Замена патрубков системы охлаждения ваз 2109

Обновлено: 05.07.2024

В процессе работы детали двигателя внутреннего сгорания, топливной системы, сильно нагреваются. При этом происходит ещё и тепловое расширение, неодинаковое для разных деталей, зависит от материала, расположения, выполняемых деталью функций.

Для нормальной работы мотор нуждается в поддержании стабильной температуры, вот эту задачу и решает система охлаждения двигателя (СО). Система охлаждения ВАЗ 2109 конструктивно мало отличается от установленных на первых вазовских переднеприводных моделях. Она почти не менялась для карбюраторного или инжекторного типа двигателя.

Конечно, у инжекторных, более современных, комплектаций, иногда стоит модернизированный термостат новой конфигурации, но не всегда. Зная устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109, особенности её элементов и функционирования, признаки возникающих неисправностей, можно самостоятельно выполнять все работы по ремонту, обслуживанию СО, выполнить замену любого элемента. Это желательно хотя бы потому, что поломки не всегда происходят в нескольких метрах от ближайшего автосервиса.

Некоторые особенности системы охлаждения ВАЗ 2109

Устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109 и её элементов

Система охлаждения ВАЗ 2109 с карбюраторным двигателем отличается наличием 2-х деталей – шлангов, через первый происходит отвод нагретого антифриза от впуска на нагрев карбюратора, а по второму жидкость отводится от карбюратора и впускной трубы.

Устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109

Устройство системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109: 1 – пробка расширительного бачка; 2 – расширительный бачок; 3 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 4 – шланг от радиатора к расширительному бачку; 5 -отводящий шланг радиатора; 6 – левый бачок радиатора; 7 – алюминиевые трубки радиатора; 8 – заглушка; 9 -правый бачок радиатора; 10 – сливная пробка; 11-сердцевина радиатора; 12 – кожух электровентилятора; 13 -крыльчатка электровентилятора; 14 – электродвигатель; 15 – зубчатый шкив насоса; 16 – крыльчатка насоса; 17 -зубчатый ремень привода распределительного вала; 18 – блок двигателя; 19 – подводящая трубка насоса; 20 -подводящий шланг радиатора; 21 – отводящий шланг радиатора отопителя; 22 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 23 – выпускной патрубок; 24 – заправочный шланг; 25 – подводящий шланг радиатора отопителя; 26 – термостат; 27 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 28 – датчик указателя уровня охлаждающей жидкости.

В остальном, устройство и принцип работы системы охлаждения двигателя ВАЗ 2109 карбюратор и инжектор одинаковы.

В систему входит:

  1. Помпа, для нагнетания антифриза и поддержания давления в системе. Механизм насоса работает от привода ГРМ, зубчатого ремня распредвала. У помпы алюминиевый корпус, валик установлен и вращается по двухрядному подшипнику скольжения, он застопорен специальным винтом в корпусе насоса. После сборки контур винта расчеканен, для надёжности соединения, а сам подшипник лишён внутренней обоймы и её роль выполняет валик.
  2. Смазка в этой системе наносится при изготовлении и замене не подлежит. Металлокерамический зубчатый шкив к передней части валика присоединяется напрессовкой, к противоположной крепится крыльчатка, к которой напрессовкой же прижимается графитокомпозитный сальник. Задача этого уплотнительного упорного кольца – препятствовать подтеканию антифриза, оно впрессовано в корпус помпы и не снимается.
  3. Из-за таких особенностей насос, при поломке, как правило, не подлежит ремонту, менять его рекомендовано целиком. При умении и наличии инструментов можно предпринять попытку, но результат без гарантии. А поскольку ремень ГРМ приводит в действие и насос, при любом ремонте на ГРМ рекомендуют менять помпу, её поломка грозит обрывом ремня, что в худшем случае приведёт к встрече поршней с клапанами.
  4. Термостат – элемент не разбираемый, не ремонтируемый, но, при поломке может быть просто изъят. Жидкость будет циркулировать по большому кругу, с этим можно добраться до автосервиса или гаража, для более основательного ремонта. Термостат разделяет ток антифриза на большой и малый круг, при помощи 2-х клапанов – основного и перепускного.
  5. Датчик, вкрученный в водяную рубашку головки цилиндрового блока, контролирует температуру, а данные выводятся, в том числе, на термометр на приборном щитке.
  6. В зависимости от температуры жидкости, клапаны термостата пропускают её на большой или малый круг обращения системы охлаждения ВАЗ 2109, через выпускной патрубок и шланг, в радиатор, для охлаждения. Нагрев охладителя происходит на охлаждающей рубашке цилиндрового блока и головки, откуда она и поступает дальше.
  7. Чтобы обеспечить охлаждение двигателя, насосом, под давлением, антифриз подаётся в рубашку охлаждения силового агрегата.
  8. По малому кругу, по двум шлангам, жидкость движется, подогревая топливную смесь в трубе впуска, зону дроссельной заслонки 1-й карбюраторной камеры. По другой паре патрубков идёт присоединение и перенаправление нагретой жидкости в шланги печки салона.
  9. Радиатор печки разбирается. Чтобы улучшить обогрев воздуха и, параллельно, охлаждение антифриза, его сердечник выполнен из мелких трубок (материал – алюминий), а также алюминиевых пластин охлаждения.
  10. Бачки радиатора из пластика, они присоединяются к сердечнику, а для герметизации места крепления уплотняют прокладками из резины. В отличие от расширительного бачка, куда заливают охладитель, в радиатор и из него жидкость поступает только по патрубкам, которые также крепятся к бачкам.
  11. Из них верхний соединён, через шланг, с расширительным бачком. У левого бачка также 2 патрубка, подвод и отвод жидкости. На правом бачке установлена ещё и сливная пробка, а также датчик-реле, запускающий вентилятор.
  12. Прозрачный пластиковый расширительный бачок скрепляется с кузовными кронштейнами брызговика, слева, при помощи крепёжного ремня. На термостат уходит нижний патрубок (через шланг), а верхний патрубок, через ещё один шланг, соединяет бачок с радиатором.
  13. Заливная горловина бачка закрывается пробкой с парой клапанов, впуск и выпуск. Последний, чтобы предотвратить образование паровых пробок, для пара и предназначен. У клапанов один корпус, неразборный, чтобы сработал выпуск, давление должно достичь 1,1 кгс/см 2 , для впуска достаточно от 0,03 кгс/см 2 до 0,13 кгс/см 2 . Но для полного спуска антифриза с системы надо снять сливные пробки и с цилиндрового блока, и с бачка радиатора, и пробка расширительного бачка, закрывающая заливную горловину.
  14. Вентилятор даёт дополнительное охлаждение, стандартно комплектуется 4-лопастной крыльчаткой с электродвигателем. Вентилятор убран в кожух и скреплён с кронштейнами радиатора. Для срабатывания термодатчика ТМ108 (на бачке радиатора), требуется t О +99 О С (допустимо колебание на 3 О С в большую или меньшую сторону). При 94 О С (с тем же допуском) произойдёт выключение.
  15. Термостат отвечает за поддержание температурных параметров и помогает ускорить разогрев холодного мотора. В норме рабочая t O C будет в пределах от 85 O C до 95 O C. Корпус этого неразборного элемента накрыт завальцованной с седлом основного клапана, крышкой.

В термостат жидкость поступает по патрубкам, входному – для охлаждённой, из радиатора, второму входному – на перепуск с головки блока, а также, подающий антифриз в помпу и шланг расширительного бачка.

Исходя из строения и принципа работы СО, можно самостоятельно провести её обслуживание, тюнинг, ремонт. Для этого не требуются даже какие-либо особенные навыки или инструменты. Но необходимо правильно определить неисправность, а также метод её устранения.

Неисправности в системе охлаждения двигателя ВАЗ 2109 и методы их устранения

Простые системы, как правило, очень надёжны. Это касается и СО ВАЗ 2109. В основном, она не доставляет проблем, особенно при правильном уходе.

Чаще всего встречаются обрывы, соскакивание патрубков, может протечь радиатор, термодатчики тоже выходят из строя. Кроме этого, часто встречающейся неприятностью является заклинивание термостата и выход из строя насоса.

Замена насоса (помпы) на ВАЗ 2109

Насос может просто износиться. Может быть повреждён один из его элементов, заводской брак – причин много.

На самом деле, потёки жидкости и запотевание в районе дренажа необязательно говорят о необходимости менять насос. Возможно, достаточно нанесения герметика на места протечки и смена прокладок-уплотнителей. Чаще же всего, причина поломки в негерметичности сальника, резиновой манжеты, усугубленная некачественным антифризом.

Для замены насоса понадобится:

  • Накидные ключи, № 17, №10.
  • Нож и шлицевая отвёртка (крупная).
  • Головки с воротками и ключи рожковые, №10, №17.
  • Собственно, помпа, новая и под неё прокладка.
  • Герметик, ветошь, что-то под сливаемую жидкость, любая ёмкость, домкрат.
  • При установке ремня, все метки ГРМ надо совместить, чётко, правильно, чтобы не сбить системы ГРМ, зажигания.
  • Важно также правильно выполнить натяжку приводного ремня.

Воздух в системе охлаждения

При использовании жидкости низкого качества, система охлаждения ВАЗ 2109 будет завоздушена, что делает её работу проблематичной, ведь воздушные пробки мешают циркулировать антифризу. Удалить их, впрочем, не сложнее, чем из тормозной системы, обе герметичны, принцип тут один и тот же.

Воздух в системе охлаждения

Воздух в системе охлаждения

Метод прост, надо создать избыточное давление в системе, помпой, компрессором и прогнать жидкость под напором по всем шлангам и патрубкам, спуская через верхний радиаторный патрубок. Спускной шланг погружается в ёмкость с антифризом, а в расширительный бачок антифриз доливают, пока не будут выдавлены все пробки. На это укажет отсутствие пузырьков на выводе.

Замена антифриза

Замену охлаждающей жидкости следует проводить регулярно, не реже раза в год. Тем более, что для этого не требуется больших затрат средств или времени, но простая процедура позволит избежать многих неприятностей с системой охлаждения и двигателем.

Самого антифриза потребуется порядка 8 л, но это идеальное значение, ведь много будет потерь из-за проливания и других случайностей, потому покупать жидкость лучше с запасом.

Посудина, куда будет спускаться отработанная жидкость, надо подобрать так, чтобы под машину вошла.







И, конечно, ключи (№8, №13, №10), отвёртка, головка №13, лейка.

Для начала отработанную жидкость надо слить. Делать это нужно на холодном двигателе.

  • Ключом-десяткой откручивают минусовую клемму на батарее, при работах легко устроить короткое замыкание, таким образом принимаются необходимые меры предосторожности.
  • Под авто ставят ёмкость, снимают крышку расширительного бачка, накидным ключом №13 снимают с цилиндрового блока пробку.
  • Когда жидкость прекратила вытекать, пробку можно закрыть.
  • С радиатора точно так же сливают антифриз, сняв сливную пробку.
  • Если слитый антифриз грязный, лучше промыть систему. Промывать лучше специальными смывками, они вполне оправдывают свою цену, за один проход удаляя загрязнения, оставляя чистые стенки патрубков и шлангов системы. Но можно и кипячённой водой, лучше ещё и дистиллированной, это дёшево, однако, не слишком эффективно.

Промывка заключается в том, что в заливную горловину бачка заливают жидкость для промывания и на холостых оборотах двигатель работает 10 – 15 мин, гоняя промывочную жидкость по системе. Затем мотор отключают, охлаждают, промыватель сливают.

Повторяют, пока то, что сливается, не будет чистым. Конечно, на ВАЗ 2109 необязательно промывать систему охлаждения перед сменой антифриза, двигатель ВАЗ нетребователен к условиям работы. Но сильное засорение снижает эффективность работы и системы, и двигателя, а может привести к серьёзной поломке.

  • Закрываются все пробки, через заливную горловину бачка, лейкой, заливается чистая охлаждающая жидкость. Бачок заливается в пол объёма, затем надо убрать воздух из системы.
  • Можно просто выдавить пробки из шлангов вручную. Однако проще и надёжнее прокачать систему, как тормозную.
  • В процессе прокачки, система заполняется окончательно чистым антифризом, а воздух уходит, после чего, прикрутив клемму и закрыв бачок, надо проверить систему.

При запуске мотора на средних оборотах, по мере прогрева, в расширительный бачок потечёт жидкость, это и есть признак нормальной работы системы и правильно проведенных работ.

Стоит проверить также термостат, датчики, вентилятор. Так, при повышении t O C, термостат откроется. При этом нижняя часть элемента нагревается. Включение/отключение вентилятора показывает, что в порядке и реле, и вентилятор.



1 – расширительный бачок; 2 – пробка расширительного бачка; 3 – пароотводящий шланг; 4 – шланг от расширительного бачка к термостату; 5 – подводящий шланг радиатора; 6 – отводящий шланг радиатора; 7 – левый бачок радиатора; 8 – алюминиевые трубки радиатора; 9 – датчик включения электровентилятора; 10 – правый бачок радиатора; 11 – сливная пробка; 12 – сердцевина радиатора; 13 – кожух электровентилятора; 14 – крыльчатка электровентилятора; 15 – электродвигатель; 16 – зубчатый шкив насоса; 17 – крыльчатка насоса; 18 – зубчатый ремень привода распределительного вала; 19 – отводящий патрубок радиатора отопителя; 20 – подводящая труба насоса; 21 – кран; 22 – радиатор отопителя; 23 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы к блоку подогрева карбюратора; 24 – блок подогрева карбюратора; 25 – выпускной патрубок; 26 – подводящий патрубок отопителя; 27 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы и блока подогрева карбюратора; 28 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 29 – термостат.

Система охлаждения двигателя ВАЗ-2111 (с системой впрыска топлива)


1 – расширительный бачок; 2 – пробка; 3 – пароотводящий шланг; 4 – шланг от расширительного бачка к термостату; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости в выпускном патрубке; 6 – дроссельный узел; 7 – подводящий шланг радиатора; 8 – отводящий шланг радиатора; 9 – левый бачок радиатора; 10 – правый бачок радиатора; 11 – сливная пробка; 12 – сердцевина радиатора; 13 – кожух электровентилятора; 14 – крыльчатка электровентилятора; 15 – электродвигатель; 16 – зубчатый шкив насоса; 17 – крыльчатка насоса; 18 – зубчатый ремень привода распределительного вала; 19 – отводящий патрубок радиатора отопителя; 20 – подводящая труба насоса; 21 – кран; 22 – радиатор отопителя; 23 – шланг отвода охлаждающей жидкости от дроссельного патрубка; 24 – шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному патрубку; 25 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 26 – выпускной патрубок; 27 – подводящий патрубок отопителя; 28 – термостат; 29 – датчик уровня охлаждающей жидкости.

Описание конструкции

Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией. Герметичность системы обеспечивается впускным и выпускным клапанами в пробке расширительного бачка. Выпускной клапан поддерживает давление в системе на горячем двигателе (за счет этого повышается температура кипения жидкости, уменьшаются паровые потери), он открывается при давлении около 1,1 кгс/см2. Впускной клапан открывается при понижении давления в системе относительно атмосферного на 0,03–0,13 кгс/см2 (на остывающем двигателе). Тепловой режим работы двигателя поддерживается термостатом и электровентилятором радиатора.

Перераспределением потоков жидкости управляет термостат с твердым термочувствительным элементом. На холодном двигателе клапан термостата перекрывает патрубок, ведущий к радиатору, и жидкость циркулирует только по малому кругу (через байпасный патрубок термостата), минуя радиатор. На двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 малый круг включает радиатор отопителя, впускной коллектор, блок подогрева дроссельного узла карбюратора (на двигателях с полуавтоматом пуска — и жидкостную камеру полуавтоматического пускового устройства). На двигателе -2111 жидкость подается к отопителю и блоку подогрева дроссельного узла.

При температуре 87±2 °С клапан термостата начинает перемещаться, открывая основной патрубок, при этом часть жидкости циркулирует по большому кругу, через радиатор. При температуре около 102 °С основной клапан полностью открывается, а байпасный — закрывается, и вся жидкость циркулирует через радиатор двигателя. Ход основного клапана должен составлять не менее 8 мм.

Радиатор состоит из двух вертикальных пластмассовых бачков (левый — с перегородкой) и двух горизонтальных рядов круглых алюминиевых трубок с напрессованными охлаждающими пластинами. Для повышения эффективности охлаждения пластины штампуются с насечкой. Трубки соединены с бачками через резиновую прокладку. Жидкость подается через верхний патрубок, а отводится через нижний. Рядом с впускным патрубком расположен тонкий патрубок пароотводной трубки.

Электровентилятор радиатора на двигателях ВАЗ-2108, -21081, -21083 включается датчиком-выключателем, ввернутым в правый бачок радиатора. Его контакты замыкаются при температуре 99±3 °С, а размыкаются при 94±3 °С. На автомобилях, выпущенных до 1998 г. (со старым блоком предохранителей), устанавливался другой датчик (ТМ-108), управляющий электродвигателем вентилятора через реле 113.3747 в монтажном блоке. На двигателе -2111 вентилятор включается по сигналу электронного блока управления двигателем (через реле).

Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного полиэтилена, что позволяет визуально контролировать уровень жидкости. В верхней его части выполнен штуцер для пароотводящего шланга от радиатора охлаждения двигателя.

Для контроля температуры охлаждающей жидкости в головку цилиндров двигателя ввернут датчик, связанный с указателем температуры на приборной панели. В выпускном патрубке двигателя -2111 установлен дополнительный датчик температуры, выдающий информацию для электронного блока управления двигателем.

Система отопления описана в главе Система отопления и вентиляции.

Замена патрубков

И когда приходит пора поменять патрубки радиатора печки на вашем ваз 2109 — не бойтесь выполнить замену своими руками. Прежде всего, важно знать, где находится радиатор печки и его патрубки. Итак, радиатор печки располагается на правом кожухе печки (то есть справа от панели рычажков управления печкой), прямой доступ закрыт консолью приборной панели. Цена самих патрубков копеечная, а вот за замену на СТО потребуют кругленькую сумму, почему? Сейчас сами увидите. Существуют два способа замены патрубков (способы пригодны и для замены радиатора печки):

  • Первый — (так называемый классический) выполняется в соответствии с инструкцией (руководством) по эксплуатации, обслуживанию и ремонту ваз2109.
  • Он предполагает снятие приборной панели и слив жидкости с системы охлаждения мотора.
  • Второй – более простой (народный), не требует сложных манипуляций
  • В нашей статье будем рассматривать оба способа, чтобы вы сами выбрали наиболее удобный для вас

Необходимые инструменты и средства

Проведя предварительный осмотр системы отопления и поставив точный диагноз, можно начинать готовиться к ремонту. Начать следует с приобретения нового радиатора отопителя. Сегодня в продаже можно встретить два вида этих запчастей: медные и алюминиевые. Первые отличаются надежностью и при правильной эксплуатации могут служить в среднем лет пять. Конечно, стоят они дороже (1500-2000 рублей). Алюминиевые радиаторы немного дешевле (около 1000 рублей), однако и служат вдвое меньше. Есть еще один вид теплообменников из того же материала (неоригинальные), которые лучше не покупать, особенно если вы делаете машину для себя. Производят их непонятно где, а стоят они около 600 рублей.

Как заменить радиатор печки ВАЗ 21099

В видео показан способ замены радиатора отопителя салона ВАЗ 2109

с высокой панелью приборов.

Как заменить радиатор отопителя (печки) ВАЗ 2109

Как снять панель -.

Кроме этого, самостоятельная замена радиатора печки ВАЗ-2109 подразумевает использование следующих инструментов и средств:

  • набор гаечных ключей;
  • крестовая и шлицевая отвертка;
  • емкость объемом около 5 литров (для сливания охлаждающей жидкости);
  • чистая тряпка.

Желательно также присутствие помощника мужского пола, который и физически поможет, и морально поддержит, ведь предстоящая процедура не является особо увлекательной.

Народные умельцы — это мастера смелые и очень отчаянные – предлагают гораздо менее трудоёмкий способ. Суть состоит том, что замена патрубков печки (и самой печки) производится, не сливая охлаждающую жидкость и без демонтажа панели приборов. Из инструмента понадобится набор отверток, ветошь и емкость (небольшая), для слива жидкости с патрубков. В этом случае замена патрубков радиатора отопителя проводиться по такой схеме:

  • Снимаем клеммы с аккумуляторной батареи
  • Закрываем кран отопителя
  • Снимаем правое переднее сидение (чтобы удобнее было выполнить работу)
  • Откручиваем два винта, крепящих приборную панель с правой стороны, и один винтик, расположенный в бардачке, затем, оттянув приборную панель на себя, подкладываем деревянный брусок
  • Теперь со стороны пассажирского сидения появилась щель и можно добраться до патрубков и до самого радиатора печки
  • Стелим на пол салона ветошь, и подготовим емкость, для сбора охлаждающей жидкости
  • Которая, прольется из радиатора и патрубков
  • Ослабляем хомуты патрубков (фото выше) и аккуратно, поочередно, снимаем их с радиатора, подставляя емкость. В нее стечёт 200 – 300 граммов охлаждающей жидкости
  • Замените патрубки на новые, поменяйте и хомуты, на всякий случай.
  • При необходимости, откручиваем три болта, которые крепят радиатор к печке, и вытаскиваем его вправо вниз
  • Установку патрубков и нового радиатора производим в обратном порядке

Вот оба способа, выбирайте приемлемый для вас, дополнительно посмотрите видео по этой теме.

Выбираем новый радиатор

Первым признаком качественного радиатора является его упаковка и талон на гарантийное техобслуживание. Подделки обычно продают в простых целлофановых пакетах. Проверенные радиаторы, которые можно смело покупать и ставить на свой автомобиль, — это продукты (Kraft).

Низкая панель

Перед тем как начать разбирать приборную панель, чтобы добраться до радиатора, вам нужно будет слить охлаждающую жидкость. Если она ещё хорошая, то после замены её можно залить обратно или поменять на новую в противном случае. Вам понадобится:

  • торцевая головка на 10;
  • трещоточная рукоять;
  • удлинитель больше 10 сантиметров;
  • глубокая головка на 10.


Радиатор отопительной системы находится у ног пассажира. Чтобы его снять, открутите шланги, которые держатся на хомутах, и отцепите их от радиатора. Но будьте осторожны, так как могут потечь остатки охлаждающей жидкости и испортить салон. Поэтому подготовьте заранее тару и тряпку под охлаждайку, чтобы избежать неприятных последствий.

Затем открутите 3 самореза, которые держат радиатор на корпусе отопителя, и трос, регулирующий заслонку обдува лобового стекла. После чего достаньте и замените его на новый.

Соберите всё в обратном порядке и залейте охлаждающую жидкость. Проверьте работу отопителя, если поступление тепла после включения не последует, то, скорее всего, система завоздушилась и надо выпустить лишний воздух. Для этого снимите крышку с расширительного бачка и сожмите патрубки системы охлаждения.

Есть ещё один интересный способ выпустить лишний воздух. Для этого поставьте автомобиль у подножия горки, но чтобы передняя часть автомобиля была немного приподнята, и погазуйте.

Высокая панель

Снятие радиатора на ВАЗ-2109 с высокой панелью производится не так, как с низкой. Для этого, конечно, можно и разобрать приборную панель, но необязательно. Вот как поменять самостоятельно:

  1. Откройте капот и снимите кожух с отопителя. Открутите два шурупа, которые его держат.
  2. Опустите кресло водителя до упора, можно также снять руль, но кто-то умудряется этого не делать.
  3. Лягте на водительское сиденье и разомкните под рулём плюсовую колодку и открутите гайку, которая держит провод массы печки.
  4. После чего из-под капота достаньте радиатор. Чтобы облегчить себе задачу, немного сдвиньте левый угол.
  5. Установка нового радиатора делается в обратной последовательности.

Замена приёмного патрубка отопителя на автомобиле ВАЗ-2108




Процесс замены


Алгоритм действий

В первую очередь запомните, что проводить замену элементов, участвующих в системе охлаждения и отопления можно только после полного остывания двигателя. По этой причине дайте возможность вашей машине постоять, отдохнуть после продолжительной поездки, а двигателю остыть. Вы же в этот момент можете себе позволить не только выпить чашечку кофе, но даже посмотреть любимый фильм. Это же время, выделяемое для вынужденного ожидания, лично вы можете потратить на посещение специализированных магазинов. Осуществите поиск всех необходимых автозапчастей, в том числе приобретите приёмный патрубок.

Специалист магазина обязательно поинтересуется у вас, какой диаметр имеют патрубки отопителя вашего ВАЗ-2108. Если вы не владеете такой информацией, тогда заранее либо измерьте, либо найдите ответ на свой вопрос в интернете. После того как у вас в наличии имеется всё для осуществления замены, двигатель уже успел остыть, можете приступать к непосредственным действиям. Кстати, при демонтаже устройств рекомендуем вам их визуально осматривать, чтобы убедиться в том, что они исправны, а не кусать себе локти, когда через несколько дней потребуется вновь такая продолжительная разборка по причине выхода со строя другого устройства. Особое внимание обращайте на шланги, резиновые изделия.

Подготовьте вместительную ёмкость, в которую слейте охлаждающую жидкость. Это важно, поскольку при отсоединении составляющих волей-неволей жидкость начнёт не просто вытекать, а литься сплошным потоком. Конечно, если жидкость уже выработана, её не жаль потерять, а вот если вы её совершенно недавно меняли, лучше жидкость всё-таки сохранить, чтобы не ввергать себя в дополнительные непредвиденные финансовые расходы.


В тех случаях, когда ваши аккуратные старания не приблизили вас к заветной цели, возьмите в руки ножовку по металлу и аккуратно срежьте патрубок. Затем оставшуюся часть надрежьте в нескольких местах и тоже аккуратно снимите.


Прежде чем надеть новый патрубок на штуцер, нанесите на него специальный герметик. После этого затяните крепко хомуты, чтобы обеспечить надёжную фиксацию. Остаётся вновь залить охлаждающую жидкость. Рекомендуем вам сначала снять патрубок подогрева смесительной камеры, подходящий к карбюратору. Такая небольшая хитрость позволит вам предупредить завоздушивание системы.

Итак, замена патрубков не является сложной процедурой, особенно если вы предварительно ознакомитесь с рекомендациями. Важно только каждое действие сопровождать повышенной аккуратностью, чтобы не спровоцировать повреждение дополнительных элементов системы отопления и охлаждения.

Как Поменять Патрубки На Ваз 2109

Поменять
патрубкипечки
со стороны двигателя занимает не больше часа. Это если не торопиться. У меня ушло чуть поменьше. Вкратце опишу
заменупатрубковпечки
под капотом. Для тех у кого, карб советую снять корпус воздушного фильтра, работать намного проще.


И когда приходит пора поменять патрубки радиатора печки на вашем ваз 2109 — не бойтесь выполнить замену своими руками. Прежде всего, важно знать, где находится радиатор печки и его патрубки. Итак, радиатор печки располагается на правом кожухе печки (то есть справа от панели рычажков управления печкой), прямой доступ закрыт консолью приборной панели. Цена самих патрубков копеечная, а вот за замену на СТО потребуют кругленькую сумму, почему? Сейчас сами увидите. Существуют два способа замены патрубков (способы пригодны и для замены радиатора печки):

  • Первый — (так называемый классический) выполняется в соответствии с инструкцией (руководством) по эксплуатации, обслуживанию и ремонту ваз2109.
  • Он предполагает снятие приборной панели и слив жидкости с системы охлаждения мотора.
  • Второй – более простой (народный), не требует сложных манипуляций
  • В нашей статье будем рассматривать оба способа, чтобы вы сами выбрали наиболее удобный для вас

Видео: Замена патрубков от А до Я ВАЗ 2108, 2109 — 2114. Все нюансы!












Как работает система охлаждения ваз 21093,2109,21099

Привод насоса охлаждения работает от ремня ГРМ. Общий объем системы, включая печку, равен – 7,8 л. Контроль температуры выполняется с помощью датчика, установленного на рубашку блока цилиндров. Указатель температуры выводится на панель приборов.

В процессе работы двигателя ваз жидкость с рубашки блока переходит в радиатор (где происходит отбор тепла) или в термостат (короткий контур – для прогрева мотора). Далее, жидкость нагнетается насосом в рубашку охлаждения силового агрегата ваз инжектор. По трубопроводам обеспечивается циркуляция и подогрев топливной смеси во впускном коллекторе и зоне дроссельной заслонки.

Система охлаждения с помощью патрубков сообщается с радиатором печки салона ваз 21093,2109,21099. Насос охлаждающей жидкости центробежный. Система оборудована разборным трубчато пластинчатым радиатором с пластиковыми баками.

Внутренняя поверхность радиатора увеличена путем применения алюминиевых трубок и охлаждающих пластин, он не имеет заливного отверстия, долив выполняется в расширительный бачок. В котором также установлен датчик включения электровентилятора. Бачок имеет пробку заливной горловины с клапанами (впускной и выпускной). Для слива жидкости охлаждения из системы откручивают сливные пробки бачка, блока цилиндров, радиатора.







Несколько полезных советов

Напоследок приведем несколько советов, чтобы отопитель вашего авто служил вам как можно дольше.

Если в ВАЗ-2109 оставляет желать лучшего состояние системы охлаждения, автомобилисту необходимо знать, как правильно заменять патрубки охлаждения. Специалисты вовсе рекомендуют проводить проверку каждые 15000 км пробега, вне зависимости от того, исправна система охлаждения двигателя или нет.

Не стоит отчаиваться, если результат проверки неутешительный – с заменой патрубков своими руками в ВАЗ-2109 справится даже новичок.

Видео: Советы по установке патрубков системы охлаждения.







Проверка

Ваз 2109 замена патрубков

Если в гараже отсутствует смотровая яма, тогда надо автомобиль поставить на эстакаду. При плохих погодных условиях, все-таки его лучше загнать в гараж. Домкратом поднять повыше и под каждую часть машины поставить надежные опоры.

Примечание: никогда не следует оставлять автомобиль на поднятом домкрате долгое время.

Для работы потребуется:

  • набор инструмента;
  • лампа с защитным колпаком – на случай падения или удара лампочка не разобьется, осколками не будет нанесена травма;
  • тосол для доливки.
  • Сначала надо отсоединить минусовую клемму с аккумулятора.
  • Расстелить на пол лист фанеры или толстого картона.
  • Начать осмотр необходимо с моторного отсека и вначале необходимо убедиться, что температура радиатора охлаждения и двигателя достигла температуры окружающего воздуха.

Замена патрубков системы охлаждения ваз 2109

  • Проверить места соединений патрубков на штуцерах отводящем и подводящем у радиатора.
  • Подсоединения к термостату у расширительного бачка также подвергаются тщательной проверке.

Примечание: проверку проводить ладонью, проводя внизу соединений. Выявить нужно, скапливается ли жидкость.

  • Протянуть затяжку хомутов, но сильно не затягивать, так как можно повредить сам патрубок, если сильно перетягивать хомут.
  • Затем лечь на подготовленный картон, внизу автомобиля под двигателем и проверить патрубок, а также подходящую трубу водяного насоса.

Примечание. Не забываем проверить патрубки, которые проходят на отопительную систему салона.

  • Затем продолжать проводить проверку под капотом.
  • Резиновые трубки, подходящие к карбюратору, тщательно проверяются.
  • Не забываем проверить затяжку сливной пробки радиатора и датчика температуры охлаждающей жидкости.
  • После окончания проверки, убедиться, что все осмотренные соединения сидят плотно.
  • Произвести вывод о состоянии патрубков.


Система охлаждения двигателя ВАЗ-21083


1 – расширительный бачок; 2 – пробка расширительного бачка; 3 – пароотводящий шланг; 4 – шланг от расширительного бачка к термостату; 5 – подводящий шланг радиатора; 6 – отводящий шланг радиатора; 7 – левый бачок радиатора; 8 – алюминиевые трубки радиатора; 9 – датчик включения электровентилятора; 10 – правый бачок радиатора; 11 – сливная пробка; 12 – сердцевина радиатора; 13 – кожух электровентилятора; 14 – крыльчатка электровентилятора; 15 – электродвигатель; 16 – зубчатый шкив насоса; 17 – крыльчатка насоса; 18 – зубчатый ремень привода распределительного вала; 19 – отводящий патрубок радиатора отопителя; 20 – подводящая труба насоса; 21 – кран; 22 – радиатор отопителя; 23 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы к блоку подогрева карбюратора; 24 – блок подогрева карбюратора; 25 – выпускной патрубок; 26 – подводящий патрубок отопителя; 27 – шланг отвода жидкости от подогрева впускной трубы и блока подогрева карбюратора; 28 – датчик указателя температуры охлаждающей жидкости; 29 – термостат.


Как определить, что патрубок радиатора вышел из строя?

Во первых, при поломке системы охлаждения под машиной можно наблюдать мокрые и жирные пятна, которые оставляет вытекающая жидкость. Причиной может быть лопнувший патрубок радиатора. Во вторых, в расширительном бочке будет недостаточный уровень охлаждающей жидкости. Так же, можно почувствовать запах тосола в салоне машины, это говорит о том, что мог лопнуть патрубок, идущий к радиатору печки.

Совет: хотя бы изредка проверяйте уровень жидкости в расширительном бачке. Осматривайте шланги системы охлаждения, и если выявили неполадки, не оттягивайте с ремонтом.


Замена патрубков системы охлаждения ваз 2109 карбюратор

Ваз 2110Замена патрубков системы охлаждения ваз 2109 карбюратор

Система охлаждения ВАЗ 2109 состоит из пяти основных элементов. Каждый автовладелец должен знать схему устройства данного узла, чтобы избежать неожиданностей на дорогах. Преимущества автомобилей отечественного производства состоит в особенной неприхотливости работы: главное, суметь завести двигатель.

Большинство поломок на наших авто исправляется подручными средствами. Даже если снять с авто некоторые детали, все равно можно доехать до финишной точки.

Основные части системы охлаждения

В основную функцию охлаждающего узла входит отбор избыточного тепла от перегретых деталей двигателя. Это обеспечивает принудительная циркуляция системы охлаждения ВАЗ 2109.

Узел охлаждения двигателя ВАЗ 2109 представляет собой герметичную систему замкнутого типа с циркуляцией жидкости принудительного типа. Наличие впускных/выпускных клапанов обеспечивает поддержание давления во время движения автомобиля. Схема системы охлаждения ВАЗ 2109 состоит из следующих основных элементов:

  • расширительный бачок;
  • жидкостный насос;
  • радиатор;
  • электровентиляторы;
  • датчики;
  • термостат.

Работа системы охлаждения ВАЗ 2109 начинается с расширительного бачка. Расширительный бачок – основной элемент в данной схеме: в него заливается рабочая жидкость. В бачке находится своеобразный резервуар, в который поступают излишки закипевшего (расширенного) антифриза. После остывания жидкость возвращается в систему. Общий объем системы охлаждения ВАЗ 2109 составляет 7,8 литров.

Расширительный бачок снабжен клапанами, в функцию которых входит поддержание давления определенной величины. При повышении давления работает выпускной клапан, при понижении давления – впускной. Синхронная работа клапанов поддерживает давление в рабочем состоянии. Расширительный бачок изготовлен из полупрозрачного вещества (полиэтилена), благодаря чему можно наблюдать за уровнем жидкости.

Для соединения бачка с термостатом используются шланги системы охлаждения ВАЗ 2109.

Замена деталей узла

После 15 000 км пробега производится диагностика герметичности и ремонт системы охлаждения ВАЗ 2109 в случае обнаружения течи в местах соединения узла со шлангами.

Шланги подлежат замене при утере эластичности или повреждении целостности. Перед заменой шлангов рекомендуется освободить систему от жидкости.

Патрубки системы охлаждения ВАЗ 2109 необходимо менять при выходе шлангов из строя.

Жидкостный насос (помпа) обеспечивает охлаждение мотора. В основе данного элемента системы лежат три детали:

Выкидывание тосола из расширительного бачка — это один из признаков, указывающих на необходимость поменять патрубки системы охлаждения на своем ВАЗ 2109.

  • 1 Причины выброса
    • 1.1 Признаки выброса ОЖ
    • 1.2 Признаки закипания
    • 2.1 Цена вопроса
    • 8.1 Демонтаж
    • 8.2 Установка

    Причины выброса

    Первым делом следует разобраться, почему жидкость охлаждения выкидывает из расширительного бачка.

    1. Износ элементов СО. В частности, речь идет о патрубках, соединительных шлангах. Они находятся под постоянным воздействием высокого давления и температур. Потому с течением времени их износ — это вполне естественное явление. Как результат, тосол начинает выкидывать наружу.
    2. Низкое качество комплектующих. Если естественный износ характерен для подержанных автомобилей и уже достаточно давно функционирующих СО, то при использовании комплектующих низкого качества даже на полностью новой или обновленной системе охлаждения могут возникнуть серьезные проблемы. Пример — это простые заусенцы на горле расширительного бака. Из-за них крышка прилегает недостаточно плотно, что ведет к появлению зазора и выбросу тосола.
    3. Расширительный бак. Увы, качество пластика, из которого сегодня делают расширительные бачки для ВАЗ 2109, оставляет желать лучшего. Из-за него пластик попросту лопается под действием высокого давления.
    4. Неисправный двигатель. Если сам мотор работает некорректно, жидкость охлаждения может закипеть. Это приводит к поломке термостата, радиатора, насоса.

    Отсюда можно сделать вывод, что качество работы СО напрямую зависит от технического состояния автомобиля и качества используемых компонентов.

    Выброс ОЖ

    Признаки выброса ОЖ

    Важно понимать, что охлаждающую жидкость может выкидывать не только через крышку расширительного бачка, но также внутри системы. Тут важно следить за состоянием СО и вовремя определять признаки утечки.

    Тосол очень быстро испаряется, потому заметить его следы удается не всегда.

    1. Если ОЖ выбрасывает через бачок, под машиной сразу образуются лужи.
    2. Если жидкость попадает в салон из-за нарушения работоспособности СО, определить это можно по запаху. Он имеет сладковатый оттенок.
    3. Тосол также не редко выходит в систему двигателя. Определяется такая поломка по белому дыму, исходящему через выхлопную трубу.
    4. Самая неприятная и опасная ситуация — это выброс тосола в картер мотора. Если это произошло, на поверхности маслозаливной крышки появится белая эмульсия.
    5. Периодическая проверка пространства под кожухом ремня ГРМ позволит определить, не вышел ли из строя насос. Если да, тогда там вы обнаружите повышенную влажность.

    Расширительный бачок

    Признаки закипания

    Если возникли проблемы с двигателем, в СО может попросту закипеть тосол. В этом нет ничего хорошего, потому важно вовремя обнаружить неисправность. Существует пять основных признаков закипания ОЖ:

    • Указатель температуры скачком поднимается до 130 градусов;
    • На горловине заливки появляется пена белого цвета;
    • Двигатель перестает работать должным образом;
    • Резко повышается уровень ОЖ в расширительном бачке;
    • Из выхлопной трубы валит белый дым.

    Замена патрубков

    Весь процесс замены патрубков делится на два этапа:

    Начнем с демонтажных работ.

    1. Открутите пробку расширительного бачка, чтобы в систему попал воздух.
    2. Откройте кран отопителя внутри салона, повернув регулятор до упора вправо.
    3. Снимите защиту картера, открутив все крепежные болты.
    4. Подготовьте емкость, куда будете сливать старую ОЖ. Она должна быть из пластика объемом минимум 10 литров. Выбирайте чистую тару, если хотите повторно залить этот тосол.
    5. Зачистите поверхности возле сливной пробки на блоке цилиндров и радиаторе. Так грязь не попадет в емкость для слива ОЖ.
    6. Подставьте тару под слив из радиатора, открутите пробку и дождитесь, пока тосол выйдет.
    7. Аналогичным образом слейте жидкость из блока цилиндров.
    8. Дождитесь, когда вся ОЖ выйдет, после чего закрутите пробки.
    9. Начните работу с салона, открутив крепежи приборной панели и убрав их в сторону. Передние кресла сдвиньте максимально назад. Так вы обеспечите себе более-менее комфортные условия.
    10. Открутите хомуты с трубок подачи и обратного возврата ОЖ с крана печки. Его вы найдете в перегородке между салоном и отсеком с мотором.
    11. Снимите резиновые патрубки. Если их снять тяжело, можете подергать в стороны или обрезать ножом. Все равно они идут под замену. Из-за горячей ОЖ резина прикипает к металлическим штуцерам, что усложняет их демонтаж.
    12. Будьте внимательны и аккуратны, не тяните сильно трубки. Иначе вы рискуете повредить соединения штуцеров. А это повлечет за собой куда более дорогостоящий ремонт.
    13. Плоской отверткой снимите кран от моторного отсека.
    14. Плоскогубцами или пассатижами рассоедините держатель с тягой привода крана печки.
    15. Зачистите кран, продуйте его внутреннюю часть сжатым воздухом.
    16. Последовательно снимите все оставшиеся патрубки с радиатора и мотора. Обязательно запомните последовательность их расположения, чтобы не возникло проблем с обратной сборкой.

    Демонтажные работы

    На этом демонтажные работы можно считать завершенными. Но впереди не менее ответственное мероприятие — установка новых патрубков.

    • Зачистите все места соединения с помощью металлических щеток. Обрабатывайте окружность каждого штуцера. Действуйте аккуратно, не торопитесь;
    • Сухой ветошью удалите остатки загрязнений. Даже мельчайшие остатки мусора могут повлечь за собой закупоривания системы охлаждения;
    • Обработайте края хомутов мелким надфилем. Так вы сделаете их менее острыми, а потому риск повреждения резиновых патрубков минимизируется;
    • Хомуты предварительно наденьте на патрубки, чтобы они оставались пока в свободном положении;
    • Если не удается натянуть патрубок на штуцер, попробуйте смазать его края мылом. Так он легче примет на себя патрубок;
    • Натяните патрубок, действуя аккуратно и последовательно. Убедитесь, что установка выполнена без перекосов;
    • Установив на место элементы, проверьте плотность прилегания. Иногда резина оказывается слишком эластичной или диаметр патрубка больше положенного. Тут лучше сразу сходить в магазин за новым комплектом, чем рисковать системой охлаждения;
    • Удостоверившись, что патрубки сели надежно, затяните хомуты;
    • Установите на свои места все новые трубки, еще раз убедитесь, что все сделано верно, без перекосов, хомуты затянуты должным образом;
    • Проверьте, затянуты ли должным образом пробки слива жидкости охлаждения;
    • Залейте в расширительный бачок слитую ранее или купленную новую ОЖ;
    • Подождите около 10 минут, потом долейте еще немного жидкости. За это время тосол пройдет по системе, заполнит печку, радиатор, блок цилиндров;
    • Закрутите пробку бачка и запустите двигатель;
    • Следите за показаниями датчика температуры. Если они поднимаются выше положенных, сразу заглушите мотор;
    • Аккуратно откройте крышку расширительного бачка с тосолом и нажмите с определенным усилием на верхний патрубок от радиатора;
    • Так вы поспособствуете выходу лишнего воздуха из системы. Повторите процедуру несколько раз;
    • Долейте ОЖ в бачок, чтобы тосол оказался на необходимом уровне. Еще раз запустите двигатель и проверьте поведение датчика. Если все хорошо, можете смело дальше эксплуатировать свой ВАЗ 2109.

    Во многом эффективность, надежность и длительность работы СО зависит от качества используемых комплектующих при замене патрубков.

    Цена вопроса

    Если вы решите заменить патрубки своими силами, вам придется потратить деньги только на них. Актуальные цены сегодня такие.

    Комплект для замены

    Комплект для замены

    Плюс далеко не факт, что там вам сделают лучше, нежели вы своими руками.

    Ни для кого не секрет, что такие неприятные моменты, как ремонт автомобиля, не редкость. Одно радует, что крупные узлы и детали подвержены поломке не столь часто.

    А вот мелкого ремонта не удалось избежать ни одному автовладельцу.

    Иногда возникает проблема краника печки отопления. Когда наступил тот самый момент, владелец ВАЗ 2109 поймет сразу. Утечка охлаждающей жидкости не останется незамеченной. Салон автомобиля заполнится неприятным запахом, намокнет обшивка пола. Еще одна поломка крана связана, с невозможностью переключить подачу воздуха. Понятно, что замена неизбежна.

    Печка ВАЗ 2109

    Устройство автомобильной печки не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Основу составляют два пластмассовых кожуха, соединенные скобами. В них установлен радиатор отопления. Воздух через радиатор подается в салон машины за счет вентилятора.

    Электродвигатель крепится к кожухам вентилятора. Охлаждающая жидкость проходит через радиатор отопителя благодаря насосу. К системе охлаждения подсоединен и краник. Его соединение происходит посредством резиновых шлангов. В корпусе располагаются еще две пары патрубков. В клапане краника есть отверстие, сквозь которое проходит охлаждающая жидкость. Специальный рычаг клапана управляет подогревом воздуха. Три рукоятки на панели приборов управляют печкой. С их помощью открывается либо закрывается кран и заслонка печки. Если кран открыт, в системе отопления циркулирует нагретая охлаждающая жидкость. Закрыт – дует холодный воздух.

    Что ломается?

    Естественно, ремонтировать нет никакого смысла. Проще – поменять. Замена старого элемента на новый элемент отопителя – не трудоемкая и быстро выполнимая работа.

    Самостоятельная замена

    Как и большинство ремонтных мероприятий, данная процедура проводится на эстакаде. Замена предусматривает наличие следующих инструментов:

    • Емкость для слива охлаждающей жидкости;
    • Классический набор ключей и отверток;
    • Герметик;
    • WD – 40;
    • Новый кран с комплектом резиновых прокладок.

    Закончив установку новой детали отопителя надо залить охлаждающую жидкость в систему и проверить, как прошла замена в целом.

    Модернизация отопителя ВАЗ 2109

    Как известно, в расширительном бачке для охлаждающей жидкости постоянно уменьшается уровень. Поэтому приходится все время доливать до него. Каждый автомобилист обязан знать, что необходимо провести проверку герметичности системы охлаждения. Такая проверка проводится после каждых 15 000 км пробега. При обнаружении изъянов в шлангах проводится замена патрубков охлаждения ВАЗ-2109. Стоит отметить, что замена патрубков ваз 2109 может быть спокойно проведена своими силами.

    Проверка

    Если в гараже отсутствует смотровая яма, тогда надо автомобиль поставить на эстакаду. При плохих погодных условиях, все-таки его лучше загнать в гараж. Домкратом поднять повыше и под каждую часть машины поставить надежные опоры.

    Примечание: никогда не следует оставлять автомобиль на поднятом домкрате долгое время.

    Для работы потребуется:

    • набор инструмента;
    • лампа с защитным колпаком – на случай падения или удара лампочка не разобьется, осколками не будет нанесена травма;
    • тосол для доливки.
    • Сначала надо отсоединить минусовую клемму с аккумулятора.
    • Расстелить на пол лист фанеры или толстого картона.
    • Начать осмотр необходимо с моторного отсека и вначале необходимо убедиться, что температура радиатора охлаждения и двигателя достигла температуры окружающего воздуха.
    • Проверить места соединений патрубков на штуцерах отводящем и подводящем у радиатора.
    • Подсоединения к термостату у расширительного бачка также подвергаются тщательной проверке.

    Примечание: проверку проводить ладонью, проводя внизу соединений. Выявить нужно, скапливается ли жидкость.

    • Протянуть затяжку хомутов, но сильно не затягивать, так как можно повредить сам патрубок, если сильно перетягивать хомут.
    • Затем лечь на подготовленный картон, внизу автомобиля под двигателем и проверить патрубок, а также подходящую трубу водяного насоса.

    Примечание. Не забываем проверить патрубки, которые проходят на отопительную систему салона.

    • Затем продолжать проводить проверку под капотом.
    • Резиновые трубки, подходящие к карбюратору, тщательно проверяются.
    • Не забываем проверить затяжку сливной пробки радиатора и датчика температуры охлаждающей жидкости.
    • После окончания проверки, убедиться, что все осмотренные соединения сидят плотно.
    • Произвести вывод о состоянии патрубков.

    Замена

    Если хотя бы один из патрубков вызывает сомнение, надо произвести замену всего комплекта системы охлаждения.

    Демонтаж

    • В первую очередь, необходимо открыть пробку с расширительного бачка. Это необходимо выполнить, чтобы система охлаждения получила доступ воздуха.
    • Открыть кран отопления салона, повернуть рычаг вправо до упора.
    • Снять защиту картера, предварительно открутить болты крепления.

    Примечание. Для слива тосола с радиатора, двигателя надо подготовить емкость. Она должна быть пластмассовой или металлической. Лучше использовать старую 10 литровую пластмассовую канистру. Для этого острым ножом отрезать ее верх. С такой емкости потом будет легче производить обратную заливку в радиатор.

    • Очистить хорошо место возле сливной пробки радиатора и блока цилиндров, чтобы грязные остатки не попадали в сливаемый тосол.
    • Подставить приготовленную емкость сначала под сливную пробку радиатора.
    • Открыть ее, дождаться, когда стечет все.
    • Такую же работу проделать под блоком цилиндров.
    • Выждать полного слива тосола, после этого закрутить обе пробки – на радиаторе и блоке.

    Примечание. Замену надо начинать проводить с салона. Чтобы не затруднительно было проводить ремонт, нужно открутить крепления панели приборов, убрать их в сторону. Передние сидения — пассажирское, водительское, надо сдвинуть в крайнее дальнее положение к задним сидениям.

    • Открутить хомуты крепления трубок подачи и обратного возврата тосола с крана отопления. Он расположен в перегородке между отсеком двигателя, салона.
    • Снять резиновые патрубки, если тяжело поддаются немного прокрутить в разные стороны. Так как они будут заменяться тогда надо их подрезать вдоль острым ножом. Во время эксплуатации от горячего тосола патрубки прикипают к металлическим штуцерам. Поэтому их бывает трудно, даже с большим усилием снять.

    Примечание. Если сильно потянуть, тогда можно повредить металлические соединения штуцеров, что приведет к непредсказуемым последствиям. Поэтому к этой работе необходимо проявить терпение и внимание. Ту же работу по снятию патрубков надо провести под капотом. Открутить гайки, которыми прикручен кран отопления.

    • С помощью плоской отвертки снять кран от моторного отделения.
    • Пассатижами отсоединить держатель от тяги привода крана отопления.
    • Кран надо прочистить, насосом продуть внутреннюю часть.
    • Последовательно проводить снятие всех остальных патрубков от двигателя, радиатора.

    Примечание. Следует запоминать последовательность их снятия, чтобы потом легко можно было новые патрубки поставить.

    Установка

    Перед их установкой следует:

    • Очистить все места соединений. Для этого аккуратно металлической щеткой по окружности каждого штуцера обработать все поверхности. Ветошью протереть после очистки. Убедиться в чистоте, так как оставшиеся мельчайшие частицы могут послужить заторами в системе охлаждения.

    Примечание: все края хомутов пройти мелким надфилем, так как при затяжке хомутами резиновых патрубков острыми краями можно их прорезать.

    • Хомуты предварительно до установки одеть на патрубки, в свободном положении. Если патрубки плохо натягиваются на штуцера, тогда жидким мылом смазать края штуцера.
    • Аккуратно натягивать патрубок, стараться ровно по диаметру, без перекосов.
    • После установки патрубка на место убедиться в плотности его прилегания к местам установки. Только после этого проводить затяжку хомутов.

    Примечание. Хомуты должны обтягивать патрубки без перекосов, ровно прилегая по всему диаметру.

    • Закончить установку, затяжку.
    • Еще раз пройти по всем соединениям, проверить затяжку пробок.
    • Залить тосол в расширительный бачок.
    • Выждать время минут 10. Потом долить еще.
    • Так как тосол должен пройти по всей системе, заполнить радиатор, блок, печку отопления.
    • Закрыть пробку расширительного бачка.
    • Запустить двигатель.
    • Наблюдать за датчиком температуры. Если показания датчика пошли вверх положенного, заглушить двигатель.
    • Открыть аккуратно крышку бачка расширителя.
    • Нажимать с усилием на верхний патрубок от радиатора.
    • Постараться, чтобы вышел попавший в систему воздух. При необходимости проделать эту процедуру несколько раз.
    • Доливать тосол до положенного уровня в бачок. После положительного результата машина готова к эксплуатации.

    Чтобы проводить работы своими руками необходимо изучить инструкции, просмотреть видео, ознакомиться с фото. После изучения и просмотра можно смело приступать к самостоятельному проведению замены патрубков охлаждения двигателя ВАЗ-2109. Цена:

    Читайте также: