Чем должны руководствоваться водители при отсутствии разметки во время снега

Обновлено: 31.05.2024


Соответственно, в случае ДТП его виновником будет назван тот водитель, который нарушил изложенные выше принципы перестроения. Все это просто и понятно ровно до того момента, когда на многополосной дороге ясно просматривается разметка.


Незнание каких правил чаще всего приводит к штрафам и ДТП

Артем Краснов

Разметка-невидимка

А как быть со сплошной или двойной сплошной линией, которая заметена снегом? Теоретически при полной ее невидимости и отсутствие других запретов на обгон, вы можете доказать в суде, что не имели возможности узнать о запрете. Однако имейте в виду следующее.

Сужение и невидимые полосы

Особенно коварны ситуации, когда один из водителей ездит постоянно и помнит расположение полос и другие особенности, а другой ориентируется лишь по видимым признакам.

Но опять же, если разметка лишь частично заметена снегом, но все же видна, она имеет юридическую силу. И в случае ДТП не исключен вариант, что прав будет водитель, которые ехал по разметке. Но если она не видна совсем?

На этот случай есть несколько пунктов ПДД, регулирующих отношения водителей. Так, уступать должен тот, на чьей полосе возникло сужение или препятствие (например, куча снега). При одновременном перестроении уступает тот, у кого помеха справа (п. 8.4.)

Впрочем, многообразие ситуаций велико, и нередки случаи, когда крайне сложно определить, кто и кому должен был уступать, поэтому помимо знания ПДД зимой очень важен здравый смысл и стремление избежать ДТП в любом случае.

Скорость

В голове большинства водителей сидит установка, что скорость должна быть никак не меньше лимита, а лучше — лимит плюс 20 км/час. Большинство скоростных ограничений в России не учитывает сезонность, и многие считают, что раз на трассе не штрафуют за езду со скоростью 90+20 км/час, значит, надо выжимать ее при любом удобном случае.

Чисто теоретически есть возможность возложить вину на дорожников, если асфальт не был очищен в соответствии с нормативами. Однако не нужно считать любую заснеженную дорогу нарушением дорожников: например, им дается четыре часа после окончания снегопада на уборку основных магистралей, а во время снегопада п. 10.1 нужно чтить с особым тщанием.

Дистанция

Не все водители способны адаптироваться под переменчивые условия. Так, дистанция до впереди идущей машины, летом вполне безопасная, зимой не всегда позволит вам избежать наезда, если машина впереди задумает внезапно остановиться перед стоп-линией. Сыграть злую шутку могут, например, шины: если летние покрышки плюс-минус одинаковы, то разница между разными типами зимней резины на определенных покрытиях может быть колоссальной.

Теоретические расчеты безопасной дистанции часто дают невообразимые величины в несколько корпусов автомобиля. Но если оставлять такие дистанции в городе, кто-нибудь обязательно вклинится, поэтому водители вынуждены ехать ближе друг другу, чем в теории.

Прогрев машины во дворе

Хорошее изобретение — автозапуск: прогревает мотор, экономит время… Но все ли помнят, что п. 17.2 запрещает в жилых зонах стоянку с работающим двигателем? Если вы пользуетесь автозапуском на специальной парковке, никаких проблем нет. Но греть по 15 минут автомобиль под окнами соседской квартиры — это не только против правил, но и просто свинство.

Неуловимые пешеходы

А пешеходам нужно иметь в виду: в случае наезда автомобиля отсутствие фликеров может быть одним из фактов в пользу признания водителя невиновным.


Мы уже разбирались в том, какой штраф предусмотрен на пересечение сплошной линии разметки и можно ли завершить обгон через сплошную, выяснив, что поблажек водителю в такой ситуации ожидать не стоит. Сегодня разберем еще одну популярную ситуацию: пересечение сплошной линии разметки, которая по какой-то причине не видна. Причин может быть предостаточно: повреждение и износ самой разметки, осадки, грязь, лужи и так далее. Дают ли все эти обстоятельства возможность оспорить мнение инспектора, остановившего и выписавшего штраф за пересечение сплошной?

Давайте определимся: когда мы говорим о штрафе за пересечение разметки, обычно речь идет о пересечении одинарной или двойной сплошной линии. Штрафы за такое нарушение довольно суровые: в частности, за обгон через сплошную светит штраф в 5 тысяч или лишение прав на 4-6 месяцев, а при повторном нарушении – лишение на год. Так что если у водителя действительно есть основания считать себя невиновным, ему есть за что побороться.

  • на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
  • на пешеходных переходах;
  • на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
  • на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
  • в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью.

Кроме того, правила запрещают обгон и на регулируемых перекрестках. И хотя непосредственно на них сплошной линии разметки нет, она есть на выезде и на въезде с перекрестка, так что доказать свою правоту при обгоне на регулируемом перекрестке тоже не выйдет.

Если водитель уверен в том, что он не мог предугадать наличие разметки, он вправе оспорить полученный штраф. В момент составления протокола водителю стоит внести в него замечания о дорожной обстановке и указать, что с нарушением он не согласен. Ну а затем нужно обжаловать полученное постановление об административном правонарушении. И вот для этого нужно собрать максимально подробную доказательную базу.

Непосредственно на месте остановки водителю нужно зафиксировать с помощью фото- и видеосъемки обстоятельства нарушения. Самое важное – разумеется, доказательства того, что разметка на участке дороги не видна или отсутствует, а также нет знаков, запрещающих обгон, поворот или разворот. Если знаки есть, но тоже нечитаемы (например, покрыты снегом), их также нужно зафиксировать на фото и/или видео. На камеру должны попасть не только участок дороги, где произошла остановка, но и данные, которые позволят опознать его: таблички с номером километра трассы, названия улиц, номера окружающих домов и так далее. Кроме того, в фото- и видеоматериалах должна быть указана корректная дата съемки. Если автомобиль оборудован видеорегистратором, копию записи обжалуемого нарушения тоже нужно подготовить для предоставления в суде.

Следующий шаг – предоставление собранных доказательств в ходе судебного заседания по делу об административном правонарушении. Суд должен принять во внимание обстоятельства нарушения, и при отсутствии оснований для однозначного установления виновности водителя наказание может быть отменено.

В зимнее время разметка автомобильных дорог бывает часто не видна под снегом, и при совершении маневра водитель может нарушить ПДД. При этом работающие в условиях непогоды камеры зафиксируют нарушение и водитель может получить штраф. Правомерно ли это?


Что делать, если штраф пришел?


Таким образом, если в день нарушения разметка была не видна, то взимать штрафы за ее неправильное пересечение незаконно, поскольку на дороге отсутствовали информационно-указательные знаки, разделяющие движение по полосам. В таком случае маневр не должен быть засчитан как нарушение. Это же будет касаться и случая, когда снегом залепило и сами знаки.

Доказательной базой для водителя будут служить фотографии видеокамеры, видео с видеорегистратора, на которых видно время и место нарушения, а также состояние разметки, справка из Гидрометцентра и показания свидетелей из числа других участников движения, которые судья обязан будет принять. Но при этом водителю следует иметь в виду следующее. Если разметка была видна, или была видна плохо, то суд может не признать представленные доводы.

Читайте также: