Что лучше т43 или пантера

Обновлено: 07.07.2024

Т-34 и

Двигатель BMW VI выпускался в СССР под индексом М-17 и использовался не только в авиации, но и на танках. Немцы, однако, были от него не в восторге.

Советские специалисты и историки многого не знали о танкостроении нацистской Германии. До Вальтера Шпильбергера этой темой никто всерьёз не занимался, да и в позднем Советском Союзе его труды не издавались. Так что при отсутствии конкретных фактов подобным образом можно объяснить всё, что угодно. Почему немцы не смогли создать аналог В-2? Потому что до конца войны ездили на бензиновых танках. А почему они до конца войны ездили на бензиновых танках? Потому, что не смогли создать аналог В-2.

Дизель MB 507 предлагался для танков ещё в конце 30-х годов, но тогда эта идея не нашла понимания.

Схема корпуса и ходовой части VK 20.01 (D). Обратите внимание на углубления бортов под рессорную подвеску — похожие были у Pz.Kpfw.III Ausf.B/C/D.

Т-34 и

Деревянная модель VK 30.01 (D).

Т-34 и

Схема подвески VK 30.01 (D). Принципиально от VK 20.01 (D) она не отличается, разве что одним добавленным сдвоенным катком на борт.

Корпус VK 20.02 фирмы MAN после осмотра Т-34. Позже на его основе спроектируют корпуса VK 30.02 (M) и VK 16.02.

Немцы, разумеется, знали о наклонной броне и до осмотра Т-34. Ещё в 30-е годы они разработали целый ряд корпусов с бронелистами под рациональными углами для колёсных и гусеничных автомобилей. В качестве примера приведём лёгкий подвозчик боеприпасов Sd.Kfz.252, серийное производство которого велось в 1940 году. Ещё более выразителен внешний вид полугусеничного истребителя танков 7,5-cm Selbstfarlafette L/40,8, работы по которому начались ещё в 1934 году. За счёт активного использования обратного наклона брони его корпус чем-то напоминает поздние советские тяжёлые танки.

Т-34 и

Внешний вид 7,5-cm Selbstfarlafette L/40,8 говорит сам за себя.

Кроме того, корпуса многих ранних немецких танков состояли из нескольких частей: нижней ванны (Wanne) и верхней надстройки (Aufbau), а также надстройки над моторным отделением. Это упрощало сборку танка и его капитальный ремонт. Возьмём производство Pz.Kpfw.III. Сначала на ванну монтировались подвеска, двигатель, трансмиссия и другие агрегаты, и только затем сверху ставилась надстройка с башней. Конечно, это намного проще, чем проталкивать трансмиссию через башенный погон, да и переделки корпуса при создании самоходных установок требуются небольшие: нужно лишь заменить подбашенную надстройку на рубку. Однако эта схема не сочетается с корпусом по типу Т-34, поскольку верхние наклонные бронелисты будет нарушать уязвимый стык.

Т-34 и

Т-34 и

Проекция лба тяжёлого танка Pz.Kpfw. Löwe. Обратите внимание: весь лоб корпуса сделан из одной детали, гнутой в двух местах.

Т-34 и

Один из первых построенных Т-34. И лоб башни, и лоб корпуса выполнены из цельных гнутых бронелистов.

Башня ранних Т-34 была совсем другой — с узкой лобовой частью, небольшой маской пушки и кормовой нишей. Эти решения были очень актуальными для немцев, активно применявших дифференцированное бронирование. Понятно, что вес брони зависит от толщины листа и от его площади; значит, если свести площадь самых толстых бронелистов к минимуму, то при прочих равных можно облегчить танк. Самая толстая броня обычно во лбу, поэтому узкая лобовая часть башни Т-34 привлекла внимание немецких конструкторов. Присмотрелись они и к кормовой нише: она не только уравновешивала танковые орудия, которые становились всё больше и тяжелее, но и была подходящим местом для боеукладки первой очереди.

Т-34 и

Чертёж ранней башни VK 45.03. От башни VK 45.02 (P) она отличается заменой электрического привода на гидравлический.

Т-34 и

Т-34 и

Башня VK 16.02 создавалась с оглядкой на ранний Т-34, особенно это заметно на виде сверху.

Прежде всего, отметим, что немцы не тормозили программу тяжёлых танков намеренно. Первый тяжёлый танк D.W. развивался параллельно с новым шасси Z.W. для Pz.Kpfw.III: в 1937 году велись работы по проектированию, а в 1938 году проходили испытания прототипов. С аналогичными темпами шли работы и по новым лёгким танкам. Другой вопрос, что конструкция D.W. получилась очень сырой и неудачной, а необходимые переделки сорвали начало серийного производства. Когда же VK 30.01 (H) более-менее довели до ума, он уже безнадёжно устарел. Все объяснения про низкий приоритет и блицкриг напоминают басню про лису и виноград: раз не получилось, то не очень-то и нужно было. Впрочем, мы уже касались этой истории.

Т-34 и

Т-34 и

Чертёж новой системы охлаждения танка Tiger H1 от 28 июля 1941 года.

Влияние советского двигателя В-2 очень преувеличено, как и мнимая неспособность немцев создать собственный танковый дизель. И до, и после осмотра В-2 немецкие двигателисты шли своим путём. Немцы смогли создать работоспособные дизельные двигатели для танков, хотя крайне нерационально ими распорядились.

Влияние Т-34 на развитие немецких средних танков действительно было, причём немалое. Именно после осмотра новых советских танков немцы переключились на 30-тонный весовой класс. Однако и преувеличивать это влияние не стоит. Может, VK 30.01 (D) внешне и похож на Т-34, но технически это совершенно другой танк с уникальными особенностями вроде компоновки трансмиссии и устройства коробки передач. Ни о каком копировании речи не идёт.

В июле 1943 г. началось самое великое сражение в истории человечества – битва на Курской дуге. Именно оно определило дальнейшее развитие войны. В готовящемся наступлении немецкое командование отводило важную роль новой бронетехнике. Речь идёт о танках "Пантера", "Тигр", а также о тяжелом самоходном орудии "Фердинанд". С таким боевым оснащением немцы планировали проломить советскую линию обороны возле Курской дуги.

d398d03eb9c0552ed6dd7189123d1e28_w650.jpg

Тигр

Все немецкие танки, которые шли в серийное производство во время Великой Отечественной войны, имели ярко выраженный противотанковый набор. Они дополнялись длинноствольными пушками и отличались качественным бронированием. Их главное предназначение – борьба с советской бронетехникой.

Советский Союз и США делали ставку на выпуск массовых и простых в обслуживании танков. Немцы пошли совершенно иным путём. Они решили собирать дорогие и технически сложные версии. Пантера относилась к сегменту средних танков, но его вес составлял 44,8 т. Это на 1,2 тонны меньше советского тяжелого танка ИС-2. Вес тигра составлял 56 т, а Фердинанд – 65 т. В 1943 году Пантера и Фердинанд были достаточно недоработанными машинами. Они не прошли полную обкатку на фронте. Выпустить такие танки к Курской битве смогли ограниченной партией. К началу операции было поставлено всего 200 Пантер, 147 Тигров и 90 Фердинандов.

083deaf6ba1c93667dc14bc72d3689c3_w650.jpg

Пантера

Тигр. Советское командование в 1942 году уже сумело изучить трофейный "Тигр". После этого оно пришло к выводу, что средний Т-34 не способен бороться на равных с новым немецким тяжелым танком. Тигр расстреливал их с дистанции 2000 м. При этом советские танки были способны пробивать броню на расстоянии 500 м. Ещё один серьезный противник на горизонте – Пантера. Фердинанд, который защищался толстой лобовой броней, был неуязвимым.

При учёте всех сильных и слабых сторон немецкой бронетехники, красноармейцы получали особую инструкцию, которая объясняла, как именно бороться с немецкой бронетехникой. Танкисты должны были избегать прямого противостояния с Тигром и Пантерой. При помощи манёвренности танка Т-34 они должны были сближаться до дистанции в 500 м. При этом поражение нужно было наносить в борт или ходовую часть.

faf92fc88fa66937cc3a88beaba877d0_w650.jpg

Т-34

Тигры сумели записать на свой счёт большое количество подбитых советских танков, но данный успех можно было назвать только локальном, так как он не повлиял на развитие войны.

До сих пор среди советских историков существует спор, какой же танк был самым лучшим во Второй мировой войне. Чаще всего выделяют две техники – Т-34 и Пантера. Однако, сравнивать эти модели не совсем корректно. Дело в том, что советский танк относился к средней категории, а немецкий – к тяжелой. У обеих машин были представлены плюсы и недостатки. Но главным является то, что при всей своей идеальности, Пантера не соответствовала условиям, в которых разворачивалась Великая Отечественная война. Советский танк выпускался крупными партиями в десятках тысяч единиц. В это же время Пантера была собрана в количестве 6000 единиц. Поэтому со стороны СССР потеря даже 50 танков Т-34 не влияла на исход войны. В это время уничтожение 50 Пантер расценивалось в вермахте в качестве катастрофы.

То же самое можно сказать и про Тигры. Они прекрасно показывали себя в роли истребителей танков, но их тираж составил только 1354 экземпляров. Этого количества было недостаточно, чтобы говорить о победе в войне.

Итог. Во времена Второй мировой войны самыми известными танками оказались Т-34, Тигр и Пантера. Между историками ходит спор о том, какая же модель оказалась лучшей. Если рассматривать их с точки зрения исхода войны, преимущество стоит за отечественным Т-34.

Картинка

Картинка

Картинка

Хороший танк нужен вчера

Картинка

Картинка

Кадровый голод так же сказался на боеготовности немецких танковых дивизий. Уже под Москву немецкие дивизии и соединения дошли в 30-60% степени боепригодности техники, и 30-40% оснащенностью личного состава. И со временем ситуация коренным образом не поменялась.

Картинка

Картинка

Появление Т-34-85, как и первое боевое применение танков Т-34 с орудием 76-мм, вновь поставили перед немецкими военными и промышленниками вопрос о модернизации уже отправленных в войска средних и тяжелых танков. В таких условиях о массовом производстве современной бронетехники, способной тягаться с Т-34-85 и другими советскими танками, не могло идти и речи.

Картинка

5 июля 1943 года началось одно из самых грандиозных сражений в истории человечества – битва на Курской дуге. По окончании которой всему миру стал ясен исход войны.

Массовое производство – залог успеха

Средний против тяжелого

Мотокаталог на Quto


Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов Сайта в коммерческих целях разрешено только с письменного разрешения владельца Сайта. В случае обнаружения нарушений, виновные лица могут быть привлечены к ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Читайте также: