Беларусь особенности национального вождения

Обновлено: 07.07.2024

С текстом закона можно ознакомиться на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь.

Целью нововведений является усовершенствование безопасности движения на белорусских дорогах.

Новшества начнут действовать с 22 сентября наступающего года. Что же изменится для белорусских водителей?

Со следующего года будущие автомобилисты смогут обучаться вождению на транспортном средстве с автоматической коробкой передач.

На автомобиле аналогичного типа можно будет и сдавать экзамен в Госавтоинспекции.

При этом в водительских правах, которые получит гражданин, будет стоять соответствующая отметка.

Водительские удостоверения россиян

Российские граждане, которые получат белорусское гражданство или ВНЖ в нашей стране, не должны будут заново сдавать экзамен.

Речь идёт о россиянах, у которых уже есть водительское удостоверение, полученное в РФ.

Возраст получения удостоверения

Ещё одно нововведение связано с возрастом, когда человек сможет получить право на управление некоторых транспортных средств.

Так, документы, позволяющие управлять квадроциклом, снегоходом или мотовездеходом, гражданин сможет получить в 17-летнем возрасте. При этом проходить подготовку, чтобы сдать экзамен, не нужно будет.

Согласование маршрутов при обучении

Кроме того, с Госавтоинспекцией больше не нужно будет согласовывать маршруты, где планируется обучать граждан управлять механическим транспортным средством.

Правда, Министерство внутренних дел составит список тех участок, где нельзя будет заниматься соответствующей деятельностью.

Техосмотр

Осуществление Гостехосмотра предусмотрено на основе договора, форма которого будет определяться белорусским правительством.

Результаты проверки технического состояния транспортного средства будут учитываться автоматически.

Руль

Как сообщили в Министерстве внутренних дел, Закон нацелен на дальнейшее совершенствование обеспечения безопасности дорожного движения и предусматривает ряд нововведений, которые, за некоторым исключением, вступят в силу с 22 сентября 2022 года.

В частности, изменениями предусмотрены:

Также уточнен перечень существующих категорий колесных тракторов и самоходных машин. В него включены снегоболотоходы, квадроциклы, снегоходы и мотовездеходы.

Для указанных транспортных средств:

  • право управления разрешено с 17 лет;
  • не требуется прохождение подготовки для сдачи квалификационных экзаменов;
  • лицо должно быть допущено по медицинским показаниям к управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной.

Что касается государственного технического осмотра, то он будет производиться на договорной основе. Советом Министров будет установлена типовая форма такого договора. Учет результатов техосмотра и допуска к участию в дорожном движении будет осуществляться посредством единой автоматизированной информационной системы.

Для граждан Российской Федерации сохранено право на управление транспортными средствами на основании своих национальных водительских удостоверений после получения паспорта или вида на жительство в Республике Беларусь.

По информации МВД, Законом также определены:

  • основные параметры дорожного движения, характеризующие его безопасность и эффективность, возможность их мониторинга (сбор, обработка, накопление и анализ данных);
  • принципы организации дорожного движения.

По информации Национального правового Интернет-портала Республики Беларусь
При использовании материала гиперссылка на источник обязательна!

Закон от 14.12.2021 № 134-З внес изменения в Закон о дорожном движении. Большинство изменений начнут действовать с 22.09.2022.

Отметим основные изменения.

1. Вводится возможность получить международное водительское удостоверение, предусмотренное Конвенцией о дорожном движении 1968 года (абз. 3 п. 3 ст. 1 Закона № 134-З). Международное водительское удостоверение представляет собой книжку формата A6 с информацией на различных языках, помимо государственного (п. 1 приложения 7 к Венской конвенции о дорожном движении 1968 года). Получить такое удостоверение при желании можно будет на основании белорусского удостоверения. Срок действия составит 3 года, но не больше срока действия национального удостоверения (абз. 5 п. 3 ст. 1 Закона № 134-З).

Обратите внимание!
Напомним, что по белорусскому водительскому удостоверению, выданному после 01.02.2011, можно ездить в странах — участницах Конвенции о дорожном движении 1968 года (Россия, Польша, Литва, Германия и т.д.) (приложение 2 к постановлению МВД от 25.03.2003 N 73, п. 2 ст. 41 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года). Правда, на практике водители сталкивались с проблемами в ситуациях, когда требовалось международное удостоверение. Такие проблемы возникали, например, при аренде автомобиля за границей.

2. Предоставляется возможность получить права после сдачи квалификационного экзамена на транспортном средстве без механической трансмиссии (п. 21 ст. 1 Закона № 134-З). Так, на автомобиле с автоматической коробкой передач можно будет учиться в автошколе, а также сдавать экзамен в ГАИ (абз. 4 п. 21 ст. 1 Закона № 134-З). В этом случае и права будут только на управление автомобилями без механической коробки передач (абз. 9 п. 21 ст. 1 Закона № 134-З). То же касается прав на электромобили, которые вообще не имеют трансмиссии. Те, кто сдаст экзамен на автомобиле с механической коробкой передач, смогут управлять любыми автомобилями (абз. 7 п. 21 ст. 1 Закона № 134-З).

3. С 01.01.2022 вводится автоматизированная система учета сведений о выданных медицинских справках о состоянии здоровья, подтверждающих годность к управлению транспортными средствами (абз. 4 п. 18 ст. 1, абз 2 ст. 4 Закона № 134-З). Система также будет содержать информацию о лицах, признанных негодными к управлению транспортными средствами. Вести учет будет Минздрав и предоставлять доступ к информации МВД и Минсельхозпроду. Это позволит в том числе не представлять справку при осуществлении соответствующих административных процедур.

4. Исключается полномочие органов внутренних дел направлять водителей на досрочное медицинское переосвидетельствование (абз. 12 п. 18 ст. 1 Закона № 134-З, абз. 2 ч. 9 ст. 23 прежней реакции Закона о дорожном движении). Организации здравоохранения сохраняют право направлять на досрочное переосвидетельствование в случае выявления заболеваний или противопоказаний, препятствующих управлению транспортными средствами (абз. 14 п. 18 ст. 1 Закона № 134-З, ч. 9 ст. 23 прежней реакции Закона о дорожном движении). Порядок направления на обязательное медицинское переосвидетельствование определит Совмин (абз. 16 п. 18 ст. 1 Закона № 134-З).

5. Отменяется обязанность автошкол согласовывать с ГАИ маршруты для практического обучения курсантов (абз. 16 п. 9 ст. 1 Закона № 134-З, абз 7 ч. 2 ст. 11 прежней реакции Закона о дорожном движении). Однако МВД получит полномочия определять участки дорог, на которых обучение запрещается (абз. 11 п. 9 ст. 1 ст. 1 Закона № 134-З). Кроме того, отменяется необходимость согласовывать с ГАИ маршруты движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств (абз 9 ч. 2 ст. 11 прежней реакции Закона о дорожном движении).

6. Сохраняется право граждан Российской Федерации управлять транспортными средствами на основании своего национального водительского удостоверения до истечения срока его действия независимо от получения вида на жительство или гражданства Республики Беларусь (абз. 9 п. 3 ст. 1 Закона № 134-З). Пока при получении вида на жительство или паспорта Республики Беларусь россияне обязаны в течение 90 дней заменить свое национальное водительское удостоверение, иначе приравниваются к лицам, не имеющим права управления (ч. 6 ст. 5 прежней реакции Закона о дорожном движении).

7. Категорию колесных тракторов и самоходных машин дополнили мотовездеходы (квадроциклы), снегоболотоходы, снегоходы (абз. 6 п.19 ст. 1 Закона № 134-З).

Кроме того не нужно будет согласовывать с ГАИ маршруты, по которым обучают управлению механическим транспортным средством курсантов автошкол. При этом МВД определит перечень участков дорог, на которых обучение будет запрещено.


Начнут выдавать международные права

У автомобилистов появится возможность получать международные водительские права в соответствии с требованиями Конвенции о дорожном движении 1968 года.

Но есть страны, которые не участвовали в подписании этой конвенции (они подписали Женевскую конвенцию 1949 года, а Беларусь — нет), и чтобы управлять автомобилем в этих странах, нужны международные водительские права. В этих странах белорусы могут садиться за руль, только имея международное водительское удостоверение.

По сути, это небольшая книжка формата A6 (148×105 мм) с информацией на различных языках, то есть официальным многоязычным переводом национального водительского удостоверения и применяется только совместно с ним.

Кроме того сохраняется право граждан России на управление транспортными средствами на основании своих национальных водительских удостоверений после получения паспорта или вида на жительство в Беларуси.


За руль квадроцикла — только с 17 лет

С сентября следующего года к колесным тракторам и самоходным машинам будут относиться и снегоболотоходы, квадроциклы, снегоходы и мотовездеходы.

Управлять ими можно будет только с 17 лет. При этом обучаться в автошколе для сдачи квалификационных экзаменов не потребуется. Но должна быть медицинская справка о годности к управлению механическим транспортным средством, самоходной машиной.

Определен порядок направления водителей на обязательное медицинское переосвидетельствование, в том числе уведомления о таком направлении, сообщает пресс-служба УГАИ УВД Гродненского облисполкома.


Создадут базу по техосмотру

Гостехосмотр будет осуществляться на договорной основе. Типовую форму договора на оказание данных услуг установит Совмин. Вводится автоматизированный учет результатов техосмотра и допуска к участию в дорожном движении.

Читайте также: