Что происходит с ремнями безопасности при дтп

Обновлено: 18.05.2024

Ремнем безопасности надо пристегиваться, вроде бы все это усвоили. Мы же разберем спорные моменты: кто платит штраф за непристегнутого пассажира и кто оплатит его лечение, если он пострадает в ДТП.

Давайте для начала определимся с двумя главными тезисами:

1. Пристегиваться в машине надо всем и всегда;

2. Задним пассажирам нужно пристегиваться тоже.

Аргументы противников

Был у меня один знакомый, который, садясь за руль, никогда не пристегивался. Да и будучи пассажиром в моем автомобиле, он одевал ремень всегда нехотя, только лишь из-за уважения ко мне или, может, ему просто не хотелось ждать, когда машина перестанет "пищать".

Я его тысячи раз спрашивал: "Почему ты не пристегиваешься? Что, ремни безопасности для красоты придумали? Неужели ты не понимаешь, что это твоя безопасность?". На что он отвечал: "Да все я прекрасно понимаю и знаю, что не прав, и полностью с тобой согласен, но вот что-то вот… ну ни как я не могу… некомфортно мне как-то".

После чего я понимал, что спор наш с ним бесполезен. Если человеку некомфортно в безопасности, то это как? Есть люди, которые умеют учиться на чужих ошибках, а есть вроде моего знакомого, которые учатся только на своих. Когда он попал в аварию с фурой, в которой он и его пассажир (оба непристегнутые) чудом остались живы, пристегиваться он все-таки начал.

Хочется надеяться, что не всем понадобится такой пример, чтобы начать сознательно относиться к использованию ремней безопасности. Поэтому проведу небольшой юридический ликбез.

Специально для скептиков, пренебрегающих ремнями на втором ряду, приведем вот такое видео:

Новые штрафы за непристегнутый ремень

Пассажиры в соответствии с ПДД обязаны при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими. Штраф за непристегнутый ремень — 1 000 рублей.

Кто платит штраф, если пассажир не пристегнулся ?

Согласно п.2.1.2 ПДД водитель обязан быть пристегнутым и не перевозить пассажиров, непристегнутых ремнями. Соответственно, водитель платит за себя или за пассажира 1 000 рублей, при этом размер штрафа не зависит от того, сколько человек в автомобиле не воспользовались ремнями безопасности. Штраф в любом случае составит все те же 1 000 рублей.

Впрочем, и пассажиры не останутся без наказания. Согласно п.5.1 ПДД пассажиры, при поездке на ТС, оборудованном ремнями безопасности, обязаны быть пристегнутыми ими. Штраф 500 рублей накладывается отдельно на каждого пассажира либо выносится предупреждение в письменной форме.

Что делать, если у автомобиля нет ремней безопасности?

Если машина сзади не оборудована ремнями безопасности заводом-изготовителем, но есть специальные элементы для их установки (например кронштейны), то есть конструкцией авто предусмотрена самостоятельная установка ремней, то водителя и пассажира все равно могут наказать. Считается, что водитель обязан был установить самостоятельно ремни безопасности. Если же конструкцией автомобиля вообще не предусмотрена самостоятельная установка ремней, то наказать не вправе.

Половина россиян, как показывают исследования Госавтоинспекции, не пользуются ремнями безопасности. На задних сиденьях, по данным ВЦИОМ, не пристегиваются более 80%. При этом пристегнутый ремень защищает вас от тяжелых травм и может спасти жизнь: и когда вы едете сами, и когда за рулем кто-то из друзей или родных, и когда вы едете в каршеринге или такси.

Что происходит с телом непристегнутого человека во время аварии и как это вредит другим пассажирам? Какие травмы чаще всего получают непристегнутые пассажиры? Разбираем реальные примеры и выясняем, как ремни безопасности могут спасти вам жизнь.

Далее в тексте — данные Экспертного центра “Движение без Опасности”.

Что происходит с человеком во время аварии?

Во время удара непристегнутые пассажиры продолжат двигаться вперед со скоростью, как у автомобиля до аварии. После удара на автомобиль и пассажиров начинает действовать сила тяжести, из-за чего вес пассажиров становится гораздо больше реального. Например, при аварии на скорости 80 км/ч вес пассажиров увеличивается в 80 раз. В таком случае человек весом 50 кг получит удар весом в 4 тонны.

Что произойдет при лобовом ударе?

  • Если вы не пристегнуты сзади, то получите тяжелые травмы сами и травмируете сидящих впереди пассажиров. Ведь при ударе и после него вы вылетаете на передние сиденья и “давите” ими и своим весом пассажиров спереди.
  • Если вы сидите посередине заднего ряда сидений и не пристегнуты, то при фронтальном ударе вылетите в лобовое стекло. Это неизбежно приведет к тяжелым травмам черепа. По данным исследований, которые имеются у центра “Движение без опасности”, вероятность смерти у человека, вылетевшего через лобовое стекло, в 10 раз выше , чем у человека, оставшегося в салоне.
  • Если вы не пристегнуты на переднем пассажирском сиденье , то можете сломать грудную клетку, нос и травмировать брюшную полость при ударе об руль. Непристегнутый водитель получит такие же травмы при ударе о торпеду. В 90% случаев он сломает грудную клетку и повредит брюшную полость, также есть риск пробить головой лобовое стекло.

Здесь видно, как двигается непристегнутый водитель и о какие детали автомобиля ударяется. Видео: GWR Safety Systems Inc

Здесь видно, как двигается непристегнутый водитель и о какие детали автомобиля ударяется. Видео: GWR Safety Systems Inc

Риск тяжелых травм и гибели при фронтальном столкновении для пассажиров на задних сиденьях снижается в 2-2,5 раза, если они пристегивают ремни безопасности. А если они не пристегиваются, то в том числе увеличивают вероятность гибели пассажиров, которые сидят впереди, — в 5 раз.

Вот что произойдет с пассажиром, который не был пристегнут сзади, при аварии на скорости 40 км/ч. Он вылетит вперед, получит травмы сам и травмирует сидящего впереди пассажира. Видео: Insurance Institute for Highway Safety

Вот что произойдет с пассажиром, который не был пристегнут сзади, при аварии на скорости 40 км/ч. Он вылетит вперед, получит травмы сам и травмирует сидящего впереди пассажира. Видео: Insurance Institute for Highway Safety

Что если удар был сбоку?

  • Непристегнутые пассажиры сзади из-за удара начинают неконтролируемо перемещаться по салону. Они ударяются о дверь автомобиля, окно и друг о друга. Это высокий риск травмировать голову и руки, грудную клетку.
  • Непристегнутый пассажир спереди может удариться о дверь и водителя, задеть торпеду. Это грозит травмами головы и рук.

Вот пример аварии, где удар произошел сбоку и пассажир сзади не был пристегнут. Девушка ударилась об дверь и затем отлетела на другой конец сиденья. Видео: 1SECOND

Вот пример аварии, где удар произошел сбоку и пассажир сзади не был пристегнут. Девушка ударилась об дверь и затем отлетела на другой конец сиденья. Видео: 1SECOND

Если пассажиры с задних сидений пристегнуты, то при боковом ударе риск получить тяжелые травмы или погибнуть для них снижается в 1,8 раз.

А если автомобиль опрокинулся?

  • Когда автомобиль переворачивается, пассажиров крутит, как в снежном коме. Если они не пристегнуты, то во время опрокидывания автомобиля не только получают травмы сами, но и травмируют других пассажиров
  • В основном при опрокидывании автомобиля пассажиры получают травмы головы, шеи и позвоночника из-за ударов о разные части автомобиля: двери, крышу, сиденья. Такие удары зачастую приводят к гибели.

На видео — эксперимент компании Ford. Внутри автомобиля было 6 непристегнутых манекенов. При опрокидывании машины они все вылетели из салона через окна. Видео: Zero Fatalities

На видео — эксперимент компании Ford. Внутри автомобиля было 6 непристегнутых манекенов. При опрокидывании машины они все вылетели из салона через окна. Видео: Zero Fatalities

Риск тяжелых травм и гибели для пассажиров на задних сиденьях снижается в 5 раз, если при опрокидывании автомобиля они были пристегнуты. Ремень фиксирует тело человека в одном месте. Это помогает избежать травм из-за неконтролируемого перемещения по салону.

Что случится, если удар был сзади?

При ударе сзади пассажиры чаще всего получают так называемые хлыстовые травмы. Они возникают при резком смещении головы и шеи назад и затем вперед. При этом неважно, сидите вы сзади или спереди.

  • Вас отбрасывает назад. Удар спиной о собственное кресло грозит травмами позвоночника. Также можно получить травму головы при ударе о подголовник сиденья.
  • Если вы сидите сзади и не пристегнуты, то можете сломать нос и получить травму головы при ударе о впереди стоящее сиденье, когда вас бросит вперед. Если сидите впереди без ремня , то получите похожие травмы при ударе о торпеду.

На видео краш-теста видно, как пассажира при ударе сзади отбрасывает назад, а затем вперед. Так он получает хлыстовую травму. Видео: Cars Garage

На видео краш-теста видно, как пассажира при ударе сзади отбрасывает назад, а затем вперед. Так он получает хлыстовую травму. Видео: Cars Garage

Использование ремней безопасности на 25% снижает вероятность гибели для пассажиров на задних сиденьях и почти на 50% — для водителей и пассажиров на передних сиденьях.

Эти данные и многочисленные краш-тесты показывают, насколько важно пристегиваться в любой ситуации. Даже на коротких поездках и небольшой скорости. В случае аварии ремень зафиксирует ваше тело в одном месте и поможет избежать тяжелых травм и гибели.

Так что не забудьте пристегнуться во время следующей поездки и напомните об этом друзьям и родным. Позаботьтесь о здоровье и жизни не только себя, но других пассажиров.

Многие в нашей стране считают, что ремни безопасности - это какой-то ненужный аксессуар, зачем-то придуманный для автомобиля. И надевают их исключительно при встрече с сотрудниками ГИБДД, чтобы не нарваться на штраф. Однако такое небрежное отношение к собственной безопасности нередко даёт свои плоды, и в ситуации ДТП не пристёгнутые водители и их пассажиры оказываются в больнице с серьёзными травмами, и это в лучшем случае. Сегодня мы расскажем, почему пристёгиваться необходимо, и как это спасает наши жизни.

Ремни безопасности: всё о спасении жизни при аварии

Эффективно или нет?

Если судить о безопасности ремней по проверкам специалистов из Европейского совета по безопасности, которые дают ремням до 40% эффективности по спасению наших с вами жизней, то можно смело считать ремни самым полезным дополнением к автомобилю. Всё-таки 40% - это совсем немаленький показатель. Так как именно на такое количество в процентном соотношении уменьшается риск получить серьёзную травму при ДТП.

Ремни безопасности: всё о спасении жизни при аварии 3

Интересный факт: в Европе ремнями безопасности пользуются около 85-90% людей, а в нашей стране количество пристёгивающихся человек только 45%. Соответственно, и количество смертей или получения серьёзных травм во время аварии у нас выше. Печально наблюдать такую ситуацию, и хочется верить, что она изменится в будущем.

Ремни безопасности: всё о спасении жизни при аварии 4

Ремни безопасности были созданы именно для уменьшения фатальных последствий столкновения автомобиля с другим автомобилем или неподвижно стоящими объектами. Благодаря надёжной фиксации тела человека, риск удариться о внутренние элементы салона сводится к нулю, а так же вылет в лобовое стекло водителя и переднего пассажира.

Ремни безопасности: всё о спасении жизни при аварии 5

Многие люди, не имеющие привычки пристёгиваться (по статистике чаще всего - это мужчины), приводят такие доводы, что при аварии пристёгнутого человека может задушить ремнём или даже сломать рёбра. Да, такой шанс имеется, но только в том случае, когда вы пристёгнуты неправильно или в районе грудной клетки и живота у вас находится какой-то предмет. Например, вы держите пакеты с продуктами, коробку с новой кофеваркой и так далее. И это единственное, что может спровоцировать серьёзные повреждения от ремня безопасности. Во всех других случаях у вас появится шанс избежать увечий во время ДТП.

Итог

Задаваясь вопросом, эффективны ли ремни безопасности, и взвешивая в голове все плюсы и минусы данного изобретения, можно смело заявить, что ремни более чем эффективный и надёжный помощник, благодаря которому у нас есть все шансы не только выжить при столкновении с другим автомобилем или отбойником, но и минимизировать последствия того, что могло бы отнять нашу жизнь.


Те же пассажиры, которые не используют средства пассивной безопасности, получают как минимум удары конечностей, сотрясение мозга и переломы шейных позвонков.

Дорогая игрушка


Физиология ДТП

По сведениям Всемирного доклада о предупреждении дорожно-транспортного травматизма, в большинст­ве ДТП с тяжкими телесными повреждениями и смертельным исходом травмы пассажиров происходят из-за того, что какая-то часть автомобиля вызывает нагрузки и ускорения, превышающие выносливость человеческого тела. В момент столкновения пассажиры и водитель испытывают почти космические перегрузки. При фронтальном ударе на 80 км/ч энергию гасит бампер, но пассажиры при этом, по инерции, всё ещё двигаются со скоростью 80 км/ч. Если водитель в это время не пристёгнут, то в 90% случаев он сломает себе грудную клетку и травмирует брюшную полость. После удара скорость падает, и в это время на автомобиль и пассажиров начинает дейст­вовать сила тяжести, которая на скорости 80 км/ч в 80 раз увеличивает вес каждого пассажира. Что это значит? А то что человек при весе, например, в 75 кг получает удар, сопоставимый с весом 6‑тонной наковальни! Удар водителя о приборную доску и последующее пробивание головой ветрового стекла с возможным вылетом наружу обычно оказывается смертельным: при таких нагрузках на череп его основание либо деформируется, либо полностью разрушается, поражая жизненно важные органы черепно-мозговой системы.

Именно водитель должен проследить, чтобы все пассажиры в его машине были пристёгнуты.

Ребёнок? Никаких адаптеров!


Голова в порядке


Нечасто, но всё же иногда в комплекс обустройства безопасности автомобиля входят и так называемые активные подголовники. Они оборудованы специальным подвижным рычагом, спрятанным в спинке кресла, который нажимается при резком ударе тела, что приближает подголовник к голове водителя ещё до её опрокидывания.

Читайте также: