Азот в шинах плюсы и минусы

Обновлено: 04.07.2024

Автор: Евгений Живоглядов.
Дата публикации: 21 сентября 2018 .
Категория: Автотехника.

Накачивать азотом шины стало модно в Америке, когда водители начали отчаянно равняться на гонщиков Формулы 1, которые использовали этот состав вместо привычного воздуха. Идею молниеносно подхватили маркетологи и уже несколько лет успешно продают воздух за деньги в прямом и переносном смысле слова. Действительно ли азот обладает такими удивительными свойствами или это просто очередная уловка, разберемся в статье, попутно устраивая сравнительные эксперименты.

Влияет ли азот на давление

На деле это даже не один обман, а целых два. Во-первых, чаще всего в процессе накачки шин азотом, сотрудники автосалона не сильно стараются. В итоге давление получается чуть ниже (например, если в стандартной только что накачанной шине давление составляет 2,25 атм, то после наполнения азотом этот показатель может быть 1,75 атм). Поэтому не удивительно, что кажется будто авто движется более мягко.

Второй обман заключается в том, что согласно как минимум двум законам физики показатели давления азота прямо пропорциональны температуре (поэтому при нагреве давление не сможет остаться неизменным). Кроме этого, этот газ отличаются от кислорода на такие ничтожные проценты, что заметить разницу сможет только высокочувствительное оборудование. Если привести реальные цифры, то комичность обмана становится еще более очевидной. Коэффициент объемного расширения газов азота составляет 0.003372 (1/К), а воздуха – 0.003665 (1/К). Даже если в колесе будет сильный перегрев, то разница будет настолько мизерной, что ее не сможет зафиксировать ни один манометр.

Если и этого мало, то можно провести эксперимент:

  • Взять два автомобиля с одинаковыми покрышками.
  • Накачать шины одной машины азотом, а другой – воздухом (давление должно быть одинаковым, например, 1,75 атм).
  • Проехать по трассе со скоростью 120 км/ч, чтобы разогреть покрышки.

В шине накачанной воздухом уже через 10-15 минут давление увеличится до 1,85 атм. Но, самое смешное, что в ходе эксперимента и показатели азота также увеличатся до 1,85 атм.

Интересно! Ради эксперимента поставим на крышу двух одинаковых машин по стакану воды и проедем на них. Жидкости выльется одинаковое количество.

Если замерить температуру покрышек, то воздух разогреется на 8 градусов, а азот на 7. Опять же, изменения почти одинаковые. Только в первом случае накачка шин ничего не стоила, а при использовании азота, лишь за одну покрышку придется выложить порядка 200 рублей.

Правда ли отсутствует утечка газа

Первым делом вспомним школу и что воздух на ¾ состоит именно из азота (то есть на 78%). В свою очередь в автосервисах и на заправках предлагают смесь из 95% азота и 5% кислорода. Однако, проверить продавца на честность можно только если сдать газ из шины в лабораторию. Как правило, по результатам исследования оказывается, что в дорогостоящей смеси нет никаких 95% азота, а всего 84% этого газа и 16% кислорода. Разница между бесплатным воздухом и новомодным составом становится еще меньше (всего 6%). Может ли ее заметить человек или сама шина? Разумеется, нет.

Но, ведь в автосервисе утверждают, что молекулы азота намного больше чем у кислорода, поэтому они улетучиваются медленнее. Да, диаметр молекулы азота на самом деле больше на целых 6% (0,32 нм против 0,30 нм). Это значит, что если шина, в которую закачали азот в процессе эксплуатации авто будет терять 1 атм, то воздуха выйдет порядка 1,012 атм. Очередная разительная разница, которая конечно же будет сказываться и на управляемости, потреблении топлива и на том, как себя чувствует сам водитель.

Даже если допустить, что кислород полностью выйдет из камеры шины, то в нем останется чистый и самое главное бесплатный азот. Можно открывать свою шиномонтажную мастерскую и продавать его!

Правда ли азот продлевает жизнь покрышки

Полезно! Пожалуй, единственное правдивое утверждение заключается в том, что коррозия внутри диска быстрее развивается под влиянием большего количества кислорода. Но, увы, если она образовалась снаружи, то это все равно приведет к разрушению резины.

Если еще остались сомнения, касательно того, стоит ли накачивать шины азотом, рассмотрим и остальные мифы, которые сочиняют продавцы про этот газ.

Что еще не является правдой

Недобросовестные продавцы идут на все, чтобы из ничего делать деньги, поэтому они придумывают самые нелепые качества для азота:

Бесполезность азота

Интересно! После закачки азота в шиномонтажных мастерских на покрышку даже накручивают специальный зеленый колпачок. Это, по словам сотрудников, нужно для того, чтобы в другой СТО камеры случайно не наполнили кислородом. Таким образом создается имитация того, что азот – это что-то уникальное.

В заключении

А что насчет гонщиков Формулы 1? Эти ребята накачивают шины азотом, так как во время соревнований важна каждая для секунды. Поэтому даже если автомобиль будет легче на несколько грамм, то это может быть очень полезным. А обычному автовладельцу азот в шинах не приносит совершенно ничего, кроме денежных трат.

Как подключить телефон к автомагнитоле и включить музыку в машине

Узнай первым о выходе нового полезного контента

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

nakachka shin azotom plyusy i minusy chto daet zakachka shin azotom

Блог

История использования технологии закачки азота

Впервые такую методику использовали во время заездов наиболее известного автомобильного соревнования – Формулы-1. Воспользовавшись лазейкой в регламенте турнира, одна из команд применила азотное наполнения шин своего болида.

Хотя, следует оговориться и добавить, что в то время азота такой чистоты в массовой промышленности еще не было. Вместо него использовали азотно-воздушную смесь. Но даже использование такого микса принесло популярность заправки азотом, а к самой смеси всеобщую заинтересованность от остальных компаний и фирм.

Преимущества накачки шин азотом – физика против мифов

Постоянное (стабильное) давление в шинах

  • закон Гей-Люссака – всякий газ обладает одинаковым коэффициентом объемного расширения;
  • закон Шарля или второй закон Гей-Люссака – показатель давления газа в постоянном объеме является прямо пропорциональным температуре.

Шины уверенно можно накачивать хоть каким газом – давление все равно будет скакать, и проверять его надо будет так же регулярно, как и давление обыкновенного воздуха.

Колеса меньше спускают

Говорят, что молекулы азота крупнее кислородных молекул, поэтому им трудно пролезть в микроотверстия и трещинки резиновой структуры. Молекула азота равна 0,000000031 см. (3,1Х10 -8 степени) против 0,000000029 см. (2,9Х10 -8 степени) кислорода – не такая великая разница. Если колесо окажется проколотым даже какой-нибудь сверхтонкой иглой, оно все равно спустит.

Современные бескамерные шины спускают очень медленно, поэтому до шиномонтажа практически всегда можно дотянуть, особенно если в багажнике лежит исправный компрессор, которым можно подкачать покрышку в пути. Для контроля давления в шинах автомобиля можно использовать различные датчики и сигнализаторы давления.

Меньше расход топлива

А еще говорят, что накачка шин азотом приводит к более легкому весу шины в следствии того, что азот легче воздуха, а потому расход горючего понизится, если шины будут наполнены данным газом. Итак, кубометр воздуха весит 1,29 кг, а азота – 1,25 кг. При накаченном колесе разница в массе составит всего несколько граммов. Кусочек грязи, что прилипнет к колесу, или скопившаяся на покрышке пыль будут весить существенно больше.

Меньше коррозия резины и дисков

И это правда! Не стоит забывать о том, что в отличие от кислорода, который вступает в химические реакции даже при недостаточно высокой температуре, азот более стабилен. На практике это объясняется тем что кислород активно вступает в процесс окисления (он и есть окислитель), а азот нет. Проявляется это снижением показателя коррозии и старения металла колеса и резины.

Накачка шин азотом и её недостатки

И это были только основные мифы, которые мы рассмотрели в нашей статье. Есть материалы, где рассматриваются другие параметры, но мы уже подвели вас к тому, что накачка шин азотом – совершенно бесполезное мероприятие. Оно поможет только тем, что принесет дополнительную прибыль сервису, где вам предлагается эта услуга.

Теоретические сведения и реальные факты

Большинство автовладельцев до сих пор сомневаются, стоит ли закачивать азот в шины. Совершенно неудивительно, ведь на этот счет существует масса споров и опровержений. Как же действует азот на практике.

Первый миф

Утечка азота намного меньше, чем утечка воздуха. Теоретически, это так, ведь молекула азота крупнее от молекулы воздуха, поэтому высвобождение азота сквозь поверхность происходит намного медленнее. Автомастерские часто утверждают, что именно за счет таких физических свойств азота, докачивать колеса придется гораздо реже. Но если вникнуть в цифры, то можно увидеть, что размер молекулы азота составляет 0,32 Нм, а молекулы воздуха – 0,3 Нм. Разница равна 6%. Следовательно, если шина, заправленная азотом, потеряет 1 атмосферу давления, то шина с воздухом – 1,06. Это совершенно несущественное значение.


Второй миф

Считается, что шины, заправленные азотом, имеют более стабильное давление при езде. Это объясняет тот факт, что азот имеет значительно большее октановое число, а значит и нагревается дольше. Но если учесть физический аспект, который гласит следующее – все газы при нагревании имеют одинаковый коэффициент теплового расширения, то отношение давления к температуре будет постоянной величиной. Исходя из этого, можно смело сказать, что азот никак не влияет на стабильность давления в шинах. Но все же, существует другая положительная сторона азота, с точки зрения температуры.


Третий миф

Азот способен продлить ресурс покрышки, так как содержит больше влаги. Теоретически, это действительно так. Азот значительно смягчает резину и предотвращает ее растрескиванию. Но если спросить у опытного автовладельца, доводилось ли ему менять резину по этой причине, хоть раз в своей жизни, ответ будет очевиден – нет!


Достоинства азота в шинах

Необходимо сразу сказать, что ряд положительных характеристик азота в шинах, очень субъективен и относится лишь к небольшому числу автомобилей:

  1. Азот уменьшает массу колес. Это действительно так! Плотность воздуха примерно на 0,03 кг/м³, больше плотности азота. Объем покрышки диаметром 13°, составляет около 20 м³. На одном, заправленном азотом таком колесе, получается выиграть примерно 6 грамм веса. Для обычного автомобиля это разница несущественная, но если взять, к примеру, фуру или даже автобус, то разницу можно будет хорошо прочувствовать.
  2. Азот обладает хорошей теплоотдачей. Это факт. Теплоемкость азота на 13% выше, чему воздуха. Такой газ лучше передает тепло от покрышки к диску, то есть, лучше охлаждает диск.
  3. Азот в шинах никогда не взрывается, в отличие от воздуха. Это обеспечивает дополнительную безопасность, особенно если прокол случается на высоких скоростях.


Пожалуй, на этом все достоинства азота заканчиваются. Никаких явно выраженных недостатков или опасных факторов, азот не имеет. Все зависит от личных предпочтений автовладельца. Не стоит поддаваться на провокации работников сферы обслуживания автомобилей, ведь их задача – максимально заработать на вас. Возможно, шины, заправленные азотом, действительно полезны в гоночном спорте, где каждая деталь, каждая доля секунды, имеют большое значение. Прежде чем воспользоваться данной услугой, помните, что в составе воздуха, итак содержится около 80% азота.

Читайте также: