынский)

17 Антитеза Противопоставление Например: Черный вечер. Белый Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. (А. А. Блок)

18 Звукопись Аллитерация Повтор согласных звуков Например: Моим стихам, написанным так рано, Что и не знала я, что я - поэт, Сорвавшимся, как брызги из фонтана, Как искры из ракет, Ворвавшимся, как маленькие черти…

19 Звукопись Ассонанс Повтор гласных звуков Например: Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.

24 Определите ИВС Назовите художественный прием, использованный Фетом во второй и четвертой строфах для выражения состояния лирического героя. Ты пела до зари, в слезах изнемогая, Что ты одна - любовь, что нет любви иной, И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя, Тебя любить, обнять и плакать над тобой…. Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки, А жизни нет конца, и цели нет иной, Как только веровать в рыдающие звуки, Тебя любить, обнять и плакать над тобой! Повтор

25 Определите ИВС Назовите художественный примем, основанный на повторении согласных звуков, который помогает Фету в первой строфе создать поэтическое настроение и придать стихотворению музыкальность. Аллитерация

31 Укажите номер строфы, в которой поэт использует анафору. 6 РОССИЯ Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы расписные В расхлябанные колеи. Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу. Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу! Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты. Ну что ж? Одно заботой боле - Одной слезой река шумней А ты все та же - лес, да поле, Да плат узорный до бровей. И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика.

32 Определите ИВС Укажите прием, к которому прибегает автор в строках: Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви! Сравнение

33 Определите ИВС Выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в четвертой строфе данного стихотворения (цифры укажите в порядке возрастания). Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты… 1)Гипербола 2)Инверсия 3)Ирония 4)Эпитет 5)Звукопись 2 4 5

36 Определите ИВС Каким термином обозначается повторение начальных частей строк в стихотворении: Лениво дышит полдень мглистый; Лениво катится река…? Анафора

40 Определите ИВС Какое художественное средство, являющее собой повтор начальных частей строк, использовано для усиления эмоциональной выразительности стихотворения: Не буди, как восемь лет назад. Не буди того, что отмечалось… Не грусти так шибко обо мне. Не ходи так часто на дорогу… ? Анафора

42 Определите ИВС Как в литературоведении называется средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов на другие (река времён, вечности жерло)? Метафора

43 Определите ИВС Как в литературоведении называется средство выразительности, предполагающее наделение мира природы человеческими чувствами и Переживаниями? Олицетворение

44 Определите ИВС Укажите название литературного приёма, которым автор воспользовался в последней строфе, чтобы обратить внимание читателя на возрастающую значимость выражения своей мысли (всю ночь, весь день, вечно). Повтор

46 Определите ИВС Какие художественные средства использует С. А. Есенин? Я обманывать себя не стану, Залегла забота в сердце мглистом. Отчего прослыл я шарлатаном, Отчего прослыл я скандалистом? Инверсия, олицетворение, эпитет, анафора, риторический вопрос

Читайте также: