Черный список осаго причины отказа

Обновлено: 02.07.2024

Сегодня сотни автовладельцев не смогли сесть за руль. Срок полиса ОСАГО истек, а купить новый им не позволили. Столичные страховые агенты отказываются сотрудничать с приезжими, мол, уезжают на родину, там попадают в ДТП, платить приходится московским отделениям, а это портит статистику и лишает премий. Конечно, это не официальные причины отказа, водителей выпроваживают за порог под предлогами, что закончились бланки или сломался компьютер.

В том, какими необязательными могут быть агенты обязательного автострахования, Игорь Алёшин убедился на личном опыте. На безрезультатные попытки получить новый полис ОСАГО он потратил уже несколько дней. Менеджеры в московских офисах отказываются оформлять документ, как только узнают, что прописан мужчина не в столице. Правда, не напрямую, но отговорки находят. Теперь каждую встречу водитель записывает на камеру мобильного телефона.

Автомобилист Алёшин отстаивает честь и право на полис, апеллирует и взывает к порядочности агентов. Аргументы водителя железные: на основании федерального закона каждый, кто называет себя автостраховщиком, обязан выдать ОСАГО, но и тут происходит непредвиденное — внезапно ломается компьютер.

Действующий менеджер по продажам ОСАГО попросил изменить голос и не показывать лицо, ведь если в офисе узнают, что он осмелился открыть секреты, — в лучшем случае уволят. Он рассказал корреспонденту Антону Талпе, что существует некий черный список городов и регионов, где чаще случаются ДТП, после которых страховым компаниям приходится серьезно раскошеливаться.

Если страховой агент — человек совестливый, ему все равно не дадут действовать наперекор руководству. Приказам начальства не оформлять автостраховку приходится подчиняться, иначе серьезные проблемы могут возникнуть у самого сотрудника.

Оформляйте полисы ОСАГО на свой автомобиль в нашем сервисе.

В некоторых регионах покупка полиса ОСАГО может стать проблемой. Дело в том, что страховые компании ранжируют субъекты федерации в зависимости от того, насколько выгодно здесь вести бизнес. И если регион признан невыгодным, водителю может быть трудно выполнить то, что он обязан сделать по закону — оформить автостраховку. Такие закрытые регионы можно разделить на две основные категории. Давайте разберемся, чем они отличаются и как быть, если вы испытываете сложности с покупкой полиса в одном из них.

Токсичные регионы: значение термина и список

Токсичными признают города и области, где очень распространены различные махинации с ОСАГО. Поскольку мошенники получают выплаты нелегальным путем, концентрация ДТП в таких регионах не повышается, а вот сама сумма выплат по страховкам может быть в два раза больше, чем поступающие страховые взносы.

Если брать статистику по ОСАГО на 2019 год, к этой категории можно отнести Адыгею, Камчатский край, Башкортостан, Архангельскую, Челябинскую и Ивановскую области и ряд других регионов.

Убыточные регионы: чем отличаются от токсичных?

В этих регионах страховые выплаты тоже превышают взносы, но это уже не связано с мошенничеством, а больше зависит от количества ДТП и размеров выплат. Список убыточных регионов (как и токсичных) составляет и обновляет Российский союз автостраховщиков (РСА). Он же старается предложить меры по тому, как уравновесить компенсации и выплаты. На практике же компании чаще всего вынуждены “перекрывать” убытки от одних территорий прибылями с других.

К убыточным относятся Кировская, Саратовская, Ростовская области, Мордовия, Ставропольский край и ряд других.

Убыточные регионы РФ

Каков территориальный коэффициент в подобных регионах?

Территориальный коэффициент — цифра, на которую умножается базовая стоимость ОСАГО наряду с такими показателями, как коэффициент бонус малус (КБМ), коэффициент возраст-стаж, коэффициент за технические характеристики ТС. Благодаря более высокому территориальному коэффициенту возрастает итоговая стоимость страховки. Приводим таблицу с коэффициентами в ряде проблемных и убыточных регионов по ОСАГО на 2020 год:

Регион РФЗначение коэффициента для автотранспорта
Адыгея1,3
Башкортостан
Уфа1,8
Октябрьский, Благовещенск1,2
Стерлитамак, Туймазы1,3
Ишимбай, Салават, Кумертау1,1
Мордовия
Саранск1,5
Рузаевка1,2
Архангельская область
Архангельск1,8
Северодвинск1,7
Котлас1,6
Ивановская область
Иваново1,8
Кинешма1,1
Кировская область
Киров1,4
Кирово-Чепецк1,2

Как видите, коэффициент везде выше единицы — это означает, что он будет увеличивать стоимость полиса. Для примера давайте рассмотрим страхование одного и того же ТС одним и тем же водителем в “закрытом” и обычном регионах.

Примеры расчета страховки

Допустим, речь идет о легковом авто с мощностью двигателя — 90 л.с. Стаж вождения у владельца ТС — 5 лет, его возраст — 30 лет, 5 класс КБМ. Страховка оформляется не открытая (только на владельца), ее срок — 12 месяцев. Также предположим, что базовый тариф в обоих регионах, о которых пойдет речь, одинаков и равняется 4 911 рублей.

Город без высокого территориального коэффициента, не являющийся проблемным — Елец в Липецкой области, здесь коэффициент равен единице.
Цена полиса в таком случае = 4911 * 1 (территориальный коэффициент) * 1 (за то, что страховка ограничена) * 0,85 (КБМ) * 1,04 (коэффициент возраст — стаж) * 1,1 (коэффициент за мощность двигателя) * 1 (коэффициент за срок действия полиса)
Итого полис обойдется всего лишь в 4 775 рублей.

А вот в Архангельске, где коэффициент равен 1,8, картина будет совсем другой (даже с учетом того, что остальные данные совпадают):

4911 * 1,8 * 1 * 0,85 * 1,04 * 1,1 * 1 = 8 595 рублей. Разница в цене почти в два раза!

Почему сложно купить ОСАГО для проблемного региона?

Просто заполните все поля в форме на этой странице и дождитесь расчета стоимости полиса в ведущих компаниях. Итоговая цена может быть разной в зависимости от конкретной страховой, ведь помимо установленных коэффициентов есть еще и базовая стоимость, которую компания назначает сама в рамках тарифного коридора. Выбирайте самый выгодный вариант, оплачивайте картой – готово. В течение нескольких минут е-ОСАГО будет у вас на электронной почте.

Четыре года назад брательник попал в аварию - в зад влетел самосвал. "Отделался" ушибами и сотрясением, автомобиль в утиль. Долго судился со страховой виновника. Подробностей не знаю, вроде отсудил какие-то деньги. На днях пришлось идти страховать ребенка. Времени было мало и он пришел в ближайший офис, отмеченный на карте в смартфоне.

Как вы уже поняли, это был офис той-самой страховой. Брата обслуживать отказались, заявив что он у них в черном списке.

У меня пара вопросов. Это нормальная практика в страховых компаниях? Законны ли подобные списки?

UPD/ Сейчас переговорил по телефону о подробностях, в страховой напрямую не отказывали, но он был отмечен красным цветом в программе. Агент объяснил что это требовало дополнительных согласований и ему дали понять что он не получит одобрения в любом случае.

Система ОСАГО, похоже, снова лежит на боку, как этот белый кроссовер

Реакция чиновников на нашу статью о невозможности купить ОСАГО была недоуменной: так, исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов сказал, что не слышал о подобной проблеме от водителей-частников. Однако после выхода статьи мы получили обширную обратную связь от читателей, из которой можно понять, каким именно автовладельцам чаще всего отказывают страховые. Проблема выглядит системной и всё более повсеместной.

Ранее мы рассказывали, как страховые отказывают в оформлении полиса молодым водителям и автомобилистам с высоким коэффициентом бонус-малус (КБМ).

Нежеланные старики

— Я клиент не проблемный, в авариях за 29 лет стажа не участвовал, деньги из страховых не выколачивал. Автомобиль у меня в отличном техническом состоянии, пусть и довольно возрастной. В чем дело — не пойму, но застраховать онлайн не удалось: всё время выдает ошибку. А когда приехал в офис, там очередь как в мавзолей, и, судя по лицам отфутболенных клиентов, ясно, что я не один такой. Поехал в другую страховую, потом в третью. В конце концов в одной компании сказали, мол, давайте попробуем. Через три часа штурма постоянно зависающей системы мне удалось получить долгожданный полис. Не ожидал таких мытарств.

В Карачаево-Черкесии владелец Subaru Impreza 2008 года выпуска столкнулся с откровенным отказом в страховой, где покупал полис последние шесть лет:

— Они мне прямым текстом сказали, что больше не страхуют машины старше 2010 года, дескать, у них есть свои риски, а такие машины часто попадают в аварии. Я написал им претензию, но вот уже прошло два месяца, а ответа нет. Да, езжу пока без страховки — ну а что делать?

Ранним утром перед офисами страховых снова начали выстраиваться люди

Проблемы — во многих регионах

Жалобы поступают нам из разных частей России, например, житель Владивостока рассказал, что уже почти две недели пытается оформить страховку, но всё время на последней стадии происходит технический сбой. Еще хуже ситуация в Кызыле (республика Тыва). Вот как описывает свои попытки купить полис местный житель:

По словам жителя, проблема распространена и на нее жалуются многие знакомые.

— Сейчас с ОСАГО полный бардак, а если застрахуешь, то еще проблема будет страховое возмещение получить, — резюмирует он.

Другой автомобилист из Челябинска иронизирует:

С проблемами по-прежнему сталкиваются и молодые водители или их близкие. Инвалид из Новосибирска рассказал нам свою историю:

— Страховой агент по месту жительства не может добавить в полис моего сына, говорит, что я должен явиться в главный офис лично, а это далеко и для меня проблематично. Сын получил права в июле 2021-го, и страховать его просто отказываются. Местному агенту грозят увольнением, если он впишет моего сына в полис.

Ищем альтернативные пути

Житель Челябинска рассказал, как ему удалось купить полис в обход страховой:

— Я клиент одной и той же страховой уже много лет, при том имею максимальную скидку — КБМ у меня равен 0,5. Приехал оформлять очередной полис, но произошел якобы сбой программы, менеджер три или четыре раза пыталась ввести данные, но безуспешно. Предложила оформить полис самостоятельно. Самое удивительное, что дома оформил е-ОСАГО без проблем, правда, на 300 рублей дороже. Может быть, в этом всё дело?

Но и с е-ОСАГО возникает много проблем, например, опытный водитель написал нам следующее:

Зачастую не помогает и электронное оформление полиса: владелец этого Volvo с большим стажем так и не смог получить е-ОСАГО из-за перманентной ошибки

Еще один автомобилист, прочитав комментарии представителя РСА об отсутствии глобальных сложностей на рынке ОСАГО, отреагировал так:

— Да он просто лукавит! Я лично сталкивался с проблемами в оформлении полиса ОСАГО, лично писал жалобы в РСА и Банк России, но так и не получил ответа ни разу. Обращался раза четыре. Причина была, скорее всего, в завышенном коэффициенте бонус-малус у жены.

Таксистов зарядили на деньги

В РСА признали, что если и получают жалобы, то в основном от водителей такси. Помимо невозможности купить ОСАГО ряд таксистов отмечает резкий рост стоимости страховки.

— У меня Skoda Rapid с двигателем 1,6 литра, сам за рулем с 1992 года, в авариях не был, но если в прошлом году страховка стоила 22 тысячи, то сейчас без малого 34 тысячи, это нормально вообще? — возмущается таксист Александр.

Для такси расчет стоимости полиса производится по той же схеме, что и для обычных машин, однако максимальное значение базового тарифа составляет 9619 рублей против 5436 рублей, то есть страховка при прочих равных почти вдвое дороже и может превышать 50 тысяч рублей.

— В первую очередь можно отметить Татарстан, Приморский край и Челябинскую область — регионы, откуда поступают сведения о сложностях при покупке ОСАГО, — говорит он. — Наибольшее число их идет от водителей такси, которые сами зачастую не горят желанием приобретать страховые полисы и скрывают от страховщиков факт коммерческого использования автомобиля. Владельцы такси занимают первое место среди самых убыточных сегментов страхователей ОСАГО.

— Нужно расширение тарифного коридора и формирование стоимости ОСАГО по рыночным принципам. Кроме того, необходима работа по снижению аварийности. Уже сегодня представители страхового рынка в лице Российского союза автостраховщиков нашли способ снизить градус напряжения и сделать полисы обязательной автогражданки доступнее для автомобилистов с высокими коэффициентами аварийности. Будет создан перестраховочный пул компаний, а выплаты высокорисковым категориям водителей планируется распределять между этими страховыми компаниями. В любом случае это решение является вынужденной и временной мерой, принятой в силу обстоятельств.

Штраф дополнили арестом

Штраф за езду без ОСАГО составляет 800 рублей, но в последнее время появилась более хитрая практика: при первой остановке инспектор ГИБДД выписывает водителю требование не садиться за руль автомобиля без действующего полиса ОСАГО, а при повторном инциденте оформляет постановление по статье 19.3 КоАП за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции. За это грозит крупный штраф или арест на срок до 15 суток.

Петр Шкуматов считает такой подход правильным и настаивает на ужесточении наказания за езду без полиса.

— По моему мнению, одного штрафа было недостаточно для борьбы с автовладельцами, которые принципиально не покупают страховку. Из-за незначительности наказания большинство нарушителей не понимали всю серьезность нарушения, поэтому я считаю, правоохранители приняли абсолютно верное решение по ужесточению наказания: если после получения предписания отказаться от вождения без ОСАГО водитель снова попадет в поле зрения сотрудника ГИБДД, то, помимо еще одного штрафа, его ждет наказание по статье 19.3 КоАП вплоть до административного ареста на срок до 15 суток.

Остается, правда, неясным, что делать водителям, которые не могут оформить полис ОСАГО из-за строптивости самих страховых.

Как заставить страховую продать полис

Представитель РСА Сергей Ефимов подчеркнул, что законных оснований для отказа у страховых нет:

— Договор ОСАГО публичный, поэтому ни одна компания не имеет права лишать клиента возможности оформить полис, если он явился в компанию лично (при обращении по почте на это дается месяц), — рассказал Сергей Ефремов. — Если же отказ происходит, пишите заявление на имя руководства страховой с требованием оформить полис и в случае отказа настаивайте на письменном обосновании его причин, после чего направляйте жалобу в РСА и Банк России.

Разговор с представителем страховой лучше записывать на смартфон. Как правило, видя настырного клиента, страховые идут на уступки и выдают полис в соответствии с законом.

Куда жаловаться? Во-первых, отправьте обращение в интернет-приемную Банка России или задайте вопросы по телефону горячей линии (звонок по России бесплатный). Во-вторых, направьте жалобу в адрес Российского союза автостраховщиков.

Читайте также: