Евгений евгеньевич лансере особенности творчества

Обновлено: 07.07.2024

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лансере.

Евгений Евгеньевич Лансере

Сын известного скульптора Е. А. Лансере.

Содержание

С 1892 — учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, Петербург, где посещал классы Я. Ф. Ционглинского, Н. С. Самокиша, Э. К. Липгарта.

С 1895 по 1898 — обучение в Париже, в академиях Ф.Каларосси и Р.Жюльена, в это время Лансере много путешествовал по Европе.

1905 — на Дальнем Востоке.

1912 — 1915 — художественный руководитель фарфоровой фабрики и мастерских гравировки стекла в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге.

1914 — 1915 — военный художник-корреспондент на Кавказском фронте во время Первой мировой войны.

С 1920 — преподавал в Тбилисской Академии Художеств, Московском архитектурном институте.

1927 — 1931 — живёт и работает в Париже.

1943 — лауреат Государственной премии.

1945 — народный художник РСФСР.

Признание

  • Народный художник РСФСР.
  • Награждён 2 орденами, а также медалями.

Творчество

Графика и иллюстрации

Плотно сотрудничал с издательством Общины Святой Евгении, в частности, оформил в 1904 адресную часть открытки, которая продержалась целых десять лет. Исполнил несколько работ к юбилейным торжествам Санкт-Петербурга, на открытках также кроме декоративных композиций выходили его военные рисунки времён Русско-японской и Первой мировой войн.

Монументально-декоративное искусство

В советское время направленность творчества художника с большой полнотой проявилась в монументально-декоративном искусстве. Его работы в этой области характеризуются динамикой пространственного построения, пышностью обрамления и общей торжественностью напоминают плафоны XVII — XVIII веков:

  • росписи залов Казанского вокзала, темпера, силикатные краски, 1933—34 и 1945—46, , темпера, 1937 (в Москве).
  • плафоны в особняке Г.Тарасова в Москве
  • Памятный зал в Академии художеств в Петербурге.

Театрально-декорационные работы

Лансере работал также в области оформления театральных постановок в Москве, Петербурге, Одессе, Кутаиси:

Выставки

Галерея

Рейтинг

Библиография

  • Лансере Е. Е. Каталог выставки…. — М .: 1961.
  • Подобедова, О. И. Е. Е. Лансере. 1875—1946. — М .: 1961.
  • Исаев, В.Ю. Сокровища Дома Волошина. Альбом.. — Симферополь: СОНАТ, 2004. — 400 с. — ISBN 966-8111-40-0

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое "Евгений Евгеньевич Лансере" в других словарях:

Лансере, Евгений Евгеньевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лансере. Евгений Лансере … Википедия

Лансере Евгений Евгеньевич — В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Лансере. Евгений Лансере Имя при рождении: Евгений Евгеньевич Лансере Дата рождения: 4 сентября 1875 … Википедия

ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич (сын Е. Е. Лансере) — ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич (1907 88), российский живописец и график. Сын Е. Е. Лансере (см. ЛАНСЕРЕ Евгений Александрович). Росписи Казанского (совместно с отцом) Ярославского, Курского вокзалов в Москве (1940 50 е гг.), книжная графика (серия… … Энциклопедический словарь

Лансере Евгений Евгеньевич — Лансере, Евгений Евгеньевич живописец (родился в 1875 г.), сын скульптора Евгения Александровича Лансере . Учился в школе Общества Поощрения Художеств, затем в Париже в частных академиях Коларосси и Жюлиана, где работал под руководством Бенжамена … Биографический словарь

Лансере Евгений Евгеньевич — (1875 1946), советский график и живописец. Народный художник РСФСР (1945). Сын Е. А. Лансере. Учился в Рисовальной школе ОПХ (1892 95) и в частных академиях в Париже (1895 98). Преподавал (1922 38) в тбилисской АХ, МАРЖИ, ленинградской АХ … Художественная энциклопедия

Лансере Евгений Евгеньевич — (1875, Павловск — 1946, Москва), график и живописец, народный художник РСФСР (1945). Вместе со своей сестрой Зинаидой (в замужестве Серебряковой) получил начальное художественное образование в доме отца — скульптора Е.А. Лансере.… … Москва (энциклопедия)

ЛАНСЕРЕ Евгений Евгеньевич — (23 августа 1875 13 сентября 1946), российский художник, академик Академии художеств (1912), народный художник РСФСР (1945), лауреат Сталинской премии (1943). Племянник художника А. Н. Бенуа, Евгений Лансере в 1892 1896 годах учился в… … Энциклопедия кино

Российский художник. С его именем связан весомый вклад в различные области отечественной художественной культуры, известный главным образом как иллюстратор и оформитель книг, как художник-монументалист, акварелист, один из создателей советской монументальной живописи.

Новейшее искусство Франции тоже не привлекло к себе внимания молодого Лансере. Художник был влюблен в историю и культуру прошлых времен. Он воспевает деяния Петра, его величественный град, красоту невских вод, по бурным волнам которых плывут корабли. Но он не сентиментальный наблюдатель истории, а скорее ироничный ее бытописатель.

Евгений Евгеньевич Лансере скончался 13 сентября 1946 года в Москве в возрасте семидесяти одного года. Похоронен художник на Новодевичьем кладбище столицы.

Семья Евгения Лансере

Отец - Евгений Лансере, скульптор.

Жена - Ольга Константиновна Арцыбушева (1881-1966).
Сын - Евгений (1907-1988), живописец, архитектор, книжный график.
Дочь - Наталья (1909-1994).

Награды Евгения Лансере

Сталинская премия второй степени
Народный художник РСФСР
Два Ордена Трудового Красного Знамени

Творчество Евгения Лансере

Воцарение Елизаветы Петровны 25 ноября 1741 года. Цесаревна Елизавета Петровна и преображенцы в кордегардии Зимнего Дворца в ночь на 25 ноября 1741 года. 1911. (В собрании Одесского Художественного музея).

Геркулес и Несс. 1913. (В собрании Одесского художественного музея).

Хаджи-Мурат на балу.1913. (В собрании Одесского художественного музея).

23 августа 1875 (Павловск под Санкт-Петербургом) — 13 сентября 1946 (Москва)

Живописец, график, сценограф, художник декоративно-прикладного искусства

Родился в семье потомственных художников, сын скульптора Е. А. Лансере, внук Н. Л. Бенуа, племянник А. Н., Альб. Н. и Л. Н. Бенуа, брат З. Е. Серебряковой и Н. Е. Лансере. После ранней смерти отца воспитывался в доме Л. Н. Бенуа. Первоначальные художественные навыки получил дома. В 1890-х входил в кружок самообразования А. Н. Бенуа. В 1892–1895 учился в Рисовальной школе Общества поощрения художеств у Я. Ф. Ционглинского, Э. К. Липгарта, Н. А. Гоголинского.

В 1895 переехал в Париж, где продолжил образование в Школе Ф. Коларосси у Жирардо и Куртуа, в Академии Р. Жюльена, а также в частных студиях Ж.-П. Лорана и Ж.-Ж. Бенжамен-Констана. Одновременно изучал анатомию и историю искусства в Школе изящных искусств в Париже. В 1898 возвратился в Россию. В 1890-х — середине 1900-х неоднократно ездил в Европу. В 1902–1903 совершил путешествие по Сибири, Манчжурии и Японии, в 1904 побывал на Кавказе.

В 1907–1908 принимал участие в оформлении архитектурно-паркового ансамбля усадьбы Я. Е. Жуковского в Кучук-Кое в Крыму. В 1910–1912 работал над оформлением особняка Г. А. Тарасова, в 1911 — особняка В. В. и Е. Н. Носовых в Москве.

В начале 1910-х преподавал в Школе живописи и рисования Е. С. Зарудной-Кавос, в 1915–1916 — в Новой художественной мастерской в Петербурге.

В 1912–1915 выполнял обязанности заведующего художественной частью гранильных фабрик в Петергофе и Екатеринбурге, а также Императорских стекольного и фарфорового заводов в Петербурге. В 1912 был избран академиком, в 1915 членом Совета ИАХ, годом позже — действительным членом ИАХ.

В 1915 в Петрограде состоялась первая персональная выставка мастера (совместно с М. В. Добужинским). В 1914–1915 как военный корреспондент побывал на Кавказском фронте. В 1916–1917 создал по заказу А. В. Щусева ряд живописных панно для Казанского вокзала. В 1916–1917 жил в своем имении Усть-Крестище.

С 1934 жил в Москве, где возглавлял кафедру графических дисциплин в Московском архитектурном институте и вел мастерскую монументальной живописи во Всероссийской Академии художеств. В 1945 был удостоен звания народного художника СССР.

Ретроспективные выставки Лансере состоялись в Казани (1947), Тбилиси (1956), Москве (1961), Ленинграде (1975).

Произведения Лансере находятся во многих музейных и частных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственной Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина.


Работы Евгения Лансере – признанного мастера миниатюрной бронзовой скульптуры, одного из основателей русской кабинетной пластики – обладают притягательной силой, они зрелищны, наполнены движением и жизнью, проникнуты романтическими настроениями.

Ирина Павловна Федотова

Ирина Павловна Федотова

Анималистическая и жанровая скульптура Е.А. Лансере была очень популярна в 1870-1880-х годах. Основа его сюжетных композиций – реальная жизнь, которую художник пристально изучал во время своих многочисленных путешествий по России и зарубежным странам.

У Лансере были немецко-французские корни, отсюда его необычная фамилия. Евгений (Евгений-Болеслав-Вольдемар) Александрович Лансере родился в 1848 году в г. Моршанске Тамбовской губернии. Его дед по отцовской линии был майором наполеоновской армии, который после войны остался в России и принял российское подданство. Отец, Александр Павлович (Людвиг-Пауль), был военным инженером. Мать, Элеонора Антоновна, умерла, когда мальчику было всего 8 лет.


Во время обучения в Санкт-Петербургском университете (по окончании которого он получил степень кандидата юридических наук), Евгений Лансере продолжал заниматься скульптурой: искусство всегда оставалось для него самым важным и главным занятием жизни. Художник не получил академического образования, но стал настоящим профессионалом, так как постоянно и методично учился. Лансере посещал Санкт-Петербургскую Академию художеств в качестве вольнослушателя, одним из его учителей был известный русский скульптор-анималист Н.И. Либерих. Большую роль в становлении художника сыграли его поездки в Англию, Францию, Бельгию, Австрию, где он посещал мастерские европейских скульпторов, художественные музеи и выставки.

В 1872 году, в 24-летнем возрасте, Лансере представил Академии художеств свои небольшие по размерам скульптуры из воска и бронзы и получил звание классного художника 1-й степени. В 1874 году за выдающиеся заслуги в области искусства он был признан почетным вольным общником Академии художеств. С 1879 года Лансере – член Московского общества любителей художеств. Работы молодого скульптора стали появляться на выставках, в том числе международных. За свою творческую карьеру Лансере был участником Всемирных выставок в Вене, Париже, Лондоне, Филадельфии, Всероссийской выставки 1882г. Первая персональная выставка художника состоялась в 1886 году, где было представлено около 100 работ мастера.

Романтик по духу, художник совершает поездки в экзотические страны Ближнего Востока, в Алжир, но особенное значение для его творчества имели почти ежегодные путешествия по России: по центральным губерниям, по Украине, Кавказу, Башкирии, Киргизии и многим другим местам, которые давали художнику богатый материал для творчества, яркие впечатления и эмоции.


Лансере Е.А. Скульптура. Казак с казачкой. 1873.

Легко ступая, горделиво шествует конь, на котором восседают грациозная молодая женщина и увлеченный ею молодой казак. Свободно и естественно держатся они в седле, как будто составляя с конем единое целое. Скульптура отличается красотой пластической формы, лаконичным силуэтом, выразительностью жестов. Интерес к деталям и мельчайшим подробностям, которые художник изучал и зарисовывал с натуры, тщательная, порой почти ювелирная по тонкости проработка скульптур, характерны для творческой манеры Лансере. С большой достоверностью художник передает костюмы своих персонажей. Так, молодой казак одет в черкеску с газырями – отделениями для пороховых зарядов. Высокие сапоги-ичиги, традиционная барашковая папаха, ружье и шашка — все те вещи, с которыми не расставался истинный казак. Не менее тщательно вылеплена и каждая деталь одежды молодой казачки, держащей в руке поводья. О популярности этого произведения говорит и тот факт, что ее повторения есть в 18 музеях бывшего СССР.


По отзывам современников и сам Е.А. Лансере был превосходным наездником, которого порой даже сравнивали с кентавром. Свою любимую лошадь скульптор назвал Кабарда.




Е. Лансере и Ф. Шопен

Длительное время мастер сотрудничал с фирмой Феликса Шопена, который включил скульптуры Лансере в свою основную продукцию, считая, что полные жизни композиции молодого скульптора станут популярны не только в России. И он не ошибся, так как именно Лансере внес немалый вклад в рост популярности изделий этой фабрики. После смерти Ф. Шопена его дочь увезла во Францию ряд моделей, которые принадлежали семье Лансере.


Большое значение для создания высокохудожественной скульптуры имеет ее последующая обработка: чеканка, патинирование, тонирование. Лансере всегда уделял этому большое внимание и старался лично присутствовать в литейной мастерской во время отливки и декорирования скульптур.

Среди других предприятий, с которыми сотрудничал Лансере, можно еще отметить заводы Н. Штанге, В. Грачева, И. Сазикова, А. Морана, а также Каслинский чугунолитейный завод.

Евгений Александрович Лансере прожил короткую, но очень насыщенную и плодотворную жизнь. В 38 лет он умер от чахотки, оставив жену Екатерину Николаевну, урожденную Бенуа, и шестерых детей: Софью, Екатерину, Марию, Николая, Евгения, Зинаиду. Трое детей Е. Лансере связали свою жизнь с искусством и стали художниками: Николай Евгеньевич Лансере – архитектор-художник, профессор Академии художеств; Евгений Евгеньевич Лансере – график, живописец, сценограф; Зинаида Евгеньевна Лансере (Серебрякова) – живописец, график. Несколько произведений Е.Е. Лансере и З.Е. Лансере (Серебряковой) также хранятся в коллекции Пермской галереи.

Читайте также: