Гибдд получит право проверять всех водителей на алкоголь

Обновлено: 04.07.2024

Нынешний закон регламентирует, что полицейский при определении у водителя алкогольного опьянения должен приглашать его на прохождение процедуры освидетельствования путем продувки алкотестера. Если водитель отказывается признавать выданные результаты, его ждет следующий шаг — поездка в медицинское учреждение, где будет точно установлено состояние водителя по анализу мочи или крови. Такие правила прописаны в ч. 1.1 ст. 27.12 КоАП.

Как будет работать экспресс-тест?

Это замена носа инспектора. Сейчас он вас останавливает и так вот нюхает. Для того, чтобы исключить этот субъективный процесс нюхания и дальнейших действий, вводится подобная система

Он объяснил, что от участия в экспресс-тестировании водитель вполне может отказаться без каких-либо последствий. Однако предупредил, что это будет основанием для прохождения процедуры освидетельствования при помощи алкотестера.

Упростит работу сотрудникам ГИБДД

Сама процедура будет включать в себя продувку в прибор. Отличие от стандартного алкотестера в том, что на нем нет мундштука. Если у водителя не выявят признаков опьянения, он сможет спокойно продолжить движение, не погружаясь в систему медицинского освидетельствования, потому что это продолжительный процесс.

Напомним, за езду в нетрезвом состоянии водителю грозит штраф 30 тысяч рублей и лишение водительского удостоверения на срок от полутора до двух лет.

Авторы законопроекта уверены, что существующие критерии, по которым сотрудники ГИБДД определяют, пьян или не пьян водитель, не всегда работают.

Сейчас полицейские ориентируются на пять признаков: запах алкоголя изо рта, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, поведение и неустойчивость позы.

Но, например, при наркотическом опьянении это легко можно скрыть. А определить наличие в крови запрещенных веществ поможет только бесконтактный детектор алкоголя или бумажный тест для экспресс-анализа слюны.

Кроме того, понятых и протокола при этом не потребуется – освидетельствование лишь предварительное.

Эксперты с инициативой МВД согласны, но не исключают, что к качеству упрощенных тестов могут возникнуть вопросы. Также, отмечают специалисты отрасли, важно не допустить массовых безосновательных проверок.

В России с января по ноябрь 2019 года произошло 13 835 ДТП по вине нетрезвых водителей (на 10,9% меньше, чем годом ранее) и ещё 3321 авария из-за водителей, отказавшихся от проверки (-3,7%). В общей сложности в них погибло 3760 человек, травмы получили 23 620 участников. Несмотря на спад, доля таких ДТП по-прежнему остаётся довольно высокой – 13% от общего числа происшествий, случившихся по вине водителей.

Неудивительно, что власти продолжают думать над тем, как сократить число тех, кто садится за руль в нетрезвом состоянии. Сейчас у сотрудников ГИБДД есть право отправлять на медосвидетельствование тех автомобилистов, у которых есть признаки опьянения. В их числе: запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица и поведение, которое не соответствует обстановке.


Напомним, сейчас водителей с помощью алкотестера проверяют только в присутствии понятых, при этом необходима видеосъёмка и заполнение протокола. Судя по всему, по новым правилам, всё это будет не нужно для проведения первичного экспресс-теста. В автосообществе опасаются, что это повысит коррупционные риски среди сотрудников ГИБДД.

С 1 марта 2022 года вводится проверка водителей на алкоголизм и наркоманию при получении водительского удостоверения. Хорошая новость в том, что процедуре подлежат не все водители, а лишь имеющие признаки противопоказаний, продлевающие истекшие права либо восстанавливающие их после пьяной езды или отказа пройти медосвидетельствование.

Речь идет о новом проекте Приказа Минздрава № 01/02/11-21/00122162, который опубликован на Федеральном портале правовых актов 2 ноября 2021 года.

Немного истории

Отметим, что ведомство уже несколько раз порывалось внедрить в жизнь этот документ. Первая редакция вообще предусматривала поголовную сдачу всеми водителями анализов: мочи — на психоактивные вещества в организме; крови — для определения карбогидрат-дефицитного трансферрина ( CDT ), концентрация которого свыше 1,2 % от общего объема трансферрина (это белок, который переносит железо из крови в ткани организма) свидетельствует о хроническом алкоголизме.

Конечно же, оплачивать такие исследования, по задумке Минздрава, должны сами водители. Причем эта процедура по времени еще и довольно продолжительная. В итоге справка становилась дорого́й и долгой.

Замысел министерства привел к небывалому ажиотажу: пожалуй, таких километровых очередей перед медкомиссиями страна еще не знала — все хотели получить заветную медсправку до введения новых правил. И тогда час икс перенесли: один раз, второй, третий…

И в последнем релизе окончательной датой вступления в силу обновленного порядка прохождения водительского медосмотра утвердили 1 января 2022-го, а сам документ скорректировали.

Теперь дорогостоящей проверке на алкоголизм и наркоманию подвергались уже не все водители, а лишь те, кто:

  • имеет признаки заболеваний, при которых садиться за руль противопоказано (к примеру, с красными глазами посетил нарколога — попал под подозрение);
  • получает права впервые;
  • продлевает истекшее водительское удостоверение;
  • возвращает права, отобранные за пьяную езду либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования.

В таком виде документ даже одобрила общественность, однако дату вступления его в силу снова перенесли — теперь это 1 марта 2022-го. И вот сейчас, после положительного заключения проектного офиса по регуляторной гильотине (это подразделение Аналитического центра при федеральном правительстве), новые правила опять вынесены на публичное обсуждение. И конечно же, оплачивать исследования водители по-прежнему будут из своего кармана.

Как всё будет работать и сколько придется платить

Уточним: согласно новому порядку прохождения водительского медосмотра, выявленный в крови CDT -маркер или обнаруженные психоактивные вещества в моче сами по себе еще не являются основанием лишить права сесть за руль. Но такая ситуация гарантированно оборачивается для водителя повторными лабораторными исследованиями и новыми осмотрами наркологом и психиатром в условиях стационара — для подтверждения либо отсутствия заболеваний, при которых управление транспортным средством запрещено.

Если же и в этом случае нельзя сделать однозначный вывод о состоянии водителя, тогда вопрос выносится на рассмотрение медицинской комиссии. К слову, если первичные анализы оказались положительными, но водитель отказывается дополнительно обследоваться, тогда о медицинской справке можно даже не мечтать.

Наравне с новыми правилами приказ Минздрава утверждает и новую форму медицинской справки. Документ возвращается к перечню врачей с указанием результата их осмотра. Подобный шаг направлен на борьбу с покупными справками — как ожидается, на таком бланке торговать ими станет гораздо сложнее.

Отсутствующий перечень врачей в сегодняшней медсправке означает и отсутствие их подписи. Именно такой порядок делает подделку документов максимально простой и удобной. Таким образом, с 1 марта 2022 года водительская медицинская справка получит серьезную защиту от нелегального оформления.

Правда, цена такого медицинского заключения для отдельных категорий водителей неприлично вырастет. Расходы на исследования мочи и крови способны взвинтить стоимость такой справки до 5 — 18 тыс. рублей, тогда как сегодня она варьируется от 2,5 тыс. до 6 тыс. рублей, в зависимости от региона.

Читайте также: