Замена мозгов на ваз 2109

Обновлено: 04.07.2024

Сунет как невминяемая,но загорается "джеки чан" и кушает 12-14 л на 100км и бывает заливает свечи так что завести не могу покаместь не выкручу и не просушу . Надо подключиться к блоку управления,но ни на одной диагностике не могут ((.
У кого GM отпишитесь.

я из колодки все провода вытаскивал, не помню какие. завтра у диагноста спрошу, у тебя полюбому может быть либо ДМРВ либо тухлые мозги. я тоже думал что все норм, пока не подключился к компу, он ине то показывал их, то нет, в итоге сказали мне что они у меня дохлые, менял на январь 5.1
свернуть ветку

да факт в том что ДМРВ GM не убиваемый, и убить его можно только рассколатив кувалдой, а сами мозги GM это древнее древнего и малейший простой автомобиля ведет к их рассыханию, т.е. они перестают нормально работать и начинают работать в аварийном режиме, т.е. двигатель начинает много жрать, троить, и если его заглушишь, то потом хер заведешься до полного остывания. вот поэтому и рекомендуют диагносты менять их на что-то более новое. у меня январь 5 с проводкой и датчиками в нижегородской области вышли 11 тыс.
свернуть ветку

как-то так, лично я пользовался самодиагностикой и мне показало что у меня случилось, сначало не поверил и обратился к диагносту, он подтвердил
свернуть ветку

Померял вчера давление в рампе на холостых 2,8 бар. Может сами форсунки льют больше чем надо? У меня они GM тоже (в два раза больше по внешнему размеру чем заводские нынче).
свернуть ветку

Серега, у меня блок под бордачком. Прикручен на двух по-моему болтиках. Снимается легко,и на нем заметная лэйба ?2?- GM.
свернуть ветку

Михаил, раскажи какие были изменения у тебя после того как поставил Январь? Я так понял у тебя был GM ?
свернуть ветку

Андрей, Это не тот блок с которого диагностику делают, туда провод диагностический вставляется, этот?
свернуть ветку

GM написано на блоке,чтоб увидеть нужно его открутить и вытянуть из полки под бардачком. У меня высокая торпеда и блок находится именно там. Я бы фотки скинул но нет возможности.
свернуть ветку

Андрей, динамика стала лучше, холостые не прыгают, жрет меньше, выхлоп чище, хотя датчик кислорода отключил, настроил через прошивку, запуск легче на холодную, раньше качал 2 раза насосом, еперь один раз и запускаюсь. при переходе с повышенной на пониженную обороты раньше повышались, а потом понижались, теперь все как на нормальной машине. ну и гемороя меньше с электроникой, ДД GM нифига не слышит что происходит с двигателем, новый ДД намного лучше все прослушивает. в общем плюсов больше чем минусов.
свернуть ветку

Андрей, ах да забыл написать, раньше с мозгами GM больше 150-160 не шла, на январе машинка 200 летает без проблем, несколько раз пробовал.
свернуть ветку

Я ехал 180,больше может и пошла бы но ей тяжело. Собираюсь выкинуть катализатор. Вопрос: хуже не будет ли,при условии того что у меня лямбда имеется?
свернуть ветку

Андрей, ну если у тебя GM и если выкинуть катализатор, то надо в прошиве надо будет отключать лямбду, хуже не будет, динамика увеличится, но врятли сейчас есть прошивки, проще будет самому написать.
свернуть ветку

Вобщем подключился ко мне чувак с диагностическим обородованием "lounge". Пипец лямбде!
свернуть ветку

Спросил электрика про переделку на янв 5.1. Говорит гемора дофига и дорого очень будет все стоить с работой,даже если б/у взять. Всю проводку основную переделывать надо.
свернуть ветку

Андрей, там идет один пучек проводов, от него идет разъем к мозгу, а с другого конца выходы на датчики под капот..
по переделке, выдераешь старую проводку, запихиваешь новую, все подсоединяешь к замку, к насосу, подключаешь к мозгам и в в 3-х главных реле меняются местами провода, насос, вентилятор и на мозги, меняются 2 провода местами, диагностический (тонкий) с плюсовым (толстый) дальше подключаешь к датчикам предварительно заменив ДД со старого образца на новый со шпилькой, и прошиваешь мозги где-то убираются в прошиве датчики, где-то подстраиваемся. ну и все готово.
У меня на все про все ушел один вечер, собирал все сам т.к. немного мыслю в электрике.
по деньгам мозги б/у Январь 5.1. 43 4000руб, проводка 21103 3000 руб. ну и по датчикам ДМРВ нового образа, ДД, Корпус фильтра, в сумме со всеми датчиками вышло 10-11 тыс. и это по закупочной цене, знакомый из Тольяти привез. с магазина выйдет около 14 тыс.
свернуть ветку

Андрей, если у тебя только лямбда накрылась то не заморачивайся бери новую люмбду и катайся дальше, мозг GM очень надежен, даже датчики лучше были чем нынешнее Г***о я просто менял из-за того что мозг глюкнул и надо было его либо чиповать либо преобретать новые мозги, ну а т.к. их уже не найдешь решил ставить январь 5
свернуть ветку

У меня 2109 gm не включается вентилятор с чего копать? Снимаю фишку с датчика температуры и он не срабатывает. Где искать прошу помощи
свернуть ветку

Миша, посмотри для начала предохранители в блоке педохранителей, если там все норм,то возле мозгов есть 3 релюхи, у них на каждую предохранители есть,тоже их посмотри, если не поможет то ищи по цепи
свернуть ветку

задумался о переходе на инжектор, но не могу определиться какой ЭБУ выбрать так как железо совсем не стандартное, и прошивать нужно будет в онлайне.

машина ваз 2109 8клапанов
сейчас конфигурация такова:
объем 1630см, легкий шатун, легкий маховик, ГБЦ доработана каналы 32х30.5, большие клапана, распредвал ОКБ Динамика 124 (подъем 12.4 фаза 296). распредвал без штифта датчика фаз.

посоветуйте какой ЭБУ поставить для настройки в онлайне, для начала скорее всего буду на ресивере, затем будут дросселя

еще вопрос: хочу купить софт для онлайн прошивки, на сайте видел комплект для январь5/7, возможна ли будет с помощью него онлайн настройка ЭБУ производства итэлма и что нужно будет докупить

Начните с поиска нормальных спецов в вашей местности или в разумно удаленных окрестностях. Далее, в зависимости от их специализации, будете решать, какой ЭБУ выбрать.

Комплект софта и доп оборудования обойдется вам, скорее всего, дороже услуг специалиста. Если вы сами никогда этим не занимались, то от момента покупки всего необходимого до момента "наконец-то поехало как надо" может пройти много времени и более одного мотора.

Если же прямо отвечать на вопрос, то.

Можно все сделать на январе. Можно на пятом, можно на седьмом.

А можно на Корвете. Корвет изначально обойдется подороже января, зато его хватит на все ваши дальнейшие эксперименты. Хоть шибера ставьте, хоть турбину, хоть черта в ступе.

Рабочий ход поршня

В отличие от карбюратора, инжектор (форсунки) не способен самостоятельно дозировать топливо, поэтому работу форсунок регулирует электронный блок управления (ЭБУ или ECU) двигателем, который нередко называют контроллером или электронной системой управления двигателем (ЭСУД). ЭБУ получает сигналы с большого количества разнообразных датчиков и по вшитому в память алгоритму рассчитывает количество топлива, которое обеспечит оптимальную работу двигателя. Помимо управления форсунками, блок определяет время подачи искры в каждый из цилиндров, заменяя собой систему зажигания карбюраторных автомобилей. Еще одна крайне важная функция ECU – проверка состояния двигателя.

Электронный блок управления двигателем

Принцип работы ЭБУ

Наиболее полно и эффективно топливо сгорает лишь в определенной пропорции с воздухом. Если горючего больше, чем воздуха (переобогащенная смесь), оно не полностью сгорает, что приводит к увеличению расхода топлива. Помимо этого остатки недогоревшего топлива образуют сажу, которая смешивается с маслом и оседает на клапанах и поршневых кольцах, из-за чего снижается компрессия двигателя и сокращается его ресурс. Если топлива меньше, чем воздуха (переобедненная смесь), оно сгорает не плавно, а взрывообразно (детонация), в результате этого в поршне, шатуне и головке блока цилиндров (ГБЦ) образуются микротрещины.

Как работает ЭБУ двигателя автомобиля

На разных режимах работы мотора оптимальное соотношение топливовоздушной смеси необходимо изменять. Во время резкого ускорения или работы под большой нагрузкой необходимо увеличивать количество топлива (обогащенная смесь), чтобы избежать детонации и увеличить крутящий момент. Когда двигатель работает на холостых оборотах или в режиме небольшой мощности, необходимо снижать количество горючего (обедненная смесь), чтобы избежать неполного сгорания и перерасхода топлива.

ЭБУ получает информацию от различных датчиков, благодаря чему определяет режим работы двигателя, обороты и нагрузку на него. Датчик массового расхода воздуха (ДМРВ) поставляет исходные данные, необходимые для расчета количества топлива. Ведь именно от количества воздуха, которое попало в цилиндры и зависит необходимое количество топлива. Датчик температуры позволяет прогнозировать, каким образом будет сгорать топливо, ведь скорость сгорания топливовоздушной смеси в холодном и прогретом двигателе отличается. Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) показывает, что водитель ожидает от мотора. Чем сильней нажата педаль газа, тем шире открыта дроссельная заслонка, тем больше воздуха попадет в цилиндры, а значит, повысится крутящий момент коленчатого вала.

Современный ЭБУ рассчитывает количество топлива не только для каждого такта двигателя, но и отдельно для каждого цилиндра. Это позволяет сделать работу мотора наиболее стабильной и получить максимальное соотношение топлива и выходной мощности. Получив информацию со всех датчиков, ЭБУ рассчитывает количество топлива для каждого цилиндра. По сигналу датчиков положения коленчатого (ДПКВ) и распределительного (ДПРВ) валов, ЭБУ определяет время впрыска топлива в каждый цилиндр. Затем контроллер по сигналу ДПКВ определяет время создания искры зажигания в каждом цилиндре.

Отличия блоков управления

ЭБУ Bosch аналог российского ЭБУ

ЭБУ старых моделей работали с ограниченным числом датчиков, поэтому не могли обеспечить качественной работы мотора и подготовки топливовоздушной смеси. Отсутствие поддержки датчика фазы (ДПРВ) приводило к тому, что контроллер не определял, какой именно цилиндр работает в данный момент, поэтому впрыскивал топливо не в камеру сгорания а в воздушный коллектор. Устройства, работающие в таком режиме, называли ЭБУ центрального впрыска.

Установка на двигатель датчика фазы позволила четко определять порядок работы цилиндров, благодаря чему производился расчет топлива отдельно для каждой камеры сгорания. Устройства, работающие в таком режиме, называли ЭБУ распределенного впрыска. Со временем ЭБУ становились все лучше и лучше. Поддержка датчика кислорода позволила точней регулировать сгорание топлива. Поддержка двух датчиков кислорода позволила перейти на более высокие нормы токсичности, ведь в этом случае можно было эффективно использовать каталитический нейтрализатор. Появление каждой новой модели ЭБУ приносило с собой новые функции снижающие расход топлива, повышающие мощность или ресурс двигателя, делающие управление автомобилем более комфортным.

Причины неисправностей ECU

Диагностический разъем для проверки (сканирования) ЭБУ

Как определить состояние электронных блоков ВАЗ

Диагностические разъемы расположены:

Диагностика ЭБУ с помощью сканера

Чтобы определить состояние ЭБУ и прочитать лог ошибок, необходимо подключить к разъему диагностический сканер. Несмотря на то, что стоимость недорогих моделей сканеров 2 – 4 тысячи рублей, желательно доверить эту работу специалисту с профессиональным оборудованием. Ведь недостаточно извлечь из памяти лог ошибки и с помощью справочника расшифровать его. Необходимо установить, что привело к неправильной работе двигателя. Правильно истолковать показания сканера может лишь опытный диагност, хорошо разбирающийся в ремонте инжекторных двигателей и топливных систем.

Можно ли устанавливать на авто другой модуль управления

На автомобили ВАЗ 2108 – 2115 устанавливают различные модели ЭБУ, которые относят к следующим семействам:

  • Январь 4, ставили на самые первые модели инжекторных двигателей. Они поддерживали лишь небольшое количество датчиков и обеспечивали впрыск топлива в общий воздушный коллектор;
  • Январь 5 – 6 устанавливали на более современные автомобили. Эти ЭБУ обеспечивали впрыскивание в каждый цилиндр по отдельности, но не поддерживали датчики кислорода;
  • Январь 7 начали ставить с 2007 года. Эти ЭБУ не уступают зарубежным аналогам и поддерживают все известные датчики, благодаря чему более эффективно управляют двигателем;
  • Различные модели GM. Эти ЭБУ в зависимости от класса, типа и стоимости аналогичны устройствам Январь 4 – 7;
  • Различные модели Bosch. Эти ЭБУ в зависимости от класса, типа и стоимости аналогичны устройствам Январь 4 – 7;
  • Различные модели Ителма. Эти ЭБУ в зависимости от класса, типа и стоимости аналогичны устройствам Январь 4 – 7.

Демонтаж ЭБУ с автомобиля

Каждая модель даже в составе семейства или класса, подходит лишь для определенной комбинации двигателя, датчиков, проводки и прошивки. Поэтому даже различные модели в пределах одного семейства необходимо устанавливать лишь после консультации со специалистом по инжекторным системам. Даже если различные модели ЭБУ окажутся оснащенными одинаковыми электрическими разъемами, простая замена в лучшем случае приведет к плохой работе мотора.


Распространенные неисправности ЭБУ и их причины

Электронная система управления может выйти из строя по разным причинам. Так или иначе, автовладелец в таком случае столкнется с необходимостью проведения диагностики, чтобы точно определить неисправность блока, поскольку в большинстве случаев эти устройства ремонту не подлежат. Как показывает практика, даже специалисты обычно не берутся за ремонт девайса, а просто меняют его на новый. Но в любом случае, перед тем, как попрощаться с ЭБУ, необходимо тщательно разобраться в том, по каким причинам он вышел из строя.

Контроллер электронной системы управления мотором российского производства

По мнению многих электриков, с которыми мы консультировались при написании этого материала, основной причиной выхода из строя блока являются скачки напряжения в бортовой сети. Перенапряжение же обычно появляется в результате короткого замыкания одного или нескольких соленоидов.

Но это — только одна из самых распространенных причин, по факту их значительно больше:

В любом случае, по какой бы причине девайс не вышел из строя, проведение ремонта или его замена должны осуществляться после того, как будет выполнена полная диагностика модуля. Необходимо также помнить, что характер поломки может сообщить о возможных неисправностях, присутствующих в работе других систем. Если эти неисправности не будут устранены, это приведет к тому, что новый девайс также выйдет из строя.

Если нет связи с ЭБУ и девайс по каким-то причинам отказывается, автовладелец может заметить это по таким симптомам:

  1. На приборной панели не горит значок Check Engine, появляющийся при определении неисправностей в работе двигателя. Либо же этот значок может мигать или появляться не сразу. Если индикатор мигает, необходимо удостовериться в том, что проблема заключается не в самой лампочке, после этого уже проверять сам блок.
  2. При попытке подключить ЭБУ своими руками к диагностическому разъему сканер начал выдавать неверные данные, которые вызывают у вас сомнения. То есть информация может в корне отличаться от той, которая должна быть. Если нет связи с ЭБУ, то сканер может и вовсе не распознать это устройство.
  3. Силовой агрегат автомобиль работает со сбоями, троит, может не заводиться или заводиться через раз, также он может даже дымиться. При этом никаких причин такому поведению, в том числе перегрева, нет.
  4. Зажигание автомобиля стало работать с пропусками.
  5. Вентилятор охлаждения двигателя может включаться произвольно, без команды блока управления.
  6. В автомобиле начинают выходить из строя предохранительные элементы, при этом они перегорают неоднократно, а видимых причин тому нет. Если предохранители перегорают, это обычно связано с перенапряжением в бортовой сети или на определенном участке электроцепи, но диагностика не выявляет скачков напряжения.
  7. С различных датчиков импульсы не поступают либо поступают, но нерегулярно.
  8. Кроме того, еще одним симптомом может служить некорректная работа педали газа. Когда водитель жмет ан педаль, она может реагировать на нажатие с замедлением или очень туго. Такой признак является наиболее верным, особенно, если раньше педаль работала в нормальном режиме.
  9. Также на корпусе устройства могут быть видны следы повреждений. Например, это могут быть выгоревшие контакты либо следы подгорания на проводах.
  10. Еще один признак — отсутствие сигналов управления системой зажигания или топливным насосом, регулятором холостого хода и прочими устройствами, работу которых контролирует ЭБУ (автор видео о самостоятельной диагностике — Владимир Чумаков).

Как самостоятельно осуществить диагностику блока?

На первый взгляд может показаться, что диагностика ЭБУ — это сложная задача, с которой справится далеко не каждый. Действительно, произвести проверку своего блока не так просто, но имея теоретические знания, их вполне можно применить на практике.

Необходимые инструменты и оборудование

Чтобы проверить работоспособность модуля самому, нужно будет выполнить ряд действий для подключения к ЭБУ.

Для выполнения проверки вам потребуются следующие устройства и элементы:

  1. Осциллограф. Понятное дело, что такое устройство есть не у каждого автолюбителя, поэтому если у вас его нет, то можно использовать компьютер с заранее установленным на него необходимым диагностическим софтом.
  2. Кабель для подключения к устройству. Вам нужно выбрать адаптер, который поддерживает протокол KWP2000.
  3. Программное обеспечение. Найти диагностический софт сегодня — не проблема. Для этого достаточно промониторить сеть и найти программу, которая подойдет для вашего транспортного средства. Программа подбирается с учетом авто, поскольку на разных машинах ставятся разные блоки управления.

Алгоритм действий

Процедура диагностики электронной системы управления рассмотрена ниже на примере модуля Бош М 7.9.7. Эта модель блока управления является одной из наиболее распространенных не только в отечественных машинах ВАЗ, но и на авто зарубежного производства. Также нужно отметить, что процесс проверки описан на примере использования программного обеспечения KWP-D.

Итак, как проверить ЭБУ в домашних условиях:

Но такой вариант проверки наиболее актуален, если компьютер видит блок. Если же у вас возникли проблемы с подключением к нему, то вам потребуется электрическая схема устройства, а также мультиметр. Сам тестер или мультиметр можно купить в любом тематическом магазине, а электросхема контроллера ЭСУД должна быть в сервисном мануале. Саму схему нужно наиболее внимательно изучить, это потребуется для проверки.

В том случае, если контроллер ЭСУД будет указывать на определенный блок, а не демонстрировать беспорядочные данные, то в соответствии со схемой его нужно найти и прозвонить. Если точной информации нет, то единственным выходом будет диагностика всей системы, как мы уже сказали выше, одной из основных неисправностей считаются пробои.

После того, как пробой будет найден, необходимо произвести проверку сопротивления и точно выявить, в каком месте зафиксирован кабель. Вам нужно будет припаять соответствующий новый провод параллельно старому, если причина кроется в пробое, то эти действия позволят устранить неисправность. Во всех других случаях проблему смогут решить только квалифицированные специалисты.

Из видео, размещенного ниже, вы можете узнать, по каким причинам между контроллером ЭСУД и ноутбуком может отсутствовать связь при проведении диагностики (автор ролика — канал Billye espada).

Читайте также: