Звуки лада расположенные по порядку от тоники до тоники

Обновлено: 05.07.2024

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.



Лад – это система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками вокруг тоники. В музыке чаще встречаются два лада: мажорный (светлый) и минорный (темный).

Тоника – I ступень, самый главный и устойчивый звук в ладу.

Гамма – звуки лада, расположенные по порядку от тоники до тоники вверх или вниз. Звуки гаммы называются ступенями и обозначаются римскими цифрами: I , II , III , IV , V , VI , VII .

Строение натуральной мажорной гаммы: (тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон). В гармоническом мажоре понижается bVI ступень.

Устойчивые ступени I , III , V – опора лада. Из них образуется тоническое трезвучие, в мажоре – мажорное, в миноре – минорное.

Неустойчивые ступени II , IV , VI , VII .

Устойчивые ступени притягивают к себе неустойчивые. Переход неустойчивого звука к устойчивому называется ладовым разрешением:

- II ступень разрешается в I или III ;

- IV ступень разрешается в III или V ;

- VI ступень разрешается в V ;

- VII ступень разрешается в I .

Среди неустойчивых звуков – два звучат наиболее напряженно. Это звуки, окружающие тонику: II и VII ступени, их называют вводными звуками:

- II ступень при разрешении в тонику движется вниз и поэтому называется нисходящим вводным звуком ;

- VII ступень при разрешении в тонику движется вверх и называется восходящим вводным звуком.

Главные ступени лада – I , IV , V .

I – тоника ( T ), IV – субдоминанта ( S ), V – доминанта ( D ).

Остальные ступени лада – побочные. Они также имеют названия: II ступень – нисходящий вводный звук, III ступень – медианта (средняя), VI ступень – субмедианта (нижняя медианта), VII ступень – восходящий вводный звук.

Тональность – высота лада (тоника + лад).

Параллельные тональности – это мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые при ключе знаки и звуки, но разные тоники.

Тоникой параллельного минора является VI ступень мажора (на м3 ниже). И, наоборот, тоникой параллельного мажора является III ступень минора (на м3 выше).

Одноименные тональности – это мажорная и минорная тональности, у которых одинаковые тоники, но разные знаки при ключе.

Квинтовый круг тональностей – это порядок расположения тональностей: диезных – вверх по ч5 (чистым квинтам), а бемольных – вниз по ч5.

ля минор → ми минор → си минор →

До мажор 0 знаков Фа мажор 1 b Си b мажор 2 b

ля минор → ре минор → соль минор →

Ми b мажор 3 b Ля b мажор 4 b

до минор → фа минор

Последний b (бемоль) при ключе появляется в мажоре на IV ступени, а в миноре – на VI c тупени.

Порядок b при ключе: си-ми-ля-ре-соль-до-фа.

Интервал – это одновременное или последовательное звучание двух звуков.

Если звуки интервала взяты одновременно, то интервал называется гармоническим , если последовательно – мелодическим. Мелодический интервал бывает восходящим и нисходящим. Нижний звук интервала называется основанием , верхний – вершиной.

Две величины интервала.

Каждый интервал измеряется двумя величинами:

- количественная или ступеневая величина (количество ступеней);

- качественная или тоновая величина (количество тонов).

Вид интервала зависит от качественной (тоновой) величины – малый, большой, чистый, увеличенный, уменьшенный:

Ч 1 = 0 тонов; м 2 = ∆(полутон ); б 2 = тон; м 3 = тон+ ∆; б 3 = 2 тона; ч 4 = 2 тона+ ∆;

Ч 5 = 3 тона+∆; м 6 = 4 тона; б 6 = 4 тона+∆; м 7 = 5 тонов; б 7 = 5 тонов+∆;

ч 8 = 6 тонов; тритоны: ув 4 = 3 тона; ум 5 = 3 тона.

Обращения интервалов – это перемещение нижнего звука на чистую октаву (ч 8) вверх или верхнего звука на чистую октаву (ч 8) вниз. В сумме интервал и его обращение составляют ч8 (чистую октаву).

При обращении интервалов существуют следующие закономерности:

  1. чистые интервалы обращаются ↔ в чистые, малые ↔ в большие, уменьшенные ↔ в увеличенные и, наоборот.
  2. прима ↔ в октаву, секунда ↔ в септиму, терция ↔ в сексту, кварта ↔ в квинту и, наоборот.

Устойчивые интервалы – это интервалы, в которых оба звука устойчивые, т.е. состоят из I , III , V ступеней.

Неустойчивые интервалы – это интервалы, в которых оба звука неустойчивые или один звук устойчивый, а другой неустойчивый.

При разрешение неустойчивых интервалов устойчивый звук остается на месте, а неустойчивый звук переходит в ближайший устойчивый.

Тритоны – это ув4 (увеличенная кварта) и ум5 (уменьшённая квинта), охватывающие 3 тона. Это интервалы диссонирующие и неустойчивые. В музыке встречаются 2 пары тритонов: доминантовые и субдоминантовые.

Доминантовые тритоны : ум5 на VII ступени, ув4 на IV ступени в натуральном мажоре и гармоническом миноре.

Субдоминантовые тритоны : ум5 на II ступени, ув4 на VI ступени в гармоническом мажоре и натуральном миноре.

у м5 ув4 у м5 ув4

moll - г moll – н

ум5 разрешается сходящимся движением в терцию:

ув4 разрешается расходящимся движением в сексту:

Диссонанс – это резкое, напряженное, несогласное звучание. К диссонирующим интервалам относятся: м2, б2, м7, б7, ув4, ум5.

Консонанс – это мягкое, согласное, благозвучное звучание. Консонанс бывает трех видов:

  1. весьма совершенный или абсолютный консонанс ( ч 1, ч 8);
  2. совершенный консонанс (ч 4, ч 5);
  3. несовершенный консонанс (м 3, б 3, м 6, б 6).

Трезвучие – это аккорд из трех звуков, расположенных по терциям. Нижний звук трезвучия называется основной или прима , средний – терция (терцовый тон) , верхний – квинта (квинтовый тон).

Трезвучия бывают четырех видов:

1) мажорное, большое трезвучие Б35 – б3 + м3 = ч5;

2) минорное, малое трезвучие М35 – м3 + б3 = ч5;

3) увеличенное трезвучие Ув35 – б3 + б3 = ув5;

4) уменьшенное трезвучие Ум35 – м3 + м3 = ум5.

Обращения трезвучий – это новые аккорды, которые образуются в результате переноса нижнего звука трезвучия на октаву вверх. Звуки при обращении меняются местами. Новых звуков в обращении быть не может.

Трезвучие имеет 2 обращения:

  1. первое обращение называется секстаккорд , начинается со среднего звука трезвучия – терции, терцового тона: Б 6 – м3 + ч4 = м6; М 6 – б3 + ч4 = б6.
  2. второе обращение называется квартсекстаккорд , начинается с верхнего звука трезвучия – квинты или квинтового тона : Б46 – ч4 + б3 = б6;

М 46 – ч 4 + м 3 = м 6.

Т 35 Т 6 Т 46 S35 S 6 S46 D35 D 6 D46

I III V IV VI I V VII II

Септаккорд – это аккорд из четырех звуков, расположенных по терциям.

Доминантовый септаккорд – это малый мажорный септаккорд , построенный на V ступени мажора и гармонического минора.

D 7 состоит из б3 + м3 + м3 = м7 , между крайними звуками – м7 или Б 35 + м3 = м7

D 7 – неустойчивый, диссонирующий аккорд, разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенным основным тоном – T 3 или t 3 .

D 7 состоит из V – VII – II – IV ступеней.

D 7 разрешается : V → I; VII → I; II → I; IV→ I.

Диплом на заказ

Узнать стоимость написания работы -->

Устойчивые и неустойчивые ступени

Устойчивые ступени лада – это первая, третья и пятая (I, III, V), а неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI, VII).

Главные ступени и побочные ступени

Доминанта – это пятая ступень лада, субдоминанта – четвёртая. Тоника (I), субдоминанта (IV) и доминанта (V) – это главные ступени лада . Почему именно эти ступени называются главными? Да потому что именно на этих ступеньках строятся трезвучия, которые лучше всего характеризуют данный лад. В мажоре – они мажорные, в миноре – минорные:

Конечно, есть и другая причина, по которой названные ступени выделяются среди всех остальных. Она связана с некоторыми акустическими закономерностями. Но мы в подробности физики сейчас вдаваться не будем. Достаточно знать, что именно на I, IV и V ступенях строятся трезвучия-идентификаторы лада (то есть трезвучия обнаруживающие, или определяющие лад – мажорный он или минорный).

Функции каждой из главных ступеней очень интересны, они тесно связаны с логикой музыкального развития. Так, тоника в музыке является главным устоем, носителем равновесия, признаком завершённости, появляется в моменты покоя, а также, являясь первой ступенью, определяет собственно тональность, то есть высотное положение лада. Субдоминанта – это всегда уход, уклонение от тоники, момент развития, движение к большей неустойчивости. Доминанта выражает крайнюю степень неустойчивости и стремится разрешиться в тонику.

Да, кстати, чуть не забыл. Тоника, доминанта и субдоминанта во всяких цифровках обозначаются латинскими буквами: T, D и S соответственно. Если тональность мажорная, то эти буковки пишутся большими (T, S, D), ну а если тональность минорная, тогда – маленькими ( t, s, d ).

Помимо главных ладовых ступеней есть ещё и побочные – это медианты и вводные тоны . Медианты – это промежуточные ступени (серединные). Медиантой называется III (третья) ступень, которая является промежуточной на пути от тоники к доминате. Есть ещё и субмедианта – это VI (шестая) ступень, промежуточное звено на пути от тонике к субдоминанте. Вводные ступени – это те, которые окружают тонику, то есть седьмая (VII) и вторая (II).

Давайте теперь соберём все ступеньки вместе и посмотрим, что из этого всего выйдет. А получается красивая симметричная картинка-схема, которая просто замечательно демонстрирует функции всех ступенек в ладе.

Мы видим, что в центре у нас – тоника, по краям: справа – доминанта, а слева – субдоминанта. Путь от тоники к доминантам лежит через медианты (середины), ну а ближе всех к тонике, окружающие её, вводные ступени.

Ну вот, информация, собственно говоря, исключительно полезная и актуальная (может быть, конечно, не для тех, кто прямо первый день в музыке, но тем, кто второй день, такие знания иметь уже необходимо). Если что непонятно – спрашивайте, не стесняйтесь. Вопрос можно написать прямо в комментариях.

Напоминаю, что сегодня вы узнали о том, что такое тоника, что такое субдоминанта и доминанта, разобрали устойчивые и неустойчивые ступени. В конце, пожалуй, подчеркну, что главные ступени и устойчивые ступени – это не одно и то же! Главные ступеньки – это I (T), IV (S) и V (D), а устойчивые – это I, III и V ступени. Так что, пожалуйста, не путайте!

Понравился материал? Тогда почему не делишься им с друзьями? Кнопочки внизу тебе в помощь!

Слушая или исполняя музыкальное произведение, мы наблюдаем, что образующие его звуки находятся между собой в определенном соотношении. Это выражается прежде всего в том, что в процессе развития музыки, в частности мелодии, некоторые звуки, выделяясь из общей массы, приобретают характер опорных звуков. Мелодия обычно и заканчивается на одном из этих опорных звуков.

Опорные звуки принято называть устойчивыми звуками. Такое определение опорных звуков соответствует их характеру, так как окончание мелодии на опорном звуке производит впечатление устойчивости, покоя.

Один из устойчивых звуков обычно выделяется больше, чем другие. Он является как бы главной опорой и называется тоникой.

В противоположность устойчивым звукам, другие звуки, участвующие в образовании мелодии, называются неустойчивыми. Неустойчивым звукам свойственно состояние тяготения к устойчивым звукам. Это состояние характерно для неустойчивых звуков, находящихся на расстоянии секунды от устойчивых звуков.

Переход неустойчивого звука в устойчивый называется разрешением.

Из сказанного выше мы можем сделать вывод, что в музыке взаимоотношения звуков по высоте подчинены определенной системе.

Система взаимоотношений между устойчивыми и неустойчивыми звуками называется ладом. В основе отдельной мелодии и музыкального произведения в целом всегда лежит определенный лад.

Лад является организующим началом высотного соотношения звуков в музыке. Лад придает музыке, совместно с другими выразительными средствами, определенный характер, соответствующий ее содержанию.

Мажорный лад. Гамма натурального мажора. Ступени мажорного лада. Названия, обозначения и свойства ступеней мажорного лада

В народной музыке встречаются разнообразные лады. В классической музыке в той или иной мере отразилось народное творчество, а следовательно, и присущее ему разнообразие ладов, но все же наиболее широкое применение получили мажорный и минорный лад.

Мажорным называется лад, устойчивые звуки которого образуют большое или мажорное трезвучие – аккорд, состоящий из трех звуков. Звуки мажорного трезвучия расположены по терциям: большая терция – между нижним и средним звуками, и малая – между средним и верхним звуками. Между крайними звуками трезвучия образуется интервал – чистая квинта.

Мажорное трезвучие, построенное на тонике, называется тоническим трезвучием. Неустойчивые звуки располагаются среди устойчивых звуков, прилегая к ним. Мажорный лад состоит из семи звуков.

Расположение звуков лада в порядке высоты называется звукорядом лада или гаммой. Звуки образующие гамму называются ступенями. В гамме мажорного лада семь ступеней. Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами.

Ступени мажорной гаммы образуют последовательность секунд. Порядок расположения ступеней и секунд следующий:

б.2, б.2, м.2, б.2, б.2, б.2, м.2

Гамма с указанным выше порядком расположения ступеней называется натуральной мажорной гаммой, а лад, выраженный этим порядком – натуральным мажором.

Тоника, субдоминанта и доминанта называются главными ступенями, остальные – побочными ступенями.

Доминанта (в пер. с русского языка, означает преобладающая или главенствующая) расположена на чистую квинту выше тоники. Между ними находится третья ступень, поэтому она и называется медианта (средняя). Субдоминанта (нижняя доминанта) расположена квинтой ниже тоники, от этого происходит и ее название.

Выше было сказано, что в мажоре три устойчивых звука – это I, III и V ступени. Степень устойчивости их неодинакова. Первая ступень – тоника – является главным опорным звуком и поэтому наиболее устойчива. III и V ступени менее устойчивы.

II, IV, VI, VII ступени мажорного лада неустойчивы. Степень их неустойчивости различна. Она зависит: 1) от расстояния между неустойчивыми и устойчивыми звуками; 2) от степени устойчивости звука, к которому направлено тяготение. Более острое тяготение свойственно ступеням: VII к I, IV к III и II к I.

Меньшая острота тяготения проявляется у ступеней VI к V, II к III, IV к V.

Тональность. Мажорные тональности диезные и бемольные. Квинтовый круг. Энгармонизм мажорных тональностей

Высота, на которой расположен лад, называется тональностью. Название тональности происходит от названия звука. принятого за тонику. Название тональности составляется из обозначений тоники и лада, то есть слова мажор.

Например, До мажор или С-dur, Соль мажор или G-dur и т.д.

Тональность мажорного лада, построенная от звука до, называется До мажор. В ее состав входят все основные ступени музыкального звукоряда.

В состав тональностей мажорного лада, построенных от других ступеней музыкального звукоряда, входят и производные ступени. Количество их в каждой тональности различно. В некоторых мажорных тональностях применяются только повышенные ступени; для их обозначения требуется соответствующее количество диезов. В других тональностях – пониженные ступени; для их обозначения требуется соответствующее количество бемолей. Поэтому мажорные тональности, в обозначении которых имеются знаки альтерации, делятся на диезные и бемольные.

В музыкальной практике употребляются семь диезных и семь бемольных тональностей. Знаки альтерации в этих тональностях пишутся при ключе и называются ключевыми знаками.

Тональности, отличающиеся друг от друга одним ключевым знаком, являются родственными тональностями ввиду того, что в их составе шесть общих звуков. Родственной диезной тональностью До мажора является Соль мажор. Ее первая ступень находится чистой квинтой выше тоники До мажора.

Чистой квинтой выше Соль мажора находится тональность Ре мажор.

Далее, если брать за основу каждой новой гаммы пятую ступень предыдущей тональности, то постепенно мы получим все диезные мажорные тональности. В каждой из них будет возникать новый ключевой знак – диез, приходящийся на VII ступень гаммы, и так последовательно до семи знаков. Тональность с семью знаками предельная, так как все звуки, входящие в нее, являются производными ступенями. Все диезы пишутся при ключе в том порядке, в котором они прибавляются в тональностях, при условии расположения их по чистым квинтам вверх.

Расположение всех диезных тональностей в порядке родства дает следующий ряд мажорных диезных тональностей:

Соль мажор G-dur

Порядок расположения бемольных мажорных тональностей на основе родства возникает таким же путем, но только вниз по чистым квинтам.

Родственной бемольной тональностью До мажору является Фа мажор. Первая ступень Фа мажора находится чистой квинтой ниже тоники До мажора и приходится на ее IV ступень.

Далее, если последовательно строить чистую квинту вниз от тоники предыдущей тональности и брать ее за основу новой тональности, то постепенно мы получим все бемольные мажорные тональности.

В каждой бемольной тональности новый ключевой знак – бемоль приходится на четвертую ступень гаммы.

Расположение всех бемольных тональностей в порядке родства дает следующий ряд мажорных бемольных тональностей:

Си бемоль мажор B-dur

Ми бемоль мажор Es-dur

Ля бемоль мажор As-dur

Ре бемоль мажор Des-dur

Соль бемоль мажор Ges-dur

До бемоль мажор Ces-dur

Мажорные тональности с пятью, шестью и семью диезами энгармонически равны каждая одной бемольной тональности, из числа тональностей от пяти до семи бемолей, и наоборот.

Энгармонически равными тональностями являются тональности одинаковой высоты, но различного обозначения.

Из числа употребляющихся в музыке мажорных тональностей энгармонически равны:

Читайте также: