Что такое бездисковое колесо

Обновлено: 04.07.2024

Самосвал гружёный только дым черный за ним, кажется сейчас отвалятся колеса. С опаской быстрее обгоняешь и думаешь водитель за авто не следит или ступица так изношена.

В европейских странах отказались от бездисковых вариантов еще в конце восьмидесятых годов. В России тоже не выпускают грузовики с бездисковыми колесами. К сожалению, остался старый автопарк, который эксплуатируется.

Бездисковые колеса появились еще до ВОВ в Европе и в США, в СССР только в шестидесятых на автомобилях МАЗ. На автомобилях КАМАЗ на ступицах часто ломало шпильки, я помню это еще с работы в АТП.

У автомобилей МАЗ или автобусов ИКАРУС с мостами РАБА таких проблем было меньше. В некоторых случаях колеса вращались восьмёркой. Слесаря при установке прокручивали несколько раз колесо чтобы не мотало диск, после затягивали на шпильках гайки как положено.

Думаю, бездисковые колеса на грузовиках ушли в прошлое. Придуманы были для облегчения ремонта тяжёлых грузовиков. В настоящее время на грузовиках требуют современные стандарты для крепления колеса. Многие водители рады отказу от бездискового варианта установки колеса.

Но всё-таки неприятно, когда перед тобой едет гружёный автомобиль с колесом, который ходит восьмеркой.

Подписывайтесь на мой канал здесь , ставьте лайк и делитесь в соцсетях, Спасибо!

Это конечно уже в стиле ретро, не знаю, можно ли найти такие запчасти.

Если обратить внимание, эти бездисковые колёса бывают разные. Нельзя сказать что они совсем бездисковые, просто вместо дисков они крепятся к колесу с помощью зажимов.

К примеру, задние колёса

Они чаще всего крепятся на 12-шпилечную ступицу, как например у ЛиАЗ-677, ЛАЗ-ТУРИСТ, и некоторых Икарусов "прощаймолодость". У троллейбусов ЗИУ такие колёса (и по сей день) тоже насаживаются на 12 шпилек, и тоже имеют 6 зажимов, равномерно расположенных по кругу, но имеющих другую форму.

А у большинства Икарусов-прощаймолодость, я как то обратил внимание, эти колёса "обуваются" на 10 шпилек, и имеют не 6 а 8 зажимов, причём как-то странно расположенных, не равномерно, а образуют своего рода "бабочку"

А передние колёса ЛиАЗа наверняка всем знакомы

Редактировано 1 раз(а). Последний раз 01.11.07 20:27 пользователем kultiv.

Редактировано 1 раз(а). Последний раз 02.11.07 16:57 пользователем Максим84.

"Шестёрочки", могут быть на любом Икарусе 200-ых моделей прошлого века. "Бабочки" тоже, за исключением совсем старых Икаров-2ХХ. У Икаруса-255 и -266 их вовсе не бывает

Редактировано 3 раз(а). Последний раз 19.04.08 10:00 пользователем kultiv.

Я не разбираюсь, но помню на Икарусах диски, состоящие из трёх частей, это о них речь?? Сразу вспомнил случай, когда Ик-260 налетел на калдобину и у него этот диск развалился.

Сергачёв Андрей писал(а):
-------------------------------------------------------
> Я не разбираюсь, но помню на Икарусах диски,
> состоящие из трёх частей, это о них речь??

А какой это геморой постоянно прикручивать эти прихваты (особенно когда их 8)

> А какой это геморой постоянно прикручивать эти
> прихваты (особенно когда их 8)
Да зачем тогда они нужны! Нельзя обычные диски чтоли ставить.

Редактировано 1 раз(а). Последний раз 17.04.08 21:46 пользователем Сергачёв Андрей.

Сергачёв Андрей писал(а):
-------------------------------------------------------
> Да зачем тогда они нужны! Нельзя обычные диски
> чтоли ставить.

Зачем нужны? Для удобства монтажа шины. Обод по частям собирается внутри шины, и так же она снимается легче. Только недостаток разрозненного обода в том, что на него нельзя обуть бескамерную шину, т. к. бескамерка герметизируется диском, а если в ободе щели (целых три!), через них воздух будет уходить. Единственным спасением в этом случае будет натяжка на разъёмный обод флиппера - это такая резиновая штука, которая покрывает поверхность обода со всеми его щелями, и тогда смело можно надевать бескамерки.

P.S. Причём бескамерные шины не всекда эффективны и на обычных дисковых колёсах с нормальным ободом, потому что в случае "восьмёрки" - то есть деформации диска, воздух будет так же утекать, только в этом случае вряд ли флипер поможет

Редактировано 1 раз(а). Последний раз 18.04.08 15:23 пользователем kultiv.

Кроме того, такие колёса потеряли смысл, когда водителям городских автобусов запретили самостоятельно менять колёса линии. В случае проколо баллона стала пииезжать техничка, привозить запасной, помогать устанавливать, а пробитый забирать в рарк в шиномонтажную мастерскую, а там уж всё равно, как размонтировать колесо - не руками ж то делать будут!

Сегодня на Минском шоссе видел разбросанные на протяжении, наверное, километра фрагменты двух таких колёс, а в конце "дистанции" - перекошенный, охромевший КАМАЗ. Подумал: слава Богу, что это не переднее колесо и машина трёхмостовая, а то бы точно прибавилась на обочине Минки ещё одна могила к огромному множеству там уже существующих! А если бы это был, не дай Бог, автобус с людьми?

Редактировано 1 раз(а). Последний раз 30.05.08 20:29 пользователем warrior.

Ну и зря их критикуете.
"Щелкание" обода элементарно решалось наплавкой электросваркой и обчисткой!
Плюс в том, что не надо возить целый диск, эти сегменты легко рассовываются по багажникам, при замене колеса, разбортовка очень легко и быстро проводилась, особенно зимой!
Чтоб небыло прокручиваний обода, рекомендуется гайки и прижимные клеммы не переставлять! и наносить метку нипеля на ступице колеса. При замене камеры или покрышки, колесо будет находится В ТОМ ЖЕ МЕСТЕ И В ТЕХ ЖЕ УСЛОВИЯХ КРЕПЛЕНИЯ!
Вообще-то у нерадивых водителей со всякой ерундой происходят проблемы

Европейская экономическая комиссия в сотрудничестве с технической организацией европейских производителей шин и ободьев в 1975 г. приняла Правило ЕЭК ООН, определяющее типовые испытания шин и их дополнительные обозначения, необходимые для проведения этих испытаний.

Устройство шин и колес

Устройство ободья колес автомобилей: а — легкового; б — грузового с ободом, имеющего разрезное замочное кольцо; в — грузового с ободом, имеющего разрезное бортовое кольцо; г — высокой проходимости; д — с бездисковым колесом со съемным плоским ободом, состоящим из трех частей; 1 — обод; 2 — диск; 3 — гайка; 4 — шпилька; 5 — ступица; 6 — колпак; 7 — неразрезное бортовое кольцо; 8 — разрезное замочное кольцо; 9 — разрезное бортовое кольцо; 10— болт;11— наружный обод; 12— распорное кольцо.

Ручей обода служит для временного размещения части борта шины в процессе ее монтажа (демонтажа) и должен быть достаточно глубоким.
Неразъемные ободья являются наиболее жесткими и технологичными, имеют малую массу. Однако на них возможен и монтаж шин с достаточно эластичными бортами и боковинами, т. е. шины легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой грузоподъемности.

В случае применения бескамерных шин к колесу предъявляются дополнительные требования:

• герметичность обода;
• одинаковые посадочные размеры для бескамерной и камерной шин одного и того же размера;
• возможность применения камеры.
Классификация колес. Колеса различают по классам, видам и типам. По эксплуатационному назначению транспортных средств колеса имеют следующую классификацию:
• класс 1 — для внутризаводского транспорта (автопогрузчики, электрокары);
• класс 2 — для автомобилей с полной массой до 2,0 т и для прицепов к ним;
• класс 3 — для грузовых автомобилей с полной массой от 2 до 20 т;
• класс 4 — для грузовых автомобилей с полной массой свыше 20 т;
• класс 5 — для автомобилей повышенной проходимости и прицепов;
• класс 6—7 — для тракторов и сельхозмашин.
Колеса могут быть предназначены для следующих типов шин:
• камерных;
• бескамерных;
• с регулируемым давлением;
• арочных;
• пневмокатков.
По конструктивным особенностям колеса подразделяются по следующим признакам:
• по типу обода — с неразъемным и разъемным ободом, с профилированным ободом, с ободом из фасонных профилей, со штампованным или литым ободом и т. д.;
• по месту соединения диска с ободом — с диском, соединенным с ободом в средней части, то же в замочной части, то же в бортовой части;
• по способу соединения диска с ободом — не регулируемые по вылету диска относительно обода и регулируемые;
• по способу соединения колеса со ступицей — дисковые и бездисковые;
• по числу колес, одновременно устанавливаемых на ступицу, — одинарные или сдвоенные.
Ободья. Основные типы ободьев колес (рис. 122):
• неразъемный;
• разъемный посредине;
• разъемный по радиусу — сегментный;
• разъемный двух-, трех-, четырех- и пятиэлементный.

Неразъемный обод состоит из закраин, полок и ручья. Закраины обода
воспринимают усилия, передаваемые бортами шины, ограничивают их перемещение и защищают боковины шины от внешних повреждений.
Полки являются посадочными местами для бортов шины с углом наклона к середине на 5°. Наклон полок обеспечивает натяг бортов при накачивании шины после монтажа и соответственно их плотную посадку на полки.
Ручей обода служит для временного размещения части борта шины в процессе ее монтажа (демонтажа) и должен быть достаточно глубоким.
Неразъемные ободья являются наиболее жесткими и технологичными, имеют малую массу. Однако на них возможен и монтаж шин с достаточно эластичными бортами и боковинами, т. е. шины легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой грузоподъемности. Для обеспечения безопасности бескамерных шин применяется специальный безопасный контур полок обода.
Ободья изготавливаются из качественных конструкционных сталей, допускающих глубокую вытяжку. В ряде случаев колеса в целом, т. е. обод совместно с диском, изготовляются из легких, преимущественно магниевых или алюминиевых сплавов.
Разъемные ободья применяют для шин грузовых автомобилей и автобусов. Борта и боковины этих шин настолько жесткие, что не позволяют смонтировать шину через закраины обода.
Наиболее распространенными являются плоские ободья с одной отъемной закраиной. Они имеют цилиндрический либо с неглубоким ручьем обод с одной закраиной. Шина беспрепятственно надевается на такой обод, после чего устанавливается вторая закраина, так называемое съемное бортовое кольцо, которая фиксируется на ободе.
В двухэлементной конструкции съемная закраина выполнена с косым сквозным разрезом и монтируется в канавку на краю обода за счет ее радиальной упругой деформации.
Трехэлементный обод имеет неразъемную жесткую съемную закраину и разрезное замочное кольцо с конической полкой.
Четырехэлементный обод имеет неразъемную закраину, сплошное посадочное кольцо с конической полкой и разрезное (пружинное) замочное кольцо.
Пятиэлементный обод отличается от четырехэлементного наличием уплотнительной вставки, позволяющей герметизировать обод при монтаже бескамерной шины.
Дисковые колеса. В конструкции колеса диск является частью, соединяющей обод со ступицей. Диску придается чашеобразная форма, которая обеспечивает более высокую поперечную жесткость. В диске имеются центральное и крепежное отверстия, оси которых параллельны оси вращения колеса, а также ряд дополнительных отверстий разнообразной формы. Центральное отверстие служит для размещения ступицы колеса и центрирования диска на ступице. Дополнительные отверстия в диске используются для его облегчения, вентиляции тормозных механизмов, а также выполняют декоративные функции.
Бездисковые колеса. На тяжелых автомобилях используются барабанные (спицевые) ступицы и бездисковые колеса, которые имеют конический поясок на поверхности обода, обращенный к ступице. Соединительная часть выполнена непосредственно на ступице и имеет коническую поверхность. По этим коническим поверхностям осуществляется центрирование обода относительно ступицы. Крепление этих колес осуществляется прижимами путем затяжки гаек на шпильках.
Крепление дисков колес к фланцам ступиц осуществляется резьбовыми соединениями — болтами либо шпильками с гайками. Центрирование и крепление диска одинарных колес осуществляется конической частью гаек или болтов с правой резьбой и углом конуса 60°, которые упираются в соответствующие фаски крепежных отверстий диска. При сдвоенных колесах внутреннее колесо может притягиваться к фланцу колпачковой гайкой (футоркой) со сферической опорной поверхностью и наружной резьбой, на которую наворачивается основная гайка, крепящая наружное колесо. Резьба крепежных деталей правых колес — правая, левых — левая. Длительное время считалось, что такая дифференциация резьб способствует предотвращению самоотворачивания гаек. Однако практика показала, что это не имеет большого значения.

mitek 28 сен 2008, 23:09

Прочитал про КРАЗ в библиотеке и тут задумался.
А что значит бездисковые? Как они крепятся к мостам-то? Может есть наглядные картинки.

Wasilih 28 сен 2008, 23:31

имеется в виду наверно крепление диска к ступице клиньями. как на мазах, каазах (раньше) потом перешли на евро и зделали 12 шпилек с футорками.

mitek 28 сен 2008, 23:39

Wasilih 28 сен 2008, 23:44

вот обод его. клинья плохо видно. выпуклости на ободе страхуют от проворота на ступице. когда их сминало, варили на их место обычные болты.

Осип 28 сен 2008, 23:48

mitek 28 сен 2008, 23:56

Wasilih 28 сен 2008, 23:57

Митёк, ты поди повод ищеш.

Wasilih 29 сен 2008, 00:08

mitek 29 сен 2008, 00:36

Wasilih 29 сен 2008, 00:55

Осип 29 сен 2008, 05:38

Wasilih 29 сен 2008, 05:56

Читайте также: