Если водитель часто моргает

Обновлено: 05.07.2024

Водители на дороге могут общаться друг с другом только посредством световых и иногда звуковых сигналов. А еще жестами. Вот краткая шпаргалка по таким символам.

Сигналы световыми приборами по ПДД

Аварийку включают при вынужденной остановке в месте, где останавливаться нельзя. А еще аварийку следует включить на буксируемом транспортном средстве. Фары кратковременно переключают с ближнего на дальний свет для предупреждения об обгоне. Все остальное использование световых приборов — штатное, но находчивый народ придумал немало неформальных способов общения с помощью светотехники.

Неформальные сигналы световыми приборами

  • Краткое (1–3 такта) включение аварийки — поблагодарил коллегу по движению за то, что пропустил.
  • Такой же сигнал подает и водитель, прося извинения за не совсем корректный маневр, который заставил других водителей понервничать.
  • Если вы видите, что впереди затор, то полезно, нажав на тормоз, одновременно включить аварийку, чтобы предупредить едущих сзади.
  • Если ночью машина, следующая позади, слепит вас дальним светом, то включите на некоторое время аварийку. Это просьба переключиться на ближний свет.

Ну и напоследок перечислю общепринятые, хоть и порядком позабытые сегодня знаки, которые подают движениями рук. Речь не о тех жестах, что иногда используют во время дорожных конфликтов, а о вполне безобидных и зачастую полезных.

Жесты

Напомню, что три жеста описаны в ПДД. Если у машины не работает светотехника, то водитель (при левом расположении руля) должен высунуть в окно левую руку. Правый поворот — рука согнута в локте, предплечье и кисть подняты вверх. Рука вытянута влево — левый поворот. Сигнал остановки — рука вытянута вверх.

Далее идут неформальные жесты.

Будьте осторожны в пути, пользуйтесь этими неформальными сигналами сами и внимательно смотрите за тем, что вам хотят показать другие водители. В комментариях напомните, какие еще сигналы используете на дороге.

Язык световых сигналов на дороге

Например, если водитель дважды мигает дальним светом, то впереди стоит пост ГАИ, поэтому стоит сбросить скорость и следовать всем правилам дорожного движения. Водитель также может указать, с какой стороны стоит патрульная полиция, включив поворотник с определённой стороны после двойного светового сигнала.

Короткий сигнал дальним светом – это прямая просьба уступить дорогу. К сожалению, в последнее время данным сигналом стали пользоваться мошенники на дорогах, так что водитель должен сам решать, пропускать автомобиль, который движется за ним, или нет.

В условиях плохой видимости при обгоне, водителю нужно обращать внимание на поворотники впереди едущего транспортного средства. В частности, дальнобойщики включают левый поворот, если на дороге впереди есть препятствие, и правый, если дорога свободна.

Другие сигналы на дороге

Водители не часто прибегают к звуковым сигналам, так как они привлекают слишком много внимания. Однако всё же следует знать, что короткий гудок означает благодарность, а множество коротких гудков дадут понять водителю другого автомобиля, что с его транспортным средством что-то случилось.

Жесты водители используют так же часто, как и световые сигналы. Поэтому нужно понимать, что круговое движение кистью с опущенным вниз пальцем говорит о том, что в автомобиле спущено колесо. Как бы хлопающая по воздуху ладонь говорит об открытом багажнике. Иногда водитель другой машины может подмигнуть или издать один звуковой сигнал и показать на обочину – это значит, что нужно срочно припарковаться, так как с автомобилем что-то не так. А фига в сторону водителя на языке дальнобойщиков означает, что в заднем двойном колесе застрял камень, который может вылететь и попасть в чью-то машину.

Водитель, стоящий с канистрой у своего автомобиля, намекает на то, что у него закончился бензин. Если в руках у владельца автомобиля кусок троса, то он просит, чтобы его автомобиль отбуксировали. А если водитель держит разводной ключ или другой инструмент, то ему нужна помощь в починке автомобиля.

Данные сигналы являются универсальными, поэтому стоит их запомнить, чтобы знать, как реагировать в нештатных ситуациях на дороге.

Водители не могут общаться при помощи слов друг с другом. Для этой цели они используют различные световые сигналы и жесты. Что же значат они?

Двойное мигание дальним светом


Длительный дальний свет

А вот в Европе, обычно, просят уступить дорогу не дальним светом в спину, а включением левого поворотника.

Еще один возможный вариант использования дальнего света — при условии, что по вашей полосе вам навстречу, обгоняя кого-то, движется машина с дальним светом. В данном случае это уже сигнал SOS. Водитель встречной машины просит вас либо снизить скорость, либо чуть прижаться к обочине, так как опасается, что не успевает завершить свой маневр.


Короткий сигнал дальним светом в пробке

Один короткий сигнал дальним светом в лицевую или боковую часть автомобиля в пробке означает, что водитель вас пропускает и дает возможность проехать. Этот сигнал полезен, например, когда вам нужно повернуть, а затор мешает вам совершить этот маневр.


Левый и правый поворотники у фур/газелей/грузовиков

Мигание "аварийкой"

Мигающим знаком аварийной остановки можно поблагодарить водителя за то, что вам дали возможность перестроиться в плотном потоке, совершить обгон или пропустили на сложном участке дороги.


Частые короткие сигналы тормозными огнями

Многократные короткие сигналы тормозными огнями в пробке – знак того, что водитель впереди идущего автомобиля просит вас соблюдать дистанцию.

То, что знают не все

Тайный жест каршероводов

Мы в чате давно думаем о том, что нам, каршероводам, нужен свой сигнал приветствия. Предлагайте свои варианты жестов и их фото в комментариях к этому посту. Голосуем за понравившийся лайком комментария!

Моргнуть фарами, предупредив о стоящем впереди экипаже ГАИ, – привычная практика для водителей. Но нашего читателя Виктора это действие чуть не привело к лишению "прав". Как так? Все дело в новой редакции КоАП.

Водитель вспоминает, что он ехал с отдыха, время было не очень позднее, но поскольку сейчас темнеет рано, он включил ближний свет фар. На трассе Виктор увидел экипаж ГАИ, который ловил на скорость попутные автомобили. Как водится, автовладелец стал моргать фарами движущимся навстречу водителям, чтобы предупредить их. В ответ Виктору тоже поморгали, что он посчитал благодарностью. На деле же его также предупреждали, поскольку в его сторону работал другой экипаж ГАИ. Его наш читатель заметил слишком поздно.

“Инспектор, как водится, проверил у меня наличие документов, оценил мое физическое состояние и спросил, зачем я подавал сигнал дальним светом фар, – вспоминает Виктор. – Я, конечно, извинился, мол, водительская этика и прочее, больше так не буду. Он улыбнулся в ответ и сказал, что теперь за это можно и “права” на стол положить. Я, конечно, не силен в теории ПДД, но не слышал, что можно "прав" лишиться за моргание автомобильными фарами во время движения. В общем, отделался устным внушением и небольшой лекцией о необходимости строго соблюдать ПДД. Но правда ли, что водителя могут лишить “прав” за моргание фарами?"

Моргать или не моргать?

Моргание фарами как отдельный термин в ПДД, конечно же, отсутствует. Поэтому давайте почитаем, что вообще говорится в п.163 Правил по поводу переключения ближнего и дальнего света:

163. Дальний свет фар должен быть переключен на ближний:

  • в населенном пункте, если дорога освещена;
  • при встречном разъезде на расстоянии не менее 300 метров до транспортного средства, а также на большем расстоянии, если водитель встречного транспортного средства периодическим переключением света фар покажет необходимость этого;
  • если дальний свет фар будет освещать движущееся в попутном направлении транспортное средство или его водитель включением аварийной световой сигнализации покажет необходимость такого переключения;
  • в любых других случаях для исключения возможности ослепления водителей как встречных, так и попутных транспортных средств. При ослеплении водитель должен немедленно включить аварийную световую сигнализацию и, не перестраиваясь, снизить скорость движения и остановиться.

Обратите внимание на последний пункт – "… при ослеплении водитель должен, не перестраиваясь, снизить скорость движения и остановиться". Ничего не напоминает?

КоАП и аварийная обстановка

Действительно, теперь инспекторы могут трактовать моргание как создание аварийной обстановки, "благо" в новой редакции КоАП этот термин получил широкую трактовку.

Статья 18.1 КоАП трактует аварийную обстановку как "действия участников дорожного движения, вынудившие других его участников изменять скорость, направление движения или принимать иные меры по обеспечению собственной безопасности или безопасности других лиц, а равно повлекшие повреждение другого транспортного средства или имущества других участников дорожного движения".

Пользоваться фарами допускается только в соответствии с ПДД. Моргание во всех иных случаях, кроме указанных в Правилах, неправомерно, за это можно получить штраф по ч.3 ст.18.13 КоАП.

Статья 18.13. Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других Правил дорожного движения

3. Нарушение лицом, управляющим транспортным средством, правил движения по автомагистрали, пользования внешними световыми приборами или звуковыми сигналами, буксировки транспортных средств, а равно нарушение правил применения аварийной сигнализации и знака аварийной остановки – влекут наложение штрафа в размере до трех базовых величин.

Если же такое моргание ослепит водителя, который из-за этого вынужден будет снизить скорость или остановиться, то инспектор ГАИ вполне может квалифицировать эти действия как нарушение ПДД, повлекшее создание аварийной обстановки.

Статья 18.13. Невыполнение требований сигналов регулирования дорожного движения, нарушение правил перевозки пассажиров или других Правил дорожного движения

12. Нарушение Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки, влечет наложение штрафа в размере от пяти до двадцати базовых величин с лишением права заниматься определенной деятельностью сроком до двух лет или без лишения.

Для самых "креативных"

За примером далеко идти не нужно. Многие помнят события 2020 года, когда водители сигналили на дороге. Это сейчас есть отдельная статья, позволяющая лишать "прав" за подачу звукового сигнала в месте проведения массового мероприятия (ч.4 ст.18.13 КоАП), а тогда ее еще не было. Поэтому ГАИ стала трактовать неправомерную подачу сигнала как создание аварийной обстановки и лишать водителей "прав".

Часть 12 ст.18.13 нынешнего КоАП "Нарушение Правил дорожного движения, повлекшее создание аварийной обстановки" настолько универсальна, а трактовка понятия "аварийная обстановка" настолько широка, что под лишение права управления ТС можно подтянуть практически любое нарушение.

Так что этика этикой, но нужно помнить о том, что наше законодательство недавно претерпело значительные изменения, позволяющие инспектору ГАИ проявлять "креатив" и трактовать действия водителей, на первый взгляд безобидные, предельно строго, вплоть до лишения водительского удостоверения. Именно это инспектор ГАИ, по нашему мнению, и хотел донести до Виктора, который предупреждал морганием фар водителей встречного транспорта о работе экипажа ГАИ.

Столкнулись с беззаконием и несправедливостью? Не знаете, у кого спросить совета? У нас работает правовой отдел Автобизнеса.

Проблема высокой загруженности дорог актуальна и сегодня. Особенно, это явление наблюдается в утренние и вечерние часы, когда большое количество водителей едут на работу и домой. Ни для кого не секрет, что сегодня многополосные трассы разделены следующим образом - с правого края едут самые медленные, посередине те, кто предпочитает умеренный скоростной режим, а слева те, кто торопится.

Нужно ли уступать дорогу, если сзади моргают дальним светом

На данный вопрос дали ответ опытные сотрудники ГИБДД. Сразу же отметим, что водитель не обязан уступать полосу, если сзади ему поморгали дальним светом, так как такого требования нет в Правилах дорожного движения. Однако, здесь можно найти некоторые пункты, которые тесно соприкасаются с этой темой. С самого начала рассмотрим пункт 9.4 ПДД. Здесь говорится, что за пределами населенных пунктов, а также в населенных, при наличии знаков 5.1 или 5.3, или где допускается скоростной режим до 80 км/ч, водители ТС должны держаться как можно ближе к правой стороне. Запрещено занимать крайнюю левую полосу, если свободны правые. Получается, что в самих правилах указано требование для водителей держаться как можно ближе правой стороны.

Кроме того, в пункте 9.4 ПДД указано следующее - в населенных пунктах водители могут двигаться по наиболее удобной для них полосе. Во время интенсивного движения сменить полосу можно только в том случае, если предстоит выполнить поворот, разворот, остановку или объезд препятствия. Интересная обратная сторона - уступать дорогу во время плотного движения нельзя совсем. Конечно, на дороге каждый водитель должен решать - пропустить задний автомобиль или нет. Возможно, по правилам, в загруженном потоке это не допускается, но желательно поступать по совести.

Получается, что все будет зависеть от ситуации. Если дорога загружена слишком сильно и полосу движения просто невозможно поменять, уступать никто не обязан. Никто, при этом, не будет виноват. Если же дорога свободная, а водитель занял крайнюю левую полосу, ему нужно будет сместиться, так как такое положение на дороге при свободных других рядах недопустимо.

Нужно ли уступать дорогу, если сзади моргают дальним светом 3

Итог. Автомобиль сзади едет на большой скорости и моргает дальним светом - уступить или нет. На этот вопрос должен отвечать каждый водитель сам. В правилах дорожного движения нет формулировок, которые бы требовали или запрещали производить такой маневр, есть только некоторые отголоски, которые могут затрагивать данную ситуацию.

Читайте также: