Если на зимней резине вылетели шипы можно ли ездить

Обновлено: 05.07.2024

Сегодня на законодательном уровне закреплена обязанность водителей использовать в зависимости от сезона летние и зимние шины. Последние могут выполняться как фрикционными со специальным рисунком протектора, так и с металлическими шипами, которые в особенности эффективны на гололёде.

В процессе эксплуатации автомобиля покрышка может терять часть таких шипов, при этом непонятно, допускается ли езда на зимних шинах, которые полностью потеряли шипы, безопасно ли подобное и может ли нас оштрафовать за это сотрудник ДПС.

Требования к шипованным покрышкам

Именно наличие таких специальных металлических шипов на зимних покрышках и обеспечивает их отличные сцепные характеристики на скользкой дороге. Естественно, что в процессе эксплуатации, теряя такие шипы, покрышка будет также терять часть своих сцепных свойств, что и приводит к существенному ухудшению безопасности управления автомобилем. Количество шипов на конкретной модели шин варьируется в зависимости от производителя и указывается в документации к покрышке.

В Европе на законодательном уровне закреплено минимальное количество шипов в покрышках, которое обычно составляет 50 штук. Тогда как в среднем новая покрышка содержит около 90-100 металлических шипов, которые отвечают за сцепление с дорогой. Отдельные модели российских и иностранных покрышек могут иметь даже 180-190 шипов, однако такие шины предназначены лишь для эксплуатации в строго определенных условиях.

Почему вылетают шипы, допускается ли эксплуатация таких покрышек

В процессе эксплуатации на шипованные покрышки приходится повышенная нагрузка, неудивительно, что по мере износа шипы начинают всё хуже держаться в своих посадочных местах, а во время резких ускорений и торможений на голом асфальте шина просто теряет такие металлические шипы, что и приводит к ухудшению сцепных характеристик. При этом нужно помнить о том, что как бы аккуратно автовладелец не эксплуатировал машину, какие бы дорогие шины он не использовал, всё же избежать такой потери шипов на зимних колесах будет невозможно.

Производитель утверждает, что потеря 5% шипов никоим образом не сказывается на сцепных свойствах покрышек, поэтому такие шины можно эксплуатировать без каких-либо проблем. То же самое касается тех ситуаций, когда колёса потеряли до 10% шипов. У таких покрышек сохраняются прекрасные сцепные свойства, а водитель уверен в своем автомобиле и его отличной управляемости.

Средняя степень износа покрышек — это потеря от 30 до 40% от первоначального количества шипов. У таких шин уже отмечается существенное ухудшение управляемости и посредственное сцепление с дорожным полотном. Эксплуатация подобных покрышек ещё возможна и допускается по законодательству, однако автовладельцу необходимо уже соблюдать повышенную аккуратность и задуматься о покупке нового комплекта зимней резины. Если же покрышка потеряла 50% шипов и более, то эксплуатация таких зимних колёс уже не допускается.

Подведём итоги

Автовладельцу, который использует на своей машине шипованные покрышки, нужно помнить о том, что в процессе эксплуатации такие зимние шины теряют часть своих металлических шипов, что приводит к существенному ухудшению управляемости автомобиля. Потеря до 10% шипов практически не сказывается на показателях управляемости, потеря 30-40% шипов уже приводит к значительному ухудшению сцепления шин и дорожного полотна. Если на покрышке осталась половина и менее шипов, то такой комплект резины необходимо заменить как можно быстрее.

Если зимние покрышки потеряли 50% шипов и более, то эксплуатировать авто с такими шинами уже запрещается, необходимо приобрести новый комплект качественных зимних покрышек.

Колесо с шипованной резиной по снегу

Протектор с шипами является незаменимой опцией при езде по гололеду или утрамбованной снежной дороге. Под давлением собственного веса автомобиль с помощью такой резины надежно цепляется за скользящую поверхность. С другой стороны, в процессе передвижения при таких экстремальных условиях шипы частично вылетают или стираются. Каждый водитель должен иметь четкое представление о том, насколько это опасно.

Как работают шипы зимой

Данные детали, которые используются для усовершенствования резины, обеспечивают хорошую устойчивость на скользкой зимней дороге.

На шинах с шипами отдельные шашечки протектора разделяются на ламели, которые действуют по принципу кромочного сцепления. Это противодействует скольжению в определенном диапазоне температур. При этом беговая часть протектора изнашивается минимально.

Новая зимняя шина с шипами

Эффективность зимней резины наряду со специальными элементами обеспечивает и рисунок протектора. Он должен быть таким, чтобы качественно отводить снежную, ледяную стружку от области контакта шины с дорожной поверхностью.

Современная шипованная резина имеет несколько слоев, которые характеризуются различными свойствами и жесткостью. Под нижним фланцем шипа обычно находится мягкий слой. Это повышает универсальность, поскольку при выезде на асфальт такой протектор меньше разрушает дорожное покрытие, сохраняя высокую эффективность на льду.

Читайте еще

Чем грозят повреждения резины

При выпадении металлических элементов из зимнего протектора колеса машины снижается ее управляемость:

Зимняя шина со стертыми шипами

Если шипы выпали наполовину, то это уже считается существенным износом. Такую резину нельзя считать эффективной при езде по гололеду.

При потере 60-90% уже появляется опасность для жизни и здоровья водителя и пассажиров, поскольку авто не только не сможет тронуться на скользкой дороге, но и быстро затормозить. При нажатии на педаль тормоза машину будет нести еще достаточно долго. С другой стороны, на заснеженной дороге характеристики сцепления сохраняются.

Читайте еще

Как определить износ самостоятельно

Срок службы шипованной резины не должен превышать четырех лет.

Если подходит время, то нужно внимательно осмотреть протектор:

  1. На нем не должно быть трещин, пузырей, металлической проволоки или ниток.
  2. Кроме того, большое значение имеет общая масса оставшихся шипов. Если их количество уменьшилось наполовину, то это серьезный повод задуматься.
  3. Также следует изучить гнезда шипов. Круглые дырки говорят о плохом качестве их установки. Отверстия-звездочки являются признаками агрессивной езды.

Повторную установку шипов лучше проводить в специализированных профессиональных центрах.

Колесо катится по летней и зимней дороге

Проверить резину можно на практике. Для этого нужно на покрытой гололедом поверхности начертить черту и, разогнавшись до скорости 40-50 км/час, попытаться остановиться перед ней. Затем по тормозному пути определить, нужна ли замена резины.

В любом случае следует помнить, что качественный протектор колеса с глубокими бороздками может прослужить еще достаточно долго.

Есть ли наказание

За изношенную зимнюю резину можно получить штраф в размере 500 рублей или отделаться предупреждением. При этом наказание за отсутствие шипов на резине отсутствует. Глава 12 КоАП не опирается на Технический регламент Таможенного союза.

Важно помнить, что шиповку можно использовать только на всех четырех колесах.

Пункт 5.5 приложений к техническому регламенту таможенного союза запрещает использование усиленных шипами протекторов в летнее время года. С сентября по май рекомендуется применять шины с маркировкой М+S.

Читайте еще

Следование этим правилам повышает безопасность, сохраняет человеческую жизнь. Таким образом, шипованной резине нужно уделять особое внимание. Если она пришла в негодность, то следует незамедлительно произвести адекватную замену.


Но чтобы понять, как сегодня решается эта проблема, стоит вспомнить историю возникновения и совершенствования зимних шипованных шин. Пока автомобилей было относительно мало, а их скорости – невелики, для передвижения в снегу успешно использовались цепи противоскольжения (они и сейчас не утратили своей актуальности, и их широко применяют в особо экстремальных условиях). Но цепи и скорость – вещи несовместимые. И вот в тридцатых годах возникла идея снабдить шины шипами, способными врезаться в лед, таким образом радикально улучшая сцепление с дорогой. Собственно говоря, в этой идее не было ничего принципиально нового: зимние подковы с шипами к тому времени были вещью вполне обыденной.


Как и во многих других случаях, новые технологии для начала были апробированы на гоночных трассах. Первые шипованные шины делали так: сверлили в шинах сквозные отверстия и с внутренней стороны вставляли в них болты с конической головкой и шлицем. Снаружи борт затягивался гайкой, так что головка утапливалась в резину и не грозила прорвать камеру. Ходимость таких конструкций была очень невелика, две-три сотни километров они выдерживали, и этого вполне хватало на одну зимнюю гонку.

После окончания Второй Мировой войны парк автомобилей, их скорость движения и дорожная сеть начали быстро расти, в том числе и в странах, где есть настоящая зима. Это потребовало найти решение, которое позволяло бы радикально улучшать сцепление шин с дорогой в условиях снега и гололеда, но при этом имело бы достаточную долговечность, и такое решение было найдено в 50-х годах прошлого века. Так появились шипы современного типа. Выглядели эти шипы, как обычная заклепка, в центре которой размещалась вставка из твердого сплава. Оснащались такими шипами обычные массовые модели покрышек, но уже к 1969 году стало ясно, что сочетание стального шипа и быстро дубеющей на морозе резины далеко от идеала в плане функциональности.

Может показаться, что сам по себе шип – не такой уж хайтек. Он состоит всего из двух деталей, корпуса и твердого сердечника. С одной стороны имеется фланец, своеобразная шляпка, которой шип и закрепляется в резиновом блоке протектора, с другой – выступающая часть сердечника. Но, с точки зрения инженерии, чем проще то или иное изделие или деталь, тем сложней его усовершенствовать!



Шинникам пришлось развернуть серьезные научно-конструкторские работы, ведь вес шипа был законодательно ограничен, и на сегодняшний день составляет около 1 грамма. Добиться этого удалось, отказавшись от стальных корпусов и перейдя к изготовлению их из легких, но прочных алюминиевых сплавов.

Еще недавно большие надежды возлагались на следующий шаг, то есть на переход к изготовлению корпусов шипов из неметаллических материалов, резины или пластика (естественно, твердосплавные сердечники по-прежнему состояли из карбида вольфрама (WC) с примесью карбидов титана и ниобия (TiC, NbC). По идее, такие шипы должны были лучше держаться в теле протектора, а возможность деформации должна была давать возможность шипу лучше вгрызаться в снежно-ледовую поверхность, причем испытания все это подтверждали. Однако оказалось, что полигонные тесты – это одно, а вот реальная эксплуатация – это несколько другое. Корпуса разрекламированных неметаллических шипов начали разрушаться уже через десяток-другой тысяч километров. А все потому, что пластик и металл имеют разные коэффициенты теплового расширения. Возможно, в будущем мы увидим шипы, изготовленные из металлокерамики, однако на сегодняшний день практически безальтернативным материалом для изготовления корпусов шипов остается легированный алюминий.

Параллельно изменялись и сами шины: появились модели, сама конструкция которых была адаптирована к установке шипов. Ведь одновременно нужно было решать несколько задач: повышать эффективность работы шипов, уменьшать их воздействие на асфальтовое покрытие, ну и добиваться того, чтобы шип держался в резиновых блоках как можно более надежно.


Но в данном случае нас интересует конструкция самого шипа и способ его установки. С одной стороны, корпус фирменного шипа, получившего название Ice Force, имеет довольно традиционное строение, то есть симметричное круглое сечение. Однако диаметр корпуса уменьшен, а диаметр фланца, наоборот, увеличен, так что шип стал напоминать даже не грибок, а катушку. Это позволило, во-первых, повысить надежность удержания шипа в протекторе (в компании считают, что этот параметр вырос на 20%), а во-вторых, улучшить размещение шипов на поверхности протектора. На самом деле очень важно, чтобы врезающийся в лед шип не попадал в выемку, оставленную другим шипом – так его работа будет существенно эффективней. Соответственно, шипы в протекторе располагаются продольными рядами, и обычно число рядов ограничивается 10-16. Изредка встречается и двадцатирядная ошиповка, и это считается серьезным достижением. Так вот, инженеры Toyo сумели довести количество рядов до 28!

Наконечник твердосплавного сердечника шипа Ice Force сделан пятиугольным, и это обеспечивает отличное сцепление со льдом, причем как при разгоне и торможении, так и в поворотах, когда шипу приходится бороться с боковыми нагрузками. Впрочем, на эффективность работы влияет и особая форма отверстий, в которых монтируются шипы. Выемки вокруг них имеют зазубренные кромки, что обеспечивает дополнительное сцепление, а также помогает отвести ледяную крошку из области контакта.

Естественно, шипы устанавливаются в шины Toyo Observe Ice-Freezer при помощи специального оборудования и под строгим контролем. Шины, произведенные на заводе в Малайзии, шипуют прямо на предприятии, а те, которые изготовлены в Японии, шипуют уже в России (поскольку использование шипов в Стране Восходящего Солнца запрещено законом). В принципе, именно надежность удержания шипов и отличает фирменную шипованную шину от универсальных шипуемых шин, ошиповка которых произведена в каком-нибудь гараже. Ведь никто не мешает приобрести пневмопистолет (ну или найти организацию, в которой имеется этот инструмент), запастись на любом авторынке недорогими шипами и самостоятельно превратить нешипованные шины в шипованные. Более того, есть и совсем недорогие вкручиваемые шипы, внешне похожие на шуруп-саморез. Для их установки и пневмопистолет не нужен. Весь вопрос в том, сколько шипов останется на таких колесах после первых же интенсивных торможений. Ну а шины Toyo Observe Ice-Freezer представляют собой прекрасный пример того, как можно добиваться отличных результатов, используя и развивая достаточно традиционные подходы и обходясь без усложнения (а значит, и удорожания) конструкции.

Можно ли использовать зимние шины, если из них повылетали все шипы?

Начнем пожалуй с того, что в российских нормах нигде не прописано, сколько шипов должно быть в зимней резине.

А вот в европейских странах, где такую резину разрешают эксплуатировать, наибольшее число шипов допускается в пределах 96 шт. В России шипованная резина содержит до 120-180 шипов.

Можно ли использовать зимние шины, если из них повылетали все шипы? 3

Производители сообщают, что качественное сцепление с дорогой обеспечивается даже тогда, когда в наличии только 60% шипов. При 40% шипов не гарантируются рабочие качества данной резины.

При этом бывалые автолюбители утверждают, что прекрасно используют резину, у которой все шипы отсутствуют. Только мол нужно учитывать этот момент во время управления автомобилем и не слишком разгоняться.

А вам приходилось эксплуатировать шины, у которых выпали шипы? Поделитесь своим опытом в комментариях.

Читайте также: