Что следует делать водителю при движении по гололеду

Обновлено: 07.07.2024

В этой статье речь пойдёт о конкретных приёмах, позволяющих безопасно двигаться по скользкой, обледенелой дороге. Но вначале необходимо сделать важное замечание.

Современные автомобили получают всё больше электронных систем, помогающих водителю в самых различных ситуациях. Наиболее известны водителям:

Да, эти системы во многих ситуациях помогают водителю, уберегают его от последствий роковых ошибок и недостатка навыков. Однако, как у любой медали, у них имеется обратная, весьма неприятная сторона. Дело в том, что как бы они не были совершенны — электронные системы не всесильны!

Точно так же водитель должен знать и помнить, что и шипованная резина не превращает гололёд в асфальт . У неё тоже есть предел, после которого следует срыв и неуправляемое движение автомобиля.

Вывод. Попав на скользкую дорогу не думайте, что электронные системы вашего автомобиля и шипованная резина полностью гарантируют безопасную езду в любой ситуации с любой скоростью.

Поэтому внимательно прочитайте и запомните то, что написано далее.

Закон № 1: Трогайся со второй!

Если летом вы не особенно задумывались о том, как тронуться с места и поехать, то гололёд скорей всего заставит вас об этом подумать. Чтобы успешно поехать по льду – трогайтесь со второй передачи. Если дорога очень скользкая, можно трогаться и с третьей. Главное в такой ситуации не допустить пробуксовки колёс на одном месте.

Закон № 2: Плавность, плавность и ещё раз плавность!

Закон № 3: Держи дистанцию!

Дистанция до впереди идущего автомобиля — ещё одна панацея на скользкой дороге, которая может гарантировать вам безопасное достижение цели вашей поездки. Запомните известную формулу определения безопасной дистанции при движении по зимним, особенно обледенелым дорогам:

Например, если скорость потока 40 км/час, то необходимо выдерживать дистанцию 80 метров.

  • Если дистанция будет больше – это хорошо.
  • Если меньше – это плохо и очень опасно!

Закон № 4: Готовься заранее!

Исходя из правил 2 и 3 можно легко вывести четвёртое важное правило: Начинайте выполнение любого манёвра заранее, учитывая запаздывание любых реакций автомобиля на скользком покрытии.

Где необходимо соблюдать это правило?

  • Перед поворотами.
  • Перед разворотами.
  • Перед съездами с трассы.
  • Перед объездом препятствий.

Всегда, прежде чем начинать манёвр, предварительно снижайте скорость до гарантированно безопасной. Тем более, если вам неизвестно какое покрытие будет в месте маневрирования. Возможно вас там ждёт лёд, который спровоцирует резкий, неуправляемый снос. Может будет чистый асфальт, выскочив на который со льда машина может перевернуться.

Внимание! Ни в коем случае не тормозите одновременно с поворотом руля! Вы легко спровоцируете снос передней оси наружу поворота. То есть вылетите в кювет или на встречку.
Если чувствуете, что скорость слишком высока и вы не сможете безопасно повернуть – лучше проезжайте мимо, развернитесь и повторите попытку на безопасной скорости.

Закон № 5: Тормози правильно!

Очень важным на скользкой дороге является умение правильно тормозить.

Заключение:

Если вы не умеете и боитесь ездить в гололёд, вы можете поступить одним из следующих способов:

Способ 1. Не ездить в гололёд.

Для этого стоит записаться на курсы зимнего вождения, тренироваться на безопасных площадках и дорогах. Только благодаря грамотному обучению, тренировкам и практике гололёд станет для вас одним из обыденных режимов движения.

Как ездить в гололед?

Водителю на заметку

Зима в России, полна сюрпризов связанных с погодными условиями, многие из которых крайне неприятны для водителей. Эта непредсказуемость означает, что на всякий случай, выезжая на дорогу зимой, важно быть готовым ко всему и хотя бы примерно иметь представление о том, как ездить в гололед.

Колебание температур в районе нуля градусов, неизбежно приводит к образованию наледи на зимних дорогах. Такая погода для российских зим стала нормой, на зимних дорогах возникнет реальный риск обледенения. Однако, многие водители до сих пор игнорируют этот факт, увеличивая риск ДТП.

Как ездить в гололед? Главные советы.

Не садитесь за руль

Первый вопрос, который стоит задать себе: действительно ли так необходим автомобиль именно сегодня? Если поездка не предполагает особых задач, лучше сделать выбор в пользу общественного транспорта. Не стоит ездить по обледеневшим дорогам, если в этом нет необходимости. Особенно это касается начинающих водителей. Даже если вы уверенно водите машину на льду, не все будут такими очевидным, вероятность аварии всегда выше в сложных условиях. Если есть альтернатива для поездки, то ее определенно стоит рассмотреть.

Снижение скорости до минимума

Если же отказаться от поездки на автомобиле нет никакой возможности, стоит выбрать спокойную технику езды на низких скоростях. На обледенелой дороге сцепление с полотном намного меньше: тормозной путь удваивается на мокрой дороге, но может увеличиваться в 10 раз на льду, если вообще есть какое-либо тормозное сопротивление.

Поэтому стоит помнить, что даже на очень низких скоростях существует риск заноса, особенно при торможении или резких поворотах руля. В таких условиях, уместно будет выполнять каждое действие плавно и осторожно. Плавное нажатие на педаль газа, тормозов и рулевого управления снижает риск заноса.

Двигайтесь осторожно

Вождение по обледенелым дорогам в принципе похоже на эффективное вождение, поскольку вам нужно совершать небольшие плавные движения при нажатии педали газа и избегать использования тормозов без крайней необходимости. Если вы управляете автомобилем с механической КПП, следует попытаться начать движение на второй передаче, а не на первой, чтобы мощность двигателя не перегружала шины, а торможение двигателем для замедления автомобиля, будет как нельзя кстати. Не паникуйте и не нажимайте на тормоза: современные автомобили оборудованы антиблокировочной системой (АБС), но они не очень хорошо работают в условиях обледенения, и автомобиль обязательно уйдет в занос.

Если вы едете с горки по гололеду, убедитесь, что вы снизили скорость до того, как достигнете склона, и используйте гораздо более низкую передачу для облегчения контроля, чтобы вам не приходилось использовать тормоза.

Планируйте маршрут заранее

Как ездить в гололед? Особенности подготовки перед поездкой.

Помимо обычного скребка для льда, в поездке необходимо иметь при себе полностью заряженный мобильный телефон на случай чрезвычайной ситуации, знак аварийной остановки, буксировочный трос, поводки и, конечно же, зимнюю одежду. Если вы собираетесь выезжать на неочищенные или проселочные дороги, возьмите лопату для снега и старый коврик или мешок, чтобы положить их под колеса, если вы застрянете.

Перед тем как сесть за руль, необходимо убедиться, что ваша машина готова к поездке. Включите обогрев, чтобы убедиться, что окна и зеркала чистые, прежде чем вы начнете движение.

Что делать в экстренных ситуациях

Если ваша машина начинает скользить, включите сцепление и поверните рулевое колесо в направлении заноса. Это освобождает колеса, чтобы они снова начали крутиться, а это единственный способ получить сцепление с дорогой в гололед. Не тормозите, потому что ваши колеса просто блокируются, и вы будете скользить еще дальше.

Если вы застряли в снегу, положите старый коврик или мешок под ведущие колеса автомобиля и постарайтесь выехать медленно. Возможно, вам придется прорыть себе дорогу. Если это не поможет, позвоните в службу спасения или в службу экстренной помощи, если вы застряли в опасном месте.

Управление автомобилем в зимний период сопряжено с опасностью и требует от водителя определенных умений и подготовки. Во избежание аварийных ситуаций авто должно быть тщательно подготовлено к перемещению по скользкой поверхности.

При плохих погодных условиях ГИБДД рекомендует воздерживаться от поездок, но в гололед на дорогах все равно много автомобилистов: люди добираются до работы, а у некоторых она напрямую связана с поездками.

Подготовка автомобиля к зиме

Снизить риск аварий можно не только придерживаясь определенных правил вождения. Автомобиль должен находиться в исправном техсостоянии и быть готовым встретиться со скользким дорожным покрытием. Чтобы избежать опасностей в пути, водителю необходимо выполнить следующее:

• Проверить все узлы автомобиля, части подвески: наконечники рулевых тяг, шаровые опоры, сайлентблоки, дворники, фары и другое.

• Заменить при необходимости жидкости (тормозную, гидроусилителя руля, трансмиссии, моторное масло)

• Положить в багажник омыватель лобового стекла и незамерзайку.

Желательно также поставить противотуманки.

Правила вождения при сложных погодных условиях

Управление автомобилем в гололед требует соблюдения определенных правил. Конечно, можно пройти курсы экстремального вождения, но агрессивная и быстрая езда не обезопасит вас, ваших пассажиров и других участников дорожного движения от аварийных ситуаций. В гололед, снегопад и при плохой видимости придерживайтесь следующих рекомендаций:

1. Соблюдайте скоростной режим согласно ПДД. Какой-либо другой несознательный водитель может вылететь на вашу полосу и спровоцировать столкновение – вы должны быть всегда к этому готовы. В такой ситуации скорость движения вашего авто может сыграть решающую роль. Не отнимайте у себя и других шанс выжить.

2. Никакой самоуверенности. Даже если вы считаете себя опытным водителем, это еще не повод показывать на скользкой дороге каскадерские трюки. Абсолютно пустая трасса – тоже этому не место. В любое время может выскочить машина, дело будет решаться секундами.

3. Как и во время летнего вождения, не управляйте авто резко: плавно трогайтесь с места, тормозите не спеша, крутите руль без рывков, медленно сбрасывайте и набирайте скорость. Резкие движения зимой намного опаснее, чем в теплое время года.

4. Держите дистанцию с другими участниками дорожного движения, а лучше увеличить ее раза в два. К месту назначения вы прибудете всего на пять минут позже, но не попадете в ДТП из-за того, что авто перед вами притормозило чуть быстрее.

5. Тщательно прогревайте машину перед поездкой. Следите за тем, чтобы стекла не сильно потели. Плохая видимость – один из главных врагов водителя в любое время года.

6. Не разгоняйтесь, какой бы сухой вам не казалась дорога впереди. Через 200 метров под колесами может быть снег или вода.

7. Без особой надобности старайтесь не перестраиваться. Несмотря на недовольство других, заранее уйдите в левый ряд перед поворотом в эту сторону. В таком случае вам не придется быстро перестраиваться в последнюю минуту.

8. Полноприводные авто не дают на скользкой дороге их владельцам с точки зрения безопасности никакого преимущества, разве что лучшую проходимость.

Если к скользкой поверхности добавляются осадки, видимость значительно снижается, ослепление встречными фарами усиливается. Уступайте дорогу тем водителям, которые игнорируют возможные неприятности, пешеходам тоже.


Утром 11 ноября автомобилисты из Москвы и области столкнулись с первым снегом. Ночью в отдельных районах несколько часов продолжалась метель, а дороги покрылись толстой коркой льда. На Подмосковных трассах произошло несколько аварий, парализовавших движение.

Вернуться к полученному в пандемию опыту и не выезжать без веской причины предлагают в ГИБДД и ЦОДД. Тем более, речь идет о выходных днях. Если же в эти дни по графику нужно работать — стоит попробовать убедить руководство в необходимости поработать из дома и не тратить часы на простаивание в заторах. Либо обратить внимание на общественный транспорт, пересесть в подземку, настойчиво советуют в Дептрансе столицы.


Кроме того, водителям не стоит забывать об исправном техническом состоянии автомобиля. Перед выездом проверить работу тормозной системы, уровень незамерзающей жидкости и работу световых приборов.

Выезжая из двора — посмотрите по сторонам, не спешите. Если попытаться проскочить, следующий по главной дороге водитель может не успеть затормозить. Столкновение, скорее всего окажется несильным, но о том, чтобы куда-то вовремя успеть, придется забыть.

Особое внимание следует обращать при заездах на эстакады, мосты и путепроводы. Именно в этих местах наиболее вероятно возникновение гололеда.


Когда на дороге низкая видимость, особенно важно не совершать резких перестроений и торможений, о каждом, даже минимальном маневре предупреждать окружающих при помощи поворотников, посоветовал представитель ФАР. Эксперт напомнил: cнежную колею на дорогах нужно проходить уверенно, без торможений, чтобы машину не занесло. Также он предупредил — автомобилисты вокруг не смогут так быстро реагировать, как обычно, и к этому важно быть готовым.

Во время снегопада аварии происходят чаще обычного, предупредили в ЦОДД. Поэтому водителям необходимо быть крайне внимательными и не отвлекаться на гаджеты. К ним в первую очередь относятся смартфоны.


К выбору для парковки в снегопады нужно также подходить внимательнее — чтобы потом не пришлось откапывать машину из-под снега. Так, в ГИБДД рекомендовали вообще не оставлять машины на проезжей части, чтобы не мешать коммунальным службам проводить расчистку дорог.

Если в ДТП получили только два автомобиля и нет пострадавших, участники аварии могут зафиксировать все повреждения самостоятельно и обратиться за урегулированием в страховую компанию, не вызывая при этом сотрудников Госавтоинспекции.

Читайте также: