Замена моторчика печки ваз 2108

Обновлено: 10.05.2024

Ремонт вентилятора отопителя. ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2113, 2114, 2115

Если на вашей машине не работает вентилятор отопителя, то это, независимо от времени года, беда! Стекла автомобиля запотевают даже от дыхания водителя, но особенно – пассажиров, которые что-то отпраздновали. А непрозрачные стекла – это непосредственная угроза безопасности. Короче говоря, неполадки в вентиляторе нужно устранять немедленно.
Сегодня у нас в мастерской ВАЗ-2109. Хозяина беспокоит треск, всякий раз сопровождающий включение вентилятора “печки”. Чтобы найти причину, узел придется снять. Работать будем “на земле”. Специальный инструмент не потребуется.

Внимание! Вначале, как обычно, отключаем аккумуляторную батарею.



Третью опору – пластмассовый выступ – освобождаем, сдвинув узел вперед.

Операция сродни головоломке, ибо извлечь вентилятор можно лишь в определенном положении. В безвыходной ситуации “коридор” можно немного расширить, оттянув переднюю стенку короба руками.

А вот и дефект! Треск издавали застрявшие в крыльчатке прошлогодние листья (кроме тех, что уже успели высохнуть и рассыпаться в прах).

И все же не стоит “перекрывать кислород”, зашторивая воздухозаборник колготками – вентилятор и так едва справляется со своими обязанностями.

Воспользовавшись случаем, смажем подшипники электродвигателя. Для этого:
поддев отверткой пластмассовые застежки.. “располовиниваем” корпус.
Съемником (или иным подручным инструментом) удаляем стальное стопорное кольцо.Снимаем крыльчатку с вала электродвигателя.
Если она не поддается, попытайтесь аккуратно выбить вал легкими ударами молотка через выколотку. Помощник (на снимке не показан) при этом должен удерживать крыльчатку на весу, одновременно страхуя электродвигатель от падения.Поддев отверткой две пружинные скобки.
. снимаем крышку электродвигателя и извлекаем его из корпуса.

Теперь оба подшипника доступны для смазки.

Сборку проводим в обратной последовательности.

Евгений БОРИСЕНКОВ. Технический центр ЗР “Крестовский”

Сравнение вентиляторов отопителя (моторов печки) ВАЗ 2108

Параметр 1. Внешний вид (Фото 1).
Фото 1

Параметр 2. Энергопотребление (без фото, данные получены в результаты испытаний).


Параметр 4. Коллектор (фото 2).

Почему перестал работать вентилятор отопителя ВАЗ-2109 и как решить эту проблему

С похолоданием на улице езда на не отапливаемом автомобиле не доставляет никакого удовольствия. Причин неисправности отопителя может быть несколько. Из этой статьи вы узнаете о том, что делать, если не работает вентилятор печки ВАЗ-2109 и как до него добраться, чтобы его заменить.


Выявление неисправностей или почему перестал работать вентилятор отопителя

Если неисправности появляются в электросхемах, то вентилятор просто не включится. Определить это можно по значению температуры охлаждайки, указательная стрелка переместится в красную зону шкалы. Чтобы устранить неисправности в этом случае снизьте нагрузку на мотор до холостых оборотов и включите отопитель салона. После чего откройте кран для подачи охлаждайки в радиатор отопителя. Начните движение накатом до полной остановки.

Всегда начинайте искать причины неисправности с датчика включения электромотора. Для этого откройте капот и отсоедините клемму датчика. Чтобы продолжить проверку, вам потребуется кусок провода, с помощью которого нужно замкнуть 2 провода, подходящие к клемме. При этом перемычку заизолируйте, чтобы она не соприкасалась с массой. Заведите автомобиль, если других проблем не присутствует, то вентилятор заработает. Но работать он будет постоянно, пока не заглушите машину.

Если после ваших действий вентилятор не стал работать, то откройте крышку монтажного блока и проверьте на нём предохранители, рабочие ли они. Если предохранители исправны, а вентилятор всё равно не работает, то проблема заключается в электромоторе.

Чтобы проверить моторчик вам потребуется 2 заизолированных провода, чтобы соединить клеммы моторчика напрямую с аккумулятором. Если вентилятор начал работать, проверьте куда направлен воздушный поток, если он идёт под капот, то всё верно, а если нет, то нужно поменять полярность проводов, которые вы подсоединили к аккумулятору.

Как видно из вышеописанного, основными причинами того, что не включается вентилятор, является неисправность реле или проводки системы.

Как произвести замену моторчика отопителя

Очень часто при появлении скрипа при включении печки сигнализирует о неисправностях её моторчика или о его скором выходе из строя. В этом случае вам потребуется замена моторчика печки. Также бывают случаи, когда нужно заменить вентилятор отопителя, принцип действия по замене мотора и вентилятора очень схожи.


  • Крестовая отвёртка.
  • Трещотка с головкой 10 мм в диаметре.
  • Отвёртка плоская.

Замена вентилятора печки ВАЗ — работа несложная, главное, чётко знать, что именно и в какой последовательности вы будете делать.

  1. Снимите пластиковую накладу обогревательной системы, она находится в подкапотном пространстве машины и держится на пяти болтах.
  2. Сдвиньте защитный кожух мотора отопителя, для этого вам потребуется снять резинку, которая выполняет роль уплотнителя капота.
  3. Снимая вентилятор с моторчиком, открутите 2 крепёжных болтика, которые их фиксируют.
  4. Затем вернитесь в салон и под рулём найдите штекер плюсового провода и отцепите его.
  5. Следующим шагом будет отцепление минусового провода, для этого открутите фиксирующую гайку при помощи трещотки.
  6. Вернитесь в подкапотное пространство и достаньте мотор отопителя.
  7. Произведите замену неисправных частей.
  8. Соберите всё в обратном порядке.

Постарайтесь ничего не напутать с соединениями электрической цепи, иначе вам придётся всё разбирать заново.

Надо отметить, что с работой справится любой владелец ВАЗ-2109, а цена вопроса 1500 рублей — примерно столько стоит новый моторчик в комплекте с вентилятором.

Как разобрать моторчик вентилятора

Если не работает вентилятор печки и вы не хотите покупать новый, а предпочитаете самостоятельно разобраться с неисправностью, вам потребуется разобрать сам моторчик.


  1. Открутите 2 винтика-крепления вентилятора.
  2. Отцепите сам вентилятор, для этого выведите его опору из зацепления.
  3. Оторвите уплотнитель из поролона с правой стороны на кожухе.
  4. Уберите опору кожуха вентилятора.
  5. При помощи отвёртки разъедините пластиковые защёлки кожуха.
  6. Отвёрткой подденьте 2 пружинные защёлки и отцепите их.
  7. Теперь можно снять крышку с моторчика.
  8. Вытащите моторчик, вместе с ним вытащится и крыльчатка двигателя отопителя, не снимайте её чтобы не нарушилась балансировка.
  9. Открутите оба винтика которые держат щёткодержатель.
  10. Вытащите 2 закладные гайки.
  11. Демонтируйте щёткодержатель.
  12. Произведите визуальный осмотр коллектора. Если есть царапины и подгорания, его нужно зачистить мелкозернистой шкуркой. Если присутствуют более серьёзные повреждения, не поддающиеся ремонту, замените моторчик.
  13. Соберите всё в обратном порядке.

Почему мотор печки отопителя на ВАЗ-21099 перестаёт работать?

Причин этому несколько, и каждая из них имеет свои пути устранения. Итак, опишем их:

ВАЗ-21099

Как видно, при любой неисправности вентилятора отопителя автомобиля ВАЗ-21099 установить причины неполадки и выполнить ремонт под силу даже начинающему автовладельцу. Поэтому, столкнувшись с подобными проблемами, не стоит впадать в панику и откладывать все дела, приступая к поиску СТО, в котором устранят проблему, поскольку замена моторчика печки ВАЗ-21099 и устранение сопутствующих неполадок в системе дело нескольких минут.

Печка в салоне автомобиля ВАЗ-2109 необходима в зимний период. Поэтому, если по каким-то причинам перестает работать ее вентилятор, автовладелец начинает серьезно беспокоиться и предпринимает все действия, чтобы решить возникшую проблему. В этой статье пойдет речь о причинах выхода из строя вентилятора печки ВАЗ-2109 и методах их выявления.

Функции вентилятора печки ВАЗ-2109

Автомобильная печка ВАЗ-2109 предназначена для обогрева пространства салона транспортного средства. Также она помогает избавиться от запотевания стекол изнутри салона машины. Ее обогревательная мощность рассчитана на то, что в 25 градусов мороза внутри автомобиля будет поддерживаться оптимальный тепловой режим – от 16 градусов тепла.

Одним из основных элементов автомобильной печки является вентилятор. Он нужен для того, чтобы прогонять воздух из внешней среды, который попадает в обогревательный прибор через радиатор. Холодный воздух проходит процедуру прогрева и попадает в автомобильный салон уже в теплом виде.

Что такое вентилятор печки

Назначение устройства

Назначение моторчика заключается в повышении эффективности системы отопления и циркуляции воздуха в салоне автомобиля. Его работа основывается на заборе воздуха снаружи и его последующей подаче в салон через радиатор. В результате прохождения воздушного потока через теплообменник воздух в салон попадает уже прогретым.


Схема работы отопителя: а — ВАЗ 2108; б — ВАЗ -2108–01: 1- рабочее колесо вентилятора; 2 — воздуховод обогрева ветрового стекла; 3 — заслонка обогрева ветрового стекла; 4 — заслонка обогрева ног водителя; 5 — заслонка центрального сопла; 6 — центральное сопло; 7- радиатор; 8 — заслонка управления отопителем; 9 — окно обогрева ног водителя; 10 — воздуховод внутренней вентиляции

Где расположен моторчик на ВАЗ 2108/09


Моторчик печки на ВАЗ 2108/09 установлен в нише моторного отсека перед лобовым стеклом

Схема подключения

Для облегчения поиска возможных неисправностей с вентилятором иногда может требоваться схема монтажа, основными составляющими которой являются:

  • монтажный блок предохранителей;
  • замок зажигания;
  • дополнительный резистор;
  • электродвигатель вентилятора;
  • переключатель режимов работы.

Не работает вентилятор печки ваз 21099 инжектор

Если на вашей машине не работает вентилятор отопителя, то это, независимо от времени года, беда! Стекла автомобиля запотевают даже от дыхания водителя, но особенно — пассажиров, которые что-то отпраздновали. А непрозрачные стекла — это непосредственная угроза безопасности. Короче говоря, неполадки в вентиляторе нужно устранять немедленно.

Сегодня у нас в мастерской ВАЗ-2109. Хозяина беспокоит треск, всякий раз сопровождающий включение вентилятора “печки”. Чтобы найти причину, узел придется снять. Работать будем “на земле”. Специальный инструмент не потребуется.

Внимание! Вначале, как обычно, отключаем аккумуляторную батарею.

Крестообразной отверткой отворачиваем четыре самореза и снимаем защитный кожух, разведя в стороны его боковые стенки.Этой же отверткой отворачиваем два винта крепления вентилятора. Третью опору — пластмассовый выступ — освобождаем, сдвинув узел вперед.
Внутри салона вынимаем из разъема плюсовый провод и освобождаем минусовый, закрепленный на шпильке отопителя гайкой “на 10”.
Не поддавайтесь соблазну воспользоваться кусачками. Появившиеся при сборке скрутки не добавят надежности.
Поддев отверткой резиновую втулку, извлекаем оба провода наружу.Вынимаем вентилятор из короба воздухопритока.

Операция сродни головоломке, ибо извлечь вентилятор можно лишь в определенном положении. В безвыходной ситуации “коридор” можно немного расширить, оттянув переднюю стенку короба руками.

А вот и дефект! Треск издавали застрявшие в крыльчатке прошлогодние листья (кроме тех, что уже успели высохнуть и рассыпаться в прах).

И все же не стоит “перекрывать кислород”, зашторивая воздухозаборник колготками — вентилятор и так едва справляется со своими обязанностями.

Воспользовавшись случаем, смажем подшипники электродвигателя. Для этого:
поддев отверткой пластмассовые застежки.. “располовиниваем” корпус.
Съемником (или иным подручным инструментом) удаляем стальное стопорное кольцо.Снимаем крыльчатку с вала электродвигателя.
Если она не поддается, попытайтесь аккуратно выбить вал легкими ударами молотка через выколотку. Помощник (на снимке не показан) при этом должен удерживать крыльчатку на весу, одновременно страхуя электродвигатель от падения.Поддев отверткой две пружинные скобки.
. снимаем крышку электродвигателя и извлекаем его из корпуса.

Теперь оба подшипника доступны для смазки.

Сборку проводим в обратной последовательности.

Евгений БОРИСЕНКОВ. Технический центр ЗР “Крестовский”

serega-tmn , Я знаю, где он находится! Спасибо за советы! Я знаю всю систему! Просто не знаю с чего начать! От наших механиков слышал, что, если “запищал”, то скоро конец придет мотору! Но не думал, что так скоро! Недели две я ездил с невыносимым писком! Первое время ещё можно было ударить по мотору и он переставал пищать, но потом он стал только сильнее пищать от удара! Может ещё кто-нибудь помочь другим советом?! У меня постоянно куда-то в неизвестность уходит тосол и тормозная жидкость! Постоянно доливаю, а утечек не наблюдаю! Даже когда температура на улице была -16, то машина могла перегреваться от полулитра недостатка тосола! В салоне с печки никуда не бежит! Установлено ГБО, но я его отцепил (закрыл баллон, топливный шланг напрямую к карбюратору подцепил, минуя клапан), редуктор не убирал! Может ли редуктор “жрать” тосол?! Да и куда “тормозуха” деется?! Паранормальный автомобиль, блин!:)


Основные неисправности

Первое, что стоит сделать – разберитесь с причиной. Заведите машину, переключите печку на различные скоростные режимы и прислушайтесь к звукам моторчика. Если после включения обдува никаких действий не произошло, а звук не появился, то вентилятор просто не работает.

В случае если моторчик запустился только на третьей скорости, то причиной неисправности может быть резистор, установленный в переключателе (на автомобилях ВАЗ такая неисправность встречается весьма часто).

Давайте же разберемся, в чем могут быть причины отказа печки. Их несколько:


  1. Поломался переключатель. Часто причиной проблем может быть и сам переключатель. Для его проверки стоит использовать обычную лампочку на 12 Вольт с припаянными к ней проводками. Действуйте в следующей последовательности:

– отключайте центральную часть консоли для получения доступа к переключателю (вам ничего не должно мешать выполнять проверку);

Принцип работы и причины неисправности


Давайте кратко рассмотрим, как вообще работает система обогрева. Для регулировки температуры вы открываете или закрывает краник отопительного устройства. После этого в радиатор начинает поступать хорошо прогретая ОЖ, которая является источником тепла (на прогретом двигателе температура охлаждающей жидкости может быть 90-95 градусов Цельсия).

Путем переключения скоростных режимов моторчика вентилятора можно задавать скорость его работы. От этого напрямую зависит объем поступающего в салон теплого (холодного) воздуха. Здесь все зависит от положения краника – открыт он или закрыт. В дальнейшем с помощью панельных заслонок можно регулировать подачу воздуха и направлять его по салону – к лобовому стеклу, ногам и в салон и так далее.

Итак, при появлении сильных скрипов, визга или же полном отказе вентилятора необходима его замена. Делается это в следующей последовательности:



  1. По возможности произведите ремонт. Если времени и необходимых знаний нет – просто замените.
  2. Установите новый моторчик и возвращайте все детали в обратной последовательности.

Замена моторчика печки ВАЗ 2114, 2115, 2109 своими руками.

Когда шумит моторчик печки ваз 2114, 2109 или он вообще перестал работать — следует его заменить.

Где находится моторчик печки ВАЗ 2109 2114? Находится он между моторным щитом и лобовым стеклом, в том же отделе где стоит монтажный блок. Открываем капот и можем увидеть кожух корпуса моторчика печки.

Первым делом снимаем кожух корпуса вентилятора печки.

После снятия кожуха скорее всего увидим кучу листвы вокруг корпуса. Убираем листву и весь мусор для того, чтобы он не упал в воздуховод при снятии моторчика печки.

Откручиваем крестовой отвёрткой два болта крепящих корпус вентилятора печки к моторному щиту.


Отсоединяем плюсовой провод и откручиваем провод массы моторчика печки. Находятся они под панелью, ближе к середине моторного щита.


В умных книжках написано: для того, чтобы достать моторчик печки — поверните его на 90 градусов и достаньте. Но на практике, почему-то у меня это ни разу не получилось. Я просто разделял корпус на 2 части и доставал их по очереди. При разделении корпуса моторчика печки пополам на морозе — защёлки могут треснуть, так, что делать это лучше в теплом гараже. Для располовинивания нужно разъединить 3 защёлки и снять соединительную резинку, которая находится со задней стороны. Так же снимите уплотнительный поролон между корпусом печки и воздуховодом.

Назначение устройства

Назначение моторчика заключается в повышении эффективности системы отопления и циркуляции воздуха в салоне автомобиля. Его работа основывается на заборе воздуха снаружи и его последующей подаче в салон через радиатор. В результате прохождения воздушного потока через теплообменник воздух в салон попадает уже прогретым.

Конструкция печки

Схема работы отопителя: а — ВАЗ 2108; б — ВАЗ -2108–01: 1- рабочее колесо вентилятора; 2 — воздуховод обогрева ветрового стекла; 3 — заслонка обогрева ветрового стекла; 4 — заслонка обогрева ног водителя; 5 — заслонка центрального сопла; 6 — центральное сопло; 7- радиатор; 8 — заслонка управления отопителем; 9 — окно обогрева ног водителя; 10 — воздуховод внутренней вентиляции

Где расположен моторчик на ВАЗ 2108/09

Расположение моторчика

Моторчик печки на ВАЗ 2108/09 установлен в нише моторного отсека перед лобовым стеклом

Схема подключения

Для облегчения поиска возможных неисправностей с вентилятором иногда может требоваться схема монтажа, основными составляющими которой являются:

  • монтажный блок предохранителей;
  • замок зажигания;
  • дополнительный резистор;
  • электродвигатель вентилятора;
  • переключатель режимов работы.

Схема подключения

Схема подключения моторчика печки состоит из монтажного блока предохранителей, замка зажигания, дополнительного резистора, электродвигателя вентилятора, переключателя режимов работы

Вентилятор отопителя ВАЗ 2108/2109

Поломки моторчика печки хоть и не так часто, но всё же возникают. При выходе из строя этого узла качество обогрева в значительной степени снижается. В зависимости от характера неполадки возможно появление постороннего шума, который отвлекает внимание водителя. В сложившейся ситуации требуется ремонт либо замена устройства, для чего его нужно демонтировать с автомобиля.

Причины выхода из строя

Существует несколько наиболее распространённых причин, которые приводят к проблемам с вентилятором.

Предохранитель

Одной из вероятных причин, приводящих к нарушению работоспособности моторчика, может быть неполадка предохранителя. Элемент располагается в монтажном блоке, установленном в подкапотном пространстве перед лобовым стеклом с левой стороны. С проверки этой детали и стоит начинать поиск неисправности. Предохранитель имеет маркировку F7 и номинал 30 А.

Монтажный блок

Предохранитель печки расположен в монтажном блоке под маркировкой F7 и имеет номинал 30 А

Плохой контакт

Со временем контакты могут окислиться. Проверку выполнить несложно, для этого достаточно пошевелить колодку со жгутами. Если в процессе диагностики вентилятор заработал, то причина обнаружена. Устранить неисправность можно путём зачистки проблемного контакта в монтажном блоке.

Контакт при окислении, как правило, покрывается зелёным или белым налётом.

Резистор

Функционирование электродвигателя может быть нарушено из-за неполадок добавочного резистора. На максимальных оборотах моторчик подключается к цепи питания напрямую, а на первых двух скоростях — через резистор. Если возникли проблемы именно с этим элементом, то электродвигатель будет работать только в максимальном режиме. Для замены детали, расположенной на корпусе печки с левой стороны, достаточно отвернуть крепёж и установить новый резистор.

Резистор печки

При выходе из строя резистора печки отопитель будет работать только на максимальных оборотах

Переключатель

Иногда могут возникать проблемы с самим переключателем режимов отопителя. Наиболее вероятной причиной являются окислившиеся контакты (внутри или снаружи) либо отошедшая от вибраций задняя часть детали.

Переключатель отопителя

У переключателя печки могут окислиться контакты либо отойти задняя часть

Помимо перечисленных причин, возможны поломки самого электродвигателя, например, износ щёток. С тем же якорем могут быть разные неполадки:

  • загрязнение;
  • износ;
  • замыкание обмоток.

При замыкании обмоток предохранитель печки будет перегорать, что потребует ремонта либо замены вентилятора.

Как снять моторчик печки на ВАЗ 2108/09

Для демонтажа узла потребуется подготовить следующие инструменты:

  • крестовую отвёртку;
  • головку на 10;
  • трещоточную рукоятку.

Инструменты для ремонта

Для снятия моторчика печки понадобится головка на 10, крестовая отвёртка и трещотка

Затем можно приступать к снятию устройства:

    Поднимаем капот, откручиваем винты крепления пластиковой накладки возле ветрового стекла и убираем её в сторону.

Крепёж накладки

Для снятия пластиковой накладки потребуется открутить соответствущий крепёж

Уплотнитель капота

Уплотнитель капота снимается простым движением руки

Защитный кожух

Чтобы подобраться к моторчику отопителя, потребуется снять защитный кожух

Крепление вентилятора

Вентилятор крепится к кузову при помощи винтов

Разъём моторчика

Чтобы разъединить электроцепь вентилятора, нужно перебраться в салон под приборную панель

Моторчик отопителя

Чтобы извлечь электродвигатель, его нужно повращать в разные стороны

Видео: как снять электродвигатель отопителя

После демонтажа моторчика его подвергают дефектовке, для чего узел потребуется разобрать. Работу проводим в следующем порядке:

    Отделяем от кожуха электромотора уплотнитель из поролона.

Уплотнитель моторчика

Разборку вентилятора начинают со снятия уплотнителя с корпуса

Защёлки кожуха

Защёлки кожуха снимают при помощи отвёртки

Защелки крышки

Крышка вентилятора крепится двумя металлическими защёлками

Крышка вентилятора

После снятия защёлок демонтируем крышку

Моторчик и крыльчатка

Извлекаем моторчик вместе с крыльчаткой

Крепление щёткодержателя

Щёткодержатель крепится винтами — откручиваем их

Закладные гайки

Извлекаем закладные гайки при помощи отвёртки

Якорь моторчика

Осматриваем якорь на предмет повреждений

Пружина щёток

Щётки осматриваем и при необходимости производим замену

Монтаж крепежа

Устанавливаем гайки, удерживая их плоскогубцами

Изоляционная шайба

На вал якоря надеваем изоляционную шайбу

Отгибание направляющих

Для установки щёток отгибаем напрявляющие

Установка щёток

Щётки вставляются до упора

Держатель щёток

Устанавливаем держатель щёток на вентилятор

Установка пружин

Пружины щёток устанавливаем в направляющие

Загибание направляющих

Чтобы исключить выпадение пружин, подгибаем края направляющих

Монтаж зажимов

Надеваем пружинные зажимы на закладные гайки

Установка электромотора

После сборки моторчика вставляем его в левую часть корпуса

Установка крышки

Устанавливается крышка моторчика и крепится зажимами

Видео: разборка моторчика печки ВАЗ 2108/09

Вентилятор Luzar

Одним из достойных вариантов вентиляторов является изделие фирмы Luzar

Независимо от того, владеете вы ВАЗ 2108 или ВАЗ 2109, процесс демонтажа и замены моторчика печки на этих авто одиноков и не отнимает много времени. Подготовив необходимый инструмент и следуя пошаговым инструкциям, выполнить процедуру сможет практически каждый, кто принял решение о самостоятельном ремонте отопительной системы.

Как разобрать моторчик вентилятора

Если не работает вентилятор печки и вы не хотите покупать новый, а предпочитаете самостоятельно разобраться с неисправностью, вам потребуется разобрать сам моторчик.


  1. Открутите 2 винтика-крепления вентилятора.
  2. Отцепите сам вентилятор, для этого выведите его опору из зацепления.
  3. Оторвите уплотнитель из поролона с правой стороны на кожухе.
  4. Уберите опору кожуха вентилятора.
  5. При помощи отвёртки разъедините пластиковые защёлки кожуха.
  6. Отвёрткой подденьте 2 пружинные защёлки и отцепите их.
  7. Теперь можно снять крышку с моторчика.
  8. Вытащите моторчик, вместе с ним вытащится и крыльчатка двигателя отопителя, не снимайте её чтобы не нарушилась балансировка.
  9. Открутите оба винтика которые держат щёткодержатель.
  10. Вытащите 2 закладные гайки.
  11. Демонтируйте щёткодержатель.
  12. Произведите визуальный осмотр коллектора. Если есть царапины и подгорания, его нужно зачистить мелкозернистой шкуркой. Если присутствуют более серьёзные повреждения, не поддающиеся ремонту, замените моторчик.
  13. Соберите всё в обратном порядке.

Замена моторчика печки ваз 2109 еще один способ


Я уже давно собирался заменить свой вентилятор отопителя так как его свист скрип и другие непонятные звуки по появляющиеся то пропадающие действовали на нервы. Новый вентилятор был куплен и уже с месяц валялся в багажнике недоставало только 2 вещей : свободного времени и желания. И вот сегодня выдался выходной, делать было особо нечего и я решил заняться своей машинкой. Сходив в магазин и купив маленькую отвёртку я приступил к работе.

Для начала открутил 5 саморезов крепления решётки воздухопритока

Для начала открутил 5 саморезов крепления решётки воздухопритока

Затем сняв решётки, открутил ещё 4 самореза крепления защитного кожуха . Для того что бы его вытащить потенул его на себя, приподнял вверх заднюю часть и раздвинув в стороны края спокойно вытащил его

Затем сняв решётки, открутил ещё 4 самореза крепления защитного кожуха . Для того что бы его вытащить потенул его на себя, приподнял вверх заднюю часть и раздвинув в стороны края спокойно вытащил его


И вот уже перед нами виднеется вентилятор. Открутив 2 болта его крепления и убрав резиновые шайбочки что бы не потерять я вспомнил что нужно отсоеденить провода.


Провода находятся под панелью в самом углу .Первым делом отсоеденил колодку плюсового провода. Потом минут 5 изкал где же находится провод массы и отогнув какую то шляпу ( типо утеплителя ) я разглядел болт с приклепленной клеммой массы Отвернуть болт не составило труда и я сного переместился в подкапотное пространство.


Ну вот и всё подумал я. Снятие законченно. Сейчас аккуратно вытащу вентилятор, поставлю новый и дело в шляпе. Но не тут то было. Крутив туда сюда я не мог понять как его вытащить не сломав. Я был в отчаянье проделать такую работу и застопориться на такой ерунде. Уже были мысли бог с ним разобрать ( сломать ) и вытащить я его смогу но как засовывать новый?

Мне на счастье мимо проходил сосед он мне и подсказал идею что бы вытащить и вставить вентилятор положи на металлические части, разрезанную бутылку тем самым пластиковый корпус вентилятора не будет врезаться в металл а будет скользит по нему.

Последовав совету я нашёл в багажнике какую то бутылку отрезал у неё горлышко и дно, разрезал пополам и положил на места отмеченные красным на фото. После небольших усилий вентилятор вытащился как по маслу. Вставить Тоже не составило труда спасибо бутылке и соседу за идею. собрал уже быстрее и в обратном порядке


Ну вот в принципе и весь процесс . Делая это в первый раз я потратил 2 часа работы. Если бы не геморрой с вытаскиванием, было бы быстрее.

Отечественный ВАЗ-21099 относится к категории наиболее удачливых моделей марки. Но к сожалению, этот автомобиль имеет свои определённые недостатки, которые могут проявиться как после продолжительной эксплуатации, так и в её начале. Одним из досадных разочарований, с которым сталкивается водитель ВАЗа при наступлении похолоданий, является холодный салон машины. Зачастую причина этого кроется в выходе из строя вентилятора печки ВАЗ-21099, в результате чего об эффективной циркуляции тёплого воздуха и прогреве салона не может быть и речи. В таком случае рекомендован ремонт моторчика печки ВАЗ-21099.

Вентилятор печки ВАЗ-21099


Способы устранения неполадок с вентилятором отопителя на ВАЗ-21099


— Неисправен переключатель скоростей отопителя

Самое простое — отошла от вибрации его задняя часть (круглая фишка с несколькими контактами), либо в ней или на самом переключателе окислились контакты. Следует восстановить соединение переключателя, контакты зачистить. Для этого придется разобрать часть передней панели.

— Неисправна проводка электрической цепи включения электродвигателя вентилятора

— Неисправен сам электродвигатель

В первую очередь под подозрением щетки электродвигателя и его коллектор (к которому они прижимаются). Щетки могут быть изношены или разрушены, могут зависнуть. Коллектор изнашивается или загрязняется. В любом случае необходимо снять электродвигатель отопителя, разобрать его и проверить наличие неисправности.

Причины работы электродвигателя вентилятора отопителя только на малой скорости

— Неисправен переключатель скоростей отопителя

Окислились контакты или вышел из строя сам переключатель.

— Загрязнен или окислен коллектор якоря электродвигателя

Необходимо снять электродвигатель, разобрать и зачистить коллектор.

— Вал якоря заклинивает в подшипниках

Со стороны электродвигателя возможны посторонние звуки (скрежет, визг, скрип). Может перегорать предохранитель. Заменяем электродвигатель.

Причины работы электродвигателя отопителя только на большой скорости

— Неисправен переключатель скоростей отопителя

— Сгорел дополнительный резистор электродвигателя вентилятора отопителя

Примечания и дополнения

Еще статьи по обогреву и вентиляции салона автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099







Другие варианты поломки печи

Стоит быть внимательным при выборе новой детали, так как последнее время подделывать её стали всё чаще. В итоге помпы хватает, в лучшем случае, на месяц. После чего снова встаёт вопрос, почему на карбюраторном/инжекторном ВАЗ 21099 не включается печка.

Ну, и самой банальной причиной, по которой не работает печка на ВАЗ 21099 с карбюраторным, а также с инжекторным двигателем, является обычное снижение уровня охлаждающей жидкости. В этом случае просто необходимо долить антифриз (тосол) до соответствующей отметки.

Если зима застала Вас врасплох, и на инжекторном/карбюраторном перестала работать печка, не отчаивайтесь. Не стоит в панике подыскивать ближайший сервисный центр, ведь произвести обслуживание автомобиля не составит труда даже начинающему водителю.

Как работает отопитель?

  • С наступлением холодов при помощи краника печки открывается подача охлаждающей жидкости. После того как она прогреется до рабочей температуры (90–100 градусов), жидкость начинает поступать в радиатор.
  • В салоне находится специальный переключатель, имеющий три положения (скорости) работы вентилятора.
  • Для того чтобы включить отопитель, достаточно выбрать одно из положений работы его вентилятора и отрегулировать при помощи специальных заслонок направление подачи тёплого воздуха (на лобовое стекло, непосредственно в салон автомобиля, на ноги водителя и переднего пассажира и т. д.).

В случае когда неисправен моторчик печки, система отопления машины работает крайне неэффективно, поскольку требуется слишком много времени на то, чтобы нормально прогреть салон, так как тёплый воздух поступает в него слишком медленно (либо не поступает вообще).




Принцип работы печной системы

Как только температура за окном становится ниже ноля градусов, охлаждающая жидкость в автомобиле начинает подаваться непосредственно при помощи печного краника. После того, как двигатель прогреется до оптимальной температуры (порядка девяноста градусов), антифриз начнёт поступать в радиатор.

В салоне автомобиля на панели расположен специальный рычажок, отвечающий за включение вентиляционной системы. В ВАЗ 21099 он оснащён тремя режимами мощности. Также можно выбрать направление подачи воздушного потока. Воздух направляется при помощи амортизаторов, расположенных в разных точках автомобиля.

Почему мотор печки отопителя на ВАЗ-21099 перестаёт работать?

Причин этому несколько, и каждая из них имеет свои пути устранения. Итак, опишем их:

Самые распространённые причины сбоя в работе печки

Если не работает печка, то на это есть четыре основные причины:

Функции вентилятора печки ВАЗ-2109

Автомобильная печка ВАЗ-2109 предназначена для обогрева пространства салона транспортного средства. Также она помогает избавиться от запотевания стекол изнутри салона машины. Ее обогревательная мощность рассчитана на то, что в 25 градусов мороза внутри автомобиля будет поддерживаться оптимальный тепловой режим – от 16 градусов тепла.

Одним из основных элементов автомобильной печки является вентилятор. Он нужен для того, чтобы прогонять воздух из внешней среды, который попадает в обогревательный прибор через радиатор. Холодный воздух проходит процедуру прогрева и попадает в автомобильный салон уже в теплом виде.

Печка в автомобиле может перестать выполнять свои прямые функции, если вентилятор, входящий в ее конструкцию прекращает свою работу.

Поэтому специалисты рекомендуют владельцу транспортного средства разобраться с причинами его поломки.

Причины, почему не работает вентилятор печки ВАЗ-2109

Опытные специалисты, занимающиеся ремонтом ВАЗ-2109, выделяют несколько наиболее распространенных причин, по которым вентилятор автомобильного обогревателя-печки перестает работать.

Поломка моторчика вентилятора

Если же моторчик вентилятора работает, есть вероятность, что накрылся предохранитель, в результате чего произошла поломка электрооборудования, сбой в контактах. Определить это несложно. При хороших соединениях панель приборов светит чётко, фары равномерно распределяют свет, а дворники активно двигаются.

Как произвести замену неисправного вентилятора печки ВАЗ-2109

Замена нерабочего вентилятора отопительной системы предполагает несколько этапов:

  • демонтаж накладки печки, которая расположена под капотом;
  • вскрытие защитного кожуха двигателя автомобильного обогревательного прибора;
  • выкручивание крепежных болтов, что служат фиксаторами вентилятора;
  • извлечение неисправной детали и замена ее исправной;
  • сборка в обратном порядке.

Как видим, описываемую замену выполнить достаточно просто в гаражных условиях самостоятельно, но при возникновении трудностей всегда можно обратиться в автосервис за помощью.



Ближе к делу. Еще раньше я встречал статью о доработке отопления салона ВАЗ 2107 – 2105, там акцент был сделан на значительное уплотнение всех соединений, чтобы избежать потерь потока воздуха. Этот вариант отчасти даст свои результаты, но не всегда.

Я же хочу написать о доработке именно источника подачи воздуха – вентилятора. Сам радиатор печки способен отдать довольно много тепла, просто не хватает потока воздуха. Чтобы решить эту проблему, было принято решение использовать двигатель вентилятора отопителя от ВАЗ 2108 – 2109. Для сравнения:

  • Стандартный двигатель вентилятора печки ВАЗ классических моделей — 3000±150 об/мин при потреблении тока 4,5 А.
  • На «зубилах” видим такие характеристики – 4100±200об/мин, при потребляемом токе 14 А!

Как видим, ток потребления не детский, но и поток воздуха посильнее будет. Для максимального эффекта используется также пяти лопастной вентилятор. Что было сделано в первую очередь? Смотрим фото:


Для начала естественно все разобрали, демонтировали. Был спилен гребешок (1) и заменен резистор регулировки скорости вращения вентилятора. Для чего была спилена эта перегородка? Дело в том, что при установке электродвигателя от ВАЗ 2108, возникает трудность, которая обусловлена большими габаритами двигателя от “зубил”. И чтобы полностью закрывался обогрев ног, ее нужно удалить.



По расчетам автора должно получиться почти в 2 раза больше воздуха.

Процесс замены вентилятора

Конечно, к любому делу следует подготовиться, только в этих случаях можно рассчитывать на оптимальный результат. Заранее приобретать какие-либо запасные части или непосредственно сам новый моторчик непредусмотрительно, поскольку никто не знает, в чём заключается проблема, почему мотор отопителя на вашем ВАЗ-2108 так завыл. Однако для проведения диагностики его нужно первоначально снять. Вот именно для таких конкретно действий вам потребуется иметь под рукой крестовую отвёртку, головку на 10 и трещоточную рукоятку. Работать мы будем и со стороны моторного отсека, и со стороны салона.

Мотор печки ВАЗ-2108

Алгоритм действий

Сначала откройте капот и открутите пять болтов, надёжно фиксирующих пластиковую накладку. Её мы снимаем и откладываем в сторону, чтобы она в процессе выполнения всех последующих действий нам не мешала. Теперь снимите резиновый уплотнитель на капоте, поскольку он препятствует снятию защитного кожуха вентилятора. Как только вы извлечёте и этот кожух, вы сразу же сможете обнаружить сам моторчик. Несложно рассмотреть, что он прикручен двумя болтами. Вооружитесь заранее подготовленной отвёрткой и выкрутите эти болты.


После этого предлагаем вам переместиться в салон автомобиля и настроиться на продолжение работ в неудобной позе. Очень важно отсоединить выводы проводов питания. Под панелью приборов вы найдёте штекер плюсового провода, отключите его. Следующим шагом должно стать отсоединение минусового провода. Однако он дополнительно крепится гайкой, расположенной в недоступном месте. По этой причине постарайтесь первоначально нащупать её, а потом, приноровившись, открутить её при помощи головки и трещотки. Как только вы отсоедините провода, пропихните их по направлению к самому мотору. Покиньте салон и снова перейдите к моторному отсеку. Ухватитесь за двигатель двумя руками и осторожно, поворачивая его из стороны в сторону, найдите оптимальное место для его извлечения.

После того как вам удастся извлечь электродвигатель печки, осмотрите его, убедитесь в его целостности, в отсутствии механических повреждений. Если проведённая вами диагностика показала, что мотор печки больше невозможно восстановить, отправляйтесь в магазин, приобретайте новый. Очень не хочется расставаться с некоторой суммой, но иного выхода у вас всё равно нет. Ездить в зимний период без отопителя нельзя не только потому, что отсутствует комфорт, а ещё и по той причине, что такие поездки небезопасны.

Вентилятор печки с кожухом на ВАЗ-2108





Что такое вентилятор печки

Назначение устройства

Назначение моторчика заключается в повышении эффективности системы отопления и циркуляции воздуха в салоне автомобиля. Его работа основывается на заборе воздуха снаружи и его последующей подаче в салон через радиатор. В результате прохождения воздушного потока через теплообменник воздух в салон попадает уже прогретым.

Конструкция печки

Схема работы отопителя: а — ВАЗ 2108; б — ВАЗ -2108–01: 1- рабочее колесо вентилятора; 2 — воздуховод обогрева ветрового стекла; 3 — заслонка обогрева ветрового стекла; 4 — заслонка обогрева ног водителя; 5 — заслонка центрального сопла; 6 — центральное сопло; 7- радиатор; 8 — заслонка управления отопителем; 9 — окно обогрева ног водителя; 10 — воздуховод внутренней вентиляции

Где расположен моторчик на ВАЗ 2108/09

Расположение моторчика

Моторчик печки на ВАЗ 2108/09 установлен в нише моторного отсека перед лобовым стеклом

Схема подключения

Для облегчения поиска возможных неисправностей с вентилятором иногда может требоваться схема монтажа, основными составляющими которой являются:

  • монтажный блок предохранителей;
  • замок зажигания;
  • дополнительный резистор;
  • электродвигатель вентилятора;
  • переключатель режимов работы.

Схема подключения

Схема подключения моторчика печки состоит из монтажного блока предохранителей, замка зажигания, дополнительного резистора, электродвигателя вентилятора, переключателя режимов работы


— Неисправен переключатель скоростей отопителя

Самое простое — отошла от вибрации его задняя часть (круглая фишка с несколькими контактами), либо в ней или на самом переключателе окислились контакты. Следует восстановить соединение переключателя, контакты зачистить. Для этого придется разобрать часть передней панели.

— Неисправна проводка электрической цепи включения электродвигателя вентилятора

— Неисправен сам электродвигатель

В первую очередь под подозрением щетки электродвигателя и его коллектор (к которому они прижимаются). Щетки могут быть изношены или разрушены, могут зависнуть. Коллектор изнашивается или загрязняется. В любом случае необходимо снять электродвигатель отопителя, разобрать его и проверить наличие неисправности.

Причины работы электродвигателя вентилятора отопителя только на малой скорости

— Неисправен переключатель скоростей отопителя

Окислились контакты или вышел из строя сам переключатель.

— Загрязнен или окислен коллектор якоря электродвигателя

Необходимо снять электродвигатель, разобрать и зачистить коллектор.

— Вал якоря заклинивает в подшипниках

Со стороны электродвигателя возможны посторонние звуки (скрежет, визг, скрип). Может перегорать предохранитель. Заменяем электродвигатель.

Причины работы электродвигателя отопителя только на большой скорости



Как снять моторчик печки на ваз-2109 своими руками: пошаговая видеоинструкция

— Неисправен переключатель скоростей отопителя

— Сгорел дополнительный резистор электродвигателя вентилятора отопителя

Примечания и дополнения

Еще статьи по обогреву и вентиляции салона автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

Устройство системы отопления автомобиля

Устройство нагревательной системы 2108 состоит из таких компонентов:

  • тяга, которая оказывает влияние на кран отопителя ВАЗ 2108;
  • рычаг управления заслонкой;
  • дополнительный резистор;
  • моторчик, который влияет на вращение вентилятором;
  • переключатель режима работы системы.



Кран отопителя ВАЗ 2108

Принцип работы печки

  1. Жидкость нагревается до определенной температуры и поступает в радиатор печки ВАЗ 2108.
  2. Чтобы постоянно происходила циркуляция, между ней и системой охлаждения для жидкости установлены резиновые трубки, зафиксированные для лучшего скрепления хомутами.
  3. Теплый воздух поступает в салон автомобиля через несколько отверстий. Для равномерного распространения воздуха предназначен моторчик отопителя, со своим вентилятором.
  4. Воздух прямо поступает к ногам водителя и пассажиров, а также выходит на панель. Затем поток тепла задерживается благодаря заслонкам, а потому воздух охлаждается. Таким образом, на ветровое стекло воздух подается остывшим.


В случае если работа печи не удовлетворяет, ее можно модернизировать. Делается это при помощи установки стекловолокна.

Действие происходит так:

Конструкция отопителя ВАЗ-21099

А далее все просто: создаваемый поток проходит через соты радиатора, где происходит теплообмен, в результате тепло отдается воздуху, который затем дует в требуемые зоны по воздуховодам.

Конструкция печки ВАЗ-21099 включает в себя несколько основных составных элементов:

  • корпус печки из пластика;
  • радиатор системы обогрева (подключенный к системе охлаждения);
  • вентилятор с электроприводом;
  • воздуховоды;
  • механизм управления отопителем.

На этом авто применялись отопители двух модификаций (старого и нового образца), которые несколько отличались по устройству, но составные части у них полностью идентичны.

Корпус, радиатор, заслонки

Благодаря корпусу обеспечивается требуемое перенаправление обогрева, поскольку создаваемое моторчиком вентилятора движение сразу же подается в него, а не рассеивается. Сам корпус печки ВАЗ 2109 состоит из двух половин, соединяемых между собой специальными скобами. Для уменьшения потерь потока между его половинами укладывается уплотнитель. Внутри обеих половин сделаны перегородки, которые и обеспечивают правильное направление.

Также внутри этого корпуса сделана ниша, в которую устанавливается радиатор. Изначально радиатор изготавливался из латуни, сейчас же он практически всегда делается из алюминия. Устройство радиатора печки 2109 идентично основному (состоит из двух бачков, трубок, по которым циркулирует охлаждающая жидкость, и пластин, формирующих соты), но значительно меньше в размерах.

Видео: Плохо ГРЕЕТ Печка в ВАЗ 2108, 2109, 21099, 2110, 2111, 2112, 2113, 2114, 2115

Обдув воздуха осуществляется за счет заслонок печки, также устанавливаемых внутри корпуса. Эти элементы – подвижные, и благодаря им удается перекрывать одни и открывать другие воздуховоды. Всего их три – основная (управление отопителем), воздуховода, осуществляющего перенаправление между зоной ног и подачей в салон, и заслонка подачи потока на лобовое стекло.

Дополнительные заслонки установлены на боковых и центральных дефлекторах. Получается, что по умолчанию воздух из корпуса постоянно дует на дефлекторы и сделано это для того, чтобы поток всегда имел выход. Благодаря имеющимся заслонкам можно обеспечить одновременную подачу горячего воздуха сразу в несколько зон (салон и лобовое стекло или же лобовое стекло и зона ног).

Вентилятор

Конструктивно предусмотрено три режима работы вентилятора. Это позволяет подобрать оптимальные условия подачи воздуха (холодного или горячего).

Механизм управления

Видео:Полезные советы для авто. Почему не работает печка ВАЗ.

Для управления печкой и перенаправления движения воздуха и открытия-закрытия крана подачи охлаждающей жидкости применяется механизм управления, выведенный на центральную консоль. Представляет собой механизм три ползунка и переключатель режима работы вентилятора.

Двумя остальными ползунами управляются две другие заслонки – подачи на лобовое стекло и в зону ног. К примеру, при своде их к центру (левый ползунок до упора вправо, а правый – влево), воздуховод зоны ног будет закрыт, а ведущий на лобовое стекло – открыт. При разведении же этих ползунков по краям, горячий воздух дует в ноги (причем также перекроется подача его на центральные дефлекторы).

Соединение ползунком с заслонками и краном осуществляется тросиками. Причем к основному ползунку подходит сразу два тросика, поскольку он одновременно открывает-закрывает заслонку и кран.

Типичные неисправности

Как и в любом механизме, в отопительной системе могут возникнуть неполадки (автор видео — Андрей Куземский).

Если моторчик печки ВАЗ 2108 сломался, можно понять это, сопоставив некоторые симптомы:

Если мотор печки ВАЗ 2108 даже не подает признаков жизни, значит причина не в его устройстве, а в разрыве цепи. Чтобы понять, так ли это, можно воспользоваться вольтметром.

Диагностика

Первоочерёдной задачей стоит выявление причины поломки и оценка собственных возможностей в конкретной ситуации.

Начнём с простого и перейдём к более сложному:

  1. Проверяем предохранитель (F-7 с напряжением 30 А), который отвечает не только за систему обогрева, но и за работу: прикуривателя, обогрева зеркал, подсветки бардачка, омывателя фар. Поэтому при перегорании этого предохранителя отказываются работать все вышеперечисленные приборы. Если он исправен, движемся дальше по цепи.
  2. Включаем зажигание автомобиля и переключаем регулятор скорости в положение 1, 2, 3 по порядку. Если ни на одном из этих положений вентилятор не заработал, движемся дальше.
      Если же электродвигатель не подаёт признаков жизни при первом и втором положении переключателя скоростей, а на третьем положении заработал (питание вентилятора на первой и второй скорости осуществляется через резистор, а при третьей скорости ток поступает прямо на электродвигатель), проблема заключается в резисторе либо в самом переключателе.
  3. Если электродвигатель отопителя включается после прогрева двигателя автомобиля, то проблема заключается в неисправном реле зажигания. Решается заменой реле.
  4. Если электродвигатель отопителя отказывается работать при любых режимах, остаётся одна неисправность — это сам моторчик печки.


Процесс демонтажа мотор-вентилятора

Рекомендуем: Признаки неисправности турбины дизельного двигателя

Ремонт своими руками

Чтобы собственноручно произвести ремонт, нужно воспользоваться такими инструментами:

  • отверткой с крестовым наконечником;
  • гаечным ключом на 10.

При демонтаже нужно снять пластиковую накладку, которая расположена снаружи ветрового стекла. Чтобы ее снять, нужно открыть капот и снять 5 болтов, которые крепят накладку к кузову. Снять уплотнительную резинку с подкапотного отсека и поддеть кожух отверткой, чтобы добраться до моторчика и вентилятора печи. Теперь можно снимать мотор. Он прикреплен к кузову ВАЗ 2108 при помощи двух болтов.


Когда фиксаторы будут отсоединены, можно отключить питание и под торпедо отключить плюсовой провод печи. Минусовой крепится поверх специальной резьбы и придавливается специальной гайкой. Нужно на ощупь выкрутить гайку и откинуть минусовой провод. Отсоединив провода можно изъять моторчик и установить новый вентилятор. Вся конструкция собирается в обратной последовательности.

Важно заметить, что поломки, связанные с печью зависят также от того, какая установлена на ВАЗе панель – низкая или высокая. У обеих есть свои минусы. Например, у высокой не до конца открывается центральная заслонка. Именно она отвечает за подачу холодного и горячего воздуха в салон автомобиля. Для решения нужно отрегулировать заслонку. А чтобы добраться до нее нужно разобрать торпедо.

Если говорить о низкой панели, здесь зачастую ломается термостат. Разумеется, если он изнашивается, то печь работать не будет. Менять его рекомендуется раз в два или три года. И если замена не решит проблем, стоит заменить шланги, которые соединяют печь и радиатор.

Читайте также: