Двигаясь по левой полосе водитель намерен перестроиться на правую кто должен уступить

Обновлено: 02.07.2024

Зачастую на дорогах случаются спорные ситуации, которые возникают из за незнания ПДД, как правило в этих ситуациях всегда есть пункт ПДД которое четко определит виновного в сложившейся ситуации.

Сегодня затронем случаи с которыми сталкиваются все автомобилисты каждый день, а именно перестроение из полосы в полосу. Вроде бы кажется ничего сложно, перестроения в городе самый распространенный маневр, но многие просто забыли все тонкости.

Первое что нужно помнить при перестроение, это то что ваш маневр должен быть безопасен, как для вас так и для всех участников движения.

Тот, кто нарушает правила на дороге, например, едет по выделенной полосе или обочине, никаких преимуществ не имеет перед теми, кто едет, соблюдая правила. Это в очередной раз пришлось доказывать автомобилисту в суде, несмотря на то, что Пленум Верховного суда такой вопрос уже рассматривал.

Идя на обгон по обочине, водитель перестает быть помехой справа. Придется тех, кто слева, пропустить. Фото: Сергей Михеев

Идя на обгон по обочине, водитель перестает быть помехой справа. Придется тех, кто слева, пропустить. Фото: Сергей Михеев

Итак, в нашей истории водитель перестраивался правее. Но в этот момент другой водитель, который ехал по выделенной полосе для общественного транспорта, решил перестроиться левее. В итоге они встретились. Сотрудник ГИБДД решил, что виноват в ДТП именно тот водитель, который перестраивался вправо. Ведь он обязан был уступить дорогу машине, которая была помехой справа. Так прописано в правилах. И все суды это решение поддержали.

Кроме Верховного. Верховный суд указал, что инспектор помимо того, что вынес постановление в отношении водителя, который перестраивался правее, также выписал штраф водителю, перестраивавшемуся левее, за движение по выделенной полосе для общественного транспорта. А это говорит о том, что этот водитель не имел преимущества. Соответственно, первый водитель не должен был уступать ему дорогу.

Верховный суд напомнил о разъяснениях своего Пленума, согласно которым, водитель транспортного средства, движущегося в нарушение Правил дорожного движения по траектории, движение по которой не допускается (например, по обочине, во встречном направлении по дороге с односторонним движением), либо въехавшего на перекресток на запрещающий сигнал светофора или жест регулировщика, не имеет преимущественного права движения, и у других водителей (например, выезжающих с прилегающей территории или осуществляющих поворот) отсутствует обязанность уступить ему дорогу.

Поэтому ВС отменил решения нижестоящих судов, постановление, а также прекратил производство по делу из-за отсутствия состава административного правонарушения.

Водитель, который осуществляет поворот, не обязан уступать дорогу водителю, двигающемуся по траектории, по которой движение запрещено

Постановление Пленума ВС, принятое в июле 2019 года, по-прежнему актуально. Тех, кто любит объезжать пробки по обочине, хватает. Один автомобилист поворачивал направо из крайнего правого ряда. Но по обочине ехал другой. В результате авария. Или автомобилист, ехавший по второстепенной дороге, начал пересекать перекресток, когда другой автомобилист уступил ему дорогу. Но вот беда: снова выскочил "обочечник". И снова ДТП. И в той, и в другой ситуации будет виноват тот, кто двигался по обочине.

Фото: Михаил Синицын/РГ

Вот еще одна интересная ситуация. Дама-водитель поворачивала налево из крайнего левого ряда. Налево поворачивала и фура из соседнего ряда. Радиуса поворота ей не хватило, и она зацепила машину женщины. Инспектор посчитал, что в ДТП виновата именно дама, поскольку фура для нее была помехой справа. Однако женщина строго выполняла все правила - поворачивала из своего крайнего левого ряда. В то время как фура шла на поворот не из своего ряда. Для подобных случаев правила предусматривают исключения, если большой машине не хватает радиуса поворота. Однако выполнять такой маневр можно, лишь убедившись в его безопасности. Водитель фуры в этом не убедился.

Впрочем, такое решение Пленума ВС еще не говорит о том, что можно смело таранить тех, кто нарушает правила. Как пояснил адвокат Сергей Радько, когда водитель совершает поворот налево, то он обязан обеспечить безопасность своего маневра. И он не уполномочен оценивать законность действий других водителей. Решение же Верховного суда говорит только о том, что такого водителя нельзя привлечь к ответственности за то, что он не уступил дорогу тому, кто нарушал правила.

А если речь идет о ДТП с пострадавшими, то суд будет тщательно разбирать действия водителей и оценивать степень вины каждого.


Пройти экзамен ПДД


Вернуться к списку тем

Вопрос № 591 : Вы собираетесь начать движение от тротуара. Должны ли Вы уступить дорогу автомобилю, выполняющему разворот? >>>

Вопрос № 230 : Вы намерены повернуть налево на этом перекрестке. В какой момент Вам следует включить левые указатели поворота? >>>

Вопрос № 350 : Вы намерены остановиться слева у тротуара. Следует ли в данной ситуации включать указатели поворота? >>>

Вопрос № 592 : Разрешено ли водителю легкового автомобиля подъехать задним ходом к пассажиру, стоящему на тротуаре в тоннеле? >>>

Вопрос № 292 : Вы выезжаете с места стоянки одновременно с другим автомобилем. Должны ли Вы уступить дорогу в данной ситуации? >>>

Вопрос № 131 : Обязаны ли Вы, двигаясь по правой полосе, уступить дорогу водителю автомобиля, который намерен перестроиться на Вашу полосу? >>>

Вопрос № 492 : Вы случайно проехали поворот на перекрестке. Разрешено ли Вам в этой ситуации использовать задний ход, чтобы затем продолжить движение налево? >>>

Вопрос № 89 : В каких направлениях Вы можете продолжить движение по второй полосе на легковом автомобиле? >>>

Вопрос № 450 : Обязаны ли Вы подавать сигналы указателями поворота при начале движения в жилой зоне, обозначенной соответствующим знаком? >>>

Вопрос № 590 : Как Вы должны действовать, если намереваетесь повернуть налево или выполнить разворот на двухполосной дороге? >>>

Вопрос № 730 : Какие указатели поворота Вы обязаны включить при выполнении разворота по такой траектории? >>>

Вопрос № 732 : Разрешено ли водителю легкового автомобиля подъехать задним ходом к пассажиру, стоящему на автобусной остановке? >>>

Вопрос № 190 : Вы намерены произвести разворот на перекрестке. Какие указатели поворота необходимо включить при въезде на перекресток? >>>

Вопрос № 572 : Разрешено ли водителю движение задним ходом при отсутствии других участников движения? >>>

Вопрос № 692 : Допускается ли выполнить разворот по данной траектории при видимости дороги более 100 м? >>>

Вопрос № 152 : Если траектории движения транспортных средств пересекаются, а очередность проезда не оговорена Правилами, Вы должны: >>>

Вопрос № 771 : Водитель автомобиля, выполняющий перестроение на правую полосу, в данной ситуации: >>>

Вопрос № 570 : Должны ли Вы подавать сигналы указателями поворота при маневрировании на территории автостоянки или АЗС? >>>

Вопрос № 48 : В каких случаях Вы не должны подавать предупредительный сигнал указателями поворота? >>>

Вопрос № 372 : Вы случайно проехали нужный въезд во двор. Разрешено ли Вам в этой ситуации использовать задний ход, чтобы затем повернуть направо? >>>

Вопрос № 271 : Обязаны ли Вы, двигаясь по левой полосе, уступить дорогу водителю автомобиля, который намерен перестроиться на Вашу полосу? >>>

Вопрос № 68 : Вы намерены продолжить движение по главной дороге. Обязаны ли Вы при этом включить правые указатели поворота? >>>

Вопрос № 512 : Вы случайно проехали нужный въезд во двор. Разрешено ли Вам в этой ситуации использовать задний ход, чтобы затем повернуть направо? >>>

Вопрос № 352 : Для обеспечения безопасности при выезде задним ходом с места стоянки, имеющего ограниченную видимость, необходимо: >>>

Вопрос № 750 : Вы приняли решение остановиться сразу же после перекрестка. Когда необходимо включить правые указатели поворота? >>>

Вопрос № 28 : Поднятая вверх рука водителя легкового автомобиля является сигналом, информирующим Вас: >>>

Вопрос № 691 : Двигаясь по правой полосе, Вы намерены перестроиться на левую. На каком из рисунков показана ситуация, в которой Вы обязаны уступить дорогу? >>>

Вопрос № 110 : Вы намерены продолжить движение по главной дороге. Обязаны ли Вы включить левые указатели поворота? >>>

Вопрос № 29 : Двигаясь по левой полосе, Вы намерены перестроиться на правую. На каком из рисунков показана ситуация, в которой Вы обязаны уступить дорогу?


При перестроении водитель должен уступить дорогу ТС, движущимся попутно без изменения направления движения. При одновременном перестроении ТС, движущихся попутно, водитель должен уступить дорогу ТС, находящемуся справа (п. 8.4 ПДД). Следовательно, Вы должны уступить дорогу в ситуациях, изображенных на обоих рисунках.

Вопрос № 530 : Такой сигнал рукой, подаваемый мотоциклистом, движущимся по второй полосе информирует: >>>

Вопрос № 610 : Вытянутая рука водителя стоящего легкового автомобиля является предупредительным сигналом, информирующим Вас: >>>


2. Можно, если Вы не затрудните движение встречному автомобилю.

Вопрос 3. Разрешено ли Вам произвести остановку для посадки пассажира?


2. Разрешено только по четным числам месяца.

3. Разрешено только по нечетным числам месяца.

Вопрос 4. Что запрещено в зоне действия этого знака?


1. Движение любых транспортных средств.

2. Движение всех транспортных средств со скоростью не более 20 км/ч.

3. Движение механических транспортных средств.

Вопрос 5. Разрешен ли Вам выезд на полосу с реверсивным движением, если реверсивный светофор выключен?


2. Разрешен, если скорость автобуса менее 30 км/ч.

Вопрос 6. В каких направлениях Вам разрешается продолжить движение?


1. Только налево.

2. Прямо и налево.

3. Налево и в обратном направлении.

Вопрос 7. Поднятая вверх рука водителя легкового автомобиля является сигналом, информирующим Вас о его намерении:


1. Повернуть направо.

2. Продолжить движение прямо.

3. Снизить скорость, чтобы остановиться и уступить дорогу мотоциклу.

Вопрос 8. Двигаясь по левой полосе, водитель намерен перестроиться на правую. На каком из рисунков показана ситуация, в которой он обязан уступить дорогу?

Читайте также: