Замена маховика лада гранта

Обновлено: 02.07.2024

Одним из ключевых моментов плавности хода авто и, соответственно, работы силового агрегата считается правильный баланс возвратно-поступательного движения вращающихся частей мотора. Каждый поворот коленчатого вала выводит его из равновесия, неравномерное распределение веса генерирует центростремительные силы, которые трясут двигатель с возрастающей интенсивностью при наборе оборотов.


Центростремительная сила пытается вытянуть коленвал в сторону тяжелой части дисбаланса при круговом вращении. Чем больше дисбаланс и чем дальше от центра коленчатого вала, тем больше двигатель трясет и колотит. Со временем это может привести к усталости металла и трещинам, которые приводят к сбою подшипников.

При низком уровне оборотов до 4 000 в минуту, центростремительные силы, создающие дисбаланс вызывают нежелательные вибрации, которые отражаются на нервах водителя и сокращают срок работы силового агрегата. При значительно высоких скоростях, даже небольшое количество дисбаланса умножается во много раз и производит значительные нагрузки, вызывающие дрожь и вибрацию двигателя.

Маховик разработан для плавной езды автомобиля, снижая нагрузку на дифференциал, трансмиссию. Стандартные заводские маховики имеют определённую массу, цель её предназначения — предотвратить слишком быстрое падение оборотов, уменьшить импульсы двигателя до более плавного состояния.

Снижение веса детали на 10-15 кг от веса обычного стального маховика придаёт момент инерции телу — устойчивости объекту к изменениям его вращения. Меньший момент инерции облегчённой детали вызывает мгновенную реакцию, обеспечивая более быстрое ускорение и торможение.

При установке облегчённого маховика меньшая масса концентрируется на коленчатом валу и, следовательно, обороты вращения возрастают и быстрее понижаются. Это приводит к более быстрому разгону и быстрому падению оборотов во время переключения передач. Если снизить массу маховика до максимально возможного управление авто будет затруднительным, потому что просто не хватит массы маховика для обеспечения бесперебойного вращения мотора.

Немного истории

Уже с 1970-х производители сцепления и маховик ов устанавливали вставку из толстой мягкой стали для быстрого рассеивания тепла, поддержания плоской поверхности соприкосновения деталей и уменьшения вероятности искажения. Более тонкие вставки имеют тенденцию к изгибанию под влиянием сильного нагрева. Подобные вкладыши подлежат замене, но маховики редко оборудуют вставками. Обычно их выравнивают в процессе шлифования при превышении допустимого износа и этот процесс может проводиться несколько раз, если это необходимо.

Маховики классифицируют по их диаметру и количеству зубьев на зубчатом венце. Маховик обеспечивает 50 процентов силы трения прилагаемой к ведомому диску сцепления, следовательно, он сосредотачивает на себе половину удерживающей силы системы сцепления. Маховики содержат несколько основных элементов: состояние идеально ровной поверхности трения, параллельность поверхности трения фланцу коленчатого вала и прекрасную сбалансированность. Только один из 20 маховиков изготовлен идеально сбалансированным, в остальных 19 производитель высверливает отверстия для выведения баланса. Крепежные болты имеют достаточный запас прочности, выдерживая прикладываемые силы при вращении маховика:

Маховик подвергается воздействию высоких температур, возможно, за счет тяжелой пробуксовки сцепления. К основным недостаткам маховиков относят превышение прикладываемой силы трения при отсутствии ровной поверхности маховика, а также балансировки.

Установка облегчённого маховика, безусловно, помогает при ускорении. С таким маховиком обороты двигателя определенно падают быстрее между переключениями передач, поэтому следует производить более быстрое переключение передач либо держать более высокие обороты чем со стандартным маховиком, прежде чем включить следующую передачу при неспешной и умеренной езде. При агрессивном движении значительного падения оборотов при переключении передач не наблюдается. Кроме того, ускорение кажется вполне мгновенным по сравнению со стандартным заводским маховиком. Снижение веса маховика осуществляется без ущерба для его прочности.


Попал в сервис. На пару с знакомым приступили к трудозатратному и долгому процессу. Правда он думал, что надо просто поменять выжимной ролик :)
Глядя на подрамник, все вспоминают чью то мать перед работой. А увидев еще промвал — вспоминают еще пару слов.
В общем долго и упорно работали в течении 8 часов. Была снята КПП, промвал. Обнаружен синий выжимной. Дырка в пыльнике гранаты. Два потекших сальника приводов.






Ждет томится свместе с выжимным Инна. Да, видны места сварки аргонной сваркой. Симметрично в трех местах.











На подрамнике болезнь — уезжает назад при ползании на брюхе, уходит схождение. Решил таким способом. Приварил 4 гайки — наверняка :)

Первые впечатления:
Как говорил персонаж мультика: "Какая-то гибкость в теле появилась." Авто трогается веселее. С любой передачи лучше реагирует на газ. В итоге разгон быстрее. Скоростя перестал лишний раз перетыкивать. Грубо говоря едет на более низких оборотах, чем раньше. Надо привыкать к торможению движком при переключении на пониженную передачу, тормозится хуже. Соответственно тормоза будут опи_дюляться больше.
Совсем забыл. Еще успел поменять масло в моторе :)


Купил "Петрушки" Petro-Canada 75w-90 литр на долив трансмиссионного, да не пригодилось, масло в уровне.

Lada Granta 2018

В РКПП ликвидированы все механические приводы управления выбором скоростей и заменены на электрические. Это позволило избавиться от тяг и тросиков, улучшить шумоизоляцию салона и разместить все узлы привода механических элементов трансмиссии на коробке передач. С джойстиком в салоне связан только электронный блок управления работой электромоторов в актуаторах (исполнительных механизмах).

Отличия от МКПП

На механической КПП смену передач инициирует водитель посредством кулисы либо с помощью тросиков. Это требует дополнительных механических узлов, подверженных разрегулировкам и поломкам, а также способствующих повышению уровня шума в салоне.

Устройство роботизированной коробки передач

Устройство роботизированной коробки передач

Коробка-робот связана с салоном электрическими проводами, что убирает шум, вибрации, упрощает управление, обеспечивая два режима работы — автоматический и ручной.

Признаки износа сцепления

Признаки износа ведомого диска проявляются в слабой реакции на разгон, во время подъема в гору, если при увеличении оборотов двигателя автомобиль не набирает скорость. Это результат естественной выработки ресурса фрикционных накладок от длительной эксплуатации либо от повышенных нагрузок на них при резком старте.

Другими признаками износа в механизме сцепления могут служить:

  • отсутствие плавности при переключении;
  • шум при выключении;
  • появление запаха при непродолжительном движении под нагрузкой.

Возможные неисправности сцепления

Работа сцепления протекает в тяжелых условиях, его элементы могут приходить в негодность, препятствуя нормальной работе, значит, их необходимо менять. Из неисправностей нередки:

  • износ или деформация фрикционного диска;
  • поломка лепестков пружины-диафрагмы;
  • разрушение демпферных пружин;
  • износ шлицев зацепления фрикционного диска на валу;
  • деформация вилки;
  • износ выжимного подшипника.

Основные неисправности сцепления

Основные неисправности сцепления

Что такое адаптация актуатора сцепления и для чего она нужна

Адаптацией называется обновление данных позиционирования приводных узлов механизма сцепления в электронном командном блоке. Из-за износа и выработки ресурса рабочих элементов изменяются их линейные параметры, что должно быть учтено программой робота.

Периодичность адаптации

Индикаторы неисправностей

Если загорается индикатор неисправности трансмиссии или не включаются корректно передачи, может потребоваться адаптация.

Есть ли разница между плановой адаптацией и после замены или ремонта сцепления

Как поменять сцепление на роботе

Замена аналогична для всех МКПП (2180, 2190 и 2181) после снятия коробки.

Оборудование и инструменты

Замена сцепления производится после снятия коробки, для чего потребуется следующее:

  • смотровая яма или подъемник;
  • противооткатные башмаки (при работе на яме или эстакаде);
  • набор ключей (рожковых, накидных, головок, баллонный, а также специальные биты), монтажная лопатка или длинное зубило, молоток, плоскогубцы;
  • домкрат;
  • страховочные подставки для фиксации автомобиля со снятыми колесами и телескопические подставки для поддержки демонтируемой КПП и двигателя с частично снятыми креплениями при работе на яме, эстакаде или подъемнике;
  • емкость для отработанного масла.

Актуатор сцепления

Перед демонтажем коробки необходимо снятие обоих актуаторов, которое проводится по одному принципу.

Как отключить и снять актуатор сцепления

Чтобы снять актуатор сцепления, потребуется открутить удерживающие его на коробке передач крепежные винты с помощью г-образного ключа Torx30 (звездочка) или соответствующей биты. Для этого нужно:

  1. Обесточить электрику автомобиля, разомкнув массу.
  2. Демонтировать воздушный фильтр, снять грязезащитные щитки и защиту картера двигателя снизу для обеспечения доступа к винтам крепления.
  3. Надавив на фиксаторы разъема пальцами рук, отсоединить его от актуатора.
  4. Вывернуть 3 винта крепления и вытащить актуатор.

При необходимости произвести смазку нужно будет дополнительно открутить 9 саморезов крепления крышки.

Как снять КПП

После снятия актуатора работы продолжаются под днищем автомобиля:

  1. Снимаются передние колеса и откручиваются гайки ступиц.
  2. Откручивается П-образный кронштейн растяжки рычага от передней балки.
  3. С пальца рулевого наконечника скручивается гайка и с помощью съемника он выпрессовывается из гнезда, разъединяясь со стойкой стабилизатора.
  4. Разъединяются шаровая опора и узел поворотного кулака колеса, вся конструкция стягивается со шлицев внешнего ШРУСа и отводится в сторону.
  5. Сливается масло из КПП.
  6. Вставляется зубило или монтажная лопатка в углубление между корпусами внутреннего ШРУСа и коробки, затем делается несколько постукиваний молотком для сдвига и извлечения ШРУСа из шлицевого зацепления в коробке.
  7. После демонтажа ШРУСа в отверстие вставляется заглушка или обрезок пластиковой трубы диаметром 30-35 мм. Если этого не сделать, то после демонтажа второго ШРУСа шестерни полуосей провернутся и выпадут в картер коробки.
  8. Снимается второй ШРУС.
  9. Откручивается защитный пыльник.
  10. Под двигатель и коробку подставляются раздельные страховочные упоры для предотвращения смещения при снятии.
  11. Откручиваются болты стартера, и он снимается.
  12. Ослабляются 2 верхних болта крепления КПП, затем выкручиваются нижние болты.
  13. Отстыковывается коробка от блока цилиндров сдвигом назад и осторожно снимается.

Снятие коробки передач на Ладе Гранте

Снятие коробки передач на Ладе Гранте

При этом необходимо исключить воздействие ведомого вала на пружины корзины сцепления, если она не будет меняться.

Как заменить и отцентровать сцепление

Перед установкой нового сцепления или диска требуется центровка, т. е. совмещение центров диска сцепления и отверстия, образуемого острыми концами лепестков диафрагменной пружины.

Для этого потребуется специальная оправка, представляющая собой отрезок первичного вала, или специально выточенная деталь, в точности копирующая форму и размеры концевика первичного вала. Вставив оправку в отверстие по центру корзины, добиваются соосности диска и пружины и крепят корзину сцепления к маховику, постепенно затягивая на ней болты звездой. После окончания затяжки оправку вынимают.

Как обучить актуаторы после замены сцепления

После проверки программа выдаст окно с результатами. Возможные ошибки нужно будет убрать и запустить 3 обучающих процедуры:

После окончания регулировки нужно снять диагностическое оборудование и совершить пробную поездку для проверки результатов адаптации РКПП.

Примечание
Маховик должен быть установлен на коленчатый вал только в одном возможном положении, так как отверстия для его крепления расположены асимметрично, однако для облегчения установки маховика рекомендуем пометить взаимное расположение деталей.

Снятие и дефектовка маховика Лада Гранта

3. Выверните шесть болтов крепления маховика. При этом с помощью отвертки удерживайте маховик от проворачивания, ввернув предварительно один из болтов крепления коробки передач.

Снятие и дефектовка маховика Лада Гранта

4. Вывернув болты и придерживая маховик, снимите стопорную пластину болтов.
5. Снимите маховик с фланца коленчатого вала.
6. Проверьте состояние зубьев обода маховика и в случае их повреждения замените маховик.
7. Замените или отремонтируйте маховик, если на поверхностях прилегания ведомого диска сцепления или фланца коленчатого вала появились риски и задиры.
8. Установите маховик в порядке, обратном снятию, совместив отверстия на маховике и фланце коленчатого вала (они расположены асимметрично).

Читайте также: