Замена дмрв ваз 2109

Обновлено: 04.07.2024

P.S. Номер ДМРВ 0 280 218 037
Компрессия во всех горшках 12
Чек не горит, был у диагноста, ошибка "Низкие показания ДМРВ".

P.S. Номер ДМРВ 0 280 218 037
Компрессия во всех горшках 12
Чек не горит, был у диагноста, ошибка "Низкие показания ДМРВ".

Вот рисунок цеколёвки ДМРВ

так что рекомендую проверить напряжение между зеленым-3 и желтым -5 и
между желтым-5 и минусом аккумуляторной батареи, тут показания не должны
сильно расходится, так же не помешает проверить зеленый-3 и минус аккумуляторной батареи,
в режиме омметра, показатель не должен выходить за 5ть Ом,
а то можно тупо купить новый ДМРВ, а дело было просто в массе.

плюс может быть простой подсос воздуха за ДМРВ, и воздух идет в двигатель
мимо ДМРВ, соответственно низкие показания при работе, так что так же
рекомендую тщательно осмотреть впускной тракт за самим датчиком ДМРВ.

Одновременно с появлением переднего привода на автомобилях ВАЗ, обновились и силовые установки. По крайней мере, были пересмотрены системы управления двигателем (ЭБУ). В этой связи, ДМРВ (датчики массового расхода воздуха) на автомобилях ВАЗ 2109 выпускаются в трех вариантах, производства немецкого концерна BOSCH:


  1. С последними цифрами в индексе 004, предназначен для ЭБУ Bosch M 1.5.4. Работоспособность этого датчика сильно влияет на характеристики мотора, поэтому при выходе из строя необходима срочная замена.
  2. С последними цифрами в индексе 037: совместим с ЭБУ BOSCH M 1.5.4 N, а также/ Январь серий 5.1, 5.1.1, 5.1.2. Достаточно надежный датчик расхода воздуха, однако у него есть заводские недостатки. Он не работает с двигателями, переделанными под ГБО, и крайне чувствителен к засорениям. Последний пункт касается любителей тюнинга: установка спортивных воздушных фильтров недопустима.
  3. С последними цифрами в индексе 116: разработан под новые версии моторов с ЭБУ BOSCH M 7.9.7 и Январь 7.2. Возможна работа с газовым оборудованием, но по-прежнему не терпит засорения.

Справка: называть эти устройства датчиками массового расхода воздуха немного некорректно, поскольку измерения касаются объема воздушной массы и содержания в ней кислорода. Однако аббревиатура ДМРВ уже закрепилась в сознании автолюбителей, и поэтому применяется всеми производителями.

Принцип работы датчика расхода воздуха на ВАЗ 2109

Все три варианта ДМРВ работают по принципу нагреваемой струны.


Проволока (как правило, из платины) нагревается, сопротивление в нагретом состоянии контролируется схемой ДМРВ. При прохождении через проволочную рамку потока воздуха, она охлаждается и сопротивление меняется. Процесс контролируется термокомпенсационным резистором. Для дополнительного нагрева требуется больший электроток, эта разница лежит в основе вычисления объема воздуха.

По сути, идет постоянное сравнение сопротивления проволоки с прецизионным резистором и обеспечивается нагрев проволоки до постоянной температуры.

Признаки неисправности ДМРВ

Чтобы точно быть уверенным в неисправности расходомера, проведите простой экспресс тест. Выполните тестовую поездку, запоминая поведение автомобиля. Тут же, без временной паузы, отключите разъем от ДРМВ и выполните такую же поездку.

Сравните ощущения от езды:

  • если поведение автомобиля не изменилось — датчик неисправен;
  • если двигатель ведет себя хуже (с отключенным датчиком), скорее всего, ДМРВ не причем.

Самостоятельная проверка расходомера

Можно провести углубленное тестирование с помощью автосканера. Дорогой прибор покупать нет смысла, достаточно простого Bluetooth ELM детектора. Проверка покажет уровни напряжения на сигнальных контактах датчика, а также возможные ошибки по кодовой таблице OBD-II.


Если в вашем распоряжении нет даже такого прибора, воспользуйтесь мультиметром.


На основе сигнала с датчика массового расхода воздуха (ДМРВ) производится расчет циклового наполнение цилиндра, пересчитываемого в конечном итоге в длительность импульса открытия форсунок. Если он работает не корректно, машина кушает бензин больше чем нужно. Устанавливается такой датчик на втором тракте, сразу за воздушным фильтром и подсоединяется к системе электричества, которая управляется шестиконтактной колодкой проводов.

Существует довольно много различных типов ДМРВ: механические, ультразвуковые, термоанемометрические и некоторые другие.

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

В данном случае рассмотрим устройство термоанемометрического датчика HFM-5 от Bosch, наиболее часто устанавливаемого на автомобили ВАЗ. Чувствительный элемент датчика представляет собой тонкую пленку, на которой расположено несколько температурных датчиков и нагревательный резистор. В середине пленки находится область подогрева, степень нагрева которой контролируется с помощью температурного датчика.

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

На поверхности пленки со стороны потока воздуха и с противоположной стороны симметрично расположены еще два термодатчика, которые при отсутствии потока воздуха регистрируют одинаковую температуру. При наличии потока воздуха первый датчик охлаждается, а температура второго остается неизменной, вследствие подогрева потока воздуха в зоне нагревателя. Дифференциальный сигнал обоих датчиков пропорционален массе проходящего воздуха.

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

  • 1 – диэлектрическая диафрагма
  • Н – нагревательный резистор
  • SH – Датчик температуры наг. резистора
  • SL – Датчик температуры воздуха
  • S1 и S2 – темп датчики до и после нагревателя.
  • QLM – масса воздушного потока
  • t – температура

Электронная схема датчика преобразует этот сигнал в постоянное напряжение, пропорциональное массе воздуха. Такая конструкция получила название Hot Film (HFM), к ее достоинствам можно отнести высокую точность измерения и способность регистрировать обратный поток воздуха, к недостаткам – низкую надежность в условиях загрязнения и попадания влаги.

Измерить то количество воздуха, которое поступает в двигатель, значит определить нагрузку двигателя. При нажатии на педаль газа водителем, открывается дроссельная заслонка, увеличивается количество всасываемого воздуха. При этом мы говорим, что увеличилась нагрузка. Когда же вы отпускаем педаль – нагрузка падает. Все довольно просто. Однако это только на первый взгляд. Если учесть то, что в условиях реального движения двигатель часто сменяет режимы работы, поступающий воздух во впускной системе участвует в нескольких газодинамических процессах, то проблема измерения воздуха в системе не такая и простая.

В старых системах (ЭБУ Январь-4 и GM-ISFI-2S) применялись другие термоанемометрические ДМРВ, чувствительные элементы которых были выполнены в виде нитей. Такие датчики получили название Hot Wire MAF Sensor. Выходной сигнал этих датчиков был частотный, то есть в зависимости от расхода воздуха менялось не напряжение, а частота выходных импульсов. Датчики были менее точны, не позволяли регистрировать обратный поток, но эти недостатки перекрывала очень высокая надежность.

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

Датчик поставляется только в сборе, с кодом и маркируется зеленым кругом.



На часть автомобилей классической компоновки совместно с ЭБУ Январь 7.2 применялись датчики Siemens-VDO (5WK97014. AVTEL):


Они отличаются тарировкой (от нуля вольт) и схемой подключения.

ДМРВ 20.3855 проверка и распиновка

Схема принципиальная подключения датчика расхода воздуха Siemens 20.3855-10 (HFM62C/19) для проверки:

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

Распиновка ДМРВ на авто ВАЗ 2107

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

Цоколевка датчика расхода воздуха ВАЗ 2109

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

Схема распиновки датчика воздуха ВАЗ 2110

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

  1. Желтый (ближний по расположению к лобовому стеклу) — вход сигнала ДМРВ;
  2. Серо-белый — выход напряжения питания датчиков;
  3. Зеленый — выход заземление датчиков;
  4. Розово-черный — к главному реле.

Цвета проводов могут меняться, но расположение выводов остается неизменным.

Ещё добавим, что ДМРВ с окончаниями на 004, 037, 116 (для Bosch) и 00, 10, 20 (для Пекарь) разные по калибровке. Менять можно только перепрошивкой.

Подключение воздушного датчика ДМРВ ВАЗ 2112

Если датчик массового расхода воздуха является работоспособным, то при работе мотора на 900 об/мин объем используемого воздуха составит не менее 10 кг в час. При повышении оборотов до 2 тысяч, этот показатель увеличится примерно до 20 кг. Если объем воздуха на таких оборотах будет падать, то снизится и динамика транспортного средства, соответственно, это приведет и к понижению расхода бензина.

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

Если же данные показатели увеличатся, то это будет способствовать и увеличению объема топлива. Отклонения параметра на 2-3 кг допускать не стоит, поскольку в данном случае работа силового агрегата может быть некорректной.

Схема подключений датчика расхода воздуха 2114

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

Частой причиной некорректной работы ДМРВ является выход из строя электронных компонентов, из-за чего увеличивается время реакции датчика на изменение потока воздуха. Исправный сенсор отслеживает изменения со скоростью 0,5 мс, а при поломке время реакции возрастает в 20-30 раз. Дефект обнаруживается только путем снятия графика работы осциллографом. Ремонт подобного сенсора не производится, он подлежит замене на новый.

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

Проверка датчика воздуха своими руками

При появлении неисправности ДМРВ происходит переобогащение или обеднение топливовоздушной смеси, что сразу отражается на работе двигателя и в итоге может закончится его поломкой.

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

Симптомы неисправности датчика массового расхода воздуха:

  • Появление ошибки Check Engine;
  • Повышенный расход топлива;
  • Плохо заводится на горячую;
  • Машина стало медленно разгоняться;
  • Пропала мощность двигателя.

Простейший способ проверить ДМРВ на ВАЗ 2114 — отключить штекер. При отсутствии сигнала блок управления мотором переходит в режим аварийной работы, определяя примерный объем воздуха по положению дроссельной заслонки. При этом несколько увеличивается расход топлива — для ВАЗ 2114 он достигает 10-12 л на 100 км пробега. Характерной особенностью является увеличение числа оборотов холостого хода до 1500 об/мин. Но при использовании контроллера Январь 7.2 или Бош М7.9.7 рост холостых оборотов не выполняется в силу особенностей программного обеспечения.

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

Нормальное напряжение на выходе нового датчика 0.996 – 1.01 Вольта. В процессе эксплуатации оно постепенно меняется, и как правило увеличивается. Чем больше значение этого напряжения, тем больше износ ДМРВ.

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

Вот эталонное напряжение в вольтах:

  • 1.01 – 1.02 — хорошее состояние датчика.
  • 1.02 – 1.03 — не плохое состояние.
  • 1.03 – 1.04 — ресурс ДМРВ подходит к концу.
  • 1.04 – 1.05 — аварийное состояние.
  • 1.05 и выше — пора заменить ДМРВ.

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

Измерение производится между проводами желтого и зеленого цвета. Значения напряжения можно вывести на экран некоторых бортовых компьютеров (меню напряжение от датчиков, U ДМРВ).

Важно: пределы и колебания напряжения на выходе минимум в 30% случаев у неисправного датчика будут в НОРМЕ и не вызывать на панели значок “Check”. То есть замеры напряжения малоинформативны, а вот норма, которую он будет выдавать в килограммах воздуха, будет соответствовать движению не там где на самом деле и ЭБУ будет мешать смесь, исходя из нее – потому и лишний расход!

Проверить датчик нужно в сервисе, желательно с фирменным сканером который сам указывает миганием, если идет перекос по какому-то параметру (в данном случае расходу воздуха в килограммах), сравнивая с заложенными в его память референсными значениями.

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

Замена датчика – инструкция

Отвёрткой откручиваем хомут гофра воздухозаборника на выходе датчика, стаскиваем его и внимательно осматриваем внутренние поверхности самого датчика и гофра. Эти поверхности должны быть сухими и чистыми, следы конденсата и масла недопустимы. Если воздушный фильтр меняется редко, то попадание грязи на чувствительный элемент датчика является наиболее частой причиной его поломки в автомобилях ВАЗ.

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

Масло в ДМРВ может быть в результате повышенного уровня масла в картере двигателя, либо маслоотбойник системы вентиляции картера забит.

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

Далее откручиваем 2 винта датчика ключом на 10 и извлекаем его из корпуса воздушного фильтра. На передней его части (на входном крае) должно быть резиновое кольцо-уплотнитель. Оно предотвращает подсос нефильтрованного воздуха во впускной тракт через датчик.

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

Если кольцо не на месте и застряло где-то в корпусе воздушного фильтра, тогда на входной сеточке самого датчика будет тонкий слой пыли. Эта вторая причина, которая губит ДМРВ раньше времени.

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

Правильная сборка должна проходить в такой последовательности: одеваем на датчик уплотнительную резинку, проверяем уплотнительную юбку, затем всё вместе вставляем в корпус фильтра.

Распиновка датчика расхода воздуха ВАЗ. Проверка и ремонт ДМРВ

На этом визуальная проверка датчика массового расхода воздуха в домашних условиях заканчивается. Проверить его работу на 100% можно только с помощью специального оборудования в автосервисе. Например, с помощью методики оценки осциллограммы при резком открытии дросселя до режима отсечки (нужен мотортестер), либо оценка осциллограммы при включении зажигания.

Реанимация испорченного ДМРВ успешна не более чем в 5% случаев. В крайнем случае можете промыть эфирной жидкостью для очистки матриц и оптики. Она испарается без следа. Убедившись, что в устройстве более нет пыли и мусора, можно, тщательно просушив его, установить на место. Иногда после такой нехитрой процедуры устройство заработает.

На большинстве зарубежных автомобилей ДМРВ устанавливался до 2000 года, следующие поколения моделей стали комплектоваться контроллером давления. Замена нерабочего датчика проста и без проблем выполняется самостоятельно, только покупать нужно именно такой ДМРВ, который соответствует версии прошивки ЭБУ. Цена его в пределах 3000 рублей в зависимости от производителя.

ДМРВ, то есть датчик массового расхода воздуха, служит для обеспечения эффективной работы силового агрегата, вне зависимости от режима его функционирования.

Внешний вид устройства

Внешний вид устройства

Роль ДМРВ

Задача заключается в создании смеси из бензиновых паров и воздуха. Датчик способен измерять два показателя, которые прочно связаны друг с другом:

  • Время реакции;
  • Количество используемого воздуха.

Получая точные данные, измеритель определяет оптимальное количество компонентов для создания пропорций воздуха с парами топлива. Если ДМРВ начнет выдавать неправильные значения, смесь не будет соответствовать режиму работы двигателя, в котором он функционирует на данный момент.

Как результат, мощность падает, расход горючего растет, отклик снижается, разгон занимает значительно больше времени. В зависимости от датчика, его опоздания могут проявляться в виде провалов при разгоне или плавающих оборотах на холостом ходу.

Оптимальный расход воздуха

Поскольку мы говорим про ВАЗ 2114, следует определить, какой же показатель расхода воздуха является оптимальным для его двигателя.

Исправный датчик при условиях работы двигателя объемом 1,5 литров на примерно 900 оборотах в минуту, количество потребляемого воздуха составит от 10 кг с погрешностью 0,5 кг за час. Если поднять обороты до 2000, тогда расход повысится примерно до пределов 19-21 кг.

При снижении количества воздуха при тех же оборотах, начнет тут же снижаться динамика, но при этом уменьшится расход топлива. Если же расход воздуха повысится, динамика увеличится, а за ним повысится и расход топлива.

Нельзя допускать отклонения датчика более чем на 2-4 килограмма, поскольку при таких обстоятельствах работа движка окажется очень капризной и непредсказуемой.

Причины поломки

На самом деле датчики расхода воздуха могут выходить из строя только по причинам, которые скрыты в вентиляции картера двигателя.

Эта вентиляционная система двухконтурная, она отвечает за работу при двух режимах — с закрытой или открытой дроссельной заслонкой. Если заслонка закрыта, газы из картера выходят через магистраль. Но определенная доля газов скапливается внутри магистрали холостого хода. При этом газ соприкасается с резистором нашего датчика, хотя тот покрыт пленкой. Из-за смолы, которая оседает на резисторе, ДМРВ начинает выдавать неправильную информацию. Отсюда возникает цепочка неисправностей.

Признаки поломки

Если датчик вышел из строя, симптоматика может появиться разнообразная, но в итоге это приведет к нарушению работоспособности мотора. Сначала может повыситься аппетит двигателя к бензину, потом будут наблюдаться плавающие обороты и т.д.

Существует несколько характерных признаков, по которым определяется поломка датчика ДМРВ:

  1. Наблюдаются провалы при работе двигателя с нагрузкой и при холостом ходу;
  2. Машина начинает медленнее разгоняться, динамика ощутимо страдает;
  3. При переключениях передачи двигатель выключается;
  4. Падает мощность;
  5. Повышается расход топлива;
  6. При горячем двигателе мотор с трудом заводится;
  7. На приборной панели загорается лампа проверки двигателя (Check Engine).

Если же датчик совсем не подает даже малейших признаков жизни, лампа на панели может не загораться. В этом случае поломка определяется за счет работы бортового компьютера и ошибок.

Можно провести диагностику, определив уровень сигнала датчика. Если уровень окажется низким, это говорит о:

  • Отсутствии подключения датчика;
  • Обрывах в цепи;
  • Окислении и обрыве массы в цепи;
  • Сбое в работе электронного блока управления мотором;
  • Замыкании или обрыве сигнальных проводов;
  • Вышедшем из строя ДМРВ.

Даже если вы обнаружили поломку, не спешите приобретать новый ДМРВ, поскольку этот датчик стоит от 1,5 до 4 тысяч рублей.

В некоторых ситуациях может помочь простая проверка и чистка ДМРВ. Причем обращаться в сервисный центр при этом вовсе не обязательно. Вы легко справитесь поставленной задачей своими собственными руками.

Проверка

Есть несколько способов проверки работоспособности датчика расхода. Но для начала вам нужно определить, где искомый объект располагается.

А находится наш герой в подкапотном пространстве. Отыщите там патрубок от воздушного фильтра. Именно на нем находится ДМРВ, который следит за потоком воздуха, проходящим через фильтр. Его замена выполняется просто — достаточно демонтировать устройство, сняв его с крепежей, и поставив на место новое.

Теперь что касается проверки.

  1. Отключите датчик путем отсоединения от разъема колодки с проводками. Нажмите на фиксатор снизу, и все у вас получится. Теперь запускайте мотор, и поднимайте обороты минимум до 1500 оборотов. Отключив датчик, авто воспримет этот как аварийное состояние, потому приготовление смеси будет осуществляться в зависимости от текущего положения дросселя. Проедьте небольшое расстояние. Если машина будет разгоняться быстрее обычного, ДМРВ точно вышел из строя.
  2. Замените прошивку. Оригинальную прошивку электронного блока управления не редко меняется. Потому мы не можем узнать, какой алгоритм работы датчика был прописан в случае с первым способом проверки. Дроссельная заслонка имеет упор, под него следует положить пластину толщиной примерно 1 миллиметр. Это позволит поднять обороты. Теперь отключается фишка с датчиком. Если ДМРВ не работает, движок заглохнет. Если этого не произошло, тогда прошивка не оригинальная, шаги регулятора холостого хода прописаны неправильно.

Проверка мультиметром

Для этого вам придется воспользоваться мультиметром. И как проверить этим способом работоспособность датчика? Выберите на приборе режим измерения постоянного напряжения и максимальное значение поставьте на отметку 2В.

Проверяем мультиметром

Проверяем мультиметром

Читайте также: