Замена втулки шатуна ваз 2110

Обновлено: 04.07.2024

Добрый день! На шатунах нужно заменить втулки. Можно ли их купить? Или токаря искать? Или кто сможет помочь?
Буду благодарен, а то шатуны в сборе с поршнями покупать нет желания.
немного погуглил и нашел GLYCO 55-4938, но в продаже нет(

08GTi

Старожил

spbstasik

Пользователь

Russlan865

Местный

spbstasik

Пользователь

spbstasik

Пользователь

fest57

Завсегдатай

spbstasik

Пользователь

induke

Модератор

чото я не понял совсем.
а в чем проблема купить шатуны?
шатуны покупаются из заводского мотора на разборке или на сайте типа этого

spbstasik

Пользователь

чото я не понял совсем.
а в чем проблема купить шатуны?
шатуны покупаются из заводского мотора на разборке или на сайте типа этого

pink1987punk

Завсегдатай

pink1987punk

Завсегдатай

с другой стороны надо было брать у проверенных продавцов, и не вопить 1500 комплект дорого и просить скидку в 500 руб ссылаясь что в теме ниже заводские продают. И тогда спрощу здесь вот втулка под палец ее можно выточить под 18 палец но для 121 шатуна.

cerber1

Старожил

pink1987punk

Завсегдатай

вот как будет износа стойкость этого барахла, так же как достать обычную и забить новую так же как и палец 21083 это в мороз то греть

cerber1

Старожил

Если делать из нормальной бронзы, то износ будет как у заводской. Чтобы вытащить старую, ее можно рассверлить, расточить (ослабить натяг), после запрессовать новую. Основная сложность, развернуть втулку параллельно НГШ, но имея необходимую оснастку и оборудование проблема решается.

Абориген

развернуть и догнать размер притиром, я думаю идеальный вариант. Хотя никогда не сталкивался с заменой втулок.

08GTi

Старожил

заводская втулка с канавкой по середине)

вообще это все курево)) автор вышли продавцу их обратно, и купи новые) дешевле и качественнее) чем заниматься ерундой

spbstasik

Пользователь

заводская втулка с канавкой по середине)

вообще это все курево)) автор вышли продавцу их обратно, и купи новые) дешевле и качественнее) чем заниматься ерундой

Согласен) Когда брал(весной) думал что перевтуливаются и нет проблем с покупкой втулки. Кстати валяется еще комплект проверю их. ЗАзор между шатуном и пальцем какой в допуске?. В первом комплекте палец отчетливо постукивал.
Будем брать новые.

5.1 Выпрессовать изношенную втулку (оправка 67.7853-9611, пресс типа Р 324 ГАРО или молоток, подставка технологическая).

5.2 Запрессовать новую втулку в шатун (пресс по п.5.1 и оправка 67.7853-9610).

5.3 Просверлить отверстие во втулке диаметром 4 мм через отверстие в головке шатуна (сверло диаметром 4 мм, машина сверлильная пневматическая типа МП-12-120/0,8).

Дубликат Взам. Подп.

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

6.1 Подобрать поршни и поршневые пальцы:

- промерить диаметры цилиндров и поршней и рассчитать зазор между цилиндром и поршнем. Промер диаметра цилиндра производить по п.4.2.1 настоящей ТИ. Промер диаметра поршня производится в плоскости перпендикулярной оси поршневого пальца на расстоянии 52 мм от днища поршня (микрометр МК 100-1).

Расчетный зазор для новых деталей должен составлять 0,025…0,045 мм. Максимально допустимый зазор при износе деталей 0,1 мм. При зазоре более 0,1 мм блок цилиндров подлежит ремонту.

Подобрать поршни к цилиндрам, обеспечив зазор 0,05 мм. По наружному диаметру поршни разбиты на пять классов (А, Б, С, Д и Е) через 0,01 мм, а по диаметру отверстия под поршневой палец на три категории (1, 2, 3) через 0,004 мм. В запасные части поставляются поршни номинальных (76 мм, 79 мм или 82 мм) и ремонтных (увеличенных на 0,4 мм или 0,8 мм) размеров классов А, С, Е. Класс 1, рис.39, поршня (буквы А, С или Е) и категория 2 отверстия под поршневой палец (цифра 1, 2 или 3) наносятся на

днище поршня методом клеймения. Ремонтные поршни, диаметр которых увеличен на 0,4 мм или на 0,8 мм, маркируются треугольником или квадратом соответственно. Маркировка 3 наносится рядом с маркировкой класса поршня и категории отверстия под поршневой палец методом клеймения.

Подбор поршней ремонтных размеров по диаметру производить согласно таблице 19 в соответствии с моделью двигателя.

Ремонтный размер цилиндра, мм

Диаметр цилиндра после

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

- произвести подбор поршней по массе. По массе поршни одно-

го двигателя не должны отличаться друг от друга более, чем на ± 2,5 г. В запасные части поршни поставляются в упаковке по 4 шт. одной весовой группы. При отсутствии комплекта поршней одной весовой группы произвести подгонку поршней по массе удалением части металла путем сверления углублений на основании бобышек под поршневой палец, как показано на рисунке.40. Глубина сверлений не

должна быть более 4,5 мм (весы типа ВЛТ-10-1, машина пневматическая сверлильная типа ИП-1011, сверло диаметром 8 мм);

- подобрать поршневые пальцы по диаметру отверстий в бобышках поршней в соответствии с маркировкой категории, обозначенной на днище поршня (цифра 1, 2 или 3).

- проверить посадку выбранных поршневых пальцев в отверстиях бобышек поршней. Поршневой палец, смазанный моторным маслом, должен входить в отверстие поршня от нажатия большого пальца руки и не выпадать, находясь в вертикальном положении, как показано на рисунке 41. При тугой или слабой посадках палец подлежит замене на палец другой категории, соответственно меньшей или большей.

6.2 Подобрать поршневые кольца.

Номинальный или ремонтный размеры поршневых колец указаны на упаковке. На торцевых поверхностях чугунных поршневых колец ремонтных размеров имеется маркировка величины ремонтного увеличения в сотых долях миллиметра (40 или 80).

- произвести при необходимости расконсервацию поршневых колец (уайт-спирит, салфетка техническая или ветошь обтирочная);

- проверить зазоры по высоте между поршневыми канавками и кольцами и зазоры в замках колец. Зазор между кольцом 1, рис.42, и стенкой канавки поршня 2 для верхнего компрессионного кольца должен быть от 0,04 до 0,07 мм, для второго - от 0,03 до 0,06 мм, для чугунного маслосъемного кольца - от 0,02 до 0,05 мм. Для стальных трехэлементных маслосъемных колец данный зазор не измеряется. Зазор в замке поршневых колец должен быть от 0,25 до 0,45 мм. Поршневое кольцо с зазором в замке превышающем 0,45 мм заменить, при зазоре менее 0,25 мм допускается запилить стыковые поверхности кольца (набор щупов, надфиль).

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

6.3 Собрать шатунно-поршневую группу:

чатки); - установить на валик 1, рис.43, приспособления поршневой

палец 2, направляющую 3 и завернуть упорный винт 4. Винт 4 не затягивать во избежание заклинивания пальца при его расширении от контакта с нагретым шатуном (приспособление А.60325 – для поршней 2101 - 1004015 ,

приспособление А.60325 и технологическая шайба с внутренним диаметром 15 мм, наружным диаметром 21,5 мм и толщиной 4 мм – для поршней 2108/21083 – 1004015 , приспособление

02.7853-9500 – для поршней 21011/2105 1004015 );

- извлечь из электропечи нагретый шатун, быстро закрепить его за нижнюю головку в тисках (тиски с алюминиевыми накладками, перчатки);

- надеть поршень на головку шатуна, совместить отверстие под поршневой палец с отверстием верхней головки шатуна и ввести в отверстие приспособление в сборе с поршневым пальцем 1, рис.44, до упора заплечиков валика 2 в бобышку поршня. При этом поршень должен прижиматься бобышкой к верхней головке шатуна в направлении запрессовки пальца;

- смазать поршневой палец моторным маслом. Масло наносить после охлаждения шатуна через отверстия в бобышках поршня (масло моторное);

- проверить качество запрессовки пальца в шатун (приспособление А.95615, ключ динамометрический типа 02.7812-4013);

- закрепить в тисках основание 1, рис.45, приспособления. Ослабить рукояткой 4 крепление кронштейна 5 и опустить кронштейн с индикатором 6 вниз;

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

- ввести в отверстие поршневого пальца резьбовой стержень 9 до упора головки 8 стержня в торец пальца. Ввести резьбовую часть стержня в основание 1 приспособления и навернуть гайку 2 до выбора возможных зазоров;

- приподнять кронштейн 5 до горизонтального положения, закрепить его рукояткой 4 и установить шток 7 индикатора 6 на головке 8 резьбового стержня. Ввернуть упор 3 стержня и установить на ноль шкалу индикатора;

- создать динамометрическим ключом момент затяжки гайки 2 от 13,0 до 14,0 Н.м (от 1,3 до 1,4 кгс.м), что соответствует осевой нагрузке на палец от 400 до 430 кгс.

Посадка пальца считается правильной, если после возвращения гайки 2 в исходное положение стрелка индикатора 6 возвращается на ноль. В случае перемещения (проскальзывания) пальца

в верхней головке шатуна шатун подлежит замене;

- для шатунов 21213-1004045 и 2110-1004045 –

установить в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня 1, рис. 46, стопорное кольцо 2 поршневого пальца. Смазать отверстия в бобышках поршня и отверстие во втулке верхней головки шатуна моторным маслом. Установить поршневой палец 3 в поршень 1 и шатун 4. Маркировка номера цилиндра на шатуне и маркировка на поршне должны находиться с одной стороны. Установить второе стопорное кольцо 2 в кольцевую канавку отверстия бобышки поршня (отвертка плоская, масло моторное);

- установить поршневые кольца;

- нанести на поршневые кольца и канавки поршней тонкий слой моторного масла (масло моторное);

- установить на поршень маслосъемное чугунное или стальное кольцо. Перед установкой чугунного маслосъемного кольца расположить стык пружинного расширителя диаметрально противоположно замку кольца. Детали стального трехэлементного маслосъемного кольца устанавливать в следующей последовательности:

расширитель; верхнее маслосъемное кольцо;

нижнее маслосъемное кольцо.

Стык расширителя должен располагаться острием вверх, как показано на рисунке 47. Не допускается соединение концов расширителя внахлест. Подгонка расширителя не допускается;

- установить нижнее компрессионное кольцо так, чтобы имеющаяся на нем маркировка "ВЕРХ" или "ТОР" была обращена к днищу поршня, а выточка на кольце - в противоположную сторону;

- установить верхнее компрессионное кольцо;

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

- произвести ориентацию замков колец на поршне. Для комплекта колец с чугунным маслосъемным кольцом ориентацию замков произвести согласно рис.48. Для комплекта со стальным маслосъемным кольцом - согласно рис.49.

6.4 Установить коленчатый вал:

- установить и закрепить блок цилиндров на стенде Ач.22204 (инструмент и оснастка по

- подобрать комплекты вкладышей. Комплекты вкладышей коренных и шатунных подшипников для ремонтного коленвала подобрать согласно величине уменьшения диаметра коренных и шатунных шеек. Маркировка величины уменьшения наносится на первой щеке коленвала (например, К 0,25; Ш 0,50). Маркировка размерности комплекта вкладышей наносится на упаковке. Кроме того, на вкладышах ремонтных размеров, на наружной поверхности, нанесена маркировка величины ремонтного уменьшения (-0,25; -0,50; -0,75; -1,00);

- смазать моторным маслом вкладыши коренных и шатунных подшипников, упорные полукольца, а также коренные и шатунные шейки коленчатого вала (масло моторное);

- уложить вкладыши в гнезда коренных подшипников. Вкладыши с проточкой установить на блок цилиндров в постели первого, второго, четвертого и пятого коренных подшипников, вкладыши без проточки – в крышки коренных подшипников и в постель третьего коренного подшипника;

Изм Лист № документа Подпись Дата Изм. Лист № документа Подпись Дата

Дубликат Взам. Подп.

- на двигателях ВАЗ 2101 - 2106, 21073, 2121, 21213 - 21214-10, 2123, 2130 - запрессо-

вать в коленчатый вал передний подшипник первичного вала коробки передач (молоток с пластмассовым бойком);

- уложить в коренные подшипники коленчатый вал и вставить два упорных полукольца:

- на двигателях ВАЗ 2101 - 2106, 21073, 2121, 21213 - 21214-10, 2123, 2130 - в гнезда задней опоры;

- на двигателях ВАЗ 2108 – 21083, 2110, 2111, 2112 - в гнезда средней опоры.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. Упорные полукольца установить выемками к упорным поверхностям коленчатого вала. Со стороны привода ГРМ установить сталеалюминиевое полукольцо (дет.2101-1005183), со стороны маховика - металлокерамическое (желтого цвета,

- установить крышки коренных подшипников в соответствии с метками. Метки на крышках должны располагаться со стороны установки водяного насоса;

- завернуть и затянуть болты крепления крышек коренных подшипников в соответствиями с требованиями Приложения 2 (головка сменная 17, вороток и удлинитель или гайковерт типа ИП – 3111);

- проверить вращение коленчатого вала. Вал должен вращаться от усилия руки свободно и без заеданий. При тугом вращении или наличии заеданий необходимо снять коленчатый

вал и повторить операцию по подбору комплекта вкладышей;

- проверить осевой зазор коленчатого вала. Установить на блок цилиндров 1, рис.50, стойку 2 с индикатором 3. Опереть измерительный стержень индикатора на фланец коленчатого вала 4, как показано на рисунке, и выставить шкалу индикатора на ноль. Перемещая коленчатый вал с помощью отверток 5, замерить осевой зазор вала 4. Осевой зазор коленчатого

вала должен быть в пределах 0,06…0,26 мм. При осевом зазоре более 0,26 мм произвести регулировку зазора путем замены нормальных упорных полуколец увеличенными на 0,127 мм полукольцами. Увеличенные сталеалюминиевые полукольца имеют на стальной основе маркировку "Р". Увеличенные металлокерамические полукольца не маркируются и имеют толщину 2,44…2,49 мм (штатив ШМ-ПВ-8, индикатор ИЧ-10, отвертка плоская - 2 шт., микрометр МК 25-1).

6.5 Установить держатель заднего сальника и маховик:

- нанести на посадочную поверхность заднего сальника коленчатого вала герметик и запрессовать сальник в держатель. Попадание герметика на рабочую поверхность сальника не допускается (для двигателей ВАЗ 2108 – 21083, 2110, 2111, 2112 оправка 67.7853-9571, моло-

При работе двигателя шатун принимает на себя большую нагрузку т.к. совершает самую тяжёлую работу. Шатун передаёт мощность двигателя на колёса автомобиля, тем самым обеспечивая их необходимым крутящим моментом для движения. Делает он это благодаря возвратно-поступательному движению коленчатого вала и поршня.

Несмотря на то, что на всех двигателях шатуны выполняют одну и ту же работу — устроены они везде по разному. В первую очередь это зависит от типа двигателя: бензиновый или дизельный. Так же немаловажную роль играет компоновка двигателя: V-образная или рядная.


Для улучшения работы и снижения веса конструкторы стараются видоизменять шатуны и делать их более лёгкими, при этом сохраняя или даже увеличивая их заводскую прочность. Однако, проблема заключается в том, что, например, для дизельных двигателей шатуны всегда будут тяжелее, чем для бензиновых. Это обусловлено принципом работы самого ДВС.

Теперь давайте разберёмся из каких же составляющих состоит шатун двигателя внутреннего сгорания. В нём есть 3 основные детали: верхняя головка, стержень, нижняя головка. Верхняя головка имеет меньший диаметр и соединяется со стержнем поршневым пальцем. Соединение головки большего диаметра (кривошипной) происходит с помощью шейки коленчатого вала. Так у шатуна есть крышка, которая расположена в нижней головке и болты, закрепляющие её.

Подшипники скольжения очень тонкие и через отверстие в коленвале, которые сделаны на шатунных шейках, на них подаётся масло, под давлением создаётся масляная плёнка, в результате чего происходит скольжение между частицами масла.

Следующая важная деталь, о которой следует рассказать — это поршень. Он принимает на себя давление газов и дальше передаёт это усилие через шатун на коленчатый вал. В целом поршень — очень сложная техническая деталь, выполненная из алюминиевого сплава. Поршень должен быть очень прочным и лёгким, при этом при высоких температурах он не должен расширяться.

Диаметр поршня имеет немного меньший диаметр, чем цилиндр. Сделано это для того чтобы между стенками могло проходить масло и при этом не было трения металла об металл.


Поршневые кольца устанавливаются в специальные канавки в поршне и служат для уплотнения поршня с цилиндром. Сами кольца могут быть компрессионными и маслосъёмными. Компрессионных колец обычно два и они не дают газам прорываться, а маслосъёмное кольцо снимает масло со стенок цилиндров. Диаметр колец немного больше диаметра цилиндра, для лучшего уплотнения.

Определение поломки шатуна и пути решения проблемы

Ремонт шатунов двигателя — работа не сложная. Хотя при поломке последствия могут быть очень плачевными, поэтому важно уметь определять поломку этой детали и пути быстрого ремонта.

Первый признак поломки — стук в двигателе. Но многие могут спутать его со звукам распредвала, клапана или других элементов двигателя. Перепутать стук шатунов двигателя с другими звуками очень сложно. Он очень сильно похож на частый и громкий стук молотка.

Для того чтобы проверить в каком цилиндре поломка нужно попробовать снять провода с крышки трамблёра, но делать это нужно последовательно. Сняв один из проводов звук в двигателе уменьшится — это значит, что поломка скрыта именно в этом цилиндре.

На инжекторных двигателях сделать это немного сложнее. На модификации с фишками, нужно снять фишку с катушки зажигания, тем самым отключив нужный цилиндр.


После того как вы определили в каком цилиндре поломка — разберите двигатель и проверьте все шатуны. Если окажется что помимо сломанного шатуна в двигателе есть ещё и гнутые, то проблема может возникнуть в том, что с одной стороны поршень будет испытывать большее трение, а с другой пропускать масло, что впоследствии приведёт к образованию нагара.

Определить гнутый шатун очень просто. Для этого вам понадобится плоская поверхность и наждачная бумага. Натяните бумагу на поверхность и потрите об неё каждый шатун поршневой головкой. Если шатун ровный, то поверхность верхней головки будет равномерно блестящая. Если же шатун кривой, то поверхность будет блестеть не равномерно. В случае если шатун кривой — его так же следует заменить.

Менять шатун нужно в нескольких случаях:

  • Деформирован стержень
  • Появились зазоры в верхней или нижней части головки

Какие же могут быть причины обрыва шатуна в двигателе? Очень просто!

  1. Поддерживайте достаточный уровень масла
  2. Меняйте фильтр, не допускайте его загрязнения
  3. Меняйте масло каждые 7-12 тыс км

Перед началом восстановления шатунов двигателявнимательно осмотрите все шатуны и проверьте какие из них можно отремонтировать, а какие следует заменить.


Чтобы хорошо и правильно отремонтировать шатун, желательно использовать специализированное оборудование, если у вас такого оборудования нет, то лучше доверить дело профессионалам.

Во-первых, для того чтобы привести нижний шатун в идеальное заводское состояние — вам нужно обточить крышку головки. Слой, который вы снимите, должен быть минимальным. После проведения операции установить головку в прежнее положение и затяните болты.

Конструкция

Мы уже примерно знаем, что такое шатун, и сейчас рассмотрим особенности конструкции. Деталь соединяет поршень с коленчатым валом. В процессе работы совершаются очень сложные движения. Верхняя головка шатуна выполняет возвратно-поступательные движения, нижняя часть делает круговые. Шатуны в процессе работы воспринимают очень высокие нагрузки, и это учитывается в конструкции. Смотрите на схеме шатун двигателя.

Шатун двигателя внутреннего сгорания: конструкция, назначение, из чего делают шатуны

Элемент состоит из верхней головки, нижней головки, а также из силового стержня, который служит соединителем. Деталь практически полностью цельная и изготавливается из стали, чугуна, алюминиевых сплавов.

Конструкция шатуна

Особенности конструкции шатунов напрямую зависят от типа мотора и схемы его компоновки. Так для бензиновых двигателей используются легкие шатуны, в дизелях – тяжелые.

Основные элементы шатуна – стержень, верхняя поршневая головка, нижняя кривошипная головка.

Поршневая головка соединена со стержнем поршневым пальцем, кривошипная головка – с шейкой коленвала.

Данная деталь шатуна может иметь различный тип сечения, которое может быть похоже на прямоугольник, на круг, крест или может быты Н-образным. Некоторые типы двигателей оснащаются шатунами, в которых стержни имеют небольшую масляную канавку для своевременной подачи масла в поршневую головку.

В большинстве случаев верхний отдел кривошипной головки оснащается маленьким отверстием для разбрызгивания масла во внутренних полостях поршня и цилиндра.

Поршневая головка размещена вверху и является неразъемным шатунным элементом, конструкция которого напрямую зависит от метода установки поршневого пальца.

В двигателях, в которых установлен палец фиксированного типа, поршневая головка имеет специальное цилиндрическое отверстие для его установки. В ДВС с пальцем плавающего типа, такая головка комплектуется бронзовой или биметаллической втулкой.

В тех моделях двигателей, которые используют плавающий палец, но втулка не предусмотрена, вращательные движения пальца осуществляются в соответствующем отверстии головки.

С целью снижения значительных нагрузок на палец, некоторые модели ДВС комплектуются шатунами с поршневыми головками в форме трапеции.

Головка шатуна, которая расположена внизу отличается разборной конструкцией, основным назначением которой является соединение двух механизмов – коленвала и самого шатуна.

Головка состоит из верхней части и крышки, которая крепится к шатуну крепежными болтами. Кроме всего прочего такая головка может иметь два типа разъемов по отношению к стержневой оси – косой (выполненный под углом) и прямой (выполненный перпендикулярно).

Длина цилиндрового блока зависит от толщины нижней головки. В головке устанавливаются тонкие вкладыши подшипника скольжения, которые могут иметь от 2-х до 5-ти слоев, изготовленных из стальных полос, внутренняя часть которых покрывается защитным антифрикционным составом, соответствующим определенному типу двигателя.

Как правило, в современных ДВС применяются вкладыши, состоящие из 2-х и 3-х слоев. В двухслойном вкладыше на металлическую основу просто наносится слой антифрикционного состава, а в трехслойном вкладыше добавляется еще и изоляционный слой.

Чтобы снизить вибрации и шумы при работе двигателя, все установленные шатуны, а также их составные части должны иметь равную массу. Это значит, что в одном шатуне масса отдельной его детали должна быть одинаковой по отношению к массе аналогичной детали в другом шатуне.

Например, если масса стержня одного шатуна составляет 50 г., в таком случае во всех остальных шатунах стержни должны иметь аналогичную массу.

Подгонка массы шатунов происходит путем снятия тонкого металлического слоя с бобышек, которые располагаются на верхних шатунных головках. В некоторых случаях подобные бобышки находятся на шатунном стержне или нижней части поршневой головки.








Ремонт шатунов

Шатуны большинства автотракторных двигателей изготавливают из сталей 45, 40Х, 40Г и др. Основные дефекты шатунов: изгиб и скручивание стержня; износ отверстия нижней головки шатуна, втулки и отверстия верхней головки под втулку; износ опорных поверхностей крышки под гайки шатунных болтов и др.

Шатуны выбраковывают при наличии трещин, обломов, аварийных изгибов. Кроме того, шатуны двигателей СМД-60, СМД- 64 и их модификаций выбраковывают, если смяты треугольные шлицы на опорных поверхностях разъема нижней головки.

Изгиб и скрученность шатунов проверяют при помощи индикаторных и оптических приспособлений. В мастерских общего назначения для проверки шатунов используют приспособление КИ-724, которое является универсальным и позволяет контролировать шатуны двигателей разных марок. Перед проверкой в отверстие плиты 4 приспособления вставляют оправу 7. При этом опорная поверхность 8 оправки для нижней головки шатуна должна находиться вверху, а зажимной палец 5 — внизу. Шатун без втулки верхней головки закрепляют на оправке 7. В отверстие верхней головки шатуна предварительно вводят малую оправку приспособления. Установив призму 2 на малую оправку, перемещают шатун вместе с оправкой и призмой до тех пор, пока упор призмы не коснется поверхности плиты. В таком положении закрепляют оправку рукояткой 6. Затем снимают шатун с приспособления, а призму с индикатором устанавливают на оправку 7 и перемещают, пока упор призмы не коснется поверхности плиты и стрелка индикатора не повернется на 1,0-1,5 оборота. В этом положении стрелку верхнего индикатора устанавливают на ноль. Поворачивают призму на оправке так, чтобы измерительный стержень нижнего индикатора и второй упор соприкасались с плитой, и устанавливают на ноль стрелку другого индикатора.

Устанавливают шатун на оправке 7 так, чтобы его нижняя головка уперлась в ограничитель 3. Ставят призму на малую оправку верхней головки шатуна и подводят ее к плите. При касании упора призмы стрелка верхнего индикатора покажет величину изгиба в сотых долях миллиметра на длине 100 мм. Повернув призму другой стороной, нижним индикатором определяют величину скрученности шатуна.

Для шатунов дизелей всех марок изгиб не должен превышать 0,05 мм, а скрученность — 0,08 мм на длине 100 мм (расстояние между упором призмы и измерительным стержнем индикатора). Допустимый изгиб шатунов автомобильных двигателей 0,03 мм, допустимая скрученность 0,06 мм.

Шатуны, имеющие изгиб или скрученность, выходящие за допустимые значения, восстанавливают или выбраковывают. Допускается правка с подогревом стержня пламенем газовой горелки до температуры 450-500°С. Подогрев снимает внутренние напряжения в стержне шатуна, которые во время работы двигателя стремятся возвратить шатун в исходное (деформированное) состояние.

Износ отверстий нижней головки шатуна устраняют несколькими способами в зависимости от степени износа. Перед восстановлением проверяют опорные поверхности под головки шатунных болтов и гаек, а также плоскости разъема.

Опорные поверхности фрезеруют до выведения следов износа. Смятые или изношенные плоскости разъема фрезеруют или шлифуют до получения параллельности плоскостей с образующей отверстия. Непараллельность допускается не более 0,02 мм на всей длине плоскостей разъема.

Если слой металла, снятый шлифованием с плоскостей разъема крышки, не превышает 0,3 мм, а с плоскостей разъема шатуна 0,2 мм для дизелей и соответственно 0,4 и 0,3 мм для карбюраторных двигателей, то шатун собирают, затягивают гайки с нормальным усилием затяжки и растачивают, а затем шлифуют до номинального размера.

Если отверстия под вкладыши в шатунах изношены настолько, что с плоскостей разъема требуется снимать слой металла больший, чем указано выше, то отверстия восстанавливают наращиванием слоя металла (железнение, газопламенное напыление и др.) с последующей обработкой под номинальный размер.

Изношенное отверстие под втулку в верхней головке шатуна растачивают или развертывают до выведения следов износа и запрессовывают втулку увеличенного размера по наружному диаметру. Отверстие под втулку растачивают на станке УРБ-ВП-М или на токарном станке с помощью специального приспособления. После расточки втулку раскатывают роликовыми раскатниками на тех же станках. При растачивании оставляют припуск на раскатку 0,04-0,06 мм. Процесс раскатки уменьшает шероховатость поверхности и увеличивает прочность посадки втулки на 70—80%.

Изношенные втулки верхней головки шатуна восстанавливают обжатием с последующим наращиванием наружной поверхности меднением, осадкой в шатуне, термодиффузионным цинкованием с последующей механической обработкой.

Материалы для производства шатунов

Шатуны производятся двумя способами – штамповкой из высокопрочной стали или литьем из чугуна. В дизелях применяются шатуны, изготовленные из легированной стали методом ковки или горячей штамповки.

В некоторых видах бензиновых двигателей устанавливаются шатуны, производимые из порошкообразных металлов методом спекания.

Из-за напряженных условий работы данная деталь КШМ должна отличаться надежностью, долговечностью и износостойкостью.

Особое внимание уделяется не только изготовлению шатунов, но и болтов крепления. Для производства болтов используются легированные виды стали, обладающие высоким коэффициентом текучести, что в несколько раз выше, чем у высокоуглеродистых сталей.

  • Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии

Строение шатуна

Шатун ДВС состоит из:

  1. верхней поршневой головки;
  2. силовой стержень;
  3. нижней кривошипной головки.

Верхняя головка шатуна изготавливается цельной. Это соединительный элемент с отверстием для поршневого пальца. Верхняя головка не разъемная.

Силовой стержень выполняется цельным, без соединительных частей.

Нижняя головка шатуна — это место соединения шатунной шейки коленвала ДВС. Нижняя головка разборная, соединяются шатунными болтами. Во время ремонта вместо шатунных болтов нельзя ставить обычные, так как шатунные выдерживают большую температуру и нагрузку. Испорченную резьбу на шатунных болтах не восстанавливают методом нарезки, на заводе резьбу создают методом накатки, а не нарезкой плашкой. Это означает, что при поврежденной резьбе шатунных болтов, их следует заменить, а не ремонтировать.

В нижнюю головку в посадочное место устанавливают тонкостенные вкладыши (подшипники скольжения). Подшипники для нижней головки шатуна не отличаются по конструкции от коренных вкладышей коленвала.

В некоторых шатунах имеются специальные отверстия для прохождения моторного масла к подшипнику скольжения.

Для подачи масла к верхней головке, в некоторых видах предусмотрено смазывающее отверстие. Силовой стержень дизельных двигателей более толще, массивнее.


1 — шатунный болт; 2 — крышка; 3, 4 — нижний и верхний шатунные вкладыши; 5, 8 — нижняя и верхняя головки шатуна; 6 — корончатая гайка; 7 — стержень шатуна; 9 — втулка (гильза); 10, 11 — штифты; a — канал; б, в, г — стержень, конусный поясок и головка шатунного болта; д, е — дугообразные канавки; ж, и, о — радиальные отверстия; з, м — холодильники; к, л — кольцевые канавки; н — короткая канавка; п — выемка под штифт; р — лыска.

По конструкции строение шатунов классифицируют на:

  • двутавровые;
  • круглые;
  • ромбические.

Двутавровые используются в автомобильных двигателях внутреннего сгорания.

Круглые шатуны применяются в двигателях для судов.

Ромбические шатуны назначаются для двигателей к высокоскоростным гоночным автомобилям.

Кривошипные головки классифицируются на:

Шатуны с простыми кривошипными головками устанавливают в простые ДВС.

Шатуны с прицепными кривошипными головками используются в звездообразных и V-образных двигателях.

Шатуны с вильчатыми кривошипными головками применяются в V-образных и W-образных моторах.


В двигателях с большим пробегом время от времени приходится менять втулку шатуна. Насколько часто необходимо проделывать эту процедуру зависит от состояния данной детали.

Если пальчики легко выскальзывают из шатуна, то это означает, что пришло время менять втулку. Для этого не обязательно ехать в автосервис. Поменять ее можно своими руками в собственном гараже или в своей мастерской.

Для этого необходимо приобрести новые втулки и подготовить инструменты. Новая она должна быть идеальной цилиндрической формы. Если запчасть слегка погнутая, с зазубринами, то от покупки такого экземпляра лучше отказаться.

Инструмент и процесс замены

Из инструментов понадобятся головки на 15 и 24 мм, молоток, отвертка и тиски слесарные. Головки нужны для того, чтобы с их помощью тисками выдавить старую втулку из головки шатуна. Процесс не очень сложный, но требует определённого навыка и внимания. В этом деле не нужно торопиться, чтобы не испортить новую деталь.

Сначала нужно закрепить шатун со старой втулкой таким образом, чтобы при затягивании тисков головка на 15 мм выдавливала из основания износившуюся часть. Этот процесс нужно выполнять без спешки. Сначала она может плохо поддаваться, но потом легко выйдет из шатуна.

Следующий этап предусматривает установку туда новой втулки. Для начала нужно ее развернуть отверстием, через которое проводится подача масла к ответному отверстию в шатуне. Убедившись, что ориентация произведена правильно, необходимо их зажать в тисках.

После этого нужно крутить ручку тисков и следить за тем, как губы тисков загоняют новую втулку в шатун. Здесь проблем не должно возникнуть. Ничего разогревать или охлаждать, как некоторые советуют, тоже не нежно.

Для нормальной работы шатуна втулка должна входить плотно. Даже должен сниматься небольшой слой стружки. Если появилась стружка, то это означает, что все идет правильно.

После того, как основная деталь вошла в шатун, необходимо проверить совпадение отверстий. Если отверстия совпали можно переходить к заключительному этапу, к расточке.

Расточка втулок

Перед установкой шатуна с новой втулкой в мотор необходимо выполнить ее расточку. Для этого применяется расточный станок. Зазор между этими элементами должен быть точно 0.02 мм. Это оптимальный зазор.

Развертку лучше не делать, так как запчасть может перекоситься и придется покупать новую. После завершения расточки данные детали можно устанавливать в двигатель.

Читайте также: