Замена успокоителя цепи ваз 2101

Обновлено: 02.07.2024

ГРМ с цепным приводом на ВАЗ 2101



Основными элементами привода ГРМ ВАЗ 2101 являются цепь, успокоитель, башмак, натяжитель и звёздочки

Успокоитель

Успокоитель выполняет функцию гашения колебаний цепи. Без него цепь может перескочить или слететь со звёздочек механизма газораспределения. При поломках успокоителя привод может попросту оборваться. Такая неприятность возможна при больших оборотах мотора. При обрыве цепи повреждаются поршни и клапаны, что требует дорогого ремонта. Поэтому за состоянием успокоителя нужно следить и своевременно выполнять его замену. Деталь представляет собой прочную металлическую пластину, на которой есть специальные отверстия для крепежа.



Успокоитель цепи гасит её колебания при работе мотора

Напротив успокоителя располагается башмак, который также отвечает за успокоение и натяжку цепи. Он изготовлен из специального полимерного материала, который наделяет деталь высокой износостойкостью.



Башмак натяжителя отвечает за натяжение цепи и гашение колебаний вместе с успокоителем

Натяжитель

  • автоматический;
  • механический;
  • гидравлический.

Автоматические натяжители начали выпускать недавно, но в отношении этой детали уже можно отметить плюсы и минусы. Основным положительным моментом является отсутствие необходимости производить периодическую регулировку, т. е. привод постоянно находится в натяжении. Из минусов отмечают довольно быстрый выход из строя и высокую стоимость детали. К тому же, исходя из отзывов автолюбителей, автонатяжитель не очень хорошо натягивает цепь.

Работа гидравлических устройств основана на подаче масла под давлением от системы смазки мотора. При такой конструкции водителю нет надобности беспокоиться о периодической подтяжке цепи. Однако со временем деталь может давать сбои, которые проявляются в виде подклинивания механизма.



Натяжитель цепи предназначен для постоянного удержания цепи в натянутом состоянии

Одним из ключевых элементов цепного привода ГРМ является сама цепь, изготовленная из металла и имеющая определённое количество звеньев: на ВАЗ 2101 их 114. По сравнению с ремённым приводом цепь более надёжна и имеет больший срок эксплуатации.



Цепь считается более надёжным элементом по сравнению с ремнём

В зависимости от качества цепи и условий эксплуатации автомобиля её замена производится раз в 60–100 тыс. км. Бывают случаи, что деталь выхаживает и 200 тыс. км, но рисковать вряд ли стоит, потому что поломка цепи обернётся гораздо более дорогостоящим ремонтом, чем её своевременная замена.

Цепь подтягивают раз в 10 тыс. км даже при отсутствии признаков, свидетельствующих о провисании.

Как подтянуть ремень ГРМ своими руками

В зависимости от марки и модели машины, ремень может быть установлен в закрытое пространство или открытое.

Во многих новых двигателях газораспределительный ремень вращает помимо распредвала, еще и помпу (насос для циркуляции охлаждающей жидкости). Для регулировки натяжения и придания компактности всего ременного механизма предусмотрены регулирующие валики.

Приступая к замене ремня следует ослабить регулирующие ролики (валики), после чего ослабится натяжение всего ремня и его легко можно снять.

Далее, установить в пазы шкивов новый ремень и произвести натяжку с помощью регулируемы роликов. Рекомендуется, чтобы новый ремень прослужил дольше, с заменой ремня также менять и ролики. Также при замене надо проверить пазы шкивов, чтобы не были отломлены и проверить параллельность шкивов, то есть перекоса ремня не должно быть.












Определение неисправности цепного механизма

Привод ГРМ, оснащённый цепью, конструктивно расположен внутри двигателя. Чтобы определить состояние деталей этого механизма, необходимо частично разобрать мотор. О том, что с цепью либо элементами привода возникли неполадки, свидетельствуют характерные признаки.

Цепь шумит

Цепь может иметь разные виды шума:

  • шум под нагрузкой;
  • стук на прогретом двигателе;
  • посторонние звуки на холодную;
  • постоянный шум с металлическим характером.

Если мотор начал издавать звуки, нехарактерные для его нормальной работы, необходимо как можно раньше выяснить, какие проблемы возникли с цепным приводом, и устранить их. Если этого не сделать, износ элементов газораспределительного привода будет увеличиваться, что может стать причиной дорогостоящего ремонта.

Комплектующие привода ГРМ могут преждевременно выйти из строя по следующим причинам:

  • применение масла, не предусмотренного автозаводом, либо его несвоевременная замена;
  • использование некачественных деталей;
  • низкое давление смазки в моторе;
  • несоблюдение регламента по ТО двигателя;
  • низкое качество ремонта.

Часто цепь шумит из-за растяжения либо неполадок с натяжителем. Попытки натянуть её оказываются бесполезными, а работа мотора по звуку напоминает дизель. Звук чаще всего проявляется на холодном моторе при работе на холостых оборотах.



Цепь ГРМ со временем растягивается, поэтому её нужно периодически подтягивать и вовремя или заменять

Перескочила цепь

При больших пробегах транспортного средства цепь ГРМ растягивается. В результате она может попросту перескочить на другие зубья шестерён распредвала или коленвала. Возникновение этой проблемы возможно при повреждении деталей привода ГРМ. При перескоке цепи хотя бы на один зуб зажигание сильно смещается и работа двигателя становится неустойчивой (чихает, стреляет и т. п.). Для устранения неполадки потребуется проверить целостность деталей, а при выявлении повреждений произвести ремонт.






Компания разрабатывает и производит автозапчастей с улучшенными характеристиками для штатных узлов отечественных автомобилей. В компании накоплен значительный опыт разработки и серийного производства запасных частей. Своя исследовательская и производственная база позволяют не только организовать производство сложных деталей, но и решать вопросы улучшения их эксплуатационных характеристик, увеличения ресурса.

Россия, 144007, Московская область, г. Электросталь, ул. Строительный переулок, д. 6

Вид под капотного пространства.



Двигатель ВАЗ 2106

Снимаем корпус воздушного фильтра с карбюратора. Откручиваем три гайки на 10 и четыре на 8 крепления корпуса к карбюратору.

Осторожно не уроните ничего в карбюратор иначе придется его снять, а может и впускной коллектор тоже. Потому что если на заведенной машине они попадут под впускной клапан то можно отправится прямиком на ремонт головки.



Карбюратор.

Снимаем бензопровод и крышку трамблера. Откручиваем восемь гаек на 10 крепления клапанной крышки и снимаем шайбы с пластинами.



Привод дросселя.

Снимаем тросик подсоса и привод дроссельной заслонки. Затем снимаем клапанную крышку вместе с прокладкой, ее тоже лучше заменить.



Постель распредвала.

Снимаем защиту снизу.



Защита.


Ослабляем гайку на 19 крепления генератора.



Крепление генератора.

Раскручиваем хомуты на патрубках и снимаем последние.


Ослабляем хомут нижнего патрубка помпы и легким движением руки снимаем его.


Отсоединяем провода питания вентилятора охлаждения и термодатчика на радиаторе. Снимаем радиатор вмести с патрубками и термостатом.

Ослабляем гайку натяжителя генератора и при помощи монтировки сдвигаем его вперед. Снимаем ремень генератора.


Установка цепи по меткам

Необходимость в установке меток механизма газораспределения может возникнуть в процессе ремонта либо при сильном растяжении цепи. При несовпадении меток стабильная работа мотора нарушается из-за сдвига фаз. В этом случае требуется корректировка. Работу проводят следующими инструментами:

  • набор отвёрток;
  • ключ для вращения коленвала;
  • набор ключей.



Для установки цепи по меткам понадобится стандартный гаражный набор инструментов

Процедуру выполняем согласно следующей инструкции:

  1. Демонтируем коробку воздушного фильтра и клапанную крышку с уплотнителем, открутив крепёж.
  2. Ослабляем фиксатор натяжителя, упираем отвёрткой в башмак и зажимаем гайку.
  3. Ключом на 38 мм или заводной ручкой проворачиваем коленвал, пока не совпадут метки на его шкиве и крышке ГРМ, при этом метка на звёздочке распредвала должна расположиться напротив выступа, отлитого на корпусе.
  4. При несовпадении какой-либо из меток включаем четвёртую скорость и разгибаем стопорную шайбу на звёздочке распредвала.
  5. Выкручиваем болт, демонтируем шестерню.
  6. Снимаем цепь со звёздочки и выставляем нужное положение (п.3). После установки меток осуществляем обратную сборку.



Провернуть коленчатый вал можно накидным ключом на 38 мм








Проверка натяжки ремня пальцами или весами

Проверку натяжки ремня ГРМ обычно делают пальцами, без особых измерительных устройств. Для этого на самом длинном отрезке ремня крутнуть ремень двумя пальцами. Правильно натянутый ремень должен с трудом повернуться на 90 градусов. Если ремень легко можно крутнуть на 1,5 оборота, то необходимо подтянуть. И, наоборот, если на 90 градусов двумя пальцами крутнуть никак не удается, то натяжка превышена.

Оптимальное расстояние, на которое можно подвинуть пальцами ремень ГРМ в середине длинного участка ремня, это 1 см.

Если не доверяете ручному методу проверки натяжки ремня, тогда можно использовать обычные измерительные приборы: штангенциркуль и пружинные весы.

Весы крючком зацепляем в середине ремня между шкивами и тянем весы до значения 10 килограмм. Затем, штангенциркулем или обычной линейкой измерить расстояние, на сколько оттянулся ремень при такой нагрузке. Допустимое расстояние для оптимальной натяжки считается 5,5 мм (+- десятые доли миллиметров, если использовать штангенциркуль).

Регулировка натяжения цепи

Необходимость в подтяжке цепи может понадобиться при разных ситуациях:

  • ремонт мотора;
  • замена цепного привода;
  • растяжение цепи.

Для работы потребуются следующие инструменты:

  • ключи на 13 и 38 мм;
  • плоская отвёртка;
  • плоскогубцы.

Натяжение цепи состоит из нескольких шагов:

  1. Машину устанавливаем на ровную поверхность, включаем нейтраль, подставив под колёса упоры.
  2. Отворачиваем фиксатор натяжителя цепи, при этом будет слышен характерный щелчок.
  3. Ключом на 38 мм вращаем коленвал, совершая несколько оборотов.
  4. Вращение прекращаем при максимальном усилии и затягиваем гайку натяжителя.

Если крышка клапанов снята, определить натяжение цепи можно уперев в неё отвёрткой. Если цепь натянута нормально, то она будет жёсткой.



Натяжение цепи при снятой крышке клапанов можно проверить отвёрткой

Цена замены

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Читайте также: