Чистка вентиляции картерных газов бмв

Обновлено: 03.07.2024

Чистка вентиляции картерных газов на AEB

Предисловие.
Некоторые термины мне не известны, так что не обессудьте…

Если есть проблемы с PCV, то есть смысл также проверить прокладку клапанной крышки, маслачки и натяжитель цепи распредвалов , так как они подвержены негативному влиянию неисправной PCV.

Лучше взять детали с собой в магазин и примерять на месте.

Инструмент.
Плоская/крестовидная отвёртки
И что нибудь для срезки старых хомутов.

Шаг первый. Меняем обратные клапана.
На машинах с двигателем AEB стоят 4 обратных клапана. Меняются они элементарно.
Срезаем старые одноразовые хомуты, выкидываем старый клапан, одеваем новые хомуты на шланг и фиксируем новый клапан на месте.
Чтобы добраться до клапанов под впускным коллектором и дроссельной заслонкой, нужно отвинтить 3 винта на резервуаре с ОЖ, снять датчик уровня ОЖ и отодвинуть резервуар.
Места расположения обратных клапанов.
Один возле воздушного фильтра - снять пластмассовую крышку.


Шаг второй. Меняем регулирующий клапан.
Всё довольно очевидно. Вытаскиваем старый клапан и ставим новый.
Чтобы немного расширить доступ к хомутам, можно снять фишку с клапана N75 (см. вторую картинку). Просто надавите на защёлки и вытащите фишку.

Шаг третий. Меняем патрубок вентиляции, выпускной клапан и тройник патрубка вентиляции.
Эта процедура была бы намного проще если снять впускной коллектор. Однако его снятие - тот ещё геморрой.
Правда без снятия коллектора, подлезть туда можно только одной рукой.
К сожалению хороших снимков места работы не будет из-за кучи мешающих патрубков, поэтому предварительно всё хорошенько осмотрите.
Чтобы снять патрубок вентиляции, тяните вверх зелёную пружинку и отсоединяйте патрубок от устройства вентиляции.
Можно использовать плоскогубцы с длинными и тонкими губками - их можно просунуть между трубами впускного коллектора.
Снимите хомут с конца тройника и с конца выпускного клапана, снимите тройник с трубки вентиляции (9 на картинке внизу), снимите шланг с выпускного клапана и вытащите всю конструкцию.

Что надо будет поставить.


Здесь патрубок вентиляции снят с системы вентиляции. Новый патрубок нужно вставить до конца, иначе защёлка не сработает.

Вставьте тройник в длинную трубку вентиляции и зажмите хомут.
Оденьте трубку от вакуумного ускорителя на выпускной клапан и зажмите хомут.
Вставьте патрубок в систему вентиляции и установите зелёную пружинку на место.

Юрий Малиновский

Проблема клапана вентиляции (рециркуляции) картерных газов BMW 11 61 7 501 566 знакома каждому владельцу автомобиля марки БМВ. Указанные клапана устанавливались на 3' E46, 5' E39, 5' E60, 5' E61, 7' E38, 7' E65, 7' E66, X3 E83, X5 E53, Z3 E36, Z4 E85.

К сожалению, со временем мембрана, установленная в клапане, дубеет и рвётся, в результате чего в работе двигателя автомобиля происходит сбой, появляются вибрации, увеличивается расход масла, неравномерная работа двигателя может приводить даже к его полной остановке, и во всем этом виновата дырявая мембрана.

Производители продают только клапан в сборе, в то время как заменить необходимо только мембрану.

Мембраны сделаны из маслобензостойкой резины, с толщиной поверхности на 50% больше, чем оригинальная, это увеличивает срок службы в двое.

Среди различных систем авто система вентиляции картера играет значительную роль в формировании топливовоздушной смеси, стабильной и экономичной работы, полной отдаче мощности, защите моторного масла и продления ресурса цилиндропоршневой группы.

PCV

Топливовоздушная смесь, при сгорании, резко увеличивается в объеме, создавая огромное давление внутри камеры сгорания. Расширяющиеся газы от сгорания заставляют поршень двигаться к нижней мертвой точке, приводя во вращательное движение коленчатый вал двигателя. Часть газов через неплотности между кольцами и зеркалом цилиндров проникают в поддон картера, где, смешиваясь с парами масла, создают давление, агрессивно воздействующее на уплотнения коленчатого вала и прокладку поддона, и канал масляного щупа.

Помимо этого, вместе с газом в поддон переносятся частицы несгоревшего топлива, мелкие фрагменты нагара, пары влаги, которые смешивается с моторным маслом, находящимся в поддоне двигателя. Это, в свою очередь, ведет окислению масла, засоряет его продуктами износа, снижая его рабочие свойства и уменьшая его эксплуатационный ресурс.

Конструкция системы

Для того, чтобы снизить до минимума воздействие давления газов в конструкции двигателя предусмотрена систем вентиляции картера. В современных автомобилях применяется система вентиляция закрытого типа, что необходимо для соблюдения экологических норм.

Устройство системы вентиляции картера

Устройство системы вентиляции картера

Несмотря на различие систем на разных марках авто, все они имею три общих компонента, таких как:

• Воздушные патрубки для отвода газов из картера;

• Клапан вентиляции, отвечающий за урегулирование величины давления газов;

Клапан системы PCV

Клапан системы PCV

• Маслоотделитель, отсекающий масляные пары при выходе газов из поддона двигателя.

Маслоотделитель

Маслоотделитель

Клапан открывается при появлении избыточного давления и при разряжении закрывается, то есть принцип его работы основан на разности давлений за и перед ним.

Отделение частиц масла осуществляется при прохождении газов через систему лабиринтов, завихрений и сеток в маслоотделителях. Затем отделившееся масло стекает обратно в поддон двигателя. Это позволяет не только экономить масло, но и защищать детали двигателя от нагара. При этом маслоотделители могут размещаться внутри крышки клапанов, быть встроенными в мотор или выполненные как отдельный узел.

Принцип работы

Принцип работы системы вентиляции картерных газов

Принцип работы системы вентиляции картерных газов

Достоинства системы вентиляции

Применение вентиляции картера позволяет сократить процент вредных выбросов в атмосферу, снизить угар моторного масла, поддерживать стабильные обороты двигателя при прогреве, так как заборный воздух смешиваясь с картерными газами нагревается, что в целом благоприятно воздействует на работу силовой установки.

Недостатки

Нагар на дроссельной заслонке

Нагар на дроссельной заслонке

Узел дроссельной заслонки и вытяжной клапан газов на карбюраторах являются так называемой малой ветвью и задействуются тогда, когда разрежение в воздушном фильтре недостаточное.

Признаки неисправности PCV

• Появление следов масла в воздушном фильтре;

• Запотевание сальников и стыка крышки клапанов двигателя;

• Дым из выхлопа по причине попадания частиц масла с газами в камеру сгорания;

• Следы масла вокруг крышки заливной горловины и на крышке клапанов.

Cледы масла на заливной горловине и по стыку крышки клапанов

Cледы масла на заливной горловине и по стыку крышки клапанов

Помимо этого, данные симптомы указывают и на сильный износ или неисправность (сгорел клапан, залегли кольца, лопнули перегородки поршня) поршневой группы и необходимости их проверки путем замера компрессии.

Причины неисправности:

• Забит или неисправен клапан вентиляции картерных газов;

Загрязненный клапан PCV

Загрязненный клапан PCV

• Загрязнились вытяжные отверстия в узле дросселя или штуцере карбюратора;

• Сильный износ поршневой группы;

Проверка исправности

проверка вентиляции

Если прикрыть отверстие рукой, то при исправной системе не должно чувствоваться какого-либо давления на нее, а когда система находится под избыточным давлением, то газ будет пытаться оттолкнуть ладонь и это усилие будет постепенно увеличиваться.

Для проверки исправности клапана вентиляции, а он обычно расположен во впускном коллекторе, нужно отсоединить шланг от картера к клапану, завести мотор и закрыть пальцем освободившийся штуцер на клапане. Если клапан рабочий, то палец почувствует создание вакуума, а при снятии пальца со штуцера, последует характерный щелчок. В противном случае клапан требует замены.

Клапан вентиляции картерных газов

Клапан вентиляции картерных газов

Нарушение работы клапана отражается на нарушении состава топливной смеси и сопутствующими проблемами.

В заключении

При обнаружении признаков неисправности вентиляции картера, рекомендуется, не откладывая на спасительное завтра, приступить к прочистке и профилактике системы, чтобы сократить до минимума угар масла и износ двигателя.

9533491_3dc36954.jpg

Итак, что же послужило причиной закатать рукава, взять в руки инструменты и залезть под капот покрутить гаечки. В моем случае видимых причин было несколько: во первых потекла прокладка клапанной крышки, причем достаточно серьезно - за короткое время блок ДВС и тепловой экран катализатора покрылись маслом. Во вторых наблюдались запотевания патрубка воздуховода, идущего к дроссельной заслонке:

а также запотевание клапанной крышки в месте отвода картерных газов:

9533494_1649b94b.jpg

В третьих появился расход масла, которого практически не было никогда. За 7 т.км. ушел уровень, т.е примерно 750 грамм. понимаю, что для многих это капли, но подчеркну, что раньше за те же 7 т.км.уходило грамм 100 не больше.

После анализа всех признаков и курения интернета выяснил, что все свидетельствует о необходимости чистки вентиляции картерных газов.
На Z22SE она организована следующим образом: картерные газы из блока ДВС по каналам (отмечено красным) попадают в клапанную крышку

9534143_6750f0ab.jpg

в ней с помощью маслоотделителя масло остается в клапанной крышке и возвращается в ГБЦ, а газы, очищеные от лишнего масла попадают в воздуховод через ту самую трубку на фото 2. от клапанной крышки. Если маслоотделитель в крышке перестает выполнять свою функцию, то повышается давление картерных газов из-за плохой пропускной способности а также не очищеные газы попадают во впускной тракт. Во первых от этого загрязняется дроссельная заслонка, что ведет за собой не стабильные холостые обороты вплоть до глушения мотора. Во вторых масло постепенно образовывает нагар непосредственно в ГБЦ и на клапанах.

Итак, сняв клапанную крышку, отмываем ее снаружи с помощью очистителя двигателя:

Он хорошо удалил масло и грязь снаружи, а для заливки во внутренние полости и чистки самого маслоотделителя использовалось пенящееся средство для удаления жира и копоти по совету EDI

Покупался в Эпицентре. Также такое средство было замечено в сети магазинов ProStor и Watsons

9534254_20b678e6.jpg

Средство заливаем в отверстия, указанные красным

предварительно заткнув отверстие выхода газов, например деревянным чопиком, чтобы жидкость не вылилась. Даем крышке постоять и отмокнуть. Промываем кипятком(. ) для нужного эффекта. Холодная вода ничего не сделает.

9534785_a335347d.jpg

Слитая вода

9534361_62b64094.jpg

Процедуру повторяем несколько раз.
Свидетельством достижения нужного результата будет прозрачная вода после полоскания и "фонтанчики" воды при полоскании из сливных отверстий, указанных на фото зеленым. Особое внимание обратить на отверстия в районе выходного патрубка (который мы заткнули) т.к. именно там сосредоточено наибольшее загрязнение.
По итогу отмываем крышку до состояния нульц

И она готова к установке обратно. Не забываем о тщательной очистке сопрягаемых мест на ГБЦ и установке новой прокладки.

При установке прокладки клапанной крышки не пытайтесь запихнуть прокладку в канавку крышки полностью, она туда все равно не влезет. Вид это имеет вот такой:

12235976_d93e4755.jpg

Просто заправьте прокладку в крышку, чтобы прокладка держалась и устанавливайте крышку на головку блока. При затяжке болтами прокладка обтянется и встанет так, как надо. Герметик не применяю, т.к. это не регламентировано производителем для этого мотора.

9534997_399a4ebc.jpg

Следующим номером нашей программы идет впускной коллектор. Снимаем воздушный патрубок и моем его от масляного налета. Снимаем дроссельную заслонку и тоже чистим ее при необходимости. Я использовал вот такое:

Далее заглядываем во впускной коллектор. Там присутствует масло, что ИМХО не есть хорошо

9534407_7571e6c7.jpg

9534421_15967a6f.jpg

Освобождаем коллектор от паутины проводов, от болтов и гаек. Подчеркну, что не следует применять силу, все отстегивается и отсоединяется от руки без применения силы. Если что-то не получается, нужно еще раз все проверить, все ли отсоединено. В частности внизу к коллектору крепится жгут проводов.

Его можно легко повредить, пприложив усилие для извлечения коллектора.

После коллектор моется как и клапанная крышка со средствами и кипятком и опять таки до состояния около нульц

9534456_9d355aa4.jpg

Меняются прокладки и вот такая пластина сброса избыточного давления (дозатор).

9534459_e1aa2a85.jpg


В моем случае она не была забита, но я все равно поставил новую.

Опять очищаем сопрягаемые поверхности и моем ДВС от потеков

9534463_cda10858.jpg

Для справки, вот так выглядит набор оригинальных прокладок впускного коллектора с пластиной (дозатором).

На фото все номера.

11105942_7369dc6c.jpg

9534490_2e1dcabc.jpg

Собираем.

Хочу обратить внимание на закручивание болтов и гаек с требуемым усилием согласно мануалу или AutoData, что составляет 9Nm как для клапанной крышки, так и для впускного коллектора. Порядок закручивания клапанной крышки - по спирали от центра к краям, подобно ГБЦ.

Для крепления дросселя информации нету, поэтому его закручиваем с приблизительным усилием с которым откручивали.

Вот вроде бы и вся процедура. Если что-то забыл позже допишу, а если в чем-то ошибся поправьте. Надеюсь мой опыт пригодится другим, если возникнут вопросы с удовольствием отвечу.

Читайте также: